г. Красноярск |
|
26 мая 2023 г. |
Дело N А33-9305/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена "24" мая 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен "26" мая 2023 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - Юдина Д.В.,
судей: Бабенко А.Н., Иванцовой О.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Маланчик Д.Г.,
при участии:
от заявителя (общества с ограниченной ответственностью "Фрегат"): Клименко Е.Р., представителя по доверенности от 22.03.2023,
от ответчика (администрации города Красноярска): Лукьяновой Н.В., представителя по доверенности от 28.12.2022,
от ответчика (Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска): Лукьяновой Н.В., представителя по доверенности от 09.01.2023,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ФРЕГАТ"
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "17" января 2023 года по делу N А33-9305/2022,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ФРЕГАТ" (ИНН 2466151175, ОГРН 1072466007613, далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к администрации города Красноярска (ИНН 2451000840; ОГРН 1022402655758, далее - администрация), Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска (ИНН 2466010657, ОГРН 1032402940800, далее - департамент) с требованием:
1. признать незаконным решение департамента об отказе в предоставлении обществу земельного участка с кадастровым номером 24:50:0400339:1133, общей площадью 13006 +/- 19 кв.м по адресу: г.Красноярск, Советский район, д.Песчанка, ул.Береговая, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: предоставление коммунальных услуг - для строительства без проведения торгов на праве аренды сроком на 10 лет в целях коммунального обслуживания для строительства гидротехнического сооружения по забору воды для промышленных целей, электрической котельной, выраженное в письме от 16.12.2021 N 27434-ги, как противоречащее положениям Земельного кодекса Российской Федерации.
В целях устранения нарушения прав и законных интересов заявителя обязать департамент в течение пяти рабочих дней со дня вступления настоящего решения в законную силу заключить договор с ООО "Фрегат" о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 24:50:0400339:1133, общей площадью 13006 +/- 19 кв.м по адресу: г.Красноярск, Советский район, д.Песчанка, ул.Береговая, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: предоставление коммунальных услуг - для строительства без проведения торгов на праве аренды сроком на 10 лет в целях коммунального обслуживания для строительства гидротехнического сооружения по забору воды для промышленных целей, электрической котельной.
2. Признать незаконным решение департамента об отказе в предоставлении обществу земельного участка с кадастровым номером 24:50:0400339:1134, общей площадью 2793 +/- 19 кв.м по адресу: г.Красноярск, Советский район, д.Песчанка, ул.Береговая, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: предоставление коммунальных услуг - для строительства без проведения торгов на праве аренды сроком на 10 лет в целях коммунального обслуживания для трансформаторной подстанции напряжением свыше 35 кВ, выраженное в письме от 16.12.2021 N 27430-ги, как противоречащее положениям Земельного кодекса Российской Федерации.
В целях устранения нарушения прав и законных интересов заявителя обязать департамент, в течение пяти рабочих дней со дня вступления настоящего решения в законную силу заключить договор с ООО "Фрегат" о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 24:50:0400339:1134, общей площадью 2793 +/- 19 кв.м по адресу: г.Красноярск, Советский район, д.Песчанка, ул.Береговая, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: предоставление коммунальных услуг - для строительства без проведения торгов на праве аренды сроком на 10 лет в целях коммунального обслуживания для трансформаторной подстанции напряжением свыше 35 кВ.
3. Признать незаконным решение департамента об отказе в предоставлении обществу земельного участка с кадастровым номером 24:50:0400339:1136, общей площадью 4999 +/- 25 кв.м по адресу: г.Красноярск, Советский район, д.Песчанка, ул.Береговая, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: предоставление коммунальных услуг - для строительства без проведения торгов на праве аренды сроком на 10 лет в целях коммунального обслуживания для строительства гидротехнического сооружения по забору воды для промышленных целей, выраженное в письме от 16.12.2021 N 27523-ги, как противоречащее положениям Земельного кодекса Российской Федерации.
В целях устранения нарушения прав и законных интересов заявителя обязать департамент, в течение пяти рабочих дней со дня вступления настоящего решения в законную силу заключить договор с ООО "Фрегат" о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 24:50:0400339:1136, общей площадью 4999 +/- 25 кв.м по адресу: г.Красноярск, Советский район, д.Песчанка, ул.Береговая, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: предоставление коммунальных услуг - для строительства без проведения торгов на праве аренды сроком на 10 лет в целях коммунального обслуживания для строительства гидротехнического сооружения по забору воды для промышленных целей.
4. Признать незаконным решение департамента об отказе в предоставлении обществу земельного участка с кадастровым номером 24:50:0400339:1135, общей площадью 22562 +/- 53 кв.м по адресу: г.Красноярск, Советский район, д.Песчанка, ул.Береговая, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: предоставление коммунальных услуг - для строительства без проведения торгов на праве аренды сроком на 10 лет в целях коммунального обслуживания для строительства гидротехнического сооружения по забору воды для промышленных целей, электрической котельной, выраженное в письме от 16.12.2021 N 27524-ги, как противоречащее положениям Земельного кодекса Российской Федерации.
В целях устранения нарушения прав и законных интересов заявителя обязать департамент, в течение пяти рабочих дней со дня вступления настоящего решения в законную силу заключить договор с ООО "Фрегат" о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 24:50:0400339:1135, общей площадью 22562 +/- 53 кв.м по адресу: г.Красноярск, Советский район, д.Песчанка, ул.Береговая, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: предоставление коммунальных услуг - для строительства без проведения торгов на праве аренды сроком на 10 лет в целях коммунального обслуживания для строительства гидротехнического сооружения по забору воды для промышленных целей.
5. Признать незаконным распоряжение администрации от 14.12.2021 N 4492-недв об отмене распоряжений администрации города от 17.02.2020 N 746-недв, от 10.03.2020 N 1086-недв, от 17.02.2020 N 744-недв, от 17.02.2020 N 747-недв "О предварительном согласовании предоставления земельного участка обществу. В целях устранения нарушения прав и законных интересов заявителя, обязать администрацию, в течение пяти рабочих дней со дня вступления настоящего решения в законную силу, отменить распоряжение администрации от 14.12.2021 года N 4492-ги.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 17 января 2023 года в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, заявитель обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить полностью и принять новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель ссылается на то, что решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка является основанием для предоставления земельного участка без проведения торгов. При этом такое основание для отказа в предоставлении земельного участка как не соответствие цели, указанной в заявлении о предварительном согласовании, и цели, указанной в заявлении о предоставлении земельного участка не предусмотрено Земельным кодексом Российской Федерации. Более того, перечень документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов, не предусматривает обязанность представлять документы, подтверждающие право лица, претендующего на приобретение земельных участков в аренду без поведения торгов на основании пункта 4 части 2 статьи 39.6 Земельного кодекса, на объекты недвижимости (строения, сооружения).
В отзыве на апелляционную жалобу департамент с ее доводами не согласился, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда апелляционная жалоба принята к производству, рассмотрение жалобы назначено на 05.04.2023. Судебное заседание в порядке статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации откладывалось до 03.05.2023, 24.05.2023.
Определением врио председателя судебной коллегии в связи с очередным отпуском судьи Барыкина М.Ю. в составе суда произведена замена судьи Барыкина М.Ю. на судью Иванцову О.А.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт, заявил ходатайство о приобщении к материала дела дополнительных доказательств: извещение о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка (10 экземпляров); постановление администрации города Красноярска от 20.10.2021 N 822; заявление ООО "Фрегат" от 16.05.2023; распечатки с mail.ru; фрагмент с публичной кадастровой карты; информация с Дубль ГИС; ответы на обращения от 01.02.2023; выписка из Единого государственного реестра недвижимости; публикации с интернет ресурсов.
Представитель департамента изложил возражения на апелляционную жалобу, просил суд оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, возразил против удовлетворения заявленного ходатайства о приобщении к материалам дела дополнительных доказательств.
Суд апелляционной инстанции, рассмотрев ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных документов, не усмотрел процессуальных оснований, предусмотренных частью 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для его удовлетворения, учитывая то, что заявитель о приобщении указанных доказательств в суде первой инстанции не заявлял, не обосновал невозможность приобщения указанных документов в суде первой инстанции по объективным, не зависящим от него причинам (статьи 65, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Также представителем заявителя заявлено ходатайство об отложении судебного заседания по причине представления новых доказательств.
Рассмотрев заявленное ходатайство, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Согласно части 3 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если лицо, участвующее в деле, извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, заявило ходатайство об отложении судебного разбирательства с обоснованием причины неявки в судебное заседание, арбитражный суд может отложить судебное разбирательство, если признает причины неявки уважительными.
Указанная норма права предусматривают право, но не обязанность суда отложить судебное разбирательство в случае заявления лицом, участвующим в деле, такого ходатайства.
Из ходатайства заявителя следует, что целью отложения судебного заседания является представление новых доказательств.
Согласно части 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дополнительные доказательства принимаются арбитражным судом апелляционной инстанции, если лицо, участвующее в деле, обосновало невозможность их представления в суд первой инстанции по причинам, не зависящим от него.
Заявителем не мотивирована невозможность предоставления указанного доказательства суду первой инстанции, в связи с чем у апелляционного суда отсутствуют основания для отложения судебного разбирательства в целях, указанных заявителем.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела арбитражным апелляционным судом установлены следующие обстоятельства.
ООО "Фрегат" обратилось в департамент с заявлениями о предварительном согласовании в предоставлении земельных участков. По результатам рассмотрения заявлений администрацией изданы распоряжения: от 17.02.2020 N 747-недв о предварительном согласовании предоставления обществу земельного участка площадью 22562,0 кв.м из земель населенных пунктов, расположенного по адресу: г.Красноярск, д.Песчанка, ул.Береговая с видом разрешенного использования - коммунальное обслуживание (код-3.1.1) - земельный участок с кадастровым номером 24:50:0400339:1135; от 10.03.2020 N 1086-недв о предварительном согласовании предоставления обществу земельного участка площадью 2793,0 кв.м из земель населенных пунктов, расположенного по адресу: г.Красноярск, д.Песчанка, ул.Береговая с видом разрешенного использования - коммунальное обслуживание (код-3.1.1) - земельный участок с кадастровым номером 24:50:0400339:1134; от 17.02.2020 N 744-недв о предварительном согласовании предоставления обществу земельного участка площадью 5000,0 кв.м из земель населенных пунктов, расположенного по адресу: г.Красноярск, д.Песчанка, ул.Береговая с видом разрешенного использования - коммунальное обслуживание (код-3.1.1) земельный участок с кадастровым номером 24:50:0400339:1136; от 17.02.2020 N 746-недв о предварительном согласовании предоставления обществу земельного участка площадью 13006,0 кв.м из земель населенных пунктов, расположенного по адресу: г.Красноярск, д.Песчанка, ул.Береговая с видом разрешенного использования - коммунальное обслуживание (код-3.1.1) - земельный участок с кадастровым номером 24:50:0400339:1133.
ООО "Фрегат" выполнило мероприятия по межеванию и постановке на кадастровый учет спорных земельных участков.
В дальнейшем ООО "Фрегат" обратилось в департамент с заявлениями:
от 16.11.2021 N 27911-ги о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 24:50:0400339:1135, общей площадью 22562 +/- 53 кв.м по адресу: г.Красноярск, Советский район, д.Песчанка, ул.Береговая, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: предоставление коммунальных услуг - для строительства без проведения торгов на праве аренды сроком на 10 лет в целях коммунального обслуживания для строительства гидротехнического сооружения по забору воды для промышленных целей, электрической котельной; от 16.11.2021 N 27912-ги о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 24:50:0400339:1134, общей площадью 2793 +/- 19 кв.м по адресу: г.Красноярск, Советский район, д.Песчанка, ул.Береговая, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: предоставление коммунальных услуг - для строительства без проведения торгов на праве аренды сроком на 10 лет в целях коммунального обслуживания для трансформаторной подстанции напряжением свыше 35 кВ; от 16.11.2021 N 27913-ги о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 24:50:0400339:1136, общей площадью 4999 +/- 25 кв.м по адресу: г.Красноярск, Советский район, д.Песчанка, ул.Береговая, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: предоставление коммунальных услуг - для строительства без проведения торгов на праве аренды сроком на 10 лет в целях коммунального обслуживания для строительства гидротехнического сооружения по забору воды для промышленных целей; от 16.11.2021 N 27914-ги о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 24:50:0400339:1133, общей площадью 13006 +/- 19 кв.м по адресу: г. Красноярск, Советский район, д.Песчанка, ул.Береговая, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: предоставление коммунальных услуг - для строительства без проведения торгов на праве аренды сроком на 10 лет в целях коммунального обслуживания для строительства гидротехнического сооружения по забору воды для промышленных целей, электрической котельной;
Распоряжением администрации от 14.12.2021 N 4492-недв отменены распоряжения администрации города от 17.02.2020 N 746-недв, 10.03.2020 N 1086-недв, 17.02.2020 N 744-недв, 17.02.2020 N 747-недв о предварительном согласовании предоставления спорных земельных участков обществу.
