29 мая 2023 г. |
Дело N А83-12685/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22.05.2023.
В полном объёме постановление изготовлено 29.05.2023.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Евдокимова И.В., судей Колупаевой Ю.В., Сикорской Н.И.,
при ведении протокола и аудиозаписи судебного заседания секретарем Молчановой В.С.,
при участии:
от Товарищества собственников недвижимости "Меркурий" - Кириченко В.Ф., председатель правления, выписка из ЕГРЮЛ от 06.03.2023, личность удостоверена паспортом гражданина Российской Федерации,
от Совета министров Республики Крым - Дмитрийчук Л.В., представитель по доверенности от 28.05.2021 N 1/01-58/3143,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Товарищества собственников недвижимости "Меркурий" на решение Арбитражного суда Республики Крым от 23 ноября 2022 года по делу N А83-12685/2020
по иску Товарищества собственников недвижимости "Меркурий"
(ОГРН: 1149102086748, ИНН: 9103010342)
к Совету министров Республики Крым (ОГРН: 1149102016414, ИНН: 9102011424),
при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, на стороне ответчика:
Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым; Государственного совета Республики Крым; Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым; Государственного автономного учреждения "Распорядительная дирекция имущества Республики Крым"; Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Крымские морские порты"; Администрации города Ялты Республики Крым; Крымского республиканского предприятия "Противооползневое управление"; Министерства транспорта Республики Крым; Министерства экономического развития Республики Крым, общества с ограниченной ответственностью "СКМ"
о признании права собственности,
УСТАНОВИЛ:
Товарищество собственников недвижимости "Меркурий" обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с исковыми требованиями к Совету министров Республики Крым о признании права собственности на морские берегоукрепительные сооружения СТ "Меркурий", площадь застройки 2678,4 кв.м., расположенные по адресу: Республика Крым, г. Ялта, пгт. Отрадное, кадастровый номер 90:00:000000:305.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 23.11.2022 в удовлетворении исковых требований отказано в полном объёме.
Решение суда первой инстанции мотивировано в том числе тем, что берегоукрепительные сооружения СТ "Меркурий", расположенные по адресу: г. Ялта, пгт. Массандра, находившееся до принятия республики Крым в состав Российской Федерации в собственности АР Крым и на балансе Крымского республиканского предприятия "Противооползневое управление", в 2014 году были переданы ГАУ "Распорядительная дирекция имущества Республики Крым" и по результатам выполнения кадастровых работ в ЕГРН внесены сведения о данном имуществе, а именно: морские берегоукрепительные сооружения СТ "Меркурий", расположенные по адресу: Республика Крым, г. Ялта, пгт Отрадное.
Кроме того, 12.05.2016 года в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесены сведения о праве собственности Республики Крым на морские берегоукрепительные сооружения СТ "Меркурий" площадью застройки 2678,4 кв.м., расположенные по адресу: Республика Крым, г. Ялта, пгт Отрадное, кадастровый номер 90:00:000000:305.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ТСН "Меркурий" обратилось в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт, об удовлетворении заявленных требований.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что суд первой инстанции при принятии обжалуемого решения неполно установил обстоятельства имеющие существенное значение для правильного рассмотрения настоящего спора, а также неправильно применил нормы материального права.
Так, апеллянт считает ошибочным вывод суда первой инстанции о неправильном способе защиты истцом своего нарушенного права. Учитывая, что спорные берегоукрепительные сооружения были построены истцом, однако не были введены в эксплуатацию и право собственности ТСН "Меркурий" зарегистрировано не было, при этом такое право зарегистрировано за Республикой Крым, по мнению общества, способом защиты для истца является именно признание права. Выводы суда первой инстанции о том, что изначально выполнялись работы по восстановлению берегоукрепительных сооружений, а не по их строительству, апеллянт считает необоснованными. Спорные сооружения не находились на балансе Крымского республиканского предприятия "Противооползневое управление".
Более подробные доводы изложены в апелляционной жалобе.
Совет министров Республики Крым представил отзыв на апелляционную жалобу, просит оставить её без удовлетворения, решение суда первой инстанции без изменений, поскольку 20.03.2000 года Верховной Радой Автономной Республики Крым принято Постановление N 982-2/2000 "О составе имущества, принадлежащего Автономной Республике Крым", которым определён состав имущества, принадлежащий Автономной Республике Крым.
16.04.2008 года Верховной Радой Автономной Республики Крым принято Постановление N 851-5/08 "О вопросах управления имуществом, принадлежащим Автономной Республике Крым", в соответствии с пунктом 4 которого внесены изменения в Постановление Верховной Рады Автономной Республики Крым от 15 марта 2000 года N 982-2/2000 "О составе имущества, принадлежащего Автономной Республике Крым", а именно Приложение 3, утвержденное данным Постановлением, дополнено строками 101-120, в том числе пунктом 118-Берегоукрепительные сооружения Строительного товарищества "Меркурий" (пгт Массандра, г. Ялта).
