г. Пермь |
|
29 мая 2023 г. |
Дело N А60-69084/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 мая 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 мая 2023 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Якушева В. Н.,
судей Герасименко Т.С., Муравьевой Е.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шляковой А.А.,
при участии:
от заявителя открытого акционерного общества "Высокогорский горно-обогатительный комбинат" - Марьялке В.В., паспорт, доверенность от 01.01.2023, диплом, Киричек Н.Р., паспорт, доверенность от 01.01.2023, диплом,
от заинтересованного лица Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Свердловской области - Александрова А.О., удостоверение, доверенность от 27.12.2022, диплом, Самарина Е.Н., удостоверение, доверенность от 16.01.2023;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Свердловской области
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 22 марта 2023 года по делу N А60-69084/2022
по заявлению открытого акционерного общества "Высокогорский горно-обогатительный комбинат" (ИНН 6623000708, ОГРН 1026601366626)
к межрайонной ИФНС России N 16 по Свердловской области (ИНН 6623000850, ОГРН 1046601240773)
о признании решения недействительным в части,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Высокогорский горно-обогатительный комбинат" (далее - заявитель, общество, налогоплательщик, ОАО "ВГОК") обратилось в арбитражный суд с заявлением к Межрайонной ИФНС России N 16 по Свердловской области (далее - заинтересованное лицо, налоговый орган, инспекция) о признании недействительным решения от 30.06.2022 N 2692/10/268 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления НДПИ в части доначисления налога на добычу полезных ископаемых (далее - НДПИ) за май 2021 г. в сумме 10 427 107 руб., в том числе доначисления НДПИ в сумме 2 288 563 руб. (шахта "Магнетитовая"), в сумме 8 138 544 руб. (Гальянское месторождение), а также соответствующих сумм пени и штрафа (с учетом уточнения заявленных требований, принятого судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, далее - АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 22.03.2023 заявленные требования удовлетворены частично. Решение инспекции от 30.06.2022 N 2692/10/268 признано недействительным в части доначисления НДПИ за май 2021 года в сумме 8 138 544 руб. (Гальянское месторождение), а также соответствующих сумм пени и штрафа. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано. В порядке распределения судебных расходов с инспекции в пользу общества взыскано 3 000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Не согласившись с принятым решением в части удовлетворенных требований, заинтересованное лицо обратилось с апелляционной жалобой. в соответствии с которой просит решение суда в обжалуемой части отменить, в удовлетворении требований заявителя отказать полностью. Суд первой инстанции, принимая во внимание лицензию на пользование недрами СВЕ 03471 ТЭ на добычу известняков флюсовых Гальянского месторождения, Технический проект разработки Гальянского месторождения, стандарт качества полезного ископаемого ТУ 075100-013-05778402-05 "Известняк сырой Гальянского месторождения", пришел к выводу, что добываемый обществом известняк флюсовый является неметаллическим сырьем, используемым в строительной индустрии, и, как следствие, применение ставки НДПИ по нему должно определяться в порядке, установленном подпунктом 4 пункта 2 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), которая должна составлять 5,5% и без учета положений пункта 6 статьи 342 К РФ. Инспекция считает вышеуказанные выводы суда первой инстанции ошибочными. По мнению заинтересованного лица, известняки флюсовые Гальянского месторождения следует относить к карбонатным породам для металлургии (подпункт 7 пункта 2 статьи 337 НК РФ), при налогообложении которых применяется налоговая ставка 6% (пункт 5 статьи 342 НК РФ) и рентный коэффициент Крента в размере 3,5 (пункт 6 статьи 342 НК РФ). Правовая позиция налогового органа заключается в необходимости налогообложения НДПИ исходя из вида, определенного комиссиями по разработке месторождений твердых полезных ископаемых и утверждению запасов (протокол от 21.07.1954 N 9124, протокол от 25.04.1973 N 6885, протокол от 25.3.2014 N 28/14-стп). В соответствии с решениями комиссий спорные известняки на Гальянском месторождении представлены одним типом полезного ископаемого и характеризуются в качестве карбонатного сырья для металлургической промышленности. Судом не учтено, что в данной ситуации заключение эксперта не изменяет первоначальной оценки запасов известняков флюсовых для металлургических целей и не может отменить результаты, утвержденные протоколами государственных комиссий. Поскольку, выводами эксперта фактическая пригодность использования известняков флюсовых в строительной отрасли не исключает оценки их запасов в качестве карбонатных пород, используемых в металлургии, то такое заключение положено в основу выводов суда ошибочно.
