город Воронеж |
|
29 мая 2023 г. |
Дело N А48-11357/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 мая 2023 года.
В полном объеме постановление изготовлено 29 мая 2023 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Малиной Е.В.,
судей Протасова А.И.,
Пороника А.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Киреевой Е.П.,
при участии:
от Муниципального казенного учреждения "Объединенный муниципальный заказчик города Орла": извещено надлежащим образом, представитель не явился;
от Управления Федеральной налоговой службы по Орловской области: извещено надлежащим образом, представитель не явился;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального казенного учреждения "Объединенный муниципальный заказчик города Орла" на решение Арбитражного суда Орловской области от 16.02.2023 по делу N А48-11357/2022 по заявлению Управления Федеральной налоговой службы по Орловской области к Муниципальному казенному учреждению "Объединенный муниципальный заказчик города Орла" о взыскании 5 226 903,02 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной налоговой службы по Орловской области (далее - заявитель, УФНС России по Орловской области, Управление, налоговый орган) обратилось в Арбитражный суд Орловской области с заявлением к Муниципальному казенному учреждению "Объединенный муниципальный заказчик города Орла" (далее - ответчик, МКУ "ОМЗ г. Орла") о взыскании пени в общем размере 5 226 903,02 руб., из которых:
- пени по налогу на имущество организаций за период с 02.03.2022 по 31.08.2022 в сумме 4 891 253,78 руб.;
- пени по земельному налогу с организаций, обладающих земельным участком, расположенным в границах муниципальных округов, за период с 01.05.2021 по 26.08.2022 в сумме 10 625,52 руб.;
- пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации за период с 15.02.2022 по 26.08.2022 в сумме 241 869,49 руб.;
- пени по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за период с 15.02.2022 по 26.08.2022 в сумме 27 529,81 руб.;
- пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения за период с 15.02.2022 по 26.08.2022 в сумме 55 624,42 руб.
Решением Арбитражного суда Орловской области от 16.02.2023 по делу N А48-11357/2022 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым судебным актом, МКУ "Объединенный муниципальный заказчик города Орла" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
Мотивируя требования апелляционной жалобы, МКУ "Объединенный муниципальный заказчик города Орла" ссылается на отсутствие финансирования со стороны Учредителя. Так, неоднократно (28.06.2022, 12.07.2022, 25.07.2022, 25.07.2022, 27.09.2022, 27.10.2022, 01.11.2022, 25.1.2022, 22.12.2022) предприятие направляло в Управление строительства, дорожного хозяйства и благоустройства администрации города Орла требования о выделении денежных средств для оплаты налога и пени в размере 5 226 903 руб. 02 коп., однако денежные средства до Учреждения доведены не были, в связи с чем, по его мнению, пени взысканию не подлежат.
В отзыве на апелляционную жалобу Управление Федеральной налоговой службы по Орловской области ссылается на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представители лиц, участвующих в деле, извещенные о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, не явились.
В материалах дела имеются ходатайства, поступившее по системе электронной подачи документов "Мой арбитр" от Муниципального казенного учреждения "Объединенный муниципальный заказчик города Орла", а также от Управления Федеральной налоговой службы по Орловской области, о рассмотрении дела в отсутствие их представителя.
В связи с наличием доказательств надлежащего извещения лиц, участвующих в деле, апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156, 184, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены судебного акта.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, МКУ "ОМЗ г. Орла" с 30.11.1989 состоит на налоговом учете в УФНС России по Орловской области, применяет общую систему налогообложения и является плательщиком страховых взносов, налога на имущество организаций и земельного налога с организаций, обладающих земельным участком, расположенным в границах муниципальных округов, а также страхователем.
18.02.2022 МКУ "ОМЗ г. Орла" в ИФНС России по г. Орлу была представлена первичная налоговая декларация по налогу на имущество за 2021 год, согласно которой сумма налога, подлежащего к уплате в бюджет, составила 57 844 306 руб.
26.02.2022 МКУ "ОМЗ г. Орла" в ИФНС России по г. Орлу была представлена уточненная N 1 налоговая декларация по налогу на имущество организаций за 2021 год, согласно которой сумма налога, подлежащего к уплате в бюджет, составила 56 779 111 руб. Сумма к уменьшению по уточненной налоговой декларации N 1 по налогу на имущество за 2021 год составила 1 065 195 руб.
12.03.2022 МКУ "ОМЗ г. Орла" в ИФНС России по г. Орлу была представлена уточненная налоговая декларация N 2 по налогу на имущество за 2021 год, согласно которой сумма налога, подлежащего к уплате в бюджет, составила 56 779 111 руб. Сумма к доплате по уточненной налоговой декларации N 2 по налогу на имущество за 2021 год составила 0 руб.
19.04.2022 МКУ "ОМЗ г. Орла" в ИФНС России по г. Орлу была представлена уточненная налоговая декларация N 3 по налогу на имущество за 2021 год, согласно которой сумма налога, подлежащего к уплате в бюджет, составила 56 779 111 руб. Сумма к доплате по уточненной налоговой декларации N 3 по налогу на имущество за 2021 год составила 0 руб.
27.05.2022 МКУ "ОМЗ г. Орла" в ИФНС России по г. Орлу была представлена уточненная налоговая декларация N 4 по налогу на имущество за 2021 год, согласно которой сумма налога, подлежащего к уплате в бюджет, составила 56 363 798 руб. Сумма к уменьшению по уточненной налоговой декларации N 4 по налогу на имущество за 2021 год составила 415 313 руб.
01.08.2022 МКУ "ОМЗ г. Орла" в ИФНС России по г. Орлу была представлена уточненная налоговая декларация N 5 по налогу на имущество за 2021 год, согласно которой сумма налога, подлежащего к уплате в бюджет, составила 56 363 798 руб. Сумма к доплате по уточненной налоговой декларации N 5 по налогу на имущество за 2021 год составила 4 000 руб. (из-за неверного исчисления авансового платежа за 4 квартал 2021 года).
04.08.2022 МКУ "ОМЗ г. Орла" в ИФНС России по г. Орлу была представлена уточненная налоговая декларация N 6 по налогу на имущество за 2021 год, согласно которой сумма налога, подлежащего к уплате в бюджет, составила 56 363 798 руб. Сумма к уменьшению по уточненной налоговой декларации N 6 по налогу на имущество за 2021 год составила 4 000 руб.
26.02.2022 МКУ "ОМЗ г. Орла" в МРИ ФНС России N 8 по Орловской области представлена первичная налоговая декларация по налогу на имущество за 2021 год. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, составила 1 065 195 руб.
12.03.2022 МКУ "ОМЗ г. Орла" в МРИ ФНС России N 8 по Орловской области была представлена уточненная налоговая декларация N 1 по налогу на имущество за 2021 год, согласно которой сумма налога, подлежащего к уплате в бюджет, составила 1 065 195 руб. Сумма к доплате по уточненной налоговой декларации N 1 по налогу на имущество за 2021 год составила 0 руб.
20.03.2022 МКУ "ОМЗ г. Орла" в МРИ ФНС России N 8 по Орловской области была представлена уточненная налоговая декларация N 2 по налогу на имущество за 2021 год, согласно которой сумма налога, подлежащего к уплате в бюджет, составила 1 065 195 руб. Сумма к доплате по уточненной налоговой декларации N 2 по налогу на имущество за 2021 год составила 0 руб.
Кроме того, в отношении МКУ "ОМЗ г. Орла" налоговым органом был исчислен земельный налог за 2021 год на сумму 49 863 руб.
14.04.2022 МКУ "ОМЗ г. Орла" представлен расчет по страховым взносам за 3 месяца 2022 года, где сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в РФ, зачисляемых в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой пенсии, подлежащая уплате в бюджет, составила 1 739 939,34 руб. (налог); сумма страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, подлежащая уплате за расчетный (отчетный) период, составила 223 355,59 руб. (налог); сумма страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения составила 403 349,57 руб. (налог).
25.10.2021 МКУ "ОМЗ г. Орла" представлен расчет по страховым взносам за 9 месяцев 2021 года, где сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в РФ, зачисляемых в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой пенсии, подлежащая уплате в бюджет, составила 4 936 752,09 руб. (налог); сумма страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, подлежащая уплате за расчетный (отчетный) период, составила 650 753,68 руб. (налог); сумма страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения составила 1 144 428,89 руб. (налог).