В Приложении 3 к Постановлению Верховной Рады Автономной Республики Крым от 21 апреля 2010 года N 1710-5/10 утверждён Перечень берегоукрепительных и противооползневых сооружений, принадлежащих Автономной Республике Крым и находящихся на балансе Крымского республиканского предприятия "Противооползневое управление", в том числе Берегоукрепительные сооружения Строительного товарищества "Меркурий" (пгт Массандра, г. Ялта), протяженностью 0,271 км (пункт 122 Перечня).
По мнению ответчика, спорное имущество находилось в собственности Автономной Республики Крым, из владения которой данное имущество не выбывало, и в настоящее время является собственностью Республики Крым, поскольку 12 мая 2016 года в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним зарегистрировано право собственности Республики Крым на морские берегоукрепительные сооружения СТ "Меркурий" площадью застройки 2678,4 кв.м, расположенные по адресу: Республика Крым, г. Ялта, пгт Отрадное, кадастровый номер 90:00:000000:305.
Выводы суда первой инстанции о том, что изначально выполнялись работы по восстановлению берегоукрепительных сооружений, а не их строительству, ответчик считает правильными, так как в Акте выполненных работ от 21.04.2009 года указанно, что ЧП Погребным выполнены работы по восстановлению берегоукрепительных сооружений, а не строительству.
Также ответчик указывает, что Приложением N 3 к постановлению Верховной рады Автономной Республики Крым N1710-5/10 установлено, что берегоукрепительные сооружения строительного товарищества "Меркурий" протяженностью 0,271 км, расположенные по адресу: г. Ялта, пгт. Массандра, переданы на баланс Крымского республиканского предприятия (Противооползневое управление" (пункт 122 Приложения).
Указанное обстоятельство ранее было установлено постановлением Севастопольского апелляционного хозяйственного суда по делу N А83- 907/2011 (500230/907-2011).
Кроме того, указывает, что берегоукрепительные сооружения СТ "Меркурий, расположенные по адресу: г. Ялта, пгт. Массандра, находившееся до принятия Республики Крым в состав Российской Федерации в собственности АРК и на балансе Крымского республиканского предприятия "Противооползневое управление", в 2014 году были переданы ГАУ "Распорядительная дирекция имущества Республики Крым" и по результатам выполнения кадастровых работ в ЕГРН внесены сведения о данном имуществе, а именно: морские берегоукрепительные сооружения СТ "Меркурий", расположенные по адресу: Республика Крым, г. Ялта, пгт Отрадное.
Повторно рассмотрев дело по правилам статей 266, 268 АПК РФ, изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Решением Исполнительного комитета Ялтинского городского совета народных депутатов N 598 (1) от 27 августа 1993 года зарегистрировано Строительное товарищество "Меркурий".
Решением исполнительного комитета Ялтинского городского совета N 161 (1) от 24.05.2002 зарегистрирован Устав Объединения совладельцев эллинг-боксов для хранения маломерных плавсредств "Меркурий".
19.11.2014 в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о юридическом лице, зарегистрированном на территории Республики Крым на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя, - о Товариществе собственников недвижимости "Меркурий", Устав которого был утвержден решением общего собрания ОСЭБ "Меркурий" (протокол N 9 от 30.08.2014).
ТСН "Меркурий" был присвоен ОГРН 1149102086748. В тот же день ТСН "Меркурий" был поставлен на налоговый учет Инспекцией ФНС по г. Ялте Республики Крым. Согласно п. 1.1 Устава, ТСН "Меркурий" является правопреемником ОСЭБ "Меркурий", учредительные документы которого таким образом приведены в соответствие с законодательством Российской Федерации.
Решением исполнительного комитета Массандровского поселкового совета народных депутатов от 30 июля 1997 г. N 131, Строительному товариществу "Меркурий" выделен в постоянное пользование земельный участок площадью 0,7319 га для строительства и эксплуатации сооружений для хранения маломерных плавсредств, о чем 06 августа 1997 г. был выдан государственный акт на право постоянного пользования землей серии Н-КМ N 001523. На указанном земельном участке находятся строения, собственниками которых являются физические лица - члены ТСН "Меркурий".
Как указано истцом, в связи с разрушительным воздействием штормов и оползней, согласно предписаниям МЧС и Крымского Противооползнего Управления, для защиты построенных сооружений возникла необходимость в строительстве противооползневых и берегоукрепительных сооружений со стороны гор и моря. Проектные и изыскательские работы, а также проведение ремонтно-восстановительных работ были согласованы с соответствующими органами.
