город Томск |
|
30 мая 2023 г. |
Дело N А02-1566/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 мая 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 мая 2023 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего |
|
Сорокиной Е.А., |
судей |
|
Афанасьевой Е.В., |
|
|
Киреевой О.Ю., |
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Семененко И.Г.., рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Федерального агентства лесного хозяйства (N 07АП-3339/2023) на решение Арбитражного суда Республики Алтай от 13.03.2023 по делу N А02-1566/2022 (судья Кириченко Е.Ф.) по иску Федерального агентства лесного хозяйства (ОГРН 1047796366298, ИНН 7705598840, ул. Пятницкая, д. 59/19, стр. 5, г. Москва) к индивидуальному предпринимателю Сайланкину Константину Николаевичу (ОГРНИП 320040000008203, ИНН 040600717726, пр-кт. Коммунистический, д. 51, кв. 7, г. ГорноАлтайск, Республика Алтай) к Сельскохозяйственному производственному кооперативу "Тюнгур" (ОГРН1020400564690, ИНН 0406003700, ул. Сухова, д. 23/3, с. Тюнгур, р-н. УстьКоксинский, Республика Алтай), о признании отсутствующим зарегистрированного права собственности, внесении изменений в ЕГРН.
при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства природных ресурсов, экологии и туризма Республики Алтай (ИНН 0411130302), Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Алтай (ИНН 0411119757), Казенного учреждения Республики Алтай "Усть-Коксинское лесничество" (ИНН 0404026854), Федерального государственного бюджетного учреждения "РОСЛЕСИНФОРГ" (ОГРН 1157746215527, ИНН 7722319952, 109316, город Москва, Волгоградский пр-кт, д. 45 стр. 1), ФГБУ "РОСЛЕСИНФОРГ" - "Запсиблеспроект" (630048, г. Новосибирск, ул. Немировича-Данченко, 137/1), Прокурора Республики Алтай (ул. Чорос-Гуркина, д. 25, г. Горно-Алтайск, Республика Алтай),
при участии в судебном заседании Сайланкина К.Н.(паспорт); представителя ООО СПК "Тюнгур" Сайланкина К.Н. (доверенность от 20.05.2023, паспорт);
УСТАНОВИЛ:
Федеральное агентство лесного хозяйства обратилось (далее - Рослесхоз, истец) в Арбитражный суд Республики Алтай с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю Сайланкину Константину Николаевичу (далее - предприниматель, ответчик) к Сельскохозяйственному производственному кооперативу "Тюнгур" (далее - СПК "Тюнгур", ответчик) о признании отсутствующим зарегистрированного права долевой собственности СПК "Тюнгур" и Сайланкина К.Н. на часть земельного участка с кадастровым номером 04:08:000000:12, площадью 133593090 кв.м, имеющего пересечение с землями лесного фонда Российской Федерации, расположенными в кварталах 304-306, 309-313, 316-323, 326-330 Мультинского участкового лесничества Усть-Коксинского лесничества Республики Алтай, с координатами поворотных точек границы пересекаемой части спорного земельного участка указанных в заключение Западно-Сибирского филиала ФГБУ "Рослесинфорг" и исключении из Единого государственного реестра недвижимости записи (сведения) о данных площадях в координатах границ на указанный земельный участок.
Определением от 18.01.2023 судпривлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Федеральное государственное бюджетное учреждение "РОСЛЕСИНФОРГ" (ОГРН 1157746215527, ИНН 7722319952, 109316, город Москва, Волгоградский пр-кт, д. 45 стр. 1), ФГБУ "РОСЛЕСИНФОРГ" - "Запсиблеспроект" (630048, г. Новосибирск, ул. Немировича-Данченко, 137/1).
Решением Арбитражного суда Республики Алтай от 13.03.2023 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, истец обратился с апелляционной жалобой, указывая, что судом не дана оценка тому обстоятельству, что в границах участка произрастают лесные насаждения в связи с чем участок не мог быть предоставлен в пользование ответчика. Право собственности Российской Федерации на земли лесного фонда признано в силу закона, а не в силу осуществления самой процедуры государственной регистрации права. Доказательствами отнесения земельных участков к землям лесного фонда являются выписки из таксационных описаний, копии лесоустраительных планшетов, планы лесных насаждений, карты-схемы лесничеств.
В представленных отзывах ответчик и прокуратура Республики Алтай полагают решение суда законным, обоснованным и не подлежащим отмене.
Судом установлено и следует из материалов дела, что на основании Постановления Усть-Коксинского районного Совета народных депутатов от 29.12.1992 года N 153 по состоянию на декабрь 1992 года в товариществе с ограниченной ответственностью им. П. Сухова в постоянном бессрочном пользовании находилось 48211 га земель (постановление Решением Малого Совета Усть-Коксинского районного Совета народных депутатов Республики Алтай от 22.12.1992 N 159 "О приватизации земель товарищества с ограниченной ответственностью "Сельхозпредприятие им. П. Ф. Сухова" и свидетельством от 04.01.1993 N52-р 48211 га земель сельскохозяйственного назначения были дополнительно закреплены товариществу в постоянное бессрочное пользование.
Согласно постановлению Усть-Коксинского района Республики Алтай от 19.06.2000 N 219 в связи с реорганизацией СПК имени Сухова было зарегистрировано в СПК "Тюнгур". Постановлением администрации Усть-Коксинского района Республики Алтай от 24.12.2000 N 415 "О выделении земель СПК "Тюнгур" из состава земель СПК имени Сухова в постоянное бессрочное пользование СПК "Тюнгур" было предоставлено 14781 га лесных площадей.
Состав этих земель отражен в кадастровом плане земельного участка от 28.02.2008, где их площадь в результате уточнения составила 19412 га. 11 По договору N 76 от 12.02.2015 и соглашению N 166 от 18.07.2017 СПК "Тюнгур" выкупил земельный участок с кадастровым номером 04:08:000000:12 у администрации муниципального образования "Усть-Коксинский район" Республики Алтай. Право собственности СПК "Тюнгур" на земельный участок было зарегистрировано 19.07.2017.
По договору от 13.08.2018 кооператив продал 1/6 долю в праве собственности на земельный участок, площадь которого к тому времени была равна 193917181 кв. м, Сайланкину К.Н. Право собственности Сайланкина К. Н. было зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости 10.09.2018.
Таким образом, спорный земельный участок земель сельскохозяйственного назначения, предназначенный для сельскохозяйственного производства площадью 193917181 кв. м с местоположением, установленным относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир СПК "Тюнгур". Почтовый адрес ориентира: Республика Алтай, р-н Усть-Коксинский, кадастровый номер 04:08:000000:12 принадлежит ответчикам СПК "Тюнгур" на праве общей долевой собственности (5/6 долей) и Сайланкину Константину Николаевичу (1/6 доля) с 04.01.1993 года.
Согласно выписке из ЕГРП земельный участок с кадастровым номером 04:08:000000:12(единое землепользование) площадью 193824180 кв.м, категория земель "земли сельскохозяйственного назначения" находится в общей долевой собственности СПК "Тюнгур" (доля составляет 5/6) и Сайланкина Константина Николаевича (доля составляет 1/6).
Из заключений ФГБУ "Рослесинфорг" филиала "Запсиблеспроект" следует, что спорный земельный участок в части площади 133593090 кв.м, имеет пересечение с землями лесного фонда Российской Федерации, расположенными в кварталах 304-306, 309-313, 316-323, 326-330 Мультинского участкового лесничества Усть-Коксинского лесничества Республики Алтай, с координатами поворотных точек границы пересекаемой части спорного земельного участка.
05.08.2008 на спорных земельных участках на основании части 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации, статьями 4.2, 4.4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса РФ" за Российской Федерацией зарегистрировано право собственности на лесной участок с категорией земель: земли лесного фонда площадью 257289 га, расположенный по адресу: Россия, Республика Алтай, Усть-Коксинский район Усть-Коксинское лесничество и выдано свидетельство о государственной регистрации права.
Факт нахождения спорного земельного участка в границах участка лесного фонда, принадлежащего Российской Федерации на праве собственности, подтверждается соответствующей записью о регистрации в ЕГРН о праве собственности Российской Федерации на земли лесного фонда, а также заключением филиала ФГБУ "Рослесинфорг" "Запсиблеспроект", информацией о лесном участке, фотопланшетом Уста-Коксинского лесничества, таксационным описанием.
Истец, полагая, что спорный земельный участок незаконно находится в пользовании ответчиков, обратился в суд с иском.
Суд первой инстанции принял по существу правильное решение, при этом выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм действующего законодательства Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции, отклоняя доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из следующего.
Земельным участком признается часть земной поверхности, имеющая характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи (пункт 3 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации; часть 8 статьи 22 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ)).
Границы являются главным индивидуализирующим признаком земельного участка и определяются при выполнении кадастровых работ по межеванию (часть 4.2 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" (далее - Закон N 221-ФЗ), часть 2 статьи 8 Закона N 218-ФЗ).
Согласно статье 70 Земельного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".
Государственный кадастровый учет недвижимого имущества - это внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений, в том числе о земельных участках, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных Законом N 218-ФЗ сведений об объектах недвижимости (часть 7 статьи 1 Закона N 218-ФЗ).
В силу пункта 3 части 4 статьи 8 Закона N 218-ФЗ в кадастр недвижимости вносятся основные сведения об объекте недвижимости, в том числе, описание местоположения объекта недвижимости.
В соответствии с пунктом 7 статьи 38 Закона N 221-ФЗ, частью 8 статьи 22 Закона N 218-ФЗ местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
Согласно частям 2, 4 статьи 8 Закона N 218-ФЗ границы и площадь земельного участка отнесены к его основным характеристикам.
В пункте 6 части 5 статьи 14 Закона N 218-ФЗ определено, что государственный кадастровый учет осуществляется, в том числе в связи с изменением основных характеристик объекта недвижимости.
В силу частей 1, 2 статьи 40 Закона о кадастре недвижимости результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования и является частью межевого плана. Местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии в акте согласования личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей.
Согласно части 4 статьи 69 Закона о регистрации технический учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе осуществленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке до дня вступления в силу Закона о государственном кадастре, признается юридически действительным, и такие объекты считаются ранее учтенными объектами недвижимого имущества.
Согласно выписке из ЕГРН на спорный земельный участок, в реестре отсутствуют перечни координат поворотных точек обособленных (условных) участков, входящих в единое землепользование, площади последних являются декларируемыми. Таким образом, границы земельного участка с кадастровым номером 04:08:000000:12 (единое землепользование) категории земель сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства, не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства. В ЕГРН в 2018 году на него зарегистрировано право общей собственности СПК "Тюнгур" и ИП Сайланкина К.Н. как на ранее учтенный объект недвижимости. Объект недвижимости имеет статус "актуальные, ранее учтенные".
Таким образом, спорный земельный участок с кадастровым номером 04:08:000000:12 не имеет установленных границ, что объективно не позволяет установить их местоположение, а также точные площади обособленных земельных участков единого землепользования. Спорный земельный участок не обладает характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи. Следовательно, невозможно установить пересечение этих границ с землями государственного лесного фонда, границы которых определены по материалам лесоустройства, а равно площади этих пересечений.
Довод апеллянта, что на землях ответчиков имеется лесная растительность, не влечет отнесения земель СПК "Тюнгур" к землям лесного фонда.
Как правомерно указал суд первой инстанции, в соответствии с частями 1, 4 статьи 60.2 Закона N 218-ФЗ (в редакции Федерального закона N 280-ФЗ), если при осуществлении государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, права на который возникли до 1 января 2016 года и до даты внесения в ЕГРН сведений о местоположении границ лесного участка, было выявлено пересечение границ такого земельного участка с границами лесного участка, лесничества, лесопарка, данное обстоятельство не является препятствием для осуществления государственного кадастрового учета указанного земельного участка.
Границы лесных участков изменяются в соответствии с описанием местоположения границ земельного участка, содержащимся в сведениях ЕГРН, в случае выявления их пересечения с границами земельного участка, права на который зарегистрированы до 1 января 2016 года, если пересечение их границ было выявлено органом регистрации прав при осуществлении регистрации прав на данный земельный участок, обнаружении ошибки, указанной в части 3 статьи 61 настоящего Федерального закона, в том числе выявленной по заявлению правообладателя земельного участка.
На основании части 6 статьи 10 Закона N 280-ФЗ орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение ЕГРН и предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН, до 1 января 2023 года осуществляет устранение противоречий между сведениями ЕГРН в части пересечения границ земельных участков и границ лесных участков, пересечения границ лесных участков и границ иных лесных участков, если границы таких земельных участков, лесных участков описаны в соответствии с системой координат, используемой для ведения ЕГРН в порядке, установленном Федеральным законом N 218-ФЗ, и в части лесных участков, которые имеют одинаковый адрес или иное одинаковое описание, позволяющие предполагать полное или частичное совпадение их местоположения, в порядке, предусмотренном для устранения реестровых ошибок.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области лесных отношений, до 1 января 2023 года приводит сведения ГЛР в соответствие со сведениями ЕГРН, в том числе в части сведений об особо охраняемых природных территориях, территориях объектов культурного наследия, расположенных на землях лесного фонда, о границах таких территорий и об ограничениях по использованию лесных участков, расположенных в указанных границах (часть 7 названной статьи).
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации применительно к положениям статьи 4.6 Закона N 201-ФЗ и части 2 статьи 14 Закона N 172-ФЗ, в редакции внесенных изменений, установив приоритет сведений о категории земельных участков, содержащихся в правоустанавливающих документах и ЕГРН, перед категорией земель, указанной в ГЛР и лесном плане субъекта Российской Федерации, федеральный законодатель исключил возможность изъятия земельных участков у лиц, которые приобрели их на законном основании и были указаны как их собственники в ЕГРН, только по формальным основаниям их расположения в границах лесничеств и лесопарков в соответствии с данными ГЛР (пункт 17 Обзора практики Конституционного Суда Российской Федерации за второй и третий кварталы 2017 года, утвержденного решением Конституционного Суда Российской Федерации от 09.11.2017).
Все приведенные апеллянтом аргументы были учтены судом первой инстанции.
Доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих установленные судом первой инстанции обстоятельства и его выводы, в апелляционной жалобе не приведено, фактически все доводы, изложенные в апелляционной жалобе, направлены на переоценку фактических обстоятельств и представленных в дело доказательств, правильно установленных и оцененных судом первой инстанции, и не могут служить основаниями для отмены принятого решения.
Суд апелляционной инстанции полагает, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина по апелляционной жалобе подлежит отнесению на ее подателя.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет"
Руководствуясь статьёй 110, пунктом 1 статьи 269, статьёй 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Алтай от 13.03.2023 по делу N А02-1566/2022 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Федерального агентства лесного хозяйства - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Республики Алтай.
Председательствующий |
Е.А. Сорокина |
Судьи |
Е.В. Афанасьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А02-1566/2022
Истец: Федеральное агентство лесного хозяйства
Ответчик: Сайланкин Константин Николаевич, Сельскохозяйственный "Тюнгур"
Третье лицо: ФГБУ "Рослесинфорг", ФГБУ Западно-Сибирский филиал "Запсиблеспроект" "Рослесинфорг", ФГУП ЗСФ ГИЛ "Рослесинфорг" "Запсиблеспроект", Администрация муниципального образования "Усть-Коксинский район" Республики Алтай, Казенное учреждение Республики Алтай "Усть-Коксинское лесничество", МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ, ЭКОЛОГИИ И ТУРИЗМА РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ, Прокуратура Республики Алтай, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Алтай