г. Москва |
|
30 мая 2023 г. |
Дело N А41-69739/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 мая 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 мая 2023 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Диаковской Н.В.,
судей Марченковой Н.В., Панкратьевой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Божиной П.И.,
при участии в заседании:
от АО "Новая Авиация": Кононов М.А. по доверенности от 04.01.2023, диплом о высшем юридическом образовании;
от ФКУ "Ространсмодернизация": Сычев В.Ю. по доверенности от 26.01.2023, диплом о высшем юридическом образовании;
от ФГУП "АГА (А)": представитель не явился, извещено,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу федерального казенного учреждения "Дирекция государственного заказчика по реализации комплексных проектов развития транспортной инфраструктуры"
на решение Арбитражного суда Московской области
от 20 марта 2023 года по делу N А41-69739/22,
по иску акционерного общества "Новая Авиация"
к федеральному казенному учреждению "Дирекция государственного заказчика по реализации комплексных проектов развития транспортной инфраструктуры"
о взыскании денежных средств,
по встречному иску федерального казенного учреждения "Дирекция государственного заказчика по реализации комплексных проектов развития транспортной инфраструктуры"
к акционерному обществу "Новая Авиация"
при участии в деле третьего лица: федерального государственного унитарного предприятия "Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)"
о взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Новая Авиация" (далее - АО "Новая Авиация") обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском (с учетом принятых судом уточнений т. 1 л. д. 103-104) к федеральному казенному учреждению "Дирекция государственного заказчика по реализации комплексных проектов развития транспортной инфраструктуры" (далее - ФКУ "Ространсмодернизация") о взыскании неустойки по государственному контракту от 27.08.2019 N 0373100090919000041 за период с 01.07.2022 по 13.09.2022 в сумме 416 168 руб. 83 коп. и штрафа в сумме 20 000 руб.
ФКУ "Ространсмодернизация" предъявило встречный иск к АО "Новая Авиация" о взыскании неустойки по государственному контракту от 27.08.2019 N 0373100090919000041 в сумме 982 748 руб. 87 коп. (т. 1 л. д. 109-111).
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечено федеральное государственное унитарное предприятие "Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)".
Решением Арбитражного суда Московской области от 20 марта 2023 года по делу N А41-69739/22 первоначальный иск удовлетворен, в удовлетворении встречного иска отказано (т. 2 л. д. 60-66).
Не согласившись с данным судебным актом, ФКУ "Ространсмодернизация" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также нарушены нормы материального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Дело рассмотрено в отсутствие представителя третьего лица, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru).
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель ФКУ "Ространсмодернизация" поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворение первоначального иске отказать, исковые требования по встречному иску удовлетворить.
Представитель АО "Новая Авиация" возражал против доводов, изложенных в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выслушав объяснения представителей ФКУ "Ространсмодернизация" и АО "Новая Авиация", изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, Десятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела и установлено судом, между ФКУ "Ространсмодернизация" (государственный заказчик) и АО "Новая Авиация" (исполнитель) заключен государственный контракт от 27.08.2019 N 0373100090919000041, по условиям которого исполнитель принимает на себя обязательства выполнить работы по разработке проектной документации и инженерные изыскания по Объекту: "Реконструкция аэропортового комплекса (г. Ижевск), а также обеспечить получение на разработанную документацию положительное заключение ФАУ "Главгосэкспертиза России" (далее - работы)" (т. 1 л. д. 26-34).
29 июля 2022 года на основании соглашения о замене лиц в контракте (далее - Соглашение) права и обязанности государственного заказчика по контракту перешли к ФКУ "Ространсмодернизация" с даты подписания соглашения.
Согласно пункту 3.1 контракта цена определена согласно протоколу Единой комиссии от 12.08.2019 N 373100090919000041/3 и составляет 49 990 000 руб. (с НДС).
Стоимость работ по этапу N 3 контракта на основании приложения N 2 к контракту (График выполнения работ) составила 15 042 211 руб. 23 коп., в том числе НДС 20 %.
Стоимость работ по этапу N 4 контракта на основании приложения N 2 к контракту (график выполнения работ) составила 10 028 164 руб. 63 коп., в том числе НДС 20 %.
Начальный и конечный сроки выполнения работ определяются графиком выполнения работ. Срок выполнения работ установлен с даты подписания сторонами контракта до 31.12.2020 включительно.
Согласно графику выполнения работ исполнитель обязан выполнить работы по этапу N 3 с 01.01.2020 по 31.08.2020, по этапу N 4 - с 01.09.2020 по 25.12.2020.
Порядок сдачи-приемки выполненных работ регулируется разделом 5 контракта.
Согласно пункту 5.4 контракта после завершения работ исполнитель передает государственному заказчику документацию по накладной в сопровождении акта сдачи- приемки выполненных работ, составленного в 4 (четырех) экземплярах.
Государственный заказчик, получив указанные документы, обязан рассмотреть их в течение 20 (двадцати) рабочих дней и по результатам рассмотрения представленных документов принять результат выполненных работ путем подписания акта сдачи- приемки выполненных работ либо направить исполнителю мотивированный отказ от подписания акта сдачи-приемки выполненных работ.
20 мая 2022 года с сопроводительным письмом N 2022-978 АО "Новая Авиация" направило в адрес ФГУП "АГА (А)" документацию (результат выполненных работ) для оформления сдачи-приемки выполненных работ по этапу N 4 в соответствии с пунктом 18 задания на проектирование по накладной от 20.05.2022 N 919000041-НКД/7.
Документация была получена государственным заказчиком 23.05.2022, что подтверждается отчетом об отслеживании отправления ФГУП "Главный центр специальной связи" N 409944855430.
31 мая 2022 года письмом N исх-5280 государственный заказчик подтвердил, что проектная документация по объекту соответствует условиям контракта и принята в архив ФГУП "АГА (А)", однако вернул без подписания отчетные и финансовые документы по контракту в связи с отсутствием финансирования на текущий год и необходимостью подписания соглашения о замене лиц по контракту.
Таким образом, указанным письмом государственный заказчик подтвердил, что проектная документация по объекту соответствует условиям контракта и принята в архив ФГУП "АГА (А)", то есть фактические обстоятельства приемки результата работ были подтверждены государственным заказчиком.
07 июля 2022 года письмом N 2022-1130 исполнитель повторно направил в адрес государственного заказчика документацию для оформления сдачи-приемки выполненных работ по этапу N 4 контракта с подробным обоснованием, почему полученный отказ от приемки мотивированным не является.
Однако, подписанные со стороны государственного заказчика акты по этапу N 4 контракта, а равно мотивированный отказ в адрес исполнителя представлены не были.
В силу пункта 3.5. контракта оплата по контракту осуществляется государственным заказчиком после подтверждения предусмотренных контрактом работ в течение 30 (тридцати) календарных дней после подписания сторонами акта сдачи-приемки выполненных работ по соответствующему этапу контракту и получения от исполнителя счета.
Таким образом, срок оплаты выполненных работ с учетом условий контракта и односторонней сдачи-приемки выполненных работ - не позднее 30.06.2022.
Вместе с тем, обязательство по оплате выполненных работ по этапу N 4 контракта не было исполнено государственным заказчиком в установленные контрактом сроки.
Ссылаясь на то обстоятельство, что ФКУ "Ространсмодернизация" нарушило свои обязательства по оплате выполненных по контракту работ, АО "Новая Авиация" обратилось в арбитражный суд с иском по настоящему делу.
Встречные исковые требования мотивированы тем, что АО "Новая Авиация" нарушило сроки исполнения обязательств подрядчика по указанному выше контракту.
Арбитражный апелляционный суд согласен с выводами суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения первоначального иска и для отказа во встречном иске в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и не оспаривается ФКУ "Ространсмодернизация", несвоевременная оплата задолженности по государственному контракту от 27.08.2019 N 0373100090919000041 в сумме 10 028 164 руб. 63 коп. имела место быть.
На основании пункта 6.6 контракта АО "Новая Авиация" начислило ФКУ "Ространсмодернизация" неустойку за период с 01.07.2022 по 13.09.2022 (дата оплаты по этапу N 4) в сумме 416 168 руб. 83 коп.
Представленный АО "Новая Авиация" расчет неустойки судом проверен и является правильным.
При изложенных обстоятельствах, требование о взыскании неустойки подлежит удовлетворению в заявленной АО "Новая Авиация" сумме.
Также на основании пункта 6.7 контракта АО "Новая Авиация" заявлено требование о взыскании с ФКУ "Ространсмодернизация" штрафа в сумме 20 000 руб. В соответствии с пунктом 6.7 контракта за каждый факт неисполнения государственным заказчиком обязательств по контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке: 5 000 рублей, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно).
На основании пункта 2.2.3. контракта государственный заказчик принял на себя обязательство при надлежащем выполнении обязательств исполнителя принять выполненные Работы и оплатить их в порядке, предусмотренном контрактом.
Согласно представленному истцом расчету, обязательство, предусмотренное п. 2.2.3. контракта было неоднократно нарушено государственным заказчиком в части уклонения от надлежащей приемки работ, а именно:
- нарушение N 1 - 31.05.2022 письмо N Исх-5280 ФГУП "АГА (А)";
- нарушение N 2 - 30.06.2022 письмо N Исх-6292 ФГУП "АГА (А)";
- нарушение N 3 - 27.07.2022 письмо N ДТ-78/8987 ФКУ "Ространсмодернизация";
- нарушение N 4 - 09.08.2022 письмо N ДТ-79/9588 ФКУ "Ространсмодернизация".
Расчет суммы штрафа по всем нарушениям согласно пункту 6.7 контракта: 5 000 руб. х 4 = 20 000 руб.
Представленный АО "Новая Авиация" расчет штрафа судом проверен и является правильным.
Арбитражный апелляционный суд также согласен с выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения встречного иска в связи со следующим.
Согласно графику выполнения работ, исполнитель обязан был выполнить работы по этапу N 3 с 01.01.2020 по 31.08.2020.
Стоимость этапа N 3 составляет 15 042 211 руб. 23 коп.
Согласно графику выполнения работ, исполнитель обязан был выполнить работы по этапу N 4 с 01.09.2020 по 25.12.2020.
Стоимость этапа N 4 составляет 10 028 164 руб. 63 коп.
В соответствии с пунктом 6.4 контракта в случае просрочки исполнения исполнителем обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения исполнителем обязательств, предусмотренных контрактом, государственный заказчик направляет исполнителю требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).
Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения исполнителем обязательства, предусмотренного Контрактом, в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных Исполнителем.
Согласно расчету ФКУ "Ространсмодернизация" общая сумма пени за просрочку выполнения работ по 3 и 4 этапам составляет 982 748 руб. 87 коп. (533 998,50 + 448 760,37).
Частью 42.1 статьи 112 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ ("О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закона N 44) предусмотрено, что начисленные поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанные заказчиком суммы неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в 2015, 2016, 2020 и 2021 годах обязательств, предусмотренных контрактом, подлежат списанию в случаях и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 04.07.2018 N 783 утверждены Правила списания сумм неустоек (штрафов, пеней), начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом (далее - Правила).
Согласно пункту 2 Правил списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) осуществляется по контрактам, обязательства по которым исполнены в полном объеме, за исключением контрактов, по которым:
а) в 2015, 2016 и 2020 годах изменены по соглашению сторон условия о сроке исполнения контракта, и (или) цене контракта, и (или) цене единицы товара, работы, услуги, и (или) количестве товаров, объеме работ, услуг, предусмотренных контрактами;
б) в 2020 году обязательства не были исполнены в полном объеме в связи с возникновением не зависящих от поставщика (подрядчика, исполнителя) обстоятельств, повлекших невозможность исполнения контракта в связи с распространением новой коронавирусной инфекции;
в) в 2021 и 2022 годах обязательства не были исполнены в полном объеме в связи с существенным увеличением в 2021 и 2022 годах цен на строительные ресурсы, повлекшем невозможность исполнения контракта поставщиком (подрядчиком, исполнителем); (пп. "в" в ред. Постановления Правительства РФ от 23.03.2022 N 439)
г) обязательства не были исполнены в полном объеме по причине возникновения при исполнении контракта не зависящих от сторон контракта обстоятельств, влекущих невозможность его исполнения без изменения условий, в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) с введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера).
