г. Чита |
|
30 мая 2023 г. |
Дело N А19-14610/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 мая 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 мая 2023 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Басаева Д.В.,
судей: Будаевой Е.А., Сидоренко В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Жевтневым Р.А.,
при участии в судебном заседании представителей общества с ограниченной ответственностью Топливно-Энергетическая компания "Киренскэнергосервис" Шастиной А.А. (доверенность от 22.05.2023), Администрации Коршуновского сельского поселения Дудиной А.Н. (доверенность от 17.05.2022),
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Иркутской области апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Топливно-Энергетическая компания "Киренскэнергосервис" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 10 марта 2023 года по делу N А19-14610/2022,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью Топливно-Энергетическая компания "Киренскэнергосервис" (ОГРН 1083818001882, 666703, Иркутская область, Киренский район, Киренск город, Садовый (Центральный мкр.) пер, дом 1 далее - истец, ООО ТЭК "Киренскэнергосервис", общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Администрации Коршуновского сельского поселения (ОГРН 1053831009418, 666743, Россия, Иркутская обл., Киренский м.р-н, Коршуновское с.п., Коршуново с., Ленская ул., д. 12, помещ. 2, далее - ответчик, администрация) о взыскании денежных средств в размере 2 779 879 руб. 89 коп. в счет возмещения убытков.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Министерство жилищной политики и энергетики Иркутской области (ОГРН 1083808000671, 664011, Иркутская область, Иркутск город, Горького улица, 31, далее - министерство), Служба по тарифам Иркутской области (ОГРН 1033801025092, 664027, Иркутская область, Иркутск город, Ленина улица, дом 1А, далее - служба), общество с ограниченной ответственностью "Витимэнерго" (ОГРН 1203800005892, 666702, Иркутская обл., Киренский м.р-н, Киренск г., Киренское г.п., мкр. Мельничный, Партизанская ул., стр. 30, далее - ООО "Витимэнерго").
Решением Арбитражного суда Иркутской области 10 марта 2023 года по делу N А19-14610/2022 в удовлетворении исковых требований отказано.
Истец обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемый судебный акт в полном объеме, по мотивам, изложенным в жалобе.
Апеллянт не согласен с выводом суда о том, что причиной неподписания ответчиком отчета послужил спор между сторонами о производстве и поставке электроэнергии истом в период с января 2021 г. по март 2021 г., что не соответствует обстоятельствам дела и противоречит имеющимся доказательствам. Кроме того, суд не рассмотрел вопрос об установлении факта производства истцом электричества в заявленный период - доказательствам производства и поставки электроэнергии суд не дал никакой правовой оценки, тогда как факт производства и поставки электричества находится в прямой причинно-следственной связи с заявленным истцом требованием о взыскании убытков. По мнению апеллянта, ООО ТЭК "Киренскэнергосервис" в 2021 г. возмещение затрат, связанных с приобретением и доставкой топливно-энергетических ресурсов не производило. Возмещение недополученных доходов осуществлялось в рамках Положения о предоставлении субсидий за счет средств областного бюджета в целях возмещения недополученных доходов в связи с оказанием услуг в сфере электро-, газо-, тепло- и водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утвержденного, Постановлением Правительства Иркутской области от 2 сентября 2015 года N 439-пп. Соответственно, неправомерным является уклонение ответчика от согласования отчетов истца по причине непоставки истцом топлива, при этом довод о нехватке истцу топлива для энергоснабжения ответчиком не подтвержден, судом оценки не дано.
Ответчик в отзыве с доводами апелляционной жалобы не согласился.
Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 26.04.2023. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.
Министерство жилищной политики и энергетики Иркутской области, Служба по тарифам Иркутской области, общество с ограниченной ответственностью "Витимэнерго" явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Руководствуясь частью 3 статьи 156, частью 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на жалобу, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, между администрацией Коршуновского сельского поселения и ООО ТЭК "Киренскэнергосервис" заключен договор N 1-17 от 30.10.2017 безвозмездного пользования муниципальным имуществом администрации Коршуновского сельского поселения с целью бесперебойного обеспечения электроэнергией населения, организаций и предприятий на территории администрации Коршуновского сельского поселения.
ООО ТЭК "Киренскэнергосервис" осуществляло оказание услуг в сфере электроснабжения на территории Коршуновского сельского поселения.
Приказом Службы по тарифам Иркутской области от 10.12.2020 N 375-спр в отношении общества с 01.01.2021 по 31.12.2025 установлены долгосрочные тарифы на электрическую энергию (мощность), производимую электростанциями ООО ТЭК "Киренскэнергосервис", с использованием которых осуществляется производство и поставка электрической энергии (мощности) на розничном рынке потребителям Киренского района Иркутской области на территориях, не объединенных в ценовые зоны оптового рынка.
Министерством жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области издано Распоряжение от 15.02.2021 N 58-54-мр о предоставлении субсидии ООО ТЭК "Киренскэнергосервис" в 2021 году в целях возмещения недополученных доходов по услуге электроснабжения (далее - Распоряжение).
Постановлением Правительства Иркутской области от 02.09.2015 N 439-пп, в соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, утверждено Положение о предоставлении субсидий за счет средств областного бюджета в целях возмещения недополученных доходов в связи с оказанием услуг в сфере электро-, газо-, тепло- и водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод (далее - Положение).
В соответствии с Положением предоставление субсидии осуществляется ежеквартально на основании соглашения и договора банковского счета после представления получателем ежеквартального отчета, предварительного годового отчета, предусмотренных пунктом 20 Положения.
Распоряжением Министерства жилищной политики и энергетики Иркутской области от 09.10.2019 N 198-мр утверждены формы документов, предусмотренных положением.
Пунктом 2 указанного Распоряжения органам местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области рекомендовано согласовывать соответствующие документы по формам, утвержденным настоящим распоряжением, в пределах полномочий в случае обращения к ним в установленном порядке юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, физических лиц.
В целях получения субсидии в размере 4 452 739 руб. 62 коп. 18.03.2021 ООО ТЭК "Киренскэнергосервис" сопроводительным письмом от 17.03.2021 исх.N 23 направило ответчику отчет о фактически сложившихся за отчетный период недополученных доходов, в связи с оказанием услуг в сфере электроснабжения от дизельных электростанций Коршуновского сельского поселения (далее - отчет) для согласования.
Поскольку указанный отчет ответчиком не согласован, Министерством жилищной политики и энергетики Иркутской области в предоставлении субсидии истцу отказано.
Претензией от 13.04.2022 истец обратился к ответчику с требованием о возмещении убытков. Требования истца ответчиком в добровольном порядке не исполнены, что послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с иском.
Суд первой инстанции, оценив доводы и возражения сторон, а также доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьёй 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, на основе правильного установления фактических обстоятельств по делу, верного применения норм материального и процессуального права сделал обоснованный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.
Согласно статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В силу правовой позицией, изложенной в пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
Для привлечения виновного лица к гражданско-правовой ответственности в форме возмещения убытков истцу необходимо доказать наличие состава правонарушения, включающего факт убытков, противоправность поведения причинителя вреда, причинно-следственную связь между противоправным поведением причинителя вреда и наступившим вредом, вину правонарушителя.
При этом под причинно-следственной связью понимается такая связь явлений, при которой одно из явлений (причина) не только предшествует по времени второму (следствию) - причинению убытков, но и порождает его, влечет его наступление. Для удовлетворения требований о взыскании убытков необходима доказанность всей совокупности указанных фактов. Отсутствие хотя бы одного элемента влечет порочность правовой конструкции.
Таким образом, как и любая форма гражданско-правовой ответственности, возмещение убытков является результатом правонарушения и имеет место только тогда, когда поведение должника носит противоправный характер. При этом юридическое значение имеет только прямая (непосредственная) причинная связь между противоправным поведением должника и убытками кредитора. Прямая (непосредственная) причинная связь имеет место тогда, когда в цепи последовательно развивающихся событий между противоправным поведением лица и убытками не существует каких-либо обстоятельств, имеющих значение для гражданско-правовой ответственности. То есть для взыскания убытков, лицо, чье право нарушено, требующее их возмещения должно доказать факт нарушения обязательства, наличие причинной связи между допущенными нарушениями и возникшими убытками в размере убытков.
В обоснование иска ООО ТЭК "Киренскэнергосервис" указало, что в период с 23.12.2020 по 05.03.2021 осуществляло оказание услуг в сфере электроснабжения на территории Коршуновского сельского поселения на основании договора безвозмездного пользования муниципальным имуществом администрации Коршуновского сельского поселения от 30.10.2017 N 1-17.
На основании пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять: 1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; 2) цели, условия и порядок предоставления субсидий; 3) порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении; 4) случаи и порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, предоставленных в целях финансового обеспечения затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, не использованных в отчетном финансовом году (за исключением субсидий, предоставленных в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств получателя субсидии, источником финансового обеспечения которых являются указанные субсидии); 5) положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.
Постановлением Правительства Иркутской области от 02.09.2015 г. N 439-пп утверждено Положение о предоставлении субсидий за счет средств областного бюджета в целях возмещения недополученных доходов в связи с оказанием услуг в сфере электро-, газо-, тепло- и водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод (далее - Положение N 439-пп), разработанное в соответствии со статьей 78 БК РФ и устанавливающее условия и порядок предоставления субсидий за счет средств областного бюджета в целях возмещения недополученных доходов в связи с оказанием услуг в сфере электро-, газо-, тепло- и водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей и физических лиц, имеющих право на получение субсидий, а также порядок возврата субсидий (остатка субсидий).
В соответствии с пунктом 3 Положения N 439-пп уполномоченным органом по предоставлению субсидий является Министерство жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области.
Согласно пункту 4 Положения право на получение субсидий имеют юридические лица (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальные предприниматели, оказывающие услуги в сфере электро-, газо-, тепло- и водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод населению на территории Иркутской области по ценам (тарифам), установленным решениями уполномоченных органов в области регулирования цен (тарифов) (далее - получатели).
В силу подпункта 10 пункта 6 Положения N 439-пп для получения субсидии получатель представляет в министерство, в числе прочих документов, расчет размера недополученных доходов по форме, установленной правовым актом министерства.
На основании пункта 20 Положения N 439-пп получатели представляют в министерство ежеквартальные (за первый квартал, полугодие, 9 месяцев), предварительный годовой и уточненный годовой отчеты о фактически сложившихся за отчетный период недополученных доходах в сфере электро-, газо-, тепло- и водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод. Отчеты представляются по форме, установленной правовым актом министерства.
Распоряжением Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от 09.10.2015 N 198-мр утверждены (установлены) отдельные формы документов, предусмотренные постановлением Правительства Иркутской области от 02.09.2015 N 439-пп.
В соответствии с пунктом 2 указанного Распоряжения органам местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области рекомендовано согласовывать соответствующие документы по формам, утвержденным настоящим распоряжением, в пределах полномочий в случае обращения к ним в установленном порядке юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, физических лиц.
Таким образом, для получения субсидий в целях возмещения недополученных доходов по услуге электроснабжения общество должно представить, в том числе, отчет о фактически сложившихся за отчетный период недополученных доходах в связи с оказанием услуг в сфере электро-, газо-, тепло- и водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, по форме, установленной Распоряжением Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от 09.10.2015 N 198-мр.
Указанная форма предусматривает ее согласование с органом местного самоуправления.
В целях получения субсидии 18.03.2021 ООО ТЭК "Киренскэнергосервис" сопроводительным письмом от 17.03.2021 исх.N 23 направило ответчику отчет о фактически сложившихся за отчетный период недополученных доходов, в связи с оказанием услуг в сфере электроснабжения от дизельных электростанций Коршуновского сельского поселения (далее - отчет) для согласования.
От администрации какого-либо ответа на представленный отчет не последовало.
По факту обращения ООО ТЭК "Киренскэнергосервис" Прокуратурой Киренского района проведена проверка, в ходе которой установлено нарушение норм действующего законодательства - в 30-дневиый срок ответ на письмо юридического лица со стороны органа местного самоуправления не предоставлен, вынесено представление об устранении администрацией нарушений законодательства от 17.06.2021.
В связи с тем, что истец не получил ответ на свое обращение, 11.11.2021 ООО ТЭК "Киренскэнергосервис" повторно направило в адрес администрации отчет для согласования.
23.11.2021 от ответчика на электронный адрес истца поступило письмо от 22.11.2021 N 25, в котором администрация просила пояснить представленный отчет, указав, что за период с 23.12.2020 по 05.03.2021 общество не осуществляло поставку топлива для эксплуатации дизельной электростанции с целью выработки электроэнергии поселениям, при этом согласно Приказа Службы по тарифам Иркутской области от 10.12.2020 N 375-спр расходы на топливо предусмотрены в тарифе на электрическую энергию для оказания услуг населения.
Как указывает истец, в связи с неподписанием ответчиком отчета ООО ТЭК "Киренскэнергосервис" в 2021 году выплачена субсидия в общем размере 26 055 146 руб. 46 коп. при фактическом объеме недополученных доходов за 2021 год в размере 30 507 886 руб. 08 коп., из письма Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от 16.03.2022 N 02-58-1669/22 следует, что финансирование ООО ТЭК "Киренскэнергосервис" на сумму 4 452 739 руб. 62 коп. не осуществлено, поскольку поступивший отчет не согласован с органом местного самоуправления.
По мнению истца, бездействие ответчика по несогласованию отчета является неправомерным, нарушающим права истца на получение субсидии.
Вместе с тем, судом правомерно установлено, что заявляя рассматриваемые требования, истец не указал, в чем именно заключается неправомерность действий (бездействия) ответчика с учетом того, что законом не предусмотрена обязанность администрации в любом случае согласовать представляемый лицом, претендующим на получение субсидии, отчет. Такая норма права истцом не приведена.
Вопреки утверждению истца, из материалов дела усматривается наличие спора по фактическому оказанию ООО ТЭК "Киренскэнергосервис" услуг электроснабжения в спорный период.
Так, 17.02.2021 администрацией в адрес Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области направлено письмо, в котором указано, что по состоянию на 17.02.2021 электроснабжение населения истцом не осуществляется ввиду отсутствия дизельного топлива, неисправности дизельных установок.
Самим ответчиком в обращении от 17.12.2020 N 286, направленном в администрацию, прокуратуру Киренского района, указано на наличие возможности электроснабжения населения только до 23.12.2020 в связи с отсутствием возможности доставки топлива ввиду необеспечения функционирования автомобильной дороги.
Постановлением мэра Киренского района от 20.01.2021 N 34 объявлен режим повышенной готовности в связи с отсутствием дорожного сообщения до с. Коршуново, что не позволило ООО ТЭК "Киренскэнергосервис" осуществить доставку топлива до населенного пункта и создало угрозу возникновения чрезвычайной ситуации.
19.02.2021 состоялось совещание под председательством заместителя Министра - начальника управления энергетики и газификации Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области, на которое ООО ТЭК "Киренскэнергосервис" не явилось, по вопросу обеспечения электроснабжением с. Коршуново Киренского района, а также формирования запаса дизельного топлива на дизельной электростанции. Согласно протоколу от 19.02.2021, в связи с отсутствием дизельного топлива на дизельной электростанции с. Коршуново решением рабочей группы КЧС и ОПБ администрации Киренского муниципального района от 17.02.2021 введен режим повышенной готовности, электроснабжение населённого пункта осуществляется по 3-4 часа в сутки, имеющийся запас топлива рассчитан до 20.02.2021. По информации администрации, 11.02.2021 проведено комиссионное обследование основного оборудования ООО ТЭК "Киренскэнергосервис", 3 дизельные электростанции находятся в нерабочем состоянии.
В рамках дел N А19-2078/2021, N А19-14923/2021 администрация предъявляла к взысканию с ООО ТЭК "Киренскэнергосервис" расходов, связанных с приобретением дизельного топлива для нужд электроснабжения в спорный период.
Отчет о фактически сложившихся недополученных доходах является в силу Положения N 439-пп, Распоряжения Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от 09.10.2015 N 198-мр одним из основных документов - оснований для предоставления субсидии.
При такой ситуации, судом правомерно не установлено признаков противоправности в действиях ответчика, направившего в ответ на обращение ООО ТЭК "Киренскэнергосервис" о согласовании отчета запрос о предоставлении пояснений по представленному расчету с учетом того, что в спорный период времени услуги электроснабжения истцом не оказывались.
Доказательств представления каких-либо пояснений либо документального подтверждения фактического оказания услуг электроснабжения на запрос администрации истцом не представлено. Письмами от 11.11.2021 N 86, от 21.01.2022 N 3 ООО ТЭК "Киренскэнергосервис" направило в администрацию повторно только отчет на согласование, настаивало на факте электроснабжения.
Доказательств принятия администрацией решения об отказе в согласовании отчета ООО ТЭК "Киренскэнергосервис" в деле не содержится.
При таких обстоятельствах противоправность в действиях (бездействии) администрации материалами дела не подтверждается.
При этом довод истца о том, что ранее им представлялись аналогичные отчеты, которые ответчик согласовывал, судом правомерно отклонен, поскольку согласование ранее представленных отчетов не обязывает администрацию согласовывать вновь представленный отчет при наличии обоснованных сомнений в фактическом оказании услуг истцом.
Ответчик, ссылаясь на то, что истцом фактически услуги по электроснабжению населенных пунктов Коршуновского сельского поселения в период с 23.12.2020 по 04.03.2021 не осуществлялись, представил акт о возврате имущества от 29.12.2020, переданного ООО ТЭК "Киренскэнергосервис" по договору безвозмездного пользования от 30.10.2017 N 1-17, составленный в одностороннем порядке.
30.12.2020 между администрацией и ООО "Витимэнерго" подписан договор безвозмездного пользования муниципальным имуществом, по условиям которого имущество передается в целях бесперебойного обеспечения электроэнергией населения, организаций и предприятий на территории Коршуновского сельского поселения.
Истец, возражая по доводам ответчика, в порядке статьи 161 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявил о фальсификации доказательств - акта ответчика о возврате имущества от 29.12.2020, договора безвозмездного пользования муниципальным имуществом от 30.12.2020, заключенного между администрацией и ООО "Витимэнерго", акта приема-передачи от 30.12.2020, истец полагает, что указанные документы изготовлены позднее даты, указанной в этих документах.
В судебном заседании 27.02.2023 ответчик указал, что оригиналы документов о фальсификации, которых заявлено, утрачены, в связи с чем отсутствует возможность их представления.
Поскольку ответчиком не представлены оригиналы документов, указанных в заявлении о фальсификации, заявление о фальсификации доказательств судом отклонено правомерно.
В подтверждение размера причиненного ущерба истцом в рамках уточненных требований в материалы дела представлены справки о выплате заработной платы работникам общества, доказательства уплаты налога на доходы физических лиц, перечисления обязательных страховых взносов, фактические затраты на топливо для дизельной электростанции в с. Мироново.
Вместе с тем как верно отмечено судом первой инстанции, под убытками в виде реального ущерба в силу статьи 15 ГК РФ понимаются расходы, которые лицо понесло или должно будет понести для восстановления своего нарушенного права, а не расходы, которые лицо обязано понести в соответствии с требованиями трудового законодательства.
Следовательно, расходы, связанные с выплатой заработной платы работникам не подлежат включению в размер причиненного ущерба.
Аналогичным образом расходы на уплату налога на доходы физических лиц, взносы на обязательное страхование от несчастных случаев, взносы на обязательное социальное страхование, взносы на обязательное медицинское страхование, страховые взносы на выплату страховой части трудовой пенсии, не относятся к числу расходов, произведенных ООО ТЭК "Киренскэнергосервис" для восстановления нарушенного права, следовательно, истцом не доказано наличие причинно-следственной связи между действиями администрации и произведенными выплатами.
В составе причиненного ущерба истцом также предъявлены расходы, связанные с приобретением дизельного топлива в размере 879 368 руб. 30 коп., в подтверждение факта приобретения топлива истцом представлены товарно-транспортные накладные, платежные документы, акты о списании ТМЦ.
Как было указано выше, под убытками в виде реального ущерба понимаются расходы, которые лицо понесло или должно будет понести для восстановления своего нарушенного права, тогда как расходы, связанные с приобретением дизельного топлива, понесены ООО ТЭК "Киренскэнергосервис" в связи с исполнением принятых на себя обязательств по электроснабжению населения и в чистом виде убытками не являются.
В ходе рассмотрения дела суд первой инстанции неоднократно, в том числе с учетом возражений администрации, считающей себя ненадлежащим ответчиком по настоящему делу, уточнял позицию истца относительно предъявленного иска, его предмета и основания. На вопросы суда и возражения ответчика ООО ТЭК "Киренскэнергосервис" поясняло, что просит взыскать понесенные расходы, указанные в уточненном иске, именно с администрации как с лица, в результате противоправных действий (бездействия) которого истец лишен возможности возместить недополученные доходы в рамках предоставления субсидии Министерством жилищной политики и энергетики Иркутской области.
В соответствии с частью 1 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд не вправе выходить за пределы требований истца и самостоятельно изменять предмет или основание иска. Такое право предоставляется только истцу.
Суд апелляционной инстанции в данном случае полагает, что заявленное требование к Администрации не соответствует характеру правоотношения, поскольку в соответствии с Положением 439-пп право истца на получение субсидии возникает после согласования Администрацией форм отчетности о фактически сложившихся за отчетный период недополученных доходах в связи с оказанием услуг в сфере электроснабжения, на основании которых производятся выплаты из бюджетной системы Российской Федерации. Вместе с тем не подписание Администрацией форм отчетности не приводит к образованию у Администрации обязанностей по выплате указанных сумм.
В рассматриваемом случае ООО ТЭК "Киренскэнергосервис" не лишено права и возможности возместить в установленном Положением N 439-пп порядке понесенные им в спорный период расходы за счет надлежащего лица.
На основании изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о недоказанности наличия в действиях администрации противоправности, наличия убытков у истца, а, следовательно, о недоказанности причинной связи между противоправным поведением ответчика и возникшими убытками, в связи с чем в удовлетворении заявленных требований правомерно отказал.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы, свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а о несогласии заявителя жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств, а также неправильным толкованием приведенных норм материального права.
При таких установленных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет" по адресу www.kad.arbitr.ru.
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 10 марта 2023 года по делу N А19-14610/2022 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
Д.В. Басаев |
Судьи |
Е.А. Будаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-14610/2022
Истец: ООО Топливно-Энергетическая компания "Киренскэнергосервис"
Ответчик: Администрация Коршуновского сельского поселения
Третье лицо: Министерство жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области, ООО "Витимэнерго", Служба по тарифам Иркутской области