11.01.2022 ООО "Фрегат" получены уведомления и распоряжение от 14.12.2021, согласно которым, департамент отказал в предоставлении в аренду без проведения торгов испрашиваемых земельных участков по следующим основаниям: уведомление от 16.12.2021 N 27434-ги: для размещения гидротехнических сооружений, необходимых для эксплуатации водохранилищ (плотин, водосбросов, водозаборных, водовыпускных и других гидротехнических сооружений) классификатором отнесено к виду разрешенного использования - гидротехнические сооружения (код 11.3), который, в установленной градостроительным регламентом территориальной зоной речного транспорта (Т2) не предусмотрен, в то время как испрашиваемый земельный участок имеет вид разрешенного использования коммунальное обслуживание (код-3.1.1); ООО "Фрегат" не представило документы подтверждающие право собственности на объекты капитального строительства, расположенные на земельном участке, предоставление которых предусмотрено Административным регламентом предоставления муниципальной услуги по предоставлению земельного участка для строительства без проведения торгов (реестровый номер услуги - 02/00/009) утвержденный распоряжением администрации г.Красноярска от 23.11.2012 N234-р4 (далее - Административный регламент); земельный участок с кадастровым номером 24:50:0400339:1133 согласован в целях строительства многофункционального узла связи для обеспечения связью речного транспорта, тепловой сети диаметром 700 мм, электрических сетей свыше 35 кВ, трансформаторной подстанции напряжением свыше 35 Кв. Испрашиваемый объект, указанный в заявлении, не соответствует объекту, предполагаемому к размещению в границах земельного участка с кадастровым номером 24:50:0400339:1133, в отношении которого принято решение о предварительном согласовании; уведомление от 16.12.2021 N 2743-ги: ООО "Фрегат" не представил документы подтверждающие право собственности на объекты капитального строительства, расположенные на земельном участке, предоставление которых, предусмотрено Административным регламентом; земельный участок с кадастровым номером 24:50:0400339:1134 согласован в целях строительства сети связи, тепловых сетей, диаметром 700 мм, электрических сетей свыше 35 кВ. Испрашиваемый объект, указанный в заявлении, не соответствует объекту, предполагаемому к размещению в границах земельного участка с кадастровым номером 24:50:0400339:1134, в отношении которого принято решение о предварительном согласовании; уведомление от 16.12.2021 N 27523-ги: для размещения гидротехнических сооружений, необходимых для эксплуатации водохранилищ (плотин, водосбросов, водозаборных, водовыпускных и других гидротехнических сооружений) классификатором отнесено к виду разрешенного использования - гидротехнические сооружения (код 11.3), который, в установленной градостроительным регламентом территориальной зоной речного транспорта (Т2) не предусмотрен, в то время как испрашиваемый земельный участок имеет вид разрешенного использования коммунальное обслуживание (код-3.1.1); ООО "Фрегат" не представило документы подтверждающие право собственности на объекты капитального строительства, расположенные на земельном участке, предоставление которых предусмотрено Административным регламентом; земельный участок с кадастровым номером 24:50:0400339:1136 согласован в целях строительства сети связи, тепловых сетей, диаметром 700 мм, сетей электроснабжения свыше 35 кВ. Испрашиваемый объект, указанный в заявлении, не соответствует объекту, предполагаемому к размещению в границах земельного участка с кадастровым номером 24:50:0400339:1136, в отношении которого принято решение о предварительном согласовании; уведомление от 16.12.2021 N 27524-ги: для размещения гидротехнических сооружений, необходимых для эксплуатации водохранилищ (плотин, водосбросов, водозаборных, водовыпускных и других гидротехнических сооружений) классификатором отнесено к виду разрешенного использования - гидротехнические сооружения (код 11.3), который, в установленной градостроительным регламентом территориальной зоной речного транспорта (Т2) не предусмотрен, в то время как испрашиваемый земельный участок имеет вид разрешенного использования коммунальное обслуживание (код-3.1.1); ООО "Фрегат" не представило документы подтверждающие право собственности на объекты капитального строительства, расположенные на земельном участке, предоставление которых предусмотрено Административным регламентом; земельный участок с кадастровым номером 24:50:0400339:1134 согласован в целях строительства котельной с использованием трубопроводов внутренним диаметром 700 мм, в том числе камер тепловых сетей, сетей электрических напряжением свыше 35 кВ. Испрашиваемый объект, указанный в заявлении, не соответствует объекту, предполагаемому к размещению в границах земельного участка с кадастровым номером 24:50:0400339:1135, в отношении которого принято решение о предварительном согласовании.