В соответствии с подпунктом "а" пункта 3 Правил списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) осуществляется заказчиком в следующих случае и порядке, если общая сумма начисленных и неуплаченных неустоек (штрафов, пеней) не превышает 5 процентов цены контракта, заказчик осуществляет списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) за исключением случая, предусмотренного подпунктом "в" настоящего пункта.
Из подпункта "в" пункта 3 Правил следует, что если неуплаченные неустойки (штрафы, пени) начислены вследствие неисполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту в связи с возникновением не зависящих от него обстоятельств, повлекших невозможность исполнения контракта в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, заказчик осуществляет списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней).
Пунктом 11 Правил установлено, что списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) в соответствии с пунктом 3 данных Правил распространяется на принятую к учету задолженность поставщика (подрядчика, исполнителя) независимо от срока ее возникновения и осуществляется заказчиком на основании решения о списании начисленной и неуплаченной суммы неустоек (штрафов, пеней), указанного в пункте 9 настоящих Правил, в течение 5 рабочих дней со дня принятия такого решения.
Наличие спора относительно начисленной неустойки не может трактоваться как условие, препятствующее списанию или предоставлению отсрочки уплаты неустоек, поскольку подобные антикризисные меры были установлены специально для защиты поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по государственным контрактам (Определение Верховного Суда Российской Федерации по делу N А40-179525/2017 от 14.08.2018 N 305- ЭС18-5712).
При рассмотрении вопроса о взыскании заказчиком штрафных санкций по государственному контракту суд вправе самостоятельно устанавливать наличие оснований для применения мер государственной поддержки.
Согласно пункту 40 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017), списание неустоек (штрафов, пеней) является обязанностью заказчика.
Аналогичная правовая позиция изложена в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 19 апреля 2022 года N 302- ЭС21-25561 по делу N А69-2869/2020.
Сумма начисленной заказчиком неустойки в настоящем деле составляет 982 748 руб. 87 коп., что не превышает 5 % цены контракта (49 990 000 руб.).
Таким образом, по смыслу приведенных положений Правил N 783 ФКУ "Ространсмодернизация" обязано было списать начисленную и неуплаченную неустойку в связи с ненадлежащим исполнением АО "Новая Авиация" обязательств, предусмотренную контрактом.
Возражая против списания неустойки ФКУ "Ространсмодернизация" указало, что общая сумма начисленной по контракту неустойки, с учетом взысканных в рамках дела N А41-94338/2021 денежных средств в сумме 2 207 820 руб. 78 коп., составляет 3 190 569 руб. 65 коп., что превышает 6 % от цены контракта.
Вышеназванное возражение ФКУ "Ространсмодернизация" против списания неустойки обоснованно отклонено судом первой инстанции в связи со следующим.
Согласно пункт 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 04.07.2018 N 783 списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) осуществляется по контрактам, обязательства по которым исполнены в полном объеме.
Как следует из материалов дела, обязательства по спорному контракту исполнены только в 2022 году, что не оспаривается сторонами по существу. Сумма начисленной и неуплаченной неустойки составляет 982 748 руб. 87 коп., что не превышает 5 % цены контракта.
При изложенных обстоятельствах оснований для удовлетворения встречного иска не имеется.
Возражениями, изложенными в жалобе, не опровергаются выводы суда первой инстанции. Несогласие с толкованием судом первой инстанции норм права, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судом допущены нарушения, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения.
Заявителем апелляционной жалобы не приведено фактов, которые не были учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу.
Учитывая изложенное выше, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 20 марта 2023 года по делу N А41-69739/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Диаковская |
Судьи |
Н.В. Марченкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-69739/2022
Истец: АО "НОВАЯ АВИАЦИЯ", ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДИРЕКЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗАКАЗЧИКА ПО РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЛЕКСНЫХ ПРОЕКТОВ РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ
Ответчик: ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ДИРЕКЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗАКАЗЧИКА ПО РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЛЕКСНЫХ ПРОЕКТОВ РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ"
Третье лицо: ФГУП "Администрация гражданских аэропортов аэродромов"