г. Санкт-Петербург |
|
29 мая 2023 г. |
Дело N А56-103815/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 мая 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 мая 2023 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Протас Н.И.
судей Зотеевой Л.В., Фуркало О.В.
при ведении протокола судебного заседания: Семакиной Т.А.
при участии:
от заявителя: Валиславова М.К. по доверенности от 13.10.2022
от заинтересованного лица: не явился, извещен
от 3-его лица: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-10563/2023) АО "Киностудия "Ленфильм" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.02.2023 по делу N А56-103815/2022, принятое
по заявлению АО "Киностудия "Ленфильм"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу
3-е лицо: ООО "Генерационное оборудование"
об оспаривании решения
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Киностудия "Ленфильм" (далее - АО "Киностудия "Ленфильм") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (далее - Управление) от 05.07.2022 по жалобе N Т02-345/22 и предписания от 05.07.2022.
Определением от 17.10.2022 суд в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, общество с ограниченной ответственностью "Генерационное оборудование".
Решением суда от 09.02.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным решением, Общество направило апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт. Податель жалобы указывает, что поскольку Общество не относилось к предусмотренной частью 2 статьи 181 Закона N 135-ФЗ категории лиц, права и законные интересы, которых могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов у Управления отсутствовали полномочия по проверке доводов жалобы Общества. Ссылается на то, что жалоба Общества рассмотрена Управлением с нарушением части 13 статьи 3 Закона о закупках; решение и предписание приняты в нарушение части 1 статьи 1, части 1 и 2 статьи 2 Закона о закупках, а также нарушают права и законные интересы АО "Ленфильм" в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Кроме того ссылается на то, что Закон о закупах не содержит норм, ограничивающих возможность осуществления Заказчиком закупки, по результатам которой заключается договор на выполнение работ, соответствующих предмету Закупки.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Управление и третье лицо надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, однако их представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, в результате рассмотрения жалобы ООО "Генерационное оборудование" Управлением принято решение от 05.07.2022 по жалобе N Т02-345/22, согласно которому жалоба ООО "Генерационное оборудование" признана обоснованной, в действиях Общества при организации и проведении конкурса в электронной форме на выполнение проектных, строительно-монтажных и пусконаладочных работ отдельностоящей автоматизированной котельной мощностью 9,0 МВт для теплоснабжения объекта производственного назначения: АО "Киностудия "Ленфильм", расположенного по адресу: 197101, г. Санкт-Петербург, Каменноостровский пр., д. 10 (извещение N32211463273, далее - Закупка) признаны нарушения:
- п. 2 ч. 1 ст. 3, ч. 9 ст. 3.2., п.10 ч. 10 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в нарушении требований норм статей, допущенное вследствие незаконного установления в пп.пп. 15, 16 п.15, пп.пп. 11, 12 п.16.1 информационной карты документации чрезмерных и необоснованно ограничивающих конкуренцию требований непосредственно к участникам Закупки;
- п.п. 2, 3 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках, выразившееся в несоблюдении принципов целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализации мер, направленных на сокращение издержек заказчика, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, допущенной путем необоснованного объединения в один лот Закупки проектно-изыскательских и строительно-монтажных работ.
Управлением выдано предписание от 05.07.2022 о совершении действий, направленных на устранение выявленных нарушений, путем аннулирования конкурса в электронной форме на выполнение проектных, строительно-монтажных и пусконаладочных работ отдельностоящей автоматизированной котельной мощностью 9,0 МВт для теплоснабжения объекта производственного назначения: АО "Киностудия "Ленфильм", расположенного по адресу: 197101, г. Санкт-Петербург, Каменноостровский пр., д. 10 (извещение N 32211463273) с отменой всех юридически значимых действий, составленных в ходе проведения Закупки.
Не согласившись с указанными решением и предписанием Управления, Общество оспорило их в арбитражном суде.
Суд первой инстанции пришел к выводу о законности оспариваемых решения и предписания, в связи с чем в удовлетворении заявленных требований отказал.
Выслушав представителя Общества, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
1) информационная открытость закупки;
2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Согласно части 6 статьи 3 Закона N 223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.
Согласно части 5 статьи 4 Закона N 223-ФЗ при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.
В соответствии с частью 9 статьи 3.2 Закона N 223-ФЗ, для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 10 статьи 3.2 Закона N 223-ФЗ заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика. Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке заказчика.
В соответствии с пунктом 3 части 9 статьи 4 Закона N 223-ФЗ в извещении о закупке должен быть указан предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги, а также краткое описание предмета закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 настоящего Федерального закона (при необходимости).
На основании пункта 10 части 10 статьи 4 Закона N 223-ФЗ в документации о закупке должны быть указаны требования к участникам такой закупки и привлекаемым ими субподрядчикам, соисполнителям и (или) изготовителям товара, являющегося предметом закупки, и перечень документов, представляемых участниками такой закупки для подтверждения их соответствия указанным требованиям, в случае закупки работ по проектированию, строительству, модернизации и ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства и закупки товаров, работ, услуг, связанных с использованием атомной энергии.
10 июня 2021 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее - Официальный сайт) было опубликовано извещение N 32211463273 о проведении конкурса в электронной форме на выполнение проектных, строительно-монтажных и пусконаладочных работ отдельно стоящей автоматизированной котельной мощностью 9,0 МВт для теплоснабжения объекта производственного назначения: АО "Киностудия "Ленфильм", расположенного по адресу: 197101, г. Санкт-Петербург, Каменноостровский пр., д. 10, включая конкурсную документацию (далее - Документация).
