город Ростов-на-Дону |
|
30 мая 2023 г. |
дело N А32-50823/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 мая 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 мая 2023 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ковалевой Н.В.,
судей Маштаковой Е.А., Новик В.Л.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Барановой М.С.,
в отсутствии лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Администрации Новокубанского городского поселения Новокубанского района
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 02.03.2023 по делу N А32-50823/2021
по заявлению Администрации Новокубанского городского поселения Новокубанского района (ИНН 2343017860, ОГРН 1052324150977)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (ИНН 2310056695, ОГРН 1022301598945)
о признании отказов во включении в ЕГРН сведений незаконными, об обязании включить в ЕГРН сведения о ранее учтенных объектов недвижимости,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Новокубанского городского поселения Новокубанского района (далее - заявитель) обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконными отказов Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (далее - заинтересованное лицо) во включении в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенных объектов недвижимости сооружений; об обязании Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю включить в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенных объектов недвижимости сооружений, расположенных по адресам: 352240, Краснодарский край. Новокубанский район, г. Новокубанск, снт Кубань, ул. Грушевская; 352240, Краснодарский край. Новокубанский район, г. Новокубанск, снт Кубань, ул. Дачная; 352240, Краснодарский край. Новокубанский район, г. Новокубанск, снт Кубань, ул. Малиновая;. 352240. Краснодарский край. Новокубанский район, г. Новокубанск, снт Кубань, ул. Набережная; 352240, Краснодарский край. Новокубанский район, г. Новокубанск, снт Кубань, ул. Садовая; 352240, Краснодарский край. Новокубанский район, г. Новокубанск, снт Кубань, ул. Цветочная; 352240, Краснодарский край, Новокубанский район, г. Новокубанск, снт Кубань, ул. Виноградная; 352240, Краснодарский край, Новокубанский район, г. Новокубанск, снт Кубань, ул. Вишневая; указать, что принятое решение является основанием о включении в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенных объектов недвижимости сооружений.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 02.03.2023 по делу N А32-50823/2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Администрация Новокубанского городского поселения Новокубанского района обжаловала решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило его отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указал, что в материалах дела имеются документы о том, что в реестре муниципального имущества Новокубанского поселения включены автомобильные дороги общего пользования, государственная регистрация права на которые до настоящего времени не проведена (Постановление главы администрации Новокубанского городского поселения Новокубанского района от 29 декабря 2018 года N 1099). Новокубанский районный суд удовлетворил административное исковое заявление прокурора Новокубанского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Новокубанского городского поселения Новокубанского района о признании незаконным бездействия в части регистрации права на имущество, о понуждении устранения выявленных нарушений, о возложении обязанностей зарегистрировать право собственности на автомобильные дороги общего пользования, расположенные на территории городского поселения.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей не обеспечили.
В связи с изложенным, апелляционная жалоба рассматривается в их отсутствие, в порядке, предусмотренном статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Администрация Новокубанского городского поселения Новокубанского района обратилась в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю с заявлениями:
- от 10 августа 2021 года N КУВД -001/2021-33334803 о включении в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости сооружении, расположенном по адресу: 352240, Краснодарский край, Новокубанский район, г. Новокубанск, снт Кубань, ул. Грушевская;
- от 13 августа 2021 года N КУВД-001/2021-33334947 о включении в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости сооружении, расположенном по адресу: 352240, Краснодарский край, Новокубанский район, г. Новокубанск, снт Кубань, ул. Дачная;
- от 13 августа 2021 года N КУВД-001/2021-33339687 о включении в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости сооружении, расположенном по адресу: 352240, Краснодарский край, Новокубанский район, г. Новокубанск, снт Кубань, ул. Малиновая;
- от 13 августа 2021 года N КУВД-001/2021-333340118 о включении в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости сооружении, расположенном по адресу: 352240, Краснодарский край, Новокубанский район, г. Новокубанск, снт Кубань, ул. Набережная;
- от 13 августа 2021 года N КУВД-001/2021-333342294 о включении в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости сооружении, расположенном по адресу: 352240, Краснодарский край, Новокубанский район, г. Новокубанск, снт Кубань, ул. Садовая;
- от 13 августа 2021 года N КУВД-001/2021-333342382 о включении в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости сооружении, расположенном по адресу: 352240, Краснодарский край, Новокубанский район, г. Новокубанск, снт Кубань, ул. Цветочная;
- от 13 августа 2021 года N КУВД-001/2021-33331995 о включении в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости сооружении, расположенном по адресу: 352240, Краснодарский край, Новокубанский район, г. Новокубанск, снт Кубань, ул. Виноградная;
- от 13 августа 2021 года N КУВД-001/2021-33332074 о включении в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости сооружении, расположенном по адресу: 352240, Краснодарский край, Новокубанский район, г. Новокубанск, снт Кубань, ул. Вишневая;
Рассмотрев указанные заявления администрации, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю направило заявителю решения об отказе во включении в Единый государственный реестр недвижимости сведений об объектах недвижимости, выраженные в уведомлениях от 19 августа 2021 года N КУВД-001/2021-33334803/1, от 19 августа 2021 года N КУВД-001/2021-33334947/1; от 19 августа 2021 года N КУВД-001/2021-33339687/1; от 19 августа 2021 года N КУВД-001/2021-333340118/1; от 20 августа 2021 года N КУВД-001/2021-333342294/1; от 20 августа 2021 года N КУВД-001/2021-3333423 82/1; от 20 августа 2021 года N КУВД-001/2021-33331995/1; от 20 августа 2021 года N КУВД-001/2021-33332074/1.
