г. Москва |
|
29 мая 2023 г. |
Дело N А41-54041/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 мая 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 мая 2023 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Игнахиной М.В.,
судей Миришова Э.С., Ханашевича С.К.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Терещенко П.А.,
при участии в судебном заседании:
от ООО "ССП" - представитель Пашков М.В., по доверенности от 22.08.2022 N 352, диплом, паспорт; Бондаренко С.А., по доверенности от 12.05.2023 N 341, диплом, паспорт;
от МКУ "РАМСПАС И ПЧС" - представитель Растегаева О.А., по доверенности от 18.04.2022, диплом, паспорт;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "СтройСвязьПроект" на решение Арбитражного суда Московской области от 14 марта 2023 года по делу N А41-54041/22 по иску ООО "ССП" к МКУ "РАМСПАС И ПЧС" о взыскании, по встречному иску МКУ "РАМСПАС И ПЧС" к ООО "ССП" о взыскании
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственность "СтройСвязьПроект" (далее - ООО "ССП", общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к муниципальному казенному учреждению "РАМСПАС и ПЧС" (далее - МКУ "РАМСПАС и ПЧ", учреждение) о взыскании 2 127 778 руб. 42 коп. задолженности по муниципальному контракту от 23.03.2022 N 069796-22, обязании предоставить протоколы собраний собственников жилых помещений в многоквартирных домах (с учетом уточнения требований в порядке статьи 49 АПК РФ, том 1 л.д.150-152).
До принятия судебного акта по существу спора учреждение предъявило обществу встречный иск о взыскании 20 000 руб. штрафа, который определением от 26.10.2022 принят для совместного рассмотрения с первоначальным иском (том 2 л.д.115-121, 156).
Решением Арбитражного суда Московской области от 14 марта 2023 года по делу N А41-54041/22 в удовлетворении первоначального иска отказано; встречный иск удовлетворен (том 3 л.д.64-68).
Не согласившись с указанным судебным актом, общество обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение отменить в части отказа в удовлетворении первоначальных требований и удовлетворения встречного иска, принять новый судебный акт об удовлетворении первоначального иска и отказа в удовлетворении встречного иска.
Законность и обоснованность оспариваемого решения проверены судом в соответствии со статьями 266 - 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение отменить в части удовлетворения требований, удовлетворить первоначальные требования.
Представитель учреждения возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение оставить без изменения.
Повторно исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, апелляционной суд приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Из материалов дела следует, что 23.03.2022 между учреждением (заказчиком) и обществом (исполнителем) заключен муниципальный контракт N 069796-22 на оказание услуг по предоставлению видеоизображения для системы технологического обеспечения региональной общественной безопасности и оперативного управления "Безопасный регион" на территории Раменского городского округа (ПВН - г/п Удельная, г/п Родники, г/п Кратово, г/п Ильинский, с/п Гжельское, с/п Новохаритоновское) (том 1 л.д.6-12).
По условиям контракта исполнитель обязался поэтапно оказывать услуги по предоставлению видеоизображения для системы технологического обеспечения региональной общественной безопасности и оперативного управления "Безопасный регион" на территории Раменского городского округа (ПВН - г/п Удельная, г/п Родники, г/п Кратово, г/п Ильинский, с/п Гжельское, с/п Новохаритоновское) в соответствии с техническими требованиями (приложение N 5 к контракту) и иными условиями контракта, в объеме, установленном заказчиком в заявке на начало оказания услуг и последующих заявках на начало/прекращение оказания услуг, сформированных и направленных заказчиком исполнителю, а заказчик обязуется принять результат услуг и оплатить его в порядке и на условиях, предусмотренных контрактом.
Согласно пункту 5.3.4 контракта исполнитель вправе запрашивать у заказчика разъяснения и уточнения относительно оказываемых в рамках контракта услуг, нормативную, справочно-методическую и иную информацию, необходимую для исполнения контракта.
На обращение исполнителя к заказчику от 16.03.2021 N 11 о предоставлении решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах, в которых планировалась установка камер подъездного видеонаблюдения, от заказчика поступило письмо от 07.04.2022 N 141 о том, что условиями закупки на оказание услуг не предусмотрено предоставление запрашиваемых документов.
Все последующие обращения исполнителя к заказчику с требованием предоставить надлежаще заверенные копии протоколов общих собраний собственников помещений в МКД, подтверждающих право выполнять работы согласно контракту, не привели к положительному результату.
