г.Москва |
|
29 мая 2023 г. |
Дело N А40-178169/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 мая 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 мая 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мезриной Е.А.,
судей Алексеевой Е.Б., Головкиной О.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Сологуб А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента
городского имущества города Москвы на решение Арбитражного суда г.
Москвы от 10.03.2023 г. по делу N А40-178169/22
по иску ИП Крылова Лидия Ростиславовна (ИНН 773405754372, ОГРНИП
304770000328864 )
к Департаменту городского имущества города Москвы (ИНН 7705031674, ОГРН
1037739510423 )
о признании
при участии в судебном заседании:
от истца: Субботина Г.Н. по доверенности от 30.06.2021, диплом 102312 0028600 от 14.10.2019,
от ответчика: Дмитриева Е.А. по доверенности от 10.11.2022, диплом ДВС 1097459 от 04.04.2001,
УСТАНОВИЛ:
ИП Крылова Лидия Ростиславовна обратилась в Арбитражный суд г.Москвы с иском к Департаменту городского имущества города Москвы о признании за истцом право на имущественную поддержку как субъекта малого предпринимательства в виде предоставления льготной ставки арендной платы в размере 5.000 рублей в год за пользование нежилым помещением по договору аренды N 9-797/04 от 16.12.2004.
Решением суда от 10.03.2023 г. исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым по делу решением, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении исковых требований отказать, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, неполное выяснение судом обстоятельств имеющих значение для дела.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Представитель истца в судебном заседании возражал против апелляционной жалобы, просил решение оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.
Законность и обоснованность судебного решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке ст.ст.266, 268 АПК РФ.
Девятый арбитражный апелляционный суд, изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив все доводы апелляционной жалобы, повторно рассмотрев материалы дела, приходит к выводу о том, что отсутствуют правовые основания для отмены или изменения решения Арбитражного суда г. Москвы, принятого в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и обстоятельствами дела.
Как следует из материалов дела, исковые требования мотивированы тем, что между истцом и ответчиком заключены договоры аренды нежилых помещений: N 9-797/04 от 16.12.2004, площадью 51,4 кв.м, N9-69/04 от 10.02.2004, площадью 77,4 кв.м.
В соответствии с условиями договора предприниматель Крылова Лидия Ростиславовна, использует помещение по целевому назначению, оплачивает арендную плату в срок и является субъектом малого предпринимательства в соответствии с реестром МСП N ИЭ9965-22-6812202.
В соответствии с Постановлением Правительства г. Москвы N 800 от 25.12.2012 "О мерах имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства, арендующего объекты нежилого фонда, находящегося в имущественной казне города Москвы". На основании пунктов 1.2. и 1.3. использует вид деятельности: Использование труда инвалидов, которому полагается имущественная поддержка в виде льготной ставка в размере 3.500 за кв.м в год.
Истец 17.12.2021 обратился в Межведомственную комиссию г. Москвы, однако 26.01.2022 им был получен отказ ДГИ-И-4655/22.
В Постановление Правительства N 800 от 25 декабря 2012 года "О мерах имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда, находящегося в имущественной казне города Москвы Постановлением правительства N 2112 от 21 декабря 2021 года внесены изменения: п. 1.1 Установить с 1 января 2022 г. ставку арендной платы 5000 рублей за кв.м. в год: Субъектам малого предпринимательства, арендующим объекты нежилого фонда площадью до 300 кв. м., находящиеся в имущественной казне города Москвы, по действующим договорам аренды, заключенным без проведения торгов; 13.1. Используют указанные объекты нежилого фонда для осуществления деятельности в области: торговли товарами продовольственных групп; социального питания; бытового обслуживания; физической культуры и спорта; культуры; производства. 1.3.2. Используют труд инвалидов при условии, что среднесписочная численность инвалидов среди их работников за последние два налоговых и (или) отчетных периода составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25 процентов.
Несмотря на то, что ИП Крылова Л.Р. соответствует вышеуказанным критериям, она получила отказ Межведомственной комиссии о предоставлении льготной ставки в виде 3.700 за кв.м. в год.
Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства" установлено, что субъектам малого и среднего предпринимательства оказываются различные формы поддержки, в том числе имущественная, которая осуществляется органами государственной власти, местного самоуправления в виде передачи во владение и пользование государственного и муниципального имущества, в том числе нежилых помещений на льготных условиях.
