г. Киров |
|
29 мая 2023 г. |
Дело N А31-930/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 мая 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 мая 2023 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Волковой С.С.,
судей Минаевой Е.В., Немчаниновой М.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Подлевских А.Г.,
при участии в судебном заседании представителя третьего лица Цымбал О.В., действующей на основании доверенности от 10.05.2023,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Россети Центр" - "Костромаэнерго"
на решение Арбитражного суда Костромской области от 03.04.2023 по делу N А31-930/2023
по заявлению публичного акционерного общества "Россети Центр" в лице филиала ПАО "Россети Центр" - "Костромаэнерго" (ИНН: 6901067107, ОГРН: 1046900099498)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Костромской области (ИНН: 4401004867, ОГРН: 1024400537556)
с участием в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, общества с ограниченной ответственностью Специализированный застройщик "Теплоизоляция" (ИНН: 4401158306, ОГРН: 1154401000390),
о признании незаконными и отмене постановления по делу об административном правонарушении, а также представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Россети Центр" в лице филиала ПАО "Россети Центр" - "Костромаэнерго" (далее - заявитель, ПАО "Россети Центр", Общество) обратилось в Арбитражный суд Костромской области с заявлением о признании незаконными и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Костромской области (далее - ответчик, Управление, административный орган) от 20.01.2023 о назначении административного наказания по делу N 044/04/9.21-536/2022 об административном правонарушении, в соответствии с которым Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 600 000 рублей, а также представления от 20.01.2023 по делу N 044/04/9.21-536/2022 об административном правонарушении.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью Специализированный застройщик "Теплоизоляция" (далее - третье лицо, ООО СЗ "Теплоизоляция").
Решением Арбитражного суда Костромской области от 03.04.2023 оспариваемое постановление изменено в части назначенного административного наказания, размер штрафа с учетом положений частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ снижен судом до 300 000 рублей; в удовлетворении заявленных требований о признании незаконным и отмене представления от 20.01.2023 по делу N 044/04/9.21-536/2022 об административном правонарушении отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом в части отказа в удовлетворении требований о признании незаконным представления от 20.01.2023 по делу N 044/04/9.21-536/2022 об административном правонарушении, ПАО "Россети Центр" обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции в обозначенной части.
В апелляционной жалобе заявитель указывает на незаконность оспариваемого представления ввиду наличия в нем абстрактной, неконкретной формулировки. ПАО "Россети Центр" ссылается на то, что в представлении не отражено, какое положение (пункт) Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861), Обществу следует исполнить надлежащим образом. Кроме того, Общество отмечает, что в оспариваемом представлении от 20.01.2023 не содержится сведений о возможности его обжалования, что свидетельствует об ущемлении прав заявителя посредством исключения указания на возможность обжалования соответствующего акта.
Ответчик и третье лицо представили письменные отзывы на апелляционную жалобу, в которых отразили, что не усматривают правовых оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта, просят в удовлетворении жалобы отказать.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 25.04.2023 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 26.04.2023 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). На основании указанной нормы участвующие в деле лица надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель третьего лица поддержал занятую ООО СЗ "Теплоизоляция" правовую позицию по делу. Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. В соответствии со статьей 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Костромской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов настоящего дела и установлено судом первой инстанции, в Управление поступило заявление ООО СЗ "Теплоизоляция" о нарушении Обществом процедуры рассмотрения заявки от 03.02.2022 на технологическое присоединение к электрическим сетям энергопринимающих устройств административного здания, расположенного по адресу: Костромская область, город Кострома, улица Индустриальная, 5, с учетом следующих характеристик: максимальная мощность энергопринимающих устройств 149 кВт, в том числе ранее присоединенная максимальная мощность 15 кВт, категория надежности III, класс напряжения электрических сетей 0,4 кВ.
Придя к выводу о нарушении Обществом пункта 15 Правил N 861, что выразилось в нерассмотрении заявки ООО СЗ "Теплоизоляция" в установленные сроки, ненаправлении в установленный срок уведомления, содержащего указание на сведения (документы), которые в соответствии с Правилами N 861 должны быть представлены в дополнение к представленным сведениям (документам), ненаправлении в установленный срок заполненного и подписанного сетевой организацией проекта договора в двух экземплярах и подписанных технических условий, как неотъемлемого приложения к договору, Управление составило в отношении ПАО "Россети Центр" протокол об административном правонарушении от 17.11.2022 N 044/04/9.21-536/2022, которым деяние заявителя квалифицировано по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ (с учетом наличия квалифицирующего признака - повторности совершения административного правонарушения).
Рассмотрев протокол и иные материалы дела об административном правонарушении, заместитель руководителя Управления вынес постановление от 20.01.2023 по делу N 044/04/9.21-536/2022, в соответствии с которым Общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 600 000 рублей.
Протокол об административном правонарушении составлен, материалы дела рассмотрены с участием представителя ПАО "Россети Центр" по доверенности.
В порядке статьи 29.13 КоАП РФ Управлением в адрес Общества выдано представление от 20.01.2023 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения. Согласно представлению Обществу необходимо принять меры по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, а именно надлежащим образом исполнить Правила N 861 по рассмотрению заявки ООО СЗ "Теплоизоляция" на подключение объекта, расположенного по адресу: Костромская область, город Кострома, улица Индустриальная, 5.
Не согласившись с названными постановлением и представлением Управления, Общество обратилось в Арбитражный суд Костромской области с рассматриваемыми в рамках настоящего дела требованиями.