Заказчиком не представлено правоустанавливающих документов, подтверждающих законность выполнения работ по контракту на территориях МКД.
Исполнитель не является собственником МКД и соответствующее разрешение/согласие может быть дано только собственниками жилых помещений в МКД, данное обстоятельство заказчику следовало было учитывать при заключении контракта.
01.03.2022 заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru/, а также на сайте электронной площадки "РТС-тендер" http://www.rtstender.ru/ размещены разъяснения положений извещения открытого конкурса в электронной форме N 0848300051622000066, касающиеся наличия соответствующих протоколов общего собрания собственников жилых помещений МКД, в которых заказчик сообщил о наличии таких протоколов.
Согласно п. 1 ст. 36 ЖК РФ все общедомовое имущество МКД принадлежит собственникам помещений в МКД, и, соответственно, любые манипуляции с таким имуществом становятся возможными только после получения соответствующего согласия собственников помещений в МКД.
Документов, подтверждающих право выполнять такие работы в МКД, исполнителю не представлено, что сделало затруднительным исполнение обязательств по контракту.
Как указало общество, обязательства исполнителя по контракту в части первого, второго и третьего этапов работ не исполнены по вине заказчика.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения общества в арбитражный суд с иском о взыскании с заказчика стоимости работ, предусмотренных первым, вторым и третьим этапами контракта.
В обоснование встречного иска учреждение указало, что контрактом предусмотрены 28 этапов исполнения контракта.
Согласно техническому заданию исполнитель устанавливает видеокамеры в количестве 244 ВК и 12 ВК по заявкам.
Услуги оказываются в рамках реализации мероприятий муниципальной программы Московской области "Безопасность Подмосковья", по подпрограмме 1 "Профилактика преступлений и иных правонарушений" в Раменском городском округе, по мероприятию: Повышение степени защищенности социально-значимых объектов и мест с массовым пребыванием людей в Раменском городском округе на 2022, 2023, 2024 годы".
Срок исполнения обязательств по контракту - с 01.04.2022 по 31.07.2024.
В пункте 5.4.1 контракта установлено, что исполнитель обязан своевременно и надлежащим образом оказать услуги и представить заказчику отчетную документацию.
Согласно плану-графику оказания услуг и в соответствии с пунктом 4.1 контракта исполнитель обязан в течение 20 дней после завершения этапа оказания услуг предоставить заказчику подписанный акт сдачи-приемки услуг, составленный по данным системы контроля оказания услуг и счет на оплату.
На основании пункта 4.4 контракта, подписанный заказчиком и исполнителем Акт сдачи-приемки услуг и предъявленный исполнителем заказчику счет на оплату являются основанием для оплаты исполнителю услуг, оказанных в соответствующем этапе. За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств, предусмотренных контрактом, стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями контракта (пункт 7.1 контракта).
За каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения исполнителем обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в соответствии с п. 7.3.4 контракта.
Ссылаясь на то, что обществом не исполнены обязательства по первому, второму и третьему этапам работ, учреждение начислило штраф и обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании 20 000 руб. штрафных санкций.
Императивными нормами статей 309 и 310 ГК РФ установлено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства, требованиями закона и иных правовых актов, односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок регулируются положениями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ).
В соответствии с подпунктом 8 статьи 3 Федерального закона N 44-ФЗ под государственным или муниципальным контрактом понимается договор, заключенный от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных нужд, муниципальных нужд.
Частью 1 статьи 2 Федерального закона N 44-ФЗ определено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 статьи 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
В соответствии с пунктом 1 статьи 781 ГК РФ заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
В силу статьи 783 ГК РФ к договору возмездного оказания услуг, если это не противоречит статьям 779 - 782 настоящего Кодекса, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг, применяются общие положения о подряде (статьи 702 - 729) и положения о бытовом подряде (статьи 730 - 739).
Статья 711 ГК РФ предусматривает, что если договором подряда не предусмотрена предварительная оплата выполненной работы или отдельных ее этапов, заказчик обязан уплатить подрядчику обусловленную цену после окончательной сдачи результатов работы при условии, что работа выполнена надлежащим образом и в согласованный срок, либо с согласия заказчика досрочно.
Из материалов дела усматривается, что 21.02.2022 в ЕИС размещена закупка номер извещения N 0818300051622000066 "Оказание услуг по предоставлению видеоизображения для немы технологического обеспечения региональной общественной безопасности и оперативного управления "Безопасный регион" на территории Раменского городского округа (ПВН - г/п Удельная, г/п Родники, г/п Кратово, г/п Ильинский, с/п Гжельское, с/п Новохаритоновское)".
По результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) 10.03.2022 победителем признано ООО "ССП", с которым заключен муниципальный контракт от 23.03.2022 N 069796-22.
Данным контрактом предусмотрено 28 этапов исполнения контракта.
Согласно техническому заданию исполнитель устанавливает видеокамеры в количестве 244 ВК и 12 ВК по заявкам.
Услуги оказываются в рамках реализации мероприятий муниципальной программы Московской области "Безопасность Подмосковья", по подпрограмме 1 "Профилактика преступлений и иных правонарушений" в Раменском городском округе, по мероприятию: Повышение степени защищенности социально-значимых объектов и мест с массовым пребыванием людей в Раменском городском округе на 2022, 2023, 2024 годы".
Срок исполнения обязательств по контракту с 01.04.2022 по 31.07.2024.
Услуги оказываются в рамках реализации мероприятий муниципальной программы Московской области "Безопасность Подмосковья", по подпрограмме 1 "Профилактика преступлений и иных правонарушений" в Раменском городском округе, по мероприятию: Повышение степени защищенности социально-значимых объектов и мест с массовым пребыванием людей в Раменском городском округе на 2022, 2023, 2024 годы".
Условиями технического задания помимо установки 244 видеокамер предусмотрено предоставление заказчику видеоизображения с видеокамер исполнителя в течение всего периода хранения видеоданных (до истечения срока действия контракта), обусловленного техническими характеристиками серверного оборудования ЦХД (МЦВД), принадлежащего исполнителю.
При оказании услуг исполнитель организует технологический процесс и обеспечивает: формирование видеопотоков на принадлежащих ему ВК, установленных по адресам мест нахождения ВК, указанным в приложении N 1 к ТТ, а также по адресам, указанным в последующих заявках, направленных в ходе исполнения контракта; получение двух видеопотоков с данных ВК и их передачу от ВК до ЦХД; организацию необходимых каналов связи от ЦХД до стыка с системой; хранение видеоданных на оборудовании ЦХД исполнителя в течение 10 (тридцати) дней; установку и администрирование СПО и ПО оборудования ЦХД исполнителя в течение всего срока исполнения контракта; обеспечение гарантированного электропитания серверного оборудования ЦХД в соответствии с таблицей 2 приложения N 3 ТТ; заведение ВК Исполнителя в СПО; заведение учетных записей в СПО ЦХД исполнителя для предоставления доступа заказчика и функциональных заказчиков; осуществление оплаты за фактически потребленное электричество либо по максимальному объёму потребляемой электрической энергией согласно техническим характеристикам установленного оборудования в соответствии с паспортом устройства (ВК, активным коммутационным и каналообразующем оборудованием, установленным на объектах заказчика или функционального заказчика) в течение всего срока исполнения контракта.
Согласно пункту 3.1 контракта исполнитель оказывает услуги в соответствии с планом-графиком на начало оказания услуг (приложение N 2 к техническим требованиям (приложение N 5 к контракту) и последующими заявками.
В пункте 5.4.1 контракта установлено, что исполнитель обязан своевременно и надлежащим образом оказать услуги и представить заказчику отчетную документацию.
Согласно пункту 2.7 контракта, заказчик оплачивает услуги исполнителя поэтапно, в соответствии с планом - графиком оказания услуг (приложение N 2 к техническим требованиям) с учетом последующих заявок путем перечисления стоимости данных услуг, на банковский счет исполнителя, реквизиты которого указаны в разделе 15 контракта, за счет средств бюджета Раменского городского округа Московской области на 2021, 2022, 2023 годы на основании надлежаще оформленного и подписанного обеими сторонами настоящего контракта акта сдачи-приемки услуг, за соответствующий этап, а также предоставленных заказчику исполнителем счета и счет-фактуры (предоставляется, если исполнитель не освобожден от уплаты НДС) на оказанные услуги в течение 7 (семи) рабочих дней с даты утверждения акта сдачи-приемки услуг.
Согласно пункту 2.11 контракта определение значений качественных и количественных параметров оказания услуг (в соответствии с приложением N 7 к техническим требованиям приложения N 5 к контракту), производится на основе измерений системы контроля оказания услуг (далее - СКОУ), являющейся элементом технологического портала системы. Стороны безусловно, признают данные СКОУ в качестве подтверждения соответствия (несоответствия) оказываемых по настоящему контракту услуг условиям контракта и технических требований (приложение N 5 к контракту).
В случае, если по результатам измерений СКОУ услуги считаются не оказанными (приложение N 7 к техническим требованиям (приложение N 5 к контракту), оплата за услуги, оказанные в соответствующем этапе не производятся независимо от фактического объема их оказания (пункт 2.13 контракта).
В соответствии с таблицей N 2 приложения N 7 (приложение N 5 к контракту) к техническим требованиям к данному контракту величина уменьшения фактического суммарного времени технологического процесса, которая составляет "более 15%" соответствует уровню оказания услуг "услуга не оказана".
На основании пункта 4.4 контракта, подписанный заказчиком и исполнителем акт сдачи-приемки услуг и предъявленный исполнителем заказчику счет на оплату являются основанием для оплаты исполнителю услуг, оказанных в соответствующем этапе.
Общество ссылается на то, что в связи с не представлением ему заказчиком правоустанавливающих документов (решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах, где планируется установка камер подъездного видеонаблюдения), исполнение контракта оказалось невозможным.
При этом, общество ссылается на пункт 5.3.4 контракта, в соответствии с которым исполнитель вправе запрашивать у заказчика разъяснения и уточнения, относительно оказываемых в рамках контракта услуг, нормативную, справочно-методическую и иную информацию, необходимую для исполнения контракта и на пункт 5.3.6 контракта, в соответствии с которым исполнитель вправе получать от заказчика содействие при оказании услуг в соответствии с условиями контракта.
В связи с чем, исполнитель направлял заказчику обращение о предоставлении решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах, где планируется установка камер подъездного видеонаблюдения.
В соответствии с пунктом 43 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 49 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора" условия договора подлежат толкованию в системной взаимосвязи с основными началами гражданского законодательства, закрепленными в статье 1 ГК РФ, другими положениями ГК РФ, законов и иных актов, содержащих нормы гражданского права (статьи 3, 422 ГК РФ).
При толковании условий договора в силу абзаца первого статьи 431 ГК РФ судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений (буквальное толкование).
Такое значение определяется с учетом их общепринятого употребления любым участником гражданского оборота, действующим разумно и добросовестно (пункт 5 статьи 10, пункт 3 статьи 307 ГК РФ), если иное значение не следует из деловой практики сторон и иных обстоятельств дела.
Условия договора подлежат толкованию таким образом, чтобы не позволить какой-либо стороне договора извлекать преимущество из ее незаконного или недобросовестного поведения (пункт 4 статьи 1 ГК РФ).
Толкование договора не должно приводить к такому пониманию условия договора, которое стороны с очевидностью не могли иметь в виду. Значение условия договора устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом (абзац первый статьи 431 ГК РФ).
Условия договора толкуются и рассматриваются судом в их системной связи и с учетом того, что они являются согласованными частями одного договора (системное толкование).
Толкование условий договора осуществляется с учетом цели договора и существа законодательного регулирования соответствующего вида обязательств.
Судом первой инстанции установлено, что в пункте 5.3.4 контракта не установлена обязанность заказчика представлять исполнителю решения и протоколы общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах, где планируется установка камер подъездного видеонаблюдения. Заказчик может оказывать содействие, но только в рамках своих полномочий (пункт 5.1.2 технических требований).
В целях оказания содействия исполнителю, заказчиком проведена работа с управляющими компаниями, которые осуществляют свою деятельность на территории городского округа Раменское Московской области, по итогам которой было принято решение об оказании содействия заказчику и исполнителю со стороны управляющих компаний по вопросам, связанным с реализацией контракта.
В компетенцию заказчика не входит проведение общего собрания собственников и хранение протоколов и решений общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах, где планируется установка камер подъездного видеонаблюдения.
Заключая контракт, исполнитель был ознакомлен со всей документацией и согласился с его условиями.
Так, 28.02.2022 на торговую площадку поступил запрос о разъяснении положений электронного конкурса по вопросу наличия согласия собственников МКД на проведение работ по монтажу камер видеонаблюдения.
В ответ на запрос сообщено о наличия согласия, при этом в запросе не уточнялось о наличии или отсутствии соответствующих протоколов общего собрания собственников жилых помещений МКД именно у заказчика.
Частью 1 статьи 46 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что подлинники решений и протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме подлежат обязательному представлению лицом, по инициативе которого было созвано общее собрание, в управляющую организацию, правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива, а при непосредственном способе управления многоквартирным домом в орган государственного жилищного надзора не позднее чем через десять дней после проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Из данной нормы усматривается, что подлинники решений и протоколов общего собрания собственников помещений не передаются заказчику, в связи с чем, данные правоустанавливающие документы не находятся в ведении заказчика.
