г. Самара |
|
26 мая 2023 г. |
Дело N А72-18064/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 мая 2023 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 мая 2023 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Буртасовой О.И.,
судей Деминой Е.Г., Морозова В.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Андреевой С.С.,
с участием:
от истца - Шанина Д.В. представитель по доверенности от 01.12.2022, диплом,
от ответчика - представители не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 23 мая 2023 года в зале N 1 апелляционную жалобу Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 02 марта 2023 года по делу N А72-18064/2022 (судья Котельников А.Г.)
по иску общества с ограниченной ответственностью "Альянс Клиник плюс" (ИНН 7325112870, ОГРН 1127325002771) к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области (ИНН 7326010737, ОГРН 1027301407100) о взыскании стоимости оказанных медицинских услуг,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Альянс Клиник плюс" (далее - истец), обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с исковым заявлением к УФСИН России по Ульяновской области (далее - ответчик), о взыскании 132 187 руб. 02 коп., из которых 128 489 руб. - денежные средства в счёт оказания медицинской помощи, 3 698 руб. 02 коп. - проценты за пользование чужими денежными средствами.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 02 марта 2023 года исковые требования удовлетворены частично. С ответчика в пользу истца взыскано 128 489 (сто двадцать восемь тысяч четыреста восемьдесят девять) руб. - стоимость оказанных медицинских услуг; 1 610 (одна тысяча шестьсот десять) руб. 51 коп. - проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 02.10.2022 по 01.12.2022; 4 887 (четыре тысячи восемьсот восемьдесят семь) руб. 54 коп. - расходы по оплате государственной пошлины. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обратился в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Ульяновской области от 02 марта 2023 и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении искового заявления ООО "Альянс Клиник плюс".
Апелляционная жалоба мотивирована неполным выяснением и недоказанностью имеющих значение для дела обстоятельств, несоответствием изложенных в обжалуемом судебном акте выводов обстоятельствам дела, нарушением и неправильным применением норм материального и процессуального права.
Заявитель апелляционной жалобы считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене, поскольку ссылка на п.5 Правил оказания медицинской помощи сотрудникам уголовно-исполнительной системы и Правила возмещения медицинским организациям государственной и муниципальной систем здравоохранения расходов на оказание медицинской помощи, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 N 911 (далее - Постановление Правительства РФ N 911), не может быть применена к оплате услуг, оказанных ООО "Альянс Клиник плюс". Указанные Правила регулируют правоотношения только между территориальным органом федерального органа исполнительной власти и организацией государственной и муниципальной системы здравоохранения, к которым ООО "Альянс Клиник плюс" не относится.
Кроме того заявитель жалобы обращает внимание на то, что оказанная истцом медицинская помощь сотруднику УФСИН России по Ульяновской области не является случаем оказания услуг в связи с аварией, иной чрезвычайной ситуацией природного или техногенного характера в соответствии с Федеральным законом РФ от 21.12.1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
Также заявитель жалобы полагает, что исходя из п. 4 ст. 1109 ГК РФ не подлежит взысканию плата за фактически оказанные услуги для государственных нужд в отсутствие заключенного государственного контракта. Иной подход допускал бы поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных или муниципальных нужд в обход норм Закона о контрактной системе (ст. 10 ГК РФ).
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.04.2023 апелляционная жалоба принята к производству.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель истца возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве на нее, и просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о дате и месте судебного разбирательства извещены своевременно и надлежащим образом, что позволяет суду в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотреть дело в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268 АПК РФ правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в судебном акте, установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения судебного акта, принятого арбитражным судом первой инстанции.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 07.07.2022 в отделение ООО "Альянс Клиник плюс", расположенное на базе первичного сосудистого центра государственного учреждения здравоохранения "Центральная городская клиническая больница г.Ульяновска" (далее - ГУЗ "ЦГКБ г. Ульяновска"), по экстренным показаниям с диагнозом "ИБС. Инфаркт миокарда нижней стенки левого желудочка и правого желудочка без подъема сегмента ST, тип 1" был госпитализирован Хисамов Дамир Мясумович, являющийся сотрудником УФСИН России по Ульяновской области (младший инспектор 2-й категории комендантской службы федерального казённого учреждения "Отдел по конвоированию Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Ульяновской области").
В связи с необходимостью оказания медицинской помощи в экстренной форме по неотложным показаниям ООО "Альянс Клиник плюс" пациенту Хисамову Д.М. была оказана медицинская услуга "Коронарная реваскуляризация миокарда с применением ангиопластики в сочетании со стентированием при ишемической болезни сердца, установка одного стента (DES Calipso 2,25*23 мм)". В период с 07.07.2022 по 12.07.2022 пациент Хисамов Д.М. находился на стационарном лечении в ООО "Альянс Клиник плюс", что подтверждается представленной в материалы дела выпиской из медицинской карты стационарного больного N 207 (по форме N 027-У).
Из искового заявления следует, что ООО "Альянс Клиник плюс" оказывает медицинскую помощь в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи населению за счет средств обязательного медицинского страхования, включено в реестр медицинский организаций для осуществления деятельности в сфере обязательного медицинского страхования (реестровый номер 00839300000000000).
Стоимость оказанных истцом медицинских услуг и последующего лечения Хисамова Д.М. составила 128 489 руб.
Полагая, что указанные расходы за оказанные медицинские услуги подлежат взысканию с УФСИН России по Ульяновской области, сотрудником которого является Хисамов Д.М., поскольку он как сотрудник УФСИН не застрахован по договору обязательного медицинского страхования, истец 24.10.2022 направил в адрес ответчика претензию с требованием возместить стоимость медицинских услуг.
Поскольку претензия оставлена ответчиком без удовлетворения, истец обратился с настоящим иском в арбитражный суд.
Возражая против удовлетворения иска, ответчик указал на то, что ООО "Альянс Клиник плюс" не является государственной или муниципальной организацией системы здравоохранения, вместе с тем, как следует из пункта 5 Правил возмещения медицинским организациям государственной и муниципальной систем здравоохранения расходов на проведение медицинских осмотров, диспансеризации военнослужащих, оказание медицинской помощи военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, сотрудникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, уголовно-исполнительной системы, таможенных органов Российской Федерации, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, и лицам начальствующего состава органов федеральной фельдъегерской связи, а также отдельным категориям граждан, уволенных с военной службы, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2004 года N 911 (далее - Правила N911), медицинская помощь оказывается сотрудникам уголовно-исполнительной системы в медицинских организациях государственной или муниципальной системы здравоохранения с возмещением расходов по оказанию медицинской помощи этим организациям здравоохранения соответствующими федеральными органами исполнительной власти.
Также ответчик указывает на то, что между УФСИН России по Ульяновской области (Заказчик) и ГУЗ "ЦГКБ г. Ульяновска" (Исполнитель) заключен государственный контракт от 17.03.2022 N 46, по условиям которого Исполнитель оказывает медицинскую помощь и иные медицинские услуги сотрудникам УФСИН России по Ульяновской области и подведомственных ему учреждений, содержащимся за счёт средств федерального бюджета. Предметом данного контракта являются медицинские услуги, которые не могут быть оказаны ФКУЗ "МСЧ МВД России по Ульяновской области". Дополнительным соглашением N 141 от 13.12.2022 к указанному контракту перечень работ и услуг по оказанию медицинской помощи сотрудникам УФСИН России по Ульяновской области в ГУЗ "ЦГКБ г. Ульяновска" дополнен услугой "стационарная помощь" по специальности "кардиология". Таким образом, по мнению ответчика, оплате в установленном порядке подлежит стационарная помощь по специальности "кардиология", оказанная сотрудникам УФСИН России по Ульяновской области ГУЗ "ЦГКБ г. Ульяновска".
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из следующего.
В соответствии с подпунктом "ж" пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" сотрудники уголовно-исполнительной системы не включены в систему обязательного медицинского страхования, и на них не возложена обязанность по уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование.
Согласно статьи 11 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", отказ в оказании медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и взимание платы за ее оказание медицинской организацией, участвующей в реализации этой программы, и медицинскими работниками такой медицинской организации не допускаются. Медицинская помощь в экстренной форме оказывается медицинской организацией и медицинским работником гражданину безотлагательно и бесплатно. Отказ в ее оказании не допускается.
Частью 3 статьи 25 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" предусмотрено, что военнослужащие и приравненные к ним лица имеют право на получение медицинской помощи в ведомственных медицинских организациях, а при их отсутствии в ведомственных медицинских организациях отделений соответствующего профиля, специалистов либо специального медицинского оборудования - на получение медицинской помощи в порядке, установленном Правительством РФ, за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на эти цели федеральным органам исполнительной власти и федеральным государственным органам, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба или приравненная к ней служба.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 10 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", сотрудник, проходящий службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, имеет право на бесплатное оказание медицинской помощи, при отсутствии по месту службы, месту жительства или иному месту нахождения сотрудника медицинских организаций уполномоченного федерального органа исполнительной власти либо при отсутствии в них соответствующих отделений или специального медицинского оборудования медицинское обеспечение сотрудника осуществляется в иных медицинских организациях государственной системы здравоохранения или муниципальной системы здравоохранения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 N 911 "О порядке оказания медицинской помощи, возмещения расходов на ее оказание, проведение медицинских осмотров, диспансеризации, санаторно-курортного обеспечения и осуществления отдельных выплат некоторым категориям военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и членам их семей, а также отдельным категориям граждан, уволенных с военной службы" утверждены Правила возмещения медицинским организациям государственной и муниципальной систем здравоохранения расходов на оказание медицинской помощи, в том числе сотрудникам уголовно-исполнительной системы (далее - Правила).
Согласно пункту 2 указанных Правил, расходы организаций здравоохранения на оказание медицинской помощи возмещаются сотрудникам территориальным органом соответствующего федерального органа исполнительной власти в субъекте Российской Федерации, где проходят военную службу (службу) сотрудники, по тарифам, действующим на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (в организации здравоохранения) на момент оказания медицинской помощи.
В соответствии с пунктом 3 Правил, организация здравоохранения в течение 5 суток после завершения прохождения военнослужащим медицинского осмотра, диспансеризации, лечения военнослужащего, гражданина, призванного на военные сборы, или сотрудника, а также гражданина, уволенного с военной службы, в стационарных или амбулаторных условиях либо прохождения ими обследования (освидетельствования) оформляет выписку из медицинской карты стационарного больного (медицинской карты пациента, получающего медицинскую помощь в амбулаторных условиях), счет-фактуру за проведенные медицинский осмотр, диспансеризацию военнослужащего, оказанную военнослужащему, гражданину, призванному на военные сборы, или сотруднику, а также гражданину, уволенному с военной службы, медицинскую помощь, а также при необходимости дополнительные материалы, содержащие информацию об оказанной медицинской помощи военнослужащему, гражданину, призванному на военные сборы, или сотруднику, а также гражданину, уволенному с военной службы, и направляет их в соответствующий территориальный орган федерального органа исполнительной власти (федерального государственного органа), с которым заключен договор, с указанием банковских реквизитов этой организации и ее почтового адреса.
При оказании медицинской помощи военнослужащим или сотрудникам по неотложным показаниям организацией здравоохранения, не заключившей договор об оказании медицинской помощи с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, эта организация здравоохранения оформляет договор, счет-фактуру и другие документы, указанные в пункте 3 настоящих Правил, и направляет их для подписания и оплаты в указанный территориальный орган федерального органа исполнительной власти (федерального органа государственной власти) (пункт 5 Правил).
С учетом приведенных выше норм, суд первой инстанции пришел к верным выводам о том, что:
- законом предусмотрено право сотрудника органов уголовно-исполнительной системы на бесплатное получение медицинской помощи;
- в случае отсутствия возможности оказания такому сотруднику медицинской помощи в медицинских организациях федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел сотрудник имеет право на получение медицинской помощи в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения. Механизм реализации этого права предусмотрен Правилами N 911, согласно которым медицинская помощь оказывается сотруднику в соответствии с договором, заключенным между территориальным органом федерального органа исполнительной власти (федерального государственного органа) и медицинской организацией;
- по экстренным медицинским показаниям медицинская помощь сотрудникам органов уголовно-исполнительной системы оказывается организацией государственной или муниципальной системы здравоохранения и при отсутствии заключенного между территориальным органом федерального органа исполнительной власти (федерального государственного органа) и медицинской организацией договора;
- расходы, связанные с оказанием медицинской помощи сотруднику, возмещаются медицинским организациям в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на эти цели территориальному органу федерального органа исполнительной власти (федеральному государственному органу).
ООО "Альянс Клиник плюс" не относится к медицинским организациям государственной или муниципальной системы здравоохранения, однако указанное медицинское учреждение, согласно выписке из реестра лицензий, оказывает услуги при оказании высокотехнологичной медицинской помощи в стационарных условиях по сердечно-сосудистой хирургии.
Согласно Территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Ульяновской области на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, утвержденной постановлением Правительства Ульяновской области от 30.12.2021 N 735-П (далее - Территориальная программа) в рамках данной программы (за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации) на территории Ульяновской области бесплатно предоставляются и оказываются специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь, в том числе: в государственном учреждении здравоохранения "Центральная городская клиническая больница г. Ульяновска" - по профилям "травматология и ортопедия", "урология", "абдоминальная хирургия", "акушерство и гинекология", "комбустиология", "нейрохирургия", а также обществами с ограниченной ответственностью "Альянс Клиник плюс" и "Альянс Клиник Свияга" - по профилю "сердечно-сосудистая хирургия" за исключением периода включения их в перечень медицинских организаций, подведомственных Министерству здравоохранения Ульяновской области, которые перепрофилируются для оказания медицинской помощи пациентам с подтвержденным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19) или с подозрением на новую коронавирусную инфекцию (COVID-19) в стационарных условиях в соответствии с распоряжением Правительства Ульяновской области от 28.05.2020 N 300- пр.
Кроме того, высокотехнологичная медицинская помощь, являющаяся частью специализированной медицинской помощи, оказывается медицинскими организациями в соответствии с Перечнем видов высокотехнологичной медицинской помощи, содержащим в том числе методы лечения и источники финансового обеспечения высокотехнологичной медицинской помощи, представленным в приложении N 1 к Территориальной программе (далее - Перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи) (п. 2.5 Территориальной программы).
Пунктом 2.9 Территориальной программы предусмотрено, что медицинская помощь оказывается в следующих формах:
1) экстренная - медицинская помощь, оказываемая при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, представляющих угрозу жизни пациента; 2) неотложная - медицинская помощь, оказываемая при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний без явных признаков угрозы жизни пациента;
3) плановая - медицинская помощь, которая оказывается при проведении профилактических мероприятий, при заболеваниях и состояниях, не сопровождающихся угрозой жизни пациента, не требующих экстренной и неотложной медицинской помощи, отсрочка оказания которой на определенное время не повлечет за собой ухудшение состояния пациента, угрозу его жизни и здоровью.
Коронарная реваскуляризация миокарда с применением ангиопластики в сочетании со стентированием при ишемической болезни сердца включена в Перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи (раздел "Сердечно-сосудистая хирургия", п.39), модель пациента: нестабильная стенокардия, острый и повторный инфаркт миокарда (без подъема сегмента ST электрокардиограммы); вид лечения: хирургическое лечение; метод лечения: баллонная вазодилатация с установкой 1 стента в сосуд (сосуды); норматив финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи 128 489 рублей.
Представленными в материалы дела документами, подтверждается наличие у Хисамова Д.М. медицинских показаний для оказания экстренной высокотехнологической медицинской помощи, а также сам факт оказания истцом медицинской помощи вышеуказанному сотруднику органов уголовно-исполнительной системы Российской Федерации ответчиком не оспаривается.
С учетом выше изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что между сторонами сложились правоотношения, связанные с предоставлением сотруднику органов уголовно-исполнительной системы Российской Федерации медицинской помощи.
В суде первой инстанции ответчик не оспаривал стоимость оказанной медицинской помощи, однако указывал на невозможности оплаты оказанных услуг в отсутствие заключенного договора, а также неправомерности оплаты оказанных услуг частной медицинской организации из целевых средств федерального бюджета.
Из материалов дела усматривается, что между 17.03.2022 УФСИН России по Ульяновской области (Государственный заказчик) и ГУЗ "Центральная городская клиническая больница г. Ульяновска" (Исполнитель) заключен государственный контракт N 46 на оказание медицинской помощи, по условиям котрого Исполнитель в течение срока действия контракта оказывает медицинскую помощь и иные медицинские услуги согласно приложению N 1 сотрудникам УФСИН России по Ульяновской области, сотрудникам учреждений, подведомственных УФСИН России по Ульяновской области и сотрудникам Федерального казенного учреждения здравоохранения "Медико-санитарная часть N 73 Федеральной службы исполнения наказаний", содержащимся за счет средств федерального бюджета (п. 1.1). предметом настоящего контракта являются медицинские услуги, которые не могут быть оказаны (могут быть оказаны не в полном объеме) ФКУЗ "МСЧ МВД России по Ульяновской области" (п.1.2). Государственный заказчик оплачивает в пределах выделенных бюджетных ассигнований Исполнителю затраты, связанные с оказанием медицинской помощи сотрудникам УФСИН, а исполнитель обеспечивает оказание сотрудникам медицинской помощи надлежащего качества в пределах выделенных бюджетных ассигнований и суммы настоящего контракта (п. 1.4). Цена контракта - 500 000 руб. (п. 4.1). Настоящий контракт распространяет свое действие на правоотношения с 01.01.2022 по 31.12.2022 (п. 9.1).
Кроме того, 13.12.2022 стороны подписали дополнительное соглашение N 141 к указанному контракту N 46, которым изменили приложение N 1, добавив в раздел "Стационарная помощь" работы и услуги по специальности "кардиология" (до этого данной услуги в перечне не было).
Судом первой инстанции установлено, что изначально Хисамов Д.М. был госпитализирован в ГУЗ "Центральная городская клиническая больница г. Ульяновска" в соответствии Маршрутизацией пациентов, утвержденной распоряжением Министерства здравоохранения Ульяновской области от 12.04.2022 N 841-р (с изменениями от 08.07.2022 N 1596-р), согласно которой пациенты по профилю "кардиология" с ОКС otST, проживающие в Заволжском районе г. Ульяновска, доставляются машинами "скорой" и "неотложной" помощи в приемное отделение ГУЗ "Центральная городская клиническая больница г. Ульяновска". После проведенного первичного обследования Хисамов Д.М. был переведен из приемного отделения ГУЗ "Центральная городская клиническая больница г. Ульяновска" в кардиологическое отделение ООО "Альянс Клиник плюс" (находящееся в этом же здании) по медицинским показаниям на основании решения медицинского консилиума, в соответствии с Приказом главного врача ГУЗ "Центральная городская клиническая больница г. Ульяновска" от 04.06.2019 N 545-01-08 "Об организации работы ГУЗ "ЦГКБ г. Ульяновска" по оказанию специализированной медицинской помощи (в т.ч. кардиохирургические и рентгенэндоваскулярные вмешательства) больным с острым коронарным синдромом, так как Хисамову Д.М. требовалось экстренная высокотехнологическая медицинская помощь при наличии угрозы жизни пациента, которую кардиологическое отделение ГУЗ "Центральная городская клиническая больница г. Ульяновска" оказать не могло, поскольку согласно пункту 7 статьи 4 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" одним из основных принципов охраны здоровья является недопустимость отказа в оказании медицинской помощи.
В случае необходимости предоставления пациенту медицинской помощи в стационарных условиях в экстренной или неотложной форме лечебными учреждениями, в том числе не относящимися к медицинским организациям государственной или муниципальной системы здравоохранения, и в отсутствие заключенного договора на оказание медицинской помощи сотрудникам органов уголовно-исполнительной системы, любая медицинская организация обязана принять все необходимые меры для оказания пациенту необходимой медицинской помощи вне зависимости от места его работы.
Руководствуясь данными принципами и требованиями закона ООО "Альянс Клиник плюс" успешно оказало необходимую высокотехнологическую медицинскую помощь Хисамову Д.М. Возможность транспортировки Хисамова Д.М. в другое муниципальное или государственное медицинское учреждение, которое могло бы оказать ему аналогичную высокотехнологичную медицинскую помощь (например - в ГУЗ "Ульяновская областная клиническая больница"), отсутствовала, учитывая состояние пациента, которому требовалось именно экстренная медицинская помощь.
Согласно пункту 22 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Совета РФ 28.06.2017, указано, что не может быть отказано в удовлетворении иска об оплате поставки товаров, выполнения работ или оказания услуг в целях удовлетворения государственных или муниципальных нужд в отсутствие государственного или муниципального контракта в случаях экстренного осуществления поставки товаров, выполнение работ или оказания услуг в связи с аварией, иной чрезвычайной ситуацией природного или техногенного характера, а также угрозой их возникновения.
Учитывая изложенное, отсутствие у истца статуса государственной (муниципальной) медицинской организации, а также заключенного между сторонами договора на оказание медицинских услуг, с учетом конкретных обстоятельств настоящего дела, не освобождают ответчика от обязанности по оплате фактически оказанных его сотруднику медицинских услуг.
Поскольку ответчиком выставленный к оплате акт об оказании услуг N ЦБ-85 от 12.07.2022 в размере 128 489 руб., суд с учетом норм ст. 1102, ст. 1105 Гражданского кодекса Российской Федерации пришел к правильному выводу о том, что требование истца о взыскании с ответчика основного долга в размере 128 489 руб. в счет оказанной медицинской помощи.
Истцом также заявлены требования о взыскании с ответчика процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 3 698 руб. 02 коп. за период с 20.07.2022 по 01.12.2022
В соответствии с п. 1 ст. 395 ГК РФ за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств.
Контррасчет процентов за пользование чужими денежными средствами ответчиком не представлен.
Проверив расчет процентов истца, суд первой инстанции пришел к выводу, что он подлежит корректировке, поскольку истцом при расчете не учтено постановление Правительства РФ от 28 марта 2022 г. N 497 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами".
Согласно перерасчету суда, проценты за пользование чужими денежными средствами подлежат взысканию с ответчика в размере 1 610,51 руб. за период с 02.10.2022 по 01.12.2022.
По существу, доводы заявителя апелляционной жалобы повторяют возражения ответчика, заявленные в суде первой инстанции, однако не опровергают их и не содержат фактов, которые не были бы проверены, или не учтены судом при рассмотрении дела, и имели бы значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на его обоснованность и законность либо опровергли выводы суда, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Каких-либо новых обстоятельств, которые могли бы повлиять на законность и обоснованность судебного акта, в апелляционной инстанции не установлено.
Суд первой инстанции оценил все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, установил имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы из установленных фактических обстоятельств о взаимоотношениях сторон.
Заявитель апелляционной жалобы в соответствии с налоговым кодексом Российской Федерации освобожден от уплаты госпошлины, в связи с чем государственная пошлина взысканию в доход федерального бюджета не подлежит.
Руководствуясь статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 02 марта 2023 года по делу N А72-18064/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок не превышающий двух месяцев в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
О.И. Буртасова |
Судьи |
Е.Г. Демина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-18064/2022
Истец: ООО "АЛЬЯНС КЛИНИК ПЛЮС"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ ПО УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ, УФСИН по Ульяновской области
Хронология рассмотрения дела:
23.02.2024 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-350/2024
28.09.2023 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-8041/2023
26.05.2023 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-6173/2023
02.03.2023 Решение Арбитражного суда Ульяновской области N А72-18064/2022