Заявитель представил письменный отзыв на апелляционную жалобу, в соответствии с которым просит решение в обжалуемой инспекции части оставить без изменения, жалобу заинтересованного лица - без удовлетворения.
В заседании суда апелляционной инстанции представители заинтересованного лица и заявителя поддержали доводы жалобы и отзыва на нее соответственно.
Принимая во внимание положения части 5 статьи 268 АПК РФ, пункта 27 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" (далее - Постановление Пленума ВС РФ N 12), а также учитывая отсутствие соответствующих возражений со стороны участвующих в деле лиц, законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверяется судом апелляционной инстанции только в обжалуемой заинтересованным лицом части.
Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена камеральная проверка уточненной налоговой декларации N 1 по налогу на добычу полезных ископаемых (далее - НДПИ, налог) за май 2021 года, представленной ОАО "ВГОК" 27.09.2021, по результатам которой составлен акт налоговой проверки от 18.01.2022 N 23989/12/268 и принято решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 30.06.2022 N 2692/10/268.
Указанным решением ОАО "ВГОК" доначислен НДПИ за май 2021 года в сумме 13 267 390 руб., в том числе: доначислен налог в сумме в сумме 7 260 369 руб. в результате неправомерного применения коэффициента (Кподз) 0.1 по шахте "Магнетитовая" и шахте "Естюнинская"; доначислен налог в сумме в сумме 8 138 544 руб. в результате неправомерного применения ставки 5.5% и других неправомерных действий по Гальянскому месторождению; уменьшен излишне исчисленный налог на добычу полезных ископаемых за май 2021 года по КБК 18210701020011000110 в сумме 2 131 523 руб. в результате неправомерного применения ставки 5.5% и иных неправомерных действий по Гальянскому месторождению; в соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс) начислены пени за неуплату НДПИ в сумме 2 833 143,36 руб.; на основании пункта 1 статьи 122 НК РФ ОАО "ВГОК" привлечено к налоговой ответственности, с учетом смягчающих ответственность обстоятельств в виде штрафа в сумме 1 326 739 руб.
Как установлено налоговой проверкой, ОАО "ВГОК" в уточненной налоговой декларации N 1 за май 2021 года применен понижающий коэффициент Кподз в размере 0,1, характеризующий способ добычи руд черных металлов, и применена ставка 5,5% и рентный коэффициент Крента в размере 1 при добыче известняка флюсового.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Свердловской области oт 19.09.2022 N 13-06/27922@ обжалованное налогоплательщиком решение инспекции оставлено без изменения.
Полагая, что решение инспекции от 30.06.2022 N 2692/10/268 в оспариваемой части не соответствует положениям НК РФ, нарушает права и интересы заявителя, последний обратился в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований в части, суд первой инстанции исходил из того, что в налоговом периоде - май 2021 года ОАО "ВГОК" не были соблюдены условия, установленный статьей 342.1 Кодекса, по применению понижающего коэффициента Кподз 0,1 при добыче железных руд в шахте "Магнетитовая".
Решение суда в указанной части сторонами спора не обжалуется.
Признавая неправомерным доначисление инспекцией НДПИ за май 2021 года в размере 8 138 544 руб., начисление соответствующих пени и привлечение к налоговой ответственности в виде штрафа, суд пришел к выводу о том, что добываемый на Гальянском месторождении известняк является неметаллическим сырьем, используемый в основном в строительной индустрии, соответственно, применение ставки НДПИ по нему должна определяться в порядке, установленном подпунктом 4 пункта 2 статьи 342 НК РФ и должна составлять 5,5%.