Сведения, размещенные на официальном сайте Главного управления региональной безопасности Московской области, по вопросу установки видеонаблюдения являются информационным письмом для собственников МКД, желающих установить видеокамеры на своем МКД, которые не относятся к условиям контракта и не обязывают заказчика представлять исполнителю по муниципальному контракту решения и протоколы общего собрания собственников помещений.
Более того, согласно пункту 5.1.1 технических требований (П=приложение N 5 к контракту), организацию допусков к местам проведения работ (на крыши зданий, в чердачные и подвальные помещения, электрощитовые, технические помещения, и прочие места для установки необходимого технологического оборудования и источников формирования видеоизображения ВК) исполнитель обеспечивает самостоятельно.
По вопросу установки камер подъездного видеонаблюдения (с целью заключения соглашения о безвозмездном предоставлении доступа и размещении оборудования в МКД, о предоставлении решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах) исполнитель к руководителям управляющих компаний, которые осуществляют обслуживание домов, на которых планируется установка камер подъездного видеонаблюдения по адресам, указанным в Приложении N 1 к Техническим требованиям, не обращался, что подтверждается представленными в материалах дела ответами управляющих компаний на запрос заказчика от 07.07.2022.
По вопросу о предоставлении беспрепятственного доступа сотрудников общества к техническим помещениям многоквартирных домов, в АО "ИЛЬИНСКАЯ УК" исполнитель также не обращался, что подтверждается ответом АО "ИЛЬИНСКАЯ УК" (Исх. N 1304 от 15.11.2022, Вх. N 839 от 15.11.2022) на запрос учреждения (исх. N 460 от 31.10.2022), согласно которому журнал входящей документации УК не содержит записей о поступившей от общества корреспонденции.
Таким образом, исполнитель в нарушение пункта 5.1.1 Технических требований к контракту не предпринял мер для организации допуска к местам проведения работ путем получения в управляющих компаниях протоколов и решений общих собраний собственников помещений, что является ответственностью исполнителя.
Доводу общества о том, что в соответствии со ст. 6 Федерального закона от 07.07.2003 N 126 "О связи" для размещения активного оборудования, потребляющего электроэнергию необходимо заключать договор с ресурсоснабжающей организацией, а без заключения соответствующего договора выполнять какие-либо работы не предоставляется возможным, была дана оценка судом первой инстанции, с которой суд апелляционной инстанции соглашается.
Пунктом 21 Правил, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N 124 и пунктом 6 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, установлено, что потребитель, не являющийся собственником нежилого помещения, не обязан заключать прямой договор с ресурсоснабжающей организацией.
Постановлением Правительства N 124 определено, что потребитель, не являющийся собственником нежилого помещения в МКД и не заключивший прямого договора с ресурсоснабжающей организацией, вносит плату за электроэнергию, потребленную его оборудованием, запитанным после общедомовым прибором учета, управляющей организации, которая расплачивается с ресурсоснабжающей организацией по показаниям общедомового прибора учета электрической энергии. Общество не представило в материалы дела доказательства невозможности или недопустимости подключения активного оборудования, потребляющего электроэнергию, равно как и доказательства, свидетельствующие о препятствовании в выполнении работ.
Требование исполнителя к заказчику о предоставлении решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах указывает на то, что исполнитель уклонялся от выполнения работ и оказания услуг, а также перекладывал свои обязательства по контракту на заказчика. Исполнитель мог, но не выполнил свои обязательства, предусмотренные условиями контракта.
В соответствии с пунктом 1 стать 708 ГК РФ, в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы.
По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки). Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.
Услуги по предоставлению видеоизображения для системы технологического обеспечения региональной общественной безопасности и оперативного управления "Безопасный регион" на территории Раменского городского округа оказываются в рамках реализации мероприятий муниципальной программы Московской области "Безопасность Подмосковья", по подпрограмме 1 "Профилактика преступлений и иных правонарушений" в Раменском городском округе, по мероприятию: Повышение степени защищенности социально-значимых объектов и мест с массовым пребыванием людей в Раменском городском округе на 2022,2023,2024 годы".
Согласно пункту 2 Технических Требований целью оказания услуг является информационное обеспечение антитеррористической защищенности объектов, расположенных на территории Московской области, обеспечение оперативного реагирования в кризисных ситуациях, предупреждение террористических актов, повышение уровня безопасности и комфортности среды проживания жителей Московской области за счет применения информационно-коммуникационных технологий в соответствии с постановлением Правительства Московской области от 27.01.2015 N 23/3.
Доступ к системе "Безопасный регион" имеют сотрудники правоохранительных органов и силовых структур Московской области и г. Москвы (ГУ МВД, УФСБ, ГУ МЧС,) в целях исполнения должностных обязанностей по предупреждению и раскрытию совершенных преступлений и правонарушений, а также органы местного самоуправления Московской области в целях эффективного управления муниципалитетом и решения проблем жителей.
Нарушение исполнителем обязательств по контракту не позволяло функциональным заказчикам, а также органам внутренних дел получать необходимую информацию в рамках реализации государственной программы Московской области "Безопасность Подмосковья" на основании положений постановления Правительства Московской области от 27.01.2015 N 23/3 "О создании в Московской области системы технологического обеспечения региональной общественной безопасности и оперативного управления "Безопасный регион".
Камеры видеонаблюдения, установленные в подъезде многоквартирного дома в целях безопасности жителей Московской области, сохранности и зашиты имущества, поддержания порядка в помещении, а также предупреждения совершения преступлений и правонарушений со стороны посторонних лиц не предполагают и не несут нарушения прав лиц, попадающих в зону такого наблюдения, если их монтаж произведен в соответствии и в порядке, установленном нормативно-правовыми актами.
Законом не запрещена установка видеокамер в целях защиты своего имущества, поэтому действия ответчика по установке камер в местах общего пользования не является действием, посягающим на личную жизнь жильцов, поскольку в соответствии со ст. 36 ЖК РФ лестничные площадки находятся в общей долевой собственности собственников помещений многоквартирного дома.
Указанная правовая позиция изложена в судебных актах по делу N А41-3371/21.
Основанием для возникновения обязательства по оплате выполненных подрядчиком работ является сдача их результата заказчику (статьи 711 и 746 ГК РФ).
Сдача результата работ подрядчиком и приемка его заказчиком оформляются актом, подписанным обеими сторонами (пункт 4 статьи 753 ГК РФ).
В силу положений пункта 1 статьи 753 ГК РФ, заказчик, получивший сообщение подрядчика о готовности к сдаче результата выполненных по договору строительного подряда работ либо, если это предусмотрено договором, выполненного этапа работ, обязан немедленно приступить к его приемке.
Согласно статье 720 ГК РФ сдача результата работ подрядчиком и приемка его заказчиком оформляются актом, подписанным обеими сторонами.
Как верно указал суд первой инстанции, основанием для возникновения у заказчика денежного обязательства по оплате работ по договору является совокупность следующих обстоятельств: выполнение работ и передача их результата заказчику.
Основанием для возникновения обязательства заказчика по оплате обусловленных договором работ является сдача работ заказчику путем подписания акта выполненных работ (пункт 8 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.01.2000 N 51 "Обзор практики разрешения споров по договору строительного подряда" (далее - информационное письмо N 51).
Согласно пункту 2.11 контракта определение значений качественных и количественных параметров оказания услуг (в соответствии с приложением N 7 к Техническим требованиям приложения N 5 к контракту), производится на основе измерений системы контроля оказания услуг (далее - СКОУ), являющейся элементом технологического портала системы. Стороны безусловно, признают данные СКОУ в качестве подтверждения соответствия (несоответствия) оказываемых по настоящему контракту услуг условиям контракта и технических требований (приложение N 5 к контракту).
Пунктом 2.13 контракта установлено, что в случае если по результатам измерений СКОУ услуги считаются не оказанными (приложение N 7 к техническим требованиям (приложение N 5 к контракту), оплата за услуги, оказанные в соответствующем этапе не производятся независимо от фактического объема их оказания.
Исходя из данных отчетов СКОУ по Этапу N 1 с 01.04.2022 по 30.04.2022, по Этапу N 2 с 01.05.2022 по 31.05.2022, по Этапу N 3 с 01.06.2022 по 30.06.2022 услуги исполнителем не оказаны, следовательно, оснований для оплаты исполнителю не оказанных услуг не имеется.
В соответствии с частью 2 статьи 94 Закона N 44-ФЗ исполнитель обязан к установленному контрактом сроку предоставить заказчику результаты выполнения работы или оказания услуги, предусмотренные контрактом.
На основании п. 4.4 контракта, подписанный заказчиком и исполнителем акт сдачи-приемки услуг и предъявленный исполнителем заказчику счет на оплату являются основанием для оплаты исполнителю услуг, оказанных в соответствующем этапе.
Пунктом 5.4.1 контракта установлено, что исполнитель обязан своевременно и надлежащим образом оказать услуги и представить заказчику отчетную документацию.
В данном случае между сторонами не подписаны акты сдачи-приемки услуг по этапам N 1, 2, 3. Результаты выполнения работ или оказания услуг, отчетная документация исполнителем не представлены.
Неоднократно направленные в адрес исполнителя требования об исполнении обязательств по контракту не принесли положительных результатов, услуги в соответствии с условиями контракта за период с 01.04.2022 и по дату принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта не оказывались, доказательства совершения исполнителем действий, направленных на исполнение контракта в подтверждение своей добросовестности не представлено.
При этом частичной оплатой штрафов истец подтвердил неисполнение обязательств. Более того, исполнителю предоставлен срок для исполнения обязательств по контракту, а также для устранения выявленных недостатков - до 05.06.2022, однако данное требование обществом не исполнено, нарушения в срок до 05.06.2022 не устранены.
Доводы общества о невозможности установки оборудования на входных дверях подъездов МКД по адресу: Московская область, Раменский г.о., пос. Дубовая роща, ул. Октябрьская, д. 11, в связи с тем, что там уже установлено оборудование системы видеонаблюдения "Безопасный регион" предыдущим подрядчиком (письмо ООО МОИС Эксплуатация" от 31.05.2022 N 254/22), несостоятельны, поскольку по условиям п. 5.4 Технических требований (приложение N 5 к контракту) допускается установка ВК Тип N 4 внутри помещения.
При изложенных обстоятельствах, исследовав и оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 АПК РФ, представленные в материалах дела доказательства, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о недоказанности обществом наличия оснований, предусмотренных п. 2 ст. 781 ГК РФ, для взыскания с учреждения стоимости работ, предусмотренных первым, вторым и третьим этапами контракта.
В соответствии с частью 2 статьи 94 Закона N 44-ФЗ исполнитель обязан к установленному контрактом сроку предоставить заказчику результаты выполнения работы или оказания услуги, предусмотренные контрактом.
Согласно пункту 1 статьи 330 ГК РФ неустойкой признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков. Неустойка представляет собой самостоятельный правовой институт и является средством защиты прав кредитора, поскольку для взыскания неустойки нарушение обязательства является обязательным условием.
За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств, предусмотренных контрактом, стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями контракта (п. 7.1 контракта).
За каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения исполнителем обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в соответствии с п. 7.3.4 контракта.
Согласно пункту 7.4 контракта, сторона освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пени), если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, произошло вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны.
В соответствии с ч. 6, 7 ст. 34 Закона N 44-ФЗ в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пени). Обществом не исполнены обязательства по Этапу N 1.
Согласно Плану-графику оказания услуг, исполнитель обязан до 30.04.2022 завершить работы, предусмотренные этаном N 1 и в соответствии с пунктом 4.1. контракта в течение 20 дней после завершения этапа оказания услуг предоставить заказчику подписанный акт сдачи-приемки услуг, составленный по данным системы контроля оказания услуг и счет на оплату. В связи с неоказанием услуг по этапу N 1, заказчиком 25.05.2022 было выставлено требование об оплате штрафа в размере 5 000 рублей на основании п. 7.3.4 контракта. (исх. N 227).
Платежным поручением от 30.05.2022 N 438 исполнитель добровольно оплатил штраф.
Обществом не исполнены обязательства по этапу N 2.
Согласно плану-графику оказания услуг, исполнитель обязан 31.05.2022 завершить работы, предусмотренные этапом N 2 и в соответствии с п. 4.1 контракта в течение 20 дней после завершения этапа оказания услуг предоставить заказчику подписанный Акт сдачи-приемки услуг, составленный по данным системы контроля оказания услуг и счет на оплату.
В связи с неоказанием услуг по этапу N 2, заказчиком 24.06.2022 выставлено требование об оплате штрафа в размере 5 000 рублей на основании пункта 7.3.4 контракта. (исх. N 294).
Платежным поручением от 28.06.2022 N 509 исполнитель добровольно оплатил штраф.
Кроме этого, согласно отчету СКОУ по этапу N 2 с 01.05.2022 по 31.05.2022 к контракту, утвержденного Министерством государственного управления информационных технологий и связи Московской области, исполнителем на этапе N 2 в эксплуатацию введено 16 видеокамер из 244.
