06 марта 2024 г. |
дело N А84-11269/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29.02.2024.
Постановление в полном объеме изготовлено 06.03.2024.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Баукиной Е.А., судей Зарубина А.В., Мунтян О.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шишкой Я.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу департамента труда и социальной защиты населения города Севастополя на решение Арбитражного суда города Севастополя от 14.11.2023,
принятое по иску общества с ограниченной ответственностью "Благоустройство города "Севастополь" (ОГРН: 1189204000820, ИНН: 9204568422, г. Севастополь)
к департаменту труда и социальной защиты населения города Севастополя (ОГРН: 1159204022922, ИНН: 9201510255, г. Севастополь)
о взыскании долга,
при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: государственного унитарного предприятия Севастополя "Единый информационно-расчетный центр" (ОГРН: 1149204044351, ИНН: 9204020957 г. Севастополь); Правительства Севастополя (ОГРН: 1149204002166, ИНН: 9204001231, г. Севастополь); Департамента финансов города Севастополя (ОГРН: 1149204005390, ИНН: 9204002845, г. Севастополь),
в присутствии:
от департамента труда и социальной защиты населения города Севастополя - представителя Дрюциной Изабелы Сергеевны по доверенности от 22.12.2023,
от общества с ограниченной ответственностью "Благоустройство города "Севастополь" - представителя Шаркаевой Эльвиры Рафкатовны по доверенности от 13.12.2023 N 14266;
в отсутствие третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, надлежащим образом извещённых о времени месте судебного заседания,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Благоустройство города "Севастополь" (далее - ООО "БГС") обратилось в Арбитражный суд города Севастополя к департаменту труда и социальной защиты населения города Севастополя (далее - Департамент) с иском о взыскании задолженности в общем размере 7905652,64 руб., в том числе, по договорам:
- от 01.02.2018 N 6 за период с 01.01.2018 по 31.12.2018 в размере 2816083,69 руб.,
- от 14.02.2019 N 17 за период с 01.01.2019 по 31.12.2019 в размере 3570097,05 руб.,
- от 14.02.2020 N 85 за период с 01.01.2020 по 31.12.2020 в размере 1519471,90 руб.
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 14.11.2023 иск удовлетворён в полном объеме.
Не согласившись с решением суда от 14.11.2023, Департамент обратился в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска. Апелляционная жалоба мотивирована тем, что решение суда первой инстанции принято с нарушением норм материального и процессуального права. Апеллянт указывает, что в соответствии с пунктом 18 Порядка возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки, организациям, оказывающим жилищно-коммунальные услуги и услуги связи, утвержденного постановлением Правительства Севастополя от 22.01.2015 N 28-ПП (далее - Порядок N 28-ПП) организации несут ответственность за достоверность информации об объеме и правильности расчетов предоставленных мер социальной поддержки и соответствие сумм, предъявленных к оплате, фактическим расходам на предоставление названных скидок. Истцом направлялись акты о возмещении расходов и расчеты (в виде электронных файлов - dbf таблица), связанные с представлением мер социальной поддержки, которые не прошли проверку в программном комплексе "Автоматизированная информационная система "Социальная поддержка населения" города Севастополя" (далее - АИС СПН). Начисления, не прошедшие проверку в АИС СПН, не подлежат возмещению, а попадают в протокол ошибок. Ежемесячно протоколы ошибок направляются Департаментом в организацию и в случае устранения ошибок, начисления принимаются к возмещению в текущем периоде. Ответчик не имел возможности возместить понесенные расходы организации по причине того, что истцом не были направлены корректные сведения.
Определением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 12.01.2024 апелляционная жалоба принята к производству.
В отзыве на апелляционную жалобу ООО "БГС" возразило против её удовлетворения, указало, что обоснованные отказы в возмещении сумм льгот, предоставленных ООО "БГС" льготным категориям граждан, Департаментом в материалы дела не предоставлены. Суммы, не возмещенные ответчиком в предшествующем месяце, включались в файлы к возмещению в последующие месяцы. Ссылка Департамента на программный комплекс "Автоматизированная информационная система "Социальная поддержка населения" города Севастополя" (далее - АИС СПН) является несостоятельной, поскольку право истца на получение возмещения понесенных расходов не может быть поставлено в зависимость от корректности работоспособности АИС СПН.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, извещенные о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в том числе публично, посредством размещения информации о судебном заседании на сайте http://kad.arbitr.ru/, в судебное заседание 29.02.2024 представителей не направили.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие вышеуказанных лиц.
В судебном заседании представитель Департамента просил отменить решение суда первой инстанции, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска. Представитель ООО "БГС" возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по доводам, изложенным в отзыве на нее.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии с положениями главы 34 АПК РФ.
При рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для дела.
ООО "БГС" является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на всей территории города Севастополя в соответствии с соглашением об организации и осуществлении деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории города Севастополя от 14.08.2017.
Между ООО "БГС" и Департаментом ежегодно заключаются договоры "О возмещении расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных и услуг связи отдельным категориям граждан" (далее - Договоры):
- от 01.02.2018 N 6 за период с 01.01.2018 по 31.12.2018;
- от 14.02.2019 N 17 за период с 01.01.2019 по 31.12.2019;
- от 14.02.2020 N 85 за период с 01.01.2020 по 31.12.2020.
Предметом Договоров является возмещение ООО "БГС" расходов, связанных с предоставлением жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, имеющих право на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг и услуг связи, в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на территории города Севастополя.
Указанные договоры заключены на основании постановления Правительства Севастополя от 22.01.2015 N 28-ПП "Об утверждении Порядка предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг и услуг связи отдельным категориям граждан, проживающих на территории города Севастополя, и Порядка возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки, организациям, оказывающим жилищно-коммунальные плуги и услуги связи".
Согласно пунктам 2.1.1 - 2.1.5 Договоров ООО "БГС" обязано производить расчеты на возмещение расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, а также формировать и подавать расчеты на возмещение расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, в виде электронного файла, утвержденного Ответчиком, и на бумажных носителях в соответствии с правилами делопроизводства по формам, утвержденным Ответчиком, в срок до 8-го числа месяца, следующего за отчетным. После проведения проверки расчетов Департаментом, ООО "БГС" подписывает акт об оказании услуг.
Все акты и электронные файлы направлялись ежемесячно в адрес Департамента для возмещения.
Согласно пункту 2.2.3. Договоров Департамент обязан в течение 30 дней с момента подписания актов производить расчеты с организацией за счет средств, поступающих из федерального бюджета, и за счет средств бюджета города Севастополя.
Приказом Департамента от 23.03.2018 N 118 утверждены методические рекомендации по порядку приема отчетов о возмещении затрат, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг и услуг связи, организациям, оказывающим жилищно-коммунальные услуги и услуги связи.
В соответствии с приложением N 1 к приказу Департамента N 397 ООО "БГС" заполняет соответствующие поля электронного файла обмена.
Однако в спорный период работу выполняло государственное унитарное предприятие Севастополя "Единый информационно-расчетный центр" по договору от 11.02.2022 N 22-3/2022.
Согласно пункту 12 Порядка возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки, организациям, оказывающим жилищно-коммунальные услуги и услуги связи, утвержденных постановлением Правительства Севастополя от 22.01.2015 N 28-ПП (далее - Порядок N 28-ПП), перечисление средств организациям за предоставленные гражданам меры социальной поддержки производится Департаментом на основании актов о возмещении расходов в пределах объема утвержденных бюджетных ассигнований и доведенных лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных на эти цели. Перечисление осуществляется Департаментом в течение 30 дней со дня подписания актов о возмещении расходов. Данное условие также установлено пунктом 2.2.3 Договоров.
По расчету ООО "БГС" общая сумма убытков в связи с предоставлением гражданам мер социальной поддержки (льгот на оплату жилищно-коммунальной услуги) составила 7905652,64 руб., из которых:
- по договору от 01.02.2018 N 6 период с 01.01.2018 по 31.12.2018 задолженность Департамента перед ООО "БГС" по мерам социальной поддержки, начисленным потребителям за 2018 год составляет 2816083,69 руб.;
- по договору от 14.02.2019 N 17 период с 01.01.2019 по 31.12.2019 задолженность Департамента перед ООО "БГС" по мерам социальной поддержки, начисленным потребителям за 2019 год составляет 3570097,05 руб.;
- по договору от 14.02.2020 N 85 период с 01.01.2020 по 31.12.2020 задолженность Департамента перед ООО "БГС" по мерам социальной поддержки, начисленным потребителям за 2020 год составляет 1519471,90 руб.
ООО "БГС" 14.12.2022 заказным письмом с простым уведомлением направило Департаменту претензию от 12.12.2022 N 10841 с требованием возместить расходы, связанные с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг льготным категориям граждан.
Поскольку требование, изложенное в претензии, оставлено Департаментом без ответа и исполнения, ООО "БГС" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Департамент просил оставить исковое заявление без рассмотрения по причине несоблюдения истцом претензионного порядка (обращение с иском через 8 дней после предъявления претензии), а также возражал против удовлетворения иска в связи с пропуском срока исковой давности по требованию о взыскании суммы за период с 01.01.2018 по 19.12.2019.
Принимая решение об удовлетворении иска, суд первой инстанции, руководствуясь статьями 195, 196, 199, 200 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьей 6, Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления",
Порядком возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки организациям, оказывающим жилищно-коммунальные услуги и услуги связи, утвержденным постановлением Правительства Севастополя от 22.01.2015 N 28-ПП (далее - Порядок N 28-ПП), пришел к выводу, что срок исковой давности по требованиям о взыскании суммы за период с 01.01.2018 по 19.12.2019 не истек; ООО "БГС", являясь исполнителем коммунальных услуг, предоставило коммунальные услуги гражданам, пользующимся льготами, вправе требовать в течение последующего финансового года предусмотренное Договорами возмещение за фактически предоставленные льготникам скидки на оплату коммунальных услуг с учетом перерасчетов, проведенных за предыдущий календарный год.
Повторно рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела, заслушав пояснения истца и ответчика, проверив доводы апеллянта, возражения на нее, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд соглашается с выводами арбитражного суда первой инстанции, учитывая следующее.
Согласно статье 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере (пункт 1). Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права (пункт 2).
В соответствии со статьей 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Как следует из статьи 16.1 ГК РФ, в случаях и в порядке, которые предусмотрены законом, ущерб, причиненный личности или имуществу гражданина либо имуществу юридического лица правомерными действиями государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, а также иных лиц, которым государством делегированы властные полномочия, подлежит компенсации.
В соответствии со статьей 6 БК РФ расходами бюджета признаются выплачиваемые из бюджета денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с Бюджетным кодексом источниками финансирования дефицита бюджета; к расходным обязательствам относятся обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования) или действующего от его имени казенного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средств из соответствующего бюджета.
В пункте 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм бюджетного законодательства Российской Федерации" (далее - постановление Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 23) разъяснено, что при рассмотрении исков организаций, предоставивших потребителям бесплатно или по льготным ценам товары (работы, услуги) в рамках реализации установленных законом льгот, о взыскании с публично-правовых образований убытков, вызванных неполучением в связи с этим платы (далее - убытки), судам необходимо иметь в виду следующее. В тех случаях, когда публично - правовое образование в правовых актах, принимаемых во исполнение законов, установивших льготы, предусматривает последующую компенсацию не полученной от потребителей платы, неисполнение этой обязанности по компенсации влечет возникновение убытков у лица, реализовавшего товары (выполнившего работы, оказавшего услуги) по льготным ценам или без получения платы от потребителя. Следовательно, такие споры являются спорами о взыскании убытков, обусловленных избранным законодателем способом реализации льгот, предусматривающим последующую компенсацию организациям неполученной платы.
В соответствии с законами Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", от 15.01.1993 N 4301-1 "О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы", федеральными законами от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", от 09.01.1997 N 5-ФЗ "О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда, Героям Труда Российской Федерации и полным кавалерам ордена Трудовой Славы", от 26.11.1998 N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча", от 10.01.2002 N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне", постановлениями Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 N 549 "О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан", от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", законами города Севастополя от 26.12.2014 N 98-ЗС "О социальной поддержке многодетных семей в городе Севастополе", от 23.01.2015 N 106-ЗС "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории города Севастополя", от 09.02.2015 N 112-ЗС "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Севастополе", от 20.04.2017 N 339-ЗС "О жителях осажденного Севастополя" Правительством Севастополя принято постановление от 22.01.2015 N 28-ПП "Об утверждении Порядка предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг и услуг связи отдельным категориям граждан, проживающих на территории города Севастополя", приложением N 2 которого в спорные периоды (2018-2020 годы) являлся Порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки, организациям, оказывающим жилищно-коммунальные услуги и услуги связи (далее - Порядок N 28-ПП).
Согласно пункту 2.1 Порядка предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг и услуг связи отдельным категориям граждан, проживающих на территории города Севастополя меры социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг (горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, обращение с твердыми коммунальными отходами, электроснабжение, газоснабжение (кроме бытового газа в баллонах, твердого топлива при наличии печного отопления)), услуг связи предоставляются гражданам в натуральном виде путем возмещения затрат организациям, оказывающим жилищно-коммунальные услуги и услуги связи населению (далее - организации).
Согласно пункту 3 Порядка N 28-ПП возмещение расходов организациям осуществляется Департаментом труда и социальной защиты населения города Севастополя (далее - Департамент).
В целях исполнения своих обязательств перед собственниками многоквартирных домов ООО "БГС" по Договору от 01.02.2018 N 6 за период с 01.01.2018 по 31.12.2018, по Договору от 14.02.2019 N17 за период с 01.01.2019 по 31.12.2019, по Договору от 14.02.2020 N 85 за период с 01.01.2020 по 31.12.2020 предоставлял услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами категориям граждан, указанным в постановлении Правительства Севастополя от 22.01.2015 N 28-ПП, с учетом предусмотренных законодательством льгот по их оплате.
Согласно пунктам 6, 7, 8, 9, 10, 12 Порядка N 28-ПП (в редакции, действовавшей в спорный период) ежемесячно, до 3-го числа месяца, следующего за отчетным, структурные подразделения социальной защиты населения по месту жительства передают на магнитных носителях организациям реестры граждан, имеющих право на скидки. Структурные подразделения органов социальной защиты населения по месту жительства обязаны включать в реестр для возмещения расходов льготников, вновь получивших право на меры социальной поддержки, с даты обращения. Организации ежемесячно, до 8-го числа месяца, следующего за отчетным, предоставляют в структурное подразделение органа социальной защиты населения по месту жительства реестры на магнитных носителях с указанием стоимости фактически предоставленных скидок на оплату жилого помещения, коммунальных услуг и услуг связи по каждому получателю. Структурное подразделение органа социальной защиты населения по месту жительства ежемесячно, до 15-го числа месяца, следующего за отчетным, осуществляет сверку представленных организациями реестров граждан, которым предоставлены скидки на оплату за жилое помещение и коммунальные услуги. Акт о возмещении расходов (в 2 экземплярах) на бумажном носителе, подтверждающий объем предоставленных скидок на оплату жилого помещения, коммунальных услуг и услуг связи и сумму, подлежащую возмещению в соответствии с установленными тарифами на эти услуги, передается до 15-го числа месяца в Департамент с подписью должностного лица структурного подразделения органа социальной защиты населения по месту жительства. Акт о возмещении расходов подписывается (в 2 экземплярах) должностными лицами Департамента и должностными лицами организации, предоставившей скидки на оплату за жилое помещение, коммунальные услуги и услуги связи, и заверяется печатями сторон. Перечисление средств организациям за предоставленные гражданам меры социальной поддержки производится Департаментом на основании актов о возмещении расходов в пределах объема утвержденных бюджетных ассигнований и доведенных лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных на эти цели. Перечисление осуществляется Департаментом в течение 30 дней со дня подписания актов о возмещении расходов.
Все электронные файлы направлялись ООО "БГС" ежемесячно в адрес Департамента для возмещения.
В соответствии с порядком взаимодействия с Департаментом суммы мер социальной поддержки из реестра ошибок включались в файл электронного обмена в формате *. DBF в последующих месяцах и предъявлялись невозмещенных суммы в текущем году за предыдущий год (т. 1, л.д. 62-68).
Согласно пункту 5 Порядка N 28-ПП возмещение расходов организациям производится Департаментом за фактически предоставленные льготникам скидки на оплату жилого помещения, коммунальных услуг и услуг связи с учетом перерасчетов, проведенных в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и города Севастополя за предыдущий календарный год в текущем финансовом году.
Поскольку Департаментом не оспорены по содержанию списки лиц, которым истцом предоставлены льготы, правовая природа таких льгот, наличие самой задолженности и ее размер, суд первой инстанции с учетом имеющихся в материалах дела документов пришел к обоснованному выводу о подтверждении ООО "БГС" факта несения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате коммунальных услуг, а также размер убытков.
Довод ответчика о применении срока исковой давности по начислениям за период с 01.01.2018 по 19.12.2019 правомерно отклонен судом первой инстанции, учитывая следующее.
В соответствии со статьей 195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
Согласно части 1 статьи 196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 ГК РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 200 ГК РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. По обязательствам с определенным сроком исполнения течение срока исковой давности начинается по окончании срока исполнения.
Из буквального толкования пункта 5 Порядка N 28-ПП следует, что законодательным актом субъекта Департаменту предоставлен срок в два года на возмещение сумм льгот: за предыдущий календарный год в текущем финансовом году.
Установленный пунктом 12 Порядка N 28-ПП 30-дневный срок для перечисления денежных средств организациям за предоставленные гражданам меры социальной поддержки относится к суммам, не являющимися спорными, принимаемыми обеими сторонами согласно актам о возмещении расходов.
Предметом исковых требований по делу N А84-11269/2022 являются суммы, которые были фактически предоставлены ООО "БГС" получателям льгот на оплату коммунальных услуг, заявлены ООО "БГС" Департаменту как расходы, подлежащие возмещению, но по которым возмещение расходов Департаментом ни в текущем, ни в следующем финансовом году не было произведено.
Данные суммы, по причине их неоплаты, впоследствии ежемесячно указывались в реестрах, передаваемых Департаменту на электронных носителях.
Департаментом мотивированные возражения с указанием причин непринятия к возмещению указанных сумм не были представлены.
Таким образом, льготы, предоставленные за 2018 год в сумме 2816083,69 руб., должны были быть возмещены Департаментом истцу в течение текущего 2018 года и до конца следующего финансового 2019 года.
Соответственно, льготы, предоставленные за 2019 год в сумме 3570097,05 руб., должны были быть возмещены Департаментом истцу в течение текущего 2019 года и до конца следующего финансового 2020 года.
Исковое заявление подано ООО "БГС" 20.12.2022.
Кроме того, согласно пункту 3 статьи 202 ГК РФ течение срока исковой давности приостанавливается, если стороны прибегли к несудебной процедуре разрешения спора, обращение к которой предусмотрено законом, в том числе к обязательному претензионному порядку (пункт 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности").
В этих случаях течение исковой давности приостанавливается на срок, установленный законом для проведения этой процедуры, а при отсутствии такого срока - на шесть месяцев со дня начала соответствующей процедуры.
В пункте 14 Обзора практики применения арбитражными судами положений процессуального законодательства об обязательном досудебном порядке урегулирования спора, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 22.07.2020 указано, что из системного толкования пункта 3 статьи 202 ГК РФ и части 5 статьи 4 АПК РФ следует правило, в соответствии с которым течение срока исковой давности приостанавливается на срок фактического соблюдения претензионного порядка (с момента направления претензии до момента получения отказа в ее удовлетворении), непоступление ответа на претензию в течение 30 дней либо срока, установленного договором, приравнивается к отказу в удовлетворении претензии, поступившему на 30 день либо в последний день срока, установленного договором. Таким образом, если ответ на претензию не поступил в течение 30 дней или срока, установленного договором, или поступил за их пределами, течение срока исковой давности приостанавливается на 30 дней либо на срок, установленный договором для ответа на претензию.
Так как истец 14.12.2022 обратился к ответчику с претензией от 12.12.2022 N 10841, то срок исковой давности был приостановлен с 14.12.2022 до 20.12.2022.
Таким образом, срок исковой давности по заявленным ООО "БГС" требованиям не истек.
В апелляционной жалобе единственным доводом Департамента против решения Арбитражного суда города Севастополя от 14.11.2023 является только то, что представленные истцом акты о возмещении расходов и расчеты (в виде электронных файлов - dbf таблица), связанные с представлением мер социальной поддержки, не прошли проверку в программном комплексе "Автоматизированная информационная система "Социальная поддержка населения" города Севастополя" (далее - АИС СПН). Начисления, не прошедшие проверку в АИС СПН, не подлежат возмещению, а попадают в протокол ошибок. Ежемесячно протоколы ошибок направляются Департаментом в организацию и в случае устранения ошибок, начисления принимаются к возмещению в текущем периоде.
Определением от 08.02.2024 суд апелляционной инстанции предложил Департаменту представить письменные пояснения, в которых указать том и лист дела или дату представления в Арбитражный суд города Севастополя протоколов ошибок файлов (dbf таблиц) с доказательствами их направления ООО "БГС".
Департамент определение от 08.02.2024 не исполнил.
Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции не установил наличия доказательств направления Департаментом ООО "БГС" протоколов ошибок файлов (dbf таблиц).
Приведенные в апелляционной жалобе доводы рассмотрены судом апелляционной инстанции и признаны несостоятельными, поскольку они сводятся к несогласию заявителя с установленными по делу фактическими обстоятельствами, которые, однако, подтверждаются представленными в материалы дела доказательствами, что не свидетельствует о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, которые в силу части 4 статьи 270 АПК РФ являются основанием для безусловной отмены судебного акта, не допущено.
Поскольку Департамент в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождена от уплаты государственной пошлины, с учетом пункта 14 постановления Пленума ВАС РФ от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах" вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины в связи с рассмотрением апелляционной жалобы, судом не разрешается.
Руководствуясь статьями 110, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Севастополя от 14.11.2023 по делу N А84-11269/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу департамента труда и социальной защиты населения города Севастополя - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.А. Баукина |
Судьи |
А.В. Зарубин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А84-11269/2022
Истец: ЗАО ГОСУДАРСТВЕННОЕ УНИТАРНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ СЕВАСТОПОЛЯ ЕДИНЫЙ ИНФОРМАЦИОННО-РАСЧЕТНЫЙ ЦЕНТР, ООО "БЛАГОУСТРОЙСТВО ГОРОДА "СЕВАСТОПОЛЬ"
Ответчик: Департамент труда и социальной защиты населения города Севастополя
Третье лицо: ГУП СЕВАСТОПОЛЯ "ЕДИНЫЙ ИНФОРМАЦИОННО-РАСЧЕТНЫЙ ЦЕНТР", Департамент финансов города Севастополя, Правительство Севастополя