Изучив материалы дела с учетом доводов апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного акта закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для его вынесения возлагается на орган, принявший этот ненормативный правовой акт (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 23 НК РФ плательщики налогов обязаны уплачивать установленные законом налоги и сборы.
На основании пункта 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Надлежащее исполнение обязанности по уплате налога обеспечивается пенями, рассчитываемыми в соответствии со статьей 75 НК РФ.
В силу пункта 1 статьи 122 НК РФ налоговым правонарушением является неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия), если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 129.3 и 129.5 этого Кодекса.
В настоящем случае основанием для доначисления заявителю НДПИ, соответствующих пеней и штрафов послужил выводы инспекции о неправильном применении обществом при исчислении налога коэффициента Крента равного 1 со ставкой 5,5%, тогда как, по мнению налогового органа, подлежит применению коэффициент Крента равный 3,5 со ставкой 6%.
Налогоплательщиками признаются организации, сведения о которых внесены в единый государственный реестр юридических лиц на основании статьи 19 Федерального закона от 30.11.1994 N 52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", признаваемые пользователями недр в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также на основании лицензий и иных разрешительных документов.
В силу статьи 334 НК РФ налогоплательщиками налога на добычу полезных ископаемых признаются организации и индивидуальные предприниматели, признаваемые пользователями недр в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 336 НК РФ объектом налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи, признаются, в том числе полезные ископаемые, добытые из недр на территории Российской Федерации на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 337 НК РФ в целях исчисления НДПИ полезным ископаемым признается продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров (если иное не предусмотрено пунктом 3 настоящей статьи), содержащаяся в фактически добытом (извлеченном) из недр (отходов, потерь) минеральном сырье (породе, жидкости и иной смеси), первая по своему качеству соответствующая национальному стандарту, региональному стандарту, международному стандарту, а в случае отсутствия указанных стандартов для отдельного добытого полезного ископаемого - стандарту организации.
В соответствии с подпунктом 7 пункта 2 статьи 337 НК РФ, добытым полезным ископаемым признается горнорудное неметаллическое сырье (абразивные породы, жильный кварц (за исключением особо чистого кварцевого и пьезооптического сырья), кварциты, карбонатные породы для металлургии, кварц-полешпатовое и кремнистое сырье, стекольные пески, графит природный, тальк (стеатит), магнезит, талько-магнезит, пирофиллит, слюда-московит, слюда-флогопит, вермикулит, глины огнеупорные для производства буровых растворов и сорбенты, другие полезные ископаемые, не включенные в другие группы), в том числе, другие полезные ископаемые, не включенные в другие группы, в отношении которого в налоговом периоде завершен комплекс технологических операций (процессов) по его добыче из недр, предусмотренный техническим проектом разработки месторождения.
Согласно подпункту 10 пункта 2 статьи 337 НК РФ, добытым полезным ископаемым признается также неметаллическое сырье, используемое в основном в строительной индустрии (гипс, ангидрит, мел природный, доломит, флюс известняковый, известняк и известковый камень для изготовления извести и цемента, песок природный строительный, галька, гравий, песчано-гравийные смеси, камень строительный, облицовочные камни, мергели, глины, другие неметаллические ископаемые, используемые в строительной индустрии).
Согласно пункту 2 статьи 338 НК РФ налоговая база по налогу определяется как стоимость добытых полезных ископаемых, рассчитанная в соответствии со статьей 340 НК РФ, если иное не установлено подпунктами 2 и (или) 3 пункта 2 статьи 338 НК РФ.
Налоговая база определяется в отношении каждого добытого полезного ископаемого. Количество добытого полезного ископаемого определяется налогоплательщиком самостоятельно в соответствии со статьей 339 НК РФ. В отношении добытых полезных ископаемых, для которых установлены различные налоговые ставки либо налоговая ставка рассчитывается с учетом коэффициента, налоговая база определяется применительно к каждой налоговой ставке (пункт 5 статьи 338 НК РФ).
