г. Самара |
|
30 мая 2023 г. |
Дело N А72-13372/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 мая 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 мая 2023 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Копункина В.А., судей Митиной Е.А., Романенко С.Ш.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем с/з Николаевой А.Ю.,
с участием в судебном заседании:
от истца - Балашкин С.А. по доверенности от 26.08.2022,
иные лица, участвующие в деле, не явились, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании, в помещении суда, в зале N 7, апелляционную жалобу Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 09 марта 2023 года по делу N А72-13372/2022 по иску Товарищества собственников недвижимости "Прибрежное"
к Министерству имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области
об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора купли-продажи земельного участка N 24/02/П-2022-147 от 25.05.2022,
УСТАНОВИЛ:
Товарищество собственников недвижимости "Прибрежное" обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с исковым заявлением к Министерству имущественных отношен об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора купли-продажи земельного участка N 24/02/П-2022-147 от 25.05.2022.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 09 марта 2023 года исковые требования удовлетворены. Урегулированы разногласия, возникшие между Товариществом собственников недвижимости "Прибрежное" (ОГРН 1027301112101, ИНН 7323003805) и Министерством имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области (ОГРН 1157325000172, ИНН 7325133662) при заключении договора купли-продажи земельного участка, государственная собственность на который не разграничена N 24/02/П-2022- 147 от 25.05.2022. Принять пункт 2.1 договора в следующей редакции: Цена Участка, указанного в пункте 1.1 договора, определена на основании постановления Правительства Ульяновской области от 16.07.2015 N 333-П "Об утверждении Порядка определения цены земельного участка, находящегося в государственной собственности Ульяновской области, а также земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, при заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов, если иное не установлено федеральными законами", и составляет 737 837 (семьсот тридцать семь тысяч восемьсот тридцать семь) рублей 72 копейки".
Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области обратилось в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 09 марта 2023 года.
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19 апреля 2023 года апелляционная жалоба принята к производству, судебное заседание назначено на 23 мая 2023 года.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Представитель истца апелляционную жалобу не поддержал, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе публично путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на официальных сайтах Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда и Верховного Суда Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, в связи с чем жалоба рассматривается в их отсутствие, в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов содержащихся в судебном акте, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Товарищество собственников жилья "Прибрежное" (далее - ТСЖ "Прибрежное") в рамках дела N А72-7398/2013 ранее обращалось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к администрации города Ульяновска (далее -Администрация) и Комитету по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации города Ульяновска о признании недействительным изложенного в письме от 29.04.2013 N 10202-12 отказа в предоставлении в собственность земельного участка площадью 56 807 кв. м с кадастровым номером 73:21:040212:83 и обязании принять решение о прекращении права постоянного бессрочного пользования земельным участком и о предоставлении в собственность указанного земельного участка, а также направить в адрес заявителя проект договора купли-продажи спорного земельного участка.
В ходе рассмотрения указанного дела судом были установлены следующие обстоятельства.
Согласно свидетельству от 15.03.2000 ТСЖ "Прибрежное" на праве постоянного (бессрочного) пользования принадлежит земельный участок площадью 136 725 кв. м, расположенный по адресу: Ульяновская область, Чердаклинский район, поселок Ленинский. Данному земельному участку присвоен кадастровый номер 73:21:040212:0001.
Постановлением главы администрации Чердаклинского района Ульяновской области от 26.07.2005 N 598 земельный участок с кадастровым номером 73:21:040212:0001 был перераспределен и из него образовано 78 земельных участков: первый участок площадью 57 620 кв. м; второй участок площадью 983 кв. м, с кадастровым номером 73:21:040212:5 и 76 участков общей площадью 78 122 кв. м.
Указанным постановлением утвержден раздел 76 земельных участков общей площадью 78 122 кв. м между членами товарищества собственников жилых домов "Прибрежное" согласно списку (Приложение N 1).
Пунктом 4 постановления от 26.07.2005 гражданам - членам ТСЖ "Прибрежное" указано на необходимость переоформить право постоянного (бессрочного) пользования на семьдесят шесть земельных участков общей площадью 78 122 кв. м в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства и ведения личного подсобного хозяйства.
Согласно пункту 5 постановления от 26.07.2005 ТСЖ "Прибрежное" предложено переоформить земельный участок, находящийся в постоянном (бессрочном) пользовании, площадью 57 620 кв. м, расположенный по адресу: Ульяновская область, Чердаклинский район п. Ленинский, в аренду сроком на 49 лет, для эксплуатации земель общего пользования и строительства инженерных коммуникаций.
Земельному участку площадью 57 620 кв. м присвоен кадастровый номер 73:21:040212:83.
Впоследствии площадь земельного участка была уточнена до 56 807 кв. м с учетом уступки части земельного участка смежным землепользователям.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 28.08.2014 по делу N А72-7398/2013 суд обязал администрацию города Ульяновска в срок не более одного месяца после вступления решения в законную силу принять решение о предоставлении в собственность товарищества собственников жилья "Прибрежное" земельного участка площадью 56.807 кв.м с кадастровым номером 73:21:040212:83, а также направить в адрес товарищества собственников жилья "Прибрежное" проект договора купли-продажи указанного земельного участка.
В соответствии с Постановлением Правительства Ульяновской области N 1/51 -П от 27.01.2022 утверждено Положение о Министерстве имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области, согласно которого Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области является правопреемником Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области в части прав и обязанностей, относящихся к сфере управления и распоряжения земельными ресурсами, а также в сфере градостроительной деятельности.
Обосновывая заявленные требования, истец указал, что 25.05.2022 Министерством имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области в адрес товарищества собственников недвижимости "Прибрежное" направлен проект договора купли-продажи земельного участка, государственная собственность на который не разграничена N 24/02/П-2022-147, где в пункте 2.1. цена земельного участка составляет 29 513 508 руб. 78 коп.
Ознакомившись с условиями проекта договора купли-продажи от 25.05.2022 N 24/02/П-2022-147, 08.07.2022 Товарищество собственников недвижимости "Прибрежное" в адрес Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области представило протокол разногласий от 20.06.2022 N 1 в редакции пункта 2.1 - цена земельного участка составляет 737 837 руб. 72 коп. в соответствии с подпунктом 1 пунктом 2 Порядка определения цены земельного участка, находящегося в государственной собственности Ульяновской области, а также земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, при заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов, если иное не установлено федеральными законами, утвержденного постановлением Правительства Ульяновской области от 16.07.2015 N 333-П, с связи с тем, что на земельном участке с кадастровым номером 73:21:040212:83 расположены линейные объекты.
Министерством имущественных отношений и архитектуры в адрес Товарищества собственников недвижимости "Прибрежное" был направлен протокол согласования разногласий к договору купли-продажи от 25.05.2022 N 24/02/П-2022-147, которым Министерством была отклонена предложенная Товарищества собственников недвижимости "Прибрежное" редакция пункта 2.1 договора купли-продажи.
Истец считает, что вправе приобрести спорный земельный участок по льготной цене на основании п.2 Постановления Правительства Ульяновской области от 16.07.2015 N 333, согласно которому цена земельного участка определяется в размере 2,5% процента кадастровой стоимости земельного участка в случае продажи юридическим лицам земельного участка, находящегося в постоянном (бессрочном) пользовании этих юридических лиц, на котором расположены линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, дороги, и другие подобные сооружения (линейные объекты).
Ответчик, не соглашаясь с доводами истца, изложенными в иске, указал в отзыве, в том числе на то, что льготная цена земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты), установленная пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", распространяется на субъектов естественных монополий, являющихся владельцами линейных объектов. Согласно сведениям Единого государственного реестра юридических лиц основным видом экономической деятельности ТСН "Прибрежное" (ОГРН 1027301112101) является управление эксплуатацией нежилого фонда за вознаграждение или на договорной основе. В связи с чем, льготная цена установленная пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N9 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", при выкупе земельного участка с кадастровым номером 73:21:040212:83 не может быть применима.
Также ответчик привел довод о том, что, согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости в отношении земельного участка с кадастровым номером 73:21:040212:83 отсутствуют сведения об объектах недвижимости, расположенных на указанном земельном участке.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из следующего.
В рассматриваемом споре стороны не достигли соглашения в порядке соблюдения процедуры, предусмотренной статьей 445 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, предметом спора по данному делу является устранение разногласий по спорному пункту 2.1. договора купли-продажи земельного участка, касающиеся стоимости выкупаемого имущества.
Согласно пункту 1 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации заинтересованная в заключении договора сторона направляет другой стороне, для которой заключение договора обязательно, оферту (проект договора). Последняя должна Код доступа к оригиналам судебных актов, подписанных электронной подписью судьи в течение тридцати дней со дня получения проекта рассмотреть его и направить оференту извещение об акцепте, отказе от него либо извещение об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора).
В случае получения извещения об акцепте оферты на иных условиях оферент вправе либо известить акцептанта о принятии договора в его редакции либо передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда в течение тридцати дней со дня получения такого извещения или истечения срока для акцепта.
Если проект договора направляется стороной, для которой заключение договора обязательно, она обязана после получения от акцептанта протокола разногласий известить последнего о принятии договора в его редакции либо об отклонении указанного протокола.
При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в тридцатидневный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать спорные вопросы на рассмотрение арбитражного суда.
При решении вопроса о том, относятся ли содержащиеся в протоколе разногласий условия к существенным, необходимо руководствоваться статьей 432 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой существенными являются условия о предмете договора, условия, названные в законе или иных правовых актах как существенные, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
В соответствии с пунктом 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом (императивным нормам), действующим в момент его заключения. Процессуально-правовой целью рассмотрения споров об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора, является установление параметров обязательственных правоотношений сторон посредством определения в судебном акте условий договора, по которым у сторон имелись разногласия.
Из материалов дела следует, что сторонами принимались меры к урегулированию возникших разногласий, что подтверждается подписанным договором купли-продажи земельного участка и направленными на подпись сторонами протоколов разногласий и урегулирования разногласий, однако стороны не согласовали пункт 2.1 договора.
В абзаце 4 пункта 1 статьи 2 Закона N 137-ФЗ предусмотрено, что до 01 июля 2012 года в соответствии с настоящим пунктом осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, юридическим лицам, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, при переоформлении ими права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками. С 01 июля 2012 собственники зданий, строений, сооружений приобретают в собственность находящиеся у них на праве аренды земельные участки по цене, установленной по правилам и в порядке, которые предусмотрены пунктом 1 статьи 2 данного Федерального закона, в случаях, если в период со дня вступления в силу закона N 137-ФЗ, то есть с 10 ноября 2001 года до 01 июля 2012 года в отношении таких земельных участков осуществлено переоформление права постоянного (бессрочного) пользования на право аренды (абзацы 2 и 3 пункта 2.2 статьи 3 Закона N 137-ФЗ).
В пункте 4 статьи 421 ГК РФ установлено, что условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422). В соответствии с пунктом 1 статьи 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующими в момент его заключения
Учитывая наличие у истца права на выкуп земельного участка по льготной цене, исходя из пункта 1 статьи 2 Закона N 137-ФЗ, выкупная цена земельного участка на момент выкупа не может превышать 2,5 процентов кадастровой стоимости спорного земельного участка.
При этом следует учитывать, что установление в договоре выкупной цены сверх цены, установленной законом, противоречит пункту 1 статьи 422 ГК РФ (определение Верховного Суда РФ от 07.07.2016 по делу N 310-ЭС16-1609).
В соответствии с ч. 1 п.2 Постановления Правительства Ульяновской области от 16.07.2015 N 333, цена земельного участка определяется в размере 2,5% процента кадастровой стоимости земельного участка в случае продажи юридическим лицам земельного участка, находящегося в постоянном (бессрочном) пользовании этих юридических лиц, на котором расположены линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, дороги, и другие подобные сооружения (линейные объекты).
В соответствии с п. 2.2 ст. 3 Закона N 137-ФЗ, собственники зданий, строений, сооружений вправе приобрести в собственность находящиеся у них на праве аренды земельные участки независимо от того, когда был заключен договор аренды этих земельных участков - до или после дня вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации.
С 01 июля 2012 года собственники зданий, строений, сооружений приобретают в собственность находящиеся у них на праве аренды земельные участки по цене, установленной по правилам и в порядке, которые предусмотрены пунктом 1 статьи 2 Закона, в случаях, если:
- в период со дня вступления в силу настоящего Федерального закона до 1 июля 2012 года в отношении таких земельных участков осуществлено переоформление права постоянного (бессрочного) пользования на право аренды.
- такие земельные участки образованы из земельных участков, указанных в абзаце третьем настоящего пункта.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона N 137-ФЗ до 1 июля 2012 года в соответствии с настоящим пунктом осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности:
- коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, в том числе в случае, если на таких земельных участках возведены или реконструированы здания, строения, сооружения;
- коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были возведены на таких земельных участках вместо разрушенных или снесенных и ранее отчужденных из государственной или муниципальной собственности зданий, строений, сооружений;
- юридическим лицам, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, при переоформлении ими права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками;
При приобретении указанными лицами таких земельных участков их цена устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах:
- двадцати процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 миллионов человек;
- двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности.
Таким образом, из буквального содержания данной нормы следует, что продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, по льготной цене осуществляется лицам, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, при переоформлении ими права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на аренду и такие земельные участки образованы из участков, в отношении которых имело место право постоянного (бессрочного) пользования.
Довод ответчика о том, что истец не относится ни к одной из категории лиц, указанных в п. 2.2 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и не имеет право на льготный выкуп, поскольку не подтвердило, что являлось собственником, расположенных на земельном участке зданий, строений, сооружений, суд первой инстанции признал несостоятельным, поскольку опровергается материалами дела и установленными Арбитражным судом Ульяновской области по делу N А72-7398/2013 обстоятельствами, в частности, договором N 49 юр купли-продажи объектов незавершенного строительства инженерных коммуникаций строительного квартала N 20 п. Ленинский от 05.02.1999, заключенным между ЗАО "Авиакомпания Волга-Днепр" (Продавец) и ТСЖ "Прибрежное" (Покупатель), согласно которому Продавец продал, а Покупатель купил и оплатил, объекты незавершенного строительства инженерных коммуникаций строительного квартала N 20, договором N 6151 от 01.02.2006 на отпуск воды и прием сточных вод, заключенным МУП "Ульяновскводоканал" и ТСЖ "Прибрежное", договором от 01.02.2007 о выполнении работ по врезке надземного газопровода, заключенным ТСЖ "Прибрежное" и филиалом "Ульяновскгоргаз" ООО "Ульяновскоблгаз, Постановлением Администрации города Ульяновска N 3537 от 01.07.2015, согласно которому внесены изменения в вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 73:21:040212:83, а именно: вид разрешенного использования: "под индивидуальное жилищное строительство" изменен на вид разрешенного использования: "объекты инженерной инфраструктуры" для эксплуатации земель общего пользования и строительства инженерных коммуникаций. В рамках рассмотрения дела N А72-7398/2013 судом также установлено, что представленными в материалы дела доказательствами подтверждается довод заявителя о том, что ТСЖ "Прибрежное" за счет взносов собственников земельных участков произвело строительство систем водоснабжения, канализации, электроснабжения, газораспределительной системы.
Данные обстоятельства ответчиком не опровергнуты. Суд первой инстанции также указал, что законодатель не установил такого требования, что на все объекты, расположенные на выкупаемом участке, должно быть зарегистрировано право собственности, следовательно, истец не может быть лишен права на льготный выкуп.
Принимая во внимание вышеуказанные обстоятельства, суд первой инстанции исковые требования оставил без удовлетворения.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, аналогичны доводам приведенным в суде первой инстанции. Указанным доводам была дана надлежащая оценка судом первой инстанции. Суд апелляционной инстанции соглашается с вышеуказанными обоснованными выводами суда первой инстанции.
В силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий (часть 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Заявителем жалобы не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые были бы не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта.
Доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, поскольку, не опровергая выводов суда, они сводятся исключительно к несогласию с оценкой установленных обстоятельств по делу, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Несогласие заявителя с выводами суда, иная оценка им фактических обстоятельств дела и иное толкование положений закона, не означают допущенной судом при рассмотрении дела ошибки и не подтверждают нарушений судом норм права, в связи с чем не имеется оснований для отмены судебного акта.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции считает, что арбитражным судом первой инстанции обстоятельства спора в данном конкретном случае исследованы всесторонне и полно, нормы материального и процессуального права применены правильно, выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Основания для переоценки обстоятельств, правильно установленных судом первой инстанции, у суда апелляционной инстанции отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, арбитражным апелляционным судом не установлено.
При изложенных обстоятельствах суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что оснований для отмены судебного акта по приведенным доводам жалобы и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 09 марта 2023 года по делу N А72-13372/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.А. Копункин |
Судьи |
Е.А. Митина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-13372/2022
Истец: ТОВАРИЩЕСТВО СОБСТВЕННИКОВ НЕДВИЖИМОСТИ "ПРИБРЕЖНОЕ", ТСН "Прибрежное"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ И АРХИТЕКТУРЫ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