г. Пермь |
|
26 мая 2023 г. |
Дело N А50-20106/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 мая 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 мая 2023 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Крымджановой Д.И.
судей Поляковой М.А., Скромовой Ю.В.,
при ведении протокола секретарями судебного заседания до перерыва Малышевой Д.Д., после перерыва Мухаметовой Д.Р.,
при участии:
от истца товарищества собственников недвижимости "Камышловская, 21" (до и после перерыва): Баяндин Р.П., предъявлен паспорт, доверенность от 26.06.2021;
от ответчика Администрации города Перми (до и после перерыва): Инькова С.С., предъявлено удостоверение, доверенность от 15.12.2022;
от иных лиц, участвующих в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещенных надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда, представители не явились;
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика, Администрации города Перми,
на решение Арбитражного суда Пермского края от 26 января 2023 года
по делу N А50-20106/2022
по иску товарищества собственников недвижимости "Камышловская, 21" (ОГРН 1155958050533, ИНН 5905029020)
к Администрации города Перми (ОГРН 025900532460, ИНН 5902290635)
заинтересованные лица: Департамент жилищно-коммунального хозяйства Администрации г. Перми (ОГРН 1125902007043, ИНН 5902293883); общество с ограниченной ответственностью "Новая городская инфраструктура Прикамья" (ОГРН 1035900082206, ИНН 5902817382); публичное акционерное общество "Т Плюс" (ОГРН 1056315070350; ИНН 6315376946); Администрация Индустриального района города Перми (ОГРН 1025901219200, ИНН 5905006167); открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала" (ОГРН 1056604000970, ИНН 6671163413)
об оспаривании бездействия, обязании признать сети бесхозяйным имуществом,
УСТАНОВИЛ:
товарищество собственников недвижимости "Камышловская, 21" обратилось в Арбитражный суд Пермского края с исковым заявлением (с учетом уточнения требований, принятого судом в порядке ст. 49 АПК РФ) к Администрации города Перми о признании незаконным бездействия, выразившееся в непризнании бесхозяйным имуществом, а также в непринятии мер, по постановке на учет в качестве бесхозяйных:
- сетей ХВС, от внешней стены многоквартирного дома по адресу: г. Пермь, ул. Камышловская, 21 (2d=200 мм, длиной 140 п.м.);
- сетей канализации, от внешней стены первого подъезда многоквартирного дома по адресу: г. Пермь, ул. Камышловская, 21, (d=l 00 мм, длиной 30 п.м.); от внешней стены четвертого подъезда многоквартирного дома по адресу: г. Пермь, ул. Камышловская, 21 (d=160 мм, длиной 50 п.м.); от внешней стены пятого подъезда многоквартирного дома по адресу: г. Пермь, ул. Камышловская, 21 (d=160 мм, длиной 50 п.м);
- сетей подающего и обратного трубопровода теплоснабжения первого контура от внешней стены многоквартирного дома по адресу: г.Пермь, ул. Камышловская, 21 (2d=150 мм, длиной 80 п.м.);
- сетей электроснабжения, от ВРУ первого подъезда многоквартирного дома по адресу: г. Пермь, ул. Камышловская, 21 (два кабеля длиной 560 п.м.); от ВРУ второго подъезда многоквартирного дома по адресу: г. Пермь, ул. Камышловская, 21, (два кабеля длиной 390 п.м.); от ВРУ третьего подъезда многоквартирного дома по адресу: г. Пермь, ул. Камышловская, 21, (два кабеля длиной 290 п.м.); от ВРУ четвертого подъезда многоквартирного дома по адресу: г. Пермь, ул. Камышловская, 21, (два кабеля длиной 290 п.м.); от ВРУ пятого подъезда многоквартирного дома по адресу: г. Пермь, ул. Камышловская, 21 (четыре кабеля длиной 340 п.м.); от ВРУ шестого подъезда многоквартирного дома по адресу: г. Пермь, ул. Камышловская, 21, (два кабеля длиной 100 п.м.).
В качестве способа восстановления нарушенного права просит обязать Администрацию города Перми в течении девяносто дней, с даты вступления решения в законную силу принять меры по постановке на учет в качестве бесхозяйных:
- сетей ХВС, от внешней стены многоквартирного дома по адресу: г. Пермь, ул. Камышловская, 21 (2d=200 мм, длиной 140 п.м.);
- сетей канализации, от внешней стены первого подъезда многоквартирного дома по адресу: г. Пермь, ул. Камышловская, 21, (d=l 00 мм, длиной 30 п.м.); от внешней стены четвертого подъезда многоквартирного дома по адресу: г. Пермь, ул. Камышловская, 21 (d= 160 мм, длиной 50 п.м.); от внешней стены пятого подъезда многоквартирного дома по адресу: г. Пермь, ул. Камышловская, 21 (d=l 60 мм, длиной 50 п.м);
- сетей подающего и обратного трубопровода теплоснабжения первого контура от внешней стены многоквартирного дома по адресу: г.Пермь, ул. Камышловская, 21 (2d=l50 мм, длиной 80 п.м.);
- сетей электроснабжения, от ВРУ первого подъезда многоквартирного дома по адресу: г. Пермь, ул. Камышловская, 21 (два кабеля длиной 560 п.м.); от ВРУ второго подъезда многоквартирного дома по адресу: г. Пермь, ул. Камышловская, 21, (два кабеля длиной 390 п.м.); от ВРУ третьего подъезда многоквартирного дома по адресу: г. Пермь, ул. Камышловская, 21, (два кабеля длиной 290 п.м.); от ВРУ четвертого подъезда многоквартирного дома по адресу: г. Пермь, ул. Камышловская, 21, (два кабеля длиной 290 п.м.); от ВРУ пятого подъезда многоквартирного дома по адресу: г. Пермь, ул. Камышловская, 21 (четыре кабеля длиной 340 п.м.); от ВРУ шестого подъезда многоквартирного дома по адресу: г. Пермь, ул. Камышловская, 21, (два кабеля длиной 100 п.м.).
Обязать в течении девяносто дней, с даты вступления решения в законную силу, определить организацию для содержания и обслуживания:
- сетей ХВС, от внешней стены многоквартирного дома по адресу: г. Пермь, ул. Камышловская, 21 (2d=200 мм, длиной 140 п.м.);
- сетей канализации, от внешней стены первого подъезда многоквартирного дома по адресу: г. Пермь, ул. Камышловская, 21, (d=l 00 мм, длиной 30 п.м.); от внешней стены четвертого подъезда многоквартирного дома по адресу: г. Пермь, ул. Камышловская, 21 (d=160 мм, длиной 50 п.м.); от внешней стены пятого подъезда многоквартирного дома по адресу: г. Пермь, ул. Камышловская, 21 (d=160 мм, длиной 50 п.м);
- сетей подающего и обратного трубопровода теплоснабжения первого контура от внешней стены многоквартирного дома по адресу: г. Пермь, ул. Камышловская, 21 (2d=150 мм, длиной 80 п.м.);
- сетей электроснабжения, от ВРУ первого подъезда многоквартирного дома по адресу: г. Пермь, ул. Камышловская, 21 (два кабеля длиной 560 п.м.); от ВРУ второго подъезда многоквартирного дома по адресу: г. Пермь, ул. Камышловская, 21, (два кабеля длиной 390 п.м.); от ВРУ третьего подъезда многоквартирного дома по адресу: г. Пермь, ул. Камышловская, 21, (два кабеля длиной 290 п.м.); от ВРУ четвертого подъезда многоквартирного дома по адресу: г. Пермь, ул. Камышловская, 21, (два кабеля длиной 290 п.м.); от ВРУ пятого подъезда многоквартирного дома по адресу: г. Пермь, ул. Камышловская, 21 (четыре кабеля длиной 340 п.м.); от ВРУ шестого подъезда многоквартирного дома по адресу: г. Пермь, ул. Камышловская, 21, (два кабеля длиной 100 п.м.).
Заявитель просит взыскать штраф за неисполнение судебного акта в размере 2000 руб. за каждый день (в судебном заседании представитель пояснил, что уточнение связано с протяженностью сетей, расположенных на придомовой территории многоквартирного дома с учетом акта комиссионного обследования от 20.12.2022).
Решением Арбитражного суда Пермского края от 26 января 2023 года (резолютивная часть от 19.01.2023) признано незаконным бездействие Администрации города Перми, выразившееся в непризнании бесхозяйным имущества и непринятии мер по постановке на учет в качестве бесхозяйных:
- сетей ХВС, от внешней стены многоквартирного дома по адресу: г. Пермь, ул. Камышловская, 21 (2d=200 мм, длиной 140 п.м.);
- сетей канализации, от внешней стены первого подъезда многоквартирного дома по адресу: г. Пермь, ул. Камышловская, 21, (d=l 00 мм, длиной 30 п.м.); от внешней стены четвертого подъезда многоквартирного дома по адресу: г. Пермь, ул. Камышловская, 21 (d=160 мм, длиной 50 п.м.); от внешней стены пятого подъезда многоквартирного дома по адресу: г. Пермь, ул. Камышловская, 21 (d=160 мм, длиной 50 п.м);
- сетей подающего и обратного трубопровода теплоснабжения первого контура от внешней стены многоквартирного дома по адресу: г.Пермь, ул. Камышловская, 21 (2d=150 мм, длиной 80 п.м.);
- сетей электроснабжения, от ВРУ первого подъезда многоквартирного дома по адресу: г. Пермь, ул. Камышловская, 21 (два кабеля длиной 560 п.м.); от ВРУ второго подъезда многоквартирного дома по адресу: г. Пермь, ул. Камышловская, 21, (два кабеля длиной 390 п.м.); от ВРУ третьего подъезда многоквартирного дома по адресу: г. Пермь, ул. Камышловская, 21, (два кабеля длиной 290 п.м.); от ВРУ четвертого подъезда многоквартирного дома по адресу: г. Пермь, ул. Камышловская, 21, (два кабеля длиной 290 п.м.); от ВРУ пятого подъезда многоквартирного дома по адресу: г. Пермь, ул. Камышловская, 21 (четыре кабеля длиной 340 п.м.); от ВРУ шестого подъезда многоквартирного дома по адресу: г. Пермь, ул. Камышловская, 21, (два кабеля длиной 100 п.м.). На Администрацию города Перми возложена обязанность восстановить нарушенные права и законные интересы заявителя. В случае неисполнения судебного акта в течении девяносто дней с даты вступления решения суда в законную силу взыскать с Администрации города Перми в пользу товарищества собственников жилья "Камышловская,21" неустойку в размере 1000 руб. за каждый день неисполнения судебного акта. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Администрация обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить.
В апелляционной жалобе ее заявитель приводит доводы о том, что Администрация г. Перми является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу, так как полномочия по выявлению бесхозяйных объектов инженерной инфраструктуры закреплены за территориальным органом администрации, который собирает документы и направляет в ДЖКХ, указанные лица имеют статус самостоятельных юридических лиц. Пояснил, что в заключении ДЖКХ указана причина отсутствия оснований для принятия на учет объекта в качестве бесхозяйного имущества - сети построены непосредственно для обеспечения коммунальными услугами жилого комплекса по улице Камышловская 21, затраты на их прокладку и изготовление технической документации были заложены в стоимость квартир в этом доме. Заявитель жалобы также указал, что по каким-то причинам застройщиком была утеряна данная документация, объект не поставлен на учёт как недвижимое имущество, при этом расходы на повторное изготовление технической документации (которая в свою очередь создавалась застройщиком) будут считаться нецелевым расходованием бюджетных средств.
Кроме того, апеллянт отметил, что разрешение сложившейся ситуации возможно путем приема объекта в муниципальную собственность в соответствии с утвержденным решением Пермской городской Думы от 29.01.2008 N 13 порядком приёма в муниципальную собственность города Перми из других форм собственности, то есть истцу необходимо изготовить техническую документацию и поставить объект себе на баланс, после чего передать в собственность муниципального образования.
Апеллянт указал, что сам по себе факт отсутствия регистрации права собственности на объект не свидетельствует о его бесхозяйности, объект не является транзитным и служит только для нужд одного многоквартирного дома, входящие в состав объекта участки сетей используются ресурсоснабжающими организациями, в виду чего они также приходят в негодность.
Определением от 03.03.2023 апелляционная жалоба принята к производству, дело назначено к судебному разбирательству на 19.04.2023.
От товарищества собственников недвижимости "Камышловская, 21" поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором истец указал, что поскольку спорные объекты в состав общего имущества не входят, собственники не вносят плату на их содержание, следовательно, ТСН не имеет возможности их обслуживать, просит решение оставить без изменения, в удовлетворении жалобы - отказать.
Определением суда от 19.04.2023, вынесенным в составе председательствующего Крымджановой Д.И., судей Гуляевой Е.И., Поляковой М.А. судебное заседание отложено на 17.05.2023; лицам, участвующим в деле предложено представить информацию о возведении сетей (застройщиком МКД), сведения о том, являются ли спорные сети транзитными, с документальным обоснованием (акты разграничения балансовой принадлежности, схемы присоединения сетей и пр.), либо ресурсы по сетям поставляются только в многоквартирный дом по ул. Камышловская, 21. Товариществу собственников недвижимости "Камышловская, 21" представить сведения о предпринятых мерах по получению технической документации (технических паспортов) на спорные сети у предыдущей управляющей организации МКД, либо у застройщика.
До начала судебного заседания (15.05.2023) от Администрации города Перми в суд апелляционной инстанции поступили дополнительные доказательства: копии проектной документации, разрешительные документы на строительство, акты ввода в эксплуатацию, акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности.
Определением суда от 15.05.2023 на основании статьи 18 АПК РФ произведена замена судьи Гуляевой Е.И. на судью Скромову Ю.В. Рассмотрение дела производится с самого начала.
16.05.2023 от ООО "Новая городская инфраструктура Прикамья" поступили письменные пояснения относительно возведения сетей с приложением дополнительных документов: акта технической готовности, заключения по ТУ, договора о гарантиях от 16.11.2011, договора N 1/2004 от 11.01.2003 на долевое участие в строительстве жилья, ситуационного плана (канализация), ситуационного плана (водопровод), справки N 61 от 02.12.2011.
17.05.2023 от товарищества собственников недвижимости "Камышловская, 21" в апелляционный суд поступил дополнительный отзыв на жалобу, с приложением письма Департамента жилищно-коммунального хозяйства от 28.04.2023 N 059-04-18/3-273-ри.
Судом рассмотрено заявление Администрации Индустриального района г. Перми о рассмотрении дела в отсутствие представителя и в порядке статьи 159 АПК РФ удовлетворено.
В судебном заседании в соответствии со ст. 163 АПК РФ объявлен перерыв до 23.05.2023.
Администрацией Индустриального района г. Перми в апелляционный суд направлено заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителей.
23.05.2023 в суд апелляционной инстанции от Администрации г. Перми поступили дополнительные пояснения к апелляционной жалобе, с приложением писем структурных подразделений администрации, направленных после принятия обжалуемого решения, в том числе с приложением актов от 16.02.2023 осмотра технического состояния сети канализации жилого дома N 21 по ул. Камышловская, 21 сети теплоснабжения от ТК-481-14-5 до наружной стены жилого дома N 21 по ул. Камышловская, 21 г. Перми.
После перерыва судебное заседание продолжено 23.05.2023 с участием представителей истца и ответчика; представитель ответчика доводы жалобы поддержал, представитель истца против ее удовлетворения возразил.
Представленные лицами, участвующими в деле, дополнительные документы приобщены к материалам дела на основании ст. 268 АПК РФ в отсутствие возражений сторон в целях наиболее полного исследования обстоятельств дела.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как усматривается из материалов дела, товарищество собственников недвижимости "Камышловская, 21" осуществляет управление многоквартирным домом по адресу: г. Пермь, ул. Камышловская, 21, от внешней стены которого проходят инженерные сети холодного водоснабжения и канализации, сети электро- и теплоснабжения. Протяженность сетей в границах земельного участка с кадастровым номером 59:01:4410761:7, являющимся придомовой территорией заявителя, определена в соответствии с актом от 20.12.2022.
ТСН "Камышловская, 21" направлена в адрес Администрации г. Перми претензия (исх. N 20.06/22-1 от 20.06.2022 - л.д.15-16, т.1), в которой истец просит в течение 30 дней признать сети ХВС от внешней стены дома до водопроводной камеры N ВК, инженерные сети электроснабжения от внешней стены дома до трансформаторной подстанции N 7232, подающий и обратный трубопроводы теплоснабжения от внешней стены дома до тепловой камеры N 481-14-9 бесхозяйным имуществом; принять меры по постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного, определить организацию для содержания и обслуживания сетей.
Полагая, что Администрация г. Перми необоснованно уклоняется от проведения мероприятий, связанных с принятием мер по постановке на учет бесхозяйных сетей, истец обратился в арбитражный суд с иском по настоящему делу.
Удовлетворяя иск, суд первой инстанции исходя из того, что выявление бесхозяйных объектов является обязанностью органов местного самоуправления, с учетом того, что собственник спорных участков сетей не установлен, в реестре муниципальной собственности сети не значатся, пришел к выводу о том, что Администрация, как орган муниципальной власти, на котором лежит обязанность по решению вопросов водоснабжения, водоотведения, электро- и теплоснабжения, должна была по результатам рассмотрения претензии заявителя принять меры к выявлению бесхозяйного объекта и постановке его на государственный кадастровый учет, при этом судом присуждена истцу судебная неустойка на случай неисполнения судебного акта, из расчета 1 000 руб. за каждый день неисполнения решения суда.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, исследовав имеющиеся в деле доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, заслушав лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены (изменения) обжалуемого судебного акта.
Согласно части 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
В статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлены способы защиты гражданских прав, перечень которых не является исчерпывающим.
Согласно абзацу 13 статьи 12 ГК РФ защита гражданских прав может быть осуществлена и иными способами, предусмотренными законом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
В силу пункта 1 статьи 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
На основании пункта 3 статьи 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Согласно ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В силу п. 4 ч. 1 ст. 14, п. 4 ч. 1 ст. 16 Закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации. В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении) (п. 4.2 ч. 1 ст. 17 Закона о теплоснабжении).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6 Закона о теплоснабжении к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относится организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Согласно п. 6 ст. 15 Закона о теплоснабжении в случае выявления бесхозяйных тепловых сетей (тепловых сетей, не имеющих эксплуатирующей организации) орган местного самоуправления поселения или городского округа до признания права собственности на указанные бесхозяйные тепловые сети в течение тридцати дней с даты их выявления обязан определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей. Орган регулирования обязан включить затраты на содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей в тарифы соответствующей организации на следующий период регулирования.