В соответствии с подпунктом 5 пункта 2 статьи 342 НК РФ установлена налоговая ставка в размере 6,0 % при добыче: горнорудного неметаллического сырья; битуминозных пород; концентратов и других полупродуктов, содержащих золото, иных полезных ископаемых, не включенных в другие группировки.
Подпунктом 4 пункта 2 статьи 342 НК установлена налоговая ставка в размере 5,5% при добыче сырья радиоактивных металлов, горно-химического неметаллического сырья (за исключением калийных солей, апатит-нефелиновых, апатитовых и фосфоритовых руд); неметаллического сырья, используемого в основном в строительной индустрии: солей природной и чистого хлористого натрия; подземных промышленных и термальных вод; нефелинов, бокситов.
С 01.01.2021 налогообложение НДПИ добытых полезных ископаемых производится с применением рентного коэффициента Крента (статья 342.8 НК РФ).
Рентный коэффициент Крента принимается равным 1 в отношении, в том числе налоговых ставок, установленных пунктом 2 статьи 342 НК РФ для неметаллического сырья, используемого в основном в строительной индустрии.
В отношении добытых полезных ископаемых, указанных в подпунктах 1 - 6 (за исключением торфа, горючих сланцев, сырья радиоактивных металлов, неметаллического сырья, используемого в основном в строительной индустрии, подземных промышленных и термальных вод, битуминозных пород, концентратов и других полупродуктов, содержащих золото, концентратов и других полупродуктов, содержащих серебро, общераспространенных полезных ископаемых), подпункте 8 (за исключением природных алмазов и других драгоценных и полудрагоценных камней), подпунктах 16 и 17 пункта 2 статьи 342 НК РФ, коэффициент Крента устанавливается в размере 3,5.
Коэффициент Крента устанавливается в размере 1 в отношении: иных полезных ископаемых; полезных ископаемых, добытых на участке недр, степень выработанности запасов которых по состоянию на 1 января 2021 года составляет менее 1%, при условии, что деятельность по добыче на таком участке недр является частью нового инвестиционного проекта, в отношении которого заключено соглашение о защите и поощрении капиталовложений. В этом случае коэффициент Крента в размере 1 применяется в течение 5 календарных лет, непосредственно следующих за годом начала промышленной добычи соответствующих полезных ископаемых на участке недр.
При определении вида добытого полезного ископаемого в целях исчисления НДПИ в каждом конкретном случае необходимо учитывать лицензию на пользование недрами, технический проект разработки месторождения, данные государственного баланса запасов полезных ископаемых, стандарты качества полезного ископаемого организации и иные документы налогоплательщика (письмо ФНС России от 04.12.2019 N СД-18-3/835@).
Судами установлено и заинтересованным лицом не оспаривается, что Гальянское месторождение флюсовых известняков, расположено на территории г. Нижний Тагил.
Впервые разведочные работы на месторождении были проведены в 1946-49 гг. трестом "Уралгеолнеруд". В 1953-54 гг. Высокогорской ГРП треста "Уралчерметразведка" проведены разведочные работы для оценки известняков на флюсы (участок Гальянский). В этот период пройдено 13 шурфов общим объемом 233 п. м. и 41 скважина общим объемом 4884,2 п. м. В результате проведенных работ был произведен подсчет запасов флюсовых известняков с утверждением их ВКЗ 21 декабря 1954 г. (протокол N 9124).
В 1957 году Свердловской комплексной нерудной экспедицией оценена южная часть западной полосы известняков - участок Горбуновский. Запасы были утверждены в ГКЗ (протокол N 2353).