31.01.2021 МКУ "ОМЗ г. Орла" представлен расчет по страховым взносам за 12 месяцев 2021 года, где сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в РФ, зачисляемых в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой пенсии, подлежащая уплате в бюджет, составила 6 301 250,19 руб. (налог); сумма страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, подлежащая уплате за расчетный (отчетный) период, составила 826 473,60 руб. (налог); сумма страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения составила 1 460 744,35 руб. (налог).
В связи с тем, что МКУ "ОМЗ г. Орла" нарушен срок уплаты налога на имущество организаций за 2021 год Управлением начислены пени за несвоевременное перечисление налога на имущества организации, не входящему в Единую систему газоснабжения, за период с 02.03.2022 по 31.08.2022 в сумме 4 891 253,78 руб.
В связи с тем, что МКУ "ОМЗ г. Орла" нарушен срок уплаты земельного налога за 2021 год Управлением начислены пени за несвоевременное перечисление земельного налога за период с 01.05.2021 по 26.08.2022 в сумме 10 625,52 руб.
За несвоевременное перечисление страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в РФ, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование работающего населения Управлением начислены пени за 3 месяца 2022 года, за 6 месяцев 2021 года, за 12 месяцев 2021 года. Таким образом, МКУ "ОМЗ г. Орла" обязано уплатить:
- пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации за общий период с 15.02.2022 по 26.08.2022 в общей сумме 241 869,49 руб.;
- пени по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за общий период с 15.02.2022 по 26.08.2022 в общей сумме 27 529,81 руб.;
- пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения за общий период с 15.02.2022 по 26.08.2022 в общей сумме 55 624,42 руб.
Указанные обстоятельства послужили основанием для выставления Управлением МКУ "ОМЗ г. Орла" требования N 2325 об уплате сумм пени в общем размере 5226 903,02 руб. по состоянию на 01.09.2022. Срок исполнения требования - до 04.10.2022.
В связи с тем, что в установленный срок МКУ "ОМЗ г. Орла" не исполнило в добровольном порядке вышеуказанное требование, Управление обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании с МКУ "ОМЗ г. Орла" пени по налогу на имущество организаций, пени по земельному налогу и по страховым взносам.
Оценив имеющиеся в деле документы, суд области, установив нарушение учреждением сроков уплаты налогов и сборов, пришел к выводу об обоснованности заявленных УФНС России по Орловской области требований о взыскании с МКУ "ОМЗ г. Орла" пени в общем размере 5 226 903,02 руб.
Судебная коллегия, соглашаясь с выводом суда области, исходит из следующего.
Согласно части 1 статьи 213 АПК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, наделенные в соответствии с федеральным законом контрольными функциями (далее - контрольные органы), вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.
Частью 4 статьи 215 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя.
При рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы (часть 6 статьи 215 АПК РФ).
В соответствии с подпунктом 14 пункта 1 статьи 31 НК РФ налоговые органы вправе предъявлять в арбитражные суды иски (заявления) о взыскании недоимки, пеней и штрафов за налоговые правонарушения в случаях, предусмотренных НК РФ.
В соответствии со статьями 23, 45, 419, 432 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан своевременно и в полном размере уплачивать налоги, а также начислять и уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.
Согласно пункту 1 статьи 45 НК РФ (в редакции, действовавшей в спорный период) налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный в соответствии с НК РФ. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога (пункт 1 статьи 69 НК РФ).
Исходя из пункта 1 статьи 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.
В пункте 2 статьи 45 НК РФ взыскание налога в судебном порядке производится с лицевых счетов организаций, если взыскиваемая сумма превышает пять миллионов рублей.
Из материалов дела следует и не оспаривается сторонами, что учреждение не перечислило в установленные сроки налог на имущество организаций за 2021 год, земельный налог за 2021 год, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в РФ, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование работающего населения за 3 месяца 2022 года, за 6 месяцев 2021 года, за 12 месяцев 2021 года.
Главой 30 НК РФ "Налог на имущество организаций" установлен порядок и сроки уплаты налога.
