г. Хабаровск |
|
29 мая 2023 г. |
А16-821/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 мая 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 мая 2023 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Пичининой И.Е.
судей Козловой Т.Д., Самар Л.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Розыевым С.С.
представители участвующих в деле лиц не явились,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ДомСтройСервис"
на решение от 27.02.2023
по делу N А16-821/2021
Арбитражного суда Еврейской автономной области
по иску акционерного общества "Дальневосточная генерирующая компания"
к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ДомСтройСервис"
о взыскании 440 216,65 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Дальневосточная генерирующая компания" обратилось в Арбитражный суд Еврейской автономной области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ДомСтройСервис" о взыскании 440 216,65 руб., в том числе: задолженность за тепловую энергию и горячую воду, поставленную в период с января 2018 года по декабрь 2020 года по договору от 01.01.2018 N 3/5/11314/1003 в размере 424 898,25 руб., пени за период с 01.03.2021 по 31.03.2022 в размере 15 318,40 руб., а также пени с 02.10.2022 по день фактической оплаты суммы основного долга на основании части 9.3 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (с учетом принятого судом уточнения в порядке статьи 49 АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Еврейской автономной области от 27.02.2023 уточненные исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с решением суда от 27.02.2023, общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ДомСтройСервис" в апелляционной жалобе, принятой к производству Шестого арбитражного апелляционного суда, просит его отменить, принять новый судебный акт.
В обоснование жалобы приводит доводы о том, что собственниками жилых помещений многоквартирных домов, расположенных по адресам: г. Биробиджан ул. Волочаевская, д. 18; ул. Карла Маркса, д. 20; ул. Невская, д. 10; ул. Советская, д. 72А; ул. Юбилейная, д. 5а, приняты решения о заключении прямых договоров о предоставлении коммунальных услуг непосредственно с ресурсоснабжающими организациями, о чем свидетельствуют протоколы внеочередного общего собрания собственников N 1 от 19.03.2021, N 1 от 29.12.2019, N 1 от 26.04.2021, N 1 от 29.12.2020, N 2 от 26.03.2021.
Указывает, что неисполнение ответчиком обязанности по направлению протоколов собраний собственников жилых помещений в государственную жилищную инспекцию само по себе не свидетельствует об их недействительности.
Ссылается на неправомерность взыскания задолженности по оплате отопления и горячего водоснабжения по вышеприведенным адресам по причине заключения собственниками помещений "прямых" договоров с ресурсоснабжающими организациями.
Акционерное общество "Дальневосточная генерирующая компания" в отзыве на апелляционную жалобу просит оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в том числе путем размещения судебного акта суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей лиц, участвующие в деле, согласно статье 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Проверив законность и обоснованность судебного акта в порядке главы 34 АПК РФ, арбитражный суд не находит оснований для его отмены либо изменения.
Как следует из материалов дела, и установлено судом первой инстанции, между АО "ДГК" (ресурсоснабжающая организация, РСО) и ООО "УК "ДомСтройСервис" (исполнитель коммунальных услуг, ИКУ) заключен договор теплоснабжения жилого фонда управляющей организации N 3/5/11314/1003 от 01.01.2018 (с учетом протокола разногласий от 16.04.2018и протокола согласования от 23.04.2018 к протоколу разногласий), согласно пункту 1.1 которого РСО подает через присоединенную сеть, а ИКУ принимает коммунальные ресурсы в виде тепловой энергии и (или) горячей воды в целях предоставления собственникам и пользователям жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме (МКД) коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению и коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества МКД, находящегося в управлении ИКУ.
В силу пункта 1.2 договора РСО осуществляет расчеты с собственниками и пользователями жилых помещений МКД, находящихся в управлении ИКУ, за предоставленные ИКУ коммунальные услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению.
ИКУ оплачивает коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества МКД, находящихся в управлении ИКУ, а также в иных случаях, предусмотренных разделом 5 договора (пункт 1.3 договора).
Договорный объем потребления тепловой энергии и (или) горячей воды зафиксирован в Приложении N 1 к договору.
В Приложении N 2 к договору содержится перечень объектов ИКУ.
Пунктами 6.1-6.4 договора стоимость коммунальных ресурсов за расчетный период рассчитывается по тарифам, установленным решением уполномоченного органа. Расчетный период для оплаты устанавливается равным календарному месяцу.