Постановлением Администрации г. Перми от 22.02.2008 N 130 утвержден Регламент взаимодействия функциональных и территориальных органов администрации города Перми по выявлению объектов бесхозяйного недвижимого имущества на территории города Перми и подготовке документов для их приобретения в муниципальную собственность города Перми (далее - Регламент), определяющий порядок взаимодействия и разграничивающий функции функциональных и территориальных органов администрации города Перми по выявлению объектов бесхозяйного недвижимого имущества на территории города Перми и подготовке документов для приобретения права муниципальной собственности на выявленный бесхозяйный объект.
На основании п. 3.1 Регламента выявление бесхозяйных объектов осуществляется территориальными органами на основании полномочий, предусмотренных Типовым положением о территориальном органе администрации города Перми, утвержденным решением Пермской городской Думы от 29 января 2013 N 7 "О территориальных органах администрации города Перми", путем непосредственного обнаружения объектов, имеющих признаки бесхозяйного недвижимого имущества, или получения отказа физического или юридического лица от права собственности на недвижимое имущество при условии документального подтверждения отсутствия (невыявления) собственника или его отказа от недвижимого имущества.
Согласно подп. 3.2.3 Регламента территориальный орган в течение 45 дней с даты непосредственного обнаружения объекта, имеющего признаки бесхозяйного недвижимого имущества, осуществляет сбор документов, подтверждающих, что такой объект не имеет собственника или его собственник неизвестен: документы, выданные органами учета государственного и муниципального имущества, подтверждающие, что объект, имеющий признаки бесхозяйного недвижимого имущества, не учтен в реестрах федерального имущества, государственного имущества субъекта Российской Федерации и муниципального имущества; документы, выданные государственными органами (организациями), осуществляющими регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, до введения в действие Федерального закона от 21 июля 1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", подтверждающие, что права на объект, имеющий признаки бесхозяйного недвижимого имущества, не зарегистрированы; документы, подтверждающие отсутствие правообладателей объектов инженерно-технического обеспечения, имеющих признаки бесхозяйного недвижимого имущества; документы, выданные уполномоченным органом, подтверждающие, что права собственности на объект, имеющий признаки бесхозяйного недвижимого имущества, не зарегистрированы.
Объект, имеющий признаки бесхозяйного недвижимого имущества, определяется как бесхозяйный объект с даты поступления в территориальный орган документов, подтверждающих, что такой объект не имеет собственника или собственник которого неизвестен либо от права собственности на который собственник отказался.
В силу п. 3.2.4. Регламента после поступления документов, указанных в пункте 3.2.3 настоящего Регламента, с учетом целевого назначения выявленного бесхозяйного объекта по отраслевому принципу в течение 7 рабочих дней направляет в соответствующий функциональный орган документы для получения заключения об обоснованности и целесообразности принятия выявленного бесхозяйного объекта в муниципальную собственность города Перми, а в отношении бесхозяйных объектов инженерно-технического обеспечения - также для определения особых условий, параметров технической инвентаризации бесхозяйного объекта инженерно-технического обеспечения (при необходимости) и специализированной организации, принимающей выявленный бесхозяйный объект инженерно-технического обеспечения на техническое обслуживание и содержание (эксплуатацию), с представлением: схемы линейного бесхозяйного объекта инженерно-технического обеспечения в масштабе не менее 1:1000; документации о правообладателях сетей, к которым бесхозяйный объект инженерно-технического обеспечения непосредственно присоединен (информация по каждой точке присоединения бесхозяйного объекта); документации об организации, получившей и (или) выполнившей технические условия на строительство бесхозяйного объекта инженерно- технического обеспечения; актов разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности между специализированными организациями и потребителями услуг инженерно-технического обеспечения (при предоставлении специализированными организациями или потребителями); акта осмотра технического состояния объекта, подготовленного в соответствии с пунктом 3.2.2 настоящего Регламента; информации ресурсоснабжающей организации об организации, получившей и (или) выполнившей технические условия на строительство объекта инженерно-технического обеспечения, имеющего признаки бесхозяйного, либо справки ресурсоснабжающей организации об отсутствии такой информации.
В случае поступления документов о собственнике выявленного бесхозяйного объекта и его намерении по осуществлению полномочий собственника и надлежащему содержанию выявленного бесхозяйного объекта либо поступления мотивированного заключения функционального органа о нецелесообразности приобретения бесхозяйного объекта в муниципальную собственность города Перми территориальный орган прекращает работу по сбору документов для постановки бесхозяйного объекта на учет в качестве бесхозяйного имущества и сообщает данную информацию функциональному органу, предусмотренному пунктом 3.3 настоящего Регламента, а также лицу, представившему первичную информацию о выявленном бесхозяйном объекте.
С учетом вышеуказанных положений на уровне муниципального образования имеется регламентированный порядок по выявлению объектов бесхозяйного недвижимого имущества.
Вместе с тем, доводы Администрации о том, что она является ненадлежащим ответчиком по данному требованию, признаны судом апелляционной инстанции не свидетельствующими о незаконности обжалуемого решения, поскольку в рамках своих полномочий заинтересованное лицо (Администрация) имела возможность адресовать письмо заявителя в то структурное подразделение, которое функционально занимается соответствующими вопросами.
Приказом Министерства экономического развития РФ от 10.12.2015 N 931 установлен Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей (далее - Порядок N 931), из п.2 которого следует, что принятие на учет бесхозяйных недвижимых вещей осуществляют: федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав; территориальные органы федерального органа в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав.
На основании решений федерального органа принятие на учет бесхозяйных недвижимых вещей может осуществлять подведомственное ему государственное бюджетное учреждение.
В п. 3 Порядка N 931 предусмотрено, что на учет принимаются здания, сооружения, помещения, которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались.
По смыслу п. 5 названного Порядка, принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления. В заявлении указываются: вид объекта недвижимости, его кадастровый номер, адрес (при наличии), сведения о заявителе, а также сведения о собственнике в случае, если принятие объекта недвижимости на учет в качестве бесхозяйного осуществляется в связи с отказом лица (лиц) от права собственности на объект недвижимости.
Из материалов дела, в том числе представленных в суд апелляционной инстанции, следует, что собственник спорных участков сетей не установлен, в реестре муниципальной собственности данное имущество не значится. Иных собственников спорных сетей не установлено и в ЕГРН не зарегистрировано.
Следовательно, суд первой инстанции верно установил, что данные сети обладают статусом "бесхозяйных".
Результатом взаимодействия территориальных и функциональных органов администрации города Перми является постановка бесхозяйного объекта на учет как бесхозяйного недвижимого имущества в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, определение специализированной организации, которая будет содержать и обслуживать (эксплуатировать) бесхозяйный объект, с последующей государственной регистрацией права муниципальной собственности в органе, уполномоченном в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - уполномоченный орган), и включение бесхозяйного объекта в реестр муниципального имущества города Перми.
В соответствии со ст. 2 Устава города Перми, принятого решением Пермской городской Думы от 25.08.2015 N 150 "О принятии устава города Перми", город Пермь является муниципальным образованием - Пермским городским округом".
Согласно вышеуказанному Уставу города Перми, к вопросам местного значения Пермского городского округа относятся в том числе организация в границах Пермского городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации (статья 11 Устава).
Вопреки доводам ответчика, орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке на учет имущества в качестве бесхозяйного, следовательно, Администрация г. Перми является надлежащим ответчиком по настоящему делу.
Изложенные в жалобе доводы о том, что сети построены непосредственно для обеспечения коммунальными услугами жилого комплекса по улице Камышловская 21, затраты на их прокладку и изготовление технической документации были заложены в стоимость квартир в этом доме, судом апелляционной инстанции рассмотрены и отклонены с учетом следующего.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в частности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы).
Согласно пункту 2 Правил N 491 в состав общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме, в частности включаются: земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства (подпункт "е"); иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом (подпункт "ж").