В соответствии с п. 1 ст. 372 НК РФ налог на имущество организаций устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 373 НК РФ налогоплательщиками налога признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 настоящего Кодекса.
Объектом налогообложения признается недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе организации в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, в случае, если налоговая база в отношении такого имущества определяется в соответствии с пунктом 1 статьи 375 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 настоящего Кодекса (пп. 1 п. 1 ст. 374 НК РФ).
В силу пп. 2 п. 1 ст. 374 НК РФ объектом налогообложения признается недвижимое имущество, находящееся на территории Российской Федерации и принадлежащее организациям на праве собственности или праве хозяйственного ведения, а также полученное по концессионному соглашению, в случае, если налоговая база в отношении такого имущества определяется в соответствии с пунктом 2 статьи 375 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 настоящего Кодекса.
Статьей 383 НК РФ закреплен порядок и сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогу: налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.
В течение налогового периода налогоплательщики уплачивают авансовые платежи по налогу, если законом субъекта Российской Федерации не предусмотрено иное. По истечении налогового периода налогоплательщики уплачивают сумму налога, исчисленную в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 382 настоящего Кодекса (п. 2 ст. 383 НК РФ).
Согласно ст. 4 Закона Орловской области от 25.11.2003 N 364-03 "О налоге на имущество организаций" (в редакции N 31 от 04.03.2021, действующей в указанном периоде) уплата налога производится путем внесения авансовых платежей, рассчитанных в соответствии со статьями 382, 384 и 385 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, в сроки: не позднее 5 мая, 5 августа и 5 ноября.
По истечении налогового периода налогоплательщики уплачивают сумму налога в срок не позднее 01.03.2022 (п. 1 ст. 383 НК РФ).
В связи с тем, что МКУ "ОМЗ г. Орла" нарушен срок уплаты налога на имущество организаций за 2021 год Управлением начислены пени за несвоевременное перечисление налога на имущества организации, не входящему в Единую систему газоснабжения, за период с 02.03.2022 по 31.08.2022 в сумме 4 891 253,78 руб.
Главой 31 НК РФ "Земельный налог" установлен порядок и сроки уплаты налога.
Пунктом 1 статьи 388 НК РФ установлено, что налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Согласно п. 1 ст. 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, федеральной территории "Сириус"), на территории которого введен налог.
В соответствии со ст. 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ.
Статьей 391 НК РФ закреплен порядок и сроки уплаты налога в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
В отношении земельного участка, образованного в течение налогового периода, налоговая база в данном налоговом периоде определяется как его кадастровая стоимость на день внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости такого земельного участка.
Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений Единого государственного реестра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования (п. 3 ст. 391 НК РФ).
По истечении налогового периода налогоплательщики уплачивают сумму налога в срок не позднее 01.03.2022 (п. 1 ст. 397 НК РФ).
В связи с тем, что МКУ "ОМЗ г. Орла" нарушен срок уплаты земельного налога за 2021 год, Управлением начислены пени за несвоевременное перечисление земельного налога за период с 01.05.2021 по 26.08.2022 в сумме 10 625,52 руб.
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 419 НК РФ установлено, что налогоплательщиками страховых взносов признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования: лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам: организации; индивидуальные предприниматели; физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями.
В силу п. 1 ст. 420 НК РФ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в абзацах втором и третьем подпункта 1 пункта 1 статьи 419 НК РФ, если иное не предусмотрено настоящей статьей, признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса):
1) в рамках трудовых отношений и по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг;
2) по договорам авторского заказа в пользу авторов произведений;
3) по договорам об отчуждении исключительного права на результаты интеллектуальной деятельности, указанные в подпунктах 1 - 12 пункта 1 статьи 1225 Гражданского кодекса Российской Федерации, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования результатов интеллектуальной деятельности, указанных в подпунктах 1 - 12 пункта 1 статьи 1225 Гражданского кодекса Российской Федерации, в том числе вознаграждения, начисляемые организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений по договорам, заключенным с пользователями.
