город Томск |
|
29 мая 2023 г. |
Дело N А45-33707/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 мая 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 мая 2023 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кривошеиной С. В.
судей Павлюк Т. В., Хайкиной С. Н.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Легачевой А. М. с использованием средств аудиозаписи в режиме веб-конференции рассмотрел апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Сельскохозяйственный производственный комплекс "Чистогорский" (ИНН 4238013194), п. Чистогорский (N 07АП-3441/2023) на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 20.03.2023 по делу N А45-33707/2022 (судья Петрова Ю.А.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Сельскохозяйственный производственный комплекс "Чистогорский" (ИНН 4238013194), п. Чистогорский к Департаменту по недропользованию по Сибирскому Федеральному округу (ИНН 5406289329), г. Новосибирск, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, общество с ограниченной ответственностью "Шахта "Юбилейная" (ИНН 4218107045), Администрация Новокузнецкого муниципального округа Кемеровской области - Кузбасса (ИНН 4238004496) о признании недействительным приказа от 24.08.2022 N 255,
В судебном заседании принимают участие:
От заявителя: без участия,
От заинтересованного лица: Курин К. А. по дов. от 09.11.2022, диплом,
От третьего лица ООО "Шахта "Юбилейная": Русалева В. В. по дов. от 15.02.2023, диплом; от Администрации Новокузнецкого муниципального округа Кемеровской области - Кузбасса: без участия,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Сельскохозяйственный производственный комплекс "Чистогорский" (далее - заявитель, ООО СПК "Чистогорский") обратилось к Департаменту по недропользованию по Сибирскому Федеральному округу (далее - заинтересованное лицо, департамент, Сибнедра) о признании недействительным приказа от 24.08.2022 N 255 об изъятии земельного участка для государственных нужд.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, судом привлечены общество с ограниченной ответственностью "Шахта "Юбилейная", Администрация Новокузнецкого муниципального округа Кемеровской области - Кузбасса.
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 20.03.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным решением, ООО СПК "Чистогорский" обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение арбитражного суда и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что Сибнедра как государственный орган должен был запросить все необходимые для принятии решения об изъятии земельных участков документы и проанализировать их на предмет того, отвечает ли такое изъятие государственным нуждам не по формальному основанию, а с учетом всех обстоятельств; при вынесении Сибнедра оспариваемого акта и в процессе рассмотрения дела судом первой инстанции не была установлена возможность строительства и эксплуатации производственных объектов ООО "Шахта "Юбилейная" исключительно на спорных земельных участках.
В порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) от департамента и ООО "Шахта Юбилейная" поступили отзывы на апелляционную жалобу, в которых просят суд апелляционной инстанции решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
На основании части 3 статьи 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителей заявителя и Администрация Новокузнецкого муниципального округа Кемеровской области - Кузбасса.
Представители Департамента и ООО "Шахта Юбилейная" в судебном заседании поддержали доводы отзывов на апелляционную жалобу.
Проверив материалы дела в порядке статьи 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, отзывов, заслушав представителей заинтересованного лица и ООО "Шахта Юбилейная", суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что 02.09.2022 в адрес АО "Славино" (в настоящее время АО "Славино" реорганизовано путем присоединения к ООО "Сельскохозяйственный производственный комплекс "Чистогорский") от отдела геологии и лицензирования по Кемеровской области (Кузбасснедра) поступила копия приказа Департамента по недропользованию по Сибирскому федеральному округу (Сибнедра) от 26.08.2022 N 255 об изъятии земельных участков для государственных нужд Российской Федерации в связи с осуществлением недропользования (далее - приказ), согласно которому решено изъять у АО "Славино" для государственных нужд Российской Федерации в связи с осуществлением недропользования в соответствии с лицензией на пользование недрами (недропользователь ООО "Шахта "Юбилейная") находящиеся в пользовании на праве аренды:
- образуемые земельные участки из земельного участка с кадастровым номером 42:09:2820001:58 общей площадью 2853929346749 кв.м, расположенного по адресу: РФ, Кемеровская область. Новокузнецкий район, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения:
- двухконтурный земельный участок площадью порядка 339 226 кв.м;
- одноконтурный земельный участок площадью порядка 738 117 кв.м.
ООО "СПК "Чистогорский" является сельскохозяйственной организацией. Одним из дополнительных ОКВЭД предприятия является 01.11 - выращивание зерновых (кроме риса) зернобобовых культур и семян масличных культур, 01.61 - предоставление услуг в области растениеводства.
