г. Воронеж |
|
29 мая 2023 г. |
А36-11601/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24.05.2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 29.05.2023 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пороника А.А.
судей Аришонковой Е.А.
Протасова А.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Климентовым А.А.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Завод по производству строительных конструкций": Бурлакова Е.А., представитель по доверенности N 828/1 от 11.11.2022 сроком до 31.12.2023, паспорт гражданина РФ, диплом;
от Управления Федеральной налоговой службы по Липецкой области: представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной налоговой службы по Липецкой области
на решение Арбитражного суда Липецкой области от 09.03.2023 по делу N А36-11601/2022
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Завод по производству строительных конструкций" (г. Липецк, ОГРН 1164827059737, ИНН 4825117328)
к Управлению Федеральной налоговой службы по Липецкой области (г. Липецк, ОГРН 1044800220057, ИНН 4826044619)
о признании незаконными действий Управления Федеральной налоговой службы по Липецкой области по внесению 14.11.2022 в ЕГРЮЛ записи о недостоверности сведений о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени общества с ограниченной ответственностью "Завод по производству строительных конструкций" (ГРН 2224800218938),
об обязании устранить нарушение прав и законных интересов путем исключения из ЕГРЮЛ записи о недостоверности сведений о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени общества с ограниченной ответственностью "Завод по производству строительных конструкций",
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Завод по производству строительных конструкций" (далее - ООО "ЗПСК", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением к Управлению Федеральной налоговой службы по Липецкой области (далее - Управление, заинтересованное лицо) о признании незаконными действий по внесению 14.11.2022 в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) записи о недостоверности сведений о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени ООО "ЗПСК" (ГРН 2224800218938), об обязании устранить нарушение прав и законных интересов путем исключения из ЕГРЮЛ записи о недостоверности сведений о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени ООО "ЗПСК".
Решением Арбитражного суда Липецкой области от 09.03.2023 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением, Управление обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение арбитражного суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления.
В обоснование жалобы Управление указало, что суд признал незаконными (несоответствующими Налоговому кодексу (далее - НК РФ)) действия заинтересованного лица, вместе с тем, в настоящем деле рассматривались отношения, не связанные с положениями НК РФ, а обстоятельства спора были связаны с отношениями, регулируемыми Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - ФЗ N 129-ФЗ). Общество не доказало факт нарушения внесением оспариваемой записи в ЕГРЮЛ заинтересованным лицом его прав и законных интересов, а также несоответствия решения регистрирующего органа требованиям действующего законодательства.
15.05.2023 посредством сервиса подачи документов "Мой арбитр" от ООО "ЗПСК" поступил отзыв на апелляционную жалобу с приложением, в котором общество просит обжалуемое решение оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
В отзыве ООО "ЗПСК" отразило, что регистрирующий орган нарушил установленный законом порядок внесения в ЕГРЮЛ записи о недостоверности сведений. Обстоятельства, свидетельствующие о недостоверности сведений в отношении руководителя ООО "ЗПСК", отсутствовали.
В судебное заседание явился представитель общества, Управление явку представителя не обеспечило, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, заявив ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя.
На основании статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) апелляционная жалоба рассматривалась в отсутствие не явившегося лица, извещенного о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом.
Поступившие документы были приобщены судом к материалам дела.
Представитель общества с доводами апелляционной жалобы не согласился по основаниям, указанным в отзыве, считал обжалуемое решение законным и обоснованным, просил оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выслушав представителя общества, изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены судебного акта. При этом суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
Как следует из материалов дела, по сведениям ЕГРЮЛ ООО "ЗПСК" зарегистрировано в качестве юридического лица 10.05.2016 за ОГРН 1164827059737 по адресу: г. Липецк, ул. Ковалева, влд. 139. При регистрации в ЕГРЮЛ внесены сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица: фамилия, имя, отчество - Кудряшов Андрей Викторович, ИНН - 502210314321, должность - генеральный директор, паспортные данные, место жительства.
03.10.2022 в адрес МИФНС России N 6 по Липецкой области от ИФНС России по Правобережному району г. Липецка поступило заявление заинтересованного лица о недостоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, в отношении руководителя ООО "ЗПСК" Кудряшова Андрея Викторовича (л.д. 19 - 26).
При проведении проверки ИФНС России по Правобережному району г. Липецка было установлено, что Кудряшов Андрей Викторович не является руководителем ООО "ЗПСК", что отражено в соответствующем заключении (л.д. 27 - 28).
05.10.2022 регистрирующий орган направил уведомления N 380 в адрес ООО "ЗПСК", Кудряшова Андрея Викторовича, ООО "Алькор-Траст" с указанием на необходимость в течение 30 дней представить достоверные сведения о физическом лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица (л.д. 38 - 39). Данные уведомления не были получены адресатами, конверты возвращены в МИФНС России N 6 по Липецкой области (л.д. 42 - 49).
14.11.2022, поскольку в установленный срок регистрирующему органу не были представлены достоверные сведения, Управление (правопреемник МИФНС России N 6 по Липецкой области) в ЕГРЮЛ была внесена запись о недостоверности сведений о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени ООО "ЗПСК" (ГРН 2224801038669), со следующей формулировкой: "Сведения недостоверны (результаты проверки достоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений о юридическом лице)".
ООО "ЗПСК", полагая, что действия по внесению в ЕГРЮЛ записи о недостоверности сведений о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени общества, не соответствуют закону и нарушают его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Принимая обжалуемый судебный акт, арбитражный суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В силу ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как следует из ч. 4 ст. 200 АПК РФ, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 6/8 от 01.07.1996 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Порядок регистрации юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, а также порядок ведения единого государственного реестра юридических лиц регулируется ФЗ N 129-ФЗ.
Согласно статье 4 ФЗ N 129-ФЗ в Российской Федерации ведутся государственные реестры, содержащие соответственно сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иные сведения о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях и соответствующие документы.
Перечень сведений и документов о юридическом лице, подлежащих внесению в единый государственный реестр юридических лиц, содержится в пункте 1 статьи 5 ФЗ N 129-ФЗ, к таким сведениям относятся, в том числе, сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица: в отношении физического лица - фамилия, имя и, если имеется, отчество, должность, паспортные данные или данные иного документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, место жительства, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии); в отношении юридического лица - наименование, основной государственный регистрационный номер, идентификационный номер налогоплательщика. В случае, если полномочия без доверенности действовать от имени юридического лица предоставлены нескольким лицам, в отношении каждого такого лица дополнительно указываются сведения о том, действуют такие лица совместно или независимо друг от друга (подпункт "л").
В силу пункта 4 статьи 5 ФЗ N 129-ФЗ каждой записи присваивается государственный регистрационный номер, и для каждой записи указывается дата внесения ее в соответствующий государственный реестр. При несоответствии указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи сведений государственных реестров сведениям, содержащимся в документах, представленных при государственной регистрации, сведения, указанные в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, считаются достоверными до внесения в них соответствующих изменений.
Согласно п. 4.2 ст. 9 ФЗ N 129-ФЗ проверка достоверности сведений, включаемых или включенных в единый государственный реестр юридических лиц, проводится регистрирующим органом в случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности, в том числе в случае поступления возражений заинтересованных лиц относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего включения сведений в единый государственный реестр юридических лиц, посредством:
а) изучения документов и сведений, имеющихся у регистрирующего органа, в том числе возражений заинтересованных лиц, а также документов и пояснений, представленных заявителем;
б) получения необходимых объяснений от лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения проверки;
в) получения справок и сведений по вопросам, возникающим при проведении проверки;
г) проведения осмотра объектов недвижимости;
д) привлечения специалиста или эксперта для участия в проведении проверки.
В силу п. 4.3 ст. 9 ФЗ N 129-ФЗ основания, условия и способы проведения указанных в пункте 4.2 настоящей статьи мероприятий, порядок использования результатов этих мероприятий устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Как следует из п. 4.4 ст. 9 ФЗ N 129-ФЗ, государственная регистрация не может быть осуществлена в случае установления недостоверности сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 ФЗ N 129-ФЗ основанием для внесения соответствующей записи в соответствующий государственный реестр является решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом.
