г. Москва |
|
23 мая 2023 г. |
Дело N А41-77505/22 |
Cудья Иевлев П.А.,
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу акционерного общества "Федеральная пассажирская компания" на решение Арбитражного суда Московской области от 12.01.2023 по делу N А41-77505/22, принятому в порядке упрощенного производства,
по иску АО "ФПК"
к АО "Вагонреммаш"
о взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Федеральная пассажирская компания" (далее - АО "ФПК", истец) обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском к Акционерному обществу "ВАГОНРЕММАШ" (далее - АО "ВРМ", ответчик) о взыскании 361 845 руб. 05 коп. штрафной неустойки по договору от 26.12.2019 N ФПК-19-260.
Решением Арбитражного суда Московской области от 12 января 2023 года исковые требования удовлетворены частично, с АО "Вагонреммаш" в пользу АО "ФПК" взыскано 132 650 руб. 43 коп. штрафной неустойки.
Не согласившись с данным судебным актом, АО "ФПК" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также нарушены нормы материального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке упрощенного производства с применением норм статей, содержащихся в главе 29 АПК РФ.
Согласно статье 272.1 АПК РФ апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично по имеющимся в деле доказательствам.
С учетом изложенного судебное разбирательство проведено судьей апелляционного суда единолично.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 26 декабря 2019 года между АО "ФПК" (заказчик) и АО "Вагонреммаш" (исполнитель) заключен договор подряда N ФПК-19-260 на капитальный ремонт вагонов в объеме КР-1, КР-2 (далее - договор).
В соответствии с разделом 1 вышеуказанного договора исполнитель обязался по заданию заказчика выполнить работы по капитально-восстановительному ремонту вагонов АО "ФПК", а заказчик обязался принимать и оплачивать выполненные работы в порядке и на условиях, предусмотренных договором.
Пунктом 1.4 договора предусмотрено, что подрядчик обязуется выполнить работы в соответствии с требованиями действующих нормативных, правовых и иных актов МПС России, нормативных, правовых и иных актов ОАО "РЖД", регламентирующих проведение ремонта пассажирских вагонов.
В соответствии с пунктом 1.5 договора срок начала выполнения работ в отношении каждого вагона определяется моментом подписания обеими сторонами акта приемки пассажирского вагона формы ЗРУ-25. Срок окончания выполнения работ - датой оформления уведомления о приемке пассажирского вагона из ремонта по форме ВУ-36.
Согласно п. 1.5 договора работы выполняются в соответствии с согласованным сторонами графиком подачи вагонов в ремонт на соответствующий календарный год, составленным по форме Приложения N 11 к договору.
Сдача и приемка вагонов в ремонт, а также приемка и выдача вагонов из ремонта осуществляется в порядке, предусмотренном Регламентом (п. 4.1 договора).
Общий срок выполнения работ по каждому вагону, включая срок выполнения дополнительных работ, не должен превышать срок простоя вагона в ремонте (п. 4.2 договора).
Работы считаются выполненными и принятыми заказчиком с момента подписания обеими сторонами акта ФПУ-26 в отношении каждого отремонтированного вагона, на который оформлено уведомление по форме ВУ-36. Дополнительные работы считаются выполненными и принятыми заказчиком с момента подписания обеими сторонами акта ФПУ-26 на выполненные дополнительные работы в отношении каждого отремонтированного вагона (п. 4.3 договора).
Услуги считаются оказанными надлежащим образом и принятыми заказчиком с момента подписания обеими сторонами акта ФПУ-26 за соответствующий отчетный период (п. 5.4 договора).
В соответствии с условиями договора, в 1 квартале 2022 года, проводился ремонт в объеме КР-2 (с кондиционированием воздуха) вагону N 094 30174, на Тамбовском ВРЗ - филиале АО "Вагонреммаш".
В сутках 20.12.2022 вагон был отправлен на Тамбовский ВРЗ - филиал АО "Вагонреммаш".
В сутках 10.01.2022 вагон был принят на Тамбовский ВРЗ комиссией, на что составлен акт формы ЗРУ-25.
На ремонтные позиции вагон поставлен в сутках 10.01.2022, и согласно уведомления формы ВУ-36 вагон выпущен из ремонта 10.03.2022.
Простой вагона на заводе всего составил 60 дней, в нарушение указания N В-1465у от 23.12.1997г., простой вагона на заводе сверх нормы составил 22 дня.
Сумма штрафной санкции составила 147 476 руб. 33 коп.
В соответствии с условиями договора, в 1 квартале 2022 года, проводился ремонт в объеме КР-2 (с кондиционированием воздуха) вагону N 094 30182, на Тамбовском ВРЗ - филиале АО "Вагонреммаш".
В сутках 20.12.2022 вагон был отправлен на Тамбовский ВРЗ - филиал АО "Вагонреммаш".
В сутках 18.01.2022 вагон был принят на Тамбовский ВРЗ комиссией, на что составлен акт формы ЗРУ-25.
На ремонтные позиции вагон поставлен в сутках 18.01.2022, и согласно уведомления формы ВУ-36 вагон выпущен из ремонта 22.03.2022.
Простой вагона на заводе всего составил 64 дня, в нарушение указания N В-1465у от 23.12.1997г., простой вагона на заводе сверх нормы составил 26 дней.
Сумма штрафной санкции составила 214 368 руб. 72 коп.
Согласно п. 6.1 договора, за неисполнение или ненадлежащее исполнение сторонами своих обязательств по договору N ФПК-19-260 от 26.12.2019, стороны несут ответственность, предусмотренную законодательством РФ и договором.
Согласно п. 6.3 договора, в случае нарушения исполнителем срока выполнения работ, в том числе дополнительных работ, заказчик вправе потребовать, а исполнитель обязан уплатить заказчику штрафную неустойку в размере двойной ключевой ставки ЦБ РФ, действующей на дату предъявления требования об уплате неустойки, от соответствующей стоимости работ, по которым нарушен срок выполнения, за каждый календарный день просрочки, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного срока исполнения обязательства.
Согласно пункту 6.16 договора, уплата неустоек и возмещение убытков производятся по письменному требованию стороны не позднее 5 календарных дней с даты истечения срока рассмотрения претензии, указанного в пункте 8.2. договора.
Согласно пункту 6.18 договора, предъявление требования об уплате неустоек, возмещения убытков является правом, а не обязанностью соответствующей стороны. Уплата неустойки и возмещение убытков не освобождает сторону от исполнения обязательств по договору.
Согласно пункту 6.19. договора, для целей расчета неустойки по договору N ФПК19-260 от 26.12.2019 стороны принимают стоимость работ в том размере, в котором такая цена оплачена или подлежит оплате по договору с учетом НДС.
Для соблюдения претензионного порядка и досудебного урегулирования спора, истцом в адрес ответчика по почте направлены претензии N733/ВСФЮч/В от 19.05.2022, N734/ВСФЮч/В от 19.05.2022 с требованиями оплаты штрафных неустоек, которые оставлены последним без удовлетворения.
Поскольку досудебный порядок урегулирования спора не принес положительного результата, Истец обратился с настоящим иском в суд.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, обоснованность выводов суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Частично удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции праомерно руководствовался следующим.
Требования к организации и условиям осуществления деятельности по капитальному ремонту вагонов установлены Регламентом взаимодействие ОАО "ФПК" с ОАО "Вагонреммаш" при организации работ по проведению ремонта пассажирских вагонов всех типов и моделей", утвержденным ОАО "ФПК" за N ФПК-66 от 18.22.2012 (далее - Регламент-1) и Регламентом передачи пассажирских вагонов собственности АО "ФПК" в ремонт на вагоноремонтные предприятия и возврата к месту приписки", утвержденным распоряжением АО "ФПК" от 31 декабря 2014 года N 1576р (далее - Регламент-2).
Подача вагонов для выполнения Работ осуществляется на территории АО "ВРМ" с соблюдением требований регламентов.
Пунктом 3.1 Регламента-1 установлено, что вагоны подаются в ремонт и выпускаются из ремонта в строгом соответствии с согласованными графиками.
При этом график является обязательным для сторон и составляет неотъемлемую часть Договора.
