г. Чита |
|
30 мая 2023 г. |
Дело N А10-8258/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 мая 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 мая 2023 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Басаева Д.В.,
судей: Будаевой Е.А., Сидоренко В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Жевтневым Р.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Россети Сибирь" на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 05 апреля 2023 года по делу N А10-8258/2022,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Россети Сибирь" (ОГРН 1052460054327, 660021, Красноярский край, Красноярск город, Бограда улица, 144А, далее - ПАО "Россети Сибирь", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия (ОГРН 1020300966256, 670000, Республика Бурятия, Улан-Удэ город, Ленина улица, дом 55, далее - Бурятское УФАС России, управление, антимонопольный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 19.12.2022 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 003/04/9.21-994/2022.
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 05 апреля 2023 года по делу N А10-8258/2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемый судебный акт в полном объеме, по мотивам, изложенным в жалобе.
Апеллянт полагает, что причиной нарушения сроков выполнения мероприятий со стороны сетевой организации является недостаточность источников финансирования. Таким образом, в нарушение норм действующего законодательства исполнение договоров TП, заключенных в 2020-2021 годах, не обеспечено в том числе за счет тарифа на оказание услуг по передаче электрической энергии и не по вине сетевой организации. Поскольку единственным источником получения финансовых средств для осуществления мероприятий по тех. присоединению в отношении категорий заявителей, присоединяющих до 150 кВт, для сетевых организаций (заявителя) является ежегодно утверждаемый тариф на услуги по передаче электрической энергии; учитывая публичный характер договора об осуществлении технологического присоединения и обязательность его заключения для сетевой организации с любым обратившимся лицом, полагаем, что обстоятельства исключения из НBB плановых расходов на осуществление мероприятий по тех. присоединению в 2020 и 2021 годах, является обстоятельством, которое можно расценивать как исключительное и применить ст. 4.1 КоАП РФ, снизив размер административного штрафа.
Также апеллянт полагает, что оспариваемое постановление вынесено административным органом по результатам проведенной 17.10.2022 внеплановой проверки. Между тем, п. 3 Постановления Правительства РФ N 336 от 10.03.2022 установлен ограниченный перечень оснований для проведения внеплановых проверок государственными и муниципальными контрольными органами, к числу которых жалобы на нарушение сроков выполнения мероприятий по ТП не относятся.
УФАС в отзыве с доводами апелляционной жалобы не согласилось.
Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 06.05.2023. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.
Лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Руководствуясь частью 2 статьи 210, частью 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на жалобу, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, на основании приказа Федеральной службы по тарифам от 28 мая 2008 года N 179-э ПАО "МРСК Сибири" (в настоящее время - ПАО "Россети Сибирь") включено в реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, в раздел I "Услуги по передаче электрической и (или) тепловой энергии".
26 января 2021 года между Егоровым А.А. и ПАО "Россети Сибирь" заключен договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям. Максимальная мощность присоединяемых энергопринимающих устройств определена - 15 кВт, класс напряжения электрических сетей - 0,4 кВ (технические условия N 8000445563).
В соответствии с пунктом 5 договора срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 1 год со дня заключения вышеуказанного договора.
Егоровым А.А. подано обращение в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия (от 23.11.2022 вх. N 7036) на предмет выявления в действиях ПАО "Россети Сибирь" нарушений Правил техприсоединения к электрическим сетям при выполнении мероприятий по присоединению объекта заявителя к электрическим сетям.
Бурятское УФАС России письмом от 24.11.2022 N 05-30/4206 уведомило ПАО "Россети Сибирь" - "Бурятэнерго" о поступлении обращения Егорова А.А., о необходимости представить в срок не позднее 08.12.2022 письменные пояснения по указанному обращению.
Ответ ПАО "Россети Сибирь" от 01.12.2022 N 1.2/01/2477 в Бурятское УФАС России содержал пояснения о том, согласно техническим условиям к договору для осуществления технологического присоединения ЭУ заявителя необходимо выполнить:
- строительство ЛЭП-10/0,4 кВ протяженностью 0,05 км;
- строительство комплектной трансформаторной подстанции с силовым трансформатором 25 кВ;
- монтаж ККУЭЭ.
Затраты филиала "Бурятэнерго" (расчетные), при условии выполнения работ по реализации договора ТП заявителю хозяйственным способом составляют 1 312 958 рублей 02 копейки с НДС.
В 2021-2022 годах отсутствовала реальная финансовая возможность для реализации части договоров об осуществлении технологического присоединения, до настоящего времени имеются проблемы в поставках оборудования и материалов для строительства и монтажа электросетевых объектов.
Обязательства по договору с Егоровым А.А. будут исполнены обществом по мере поступления необходимых материалов и оборудования.
Уведомлением от 06.12.2022 N 05-13/4391 Бурятское УФАС России уведомило ПАО "Россети Сибирь" о возбуждении производства по делам об административном правонарушении в отношении ПАО "Россети Сибирь", и о необходимости явки 12.12.2022 для дачи объяснений по факту нарушения. Письмо направлено по электронной почте.
Протокол N 003/04/9.21-994/2022 об административном правонарушении составлен 12.12.2022 начальником отдела антимонопольного контроля и рекламы Бурятского УФАС России Баргаевой Е.А. в присутствии представителя ПАО "Россети Сибирь" Цыбиковой С.С., действовавшей на основании доверенности от 25.04.2022 N 03/24. Согласно протоколу Цыбикова С.С. поддержала письменные пояснения филиала ПАО "Россети Сибирь" - "Бурятэнерго" от 01.12.2022 N 1.2/01/2477. В определении от 14.12.2022 N 05-13/4514 указана дата рассмотрения дела об указанном административном правонарушении - 19.12.2022 в 09 часов 30 минут по адресу г. Улан-Удэ, ул. Ленина, д. 55, каб. 114.
Указанный протокол и определение направлены ПАО "Россети Сибирь" с использованием электронной почты.
Постановление от 19.12.2022 N 003/04/9.21-994/2022 об административном правонарушении вынесено руководителем Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия на основании рассмотрения протокола и материалов дела об административном правонарушении N 003/04/9.21-994/2022 в присутствии представителя ПАО "Россети Сибирь" Будаевой А.Ц-Д. по доверенности от 18.11.2022 N 03/312.
Согласно Постановлению от 19.12.2022 N 003/04/9.21-994/2022 представитель Будаева А.Ц-Д. пояснила, что у ПАО "Россети Сибирь" отсутствует объективная возможность для выполнения мероприятий по технологическому присоединению. Просрочка исполнения мероприятий обусловлена недостаточностью источников финансирования, просила назначить наказание ниже низшего предела, предусмотренного санкцией части 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в размере 300 000 рублей.
Постановлением от 19.12.2022 N 003/04/9.21-994/2022 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении ПАО "Россети Сибирь" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 600 000 рублей.
ПАО "Россети Сибирь", не согласившись с постановлением от 19.12.2022 N 003/04/9.21-994/2022, обратилось в арбитражный суд с заявлением о проверке его законности и отмене.
Суд первой инстанции, оценив доводы и возражения сторон, а также доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьёй 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, на основе правильного установления фактических обстоятельств по делу, верного применения норм материального и процессуального права сделал обоснованный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Согласно части 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В соответствии с частями 6, 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
С учетом положений статей 23.48, 28.3 КоАП РФ, Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331, Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации от 23.07.2015 N 649/15, Перечня должностных лиц территориальных органов Федеральной антимонопольной службы, управомоченных составлять протокол об административном правонарушении, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 19.11.2004 N 180, протокол об административном правонарушении составлен, дело об административном правонарушении рассмотрено и оспариваемое постановление вынесено должностным лицом антимонопольного органа в пределах предоставленных полномочий.
Диспозиция части 1 статьи 9.21 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
Субъектами ответственности по данной статье являются субъекты естественной монополии, собственники или иные законные владельцы, в частности объектов электросетевого хозяйства.
Объектом посягательства, данного правонарушения являются правоотношения в области электроэнергетики.
Объективная сторона состоит, в том числе в нарушении установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям.
Часть 2 статьи 9.21 КоАП РФ предусматривает ответственность за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 указанной статьи, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. В соответствии с частью 1 статьи 4 указанного Федерального закона услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
Основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической и тепловой энергии устанавливает Федеральный закон от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике).
Согласно статье 3 Закона об электроэнергетике услугой по передаче электрической энергии признается комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе, по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с обязательными требованиями. Следовательно, технологическое присоединение является обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по передаче электрической энергии.
В силу части 1 статьи 26 Закона об электроэнергетике технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.
Технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти. При этом, если для обеспечения технической возможности технологического присоединения и недопущения ухудшения условий электроснабжения присоединенных ранее энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики необходимы развитие (модернизация) объектов электросетевого хозяйства и (или) строительство, реконструкция объектов по производству электрической энергии, сроки технологического присоединения определяются исходя из инвестиционных программ сетевых организаций и обязательств производителей электрической энергии по предоставлению мощности, предусматривающих осуществление указанных мероприятий.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 утверждены Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (далее - Правила N 861), определяющие порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к электрическим сетям (пункт 1 Правил N 861).
На основании пункта 3 Правил N 861 сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании (далее - заявка), а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.
Технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами (пункт 6 Правил N 861).
Подпунктом "б" пункта 16 Правил N 861 установлено, что договор должен содержать условия о том, что срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который исчисляется со дня заключения договора и не может превышать 1 года - для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет свыше 670 кВт.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 16 Правил N 861 потребитель Егоров А.А. относится к категории заявителей, срок осуществления мероприятий в отношении которого не может превышать 1 года.
Приказом Федеральной службы по тарифам от 28.05.2008 N 179-э ОАО "МРСК Сибири" (в настоящее время - ПАО "Россети Сибирь"), осуществляющее деятельность в сфере услуг по передаче электрической энергии, включено в реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, в раздел I "Услуги по передаче электрической и (или) тепловой энергии", под регистрационным N 24.1.58.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 26 января 2021 года между Егоровым А.А. и ПАО "Россети Сибирь" заключен договор N 20.0300.182.21 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям. Максимальная мощность присоединяемых энергопринимающих устройств определена - 15 кВт, класс напряжения электрических сетей - 0,4 кВ (технические условия N 8000445563).
Согласно пункту 5 договора срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 1 года со дня заключения договора.
ПАО "Россети Сибирь" принятые на себя договорные обязательства в отношении потребителя Егорова А.А. по технологическому присоединению в установленный договором, Правилами N 861 срок не исполнило. Указанное сторонами не оспаривается.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что неисполнение сетевой организацией мероприятий по технологическому присоединению в установленный Правилами N 861 и заключенным договором срок, нарушает положения Правил N 861 и свидетельствует о совершении ПАО "Россети Сибирь" административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.21 КоАП РФ.
Судом установлено, что ПАО "Россети Сибирь" ранее привлекалось к административной ответственности по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ (постановление УФАС по РБ по делу N 003/04/9.21-12/2022 от 24.01.2022, которое вступило в силу 04.02.2022, исполненное 22.02.2022; постановление УФАС по РБ по делу N 003/04/9.21-80/2022 от 22.02.2022, которое вступило в силу 27.06.2022, исполненное 08.07.2022).
В силу пункта 2 части 1 статьи 4.3 КоАП РФ повторное совершение однородного административного правонарушения - это совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со статьей 4.6 настоящего Кодекса за совершение однородного административного правонарушения.
На основании статьи 4.6 КоАП РФ лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.
Совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 9.21 КоАП РФ, лицом, уже подвергнутым административной ответственности по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ, образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Так, ПАО "Россети Сибирь" в соответствии со статьей 4.6 КоАП РФ считается подвергнутым административному наказанию за совершение однородного правонарушения.
При таких обстоятельствах в действиях (бездействии) общества, выразившихся в нарушении Правил технологического присоединения в пределах 1 года после указанной даты усматриваются признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Частью 1 статьи 26.2 КоАП РФ определено, что доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные на основании части 2 статьи 26.2 КоАП РФ устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Событие и объективная сторона вменяемого заявителю административного правонарушения подтверждается представленными доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 12.12.2022 N 003/04/9.21-994/2022, договором об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, пояснениями ПАО "Россети Сибирь", иными материалами административного дела.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых этим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В пункте 16.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 июня 2004 года N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины не выделяет.
Следовательно, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
Учитывая, что доказательств, подтверждающих факт принятия ПАО "Россети Сибирь" исчерпывающих мер, направленных на соблюдение требований действующего законодательства, наличия объективной невозможности соблюдения установленных требований Правил N 861, в материалы дела не представлено, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии в деянии общества вины в совершении вменяемого административного правонарушения.
Довод ПАО "Россети Сибирь" о том, что имеются объективные обстоятельства, свидетельствующие об отсутствии вины ПАО "Россети Сибирь" в содеянном административном правонарушении, а именно - недостаточность источников финансирования, что явилось причиной нарушения сроков выполнения мероприятий со стороны сетевой организации, суд апелляционной инстанции признает несостоятельным, поскольку нарушение обществом сроков технологического присоединения потребителя к электрическим сетям является нарушением положений Правил N 861 и является достаточным основанием для признания ПАО "Россети Сибирь" виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ. При этом наличие финансовой возможности у сетевой организации Правилами N 861 не ставится в качестве основания для выполнения мероприятий по подключению потребителя к электрическим сетям. Правилами N 861, а также договорами об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, предусмотрена обязанность потребителя выполнение своих обязательств перед сетевой организацией в установленные сроки, неисполнение которых может служить основанием для нарушения сроков подключения потребителя к электрическим сетям, при этом ПАО "Россети Сибирь" не представлено доказательств нарушения сроков выполнения своих обязательств потребителем, что является нарушением статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кроме того суд отмечает, что ПАО "Россети Сибирь" является профессиональным участником рынка электроэнергетики, и на него возложены обязанности сетевой организации по осуществлению мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств лиц, к нему обратившихся с соответствующей заявкой. Общество, заключив с потребителем договор, возложило на себя обязательства по исполнению условий данного договора в предусмотренные правилами технологического присоединения сроки. При отсутствии у сетевой организации собственных источников финансирования технологического присоединения указанных объектов, неучтенных в инвестиционной программе, устранение сетевых ограничений может осуществляться за счет привлечения заемных источников. Затраты сетевой организации на технологическое присоединение заявителей подлежат полному возмещению путем включения в тариф на передачу электрической энергии, в том числе проценты за пользование банковским кредитом.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что заявителем не доказан факт отсутствия денежных средств для выполнения обязательств сетевой организации по осуществлению технологического присоединения потребителей.
Также суд считает доводы общества об отсутствии финансовой возможности для выполнения обязательств по технологическому присоединению из-за незаконного невключения в тариф электросетевой организации на передачу электрической энергии на 2020, 2021 годы выпадающих доходов по технологическому присоединению, а также ввиду взыскания убытков, полученных в результате тарифного регулирования за 2020, 2021 годы в рамках дел N А10-2323/2021, N А10-5139/2021, рассматриваемых Арбитражным судом Республики Бурятия, не имеющей значения для рассмотрения настоящего спора, поскольку срок исполнения договора от 26.01.2021 N 20.0300.182.21 определен до 26.01.2022, то есть, в том числе заявитель имел возможность исполнить обязанность по технологическому присоединению Егорова А.А. в 2021 году, где действовал тариф соответствующего периода. Кроме того, Арбитражным судом Республики Бурятия 15.06.2022 вынесено решение по делу N А10-5139/2022, которым иск ПАО "Россети Сибирь" удовлетворен, с Республики Бурятия в лице Министерства финансов Республики Бурятия за счет казны Республики Бурятия в пользу ПАО "Россети Сибирь" взыскано 71 559 310 рублей - убытков. С учетом изложенного, суд считает, что материалы дела содержат совокупность допустимых и относимых доказательств, достаточных для установления в деянии состава правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
С учетом изложенного, суд считает, что материалы дела содержат достаточную совокупность допустимых и относимых доказательств, достаточных для установления в деянии состава правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Нарушений процессуальных требований КоАП РФ при производстве по делу об административном правонарушении в отношении заявителя, а также обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, судом не установлено.
Постановлением N 336 введены ограничения на проведение в 2022 году плановых и внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий, проверок, осуществляемых в рамках видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля, порядок организации и осуществления которых регулируется Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" и Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее Закон N 248-ФЗ и Закон N 294-ФЗ).
Согласно пункту 9 Постановления N 336, должностное лицо контрольного (надзорного) органа, уполномоченного на возбуждение дела об административном правонарушении, в случаях, установленных законодательством, вправе возбудить дело об административном правонарушении, если состав административного правонарушения включает в себя нарушение обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), муниципального контроля (за исключением государственного контроля (надзора) за деятельностью органов государственной власти и органов местного самоуправления), исключительно в случае, предусмотренном пунктом 3 части 2 статьи 90 Закона N 248-ФЗ (за исключением случаев необходимости применения меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде временного запрета деятельности).
В письме Минэкономразвития России от 24 марта 2022 года N Д24и-8436 также разъяснено, что указанное положение Постановления N 336 распространяется на выявление признаков любых нарушений обязательных требований, в отношении которых при подтверждении достоверности и достаточности сведений контрольный (надзорный) орган вправе выдать как предписание в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 90 Закона N 248-ФЗ, так и принять меры по привлечению к административной ответственности.
Указанные положения распространяются, в том числе, на случаи непосредственного обнаружения признаков административного правонарушения, получение таких сведений от граждан и организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления, средств массовой информации.
С учетом изложенного, оценка достаточности данных для решения вопроса о привлечении к административной ответственности может быть осуществлена только по результатам проведения контрольного (надзорного) мероприятия, в ходе которого допускается взаимодействие с контролируемым лицом, в том числе в случае, предусмотренном пунктом 10.1 Постановления N 336.
Таким образом, возбуждение должностными лицами контрольных (надзорных) органов дел об административных правонарушениях без проведения соответствующих мероприятий не допускается.
В приведенных положениях прямо указано, что Постановление N 336 и разъяснения Минэкономразвития России N Д24и-8436 касаются контрольных (надзорных) мероприятий, проверок, осуществляемых именно в рамках видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля, порядок организации и осуществления которых регулируется Законом N 248-ФЗ и Законом N 294-ФЗ.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года N 331, Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий, в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги), рекламы, контролю за осуществлением иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа, в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, а также по согласованию применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Территориальный орган Федеральной антимонопольной службы осуществляет функции по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа), рекламы, контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа, в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, а также по согласованию применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (пункт 1 Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23 июля 2015 года N 649/15).
В свою очередь, подпунктом 15 пункта 5 статьи 2 Закона N 248-ФЗ и пунктом 4 части 3 статьи 1 Закона N 294-ФЗ определено, что положения названных Законов не применяются к организации и осуществлению контроля за соблюдением антимонопольного законодательства.
Аналогичная позиция отражена в письме ФАС России от 08 июня 2022 года N МШ/55457/22 "Об особенностях осуществления государственного контроля (надзора) в 2022 году в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 года N 336", в письме ФАС России от 25 марта 2022 года "О направлении разъяснения в территориальные органы по вопросу порядка проведения контрольных мероприятий антимонопольными органами в 2022 году в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 года N 336".
В данном случае в отношении ПАО "Россети Сибирь" антимонопольным органом не проводилось каких-либо контрольных (надзорных) мероприятий, в том числе плановых и внеплановых проверок, предусмотренных положениями Закона N 248-ФЗ и Закона N 294-ФЗ, вменяемое обществу нарушение выявлено антимонопольным органом в ходе рассмотрения материалов по поступившему обращению Егорова А.А.
На основании сведений, указанных в обращении, антимонопольным органом возбуждено дело об административном правонарушении и начато административное расследование. Необходимые обстоятельства для установления состава административного правонарушения подлежали установлению в рамках назначенного административного расследования.
Довод апеллянта в данном случае не соответствует позиции, изложенной в решении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 30 августа 2022 года N АКПИ22-494, где указано, что согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 30 марта 2021 года N 9-П, проверка содержащихся в обращении физического или юридического лица данных, указывающих на событие административного правонарушения, в целях установления наличия или отсутствия оснований для возбуждения дела об административном правонарушении может осуществляться путем проведения мероприятий по контролю, предусмотренных Законом N 294-ФЗ или иными нормативными актами, при наличии закрепленных в них оснований для контрольных мероприятий. Вместе с тем проведение контрольных мероприятий не меняет порядка рассмотрения обращений, предусмотренного КоАП РФ, предполагая в итоге принятие должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, процессуального решения о возбуждении дела об административном правонарушении или об отказе в его возбуждении.
Введение Правительством Российской Федерации ограничений для возбуждения дел об административных правонарушениях по результатам государственного контроля (надзора), муниципального контроля не отменяет предусмотренные КоАП РФ процессуальные механизмы получения доказательств по делу и производства по нему, включая возможность проведения административного расследования, которое согласно подпункту "а" пункта 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" представляет собой комплекс требующих значительных временных затрат процессуальных действий уполномоченных лиц, направленных на выяснение всех обстоятельств административного правонарушения, их фиксирование, юридическую квалификацию и процессуальное оформление. Комплекс контрольных (надзорных) мероприятий и действий, осуществляемых в соответствии с главами 13, 14 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ при проведении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, не подменяет собой порядок возбуждения и рассмотрения дел об административных правонарушениях, предусмотренный КоАП РФ.
Оспариваемое положение Постановления направлено на регулирование полномочий должностных лиц контрольного (надзорного) органа по возбуждению дел об административных правонарушениях. При этом указанное нормативное положение связывает осуществление данных полномочий с необходимостью оценки нарушений обязательных требований, являющихся предметом государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
Как указала ФАС России, требования Постановления N 336 распространяются только на осуществление видов государственного контроля, предмет которых определен
Положением о федеральном государственном контроле (надзоре) в сфере рекламы, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 года N 1073, Положением о федеральном государственном контроле (надзоре) в сферах естественных монополий и в области государственного регулирования цен (тарифов), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 года N 1088.
Исходя из того, что в рассматриваемом случае оценка соблюдения обязательных требований, в том числе установленных Правилами N 861, может производиться в порядке, установленном КоАП РФ, суд апелляционной инстанции исходит из неприменимости моратория на проверки, установленного Постановлением N 336, на что указывает апеллянт.
Установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности на момент вынесения постановления о привлечении к административной ответственности не истек.
Обстоятельства, исключающие привлечение к ответственности, административным органом и судом не установлены.
Исключительные обстоятельства, свидетельствующие о наличии оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ и освобождения заявителя от административной ответственности, судом не установлены.
Обществом данные обстоятельства не обозначены, какие-либо доказательства не представлены.
Из доказательств, имеющихся в материалах дела, основания для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ не усматриваются.
Основания для замены административного штрафа на предупреждение, указанные в статье 4.1.1 КоАП РФ, отсутствуют, поскольку материалы дела не подтверждают наличие в данном случае исключительных обстоятельств необходимых для применения положений указанной нормы права.
Административный штраф, назначен административным органом в размере 600 000 рублей, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, исключительных обстоятельств, являющихся основанием для назначения наказания ниже минимального судом не установлено.
В соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса либо соответствующей статьей или частью статьи закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ).
Однако указанные заявителем жалобы обстоятельства финансирования сетевой организации, которые материалами дела не подтверждены, не могут быть признаны такими исключительными обстоятельствами.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии основании для признания постановления УФАС по РБ от 29.12.2022 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 003/04/9.21-994/2022 не законным. В связи с чем, правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы, свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а о несогласии заявителя жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств.
При таких установленных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет" по адресу www.kad.arbitr.ru.
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 05 апреля 2023 года по делу N А10-8258/2022 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
Д.В. Басаев |
Судьи |
Е.А. Будаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А10-8258/2022
Истец: ПАО РОССЕТИ СИБИРЬ
Ответчик: БУРЯТСКОЕ УФАС ПО РБ
Третье лицо: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО РЕСПУБЛИКЕ БУРЯТИЯ