г. Челябинск |
|
29 мая 2023 г. |
Дело N А07-8075/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 мая 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 мая 2023 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Скобелкина А.П.,
судей Бояршиновой Е.В., Киреева П.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Семеновой О.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации городского поселения город Туймазы муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 20.03.2023 по делу N А07-8075/2022.
Администрация городского округа город Туймазы муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан (ИНН 0269023501, ОГРН 1060269000010; далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Республики Башкортостан с иском к обществу с ограниченной ответственностью "УралСпецСтрой" (ИНН 0255016053, ОГРН 1090255000813; далее - общество) о взыскании неустойки по муниципальному контракту N 5/ОА от 14.01.2021 в размере 169 141 руб. 29 коп., штрафа в размере 40 000 руб.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 20.03.2023 в удовлетворении исковых требований отказано.
Администрация (далее также - апеллянт, податель жалобы), не согласившись с вынесенным судебным актом, обжаловала его в апелляционном порядке, просит решение суда отменить.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель указывает, что в редакции от 26.04.2020 постановления Правительства Российской Федерации N 783 от 04.07.2018 указано, что заказчиком проводится списание неустоек в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в 2015, 2016 годах и 2020 году обязательств, предусмотренных, контрактом, вместе с тем, отношения с подрядчиком по спорному контракту в 2021 году, при добровольной уплате ответчиком неустойки отношения между сторонами были бы завершены 16.12.2021. Следовательно, по мнению апеллянта, к правоотношениям, возникшим между истцом и ответчиком данные положения постановления в ред. от 23.03.2022. не должны применяться, а должны быть применены нормы постановления Правительства РФ от 04.07.2018 N 783 в ред. от 26.04.2020. Учитывая указанные обстоятельства, Администрация указывает на наличие оснований для взыскания с ответчика неустойки и штрафа.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного разбирательства на сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие не прибывших в судебное заседание участников процесса.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, между администрацией (заказчик) и ООО "Уралспецстрой" (подрядчик) заключен муниципальный контракт от 14.01.2021 N 5/ОА, по условиям которого подрядчик обязуется в установленный контрактом срок выполнить благоустройство городских территорий в рамках реализации мероприятий по формированию современной городской среды на территории Республики Башкортостан на 2021 год в соответствии с проектно-сметной документацией, (приложение N 1 к Техническому заданию) согласно строительным нормам, правилам, действующему законодательству Российской Федерации и настоящим контрактом.
Согласно п. 1.2. контракта, объекты благоустройства и место выполнения работ: Благоустройство территории, прилегающей к проспекту Ленина в ГП г.Туймазы МР Туймазинский район РБ.
Подрядчик обязуется завершить работы в срок и сдать объект, готовый к эксплуатации, в соответствии с проектно-сметной документацией, (приложение N 1 к Техническому заданию) и условиями исполнения контракта (пункт 1.3 контракта).
В соответствии с п. 2.1. контракта календарные сроки выполнения работ по контракту: начало работ: с момента подписания контракта, окончание работ - не позднее 30 октября 2021 года.
В пункте 3.1 контракта определена его цена в размере 53 619 018 руб. 05 коп.
Подрядчик обязан выполнить работы в объеме и в сроки, предусмотренные контрактом и приложениями к нему, и сдать Объект заказчику в установленный срок в соответствии с проектно-сметной документацией (приложение N 1), обеспечивающем их нормальную эксплуатацию (п. 4.1.1. контракта).
На основании п. 5.1 контракта по факту выполнения работ, предусмотренных контрактом, подрядчик должен письменно уведомить заказчика о факте завершения работ в течение 2 (двух) календарных дней. Завершение подрядчиком всех работ на объекте оформляется актом о приемке работ по форме и унифицированной форме КС-2, КС-3, которые подписываются сторонами в течение пяти рабочих дней с момента приемки последнего объема выполненных работ (п. 5.9 муниципального контракта).
Согласно пункту 8.2 контракта, за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по муниципальному контракту стороны несут ответственность в соответствии с действующим законодательством РФ и контрактом.
В случае просрочки исполнения подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет Подрядчику требование об уплате пеней за каждый день просрочки исполнения подрядчиком обязательств по контракту (п. 8.3 контракта).
Согласно п. 8.3.1, 8.3.2 контракта, требование об уплате пеней за каждый день просрочки исполнения подрядчиком обязательств по контракту выставляется в том числе и за нарушение начального и конечного сроков выполнения работ; за нарушение сроков выполнения отдельных видов или этапов работ, определенных планом производства работ.
В соответствии с п. 8.4 контракта, пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения подрядчиком обязательств, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после для истечения установленного контракта срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных подрядчиком.
Кроме того, п. 8.8 контракта за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения подрядчиком обязательства по контракту, которое не имеет стоимостного выражения, предусмотрена оплата подрядчиком заказчику штрафа в размере 10 000 руб.