Таким образом, с учетом вышеуказанных норм действующего законодательства, при отсутствии решения общего собрания собственников помещений дома об ином, сети теплоснабжения, ХВС, водоотведения, электроснабжения расположенные за границами многоквартирного дома, не являются общим имуществом. Прохождение спорных (наружных) участков сетей по придомовой территории само по себе не относит их к общему имуществу собственников помещений многоквартирного дома.
Из имеющихся в деле документов следует и судом установлено, что по результатам рассмотрения претензии ТСН от 20.06.2022 Администрацией подготовлено письмо от 22.07.2022 N 059-01-53/2-557, в котором указано, что Администрацией Индустриального района г. Перми проводится процедура по выявлению бесхозяйных объектов инженерной инфраструктуры, построенных для жилого дома по ул. Камышловская, 21. После сбора необходимого пакета документов будет сформировано заключение о наличии или отсутствии оснований для приобретения выявленных бесхозяйных объектов в муниципальную собственность.
Кроме того, в письме от 28.04.2023 N 059-04-18/30273-ри (после принятия решения суда) Департамент жилищно-коммунального хозяйства установил наличие оснований для приобретения выявленных бесхозяйных сетей, идущих от внешней стены многоквартирного дома N 21 по ул. Камышловская в г. Перми, в муниципальную собственность города Перми, а также установил специализированные организации, которые принимают объекты инженерно- технического обеспечения на техническое обслуживание и содержание.
Суд апелляционной инстанции также учитывает пояснения ООО "НОВОГОР-Прикамье", направленные во исполнение определения от 19.04.2023 по вопросу о возведении спорных сетей, в которых третье лицо сообщило о том, что на текущий момент в архиве общества имеется исполнительная съемка водопровода и канализации по ул. Карпинского, 120а (Камышловская, 21) по состоянию на 11.2011, информацией об устранении отступлений от проекта общество не располагает, информация отсутствует. Акт разграничения балансовой принадлежности между ООО "НОВОГОР-Прикамье" и ТСН "Камышловская, 21" не подписан.
Поскольку ответчиком в нарушение требований законодательства длительное время не принимались меры по принятию на учет спорных сетей в качестве бесхозяйных, суд обоснованно возложил на ответчика указанную обязанность, а также предусмотрел судебную неустойку на случай неисполнения судебного акта.
Из представленных самой администрацией документов следует, после принятия судом первой инстанции решения по данному делу структурные подразделения Администрации начали процедуру обследования сетей (акты осмотра от 16.02.2023) и выявили наличие оснований для приобретения выявленных объектов в муниципальную собственность (письмо от 28.04.2023). При указанных обстоятельствах доводы о нецелевом использовании бюджетных средств подлежат отклонению, поскольку выявление и постановка на учет бесхозяйных сетей является обязанностью органа местного самоуправления.
При названных обстоятельствах решения суда является законным и обоснованным.
Суд апелляционной инстанции считает, что все имеющие существенное значение для рассматриваемого дела обстоятельства судом установлены правильно, представленные доказательства полно и всесторонне исследованы и им дана надлежащая оценка.
Основания для отмены или изменения решения суда первой инстанции по приведенным в апелляционной жалобе доводам отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта в соответствии со ст. 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 26 января 2023 года по делу N А50-20106/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
Д.И. Крымджанова |
Судьи |
М.А. Полякова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-20106/2022
Истец: ТОВАРИЩЕСТВО СОБСТВЕННИКОВ НЕДВИЖИМОСТИ "КАМЫШЛОВСКАЯ, 21"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ПЕРМИ
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ ИНДУСТРИАЛЬНОГО РАЙОНА ГОРОДА ПЕРМИ, Департамент ЖКХ, ОАО "МРСК Урала", ООО "НОВОГОР -Прикамье", ПАО "Т ПЛЮС"