Исходя из п. 6 ст. 11 ФЗ N 129-ФЗ, в случае, если по результатам проведения проверки достоверности сведений, включенных в единый государственный реестр юридических лиц, установлена недостоверность содержащихся в нем сведений о юридическом лице, предусмотренных подпунктами "в", "д" и (или) "л" пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, регистрирующий орган направляет юридическому лицу, недостоверность сведений о котором установлена, а также его учредителям (участникам) и лицу, имеющему право действовать без доверенности от имени указанного юридического лица (в том числе по адресу электронной почты указанного юридического лица при наличии таких сведений в едином государственном реестре юридических лиц), уведомление о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений (далее - уведомление о недостоверности).
В течение тридцати дней с момента направления уведомления о недостоверности юридическое лицо обязано сообщить в регистрирующий орган в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, соответствующие сведения или представить документы, свидетельствующие о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности. В случае невыполнения юридическим лицом данной обязанности, а также в случае, если представленные юридическим лицом документы не свидетельствуют о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности, регистрирующий орган вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о недостоверности содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц сведений о юридическом лице.
Таким образом, данные единого государственного реестра юридических лиц вносятся в реестр и изменяются путем внесения в единый государственный реестр соответствующих записей на основании представленных уполномоченным лицом документов и решения о государственной регистрации, принятого регистрирующим органом.
По смыслу п. 6 ст. 11 ФЗ N 129-ФЗ запись о недостоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений о юридическом лице регистрирующий орган вправе внести только:
1) при условии, если регистрирующим органом соблюден предусмотренный п. 6 ст. 11 ФЗ N 129-ФЗ порядок внесения записи;
2) при наличии обстоятельств, свидетельствующих о недостоверности сведений.
Юридическое лицо вправе устранить недостоверность сведений в ЕГРЮЛ путем представления в регистрирующий орган документов для внесения в ЕГРЮЛ изменений в сведения, в отношении которых содержится запись о недостоверности, а также обжаловать действия регистрирующего органа по внесению указанной записи в вышестоящий регистрирующий орган и/или в суд.
Из материалов дела усматривается, что запись о недостоверности сведений в отношении руководителя ООО "ЗПСК" внесена на основании заявления ИФНС России по Правобережному району г. Липецка от 03.10.2022, на странице 3 которого в качестве обстоятельств, на которых основано соответствующее заявление заинтересованного лица, указаны следующие:
- наличие письменного заключения, согласно которому ООО "ЗПСК" не имеет материальных и трудовых ресурсов;
- неявка руководителя ООО "ЗПСК" на допрос в качестве свидетеля;
- отсутствие ООО "ЗПСК" по заявленному адресу: г. Липецк, ул. Ковалева, влд. 139.
Вместе с тем, представленными заявителем в материалы дела доказательствами опровергаются обстоятельства, указанные в заявлении ИФНС России по Правобережному району г. Липецка от 03.10.2022.
Так, в пунктах 7, 8 заключения приведен перечень кредитных организаций, в которых у ООО "ЗПСК" были открыты расчетные счета (АО "Альфа-Банк", АО "Тинькофф Банк", ПАО банк социального развития и строительства "Липецккомбанк", ПАО "Уральский банк реконструкции и развития" (филиал "Воронежский"), ПАО "Сбербанк" (филиал Липецкое отделение N 8593)), а также указано на то, что с 31.03.2020 операции на расчетных счетах не осуществляются.
В свою очередь, в материалы дела представлена информация, согласно которой в указанных в пункте 7 кредитных организациях ООО "ЗПСК" расчетные счета не открывало.
Банком, в котором открыт расчетный счет ООО "ЗПСК", является ПАО АКБ "Авангард" (счет N 40702810500000032281). При этом в приведенном налоговым органом перечне данный банк отсутствует.
До 31.03.2020 и после этой даты операции по указанному выше расчетному счету постоянно осуществляются (в том числе, производится оплата коммунальных услуг, НДФЛ, выплата заработной платы и др.), что подтверждается соответствующими платежными поручениями.
Ссылку на иные обстоятельства, свидетельствующие об отсутствии у ООО "ЗПСК" материальных ресурсов, заключение ИФНС России по Правобережному району г. Липецка не содержит.
Адрес места нахождения ООО "ЗПСК": г. Липецк, ул. Ковалева, влд. 139.
При этом ООО "ЗПСК" является собственником земельного участка и нежилого здания по адресу, отраженному в ЕГРЮЛ, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 02.06.2016, решением департамента градостроительства и архитектуры администрации города Липецка от 26.04.2016 N 424 (в соответствии со свидетельствами адрес здания: г. Липецк, район Цемзавода, при этом решением департамента градостроительства и архитектуры администрации города Липецка данному зданию присвоен адрес: г. Липецк, ул. Ковалева, владение 139) (л.д. 66 - 67).
В принадлежащем ООО "ЗПСК" здании находится производственное оборудование, требующее регулярного обслуживания, которое осуществляют работники ООО "ЗПСК".
В штате ООО "ЗПСК" находится три человека (генеральный директор, главный энергетик, главный механик), что подтверждается штатными расписаниями N 1 от 10.01.2022, N 1 от 09.01.2023 (л.д. 70).
По адресу, отраженному в ЕГРЮЛ, ООО "ЗПСК" получает почтовую корреспонденцию.
24.01.2023 должностным лицом Управления составлен протокол осмотра объекта недвижимости, согласно которому по адресу: г. Липецк, ул. Ковалева, влд. 139 расположено одноэтажное нежилое здание; собственником помещения является ООО "ЗПСК"; в офисных помещениях присутствует офисная техника, оргтехника, документы, канцелярские принадлежности, шкаф с документами, в помещениях производственного цеха присутствует оборудование организации (л.д. 68 - 69).
25.01.2023 Управлением из ЕГРЮЛ исключена запись о недостоверности сведений о юридическом адресе ООО "ЗПСК", ввиду чего, указанный в заявлении от 03.10.2022 факт отсутствия ООО "ЗПСК" по заявленному адресу также является недостоверным.
Кудряшов Андрей Викторович осуществляет фактическое руководство ООО "ЗПСК", что заинтересованным лицом не опровергнуто.
Исходя из изложенного, внесенные в ЕГРЮЛ сведения о Кудряшове Андрее Викторовиче как о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени ООО "ЗПСК", соответствуют действительности.
Таким образом, оспариваемые действия регистрирующего органа являются незаконными и нарушающими права и законные интересы заявителя.
В силу ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Согласно п. 3 ч. 4 ст. 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должно содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
При восстановлении нарушенных прав и законных интересов заявителя, суд, обязывая соответствующий орган совершить определенные действия, не должен подменять функции этого органа. При этом указанные действия не должны противоречить действующему законодательству Российской Федерации.
На основании вышеизложенного, суд правомерно признал незаконными действия Управления по внесению 14.11.2022 в ЕГРЮЛ записи (ГРН 2224801038669) о недостоверности сведений о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени ООО "ЗПСК", обязав заинтересованное лицо устранить нарушенные права и законные интересы общества.
Доводы заявителя апелляционной жалобы не могут быть признаны состоятельными по вышеуказанным основаниям, а также ввиду следующего.
Согласно ч. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Указанная норма АПК РФ закрепляет общее правило о бремени доказывания. Содержание данного правила определяется действием принципа состязательности в арбитражном процессе.
Последствием неисполнения этой юридической обязанности (непредставление доказательств) может стать принятие судебного акта, который не будет соответствовать интересам стороны, не представившей доказательства в полном объеме.
Управлением не представлено однозначных доказательств недостоверности сведений о лице (Кудряшове Андрее Викторовиче), имеющем право без доверенности действовать от имени ООО "ЗПСК".
Ссылка в резолютивной части обжалуемого решения на НК РФ по своей правовой природе является опиской/опечаткой, которая не повлияла на существо принятого судебного акта и выводы, изложенные в нем, и может быть преодолена в установленном ст. 179 АПК РФ порядке.
Убедительных доводов, основанных на доказательствах и позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем, удовлетворению не подлежит.
Доводы заявителя жалобы фактически сводятся к несогласию с оценкой судом первой инстанции обстоятельств спора и не могут быть признаны состоятельными по вышеуказанным основаниям.
Нормы процессуального права, являющиеся в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ основанием для отмены судебного акта арбитражного суда первой инстанции в любом случае, судом первой инстанции не нарушены.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 337.37 НК РФ податель жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 АПК РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Липецкой области от 09.03.2023 по делу N А36-11601/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.А. Пороник |
Судьи |
Е.А. Аришонкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А36-11601/2022
Истец: ООО "Завод по производству строительных конструкций"
Ответчик: Управление Федеральной налоговой службы по Липецкой области