Следовательно, срок выполнения АО "ВРМ" работ по ремонту вагона должен прежде всего соответствовать сроку, установленному в графике подачи вагона в ремонт и выпуска из ремонта, который является неотъемлемой частью договора, что соответствует ст. 708 ГК РФ, которой установлено, что в договоре подряда указываются начальные и конечные сроки выполнения работы.
Как следует из п. 3.8 Регламента-1 приемка прибывшего в ремонт вагона оформляется актом приемки. Акт приемки пассажирского вагона оформляется по форме ЗРУ-25, указанной в приложении к Документу. Возможность оформления других документов для приемки вагона не предусмотрено ни Документом, ни иными нормативными правовым актами.
Исходя из п. 3.11 Регламента-1 и п. 2.7, 2.8 Регламента-2 пассажирские вагоны, прибывшие к исполнителю (АО "ВРМ") ранее сроков, установленных пономерным графиком, исполнителем принимаются с оформлением акта, но по простою и в числе неисправных, до наступления срока прибытия на завод по графику, учитываются за вагонным депо (участком приписки).
Следовательно, установлена обязанность АО "ВРМ" принять вагон, прибывший на вагоноремонтный завод ранее срока, установленного в графике, с оформлением акта приемки.
Вместе с тем согласно п. 3.12 Регламента-1 вагоны, прибывшие позднее срока, установленного пономерным графиком, исполнителем принимаются с оформлением акта, а новый срок постановки вагона в ремонт письменно согласовывается сторонами.
Вагон N 094-30174 подан в ремонт 10.01.2022, что подтверждается представленным в материалы дела актом формы ЗРУ-25, выпущен из ремонта 10.03.2022, что подтверждается актом по форме ВУ-36, при этом дата подачи вагона в ремонт в соответствии с графиком - 24.12.2021, дата выпуска из ремонта в соответствии с графиком - 31.01.2022.
Таким образом, истец передал вагон N 094-30174 для выполнения ремонтных работ с нарушением срока, установленного согласованным Графиком, без учета производственных мощностей ответчика, тем самым нарушил условия договора и нормы статей 708, 718 Гражданского кодекса РФ.
В соответствии с п. 4.2 договора нормативные сроки простоя пассажирского вагона в ремонте исчисляются с момента подписания обеими сторонами акта формы ЗРУ-25.
В соответствии со ст. 404 ГК РФ если неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства произошло по вине обеих сторон, суд соответственно уменьшает размер ответственности должника.
Кроме того, истцом неверно произведен расчет неустойки, исходя из положений спорного договора.
Так, согласно положениям п. 6.3 договора, в случае нарушения исполнителем срока выполнения работ, в том числе дополнительных работ, заказчик вправе потребовать, а исполнитель обязан уплатить заказчику штрафную неустойку в размере двойной ключевой ставки ЦБ РФ, действующей на дату предъявления требования об уплате неустойки.
Датой предъявления требования об уплате неустойки в настоящем случае следует считать дату направления ответчику претензий об уплате неустойки (07.06.2022), из чего следует, что неустойка подлежит начислению в размере двойной ключевой ставки ЦБ РФ, равной 11%.
С 27.05.2022 ключевая ставка (ставка рефинансирования) Банка России составляла 11,00% (Информационное сообщение Банка России от 26.05.2022).
Судом самостоятельно произведен расчет неустойки с учетом п. 6.3 договора, а также нарушений истца, допущенных при подаче вагона N 094-30174 в ремонт.
Сумма неустойки по вагону N 094-30174 составила 14 747,63 руб. за период с 07.03.2022 по 10.03.2022 (просрочка 4 дня), по вагону N 094-30182 - 117 902,80 руб. за период с 25.02.2022 по 22.03.2022 (просрочка 26 дней), общая сумма неустойки составила 132 650,43 руб.
Судом апелляционной инстанции проверен расчет неустойки и признан верным.
Учитывая изложенное, апелляционный суд приходит к выводу, что оспариваемое решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьями 271 и 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 12.01.2023 по делу N А41-77505/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия с учетом особенностей, установленных статьи 288.2 АПК РФ.
Судья |
П.А. Иевлев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-77505/2022
Истец: АО ФЕДЕРАЛЬНАЯ ПАССАЖИРСКАЯ КОМПАНИЯ
Ответчик: АО ВАГОНРЕММАШ