Пунктом 1 ст. 421 НК РФ предусмотрено, что база для исчисления страховых взносов для плательщиков, указанных в абзацах втором и третьем подпункта 1 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, определяется по истечении каждого календарного месяца как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 статьи 420 настоящего Кодекса, начисленных отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода нарастающим итогом, за исключением сумм, указанных в статье 422 настоящего Кодекса.
Пунктом 3 статьи 421 НК РФ установлено, что для плательщиков, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, устанавливаются предельная величина базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и предельная величина базы для исчисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. С сумм выплат и иных вознаграждений в пользу физического лица, превышающих установленную на соответствующий расчетный период предельную величину базы для исчисления страховых взносов, определяемую нарастающим итогом с начала расчетного периода, страховые взносы не взимаются, если иное не установлено настоящей главой.
Согласно п. 4 ст. 421 НК РФ предельная величина базы для исчисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством подлежит ежегодной индексации с 1 января соответствующего года исходя из роста средней заработной платы в Российской Федерации.
Расчетным периодом признается календарный год (п. 1 ст. 423 НК РФ).
Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года (п. 2 ст. 423 НК РФ).
Пунктом 7 статьи 431 НК РФ предусмотрено, что плательщики, указанные в подпункте 1 пункта 1 статьи 419 НК РФ (за исключением физических лиц, производящих выплаты, указанные в подпункте 3 пункта 3 статьи 422 НК РФ), представляют расчет по страховым взносам не позднее 30-го числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом, в налоговый орган по месту нахождения организации и по месту нахождения обособленных подразделений организаций, которые начисляют выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, по месту жительства физического лица, производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
В соответствии с п. 1 ст. 431 НК РФ в течение расчетного периода по итогам каждого календарного месяца плательщики производят исчисление и уплату страховых взносов исходя из базы для исчисления страховых взносов с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца и тарифов страховых взносов за вычетом сумм страховых взносов, исчисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно.
Пунктом 3 статьи 431 НК РФ (в редакции, действовавшей в спорный период) установлено, что сумма страховых взносов, исчисленная для уплаты за календарный месяц, подлежит уплате в срок не позднее 15-го числа следующего календарного месяца.
За несвоевременное перечисление страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в РФ, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование работающего населения Управлением начислены пени за 3 месяца 2022 года, за 6 месяцев 2021 года, за 12 месяцев 2021 года. МКУ "ОМЗ г. Орла" обязано уплатить:
- пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации за общий период с 15.02.2022 по 26.08.2022 в общей сумме 241 869,49 руб.;
- пени по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за общий период с 15.02.2022 по 26.08.2022 в общей сумме 27 529,81 руб.;
- пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения за общий период с 15.02.2022 по 26.08.2022 в общей сумме 55 624,42 руб.
Требование N 2325 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов по состоянию на 01.09.2022 было направлено в адрес МКУ "ОМЗ г. Орла" 10.09.2022. Срок исполнения требования - до 04.10.2022. Данное требование согласно квитанции о приеме получено МКУ "ОМЗ г. Орла" 14.09.2022.
Арифметические расчеты пени учреждением не оспорены, проверены судом и признаны арифметически верными, не противоречащими нормам права и обстоятельствам спора.
В силу п. 5 Постановления Конституционного Суда РФ от 17.12.1996 N 20-П по смыслу статьи 57 Конституции Российской Федерации налоговое обязательство состоит в обязанности налогоплательщика уплатить определенный налог, установленный законом. Неуплата налога в срок должна быть компенсирована погашением задолженности по налоговому обязательству, полным возмещением ущерба, понесенного государством в результате несвоевременного внесения налога. Поэтому к сумме собственно не внесенного в срок налога (недоимки) законодатель вправе добавить дополнительный платеж - пеню как компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок в случае задержки уплаты налога. Бесспорный порядок взыскания этих платежей с налогоплательщика - юридического лица вытекает из обязательного и принудительного характера налога в силу закона.
Следовательно, пеня является дополнительным платежом, направленным на компенсацию потерь бюджета в результате недополучения сумм налога.
В силу п. 1 ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога. Пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога (п. п. 2 и 3 ст. 75 НК РФ).