Исполнителем не представлены акты приемки видеокамер в эксплуатацию, что превышало срок исполнения разовой услуги более 10 дней и соответствовало уровню оказания услуги "услуга не оказана".
Согласно отчету СКОУ по этапу N 2 с 01.05.2022 по 31.05.2022 к контракту, утвержденного Министерством государственного управления информационных технологий и связи Московской области, исполнителем на этапе N 2 организован один канал СПД.
Исполнителем не представлены акты приемки канала СПД в эксплуатацию, что превышало срок исполнения разовой услуг более 10 дней и соответствовало уровню оказания услуг "услуга не оказана".
В соответствии с таблицей N 6 приложения N 7 (приложение N 5) к контракту, в случае получения в столбце 5, таблицы 5 "уровень качества оказания разовой услуги" результата "услуга не оказана" хотя бы по одной из пяти строк таблицы 5, начисляется один штраф по п. 7.3.5 контракта (не стоимостной) за каждый отдельный результат "услуга не оказана" возникший по каждой из пяти строк таблицы 5.
На основании пункта 7.3.5. контракта исполнителю были выставлены штрафы по 5 000 руб. (за каждый отдельный результат "услуга не оказана"), и в связи с чем 28.06.2022 в адрес исполнителя были направлены требования об оплате штрафов (исх. N 299 от 28.06.2022 и исх. N 300 от 28.06.2022), что подтверждается чеками и описями вложений.
В пункте 4.2. контракта указано, что в течение 10 рабочих дней после получения от исполнителя документов, указанных в пункте 4.1 контракта, заказчик собственными силами проводит экспертизу результатов отдельного этапа, предусмотренных контрактом, в части их соответствия данным СКОУ и условиям контракта.
В соответствии с пунктом 4 контракта исполнитель в течение 20 дней после завершения этапа оказания услуг направляет посредством системы ПИК ЕАСУЗ отчетные документы.
Документы представлены исполнителем своевременно, но на основании проведенной заказчиком экспертизы от 16.06.2022, а также руководствуясь отчетами СКОУ, документы за этап N 2 отклонены заказчиком, поскольку услуги не оказаны, что подтверждается мотивированным отказом от 16.06.2022.
Обществом не исполнены обязательства по этапу N 3. В отчете СКОУ по этапу N 3 с 01.06.2022 по 30.06.2022 к контракту утвержденного Министерством государственного управления и информационных технологий и связи Московской области указана следующая величина показателей: 13. Получение видеоизображения от ВК в ЦХД составляет 6,55%; 15. Объем хранения видеоданных на ЦХД составляет 23,58%.
В соответствии с таблицей N 2 приложения N 7 (приложение N 5 к контракту) к техническим требованиям к данному контракту величина уменьшения фактического суммарного времени технологического процесса составляет "Более 15%" что соответствует уровню оказания услуг "услуга не оказана".
На основании пункта 7.3.4. контракта исполнителю выставлен штраф в размере 5 000 руб.
Требования об оплате штрафов по претензиям исх. N 275 от 16.06.2022, исх. N 299 от 28.06.2022, исх. N 300 от 28.06.2022 и исх. N 325 от 15.07.2022 (каждое по 5 000 руб., в общей сумме 20 000 руб.) исполнителем не оплачены.
Поскольку факт нарушения обществом условий контракта в части надлежащего оказания услуг подтвержден материалами дела, является обоснованным вывод суда первой инстанции об удовлетворении встречных требований о взыскании 20 000 руб. штрафных санкций.
Согласно статье 71 АПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения встречных требований и отсутствии оснований для удовлетворения первоначальных требований.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, суд первой инстанции, полно исследовав имеющие значение для дела обстоятельства, верно оценил в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, правильно применил нормы материального, процессуального права и сделал выводы, соответствующие обстоятельствам дела.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, сделанных при рассмотрении настоящего дела по существу, апелляционным судом не установлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено. Оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 14 марта 2023 года по делу N А41-54041/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Московского округа через арбитражный суд первой инстанции в двухмесячный срок со дня его изготовления в полном объеме.
Председательствующий |
М.В. Игнахина |
Судьи |
Э.С. Миришов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-54041/2022
Истец: ООО "СТРОЙСВЯЗЬПРОЕКТ"
Ответчик: МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "РАМЕНСКАЯ СЛУЖБА СПАСЕНИЯ, ЭКСТРЕННОГО РЕАГИРОВАНИЯ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ"