г. Пермь |
|
29 мая 2023 г. |
Дело N А60-47738/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 мая 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 мая 2023 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Муталлиевой И.О.,
судей Григорьевой Н.П., Пепеляевой И.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Лебедевой Е.В.,
в отсутствие представителей сторон,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика, Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области,
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 21 марта 2023 года по делу N А60-47738/2022
по иску Екатеринбургского муниципального унитарного предприятия "Специализированная автобаза" (ОГРН 1026602351049, ИНН 6608003655)
к Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области (ОГРН 1036602638588, ИНН 6658091960)
о взыскании задолженности в возмещение расходов по ликвидации мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов,
третьи лица: администрация города Екатеринбурга (ОГРН 1046603983800, ИНН 6661004661), общество с ограниченной ответственностью "Управляющая жилищная компания "Урал-СТ" (ОГРН 1186658004719, ИНН 6670463319),
УСТАНОВИЛ:
Екатеринбургское муниципальное унитарное предприятие "Специализированная автобаза" (далее - истец, ЕМУП "Спецавтобаза") обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском к Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области (далее - ответчик, Министерство) с требованием о возмещении расходов, понесенных при ликвидации мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, в размере 4 202 руб. 08 коп. за ликвидацию МНР ТКО N 4525, 23 045 руб. 08 коп. за ликвидацию МНР ТКО N 4868, 786 457 руб. 32 коп. за ликвидацию МНР ТКО N 4935, 3 187 руб. 71 коп. за ликвидацию МНР ТКО N 5013, 5 790 руб. 52 коп. за ликвидацию МНР ТКО N 5032, а также 19 454 руб. 00 коп. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
В порядке ст. 51 АПК РФ суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, администрацию города Екатеринбурга, общество с ограниченной ответственностью "Управляющая жилищная компания "Урал-СТ".
Решением суда от 21.03.2023 (резолютивная часть от 15.03.2023) исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
В апелляционной жалобе заявитель указывает, что Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области является ненадлежащим ответчиком, поскольку организация мероприятий по очистке земельного участка от загрязнений отходами производства и потребления относится к полномочиям органов местного самоуправления в границах городского округа, независимо от формы собственности на землю. Апеллянт полагает, что уполномоченным органом государственной области Свердловской области по организации деятельности по накоплению, сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению ТКО является Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области. Кроме того, заявитель ссылается на необходимость ликвидации несанкционированных свалок в соответствии с региональной программой, утвержденной приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области от 25.05.2018 N 225 "Об утверждении региональной программы в сфере обращения с отходами производства и потребления на территории Свердловской области, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на 2019-2030 годы".
Относительно свалки по адресу г. Екатеринбург, Кировский район, за трамвайной остановкой Современник (МНР ТКО N 4868) ответчик утверждает, что уполномоченным лицом за ликвидацию ТКО с данного земельного участка является - администрация г. Екатеринбурга, поскольку свалка располагается на остановочном комплексе; при этом земельный участок относится к придомовой территории с видом разрешенного использования "под многоквартирный дом".
Апеллянт считает, что истцом не доказаны фактически понесенные расходы в связи с ликвидацией несанкционированных свалок отходов, представлены первичные бухгалтерские документы на общую сумму без перечисления спорных свалок, доказательств несения расходов по каждой отдельной свалке не представлено.
Истцом представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором он отклонил приведенные в ней доводы, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения.
От третьего лица - администрации города Екатеринбурга поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, согласно которому возражает против удовлетворения апелляционной жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, просит рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителей.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в судебное заседание не направили, что в силу ст. 156 АПК РФ не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как следует из материалов дела, в адрес ЕМУП "Спецавтобаза" поступили сведения о принятии мер к ликвидации мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов (далее также - МНР ТКО), объем которых превышает 1 м3 на территории:
- Свердловская обл., г. Екатеринбург, Железнодорожный район, земельный участок в зоне ВЛ 110 кВ Искра-Сортировка, около дома N 7 по ул. Минометчиков (МНР ТКО N 4525);
- Свердловская обл., г. Екатеринбург, Кировский район, за трамвайной остановкой Современник (МНР ТКО N 4868);
- Свердловская обл., г. Екатеринбург, Верх-Исетский район, вблизи дома 123 по ул. Отрадной (МНР ТКО N 4935);
- Свердловская обл., г. Екатеринбург, Железнодорожный р-он, по. Шувакиш, ул. Привокзальная, д. 7 (МНР ТКО N 5013);
- Свердловская обл., г. Екатеринбург, Октябрьский р-н, (МНР ТКО N 5032).