При этом, не выделение Управлением строительства, дорожного хозяйства и благоустройства Администрации г. Орла МКУ "ОМЗ г. Орла" денежных средств для оплаты налога и пени не освобождают учреждение от законно установленной обязанности уплатить пеню.
Иных аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе и способных повлечь отмену обжалуемого судебного акта, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем, удовлетворению не подлежит.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Несогласие заявителя жалобы с выводами суда первой инстанции в обжалуемой части не свидетельствует о наличии оснований для отмены принятого по делу решения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Судом апелляционной инстанции установлено, что при подаче апелляционной жалобы МКУ "ОМЗ г. Орла" не оплатило государственную пошлину в размере 3000 руб., ссылаясь на наличие освобождения от ее уплаты на основании положений подп.1 п.1 ст. 333.37 НК РФ, поскольку оно обратилось в суд в связи с осуществлением переданных ему органом муниципальной власти отдельных полномочий в целях защиты публичных интересов.
Разрешая вопрос о распределении судебных расходов в связи с рассмотрением настоящего дела, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
В силу ст. 105 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации льготы по уплате государственной пошлины предоставляются в случаях и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Подпунктом 1.1 п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются государственные органы, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков.
В п. 32 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах" (далее - постановление Пленума "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах") разъяснено, что в пп. 1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ к органам, обращающимся в арбитражные суды в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и (или) общественных интересов, относятся такие органы, которым право на обращение в арбитражный суд в защиту публичных интересов предоставлено федеральным законом (ч. 1 ст. 53 АПК РФ).
Под иными органами в смысле пп. 1 п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации понимаются субъекты, не входящие в структуру и систему органов государственной власти или местного самоуправления, но выполняющие публично-правовые функции. Таковыми являются, в частности, Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, Центральный банк Российской Федерации. Названные органы освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в случае, когда они выступают в судебном процессе в защиту государственных и (или) общественных интересов.
Если государственное или муниципальное учреждение выполняет отдельные функции государственного органа (органа местного самоуправления) и при этом его участие в арбитражном процессе обусловлено осуществлением указанных функций и, соответственно, защитой государственных, общественных интересов, оно освобождается от уплаты государственной пошлины по делу (абз. 3 п. 32 постановления Пленума "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах").
Таким образом, для возникновения права на льготу по подпункту 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса требуется единовременное выполнение двух условий: инициирование арбитражного процесса с целью защиты публичных интересов, закрепленное законодательством; выполнение государственным или муниципальным учреждением функций государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов.
В рассматриваемом случае заявитель участвует в деле в качестве ответчика по спору, возникшему из налоговых правоотношений, является налогоплательщиком; предметом спора является вопрос о правомерности взыскания с учреждения пени за неисполнение обязанности по уплате налогов и взносов.
При указанных обстоятельствах, оснований полагать, что Учреждение участвует в арбитражном процессе в связи с защитой им государственных и (или) общественных, то есть публичных интересов в сфере возложенных на него функций, и может претендовать на освобождение от уплаты государственной пошлины на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Аналогичный подход изложен в определениях Верховного Суда от 28.04.2023 N 304-ЭС23-9011, от 12.10.2021 N 309-ЭС21-20058.
При таких обстоятельствах оснований для освобождения муниципального казенного учреждения "Объединенный муниципальный заказчик города Орла" от уплаты государственной пошлины в размере 3 000 руб. за рассмотрение апелляционной жалобы не имеется, в связи с чем, с муниципального казенного учреждения "Объединенный муниципальный заказчик города Орла" (ОГРН 1025700833454, ИНН 5701000872) подлежит взысканию в доход федерального бюджета государственная пошлина за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции в размере 3 000 руб.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Орловской области от 16.02.2023 по делу N А48-11357/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального казенного учреждения "Объединенный муниципальный заказчик города Орла" - без удовлетворения.
Взыскать с муниципального казенного учреждения "Объединенный муниципальный заказчик города Орла" (ОГРН 1025700833454, ИНН 5701000872) в доход федерального бюджета государственную пошлину за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции в размере 3 000 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Е.В. Малина |
Судьи |
А.И. Протасов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А48-11357/2022
Истец: Управление Федеральной налоговой службы по Орловской области
Ответчик: МКУ "ОМЗ г. Орла"