В 1969-72 гг. Высокогорской ГРП Уральского территориального геологического управления проведена детальная разведка западной полосы известняков. В северную часть разведанного контура вошел участок Гальянский, оценка которого на флюсы произведена в 1953-54 гг. В южную часть контура вошла площадь известняков, оцененных в качестве цементных в 1957 г. (Горбуновское месторождение). Единое разведанное месторождение было названо Гальянским. Разведочные работы на Гальянском месторождении были проведены с целью промышленной оценки известняков в качестве сырья для производства конверторной извести, флюсов и цемента. Разведка осуществлена до глубины 110-120 м наклонными скважинами с применением геофизических и горных работ.
Известняки Гальянского месторождения изучены по химическому составу и физико - механическим свойствам.
По химическому составу подавляющее большинство проб отвечает требованиям, предъявляемым к известнякам для цементного (91,5%), флюсового (90,3%) и конверторного (79,2%) производства (стр. 3 "Справка о геологическом строении, методике, объеме и результатах геологоразведочных работ, проведенных на Гальянском месторождении известняков" Приложение N 1 к Протоколу ГКЗ СССР от 25.04.1973 N 6885 (далее - справка к Протоколу ГКЗ СССР N 6885).Согласно пункту 14 Справки к Протоколу ГКЗ СССР N 6885 конверторные известняки могут быть использованы в качестве флюсов и все известняки - в цементной промышленности.
Технологическая оценка известняков в качестве цементного сырья проведена в 1971 году Государственным Всесоюзным проектным и научно-исследовательским институтом цементной промышленности "Гипроцемент". Составлен технический отчет по договору 915 "Заключение о качестве известняков Гальянского месторождения как сырья для производства цемента на Нижнетагильском заводе" (далее - Отчет). В результате проведенных исследований установлено, что пригодными в цементном производстве являются известняки содержащие СаО не менее 49,0%, окиси магния не более 3,2 %, кремнезема не более 6,0% и суммы щелочей не более 0,5 %, то есть практически все подсчитанные известняки пригодны для цементной промышленности (стр. 5 Протокола ГКЗ СССР N 6885).
Согласно разделу 045Т Паспорта месторождения неметаллических полезных ископаемых "Гальянского месторождения" N 291 (ТФИ) N 16476 (Росгеолфонд) по химическому составу известняки отвечают требованиям к сырью для флюсового (90,3%), конверторного (79,2%) и цементного (91,5%) производства.
ОАО "ВГОК" разрабатывает Гальянское месторождение открытым способом на основании лицензии на право пользования недрами СВЕ 03471 ТЭ от 09.01.2014.
Согласно паспорту лицензии на пользование недрами СВЕ 03471 ТЭ от 09.01.2014, размещенной на сайте Единого Фонда геологической информации о недрах, карточки объекта Государственного реестра участков недр, предоставленных в пользование, и лицензий на пользование недрами, Гальянское месторождение относится к участку недр местного значения, полезные ископаемые "Флюсовые известняки" отнесены к общераспространенным полезным ископаемым.
Основным (преобладающим) видом полезных ископаемых (группировки полезных ископаемых), содержащихся в пределах предоставленного участка недр: Известняк флюсовый код 1412121. (п.1.4 Приложения N 1 к лицензии (с изменениями к лицензии на пользование недрами СВЕ 03471 ТЭ от 06.10.2016).
В лицензии на добычу полезных ископаемых указывается вид полезного ископаемого, предусмотренный Общероссийским классификатором полезных ископаемых и подземных вод ОК 032-2002 (ОКПИиПВ), утвержденным Постановлением Госстандарта России от 25.12.2002 N 503-ст.
Указанный Классификатор предназначен, в частности, для упорядочения геолого-экономической информации по полезным ископаемым и подземным водам, подготовки государственной отчетности о состоянии и использовании минерально-сырьевых ресурсов Российской Федерации, а также ведения государственных и территориальных балансов запасов полезных ископаемых.
Полезному ископаемому "известняк флюсовый" ОКПИиПВ присвоен код 1412121. Флюс известняковый как вид полезного ископаемого в ОКПИиПВ отсутствует.
Учитывая пункт 1.4. приложения N 1 к изменению лицензии СВЕ 03471 ТЭ, в котором указан вид полезного ископаемого (группировки полезных ископаемых), содержащихся в пределах предоставленного участка недр Гальянского месторождения: Известняк флюсовый код 1412121 и в Классификаторе известняк флюсовый расположен в разделе "1412 Известняк, камень гипсовый и мел", суд первой инстанции пришел к выводу со том, что обществом согласно лицензии СВЕ 03471 ТЭ правомерно применен код полезного ископаемого 1412121.
В соответствии со статьей 23.2 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" разработка месторождений полезных ископаемых осуществляется в соответствии с утвержденными техническими проектами и иной проектной документацией на выполнение работ.
В пункте 2.3 лицензии от 09.01.2014 СВЕ 03471 ТЭ на пользование недрами указано, что запасы известняка, расположенные на Гальянском месторождении, пригодны для использования в качестве флюсового сырья, сырья для получения конверторной извести и для использования в производстве цемента. Производственная мощность предприятия по добыче флюсовых известняков на лицензионном участке определяется техническим проектом.
В силу пункта 2 статьи 339 НК РФ технический проект разработки месторождения полезных ископаемых является документом, на основании которого определяются технология добычи полезного ископаемого и метод определения количества добытого полезного ископаемого, используемый при исчислении НДПИ.
Таким образом, технический проект разработки месторождения прямо поименован в НК РФ как документ, на основании которого определяется вид полезного ископаемого и в конечном итоге - налоговая база по НДПИ.
По смыслу вышеуказанных норм налогового законодательства во взаимосвязи с положениями Закона о недрах, возникновение объекта обложения НДПИ в определенных случаях связывается не с моментом добычи собственно минерального сырья, а с моментом завершения технологических операций, включенных в технический проект разработки месторождения полезных ископаемых (горнодобывающая промышленность), то есть доведению его качества до определенного стандарта. (Определение Конституционного Суда РФ от 25.02.2013 N 189-0, от 24.12.201 2059-0, от 25.06.2019 1517-0, Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 11.03.2021 N 375-0).
Следовательно, понятие "добытые полезные ископаемые" в целях налогообложения используется в специальном значении - полезное ископаемое, получаемое после прохождения всех технологических операций, предусмотренных техническим проектом разработки месторождения, соответствующее первому стандарту.
В проектную документацию на разработку месторождений твердых полезных ископаемых в обязательном порядке включаются разделы, содержащие характеристику полезного ископаемого, качество полезного ископаемого (ожидаемое качество добываемого полезного ископаемого, требования потребителей к качеству товарной продукции, ожидаемое качество товарной продукции), технические решения, в том числе, в отношении системы разработки карьера, технологического комплекса на поверхности (который включает прием и обработку полезного ископаемого) (Приказ Минприроды РФ от 25.06.2010 N 218 "Об утверждении требований к структуре и оформлению проектной документации на разработку месторождений твердых полезных ископаемых, ликвидацию и консервацию горных выработок и первичную переработку минерального сырья").
Обществом разработаны:
- Дополнение к техническому проекту "Вскрытие и разработка Гальянского месторождения N 5051-ПЗ-7" 2014.
- Технический проект "Вскрытие и разработка Гальянского месторождения. Документация на техническое перевооружение рудника с открытым способом разработки ОАО "ВГОК" N 5051-ПЗ-9" 2018.
В соответствии с Разделом 2.5. Технического проекта 2014 г. и Раздела 2.5. Технического проекта 2018 г. среди известняков Гальянского месторождения выделяются следующие их структурно-литологические разновидности: известняки мраморизованные светло - серого и серого цвета, известняки брекчиевидные розового цвета, известняки мраморизованные битуминозные темно - серого цвета, известняковые брекчии, мраморы средне-крупнозернистые светло - серого и серого цвета. Известняки для металлургического производства и строительной промышленности изготавливаются в соответствии с требованиями технических условий ТУ 075100-013-05778402-05 (взамен ТУ 075100-013-05778402-01) "Известняк сырой Гальяновского месторождения". По удельной эффективности естественных радионуклидов известняк Гальянского месторождения, применяемый как сырье для строительных материалов должен соответствовать требованиям, предъявляемым к строительным материалам 1 класса.
