г. Пермь |
|
29 мая 2023 г. |
Дело N А71-590/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 мая 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 мая 2023 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Трефиловой Е.М.
судей Герасименко Т.С., Якушева В.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Субботиной Е.Е.,
при неявке лиц, участвующих в деле,
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя, общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Правильная",
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 15 марта 2023 года
по делу N А71-590/2023
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Правильная" (ИНН 1831205496, ОГРН 1221800005261)
к Главному управлению по государственному надзору Удмуртской Республики (ИНН 1831120884, ОГРН 1071831002814)
о признании незаконным и отмене решения от 06.12.2022 N 18927 об отказе во внесении изменений в реестр лицензий,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Правильная" (далее - ООО "УК Правильная", заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконным решения Главного Управления по государственному надзору Удмуртской Республики (далее Управление, ответчик) об отказе во внесении изменений в реестр лицензий в отношении многоквартирного дома N 10 по ул. Кирзаводская г. Ижевска от 06.12.2022 N 18927.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 15.03.2023 в удовлетворении заявления ООО "УК Правильная" о признании незаконным решения Управления N 18927 от 06.12.2022 об отказе во внесении изменений в реестр лицензий отказано.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы заявителем приведены доводы о несогласии с решением суда, так как заявитель не является стороной в исполнительном производстве и не связан никакими обязательствами с ООО "Городская УК"; заявителю причинен ущерб, выразившийся в виде упущенной выгоды (неполученные доходы от перехода по управлению обществом нового многоквартирного дома); полагает, что постановление УФССП по Удмуртской Республике от 22.06.2022 не содержит запрета на перевод жилого фонда должника в иные управляющие компании; таким образом, нарушается право общества на управление многоквартирным домом, возникшее на основании договора управления. Также в обоснование доводов жалобы обществом представлены дополнительные документы.
Вместе с тем, приложенные заявителем к апелляционной жалобе дополнительные документы судом апелляционной инстанции к материалам дела не приобщаются на основании ч. 2 ст. 268 АПК РФ, поскольку ходатайство о приобщении указанных документов не заявлено, объективные причины, препятствующие представлению указанных документов в суд первой инстанции, не приведены.
Управлением письменный отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, что в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, ООО "УК Правильная" осуществляет предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами в г. Ижевске на основании лицензии от 27.07.2022 N 018-000226, выданной Государственной жилищной инспекцией при Министерстве энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики.
Согласно протоколу общего собрания собственников многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Ижевск, ул. Кирзаводская, д. 10 (далее - многоквартирный дом) от 10.11.2022 N 1/2022 собственниками помещений принято решение о выборе способа управления многоквартирным домом - управление управляющей организацией, о выборе в качестве управляющей организации - ООО "УК Правильная" и заключении с указанной управляющей компанией договора управления.
На основании вышеуказанного протокола собрания собственников между ООО "УК Правильная" и собственниками помещений многоквартирного дома заключен договор управления многоквартирным домом от 10.11.2022 N 6/10К.
23.11.2022 ООО "УК Правильная" обратилось в управление с заявлением от 22.11.2022 N 1692/1 с приложением к нему документов согласно описи, о внесении изменений в реестр лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами в части перечня адресов многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет заявитель, в связи с заключением договора управления многоквартирным домом по адресу: г. Ижевск, ул. Кирзаводская, д.10.
По результатам рассмотрения заявления ООО "УК Правильная", и приложенных к нему документов, принимая во внимание заключение от 06.12.2022 N 18927 о результатах проверки вышеуказанного заявления и приложенных к нему документов, управлением выявлено несоответствие заявления о внесении изменений в реестр лицензий Удмуртской Республики и приложенных к нему документов требованиям, установленным подпунктами "б", "г" пункта 5 Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.12.2015 N 938/пр (далее Порядок N 938/пр), а именно - выявлена недостоверность сведений, содержащихся в заявлении и документах, указанных в пункте 3 Порядка N 938/пр (обеспечительные меры на основании постановления УФССП России по УР от 22.06.2022 N 18017/22/217673); указанная в заявлении информация не размещена в системе в полном объеме (отсутствует обязательное приложение к протоколу, предусмотренное подпунктом "а" пункта 20 приказа Минстроя России N 44/пр от 28.01.2019, а именно реестр собственников помещений в многоквартирном доме, содержащий сведения о собственниках всех помещений в многоквартирном доме с указанием фамилии, имени, отчества (последнее при наличии) собственников - физических лиц, полного наименования и ОГРН собственников - юридических лиц, номера принадлежащих им на праве собственности помещений в многоквартирном доме (при наличии), реквизиты документов, подтверждающих их право собственности на указанные помещения, сведения о форме собственности в отношении каждого из указанных помещений, сведения о площади каждого помещения в многоквартирном доме и о доле в праве собственности на такие помещения, принадлежащей каждому из их собственников), в связи с чем 06.12.2022 управлением вынесено решение N 18927 об отказе ООО "УК Правильная" во внесении изменений в реестр лицензий Удмуртской Республики в отношении указанного многоквартирного дома.
Несогласие заявителя с вынесенным решением послужило основанием для его обращения в арбитражный суд.
Признав оспариваемое решение Управления законным и обоснованным, суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявления общества.
При постановке таких выводов суд обоснованно исходил из следующего.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 АПК РФ для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Частью 1 статьи 192 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) и пунктом 51 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" определено, что деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 195 ЖК РФ сведения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами, лицензиатах, осуществляющих или осуществлявших данный вид деятельности, содержатся в реестре лицензий субъекта Российской Федерации
Реестр лицензий субъекта Российской Федерации должен содержать раздел, который включает в себя сведения об адресе многоквартирного дома или адресах многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат (часть 2 статьи 195 ЖК РФ).
Согласно части 2 статьи 198 ЖК РФ в случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение пяти рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения в системе, а также направить их в орган государственного жилищного надзора.
В силу части 3 статьи 198 ЖК РФ орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в ч. 2 настоящей статьи, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Приказом Минстроя России от 25.12.2015 N 938/пр утвержден Порядок и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации (далее - Порядок N 938/пр).
В соответствии с пунктом 2 Порядка N 938/пр изменения в реестр вносятся органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации на основании представленного лицензиатом заявления о внесении изменений в реестр, содержащего следующие сведения: а) адрес многоквартирного дома; б) основания заключения и (или) расторжения договора управления многоквартирным домом; в) копию договора управления многоквартирным домом; г) данные о лицензиате (наименование, идентификационный номер налогоплательщика, номер лицензии на право осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Согласно пункту 3 Порядка N 938/пр, к заявлению о внесении изменений в реестр прилагаются следующие документы: а) копия протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе способа управления многоквартирным домом управляющей организацией и заключении договора управления с лицензиатом либо об изменении способа управления многоквартирным домом или расторжении договора управления с лицензиатом в случае проведения такого собрания; б) копия протокола конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, в соответствии с которым лицензиат определен победителем конкурса, в случае проведения указанного конкурса; в) копия договора управления, заключенного лицензиатом с собственниками помещений в многоквартирном доме, а в случае выбора лицензиата управляющей организацией по результатам проведенного органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом - копия договора управления, подписанного заявителем; г) копия акта приема-передачи технической документации и иных документов, связанных с управлением многоквартирным домом, лицу, принявшему на себя обязательства по управлению многоквартирным домом, в случае, если лицензиат подает заявление об исключении многоквартирного дома из реестра; д) документ, подтверждающий полномочия представителя лицензиата (в случае, если от имени лицензиата обращается его уполномоченный представитель), оформленный в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации; е) опись представляемых документов с указанием наименования и реквизитов каждого документа и количества листов, подписанная лицензиатом (уполномоченным представителем лицензиата).
Рассмотрение заявления и документов осуществляется органом государственного жилищного надзора в течение десяти рабочих дней с даты поступления заявления (пункт 4 Порядка N 938/пр).
В силу пункта 5 Порядка N 938/пр в ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет соблюдения следующих условий: а) соответствия заявления и документов положениям пунктов 2 и 3 настоящего Порядка; б) достоверности сведений, содержащихся в заявлении и документах, указанных в пункте 3 настоящего Порядка; в) отсутствия противоречий сведений, представленных заявителем, содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления сведениям; г) выполнения заявителем требования, установленного частью 2 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации, о размещении указанной в заявлении информации в системе, в случае наличия данной обязанности у заявителя; е) отсутствия признаков ничтожности решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по основаниям, установленным гражданским законодательством Российской Федерации, а также в случае принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения о выборе непосредственного способа управления таким многоквартирным домом в нарушение положения пункта 1 части 2 статьи 161 ЖК РФ.
По результатам рассмотрения заявления и документов орган государственного жилищного надзора принимает одно из следующих решений: а) о внесении изменений в реестр; б) об отказе во внесении изменений в реестр и возврате заявления; в) о приостановлении рассмотрения заявления (пункт 7 Порядка N 938/пр).
В случае соответствия заявления и документов условиям, указанным в пункте 5 настоящего Порядка органом государственного жилищного надзора принимается решение о внесении изменений в реестр (пункт 8 Порядка N 938/пр).
Основаниями для отказа во внесении изменений в реестр и возврате заявления являются: а) несоответствие заявления и документов требованиям, установленным подпунктами "а", "г" - "е" пункта 5 настоящего Порядка; б) несоответствие заявления и документов требованиям, установленным подпунктами "б" и "в" пункта 5 настоящего Порядка, выявленное органом государственного жилищного надзора по результатам проверки, проведенной в соответствии с пунктом 15 настоящего Порядка (пункт 9 Порядка N 938/пр).
Решение об отказе во внесении изменений в реестр должно содержать мотивированное обоснование принятия такого решения.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждено, что 23.11.2022 ООО "УК Правильная" обратилось в Управление с заявлением от 22.11.2022 N 1692/1 о внесении изменений в реестр лицензий ООО "УК Правильная".
По результатам рассмотрения заявления ООО "УК Правильная" и приложенных к нему документов, принимая во внимание заключение от 06.12.2022 N 18927 о результатах проверки вышеуказанного заявления, управлением выявлено несоответствие заявления о внесении изменений в реестр лицензий и приложенных к нему документов требованиям, установленных подп. б п. 5 Порядка (недостоверные сведения: имеется постановлением УФССП России по УР от 22.06.2022 N 18017/22/217673 о запрете на отчуждение жилого фонда ООО "Городская управляющая компания"), после чего приняло решение от 06.12.2022 N 18927 об отказе лицензиату - ООО "УК Правильная" во внесении изменений в реестр лицензий Удмуртской Республики в отношении спорного многоквартирного дома,
Исследовав представленные в дело доказательства, оценив их по правилам ст. 71 АПК РФ, суд первой инстанции установил, что в Главное управление по государственному надзору УР поступило постановление судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела по исполнения особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Удмуртской Республике Гайсиной Екатерины Юрьевны от 22.06.202 N 18017/22/217673 о запрете на отчуждение жилого фонда.
Согласно постановлению от 22.06.202 N 18017/22/217673, исполнительные документы по исполнительным производствам N 32997/22/18017-ИП, N 32961/22/18017-ИП, N 30184/22/18017-ИП, N 30183/22/18017-ИП, N 28404/22/18017-ИП, N 26555/22/18017-ИП, N 26554/22/18017-ИП, N 13797/22/18017-ИП, N 47154/21/18017-ИП должником (обществом с ограниченной ответственностью "Городская управляющая компания") в срок, установленный для добровольного исполнения, не исполнены без уважительных причин. По информации сайта Государственной жилищной инспекции Удмуртской Республики должник ООО "Городская управляющая компания" (ИНН 1840038019) по состоянию на 22.06.2022 является управляющей компанией для 178 многоквартирных жилых домов в г. Ижевске Удмуртской Республики. Должник, ООО "Городская управляющая компания" (ИНН 1840038019), уклоняется от исполнения требований исполнительных документов, по состоянию на 22.06.2022 решения суда в полном объеме не исполнены.
Судебный пристав-исполнитель на основании изложенного, во избежание перевода жилого фонда от должника в иные организации, управляющие компании, созданные бенефициарами с целью вывода активов должника и уклонения от требований исполнительных документов, руководствуясь ст. ст. 6, 14, 64 ФЗ "Об исполнительном производстве", постановил:
1. Объявить запрет должнику ООО "Городская управляющая компания" (ИНН 1840038019) на совершение действий, направленных на досрочное прекращение деятельности по управлению многоквартирными домами, в том числе расторгать договоры в одностороннем порядке, по соглашению сторон, направлять уведомления о прекращении действия договоров в связи с истечением срока их действия, совершать иные действия по переводу жилого фонда, находящегося под управлением ООО "Городская управляющая компания" (ИНН 1840038019).
2. Запретить Государственной жилищной инспекции при Министерстве энергетики, ЖКХ и государственного регулирования тарифов УР вносить изменения в реестр лицензий по Удмуртской Республике, направленные н исключение из реестра и закрепление за иной управляющей компанией жилищного фонда, закрепленного за ООО "Городская управляющая компания" (ИНН 1840038019).
3. Постановление для исполнения направить в Государственную жилищную инспекцию при Министерстве энергетики, ЖКХ и государственного регулирования тарифов УР по адресу: 426051, УР, г. Ижевск, ул. М. Горького, д 73.
4. Поручить Государственной жилищной инспекции Удмуртской Республики с момента получения настоящего постановления не проводить действия, направление на уменьшение жилищного фонда, находящегося под управлением ООО "Городская управляющая компания" (ИНН 1840038019).
Согласно выписке из реестра лицензий Удмуртской Республики по состоянию на 06.12.2022 многоквартирный дом по адресу: УР, г. Ижевск, ул. Кирзаводская, д. 10 находится под управлением ООО "Городская управляющая компания".
Частью 1 статьи 16 АПК РФ предусмотрено, что вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории. Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 5 Закона об исполнительном производстве принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.
Статьями 12, 13 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "Об органах принудительного исполнения Российской Федерации" установлено, что в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов, рассматривает заявления сторон по поводу исполнительного производства и их ходатайства, выносит соответствующие постановления, разъясняя сроки и порядок их обжалования. Судебный пристав обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.
В статье 2 Закона об исполнительном производстве установлено, что задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.
Согласно статье 4 Закона об исполнительном производстве исполнительное производство осуществляется в числе прочих, на принципах законности (п.1); своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения (п. 2).
Законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации (ч. 1 ст. 6 Закона об исполнительном производстве").
Учитывая изложенное и принимая во внимание, что по состоянию на 06.12.2022 спорный многоквартирный дом находился под управлением ООО "Городская управляющая компания", а постановлением от 22.06.202 N 18017/22/217673 о запрете на отчуждение жилого фонда судебным приставом-исполнителем наложен запрет, в том числе, на совершение действий, направленных на досрочное прекращение деятельности по управлению многоквартирными домами, в том числе расторгать договоры в одностороннем порядке, по соглашению сторон, направлять уведомления о прекращении действия договоров в связи с истечением срока их действия, совершать иные действия по переводу жилого фонда, находящегося под управлением ООО "Городская управляющая компания", Государственной жилищной инспекции Удмуртской Республики с момента получения настоящего постановления поручено не проводить действия, направление на уменьшение жилищного фонда, находящегося под управлением ООО "Городская управляющая компания", в отсутствии сведений о снятии запрета, указанного в постановлении судебного пристава-исполнителя, суда обоснованно пришел к выводу, что изменения в реестр лицензий управляющих организаций Удмуртской Республики в отношении многоквартирного дома по адресу: УР, г. Ижевск, ул. Кирзаводская, д. 10, внесены быть не могут.
Выводы суда подробно мотивированы в судебном акте, базируются на нормах действующего законодательства.
Оснований для иных суждений апелляционный суд не усматривает.
Доводы жалобы о том, что оспариваемое решение вынесено с нарушением предусмотренной законодательством процедуры внесения в реестр, противоречит Порядку N 938/пр, апелляционным судом проверены и отклонены, так как основаны на неверном толковании вышеприведенных положений Порядка N 938/пр применительно к обстоятельствам рассматриваемого дела.
Апелляционным судом признаны несостоятельными доводы заявителя о нарушении его прав оспариваемым решением, со ссылками на причинение ущерба, выразившегося в виде упущенной выгоды (неполученные доходы от перехода по управлению обществом нового многоквартирного дома), на нарушение его права на управление многоквартирного дома, возникшего на основании договора управления, поскольку на законность решения данные доводы не влияют.
Вынесенное при наличии законных оснований решение не нарушает и не может нарушать права и законные интересы заявителя как управляющей организации.
При таких обстоятельствах суд пришел к выводу об отсутствии совокупности предусмотренных ст. 198, 201 АПК РФ оснований для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным.
Ссылка общества на отзыв представителя Управления федеральной службы судебных приставов от 09.02.2023, в рамках дела А71-878/2023 по заявлению общества о признании незаконным постановления N 18017/22/217673 от 22.06.2022, в котором изложена официальная позиция о том, что оспариваемое постановление не лишает собственников помещений права на расторжение договора управления с должником при наличии предусмотренных ст. 162 ЖК РФ оснований, и постановление не содержит запрета на перевод жилого фонда должника в иные управляющие компании, не может быть принято судом во внимание, поскольку указанное письмо не является нормативным правовым актом, имеющим юридической силы, и само по себе не влияет на законность решения, также не свидетельствует о наличии оснований для отмены (изменения) решения суда.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
В силу статьи 110 АПК РФ государственная пошлина по апелляционной жалобе относится на ее подателя.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 15 марта 2023 года по делу N А71-590/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики
Председательствующий |
Е.М. Трефилова |
Судьи |
Т.С. Герасименко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-590/2023
Истец: ООО "Управляющая компания Правильная"
Ответчик: Главное управление по государственному надзору Удмуртской Республики