город Ростов-на-Дону |
|
29 мая 2023 г. |
дело N А53-38922/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 мая 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 мая 2023 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Фахретдинова Т.Р.,
судей Илюшина Р.Р., Нарышкиной Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бобровой М.Ю.,
при участии:
от истца: представитель Яновская Е.В. по доверенности от 01.12.2022;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Министерства природных ресурсов и экологии Ростовской области
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 13.03.2023 по делу N А53-38922/2022
по иску Министерства природных ресурсов и экологии Ростовской области
к обществу с ограниченной ответственностью "Парус"
при участии третьих лиц: Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области, Администрации Багаевского района, Территориального управления Росимущества в Ростовской области, Департамента лесного хозяйства по Южному федеральному округу
о расторжении договора и снятии земельного участка с кадастрового учета
УСТАНОВИЛ:
Министерство природных ресурсов и экологии Ростовской области обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Парус" о расторжении договора аренды лесного участка от 26.06.2008 N 57 (с учетом изменения предмета требований порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением от 13.03.2023 принят отказ Министерства природных ресурсов и экологии Ростовской области от иска в части требований о снятии земельного участка с кадастрового учета. Производство по делу в указанной части прекращено. В удовлетворении иска отказано.
Истец обжаловал решение суда в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просил решение отменить, иск удовлетворить.
Жалоба мотивирована следующим.
Факт нахождения спорного земельного участка (кадастровый номер 61:03:0000000:2738) за границами земель лесного фонда документально подтвержден заключением филиала ФГБУ "Рослесинфорг" "Воронежлеспроект". В настоящее время по результатам работы по установлению границ в установленном порядке сведения о бесспорных границах Семикаракорского лесничества внесены в Единый государственный реестр недвижимости с присвоением учетного номера 61:00-6.695. Таким образом, с момента внесения изменений в Единый государственный реестр недвижимости о бесспорных границах Семикаракорского лесничества, изменились границы земель лесного фонда.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы апелляционной жалобы, дал пояснения по существу спора.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, Российская Федерация является собственником земельного участка с кадастровым номером 61:03:000000:2738, категория земель: земли лесного фонда; разрешенное использование: для Багаевского лесничества Семикаракорского лесхоза. Сведения об объекте недвижимости имеют статус "актуальные".
Между Министерством природных ресурсов и экологии Ростовской области (арендодатель) и ООО "Парус" (арендатор) заключен договор аренды лесного участка от 26.06.2008 N 57 по использованию лесного участка в целях осуществления рекреационной деятельности.
Пунктом 1 раздела 1 договора аренды лесного участка установлено, что арендодатель, действующий в соответствии со статьями 72, 74 Лесного кодекса Российской Федерации, обязуется предоставить, а арендатор обязуется принять во временное пользование лесной участок, находящийся в государственной собственности.
Актом приема-передачи лесного участка (приложение N 5 к договору аренды) подтверждается, что арендатор принял лесной участок площадью 0,23 га, являющийся частью лесного участка с кадастровым номером 61:03000000:0007 в пользование. Местоположение земельного участка: Ростовская область, Багаевский район, Семикаракорское лесничество, квартал 24, выдел 11.
Договор аренды лесного участка зарегистрирован в установленном законом порядке в Едином государственном реестре недвижимости.
17.09.2013 земельный участок, переданный в аренду и образованный из земельного участка с кадастровым номером 61:03000000:7, был поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 61:03:0000000:2738.
В 2018 году филиалом ФГБУ "Рослесинфорг" "Воронежлеспроект" в рамках Государственного задания с Рослесхозом были выполнены работы по определению координатного описания границ Семикаракорского лесничества, которые утверждены приказом Рослесхоза от 13.02.2019 N 191 "Об установлении границ Семикаракорского лесничества в Ростовской области".
По результатам работ по установлению границ Семикаракорского лесничества выявлено, что ряд земельных участков, используемых на праве аренды как земли лесного фонда, находятся за границами Семикаракорского лесничества.
Согласно письму филиала ФГБУ "Рослесинфорг" "Воронежлеспроект" от 06.09.2021 N 1424 земельный участок с кадастровым номером 61:03:0600004:2738 с границами Семикаракорского лесничества Ростовской области не пересекается.
Ссылаясь на изложенные обстоятельства, министерство заявило о расторжении договора аренды в связи с отсутствием полномочий по распоряжению земельным участком.
Лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и Лесного кодекса Российской Федерации (статья 7 Лесного кодекса Российской Федерации).
В силу части 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Согласно части 4 статьи 6.1. Лесного кодекса Российской Федерации границы земель лесного фонда определяются границами лесничеств.
Статьей 81 Лесного кодекса закреплены полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений.
Часть 1 статьи 83 Лесного кодекса допускает передачу органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление определенных полномочий в области лесных отношений, в том числе предоставление лесных участков, расположенных в границах земель лесного фонда, в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование.
Постановлением Правительства Ростовской области от 30.04.2014 N 320 утверждено Положение о министерстве, в соответствии с которым министерство является органом исполнительной власти Ростовской области, осуществляющим реализацию в соответствии с федеральным и областным законодательством полномочий Ростовской области, а также переданных отдельных государственных полномочий Российской Федерации в сфере использования, воспроизводства, защиты и охраны природных ресурсов, включая недра, водные объекты, леса, объекты животного мира и среду их обитания, в области лесных отношений, в области охоты, в сфере охраны окружающей среды, водных отношений, в области безопасности гидротехнических сооружений. К полномочиям министерства отнесено осуществление владения, пользования, распоряжения лесными участками, находящимися в государственной собственности Ростовской области, на которых оно реализует полномочия в сфере использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, а также осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, переданные органам государственной власти Ростовской области в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса.
Лесные участки являются самостоятельными природными объектами, имеющими специальный правовой режим, определяемый лесным законодательством, ввиду жизненно важной многофункциональной роли лесов и их значимости для общества в целом. Лесное законодательство базируется на других основных принципах, чем земельное законодательство.
Формально лесной участок можно рассматривать как земельный участок. Однако земельный участок делает лесным определенная совокупность древесно-кустарниковой растительности, произрастающей на нем. Исходя из определения "лесного участка", данного в статье 7 Лесного кодекса Российской Федерации, лесные участки не образуются вне лесничеств и лесопарков. Образование лесного участка законодатель связывает с проведением лесоустройства. Лесоустройство не проводится на земельных участках, на которых не произрастают леса.
Часть 2 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает, что категория земель указывается в актах органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков; договорах, предметом которых являются земельные участки; государственном кадастре недвижимости; документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним; иных документах в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Между тем по смыслу части 2 этой же статьи данные документы лишь фиксируют категорию земель, но не определяют ее. Содержащиеся в названных документах сведения о категории земельного участка в случае возникновения соответствующего спора могут быть изменены.
При этом следует руководствоваться частью 5 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", согласно которой земельные участки, расположенные вне границ населенных пунктов, подлежат отнесению к определенной категории земель в зависимости от документально подтвержденного фактического использования земельного участка. Местоположение, границы земель лесного фонда, отдельных лесных участков, их площадь, иные количественные и качественные характеристики, целевое назначение и вид разрешенного использования определяются в лесоустроительной проектной документации (части 1,3 статьи 6, статьи 7,67 - 69 Лесного кодекса Российской Федерации).
Отнесение земельного участка к землям лесного фонда осуществляется на основе разработанной в отношении такого участка лесоустроительной проектной документации, которая подтверждает фактическое использование данного участка для ведения лесного хозяйства.
При проведении лесоустройства определяется местоположение границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков (статья 68 Лесного кодекса), в том числе на местности специальными лесоустроительными знаками, а также проводится таксация лесов для выявления, учета и оценки количественных и качественных характеристик лесных ресурсов (статья 69.1 Лесного кодекса).
Документированная информация о составе земель лесного фонда, о лесных участках, о количественных, качественных, об экономических характеристиках лесов и лесных ресурсов содержится в государственном лесном реестре (часть 2 статьи 91 Лесного кодекса Российской Федерации). При этом в соответствии с требованиями приказа Минприроды России от 11.11.2013 N 496 "Об утверждении Перечня, форм и порядка подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение" основанием для внесения документированной информации в государственный лесной реестр являются материалы лесоустройства.
Таким образом, доказательством, подтверждающим отнесение спорного земельного участка к землям лесного фонда, является информация из государственного лесного реестра.
Согласно данным единого государственного реестра недвижимости земельный участок с кадастровым номером 61:03:0000000:2738 относится к категории земель лесного фонда, разрешенное использование: для Багаевского лесничества Семикаракорского лесхоза. Сведения об объекте недвижимости имеют статус "актуальные".
Министерство, ссылаясь на проведенные филиалом ФГБУ "Рослесинфорг" "Воронежлеспроект" работы по установлению границ Семикаракорского лесничества, полагает, что поскольку указанный земельный участок с границами Семикаракорского лесничества Ростовской области не пересекается, он не относится к землям лесного фонда.
Как указано судом, в соответствии с частью 1 статьи 2, частью 1 статьи 3 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства. Ходатайство направляется заинтересованным лицом в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства.
Согласно части 4 статьи 3 названного Федерального закона по результатам рассмотрения ходатайства исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления принимается акт о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую в сроки, установленные данной нормой.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона о переводе земель (в редакции Федерального закона от 13 мая 2008 г. N 66-ФЗ) исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие акт о переводе земель или земельных участков, направляют копию такого акта в течение пяти дней со дня его принятия в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного кадастрового учета недвижимого имущества и ведение государственного кадастра недвижимости, или, если иное не установлено Правительством Российской Федерации, в подведомственное данному федеральному органу исполнительной власти государственное учреждение.
Частью 2 статьи 5 Федерального закона о переводе земель (в редакции Федерального закона от 13 мая 2008 г. N 66-ФЗ) установлено, что о внесенных изменениях орган кадастрового учета уведомляет заинтересованных правообладателей земельных участков с указанием акта о переводе земель или земельных участков, а также органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, для внесения в течение семи дней изменений в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую в записи Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
При этом частью 3 статьи 5 Федерального закона о переводе земель (в редакции Федерального закона от 13 мая 2008 г. N 66-ФЗ) установлено, что перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую считается состоявшимся с момента внесения изменений о таком переводе в записи Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В отношении спорного земельного участка процедура перевода из категории земель лесного фонда не осуществлялась.
Статьей 5 Федерального закона N 280-ФЗ внесены изменения в статью 14 Федерального закона "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" от 21.12.2004 N 172-ФЗ,согласно которой предусмотрено, что в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 указанной статьи. Правила части 3 статьи 14 Федерального закона N 172-ФЗ применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года".
Таким образом, поскольку в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости спорный участок отнесен к землям лесного фонда, законные основания для вывода об отнесении участка к иной категории у суда отсутствуют.
При этом, судом учтено, что перевод спорного земельного участка в другую категорию не является основанием для расторжения договора аренды, так как спорный земельный участок отнесен к федеральной собственности и перевод его в другую категорию не влечет изменения собственника.
Кроме того, согласно пункту 1 статьи 617 Гражданского кодекса Российской Федерации переход права собственности (хозяйственного ведения, оперативного управления, пожизненного наследуемого владения) на сданное в аренду имущество к другому лицу не является основанием для изменения или расторжения договора аренды.
С учетом изложенного, судом первой инстанции правомерно отказано в иске.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы не подтверждают нарушений норм материального и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, были предметом рассмотрения суда первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку, по существу, повторяют позицию истца по спору, не опровергают выводы суда, основаны на ином толковании положений законодательства, в связи с чем не могут служить основанием для отмены судебного акта.
Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции допущено не было.
При таких обстоятельствах апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 13.03.2023 по делу N А53-38922/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев.
Председательствующий |
Т.Р. Фахретдинов |
Судьи |
Р.Р. Илюшин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-38922/2022
Истец: МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ООО "ПАРУС"
Третье лицо: Администрация Багаевского района, Департамент лесного хозяйства по Южному федеральному округу, Территориальное управление Росимущества в Ростовской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области, РОСРЕЕСТР