Решения управления мотивированы тем, что гравийная (грунтовая) дорога не является самостоятельным объектом недвижимого имущества, поскольку покрытие какой-либо площади земельного участка несет вспомогательную функцию по отношению к назначению земельного участка. Заявленные администрацией объекты не обладают признаками, указанными в статье 130 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Полагая, что решения регистрирующего органа являются незаконными и нарушают права заявителя, индивидуальный администрация обратилась в суд с соответствующим заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198 и частью 4 статьи 200 АПК РФ, пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно положениям части 1 статьи 65, части 3 статьи 189 и части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
При этом обязанность по доказыванию наличия нарушенного права вследствие принятия оспариваемых решений, совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на заявителя.
В силу положений пункта 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В соответствии с частью 10 статьи 40 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение осуществляются на основании разрешения на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости.
Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на объект незавершенного строительства осуществляются на основании разрешения на строительство такого объекта и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости.
Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение, для строительства которых в соответствии с федеральными законами не требуется разрешение на строительство, а также на соответствующий объект незавершенного строительства осуществляются на основании технического плана таких объектов недвижимости и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположены такие объекты недвижимости, или документа, подтверждающего в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации возможность размещения таких сооружений, а также соответствующих объектов незавершенного строительства без предоставления земельного участка или установления сервитута.
Статьей 130 Гражданского кодекса к недвижимым вещам отнесены земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе леса, многолетние насаждения, здания, сооружения. Вещи, не относящиеся к недвижимости, включая деньги и ценные бумаги, признаются движимым имуществом. Федеральным законом от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" под сооружением понимается результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов (подпункт 23 пункта 2 статьи 2).
Федеральным законом от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 257-ФЗ) автомобильная дорога определена как объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог (пункт 1 статьи 3).
Проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт автомобильных дорог осуществляются в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и данным Федеральным законом, на основании проектной документации, с предварительным получением разрешения на строительство, реконструкцию и последующим вводом в эксплуатацию (пункт 5 статьи 10, статья 16).
Вещь является недвижимой либо в силу своих природных свойств, либо в силу прямого указания закона.
Стабильность гражданского оборота обеспечивается законодательно установленной необходимостью государственной регистрации прав только на недвижимые вещи.
Объекты, которые хотя прочно связаны с землей, но не имеют самостоятельного функционального назначения, не признаются недвижимостью, а рассматриваются в качестве улучшения того земельного участка, на котором они находятся, представляют собой его неотъемлемую составную часть, а потому следуют его юридической судьбе. Замощение из щебня или гравия и других твердых материалов, используемое для покрытия автомобильной дороги, обеспечивает чистую, ровную и твердую поверхность, но не обладает самостоятельными полезными свойствами, а лишь улучшает полезные свойства земельного участка, на котором оно находится.
Такое покрытие не имеет конструктивных элементов, которые могут быть разрушены при перемещении объекта. Дорожные покрытия из гравия и щебня устраиваются путем россыпи данных материалов непосредственно на земляное полотно, что исключает прочную связь с землей, при их переносе не теряют качеств, необходимых для дальнейшего использования.
Такие объекты не являются сооружениями и не подлежат государственному кадастровому учету. Аналогичная правовая позиция нашла отражение в пункте 38 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
Исследовав представленные доказательства, оценив их по правилам статьи 71 Кодекса, суд не усматривает наличия совокупности условий для удовлетворения заявленных требований (статья 198 Кодекса).
Из материалов дела суд установил отсутствие доказательств, подтверждающих, что рассматриваемые грунтовые дороги ранее возводились как сооружения на основании проектной документации и разрешения на строительство и были введены в эксплуатацию.
Администрация не представила в Управление Росреестра по Краснодарскому краю проектную документацию, разрешение на ввод объектов в эксплуатацию или технический паспорт спорных объектов, правоустанавливающие (правоудостоверяющие) документы; вследствие чего они не могли быть признаны ранее учтенными объектами недвижимости и не подлежали включению в Единый государственный реестр недвижимости.
Судом апелляционной инстанции отклонена ссылка заявителя на решение Новокубанского районного суда от 14.05.2019 по делу N 2а-714/2019, которым на администрацию муниципального образования Новокубанское городское поселение Новокубанского района возложена обязанность совершить действия по постановке на кадастровый учет автомобильных дорог общего пользования, расположенных на территории Новокубанского городского поселения Новокубанского района согласно постановлению главы администрации Новокубанского городского поселения Новокубанского района от 29.12.2018 N 1099, с последующей регистрацией права собственности.
Суд считает необходимым отметить, что предметом рассмотрения дела N 2а-714/2019 являлось бездействие Администрации Новокубанского городского поселения Новокубанского района по соблюдению законодательства о безопасности дорожного движения.
Вместе с тем, суд общей юрисдикции не рассматривал вопроса об отнесении спорных дорог к объектам недвижимости.
С учетом изложенного суд пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 25.01.2023 по аналогичному делу N А32-50887/2021.
Принимая во внимание изложенное, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы у суда не имеется.
Судом первой инстанции верно установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, дана правильная оценка доказательствам и доводам участвующих в деле лиц.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
Расходы по государственной пошлине по апелляционной жалобе в порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на заявителя жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 02.03.2023 по делу N А32-50823/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления.
Председательствующий |
Н.В. Ковалева |
Судьи |
Е.А. Маштакова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-50823/2021
Истец: Администрация Новокубанского городского поселения Новокубанского р-на
Ответчик: Управление Федеральной Службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю