г. Самара |
|
30 мая 2023 г. |
Дело N А55-32011/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 мая 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 мая 2023 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Некрасовой Е.Н., судей Бажана П.В., Николаевой С.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Трошенковой А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 24.05.2023 в помещении суда апелляционную жалобу Администрации городского округа Тольятти на решение Арбитражного суда Самарской области от 28.03.2023 по делу N А55-32011/2022 (судья Шехмаметьева Е.В.), возбужденному по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Автоград-Водоканал" (ИНН 6321280368, ОГРН 1116320029066), г.Тольятти Самарской области, к Администрации городского округа Тольятти (ИНН 6320001741, ОГРН 1036301078054), г.Тольятти Самарской области,
о взыскании денежных средств,
в судебном заседании приняли участие:
от ООО "Автоград-Водоканал" - Русина Л.П. (доверенность от 29.12.2022),
от Администрации г.о.Тольятти - не явился, извещена,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Автоград-Водоканал" (далее - ООО "АВК", общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с исковым заявлением (с учетом принятого судом первой инстанции в порядке ст.49 АПК РФ уточнения исковых требований) о взыскании с Администрации городского округа Тольятти (далее - Администрация) задолженности по оплате холодной воды в сумме 69 756 руб. 91 коп., неустойки за период с 02.10.2022 по 26.01.2023 в сумме 4 708 руб. 59 коп., неустойки с 27.01.2023 по день фактической оплаты долга, исходя из 1/130 ставки рефинансирования Банка России, действующей на день фактической оплаты.
Решением от 28.03.2023 по делу N А55-32011/2022 Арбитражный суд Самарской области исковые требования удовлетворил.
Администрация в апелляционной жалобе просила отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
ООО "АВК" апелляционную жалобу отклонило по мотивам, изложенным в отзыве на нее; ходатайствовало о приобщении к материалам дела копии письма от 27.03.2023 N 734/103 с приложением сведений о приборах учета.
Суд апелляционной инстанции приобщил указанные документы к материалам дела.
В судебном заседании представитель ООО "АВК" апелляционную жалобу отклонила, просила оставить обжалуемый судебный акт без изменения.
На основании ст.156 и 266 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителя Администрации, надлежащим образом извещенной о времени и месте проведения судебного заседания.
Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, проверив доводы, приведенные в апелляционной жалобе и отзыве, заслушав представителя ООО "АВК" в судебном заседании, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как видно из материалов дела, ООО "АВК" (организация водопроводно-канализационного хозяйства) является гарантирующей организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение, определенной решением органа местного самоуправления, которая обязана заключить договор холодного водоснабжения, договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения с любым обратившимся к ней лицом, чьи объекты подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
Администрация является собственником участков сетей водоснабжения и водоотведения, по которым осуществляется холодное водоснабжение абонентов, подключенных (технологически присоединенных) к централизованной системе холодного водоснабжения.
Между ООО "АВК" и Администрацией фактически сложились отношения, регулируемые ст.12 Федерального закона от 07.11.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ), в соответствии с которой организации, осуществляющие транспортировку холодной воды, обязаны приобретать у гарантирующей организации воду для удовлетворения собственных нужд, включая потери в водопроводных сетях таких организаций.
Приобретение воды у гарантирующей организации осуществляется на основании договора холодного водоснабжения, сторонами которого выступают организация ВКХ и абонент.
Согласно п.8 Правил холодного водоснабжения и водоотведения (утв.Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644; далее - Правила N 644) основанием для заключения договора холодного водоснабжения является заявка абонента на заключение такого договора, подписанная абонентом или уполномоченным им лицом, действующим от имени абонента на основании доверенности, либо предложение о заключении договора от организации водопроводно-канализационного хозяйства (гарантирующей организации).
Как указало ООО "АВК", на его неоднократные предложения о заключении договора Администрация отвечала отказом и возвращала экземпляры муниципального контракта холодного водоснабжения от 17.02.2020 N 277 без оформления.
Согласно п.2 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 05.05.1997 N 14 "Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров" фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны следует считать в соответствии с п.3 ст.438 ГК РФ как акцепт абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги, поэтому данные отношения должны рассматриваться как договорные.
В соответствии с Правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод (утв.Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.2013 N 776; далее - Правила N 776) учет количества поданной (полученной) холодной воды осуществляется путем проведения коммерческого учета.
Коммерческий учет воды осуществляется путем измерения количества воды приборами учета (средствами измерения) воды, в узлах учета или расчетным способом в случаях, предусмотренных Законом N 416-ФЗ.
П.82 Правил N 644 установлено, что определение количества поданной (полученной) холодной воды осуществляется путем проведения коммерческого учета в соответствии с Правилами N 776. Коммерческий учет осуществляется путем измерения количества воды приборами учета (средствами измерения) воды в узлах учета или расчетным способом в случаях, предусмотренных Законом N 416-ФЗ (п.3 Правил N 776).
Согласно п.28 Правил N 644 оплата за фактически поданную в истекшем месяце холодную воду осуществляется до 10-го числа месяца, следующего за расчетным месяцем.
Расчет потребления водоснабжения ООО "АВК" производило по прибору учета, расположенному в водопроводном колодце ВК-9Б.
ООО "АВК" выставило Администрации к оплате пакет расчетно-платежных документов (с учетом произведенных корректировок) за водоснабжение в июле 2022 года.
Администрация подписанные со своей стороны документы в ООО "АВК" не возвратила, оплату не произвела.
ООО "АВК" направило в Администрацию претензию от 30.08.2022 N 3089/103 с просьбой погасить задолженность и уплатить пени в добровольном порядке.
Поскольку Администрация претензию не исполнила, ООО "Автоград-Водоканал" обратилось с исковым заявлением в арбитражный суд.
Возражая против исковых требований, Администрация указала на то, что потребителем услуги водоснабжения или транзитной организацией не является; муниципальный контракт с обществом не заключен.
При принятии обжалуемого судебного акта суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Согласно п.4.3 ч.1 ст.17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городских округов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Законом N 416-ФЗ.
В частности, к таким полномочиям относятся организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств (п.1 ч.1 ст.6 Закона N 416-ФЗ).
В соответствии с протоколом совещания по вопросам организации эксплуатации участков сетей водоснабжения и водоотведения, переданных в казну ЗАО "Энергетика и связь строительства" от 07.02.2020 (Приложение N 2), Администрацией и ООО "АВК" были приняты следующие решения:
- Департаменту городского хозяйства: 1.2. направить предложение в департамент экономического развития о рассмотрении вопроса передачи означенных участков сети в концессию с заключением краткосрочного договора передачи в аренду до момента завершения процедуры передачи сетей концессионеру;
- Рекомендовать ООО "АВК": 2.1 рассмотреть возможность эксплуатации сетей водоснабжения и водоотведения в период подготовки и проведения процедуры передачи их в концессию; 2.2 выдавать разрешение на технологическое присоединение абонентов к рассматриваемым инженерным сетям с согласованием в департаменте городского хозяйства в срок - до момента определения эксплуатирующей организации.
Во исполнение п.2.1 протокола ООО "АВК" уведомило Администрацию об отсутствии возможности эксплуатации указанных сетей.
До настоящего времени ни договор аренды, ни концессионное соглашение Администрацией не заключено, эксплуатирующая организация ею не определена.
Водоснабжение и водоотведение абонентов промышленно-коммунальной зоны Автозаводского района г.о.Тольятти осуществляется посредством участков сетей водоснабжения и водоотведения, принадлежащих Администрации, в связи с чем она, являясь собственником данных сетей, несет бремя их содержания, осуществляет все права и обязанности предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации, в том числе в сфере водоснабжения и водоотведения.
Как следует из ч.3 ст.11 закона N 416-ФЗ, собственники и иные законные владельцы водопроводных и (или) канализационных сетей не вправе препятствовать транспортировке по их водопроводным и (или) канализационным сетям воды (сточных вод) в целях обеспечения горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения абонентов, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к таким сетям, а также до установления тарифов на транспортировку воды по таким водопроводным сетям и (или) на транспортировку сточных вод по таким канализационным сетям требовать возмещения затрат на эксплуатацию этих водопроводных и (или) канализационных сетей.
Эксплуатируя отдельные объекты централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, Администрация обязана осуществлять забор, водоподготовку и (или) транспортировку воды в объеме, необходимом для осуществления холодного водоснабжения абонентов, подключенных (технологически присоединенных) к централизованной системе холодного водоснабжения, приобретать у гарантирующей организации воду для удовлетворения собственных нужд, включая потери в таких водопроводных сетях (ч.6 ст.12 Закона N 416-ФЗ).
Судом первой инстанции установлено, что ООО "АВК" неоднократно направляло Администрации проект муниципального контракта холодного водоснабжения, который возвращался Администрацией без подписания.
Таким образом, как верно отметил суд первой инстанции, Администрация осуществляет транспортировку воды (перемещение воды, осуществляемое с использованием водопроводных сетей, п.26 ст.2 Закона N 416-ФЗ) для осуществления водоснабжения абонентов промышленно-коммунальной зоны Автозаводского района г.о.Тольятти и несет обязанность по оплате потерь в принадлежащих ей водопроводных сетях.
Доводы Администрации о том, что расчет исковых требований ООО "АВК" произведен неверно, суд первой инстанции обоснованно отклонил.
Расчет потерь воды в сетях Администрации определялся ООО "АВК" как разница между объемом воды, поставленной в водопроводную сеть Администрации по показаниям прибора коммерческого учета в камере ВК-96, и объемом воды, реализованной абонентам ООО "АВК", непосредственно присоединенным к сетям Администрации.
Расчет объемов воды, потребленной абонентами, производится по показаниям приборов учета абонентов, при этом в случае, если прибор учета абонента расположен не на границе эксплуатационной ответственности, то в расчет объемов абонента включаются потери в водопроводных сетях от границы эксплуатационной ответственности до места установки прибора учета, в связи с чем объем потерь, выставляемый Администрации, не подлежит уменьшению на величину потерь, возникших в сетях абонентов.
Согласно пояснениям ООО "АВК" в расчете объема потребления холодной воды имеется техническая ошибка (вместо ООО "АКО" указано ООО "Эколайн", вместо ООО "Гранд-Деталь" - ООО "Спец-Автопласт"), однако объемы потребленной воды в расчете и актах указаны одни и те же.
Относительно нулевых показаний за июль 2022 год по прибору учета ВСХН-100 абонента ООО "ТПВ РУС" общество указало, что данный прибор учета расположен на пожарном гидранте, который в июле 2022 года не использовался.
Признавая несостоятельными доводы Администрации о непредоставлении ООО "АВК" первичных документов по начислению платы абонентам за потребленную холодную воду, суд первой инстанции верно отметил, что в соответствии с действующим законодательством у организации ВКХ отсутствует обязанность по представлению Администрации таких документов, при этом, материалами дела подтверждается, что ООО "АВК" ежемесячно сопроводительным письмом с актом и счетом на оплату направляло Администрации расчет объема потерь.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что факт поставки воды и задолженность по оплате в сумме 69 756 руб. 91 коп. подтверждаются материалами дела и ответчиком не опровергнуты, доказательства погашения этой задолженности на дату рассмотрения настоящего дела не представлены, суд первой инстанции правомерно взыскал с Администрации в пользу ООО "АВК" задолженность в сумме 69 756 руб. 91 коп.
В соответствии с п.1 ст.329 ГК РФ исполнение обязательств может обеспечиваться, в том числе неустойкой.
Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности, в случае просрочки исполнения (п.1 ст.330 ГК РФ).
В соответствии с ч.6.2 ст.13 Закона N 416-ФЗ абонент, несвоевременно и (или) не полностью оплативший питьевую воду, обязан уплатить организации, осуществляющей холодное водоснабжение, пени в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со следующего дня после дня наступления установленного срока оплаты по день фактической оплаты.
Согласно разъяснениям Верховного Суда Российской Федерации, содержащимся в п.65 Постановления Пленума от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" (далее - Постановление N 7), по смыслу ст.330 ГК РФ, истец вправе требовать присуждения неустойки по день фактического исполнения обязательства (в частности, фактической уплаты кредитору денежных средств, передачи товара, завершения работ). Присуждая неустойку, суд по требованию истца в резолютивной части решения указывает сумму неустойки, исчисленную на дату вынесения решения и подлежащую взысканию, а также то, что такое взыскание производится до момента фактического исполнения обязательства. При этом день фактического исполнения нарушенного обязательства, в частности, день уплаты задолженности кредитору, включается в период расчета неустойки.
По расчету ООО "АВК" неустойка за период со 02.10.2022 по 26.01.2023 составила 4 708 руб. 59 коп.
Суд первой инстанции проверил расчет истца и признал его верным; Администрация контррасчет не представила.
На основании изложенного, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке ст.71 АПК РФ, суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования ООО "АВК" о взыскании неустойки в полном объеме.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины судом первой инстанции распределены верно.
В апелляционной жалобе Администрация указала на то, что для 23 абонентов сроки поверки приборов учета истекли до июля 2022 года, и это ставит под сомнение порядок определения потерь воды в муниципальных сетях.
Данный довод подлежит отклонению.
Согласно ч.1 ст.12 Федерального закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" (далее - Закон N 102-ФЗ) при утверждении типа средств измерений устанавливаются показатели точности, интервал между поверками средств измерений, а также методика поверки данного типа средств измерений.
Приказом Росстандарта от 02.07.2019 N 1502 утверждены рекомендуемые предельные значения интервалов между поверками средств измерений. Межповерочный интервал для приборов учета воды составляет 6 лет.
В силу ч.6 ст.13 Закона N 102-ФЗ сведения о результатах поверки средств измерений передаются в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений проводящими поверку средств измерений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в срок, установленный в порядке, предусмотренном частью 5 настоящей статьи. Состав сведений о результатах поверки средств измерений и порядок включения указанных сведений в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений определяются в порядке, утверждаемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области обеспечения единства измерений, в соответствии с ч.3 ст.20 данным закона.
Как указывает ООО "АВК", вся информация о сроках поверки приборов учета абонентов ООО "АВК" размещена в открытом доступе информационного портала абонентов Государственный реестр средств измерений ФГИС "Аршин", и Администрация может ознакомиться с этой информацией самостоятельно. Кроме того, ООО "АВК" направило в Администрацию письмо от 27.03.2023 N 734/103 с приложением сведений о приборах учета абонентов, опосредованно присоединенных к сетям ООО "АВК" через сети Администрации; согласно этим сведениям по состоянию на июль 2022 года межповерочный интервал приборов учета абонентов не истек.
Копии письма от 27.03.2023 N 734/103 с приложением сведений о приборах учета абонентов представлены ООО "АВК" в суд апелляционной инстанции и приобщены к материалам дела.
Действующее нормативное регулирование отношений по водоснабжению признает определение фактического потребления воды по показаниям приборов учета приоритетным способом учета поставленного ресурса. Доказательств, подтверждающих потребление абонентами холодной воды в ином объеме, чем определено по показаниям приборов учета, а также доказательств неисправности приборов учета абонентов, Администрацией по настоящему делу не представлено.
Таким образом, вопреки мнению Администрации, оснований для применения иного расчетного способа не имеется.
Повторно проанализировав представленные в материалы дела доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств и представленных доказательств, правильно установленных и оцененных судом первой инстанции, опровергаются материалами дела и не отвечают требованиям действующего законодательства.
Суд первой инстанции полно и всесторонне определил круг юридических фактов, подлежащих исследованию и доказыванию, которым дал обоснованную юридическую оценку, и сделал правильный вывод о применении в данном случае конкретных норм материального и процессуального права, а потому у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для изменения или отмены судебного акта.
Иных доводов, которые могли послужить основанием для отмены обжалуемого решения в соответствии со ст.270 АПК РФ, из апелляционной жалобы не усматривается.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В силу ст.333.37 НК РФ Администрация освобождена от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражном суде.
Руководствуясь статьями 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 28 марта 2023 года по делу N А55-32011/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.Н. Некрасова |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-32011/2022
Истец: ООО "Автоград-Водоканал"
Ответчик: Администрация городского округа Тольятти