ООО "Генерационное оборудование" оспорило подпункты 11, 12 пункта 16.1 информационной карты Документации, которыми установлены требования к участникам Закупки о необходимости быть членом саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования, а также в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что на основании подпунктов 11, 12 пункта 16.1 информационной карты Документации участник закупки должен быть членом саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования, а также членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.
Согласно подпунктам 15, 16 пункта 15 Информационной карты Документации заявка на участие в закупке в электронной форме состоит из заявки, содержащей документы и сведения, установленные настоящей документацией, а также ценового предложения и должна содержать копии действующих выписок из реестра членов саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования и в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства по форме утвержденной Приказом Ростехнадзора от 04.03.2019 N 86 "Об утверждении формы выписки из реестра членов саморегулируемой организации".
Срок действия выписки из реестра членов саморегулируемой организации составляет один месяц с даты ее выдачи.
В соответствии с частью 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии, в том числе, с проектной документацией.
При этом согласно частью 2 статьи 48 ГрК РФ проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства.
Из пунктов 2 статьи 47, пунктом 5.1 статьи 48, пунктом 2 статьи 52 ГрК РФ и подпунктом 15 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" следует, что инженерные изыскания, проектные работы, работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту требуют различных свидетельств от саморегулируемых организаций (далее - СРО).
Таким образом, выполнение работ по подготовке проектной документации и по строительству может осуществляется лишь лицами, обладающими двумя различными свидетельствами, что ведет к ограничению количества участников закупки. Проектирование и строительство являются различными видами деятельности, при осуществлении которых используются технологии, присущие каждой из данных видов деятельности отдельно, используется различный комплекс организационных мер, операций и приемов, в связи с чем для осуществления данных видов деятельности требуется наличие разных по составу трудовых ресурсов и организационно-технических средств.
На основании части 5 статьи 3 Закона N 223-ФЗ участником закупки является любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки.
Согласно пункту 16.3 информационной карты Документации исполнитель по договору в рамках выполнения работ вправе привлечь субподрядную организацию.
Таким образом, является обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что требование о необходимости быть членом саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования, а также в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства на момент подачи заявки выступает фактором необоснованного ограничения конкуренции, поскольку отсутствие у участника Закупки на момент подачи заявки членства в саморегулируемой организации не влияет на возможность надлежащего исполнения таким участником Закупки обязательств по договору в полном объеме с соблюдением норм действующего законодательства.
Указанное свидетельствует о наличии в действиях Общества по незаконному установлению в подпунктах 15, 16 пункта 15, подпунктах 11, 12 пункта 16.1 информационной карты Документации чрезмерных и необоснованно ограничивающих конкуренцию требований непосредственно к участникам Закупки нарушения пункта 2 части 1 статьи 3, части 9 статьи Закона N 223-ФЗ.
ООО "Генерационное оборудование" также указало, что Обществом неправомерно осуществлено объединение в один лот строительно-монтажных и проектно-изыскательских работы в рамках Закупки, что необоснованно ограничивает число потенциальных участников Закупки.
Согласно пункту 1 части 10 статьи 4 Закона N 223-ФЗ в документации о закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
На основании пункта 7 части 10 статьи 4 Закона N 223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должно быть указано обоснование начальной (максимальной) цены договора либо цены единицы товара, работы, услуги, включая информацию о расходах на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей.
Как было установлено, выполнение работ по подготовке проектной документации и по строительству может осуществляется лишь лицами, обладающими двумя различными свидетельствами, что ведет к ограничению количества участников закупки. Проектирование и строительство являются различными видами деятельности, при осуществлении которых используются технологии, присущие каждой из данных видов деятельности отдельно, используется различный комплекс организационных мер, операций и приемов, в связи с чем для осуществления данных видов деятельности требуется наличие разных по составу трудовых ресурсов и организационно-технических средств.
Из положений ГрК РФ следует, что строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства осуществляется на основании проектной документации, которая содержит показатели, связанные с определением соответствия выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.
В свою очередь, отсутствие в документации требований к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ, в том числе отсутствие проектной документации в полном объеме приводит к невозможности формирования участником Закупки предложения по исполнению договора.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что формирование начальной (максимальной) цены договора при объединении в один лот строительно-монтажных и проектно-изыскательских работы в рамках одной закупки в отсутствие проектной документации, содержащей показатели, необходимые для определения объемов и характеристик работ по строительству объекта капитального строительства, противоречит принципу целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализации мер, направленных на сокращение издержек заказчика.
Указанное свидетельствует о наличии в действиях Общества по необоснованному объединению в один лот Закупки проектно-изыскательских и строительно-монтажных работ нарушения подпунктов 2, 3 части 1 статьи 3 Закона N 223-ФЗ.
При таких обстоятельствах, оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о законности оспариваемых решения и предписания Управления.
Доводы Общества о том, что ООО "Генерационное оборудование" не подавало заявку на участие в закупке, а, следовательно, его права не могли быть нарушены, подлежат отклонению, поскольку до окончания срока подачи заявок на участие в закупке действия заказчика вправе обжаловать, в том числе, потенциальный участник.
Судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, нарушения или неправильного применения норм материального и процессуального права не допущено, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Общества и отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09 февраля 2023 года по делу N А56-103815/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "Киностудия "Ленфильм" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.И. Протас |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-103815/2022
Истец: АО "КИНОСТУДИЯ "ЛЕНФИЛЬМ"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу
Третье лицо: ООО "ГЕНЕРАЦИОННОЕ ОБОРУДОВАНИЕ"