В ходе проверки указанной информации специалистами ЕМУП "Спецавтобаза" было установлено, что по указанным адресам, на земельных участках участке государственная собственность на который не разграничена, незаконно размещены твердые коммунальные отходы, объем которых превышает 1 м3, несанкционированные свалки ликвидированы.
ЕМУП "Спецавтобаза" направило уведомления об обнаружении мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов и необходимости его ликвидации ответственным лицам, в частности в Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области (N 4525 от 11.08.2020 г.; N 4868 от 14.01.2021 г.; N 03-009573 от 01.03.2021 г. N 03-010762 от 06.05.2021 г.; N 03-011331 от 01.06.2021 г.).
Поскольку по истечении 30-дневного срока МНР ТКО Министерством ликвидировано не было, Министерство не заключило с ЕМУП "Спецавтобаза" договоры на оказание услуг по ликвидации выявленного МНР ТКО, ЕМУП "Спецавтобаза" самостоятельно ликвидировало МНР ТКО.
Расходы ЕМУП "Спецавтобаза" по ликвидации вышеуказанных МНР ТКО N 4525, N 4868), N 4935, N 5013, N 5032 составили: 822 682 руб. 71 коп., в том числе: - 4 202 руб. 08 коп. в качестве основного долга за ликвидацию МНР ТКО N4525, - 23 045 руб. 08 коп. в качестве основного долга за ликвидацию МНР ТКО N4868, - 786 457 руб. 32 коп. в качестве основного долга за ликвидацию МНР ТКО N 4935, - 3 187 руб. 71 коп. в качестве основного долга за ликвидацию МНР ТКО N5013, - 5 790 руб. 52 коп. в качестве основного долга за ликвидацию МНР ТКО N5032.
ЕМУП "Спецавтобаза" в адрес Министерства направлены претензии с требованием оплаты задолженности, которые оставлены без удовлетворения, что явилось основанием для обращения в Арбитражный суд Свердловской области с настоящим исковым заявлением.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции руководствовался ст. ст. 1102, 1105, 1107 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), ст. ст. 10.1, 13, 42 Земельного кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156) и исходил из того, что ответчик является уполномоченным лицом на управление и распоряжение земельным участком, на котором обнаружено несанкционированное размещение ТКО. Суд признал доказанным факт проведения истцом работ по ликвидации места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов в отсутствие договорных отношений, в связи с чем, пришел к выводу о наличии оснований для возложения на ответчика обязанности по компенсации затрат истца по ликвидации несанкционированных свалок.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для изменения судебного акта.
В соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения (пп. 18 п. 1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
Согласно п. 14 ч. 1 ст. 15 Закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального района относятся участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.
Полномочия органов местного самоуправления распространяются на земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов, территорию которого составляют исторически сложившиеся земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего поселения, рекреационные земли, земли для развития поселений.
В состав территории поселения входят земли независимо от форм собственности.
В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в частности: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Согласно пп. 2 п. 2 ст. 13 ЗК РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
Согласно п. 2 ст. 214 ГК РФ и п. 1 ст. 16 ЗК РФ государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований.
В силу ч. 2 ст. 16 ЗК РФ разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с ЗК РФ и федеральными законами.
В соответствии с п. 2 ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ) предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа, за исключением случаев, предусмотренных п. 2 ст. 3.3 Закона N 137-ФЗ.
На основании п. 4 ст. 3.3 Закона N 137-ФЗ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, также являются органами, уполномоченными на заключение в отношении таких земельных участков договора мены, соглашения об установлении сервитута, соглашения о перераспределении земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на принятие решений о перераспределении земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и на выдачу разрешения на использование земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии с ЗК РФ.
В соответствии с абз. 2 ст. 3.3. Закона N 137-ФЗ отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для распоряжения ими.
Согласно ст. 10.1 ЗК РФ полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области земельных отношений, установленные ЗК РФ, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном ч. 1.2 ст. 17 Закона N 131-ФЗ.
В силу ст. 2 Закона Свердловской области от 24.11.2014 N 98-03 "О перераспределении полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципального образования "город Екатеринбург" и органами государственной власти Свердловской области и о внесении изменений в Закон Свердловской области "Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Свердловской области" полномочия органов местного самоуправления муниципального образования "город Екатеринбург" по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, отнесены к полномочиям органов государственной власти Свердловской области.
Полномочия по распоряжению земельными участками является неотъемлемым полномочием собственника земельного участка, без которого право собственности на земельный участок прекращается.
В соответствии с пп. 5 п. 1 Положения о Министерстве по управлению государственным имуществом Свердловской области, министерство является уполномоченным органом по управлению земельными ресурсами, находящимися в областной собственности, и земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории муниципального образования "город Екатеринбург".
Следовательно, поскольку исключительно Министерство обладает полномочиями по распоряжению землями, государственная собственность на которые не разграничена, только министерство и выступает в любых правоотношениях, в том числе в правоотношениях по обращению с ТКО, обязано нести расходы по их содержанию.
Согласно пп. 2.1 п. 1 Постановления Правительства Свердловской области от 22.04.1999 N 499-ПП "Об уполномоченных органах по управлению государственным имуществом Свердловской области" функции уполномоченного органа по управлению земельными ресурсами, находящимися в областной собственности, а также по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселении, являющемся административным центром Свердловской области, возложены на Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области.
На основании п. 18 Правил N 1156 собственники земельного участка обязаны самостоятельно обеспечить ликвидацию мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором.
Понятие несанкционированных свалок отходов содержится в п. 4.13 ГОСТа 30772-2001 "Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения", введенного постановлением Госстандарта России от 28.12.2001 N 607-ст, как территорий, используемых, но не предназначенных для размещения на них отходов.
На основании изложенного, обстоятельством, имеющим значение для возложения обязанности по ликвидации несанкционированной свалки на конкретное лицо, является установление того, кто является ответственным за организацию такой свалки.
Пунктом 7.8 ГОСТа 30772-2001 собственником отходов является юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которых они находятся, которые намерены осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение.
Если это лицо не установлено, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся (примечание к п. 7.8 ГОСТа 30772-2001).
Таким образом, ответчик является уполномоченным лицом на управление и распоряжение земельным участком, на котором обнаружено несанкционированное размещение ТКО.
В п.п. 1, 2 ст. 13 Закона N 89-ФЗ предусматривается, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с названным Законом.
К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих районов.
Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории (п. 2 ст. 8 Закона N 89-ФЗ).
Таким образом, прямая обязанность по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории муниципального образования возложена на органы местного самоуправления.
Для решения вопроса местного значения в данной сфере на территории муниципального образования создано предприятие "Спецавтобаза", которое в соответствии с лицензией 066 N 00468 от 23.08.2016 осуществляет сбор, транспортировку, обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение отходов 1-4 классов опасности. Ответственность за несанкционированные свалки возлагается на лиц, на чьей территории находятся отходы.
Как верно установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, региональным оператором выявлено несанкционированное размещение твердых коммунальных отходов (свалки) по адресам: Свердловская обл., г. Екатеринбург, Железнодорожный район, земельный участок в зоне ВЛ 110 кВ Искра-Сортировка, около дома N 7 по ул. Минометчиков (МНР ТКО N 4525);
Свердловская обл., г. Екатеринбург, Кировский район, за трамвайной остановкой Современник (МНР ТКО N 4868); Свердловская обл., г. Екатеринбург, Верх-Исетский район, вблизи дома 123 по ул. Отрадной (МНР ТКО N 4935); Свердловская обл., г. Екатеринбург, Железнодорожный р-он, по. Шувакиш, ул. Привокзальная, д. 7 (МНР ТКО N 5013); Свердловская обл., г. Екатеринбург, Октябрьский р-н, (МНР ТКО N 5032).
Согласно п. 16 Правил N 1156 в случае обнаружения региональным оператором места складирования твердых коммунальных отходов, объем которых превышает 1 куб. метр, на земельном участке, не предназначенном для этих целей и не указанном в соглашении (далее - место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов), региональный оператор обязан в течение 5 рабочих дней:
а) уведомить любым способом, позволяющим получить подтверждение доставки такого уведомления, собственника земельного участка, орган местного самоуправления и орган, осуществляющий государственный экологический надзор, об обнаружении места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов;
б) уведомить любым способом, позволяющим получить подтверждение доставки такого уведомления, собственника земельного участка о необходимости ликвидации места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов в течение 30 дней после получения уведомления и направить ему проект договора на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов. Истцом в соответствии с требованиями указанного постановления, уведомления в адрес ответчика направлены, что подтверждается материалами дела.
В соответствии с п. 17 Правил N 1156, если собственник земельного участка в течение 30 дней со дня получения уведомления регионального оператора не обеспечил ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов самостоятельно и не заключил договор с региональным оператором на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, региональный оператор в течение 30 дней после отправления уведомления собственнику земельного участка ликвидирует место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов. В этом случае региональный оператор вправе обратиться в суд с требованием о взыскании понесенных расходов.
Истцом проведены работы по ликвидации несанкционированной свалки в отсутствие заключенного с ответчиком договора, порядок расчета понесенных расходов на ликвидацию несанкционированного размещения ТКО законодательством РФ не урегулирован, следовательно, такие расходы учитываются организацией самостоятельно с учетом фактически понесенных затрат.
Принимая во внимание то обстоятельство, что ответчик является уполномоченным лицом на управление и распоряжение земельными участками, на которых обнаружено несанкционированное размещение ТКО, доказательств принадлежности земельных участков к муниципальным землям или землям иных лиц ответчиком не представлено и материалы дела не содержат, учитывая, что возмещение затрат по уничтожению несанкционированной свалки на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, в поселении, являющемся административным центром Свердловской области, не относится к вопросам местного значения и является обязанностью ответчика, принявшего на себя права по распоряжению земельными участками (с правами переходят и обязанности).
Из материалов дела следует, что истцом были направлены уведомления N 4525 от 11.08.2020, N 4868 от 14.01.2021; N 03-009573 от 01.03.2021; N 03-011331 от 01.06.2021 об обнаружении мест несанкционированного размещения ТКО (МНР ТКО) и необходимости их ликвидации в адрес Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области.
Учитывая, что ЕМУП "Спецавтобаза" направлено уведомление об обнаружении мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, факт проведения истцом работ по ликвидации места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов в отсутствие договорных отношений подтвержден материалами дела (акты ликвидации, маршрутные листы) и ответчиком надлежащими доказательствами не оспорен, расходы истца, а так же обязанность ответчика их возместить подтверждены материалами дела, доказательств возмещения указанных расходов ответчик не представил, суд первой инстанции пришел к верному выводу о наличии оснований для возложения на ответчика обязанности по компенсации затрат истца по ликвидации несанкционированной свалки.
Сумма расходов по ликвидации несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов по расчетам истца составила 822 682 руб. 71 коп., в том числе: - 4 202 руб. 08 коп. в качестве основного долга за ликвидацию МНР ТКО N 4525, - 23 045 руб. 08 коп. в качестве основного долга за ликвидацию МНР ТКО N 4868, - 786 457 руб. 32 коп. в качестве основного долга за ликвидацию МНР ТКО N 4935, - 3 187 руб. 71 коп. в качестве основного долга за ликвидацию МНР ТКО N5013, - 5 790 руб. 52 коп. в качестве основного долга за ликвидацию МНР ТКО N5032.
Представленный истцом расчет проверен судом первой инстанции и признан арифметически правильным.
Довод жалобы о недоказанности истцом фактически понесенных расходов также отклоняется, поскольку порядок расчета понесенных расходов на ликвидацию несанкционированного размещения ТКО законодательством РФ не урегулирован, а, следовательно, такие расходы учитываются организацией самостоятельно с учетом фактически понесенных затрат.
Апелляционный суд учитывает, что п.п. 16-18 Правил N 1156 не установлен стандарт доказывания наличия и ликвидации мест несанкционированного размещения ТКО, при этом факт наличия МНР ТКО на вышеуказанных земельных участках подтверждается актами фиксации МНР ТКО с фотоматериалами, актами ликвидации МНР ТКО с фотоматериалами. Осуществление ликвидации МНР ТКО подтверждается актами ликвидации МНР ТКО, маршрутным журналом. Данные акты являются надлежащими доказательствами наличия и ликвидации МНР ТКО с учетом сложившейся практики взаимодействия с контрагентами по соответствующей категории дел.
Вопреки доводам апеллянта, истцом представлены счета на оплату N 7668 от 29.09.2020; N 387 от 31.03.2021; N 938 от 31.07.2021, акт N 745 от 31.05.2021, N 316708 от 31.07.2021 об оказании услуг транспортирования ТКО с мест несанкционированного размещения, акт приемки оказанных услуг от 31.07.2021, подписанный между истцом и ООО "КРЭП".
При этом ответчиком не представлено доказательств, опровергающих доводы ЕМУП "Спецавтобаза" в части подтверждения иного состава и объема МНР ТКО. Доказательств того, что услуги могли быть оказаны по иной цене, в материалах дела также не имеется (ст.ст. 9, 65 АПК РФ).
Доводы о необоснованном возложении расходов по вывозу ТКО, относительно свалки по адресу г. Екатеринбург, Кировский район, за трамвайной остановкой Современник (МНР ТКО N 4868) не принимается судом апелляционной инстанции исходя из следующего.
В ходе рассмотрения спора по существу судом первой инстанции установлено, что спорная свалка располагалась не на остановочном комплексе, а за ним - на тротуаре, который, в свою очередь, находился на земельному участке, собственность на который не разграничена, в связи с чем расходы следует возложить на ответчика. На фотоматериалах ликвидации МНР ТКО явно и недвусмысленно следует, что свалка находилась за остановочным комплексом.
Довод ответчика, что земельный участок с кадастровым номером 66:41:0704009:500 относится к придомовой территории с видом разрешенного использования "под многоквартирный дом" судом первой инстанции правильно отклонен, поскольку третье лицо представило надлежащие сведения о том, что названные координаты не относятся к территории земельного участка под МКД, названная территория огорожена забором, спорная свалка по ее координатам и визуальному расположению на находилась на земельному участке под МКД.
Учитывая, что факт проведения истцом работ по ликвидации места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов в отсутствие договорных отношений подтвержден материалами дела и ответчиком надлежащими доказательствами не оспорен, доказательств возмещения указанных расходов ответчик не представил, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о возложении на ответчика обязанности по компенсации затрат истца по ликвидации несанкционированных свалок.
Судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства имеющие значение для дела, указанные обстоятельства исследованы полно и всесторонне, нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со ст. 270 АПК РФ являются основаниями к отмене или изменению судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 110, 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 21 марта 2023 года по делу N А60-47738/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
И.О. Муталлиева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-47738/2022
Истец: Администрация г. Екатеринбурга, МУП ЕКАТЕРИНБУРГСКОЕ "СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ АВТОБАЗА", ООО "УПРАВЛЯЮЩАЯ ЖИЛИЩНАЯ КОМПАНИЯ "УРАЛ-СТ"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