г. Санкт-Петербург |
|
30 мая 2023 г. |
Дело N А21-15492/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 мая 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 мая 2023 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Протас Н.И.
судей Зотеевой Л.В., Фуркало О.В.
при ведении протокола судебного заседания: Сизовым А.К.
при участии:
от заявителя: Штефаненко А.О. по доверенности от 01.01.2022
от заинтересованного лица: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-12643/2023) ООО "БСК-Сервис" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 23.03.2022 по делу N А21-15492/2022 (судья Широченко Д.В.), принятое
по заявлению ООО "БСК-Сервис"
к Министерству регионального контроля (надзора) Калининградской области
об отмене постановления
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "БСК-Сервис" (далее - ООО "БСКСервис", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением об оспаривании постановления Министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области (далее - Министерство) от 22 ноября 2022 года N ЖК-4/425/МНА/38 о назначении административного наказания.
Решением суда от 23.03.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным решением, Общество направило апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, удовлетворить заявленные требования. Податель жалобы указывает, что взимание платы с собственников нежилых помещений за обслуживание домофона/видеодомофона в размере 40,00 руб. с квартиры, является полностью правомерным и основан на положениях действующего жилищного законодательства, неиспользование собственниками утвержденной на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме какой-либо услуги, ровно как и неиспользование принадлежащего лицу на праве собственности помещения в многоквартирном доме не может являться освобождением от оплаты.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Министерство надлежащим образом извещено о времени и месте судебного разбирательства, однако его представитель в судебное заседание не явился, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Министерством на основании обращения физического лица вх. N 3902-о от 16.08.2022, решения Министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области от 13.09.2022 N ЖК-1299/пр проведена внеплановая документарная проверка по вопросу правомерности начисления и доначисления платы за содержание жилья и жилищные услуги по нежилому помещению (парковка) XXV, расположенному в много квартирном доме N 85 по ул. Комсомольской в г. Калининграде и составлен акт документарной проверки от 28.09.2022 года N ЖК-1239/пр/3902-о.
В ходе проведения внеплановой документарной проверки установлено, что управляющей организацией ООО "БСК-Сервис" нарушен порядок установления размера платы за содержание жилья и жилищные услуги по нежилому помещению (парковке) XXV, площадью 11,50 кв.м., расположенному в многоквартирном доме N 85 по ул. Комсомольской в г. Калининграде за период с марта 2019 года по август 2022 года выразившейся: в произведенном за период с марта 2019 года по сентябрь 2020 года доначислении платы за жилищные услуги (обслуживание домофона, лифт, хозяйство, обслуживание газ. сетей, уборка подъезда, сторож); начислении платы за обслуживание домофона/видеодомофона в размере 40 руб. в мес. с марта 2022 года; начисление платы за мусор "Вывоз ТБО" в размере 12,21 руб. без соответствующего решения собственников многоквартирного дома.
По данному факту 27 октября 2022 года Министерством в отношении общества составлен протокол N ЖК-4/425/МНА/3902-о об административном правонарушении, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Рассмотрев протокол об административном правонарушении от 27 октября 2022 года N ЖК-4/425/МНА/3902-о и иные материалы административного расследования, Министерство вынесло в отношении общества оспариваемое постановление от 22 ноября 2022 года N ЖК-4/425/МНА/38 о назначении административного наказания, которым заявитель признан виновным в совершении административного правонарушения по части 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ; обществу назначено административное наказание в виде 125 000 рублей штрафа.
Не согласившись с указанным постановлением Министерства, Общество оспорило его в арбитражном суде.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции посчитал доказанным событие административного правонарушения и вину Общества, не усмотрел нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности.
Выслушав представителя Общества, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта в силу следующего.
Частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований.
В силу положений подпунктов а, б пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110 лицензионными требованиями помимо требований, предусмотренных пунктами 1 - 6.1 части 1 статьи 193 ЖК РФ, являются соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ, исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ и иных требований в соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 193 ЖК РФ.
В соответствии с частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.
Частью 2 статьи 162 ЖК РФ установлено, что по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пунктом 6 части 2 статьи 153 Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В силу пункта 3 части 3 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации одним из существенных условий договора управления многоквартирным домом является порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы.
Согласно части 1, пунктам 4, 4.1, 5 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом.
Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 ЖК РФ.
Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год (часть 7 статьи 156 ЖК РФ).