В связи с тем, что по вышеуказанному муниципальному контракту имеется четыре факта ненадлежащего исполнения подрядчиком обязательств по выполнению работ в срок, указанный в графике производства работ, а также по сроку окончания работ, то штраф начисляется в размере 40 000 руб.
Согласно графику производства работ (приложение N 5 муниципального контракта N 5/ОА от 14.01.2021, являющегося неотъемлемой частью контракта) работы по устройству элементов покрытий должны быть выполнены в срок до 30.07.2021; по устройству финишных покрытий - до 30.08.2021; по установке опор и оборудования систем освещения и слаботочных систем-до 30.09.2021; по установке малых архитектурных форм - до 30.10.2021.
Как указывает истец, работы по устройству элементов покрытий, по устройству финишных покрытий были завершены 15.09.2021, 21.10.2021, 23.11.2021; по установке опор и оборудования систем освещения и слаботочных систем- 21.10.2021, 23.11.2021; по установке малых архитектурных форм - 23.11.2021.
Работы по контракту завершены подрядчиком 23.11.2021, что подтверждается представленными в материалы дела актами о приемке выполненных работ и справками о стоимости выполненных работ и затрат.
По данным истца, просрочка исполнения контракта с 31.08.2021 по 23.11.2021, в связи с чем им начислена пеня за просрочку выполнения работ в сумме 169 141 руб. 29 коп.
14.12.2021 в адрес ООО "УралСпецСтрой" была направлена претензия о необходимости перевести на расчетный счет Администрации неустойку в размере 209 141 руб. 29 коп.
В связи с тем, что ООО "УралСпецСтрой" обязательство по оплате неустойке в добровольном порядке не исполнило, Администрация обратилась в арбитражный суд с рассматриваемым исковым заявлением.
Арбитражный суд первой инстанции, установив, что у заказчика возникла обязанность списать неустойку, отказал в удовлетворении исковых требований.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
На основании статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом (статья 310 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Возникшие между сторонами обязательственные отношения подлежат регулированию положениями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", а также нормами главы 37 Гражданского кодекса Российской Федерации о подряде.
В силу пункта 1 статьи 702 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
Согласно пункту 1 статьи 708 Гражданского кодекса Российской Федерации в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки). Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.
В силу пункта 1 статьи 329 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой.
Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения (пункт 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 331 Гражданского кодекса Российской Федерации соглашение о неустойке должно быть совершено в письменной форме независимо от формы основного обязательства.
В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
В силу части 6 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).
Частью 8 статьи 34 Закона о контрактной системе определено, что штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления штрафов.
В соответствии с п. 8.3 контракта, в случае просрочки исполнения Подрядчиком обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом и действующим законодательством, Заказчик направляет Подрядчику требование об уплате пеней за каждый день просрочки исполнения Подрядчиком обязательств по контракту, в том числе:
8.3.1. за нарушение начального и конечного сроков выполнения работ, предусмотренных пунктом 2.1 контракта;
8.3.2. за нарушение сроков выполнения отдельных видов или этапов работ, определенных планом производства работ, указанным в п. 2.2 контракта;
8.3.3. за невыполнение в установленный срок предписания Заказчика об устранении нарушений при ремонте объекта;
8.3.4. за нарушение срока устранения недостатков, обнаруженных в ходе работ и в период гарантийной эксплуатации объекта, препятствующих его эксплуатации.
Согласно п. 8.4. контракта, пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения Подрядчиком обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного Контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены Контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных Контрактом и фактически исполненных Подрядчиком.
За нарушение сроков выполнения работ по контракту истцом предъявлена к взысканию неустойка в размере 169 141 руб. 29 коп. и 40 000 руб. штрафа.
Из содержания положений пункта 1 статьи 314 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что обязательство должно быть исполнено в определенный договором срок.
Сдача результата работ подрядчиком и приемка его заказчиком оформляется актом, подписанным обеими сторонами (пункт 4 статьи 753 Гражданского кодекса Российской Федерации).
По правилам статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на истца возложено бремя доказать нарушение ответчиком срока выполнения работ по договору, а на ответчика - представить обоснованные возражения на доводы истца.
Материалами дела подтверждено, что работы по контракту выполнены с нарушением срока.
Согласно части 42.1 статьи 112 Закона N 44-ФЗ (в редакции Федеральных законов от 01.04.2020 N 98-ФЗ, от 30.12.2021 N 476-ФЗ) начисленные поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанные заказчиком суммы неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в 2015, 2016 и 2020, 2021 годах обязательств, предусмотренных контрактом, подлежат списанию в случаях и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 40 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017, списание или предоставление отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) в соответствии с частью 6.1 статьи 34 Закона о контрактной системе является обязанностью заказчика, в связи с чем суд обязан проверить соблюдение им требований указанной нормы. Не совершение заказчиком действий по сверке задолженности с исполнителем не может служить основанием для неприменения правил о списании или предоставлении отсрочки.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2018 N 783 утверждены Правила N 783.