В письменных отказах департамент дополнительно сообщил заявителю об отмене распоряжением администрации от 14.12.2021 распоряжений администрации о предварительном согласовании предоставления испрашиваемых земельных участков.
Из представленного в материалы дела заключения специалиста от 22.10.2021, подготовленного ООО "Капитал" следует, что для размещения гидротехнического сооружения (водозабор) в соответствии с нормативной документацией, используемой при проектировании гидротехнического сооружения необходима суммарная территория в границах земельных участков с кадастровыми номерами: 24:50:0400339:1133, 24:50:0400339:1134, 24:50:0400339:1135, 24:50:0400339:113.
В материалы дела представлены заключения от 02.12.2021, подготовленные департаментом в отношении земельных участков: 24:50:0400339:1133, 24:50:0400339:1134, 24:50:0400339:1135, 24:50:0400339:1136, из которых следует, что земельные участки визуально свободны от застройки. К заключениям приложены фотоматериалы.
Сведения об испрашиваемых земельных участках внесены в Единый реестр недвижимости, что подтверждается представленными в материалы дела выписками из Единого государственного реестра недвижимости.
Полагая, что оспариваемые уведомления и распоряжение нарушает права заявителя, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания оспариваемого ненормативного правового акта (действий, бездействия) недействительным необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие его закону или иным нормативным правовым актам и нарушение им прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт.
При этом, исходя из бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что общество не доказало наличие оснований для предоставления земельных участков в соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции поддерживает данный вывод суда первой инстанции, на основании следующего.
Законодательство о защите конкуренции предусматривает приоритетный порядок передачи прав в отношении государственного или муниципального имущества посредством конкурсов или аукционов. При этом конкурентные процедуры распоряжения земельными участками определяются положениями Земельного кодекса Российской Федерации (части 1, 2 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции").
По общему правилу, предусмотренному пунктом 1 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона.
Одним из основных принципов земельного законодательства является представление земельных участок на конкурентной основе - на торгах. Представление земельных участков без проведения торгов является исключением из данного общего принципа, обуславливаемым спецификой правоотношений.
Земельным кодексом Российской Федерации установлен исчерпывающий перечень условий, когда договор аренды земельного участка заключается без проведения торгов.
Согласно пункту 13 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации под строительством понимается создание зданий, строений, сооружений. Следовательно, термин "размещение" не тождественен термину "строительство".
В соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка юридическим лицам для размещения объектов, предназначенных для обеспечения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, связи, нефтепроводов, объектов федерального, регионального или местного значения, то есть объектов, которые уже существуют или находятся в стадии строительства. Во всех иных случаях земельный участок для целей размещения объектов должен предоставляться в общем порядке, то есть с соблюдением публичных процедур.
Из буквального толкования положений подпункта 4 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что данная норма предусматривает размещение не объектов электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, а объектов, предназначенных для обеспечения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения.
Таким образом, по смыслу подпунктом 4 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка юридическим лицам для размещения объектов, предназначенных для обеспечения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, связи, нефтепроводов без проведения торгов осуществляется в целях размещения объектов, имеющих вспомогательную функцию по отношению к другим основным объектам и которые самостоятельного значения не имеют.
Как следует из заявления о выдаче предварительного согласования спорных земельных участков, общество преследовало цель построить многофункциональный узел связи, сети связи, котельную. Из заявлений о предоставлении этих же земельных участков усматривается, что общество имело намеренье построить гидротехническое сооружение, трансформаторную подстанцию.
Применительно к обстоятельствам настоящего спора, исходя из совокупного анализа приведенных в подпункте 4 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, положений, суд апелляционной инстанции делает вывод о том, что предоставление земельных участков в "упрощенном порядке", то есть без проведения торгов, осуществляется в ситуациях, когда имеется необходимость обеспечения прав на свободный доступ к электро-, тепло-, газо- и водоснабжению конкретных субъектов в отношении объектов, которые уже существуют или находятся в стадии строительства, во всех иных случаях земельные участки для целей размещения объектов должны предоставляться в общем порядке, то есть с соблюдением публичных процедур.
Доказательства того, что заявитель является лицом, которое имеет право на приобретение земельных участков без проведения торгов, не представлено (статьи 9, 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). В ходе рассмотрения дела такое право также не доказано. Документов из которых возможно установить объекты, которые будут обеспечиваться электро-, тепло-, газо- и водоснабжением планируемых к строительству объектов, не представлено.
На основании изложенного, а также учитывая, что целью заявителя является строительство сооружений, как самостоятельных объектов, доказательств наличия объектов, которые будут обеспечиваться водоснабжением не представлено, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии у департамента оснований для предоставления обществу земельных участков в аренду без проведения торгов по правилам подпункта 4 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации.
Заявитель просит признать незаконным распоряжение администрации от 14.12.2021 N 4492-ги об отмене распоряжений администрации от 17.02.2020 N 746-недв, от 10.03.2020 N 1086-недв, от 17.02.2020 N 744-недв, от 17.02.2020 N 747-недв.
Руководствуясь частью 1 статьи 48 федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации самоуправления в Российской Федерации", в рамках проведенного самоконтроля за соблюдением действующего законодательства при осуществлении публичных функций, администрацией издано распоряжение об отмене распоряжений, являющихся основанием для предоставления земельных участков в порядке, установленном статьей 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации, на основании подпункта 4 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации.
Решение об отмене распоряжений о предварительном согласовании связано с отсутствием оснований для предоставления ООО "Фрегат" спорных земельных участков в порядке, предусмотренном подпунктом 4 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации.
Распоряжение администрации от 14.12.2021 N 4492-недв издано в целях приведения правовых актов города в соответствие с земельным законодательством Российской Федерации.
На основании изложенного, а также учитывая, что у департамента имелись основания для отказа в предоставлении земельных участков без проведения торгов, то распоряжение администрации от 14.12.2021 N 4492-ги является законным и обоснованным.
При указанных выше обстоятельствах, требования заявителя не подлежат удовлетворению.
Вопреки позиции заявителя, принятие департаментом решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка не возлагает на департамент безусловной обязанности по заключению договора аренды с лицом, которому было согласовано предварительное предоставление земельного участка, при отсутствии на то правовых оснований. Положительное решение вопроса о предварительном согласовании предоставления заявителю испрашиваемого земельного участка не является безусловным основанием для последующего предоставления обществу этого земельного участка в аренду без проведения торгов. Предоставление земельного участка является отдельным самостоятельным решением уполномоченного органа, принимаемым при соблюдении всех требований земельного законодательства, действующих на момент его принятия.
Иные доводы жалобы сводятся к изложению обстоятельств дела, которые были предметом исследования и оценки суда, что не свидетельствует о допущенных им нарушениях норм процессуального права.
Судом апелляционной инстанции не установлено оснований для отмены решения суда первой инстанции и для удовлетворения апелляционной жалобы.
Согласно статье 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы подлежат отнесению на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "17" января 2023 года по делу N А33-9305/2022 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
Д.В. Юдин |
Судьи |
А.Н. Бабенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-9305/2022
Истец: ООО "ФРЕГАТ"
Ответчик: Администрация города Красноярска, департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска
Третье лицо: Клименко Елена Рашитовна