Процедура изменения платы за содержание жилого помещения регулируется положениями жилищного законодательства, которые являются специальными по отношению к положениям гражданского законодательства. Вышеназванные нормы призваны в первую очередь гарантировать права и интересы собственников помещений как наиболее слабой стороны во взаимоотношениях с управляющей организацией.
Согласно подпункту "ж" пункта 4 "Правил осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами", утвержденныхПостановлением Правительства РФ от 15.05.2013 N 416 организация и осуществление расчетов за услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, включая услуги и работы по управлению многоквартирным домом, и коммунальные услуги, в том числе:
- начисление обязательных платежей и взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации;
- оформление платежных документов и направление их собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме;
- осуществление управляющими организациями, товариществами и кооперативами расчетов с ресурсоснабжающими организациями за коммунальные ресурсы, поставленные по договорам энергоснабжения (купли-продажи, поставки электрической энергии (мощности), теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, поставки газа (в том числе поставки бытового газа в баллонах) в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги соответствующего вида и приобретения коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; (в ред. Постановления Правительства РФ от 13.09.2018 N 1090);
- ведение претензионной и исковой работы в отношении лиц, не исполнивших обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги, предусмотренную жилищным законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 17 постановления Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 154 ЖК РФ плата за содержание жилого помещения для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
Частью 7 статьи 156 ЖК РФ предусмотрено, что размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не создано товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45-48 Кодекса. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме 3 определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
Если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, такой размер устанавливается органом местное самоуправления (часть 4 статьи 158 ЖК РФ).
Таким образом, размер платы за содержание жилого/нежилого помещения в многоквартирном доме определяется на срок не менее чем один год на общем собрании собственников помещений в таком доме, а в случае отсутствия такого решения применяются тарифы, установленные органом местного самоуправления. Действующее законодательство не предусматривает возможности самостоятельного изменения управляющей организацией размера платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме без решения общего собрания собственников помещений в таком доме.
Из материалов дела следует, что ходе проведения внеплановой документарной проверки установлено, что МКД включен в перечень многоквартирных домов, управление которыми осуществляет ООО "БСК-Сервис", на основании решения собственников помещений МКД от 10.10.2008.
В ходе предварительных мероприятий в рамках подготовки ответа заявителю, проводимых Министерством, (в том числе по обращению от 19.09.2019 вх. N 3957-о) Приложением N 1 к протоколу общего собрания от 10.10.2008 установлена плата за содержание жилья в размере 7,90 руб./кв.м., за уборку придомовой территории - 0,95 руб./кв.м, обслуживание ВДГО - 0,21 руб./кв.м., обслуживание лифтового оборудования -2,88 руб./кв.м., обслуживание домофона 40 р. с квартиры, сторож - 4,71 руб./кв.м., уборка подъездов - 2,5 руб./кв.м., вывоз мусора- 1,83 руб./кв.м.
Согласно представленной заявителем информации и платежным документам (квитанциям) к оплате по нежилому помещению (парковке) XXV площадью 11,50 кв.м., расположенном в МКД за содержание жилья и жилищные услуги начислялось с июля 2019 года:
- дворник - 0,95 руб./кв.м.,
- содержание жилья - 7 руб./кв.м.,
- мусор (вывоз ТБО) - 12,21 руб.
В сентябре 2019 года произведен перерасчет (снятие) по строке "мусор (Вывоз ТБО)" в размере 99,36 руб., в июне 2020 года в размере 12,21 руб. С июня 2020 года плата за вывоз ТБО не выставлялась.
Вместе с тем, при анализе представленных в Министерство документов и информации, размещенной в ГИС ЖКХ, обоснованность начисления платы в 2019 -2020 г.г. за мусор (Вывоз ТБО) по нежилому помещению не подтверждена. Протокол общего собрания собственников помещений в МКД об утверждении данной платы не представлен, в Министерстве отсутствует, на ГИС ЖКХ не размещен.
Протоколом собрания от 17.01.2021 собственниками принято решение об утверждении договора управления МКД в новой редакции с 01.10.2020, утверждении тарифа за содержание жилья в размере 7,7 руб. с кв. м, за обслуживание лифта - 3,2 руб. с кв.м, за обслуживание домофона/видеодомофона -40 руб. с квартиры, за уборку подъезда - 1,85 руб. с кв. м, за вывоз мусора (в соответствии с тарифами специализированной организации) - 81,43 руб. с 1 чел., за обслуживание ВДГО (газовых сетей) - 0,72 руб. с кв.м (в соответствии с тарифами специализированной организации), в том числе принято решение о перечне дополнительных услуг и работ, и их стоимости, в связи с чем собственникам помещений МКД выставляется плата, утвержденная вышеуказанным протоколом.
Из письменных пояснений ООО "БСК-Сервис" следует, что в связи с техническим сбоем в программе плата за жилищные услуги по нежилым помещениям в МКД начислялась не в полном объеме, в связи с чем в марте 2022 года произведены доначисления за три года на сумму 5236,56 руб. за следующие услуги: уборка подъезда, обслуживание лифта, обслуживание домофона/видеодомофона, обслуживание ВДГО, сторож.
В представленной квитанции за март 2022 года по нежилому помещению (парковке) XXV в МКД отражен перерасчет (доначисление) платы за период с 01.03.2019 по 01.02.2022 за следующие услуги:
- домофон обслуживание - 40 руб. * 36 мес. = 1440 руб.
- лифт, хозяйство - 3,20 руб.* 11,5 кв.м. * 36 мес. = 1324,8 руб.
- обслуж. газ.сетей - 0,72 руб.* 11,5 кв.м. * 36 мес. = 298,08 руб.
- подъезд уборка- 1,85 руб. * 11,5 кв.м. * 36 мес. - 766,08 руб.
- сторож - 3,40 руб.* 11,5 кв.м. * 36 мес. = 1407,6 руб.
Вместе с тем, протоколом собрания собственников МКД от 17.01.2021 утверждены новые тарифы (плата) за услуги по содержанию жилого помещения и другие жилищные услуги с 01.10.2020, то есть доначисление должно быть произведено не более чем за 17 месяцев, за период с октября 2020 года по февраль 2022 года. Обоснованность доначисления платы с марта 2019 года подконтрольным лицом не представлены.
Таким образом, является обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что начисление размера платы за содержание нежилого помещения с марта 2019 года по октябрь 2020 года не соответствует решению общего собрания собственников помещений МКД, оформленному протоколом общего собрания собственников помещений МКД от 10.10.2008.
Кроме того, вышеназванными протоколами от 10.10.2008 и от 17.01.2021 утверждена плата за обслуживание домофона/видеодомофона - 40 руб. с квартиры (что также отражено в действующем договоре управления), в связи с чем начисление указанной платы по нежилому помещению (парковке) неправомерно.
Из жалобы от 16.08.2022 N 3902-О следует, что заявитель уже оплачивает услугу по обслуживанию домофона/видеодомофона как собственник квартиры N210 в МКД, и выставление данной платы по парковочному месту приводит к двойным начислениям.
С учетом изложенного следует признать, что управляющей организацией ООО "БСК-Сервис" нарушен порядок установления размера платы за содержание жилья и жилищные услуги по нежилому помещению (парковке) XXV, площадью 11,50 кв.м., расположенному в многоквартирном доме N 85 по ул. Комсомольской в г. Калининграде без соответствующего решения собственников многоквартирного дома.
Таким образом, судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о наличии в действиях Общества объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ.
Доказательств невозможности соблюдения Обществом требований законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить, равно как и доказательств принятия Обществом необходимых и своевременных мер, направленных на недопущение правонарушения при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела не представлено, что свидетельствуют о наличии вины Общества во вменяемом правонарушении применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах является правомерным вывод суда первой инстанции о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ.
Процессуальных нарушений в ходе привлечения Общества к административной ответственности судом не установлено, срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ не истек.
Оценив характер и степень общественной опасности допущенного Обществом правонарушения, учитывая отсутствие исключительных обстоятельств совершения правонарушения, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ и признания совершенного Обществом правонарушения малозначительным.
В рассматриваемом случае, исходя из конкретных обстоятельств настоящего дела, наказание назначено Обществу в соответствии с положениями частей 3.2 и 3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 125 000 руб. (1/2 минимального размера санкции части 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ).
По мнению апелляционного суда, штраф в указанном размере согласуется с принципами юридической ответственности.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции законно и обоснованно отказал в удовлетворении заявленного требования.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права судом первой инстанции не допущено, в связи с чем оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы Общества не имеется.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции.
Несогласие подателя жалобы с выводами суда первой инстанции не является процессуальным основанием отмены судебного акта, принятого с соблюдением норм материального и процессуального права.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 23 марта 2023 года по делу N А21-15492/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "БСК-Сервис" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.И. Протас |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-15492/2022
Истец: МИНИСТЕРСТВО РЕГИОНАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА) КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ООО "БСК - СЕРВИС"