При вынесении решения по делу суд первой инстанции исходил из наличия и доказанности материалами дела в деянии заявителя всех элементов состава вменяемого ему административного правонарушения и отсутствия нарушений процедуры привлечения к административной ответственности. Размер штрафа, назначенный постановлением административного органа от 20.01.2023 по делу N 044/04/9.21-536/2022, снижен судом первой инстанции до 300 000 рублей. Оснований для признания незаконным представления от 20.01.2023 по делу N 044/04/9.21-536/2022 об административном правонарушении судом не установлено.
Из содержания текста апелляционной жалобы следует, что заявитель не согласен с решением суда первой инстанции только в части отказа в удовлетворении требований о признании незаконным представления от 20.01.2023 по делу N 044/04/9.21-536/2022 об административном правонарушении.
Принимая во внимание изложенное, положения части 5 статьи 268 АПК РФ, пункта 27 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", а также учитывая отсутствие соответствующих возражений со стороны участвующих в деле лиц, законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверяется судом апелляционной инстанции в обозначенной обжалуемой части.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и представленных отзывов на нее, заслушав представителя третьего лица, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции в обжалуемой части исходя из нижеследующего.
Установление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений, является одной из задач производства по делам об административных правонарушениях (статья 24.1 КоАП РФ).
В силу статьи 29.13 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий.
Предусмотренные статьей 29.13 КоАП РФ представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в случае, если они вынесены на основании обстоятельств, отраженных в постановлении по делу об административном правонарушении, могут быть обжалованы вместе с таким постановлением по правилам, определенным параграфом 2 главы 25 АПК РФ (пункт 20.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях").
В рассматриваемом случае судом первой инстанции установлена законность постановления Управления от 20.01.2023 о назначении административного наказания по делу N 044/04/9.21-536/2022, в соответствии с которым ПАО "Россети Центр" привлечено к административной ответственности за допущенное нарушение пункта 15 Правил N 861, выразившегося в нерассмотрении заявки ООО СЗ "Теплоизоляция" в установленные сроки, ненаправлении в установленный срок уведомления, содержащего указание на сведения (документы), которые в соответствии с Правилами N 861 должны быть представлены в дополнение к представленным сведениям (документам), ненаправлении в установленный срок заполненного и подписанного сетевой организацией проекта договора в двух экземплярах и подписанных технических условий, как неотъемлемого приложения к договору, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП (повторное нарушение субъектом естественной монополии установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям).
Поскольку оснований для признания незаконным постановления Управления от 20.01.2023 о назначении административного наказания не установлено, представление от 20.01.2023, вынесенное в порядке статьи 29.13 КоАП РФ в связи с производством по делу об административном правонарушении, состав которого в деянии Общества доказан, и на основании обстоятельств, отраженных в постановлении по делу об административном правонарушении, обоснованно признано судом первой инстанции законным.
Обжалуемое представление от 20.01.2023 нацелено на принятие заявителем мер по устранению причин административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ и условий, способствовавших его совершению. При этом сетевая организация обязана соблюдать требования Правил N 861, в том числе пункта 15, нарушение которого установлено административным органом; причины допущенного нарушения непосредственно связаны с неисполнением надлежащим образом при реализации процедуры рассмотрения заявки потребителя возложенных на сетевую организацию обязанностей.
Достаточных доказательств объективной невозможности исполнения заявителем оспариваемого представления в материалы дела не представлено, судом не установлено.
В данном случае определение способов исполнения спорного представления находится в компетенции заявителя по делу, как субъекта естественной монополии и профессионального участника товарного рынка по передаче электрической энергии и оказанию услуг по технологическому присоединению энергопринимающих устройств.
Довод Общества о том, что в представлении от 20.01.2023 не содержится сведений о возможности его обжалования, что свидетельствует об ущемлении прав заявителя посредством исключения указания на возможность обжалования соответствующего акта, отклоняется судом апелляционной инстанции.
Само по себе отсутствие в представлении от 20.01.2023 указания на возможность обжалования не свидетельствует о его незаконности при наличии предусмотренного в законе права на такое обжалование. В рассматриваемом случае ПАО "Россети Центр" реализовало право на обжалование представления от 20.01.2023 по делу N 044/04/9.21-536/2022 об административном правонарушении, подав в Арбитражный суд Костромской области заявление о признании незаконным и отмене данного представления, в связи с чем оснований для выводов о нарушении прав заявителя не усматривается.
Судом апелляционной инстанции исследованы все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают итогового вывода суда, изложенного в решении. При таких обстоятельствах решение Арбитражного суда Костромской области от 03.04.2023 по делу N А31-930/2023 в обжалуемой части следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В силу положений части 4 статьи 208 АПК РФ, части 5 статьи 30.2 КоАП РФ вопрос о взыскании государственной пошлины не рассматривался.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Костромской области от 03.04.2023 по делу N А31-930/2023 оставить без изменения, а апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Россетти Центр" - "Костромаэнерго" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Костромской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
С.С. Волкова |
Судьи |
Е.В. Минаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А31-930/2023
Истец: ПАО "РОССЕТИ ЦЕНТР" В ЛИЦЕ ФИЛИАЛА "РОССЕТИ ЦЕНТР"-"КОСТРОМАЭНЕРГО"
Третье лицо: ООО специализированный застройщик "Теплоизоляция", УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