Не позднее 05 числа месяца, следующего за расчетным, РСО выставляет ИКУ счет-фактуру за весь расчетный период за коммунальные ресурсы.
ИКУ обязан ежемесячно в срок до 10 (десятого) числа месяца, следующего за расчетным периодом, получить в РСО счет-фактуру и акт приема-передачи коммунальных ресурсов в расчетном периоде.
Расчет за потребленные коммунальные ресурсы производится до 15 числа месяца, следующего за расчетным периодом (пункт 6.5 договора).
Срок действия договора определен сторонами в пункте 8.1, из которого следует, что он вступает в силу с момента подписания, и действует до 31.12.2018. Условия договора распространяются на правоотношения, возникшие с 01.01.2017. Договор считается продленным ежегодно на тех же условиях, если за 1 месяц до окончания срока его действия ин одна из сторон не заявит о его прекращении.
В период с января 2018 года по декабрь 2020 года АО "ДГК" осуществляло поставку тепловой энергии и горячей воды в многоквартирные дома, находящиеся в управлении ответчика: Еврейская автономная область, г. Биробиджан, ул. Волочаевская, 18, ул. Дружбы, 11, ул. Карла Маркса, 20, ул. Космонавтов, 17а, ул. Лесная, 5, ул. Московская, 1, 1а, 11, 7, 9, ул. Невская, 10, 10б, 18, 4/2, 6, 8/1, ул. Саперная, 18, ул. Советская, 62, 64а, 66а, 72а, 76, 80, ул. Стяжкина, 9, ул. Широкая, 4/2, ул. Школьная, 20, ул. Юбилейная, 5, 5а, 5в, 7, всего на сумму 424 898,25 руб.
В связи с неисполнением обязательства по оплате потребленного коммунального ресурса ответчиком, истец направил в адрес ИКУ претензию N 136/1 от 28.01.2021 с требованием об оплате тепловой энергии и горячей воды.
Неисполнение ответчиком требования, изложенного в претензии, послужило истцу основанием для начисления пени и обращения в суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции обоснованно руководствовался положениями статей 539, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статей 153, 154, 155, 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) и исходил из доказанности поставки ресурсоснабжающей организацией в спорный период тепловой энергии и горячей воды в МКД, находящиеся под управлением ответчика, наличия у него обязанности по оплате потребленного ресурса.
Довод заявителя жалобы о неправомерности взыскания задолженности по оплате отопления и горячего водоснабжения по адресам: г. Биробиджан ул. Волочаевская, д. 18; ул. Карла Маркса, д. 20; ул. Невская, д. 10; ул. Советская, д. 72А; ул. Юбилейная, д. 5а, по причине заключения собственниками помещений "прямых" договоров с ресурсоснабжающими организациями на основании протоколов внеочередного общего собрания собственников N 1 от 19.03.2021, N 1 от 29.12.2019, N 1 от 26.04.2021, N 1 от 29.12.2020, N 2 от 26.03.2021, отклоняется судом ввиду следующего.
Согласно статье 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в МКД включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению МКД, за содержание и текущий ремонт общего имущества в МКД, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и СОИ в МКД.
Собственники помещений в МКД обязаны выбрать один из способов управления МКД, которым может быть управление управляющей организацией (часть 2 статьи 161 ЖК РФ).
В соответствии с пунктами 2, 8, 9, подпунктами "а", "б" пункта 31, подпунктом "а" пункта 32 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов") (далее - Правила N 354) управляющая организация как лицо, предоставляющие потребителям коммунальные услуги, является исполнителем коммунальных услуг, статус которого обязывает ее заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям; оказывать коммунальные услуги того вида, которые возможно предоставить с учетом степени благоустройства многоквартирного дома; а также дает право требовать с потребителей внесения платы за потребленные коммунальные услуги
Пунктом 63 Правил N 354 установлено, что по общему правилу потребители обязаны своевременно оплатить коммунальные услуги исполнителю или действующему по его поручению платежному агенту или банковскому платежному агенту. Управляющая организация, которая получает плату за коммунальные услуги, осуществляет расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми такой управляющей организацией заключены договоры ресурсоснабжения.
Из вышеприведенных норм права следует, что при наличии в многоквартирном доме управляющей организации в правоотношениях по поставке коммунальных ресурсов в этот дом участвует эта управляющая организация как исполнитель коммунальных услуг и ресурсоснабжающая организация как поставщик. Абонентом (потребителем) по договору энергоснабжения и, как следствие, лицом, обязанным оплатить коммунальные ресурсы, является управляющая организация. В свою очередь, потребители коммунальных услуг оплачивают эти услуги исполнителю.
Собственники жилых и нежилых помещений ранее были вправе в соответствии с частью 7.1 статьи 155 ЖК РФ принять решение о внесении платы за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающей организации, которая продает коммунальный ресурс исполнителю (прямые расчеты). Такой порядок расчетов рассматривался как выполнение потребителями как третьими лицами обязательств управляющей организации по внесению платы ресурсоснабжающим организациям за соответствующие коммунальные ресурсы.
С принятием Федерального закона от 03.04.2018 N 59-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации" (далее - Закон N 59-ФЗ) вышеуказанная норма (часть 7.1 статьи 155 ЖК РФ) утратила силу. При этом законодательное урегулирование отношений по возможному предоставлению коммунальных услуг собственниками помещений напрямую ресурсоснабжающей организацией реализовано путем внесения в положения Жилищного кодекса Российской Федерации статьи 157.2.
Как следует из части 6 статьи 3 Закона N 59-ФЗ, если до вступления в силу данного Закона приняты решения общих собраний о прямых расчетах собственников в МКД за потребленные коммунальные ресурсы с РСО, то установленный ими порядок продолжает действовать до принятия нового решения собрания, предусмотренного пунктом 4.4 части 3 статьи 44 ЖК РФ.
Таким образом, определяя объем обязательств управляющей компании по договору в части предоставления коммунальных услуг, следует отличать имевшееся в законодательстве понятие прямых расчетов и положения закона о прямых договорах.
Прежний порядок прямых расчетов, который реализован на основании части 7.1 статьи 155 ЖК РФ, продолжает сохранять свое действие, однако не заменяет решения общего собрания собственников помещений в МКД о прямых договорах, предусмотренного пунктом 4.4 части 2 статьи 44 ЖК РФ.
Если же после вступления в силу Закона N 59-ФЗ (после 03.04.2018) собственниками принято решение о заключении от своего имени договора ресурсоснабжения с соответствующей ресурсоснабжающей организацией, управляющая организация, несмотря на осуществление управления МКД в качестве выбранного собственниками помещений в МКД способа управления домом, не отвечает за неоплату собственниками помещений в МКД потребленных ими коммунальных ресурсов.
По смыслу части 5 статьи 157.2 ЖК РФ управляющая организация остается лицом, обязанным оплачивать коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в МКД (на СОИ).
В силу пункта 4.4 части 2 статьи 41 ЖК РФ к компетенции общего собрания собственником помещений в многоквартирном доме относится, в том числе принятие решения о заключении собственниками помещений в многоквартирном доме, действующими от своего имени, в порядке, установленном настоящим Кодексом, соответственно договора отопления (теплоснабжения).
Согласно части 1 статьи 46 ЖК РФ решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме оформляются протоколами в соответствии с требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Решения и протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме являются официальными документами как документы, удостоверяющие факты, влекущие за собой юридические последствия в виде возложения на собственников помещений в многоквартирном доме обязанностей в отношении общего имущества в данном доме, изменения объема прав и обязанностей или освобождения этих собственников от обязанностей, и подлежат размещению в системе лицом, инициировавшим общее собрание.
Подлинники решений и протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме подлежат обязательному представлению лицом, по инициативе которого было созвано общее собрание, в управляющую организацию, правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива, а при непосредственном способе управления многоквартирным домом в орган государственного жилищного надзора.
Копии решений и протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросу, указанному в пункте 4.4 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса, также подлежат направлению лицом, по инициативе которого было созвано общее собрание, в срок (не позднее чем через десять дней после проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме) в ресурсоснабжающую организацию, с которыми собственниками помещений в многоквартирном доме, действующими от своего имени, будут в соответствии с принятым решением заключены договоры, содержащие положения о предоставлении коммунальных услуг.
В соответствии с приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 28.01.2019 N 44/пр "Об утверждении Требований к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах и Порядка направления подлинников решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственный жилищный надзор" в случае принятия общим собранием решения по вопросу, указанному в пункте 4.4 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации, подлинники решений и протокола подлежат направлению лицом, инициировавшим общее собрание, в орган государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации, на территории которого находится многоквартирный дом, собственники помещений в котором провели общее собрание, в срок, указанный в абзаце первом настоящего пункта, с единовременным направлением копий данных решений и протокола в управляющую организацию, правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива, а также ресурсоснабжающей организации, региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами, с которыми собственниками помещений в многоквартирном доме, действующими от своего имени, будут в соответствии с принятым общим собранием решением заключены договоры, содержащие положения о предоставлении коммунальных услуг.
В силу пункта 1 части 1 статьи 157.2 ЖК РФ при принятии общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения, предусмотренного пунктом 4.4. части 2 статьи 44 настоящего Кодекса, при управлении многоквартирным домом управляющей организацией коммунальные услуги собственникам и пользователям помещений предоставляются ресурсоснабжающей организацией в соответствии с заключенным с каждым собственником помещения в многоквартирном доме договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Согласно пункту 17 (1) Правил N 354 ресурсоснабжающая организация приступает к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида в соответствии с подпунктом "ж" пункта 18 настоящих Правил при условии поступления в ее адрес копий решений и протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросу, указанному в пункте 4.4 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Следуя приведенным положениям, суды при поступлении возражений от РСО относительно непоступления в ее адрес решений общего собрания о переходе определенного МКД на прямые договоры, должны проверить и установить факт исполнения/неисполнения ответственным лицом обязанности по направлению копии решения в РСО и отразить результаты оценки доказательств, представляемых сторонами в обоснование своих позиций.
Совершение указанных действий необходимо, поскольку в силу вышеприведенных правовых норм обязательство ресурсоснабжающей организации не может возникнуть раньше, чем организация узнает о возникшем у него статусе ИКУ.
Как установлено судом, протоколы внеочередного общего собрания собственников N 1 от 19.03.2021, N 1 от 29.12.2019, N 1 от 26.04.2021, N 1 от 29.12.2020, N 2 от 26.03.2021 о переходе на прямые договоры в адрес ресурсоснабжающей организации не направлялись, доказательств обратного ответчиком не представлено.
Приняв во внимание нарушение порядка и срока уведомления истца о принятых собственниками жилых помещений решениях о переходе на прямые договоры с ресурсоснабжающей организацией, суд обоснованно пришел к выводу о том, что прямые договоры не могут быть признаны заключенными с даты, определенной в решениях общего собрания собственников помещений МКД
Следовательно, несмотря на принятие собственниками спорных МКД решений о переходе на прямые договорные отношения с РСО, фактически в спорный период исполнителем коммунальных услуг по спорным МКД являлась управляющая организация (ответчик) и, как следствие, обязанным лицом по оплате спорного коммунального ресурса.
С учетом установленного факта поставки АО "ДГК" тепловой энергии, что подтверждается представленными в материалы дела актами приема-передачи тепловой энергии, расчетными ведомостями потребления тепловой энергии за спорный период, проверив представленный расчет, суд обоснованно пришел к выводу о взыскании в пользу истца с ООО "УК "ДомСтройСервис" задолженности по оплате потребленного коммунального ресурса в размере 424 898,25 руб. за период с января 2018 года по декабрь 2020 года.
Также АО "ДГК" заявлено уточненное требование о взыскании пени за период с 01.03.2021 по 31.03.2022 в размере 15 318,40 руб. и пени с 02.10.2022 по день фактической оплаты суммы основного долга на основании части 9.3 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении".
Поскольку обстоятельство просрочки исполнения обязательства по расчетам установлено материалами дела, суд также обоснованно, руководствуясь статьями 329, 330 ГК РФ, частью 9.3 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", удовлетворил требование истца о взыскании с ответчика пени в заявленном размере и пени, начиная с 02.10.2022 по день исполнения обязательства по уплате основного долга, что соответствует пункту 65 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств". Доводов, в части взыскания пени апелляционная жалоба не содержит.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 АПК РФ на основе полного исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм права действующего законодательства.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта в силу части 4 статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 27.02.2023 по делу N А16-821/2021 Арбитражного суда Еврейской автономной области оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.Е. Пичинина |
Судьи |
Т.Д. Козлова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А16-821/2021
Истец: АО "Дальневосточная генерирующая компания"
Ответчик: ООО "Управляющая компания "ДомСтройСервис"