Согласно пункту 2 Постановления N 783 списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) осуществляется по контрактам, обязательства по которым исполнены в полном объеме, за исключением контрактов, по которым:
а) в 2015, 2016 и 2020 годах изменены по соглашению сторон условия о сроке исполнения контракта, и (или) цене контракта, и (или) цене единицы товара, работы, услуги, и (или) количестве товаров, объеме работ, услуг, предусмотренных контрактами;
б) в 2020 году обязательства не были исполнены в полном объеме в связи с возникновением не зависящих от поставщика (подрядчика, исполнителя) обстоятельств, повлекших невозможность исполнения контракта в связи с распространением новой коронавирусной инфекции;
в) в 2021 и 2022 годах обязательства не были исполнены в полном объеме в связи с существенным увеличением в 2021 и 2022 годах цен на строительные ресурсы, повлекшем невозможность исполнения контракта поставщиком (подрядчиком, исполнителем);
г) обязательства не были исполнены в полном объеме по причине возникновения при исполнении контракта не зависящих от сторон контракта обстоятельств, влекущих невозможность его исполнения без изменения условий, в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц, и (или) с введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера.
Согласно подпункту "а" пункта 3 Постановления N 783, если общая сумма начисленных и неуплаченных неустоек (штрафов, пеней) не превышает 5 процентов цены контракта, заказчик осуществляет списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) за исключением случаев, предусмотренного подпунктом "в" - "д" настоящего пункта.
В спорной ситуации обязательства по контракту исполнены подрядчиком с нарушением срока выполнения работ, условия контракта сторонами не изменялись, сумма штрафа не превышает 5% от цены контракта, в этой связи вывод суда первой инстанции о наличии оснований для применения положений Постановления N 783 по списанию начисленных штрафных санкций является обоснованным.
Как разъяснено в пункте 40 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, списание, рассрочка начисленных поставщику сумм неустоек в связи с ненадлежащим исполнением государственного контракта при определенных условиях является именно обязанностью государственного заказчика, поскольку данные действия призваны быть одной из мер поддержки исполнителей по государственным контрактам.
В соответствии с правовой позицией Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 14.08.2018 N 305-ЭС18-5712, указанный порядок списания начисленных сумм неустоек направлен на установление действительного размера задолженности и урегулирование споров между сторонами.
При рассмотрении исков заказчика о взыскании штрафных санкций по государственному контракту, а также исполнителя о взыскании удержанных заказчиком штрафных санкций по государственному (муниципальному) контракту, суд вправе самостоятельно устанавливать наличие оснований для применения мер государственной поддержки в виде списания неустойки, что согласуется с правовой позицией, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 24.04.2018 N 305-ЭС17-23242.
Принимая во внимание изложенные обстоятельства, руководствуясь изложенными правовыми позициями, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии на стороне Администрации обязанности по списанию неустойки в порядке, установленном частью 42.1 статьи 112 Закона N 44-ФЗ и Правил N 783.
Доводы апеллянта о необходимости применения в рассматриваемом случае редакции Постановления N 783 от 26.04.2020, которая не предусматривала оснований для списания неустойки по обязательствам, исполненным в 2021 году, апелляционная коллегия отклоняет, поскольку положения части 42.1 статьи 112 Федерального закона N 44-ФЗ (в редакции Федерального закона от 30.12.2021 N 476-ФЗ), в силу которых начисленные поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанные заказчиком суммы неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в 2015, 2016, 2020 и 2021 годах обязательств, предусмотренных контрактом, подлежат списанию в случаях и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, применяются и к правоотношениям, возникшим до указанной даты, поскольку регламентируют правовые последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств в 2021 году.
Такой подход соответствует правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, сформулированной в определении от 19.04.2022 N 302-ЭС21-25561.
Впоследствии Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 N 340 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 04.07.2018 N 783" из названия, преамбулы и текста Правил исключены слова "в 2015, 2016, 2020 и 2021 годах".
Доводы апеллянта основаны на неверном толковании норм материального права, без учета тенденций развития действующих норм правового регулирования в области списания начисленных и неуплаченных сумм неустоек, направленных на обеспечение устойчивого развития экономики и социальной стабильности путем финансовой поддержки поставщиков (подрядчиков, исполнителей), при этом предоставление отсрочки уплаты неустоек и (или) осуществления списания начисленных сумм неустоек является одной из мер такой поддержки, подлежащей применению к спорным правоотношениям.
Иных доводов, способных повлиять на результат рассмотрения спора, не приведено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в любом случае на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены решения и удовлетворения жалобы не имеется.
В связи с подачей апелляционной жалобы лицом, освобожденным от уплаты государственной пошлины на основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, взыскание государственной пошлины за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции не производится.
Руководствуясь статьями 176, 268- 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 20.03.2023 по делу N А07-8075/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации городского поселения город Туймазы муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.П. Скобелкин |
Судьи |
Е.В. Бояршинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-8075/2022
Истец: Администрация г. Туймазы и Туймазинского района РБ, АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ ГОРОД ТУЙМАЗЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ТУЙМАЗИНСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Ответчик: ООО "Уралспецстрой"