Земельный участок (кадастровый номер 42:09:2820001:58 общей площадью 2853929346749 кв.м, расположенный по адресу: РФ, Кемеровская область. Новокузнецкий район, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения) планируется использоваться заявителем (в продолжение деятельности АО "Славино") на основании договора аренды земельного участка, находящегося в муниципальной собственности N 1089 от 01.09.2005.
Срок аренды в соответствии с дополнительным соглашением к договору N 2 от 08.09.2015 продлен до 25.08.2054.
Не согласившись с приказом Сибнедра от 26.08.2022 N 255, заявитель обратился с заявлением в арбитражный суд.
Принимая обжалуемое решение, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Из положений статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ, пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" следует, что основанием для принятия решения суда о признании оспариваемого ненормативного акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконными являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом, решением, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Согласно статье 1.2 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Участки недр не могут быть предметом купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме. Права пользования недрами могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается федеральными законами.
Статьей 25.1 Закона о недрах предусмотрено, что земельные участки, лесные участки, водные объекты, необходимые для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляются пользователям недр в соответствии с гражданским законодательством, земельным законодательством, лесным законодательством, водным законодательством и данным Законом.
Согласно пункту 1 статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.
По правилам подпункта 7 пункта 2 статьи 235 ГК РФ принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производится в частности для государственных и муниципальных нужд.
Перечень оснований изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд установлен статьей 49 ЗК РФ.
Статьей 56.2 ЗК РФ определены органы, принимающие решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд. Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основании, в том числе решений уполномоченных федеральных органов исполнительной власти - в случае изъятия земельных участков для государственных нужд Российской Федерации (федеральных нужд), в том числе для размещения объектов федерального значения. Уполномоченные федеральные органы исполнительной власти принимают также решения об изъятии земельных участков в связи с осуществлением недропользования (за исключением земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием участками недр местного значения).
В соответствии с положениями статьи 56.2 ЗК РФ, пунктом 5.3.19 Положения о Федеральном агентстве по недропользованию, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.06.2004 N 293, Федеральное агентство по недропользованию уполномочено на принятие решений об изъятии земельных участков для государственных и муниципальных нужд в связи с осуществлением недропользования (за исключением земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием участками недр местного значения), если принятие такого решения обосновано лицензией на пользование недрами (в случае изъятия земельных участков для проведения работ, связанных с пользованием недрами, в том числе осуществляемых за счет средств недропользователя).
Приказом Федерального агентства по недропользованию от 07.04.2016 N 255 Департамент наделен полномочиями на принятие решений об изъятии земельных участков для государственных нужд Российской Федерации в связи с осуществлением недропользования (за исключением земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием участками недр местного значения) по месту нахождения изымаемых земельных участков.
По подпункту 3 пункта 2 статьи 56.3 ЗК РФ принятие решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд может быть обосновано лицензией на пользование недрами (в случае изъятия земельных участков для проведения работ, связанных с пользованием недрами, в том числе осуществляемых за счет средств недропользователя).
Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется по решениям уполномоченных органов исполнительной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 56.2 настоящего Кодекса, которые принимаются как по их собственной инициативе, так и на основании ходатайства об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, поданного организацией, указанной в пункте 1 статьи 56.4 настоящего Кодекса (пункт 4 статьи 56.3 ЗК РФ).
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 56.4 ЗК РФ решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд может быть принято на основании ходатайств об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд (далее также - ходатайство об изъятии), с которыми в уполномоченные органы исполнительной власти или органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 56.2 настоящего Кодекса, вправе обратиться организации, являющиеся недропользователями, в случае изъятия земельных участков для проведения работ, связанных с пользованием недрами, в том числе осуществляемых за счет средств недропользователей.
Согласно пункту 2 статьи 56.4 ЗК РФ (в редакции, действовавшей в спорный период) перечень организаций, имеющих право на обращение с ходатайствами об изъятии земельных участков для федеральных нужд в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Перечень организаций, имеющих право на обращение с ходатайствами об изъятии земельных участков для федеральных нужд, утвержден Постановлением Правительства РФ от 06.05.2015 N 442.
В данный перечень вошли организации, являющиеся недропользователями на основании выданной федеральным органом исполнительной власти лицензии, в случае изъятия земельных участков для проведения работ, связанных с пользованием недрами, в том числе осуществляемых за счет средств недропользователей.
Из материалов дела следует, что ООО "Шахта Юбилейная" является владельцем лицензии на пользование недрами КЕМ 15117 ТЭ (дата государственной регистрации 10.03.2011), выданной с целью разведки и добычи полезных ископаемых (каменного угля), в том числе использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, на участке Байдаевское каменноугольное месторождение на территории Новокузнецкого муниципального района Кемеровской области.
Согласно пункту 7 статьи 56.6 ЗК РФ решение об изъятии не может быть принято в случае, если:
1) земельные участки являются выморочным имуществом и на таких земельных участках отсутствуют объекты недвижимого имущества, являющиеся частной собственностью или находящиеся в пользовании третьих лиц;
2) земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности, не обременены правами третьих лиц и на таких земельных участках отсутствуют объекты недвижимого имущества, являющиеся частной собственностью или находящиеся в пользовании третьих лиц;
3) земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности, не обременены правами третьих лиц и на таких земельных участках расположены объекты недвижимого имущества, которые являются выморочным или бесхозяйным имуществом.
В данном случае перечисленные в указанной норме основания для отказа в удовлетворении заявления ООО "Шахта Юбилейная" об изъятии земельных участков отсутствовали, следовательно, суд пришел к обоснованному выводу о правомерности издания Департаментом приказа от 24.08.2022 N 255 об изъятии земельного участка для государственных нужд.
В апелляционной жалобе заявитель ссылается на то, что Сибнедра как государственный орган должен был запросить все необходимые для принятия решения об изъятии земельных участков документы и проанализировать их на предмет того, отвечает ли такое изъятие государственным нуждам не по формальному основанию, а с учетом всех обстоятельств.
Отклоняя указанные доводы апеллянта, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
Под государственными или муниципальными нуждами понимаются потребности публично-правового образования, удовлетворение которых направлено на достижение интересов общества (общественно полезных целей), осуществить которые невозможно без изъятия имущества, находящегося в частной собственности. Соответственно, принудительное изъятие не может производиться только или преимущественно в целях получения выгоды другими частными субъектами, деятельность которых лишь опосредованно служит интересам общества.
В соответствии с пунктом 1 статьи 56.3 ЗК РФ изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд производится в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения.
Согласно подпункту 3 пункта 2 указанной статьи принятие решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях, не предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, должно быть обосновано лицензией на пользование недрами (в случае изъятия земельных участков для проведения работ, связанных с пользованием недрами, в том числе осуществляемых за счет средств недропользователя).
В силу статьи 25.2 Закона о недрах прекращение прав граждан и юридических лиц на земельные участки и водные объекты, необходимые для ведения работ, связанных с пользованием недрами, осуществляется в соответствии с гражданским, земельным, водным законодательством и настоящим Законом. Допускается осуществлять изъятие для государственных или муниципальных нужд земельных участков, в том числе лесных участков, если такие земельные участки необходимы для ведения работ, связанных с пользованием недрами.
Материалами дела подтверждается, что изъятие земельного участка необходимо в целях недропользования для угледобывающего производства.
Федеральным законом от 20.06.1996 N 81-ФЗ "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности" определены основы государственной политики в области добычи (переработки) и использования угля (горючих сланцев), а также урегулированы отношения, возникающие при осуществлении деятельности в этой области. Одной из особенностей, определяющих государственную политику в области добычи (переработки) и использования угля (горючих сланцев), является то, что уголь (горючие сланцы) и продукция его переработки являются наиболее надежными и социально значимыми энергоносителями.
Распоряжением Правительства РФ от 21.06.2014 N 1099-р утверждена Программа развития угольной промышленности России на период до 2030 года (далее - Программа). Целью Программы является создание российским угольным компаниям условий для стабильного обеспечения внутреннего рынка углем и продуктами его переработки, а также развития их экспортного потенциала.
Согласно пункту 1 раздела II Программы типовые стадии развития отношений между государством и бизнесом предусматривают в числе прочего стимулирование инвестиционного процесса, в том числе по модернизации горного хозяйства, освоению новых месторождений.
Одним из основных механизмов привлечения средств недропользователей для проведения геолого-разведочных работ и обеспечения прироста запасов угля является лицензирование недропользования.
Программный подход к предоставлению участков недр в пользование способствует увеличению объемов геолого-разведочных работ, финансируемых за счет средств недропользователей, расширению сырьевой базы угледобычи и вовлечению разведанных запасов угля в разработку.
Основными приоритетами государственного регулирования в сфере добычи и переработки угля в числе прочего являются создание благоприятной экономической среды для функционирования угольной промышленности и создание необходимых предпосылок для комплексного освоения и развития территорий Сибири, Дальнего Востока, Байкальского региона.
При таких обстоятельствах, как правильно указал суд первой инстанции, изъятие земельного участка в целях добычи угля, являющегося одним из основных топливно-энергетических полезных ископаемых, используемых в качестве бытового, энергетического топлива, сырья для металлургической и химической промышленности, осуществлено в рамках государственного регулирования в области добычи и использования угля и направлено не только на получение прибыли хозяйствующим субъектом, но и на достижение интересов общества, в том числе по снабжению населения социально значимым энергоносителем.
Таким образом, государственное регулирование в области недропользования, равно как и добыча полезных ископаемых обладателем лицензии на разработку недр невозможны без изъятия спорных земельных участков.
При этом заявителем не доказано, что изъятие спорных земельных участков необходимо не в целях недропользования и, что ООО "Шахта Юбилейная" не подпадает под категорию лиц, которые имеют право обратиться с ходатайством об изъятии земельных участков.
Довод апелляционной жалобы о том, что оспариваемый приказ нарушает права и законные интересы ООО СПК "Чистогорский", также подлежит отклонению.
Согласно нормам гл. VII.I ЗК РФ баланс интересов собственников и арендаторов изымаемых объектов недвижимости, учитывается через установление справедливой цены выкупа таких объектов и рыночной стоимости права аренды земельных участков (находящихся в государственной или муниципальной собственности), на этапах процедуры изъятия земельных участков, следующих за процедурой принятия уполномоченным органом решений об их изъятии (ст. 56.8 ЗК РФ).
Издание приказов об изъятии земельных участков является лишь первым этапом, за которым следует процедура проведения оценки стоимости недвижимости (ст. 56.8 ЗК РФ) и последующим подготовка соглашения об ее изъятии (ст.ст. 56.7,56.9,56.10 ЗК РФ).
Так, согласно п. 1 ст. 281 ГК РФ за земельный участок, изымаемый для государственных нужд, его правообладателю предоставляется возмещение. Особенности определения размера возмещения за изымаемое недвижимое имущество, предусмотрены ст. 56.8 ЗК РФ.
Исходя из п. 2 ст. 281 ГК РФ и л. 2 ст. 5б.8 ЗК РФ при определении размера указанного возмещения в него включаются рыночная стоимость земельных участков и расположенных на них объектов недвижимости, права собственности на которые подлежат прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельный участок и расположенные на нем объекты недвижимости, подлежащих прекращению, и убытки, причиненные изъятием указанной недвижимости, в том числе упущенной выгода.
В соответствии с пп. 3 п. 3 ст. 5б.8 ЗК РФ при определении размера возмещения при изъятии земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в случае досрочного прекращения договора аренды такого земельного участка, рыночная стоимость подлежащих прекращению прав, определяется как рыночная стоимость права аренды земельного участка до истечения срока действия указанного договора.
Так, приказ Сибнедра от 24.08.2022 N 2555 предполагает изъятие земельных участков, образуемых из земельного участка с кадастровым номером 42:09:2820001:58 общей площадью 2853929346749 кв.м, расположенного по адресу: РФ, Кемеровская область. Новокузнецкий район, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения: - двухконтурного земельного участка площадью порядка 339 226 кв.м; -одноконтурного земельного участка площадью порядка 738 117 кв.м.
Указанные земельные участки находятся в муниципальной собственности и предоставлены Заявителю в пользование на праве аренды, что в силу норм ст. 281 ГК РФ и ст.ст. 56.7 - 56.11 ЗК РФ предполагает предоставление заявителю возмещения в размере стоимости права аренды изымаемых земельных участков, убытков, причиненных их изъятием и упущенной выгоды.
Таким образом, сами по себе факты изъятия земельных участков не могут свидетельствовать о нарушении прав и законных интересов заявителя и иных лиц, поскольку институт изъятия реализуется в соответствии с нормами действующего законодательства РФ и имеет компенсационный характер.
Кроме того, суд установил, что заявителем не представлено доказательств, свидетельствующих о фактическом использовании спорных земельных участков в целях сельскохозяйственного производства при ведении своей предпринимательской деятельности.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, выводы суда первой инстанции о законности оспариваемого приказа и об отсутствии нарушений прав и законных интересов заявителя являются обоснованными.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении требований общества.
Учитывая изложенное, оснований для отмены решения суда первой инстанции, в том числе и безусловных, установленных частью 4 статьи 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы у апелляционного суда не имеется.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Новосибирской области от 20.03.2023 по делу N А45-33707/2022 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Сельскохозяйственный производственный комплекс "Чистогорский" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Новосибирской области.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
Председательствующий |
С. В. Кривошеина |
Судьи |
Т. В. Павлюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-33707/2022
Истец: ООО "СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ КОМПЛЕКС "ЧИСТОГОРСКИЙ"
Ответчик: Департамент по недропользованию по Сибирскому Федеральному округу
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ НОВОКУЗНЕЦКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ - КУЗБАССА, ООО "ШАХТА "ЮБИЛЕЙНАЯ", Седьмой Арбитражный Апелляционный Суд