Правительством города Москвы приняты постановления от 30.12.2008 N 1218-ПП, от 29.12.2009 N 1479-ПП, от 25.12.20012 N 800-ПП, 809-ПП, от 15.04.2013 N 236-ПП "О мерах имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне г. Москвы".
Пунктом 1 Постановления N 800-ПП с 01.01.2022 установлена ставка арендной платы в размере 5 000 руб. за 1 кв. м в год.
Обязанности обращения в Межведомственную комиссию при наличии условий, указанных в п. 1.1 Постановления Правительства Москвы N 800-ПП не предусмотрено, так как ИП Крылова Л.Р. подпадает к критериям пункта 1.1 Постановления, поскольку площадь арендуемого помещения не превышает 300 кв.м.
В Постановлении N 800-ПП приведен исчерпывающий перечень оснований, при которых субъекты малого предпринимательства утрачивают право на льготную арендную плату (в случае выявления нецелевого использования помещений, наличия задолженности по арендной плате, передачи без согласия арендодателя помещений в субаренду). В пункте 2.4 указанного постановления во всех редакциях предусмотрено, что по действующим договорам, заключенным без проведения торгов, арендная плата подлежит установлению на основании заключения независимого оценщика о рыночной величине годовой ставки арендной платы за исключением случаев, предусмотренных в пункте 1, в котором приведены основания для применения льготной ставки.
Оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные по делу доказательства, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении исковых требований.
Судом первой инстанции правомерно установлено, что ИП Крылова Л.Р. исправно перечисляла арендные платежи, задолженность по арендным платежам отсутствовала.
Истец полностью соответствует критериям, установленным в Постановлении Москвы 800-ПП, ввиду чего предпринимателю должна была быть предоставлена мера поддержки в виде льготная ставки арендной платы.
Удовлетворяя требования истца, суд первой инстанции руководствовался тем, что истец имеет право на применение льготной ставки арендной платы в порядке п. 1 Постановления N 800-ПП.
В силу ст. 606 ГК РФ по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Согласно нормам ст. 614 ГК РФ арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
Согласно п. 1 ст. 424 ГК РФ, исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Пунктом 1 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" закреплен основной принцип поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в виде заявительного порядка обращения субъектов малого и среднего предпринимательства за оказанием поддержки.
В соответствии с ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", оказание имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления в виде передачи во владение и (или) в пользование государственного или муниципального имущества, в том числе земельных участков, зданий, строений, сооружений, нежилых помещений, оборудования, машин, механизмов, установок, транспортных средств, инвентаря, инструментов, на возмездной основе, безвозмездной основе или на льготных условиях в соответствии с государственными программами (подпрограммами) Российской Федерации, государственными программами (подпрограммами) субъектов Российской Федерации, муниципальными программами (подпрограммами). Указанное имущество должно использоваться по целевому назначению.
В соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 01.07.2013 N 424-ПП "О создании Межведомственной комиссии по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства и внесении изменений в правовые акты Правительства Москвы" и Постановлением Правительства Москвы от 25.12.2012 N 800-ПП "О мерах имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы" с 01.01.2014 субъектам малого предпринимательства, арендующим объекты нежилого фонда площадью до 300 кв. м, находящиеся в имущественной казне города Москвы, по действующим договорам аренды, заключенным без проведения торгов, предоставлена имущественная поддержка в виде установления ставки арендной платы в размере 3500 рублей 00 копеек за 1 кв. м в год, с 01.01.2020 г. - исходя из расчета 4 750 рублей за 1 кв. м в год, и в размере 5 000 руб. за период с 01.01.2022.
Признание за истцом права на применение ставки арендной платы за 1 кв. м в год, в соответствии с положениями п. 1.1 и п. 5 Постановления N 800-ПП не требует внесения каких-либо изменений в договор аренды, поскольку действует автоматически и устанавливается истцом в одностороннем порядке с момента вступления в силу соответствующего нормативного акта.
В части 9 статьи 17.1 Закона N 135-ФЗ сформулировано общее правило о необходимости рыночной оценки при заключении договора аренды государственного или муниципального имущества на новый срок, но иное может быть предусмотрено другим законодательством, в том числе Законом N 209-ФЗ, которым установлены особые условия предоставления субъектам малого предпринимательства имущественной поддержки в виде передачи в аренду государственного или муниципального имущества, в том числе по льготным (отличным от рыночных) ставкам и при заключении договоров аренды на новый срок.
Как разъяснено в пункте 20 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды", если стороны в договоре аренды государственного или муниципального имущества указали, что размер арендной платы или иное условие корректируется при изменении указанных актов публично-правового образования, то такое изменение в отношениях сторон происходит автоматически и не требует изменения договора аренды.
Поскольку по условиям договора аренды и дополнительного соглашения размер арендной платы определяется на основании действующих в Москве нормативов, корректируется арендодателем, может изменяться в одностороннем порядке путем направления арендодателем уведомления о том, что такое изменение произошло, наличие в указанном дополнительном соглашении условия об установлении рыночной ставки арендной платы не препятствует применению льготной ставки арендной платы, установленной Правительством Москвы в пункте 1.1 Постановления N 800-ПП в редакции, действующей с указанной даты, и не требует подписания соглашения о применении указанной ставки.
В том случае, если истец перестанет соответствовать установленным законодательством критериям получения льготы, нарушит требования, предусмотренные в Постановлении N 800-ПП, либо истечет срок действия нормативного правого акта, предоставившего льготу, подлежит применению ставка арендной платы, установленная дополнительным соглашением от 07.12.2016 г., определенная по результатам оценки рыночной стоимости права пользования объектом нежилого фонда.
Применительно к фактическим обстоятельствам настоящего дела суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что истец, являясь субъектом малого предпринимательства, арендующий помещение менее 300 кв. м. на основании договора, заключенного без проведения торгов, имеет право на применение льготной ставки арендной платы по Договору аренды нежилого фонда, находящегося в собственности города Москвы от 03.08.2007 г. N 03-00420/07 в период с 01.01.2022 г. по 31.12.2022 г. в размере 5000 руб. за кв. м/год.
Все доводы апелляционной жалобы были предметом рассмотрения суда первой инстанции, они надлежащим образом исследованы судом, всем доводам дана надлежащая оценка.
В соответствии с п. 5 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 25.12.2012 N 809-ПП ставка арендной платы субъектам малого предпринимательства устанавливается Правительством Москвы.
В соответствии с п. 1, п. 1.1 Постановления Правительства Москвы от 25.12.2012 N 800-ПП (ред. от 02.12.2016) "О мерах имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы" с 1 января 2020 года устанавливается ставка арендной платы в размере 4 750 рублей за кв. м в год (5000,00 руб. за 1 кв.м. в год на 2022год) субъектам малого предпринимательства, арендующим объекты нежилого фонда площадью до 300 кв. м, находящиеся в имущественной казне города Москвы, по действующим договорам аренды, заключенным без проведения торгов. При этом, абз. 2 п. 1.1, устанавливающий обязательный порядок обращения в Межведомственную комиссию утратил силу
Судом первой инстанции установлено, что по договорам аренды заключенным между истцом и ответчиком размер арендуемых у департамента площадей составляет менее 300 кв. м.
Признание за обществом права на применение ставки арендной платы за 1 кв. м в год, в соответствии с положениями п. 1.1 и п. 5 Постановления Правительства Москвы от 25.12.2012 N 800-ПП, не требует внесения каких-либо изменений в договор аренды, поскольку действует автоматически и устанавливается Департаментом городского имущества города Москвы в одностороннем порядке с момента вступления в силу соответствующего нормативного акта.
Истец, являясь субъектом малого предпринимательства, арендующим помещения менее 300 кв. м на основании договора, заключенного без проведения торгов, имеет право на применение льготной ставки арендной платы.
В части 1 статьи 16 Закона N 209-ФЗ приведены виды и формы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (финансовая, имущественная, информационная и другие). Одним из видов поддержки является предоставление данным субъектам государственного и муниципального имущества на льготных условиях (статья 18 данного Закона).
Постановлением N 809-ПП утвержден Перечень случаев установления ставки арендной платы по договорам аренды нежилых помещений, находящихся в собственности города Москвы, на льготных условиях, к которым относится осуществление субъектом малого предпринимательства хозяйственной деятельности на условиях, определенных соответствующим нормативным правовым актом Москвы.
В Постановлении N 800-ПП приведен исчерпывающий перечень оснований, при которых субъекты малого предпринимательства утрачивают право на льготную арендную плату (в случае выявления нецелевого использования помещений, наличия задолженности по арендной плате, передачи без согласия арендодателя помещений в субаренду). В пункте 2.4 указанного постановления во всех редакциях предусмотрено, что по действующим договорам, заключенным без проведения торгов, арендная плата подлежит установлению на основании заключения независимого оценщика о рыночной величине годовой ставки арендной платы за исключением случаев, предусмотренных в пункте 1, в котором приведены основания для применения льготной ставки.
Само по себе заключение субъектами малого предпринимательства и Департаментом дополнительных соглашений о продлении срока аренды в соответствии с частью 9 статьи 17.1 Закона N 135-ФЗ не исключает при определении размера арендной платы по договору применения положений Постановления N 800-ПП, в том числе пунктов 1.1 и 1.2.
В части 9 статьи 17.1 Закона N 135-ФЗ сформулировано общее правило о необходимости рыночной оценки при заключении договора аренды государственного или муниципального имущества на новый срок, но иное может быть предусмотрено другим законодательством, в том числе Законом N 209-ФЗ, которым установлены особые условия предоставления субъектам малого предпринимательства имущественной поддержки в виде передачи в аренду государственного или муниципального имущества, в том числе по льготным (отличным от рыночных) ставкам и при заключении договоров аренды на новый срок.
Если по условиям договоров аренды, заключенных Департаментом с субъектами малого предпринимательства, и дополнительных соглашений о продлении срока аренды, размер арендной платы определяется на основании действующих в Москве нормативов, корректируется арендодателем, может изменяться в одностороннем порядке путем направления арендодателем уведомления о том, что такое изменение произошло, наличие в дополнительных соглашениях о продлении аренды условия об установлении рыночной ставки арендной платы не препятствует применению льготной ставки арендной платы, установленной Правительством Москвы в пунктах 1.1 и 1.2 Постановления N 800-ПП.
В том случае, если арендатор перестанет соответствовать установленным законодательством критериям получения льготы, нарушит требования, предусмотренные в Постановлении N 800-ПП, либо истечет срок действия нормативного правового акта, предоставившего льготу, у арендатора возникнет обязанность по внесению арендной платы в размере рыночной ставки, определенной по результатам оценки рыночной стоимости права пользования объектом нежилого фонда.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с решением суда, и не содержат оснований для его отмены.
Предметом спора является льгота в размере 5000 р., предусмотренная другой нормой, а именно п. 1 Постановления N 800-ПП.
Постановлением N 812-ПП от 02.12.2016 из пункта 1.1 Постановления Правительства Москвы от 25.12.2012 N 800-ПП исключен с 1 января 2017 года абзац, предусматривающий необходимость обращения в Межведомственную комиссию арендаторов, претендующих на получение льготы, предусмотренной данным пунктом.
Исходя из буквального содержания пунктов 1.1, 1(1) и 2.1 Постановления N 800- ПП для субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда площадью до 300 кв. м, не предусмотрена необходимость обращения в Межведомственную комиссию для получения имущественной поддержки в виде установления ставки арендной платы в размере 5000 руб. за кв. м.
Кроме того, предлагаемый департаментом подход не соответствует установленным Законом N 209-ФЗ и Законом города Москвы N 60 принципам равной имущественной поддержки внутри одной группы субъектов малого предпринимательства, для которой такая поддержка предусмотрена (в данном случае арендаторы небольших помещений), обеспечения равных прав и возможностей при получении имущественной поддержки, противоречит требованиям антимонопольного законодательства, которым установлен запрет на создание органами государственной власти и органами местного самоуправления преимуществ каким-либо лицам и ограничений другим лицам внутри одной группы предпринимателей.
Все доводы заявителя жалобы рассмотрены судом апелляционной инстанции и подлежат отклонению как направленные на переоценку выводов суда.
Судебный акт первой инстанции принят при полном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, нормы права применены судом верно, с учетом конкретных обстоятельств дела, содержащиеся в нем выводы не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам, судом первой инстанции не нарушено единообразие в толковании и применении норм права.
При рассмотрении дела судом были установлены все существенные обстоятельства, которым дана надлежащая правовая оценка. Нарушений норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием для отмены обжалуемого судебного акта, не имеется.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных ст.270 АПК РФ, для изменения или отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 176, 266-268, п.1 ст. 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 10.03.2023 г. по делу N А40-178169/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Е.А. Мезрина |
Судьи |
Е.Б. Алексеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-178169/2022
Истец: Крылова Лидия Ростиславовна
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