г. Москва |
|
29 мая 2023 г. |
Дело N А40-260629/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 мая 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 мая 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Л.Г. Яковлевой,
судей: |
С.М. Мухина, Г.М. Никифоровой, |
при ведении протокола |
помощником судьи Д.О. Нурбаевой, |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Росреестра по Москве
на решение Арбитражного суда города Москвы от 21.02.2023 по делу N А40-260629/22,
по заявлению ООО "Йота" (ОГРН: 1197746290334, ИНН: 7716936026)
к Управлению Росреестра по Москве (ОГРН: 1097746680822, ИНН: 7726639745),
третьи лица: 1) ИП Сабитов Р.А., 2) ИП Фаттахетдинов Р.Р., 3) Департамент городского имущества города Москвы
о признании незаконным решения,
при участии:
от заявителя: |
Хасянов Р.З. по дов. от 24.11.2022; |
от ответчика: |
Борисов а.А. по дов. от 24.01.2023; |
от третьего лица: |
1) не явился, извещен; 2) не явился, извещен; 3) не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "Йота" (заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Управлению Росреестра по г. Москве (ответчик, Управление) о признании незаконным решения от 11.11.2022 N КУВД-001/2022-32517281/17.
Решением от 21.02.2023 Арбитражный суд г.Москвы удовлетворил заявленные требования.
Не согласившись с принятым судом решением, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить как принятое с нарушением норм права.
В судебном заседании представитель подателя апелляционной жалобы доводы апелляционной жалобы поддержал по мотивам, изложенным в ней.
Представитель общества возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Остальные лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, о месте и времени его проведения извещены надлежащим образом, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.9aas.arbitr.ru, в связи с чем, апелляционная жалоба рассматривается в их отсутствие, исходя из норм статей 121, 123, 156 АПК РФ.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции, проверив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, заслушав представителей сторон, явившихся в судебное заседание, считает, что оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы не имеется.
Согласно материалам дела, 19.04.2022 ООО "Йота" приобрело по договору купли-продажи недвижимости N 59-7611 (Договор купли-продажи) у Департамента городского имущества города Москвы (Департамент) нежилое помещение общей площадью 140,3 кв.м., имеющее кадастровый номер 77:02:0022014:3607 (Помещение), в порядке преимущественного права выкупа в рамках ФЗ от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
29.06.2022 между ООО "Йота" (Продавец) и ИП Сабитовым Р.А., а также ИП Фаттахетдиновым Р.Р. (Покупатели) подписан Договор передачи договора купли-продажи недвижимости от 19.04.2022 N 59-7611 (Договор передачи).
20.07.2022 обществом от Департамента получено уведомление, подтверждающее получение Департаментом извещения о заключении названного выше Договора передачи и отсутствии возражений Департамента на его заключение.
29.07.2022 обществом подано заявление в Управление Росреестра по г. Москве о государственной регистрации права на основании Договора передачи.
10.08.2022 государственным регистратором вынесено Уведомление о приостановлении государственной регистрации прав N КУВД-001/2022-32517281 (Уведомление) по заявлению общества от 29.07.2022.
12.08.2022 заявителем в Департамент подано обращение с просьбой пояснить позицию Департамента по основаниям приостановления, указанным в Уведомлении.
30.08.2022 в ответ на обращение заявителя Департамент представил письменные пояснения по указанному факту.
31.08.2022 заявитель представил в Управление Росреестра по Москве заявление на возобновление государственной регистрации права на основании Договора передачи, приложив ответ Департамента от 30.08.2022 и письменную позицию.
01.09.2022 государственным регистратором вынесено Уведомление о неустранении причин приостановления государственной регистрации прав.
11.11.2022 государственным регистратором вынесено Уведомление об отказе государственной регистрации прав.
Не согласившись с оспариваемым отказом Управления, общество обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с заявленными требованиями.
Согласно ч.1 ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий, бездействия госоргана недействительным (незаконным) необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий, бездействия закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
Апелляционный суд, оценив в порядке ст.71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства с учетом всех обстоятельств дела, поддерживает вывод суда первой инстанции о наличии совокупности необходимых условий для удовлетворения заявленных ООО "Йота" требований.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из неправомерности оспариваемого ненормативного акта регистрирующего органа.
Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии в силу пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим ведение государственного реестра саморегулируемых организаций, в отношении которых не определен уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю (надзору) за их деятельностью.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (Закон N 218-ФЗ) порядок осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав предусматривает проведение правовой экспертизы документов, представленных для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на предмет наличия или отсутствия установленных Законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
На основании ст. 1 Закона N 218-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (государственная регистрация прав). Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в ЕГРН записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в ЕГРН.
В реестр прав на недвижимость вносятся сведения о правах, об ограничениях прав и обременениях объектов недвижимости, о сделках с объектами недвижимости, если такие сделки подлежат государственной регистрации в соответствии с федеральным законом, а также дополнительные сведения, внесение которых в реестр прав на недвижимость не влечет за собой переход, прекращение, ограничения прав и обременение объектов недвижимости (п. 1 ст. 9 Закона N 218-ФЗ).
Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке (п. 1 ст. 14 Закона N 218-ФЗ).
В соответствии с п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В соответствии с ч. 1 ст. 21 Закона N 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством РФ, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в ЕГРН. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества.
Согласно пункту 5 статьи 18 Закона N 218-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 Закона N 218-ФЗ и требованиям принятых в соответствии с Законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено Законом или иными федеральными законами.
Как указывалось вше, между Департаментом и обществом был заключен договор аренды от 19.07.2019 N 00-01014/19 (Договор аренды) на недвижимое имущество.
В рамках Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 22.07.2008 N 159-ФЗ) между Департаментом и обществом заключен договор купли-продажи недвижимости от 19.04.2022 N 59-7611 (Договор).
Заключенный между Департаментом и обществом Договор аренды прекращен с даты заключения Договора на основании статьи 413 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ).
Таким образом, общество воспользовалось преимущественным правом выкупа, заключив с Департаментом Договор по указанному адресу.
При этом в Единый государственный реестр недвижимости 05.05.2022 внесена запись N 77:02:0022014:3607-77/051/2022-11 о переходе права собственности по Договору к обществу с обременением в виде залога.
Таким образом, выкупаемый объект недвижимости не является собственностью города Москвы, и на него зарегистрирована частная собственность.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации (федеральное имущество), субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.
Согласно пункту 1 статьи 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Пунктом 2 статьи 346 ГК РФ установлено, что залогодатель не вправе отчуждать предмет залога без согласия залогодержателя, если иное не предусмотрено законом или договором и не вытекает из существа залога.
В соответствии с пунктом 1 статьи 37 Федерального закона от 16.07.1998 N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)" (далее - Федеральный закон от 16.07.1998 N 102-ФЗ) имущество, заложенное по договору об ипотеке, может быть отчуждено залогодателем другому лицу путем продажи, дарения, обмена, внесения его в качестве вклада в имущество хозяйственного товарищества или общества либо паевого взноса в имущество производственного кооператива или иным способом лишь с согласия залогодержателя, если иное не предусмотрено договором об ипотеке.
Согласно пункту 1 статьи 38 Федерального закона от 16.07.1998 N 102-ФЗ лицо, которое приобрело заложенное по договору об ипотеке имущество в результате его отчуждения или в порядке универсального правопреемства, в том числе в результате реорганизации юридического лица или в порядке наследования, становится на место залогодателя и несет все обязанности последнего по договору об ипотеке, включая и те, которые не были надлежаще выполнены первоначальным залогодателем.
Пунктом 2.4 Договора предусмотрено, что покупатель вправе без согласия, но с письменного уведомления продавца продать или иным способом произвести отчуждение объекта (объектов недвижимости, возникших в результате раздела или иного преобразования объекта), передав приобретателю комплекс прав и обязанностей по Договору в целом, в том числе в отношении которых не предполагается совершение отдельной уступки или перевода долга (статья 392.3 ГК РФ), при этом покупатель и новый покупатель (новые покупатели), а также все последующие покупатели до полного исполнения обязательств по оплате по Договору несут солидарную ответственность перед продавцом за надлежащее выполнение новым покупателем обязательств по Договору до их полного исполнения (статья 323 ГК РФ), а также при исполнении обязательств, предусмотренных пунктом 7.9 Договора, в соответствии с толкованием, данным пунктами 29 и 30 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.12.2017 N 54 "О некоторых вопросах применения положений главы 24 ГК РФ о перемене лиц в обязательстве на основании сделки".
Одновременно с объектом (объектами недвижимости, возникшими в результате раздела или иного преобразования объекта) покупатель передает Договор новому покупателю. При этом стороной по Договору становится новый покупатель (новые покупатели) (в данном случае внесение изменений в указанной части в Договор не требуется).
Из материалов дела следует, что Департамент подтвердил получение уведомления Общества об отчуждении выкупаемой по Договору недвижимости в пользу ИП Сабитова Р.А. (ОГРНИП: 322774600160145) и ИП Фаттахетдинова Р.Р. (ОГРНИП: 322774600374515) в общую долевую собственность, о чем Общество было проинформировано письмом от 20.07.2022 исх. N ДГИ-1-41595/22-1.
Согласно пункту 20 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ) государственные или муниципальные преференции - предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот, государственных или муниципальных гарантий.
Обществом реализовано преимущественное право на приобретение арендуемого имущество по указанному адресу в соответствии с Федеральным законом от 22.07.2008 N 159-ФЗ. Кроме того, выкупаемый объект недвижимости не является государственной собственностью, и на него зарегистрирована частная собственность на момент оформления между Обществом и ИП Сабитовым Р.А. и ИП Фаттахетдиновым Р.Р. договора передачи договора купли-продажи недвижимости от 19.04.2022 N 59-7611 (с поручительством) от 29.06.2022.
В пункте 29 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.12.2017 N 54 "О некоторых вопросах применения положений главы 24 Гражданского кодекса Российской Федерации о перемене лиц в обязательстве на основании сделки" разъяснено, что согласно положениям статьи 392.3 ГК РФ стороны договора и третье лицо вправе согласовать переход всех прав и обязанностей одной из сторон договора третьему лицу. В этом случае к третьему лицу переходит комплекс прав и обязанностей по договору в целом, в том числе в отношении которых не предполагается совершение отдельной уступки или перевода долга.
Таким образом, положения Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", регламентирующие порядок предоставления государственной или муниципальной преференции, не подлежали применению к выкупаемой недвижимости после реализации Обществом преимущественного права на приобретение арендуемого имущества и государственной регистрации права частной собственности.
При таких обстоятельствах, проведение аукциона на право заключения договора, предусматривающего переход права собственности от Общества к ИП Сабитову Р.А. и ИП Фаттахетдинову Р.Р. на выкупаемую по Договору недвижимость либо согласование сделки по отчуждению Обществом выкупаемой недвижимости в пользу новых покупателей с антимонопольным органом не требуются.
В соответствии с пунктом 2.4 Договора покупатель вправе без согласия, но с письменного уведомления продавца продать или иным способом произвести отчуждение выкупаемой недвижимости.
При этом, подтверждение Департамента в получении уведомления общества об отчуждении выкупаемой по Договору недвижимости в пользу ИП Сабитова Р.А. и ИП Фаттахетдинова Р.Р., выраженное в письме от 20.07.2022 исх. N ДГИ-1-41595/22-1, не нарушает требований действующего законодательства Российской Федерации. При этом, предоставление согласия Департамента на заключение договора по отчуждению выкупаемой по Договору недвижимости не предусмотрено условиями Договора.
Таким образом, ООО "Йота", а также приобретатели Помещения в полном объёме выполнили обязанности, предусмотренные действующими нормативными правовыми актами.
Учитывая изложенное, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, суд первой инстанции с учетом положения ч. 1 ст. 71 АПК РФ применительно к конкретным обстоятельствам настоящего дела, пришел к правильному выводу, что оспариваемое решение Управления является незаконным и необоснованным, нарушает права и законные интересы заявителя, в связи с чем, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования в полном объеме.
На основании пункта 3 части 4 статьи 201 АПК РФ исходя из заявленных обществом требований суд первой инстанции правомерно обязал Управление устранить допущенное нарушение прав и законных интересов ООО "Йота" путем осуществления государственной регистрации перехода права собственности от ООО "Йота" к ИП Сабитову Р.А. и ИП Фаттахетдинову Р.Р. на нежилое помещение общей площадью 140,3 кв.м. с кадастровым номером 77:02:0022014:3607, расположенное по адресу: г. Москва, ул. Годовикова, д.2, на основании Договора передачи от 29.06.2022 договора купли-продажи недвижимости от 19.04.2022 N 59-7611 в порядке и сроки, установленные Федеральным законом N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, связанные с иной оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и иным толкованием норм права, не опровергают правильные выводы суда и не свидетельствуют о судебной ошибке.
Аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих выводы суда, изложенные в решении, и позволяющих изменить или отменить обжалуемый судебный акт, Управлением на момент рассмотрения апелляционной жалобы не представлено.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения судебного акта отсутствуют.
Обстоятельств, являющихся безусловным основанием в силу ч. 4 ст. 270 АПК РФ для отмены судебного акта, апелляционным судом не установлено.
Расходы по уплате госпошлины распределяются согласно ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 21.02.2023 по делу N А40-260629/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Л.Г. Яковлева |
Судьи |
С.М. Мухин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-260629/2022
Истец: ООО "ЙОТА"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ
Третье лицо: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ, Сабитов Рустем Анвярович, Фаттахетдинов Рустам Рафикович
Хронология рассмотрения дела:
29.02.2024 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-18549/2023
14.12.2023 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-79350/2023
14.08.2023 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-18549/2023
29.05.2023 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-20554/2023
21.02.2023 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-260629/2022