В разделе 2.5. Технического проекта перечислены требования по ТУ к качеству известняка: качественные показатели по сортам отражены в таблице 2.2, по гранулометрическому составу в таблице 2.3, физико-механические свойства известняков отражены в таблице 2.5. Раздела 2.8.
В соответствии с пунктом 1 "Область применения" ТУ 075100-013-05778402-05 от 27.03.2005. "Известняк сырой Гальяновского месторождения" настоящее техническое условие распространяется на известняк сырой дробленый Гальянского месторождения ОАО "ВГОК", применяемого в металлургической и в строительной промышленности. Применение известняка регламентируется нормами и технологическими инструкциями производства продукции металлургического комплекса, нормативными документами по изготовлению строительных материалов".
Известняки для металлургического производства и строительной промышленности должны изготавливаться в соответствии с требованиями настоящих технических условий по технологической инструкции изготовителя, утвержденной в установленном порядке. В зависимости от качественных показателей известняки подразделяются на четыре сорта, с содержанием массовой доли окислов кальция от 51,0 % до 54,0 %.
Согласно Разделу 4 ТУ 075100-013-05778402-05 от 27.03.2005 известняк, применяемый как сырье для строительных материалов, должен соответствовать требованиям, предъявляемым к строительным материалам 1-го класса, согласно пункту 5.2. "СП 2.6.1.758-99". Радиологические исследования известняка по установлению класса материала проводятся в ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии". Объемы лабораторных исследований и их оценка регламентируются ГОСТ 30108-94.
Судом первой инстанции установлено, что пробы Известняка Гальянского месторождения регулярно проходят испытания в Нижнетагильском филиале ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области на соответствие ГОСТ 30108-94 "Материалы и изделия строительные. Определение удельной эффективной активности естественных радионуклидов".
В Протоколе заседания Центральной комиссии по разработке месторождений твердых полезных ископаемых от 25.03.2014 N 28/14-стп указано на то, что товарной продукцией предприятия являются известняк для строительной и металлургической промышленности.
Кроме того, ОАО "ВГОК" разработаны следующие стандарты организации:
1. "Полезное ископаемое - известняк сырой недробленый Гальянского месторождения СТО 05778402-021-2013" от 31.07.2013, применяемый как флюсы в металлургическом производстве и как сырье для строительных материалов.
2. "Известняк сырой Гальянского месторождения для строительных работ СТО 571100-065-05778402-2014" от 18.03.2014, применяемый в строительной промышленности.
Согласно заключению ФГБУ науки "Институт геологии геохимии им. Академика А.Н. Заварицкого Уральского отделения Российской академии наук" от 19.01.2021 N 16360-2115.6-10 известняки Гальянского месторождения преимущественно пригодны для использования в строительстве, но могут также использоваться в качестве флюсовой добавки в концентрат, агломерат.
Соответственно, как верно отмечено судом первой инстанции, в основе лицензии, выданной ОАО "ВГОК" на добычу полезных ископаемых Гальянского месторождения и условий технического проекта на разработку месторождения, уже заложено основное использование известняка преимущественно в строительной индустрии.
Оценив представленные доказательства в их совокупности по правилам статьи 71 АПК РФ, правильно применив нормы действующего законодательства, суд первой инстанции, учитывая, что известняк, добываемый обществом, относится к общераспространенным полезным ископаемым, является неметаллическим сырьем и преимущественно может быть применен в основном в строительной индустрии (подпункт 10 пункта 2 статьи 337 НК РФ), пришел к верному выводу о том, что ставка НДПИ по нему должна применяться в порядке, установленном подпунктом 4 пункта 2 статьи 342 НК РФ и равняться 5,5 %, рентный коэффициент Крента - равным 1.
В жалобе инспекция приводит доводы о том, что при принятии решения судом необоснованно не учтены и не приняты во внимание принципы классификации запасов недр твердых полезных ископаемых, предусмотренные распоряжением МПР России от 05.06.2007 N 37-р "Об утверждении Методических рекомендаций по применению классификации запасов месторождений и прогнозных ресурсов твердых полезных ископаемых" (далее - Приложение 19 Рекомендаций), полагает, что при проведении проверки, Приложение 19 Рекомендаций МПР России позволяет контролирующему органу отнести спорные известняки к карбонатному сырью для металлургии.
Между тем, суд апелляционной инстанции соглашается с позицией общества и также считает, что вышеназванные Рекомендации разработаны с целью оказания практической помощи Федеральному агентству по недропользованию и его территориальным органам и органам, находящимся в ведении Федерального агентства по недропользованию (п. 2 Приложения 19 Рекомендаций)
Кроме того, в пункте 7 Приложения 19 Рекомендаций указано, что три четверти добытого карбонатного сырья используется в строительстве и одна четверть - в различных отраслях промышленности.
Согласно пункту 33 Приложения 19 Рекомендаций технологические свойства карбонатных пород должны быть изучены с детальностью, обеспечивающей получение исходных данных, достаточных для проектирования технологической схемы добычи и переработки с наиболее рациональным и комплексным использованием этого вида полезного ископаемого. Требования к качеству отдельных видов карбонатных пород регламентируются соответствующими стандартами и ТУ (пункт 34 Приложения 19 Рекомендаций).
Таким образом, при принятии решения суд первой инстанции обоснованно не применил методические рекомендации, поскольку налоговое законодательство не обязывает налогоплательщика и налоговый орган применять методические рекомендации при определении объекта НДПИ, и учел документы, имеющиеся в распоряжении налогоплательщика - пользователя недр Гальянского месторождения: Протокол ГКЗ N 6885 от 25.04.1973 г., лицензию, технический проект месторождения, технические условия, стандарты организации, как это установлено положениями статьями 336, 337, 339 НК РФ.
По мнению суда апелляционной инстанции, в нарушение положений АПК РФ инспекцией не представлено доказательств наличия оснований безусловного отнесения добываемого полезного ископаемого "Известняки флюсовые" Гальянского месторождения к карбонатным породам для металлургии.
Довод инспекции о том, что недропользователь ОАО "ВГОК" реализует добытые известняки флюсовые металлургическим заводам (АО "Нижнетагильский металлургический комбинат", АО Качканарский ГОК "Ванадий"), не принимаются, учитывая, что последующая реализация не изменяет первоначально оцененных химических свойств добываемого обществом полезного ископаемого.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что инспекцией не доказана правомерность произведенных начислений по НДПИ, в связи с этим удовлетворил заявленные обществом требования в части.
Апелляционная жалоба не содержит фактов, которые не были проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с этим изложенные в жалобе аргументы признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм материального и процессуального права не установлено.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, поэтому не могут являться основанием для отмены обжалуемого в части судебного акта.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы, поданной на часть решения суда первой инстанции, арбитражный суд апелляционной инстанции выносит судебный акт, в резолютивной части которого указывает выводы относительно обжалованной части судебного акта. Выводы, касающиеся необжалованной части судебного акта, в резолютивной части судебного акта не указываются (абзац 7 пункта 27 Постановления Пленума ВС РФ N 12).
С учетом изложенного решение суда в обжалуемой части является правильным, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, имеющимся в деле доказательствам дана надлежащая правовая оценка.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении спора, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены вынесенного судебного акта, не установлено.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ налоговый орган освобожден от уплаты государственной пошлины при обжаловании судебного акта.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 22 марта 2023 года по делу N А60-69084/2022 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
В.Н.Якушев |
Судьи |
Т.С.Герасименко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-69084/2022
Истец: ОАО "ВЫСОКОГОРСКИЙ ГОРНО-ОБОГАТИТЕЛЬНЫЙ КОМБИНАТ"
Ответчик: МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 16 ПО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