17.01.2006 между ОСЭБ "Меркурий" (Заказчик) и ЧП Погребным И.И. (Подрядчик) был заключен договор, предметом которого явилось выполнение Подрядчиком строительно-монтажных работ по строительству берегоукрепительных сооружений ОСЭБ "Меркурий" в соответствии с действующими строительными нормами и правилами.
Согласно Акту выполненных работ к указанному договору от 21.04.2009 в соответствии с проектно-сметной документацией Подрядчиком были проведены соответствующие работы, за выполнение которых Заказчиком была произведена оплата в размере 1 980 000,00 гривен.
12.07.2006 г. между ГП "Ялтинский морской торговый порт" и ОСЭБ "Меркурий" заключено соглашение об обеспечении беспрепятственного передвижения на земельных участках сторон. Согласно указанного соглашения стороны обязуются обеспечивать беспрепятственный доступ, проезд и временное нахождение транспортных средств каждой из сторон и физических лиц (сотрудников) через/на территории земельных участков, расположенных по адресу: г. Ялта, пгт. Отрадное.
Согласно подпунку в) пункта 1 Постановления Верховной Рады Автономной Республики Крым от 15.03.2000 N 982-2/2000 "О составе имущества, принадлежащего Автономной Республике Крым" (в редакции с 19.02.2003) имущество, принадлежащее Автономной Республике Крым, составляют, в том числе, берегоукрепительные и противооползневые сооружения, принадлежащие Автономной Республике Крым находящиеся на балансе Крымского республиканского предприятия "Противооползневое управление" (Приложение 3).
Постановлением Верховной Рады АР Крым "О вопросах управления имуществом, принадлежащим Автономной Республике Крым" от 16.04.2008 N 851-5/08 в Приложение N 3 внесены изменения, которое дополнено строками 101-120, в том числе строкой 118 "Берегоукрепительные сооружения строительного товарищества "Меркурий" (пгт. Массандра, г. Ялта), 0,271 не определен".
Как указывает истец, N 118 содержит в себе иной адрес сооружений (пгт. Массандра, г. Ялта), в действительности адрес: пгт. Отрадное, г. Ялта, т.е. в абсолютно другом населенном пункте.
03.07.2008 года комиссия, созданная приказом Министерства строительной политики и архитектуры АР Крым N 44-А от 23.06.2008 г., изучив фондовые материалы и на основании визуального обследования Морских берегоукрепительных сооружений строительного товарищества "Меркурий" г. Ялта, установила, что балансодержатель не определен.
Таким образом, как полагает истец, на момент принятия Постановления Верховной Рады Автономной Республики Крым от 16 апреля 2008 г. N 851-5/08 "О вопросах управления имуществом, принадлежащим Автономной Республике Крым" и включения в Приложение N 3 строки N 118 "Берегоукрепительные сооружения строительного товарищества "Меркурий" (пгт. Массандра, г. Ялта), 0,271 не определен", указанные сооружения не находились на балансе Крымского республиканского предприятия "Противооползневое управление".
20.02.2019 года на территорию ТСН "Меркурий" по адресу: г. Ялта, пгт. Отрадное, шоссе Дражинского, 2а прибыла комиссия Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крыма для определения статуса и передачи ГУП "Крымские морские порты" берегоукрепительных сооружений, расположенных в прибрежной зоне возле строений Товарищества.
В связи с чем, ТСН "Меркурий" обратился к ГУП "Крымские морские порты" с просьбой сообщить, на основании какого нормативно-правового акта комиссия Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крыма передает на баланс ГУП "Крымские морские порты" берегоукрепительные сооружения, расположенные по адресу: г. Ялта, пгт. Отрадное, шоссе Дражинского, 2а, находящиеся на балансе ТСН "Меркурий".
ГУП РК "Крымские морские порты" письмом от 15.04.2019 года N 08/1721/2066 сообщило о том, что объект недвижимости - морские берегоукрепительные сооружения СТ "Меркурий" площадь застройки 2678,4 кв.м., расположенный по адресу: Республика Крым, г. Ялта, пгт. Отрадное, кадастровый номер 90:00:000000:305 закреплен на праве хозяйственного ведения за ГУП "Крымские морские порты" на основании распоряжения Совета министров Республики Крым "О вопросах управления имуществом и внесения изменений в некоторые распоряжения Совета министров Республики Крым" от 27.11.2017 года N 1350-р. Указанное письмо получено ТСН "Меркурий" 23.04.2019, что подтверждается почтовым штемпелем на конверте.
Таким образом, о том, что право собственности на берегоукрепительные сооружения зарегистрировано за Республикой Крым, ТСН "Меркурий" узнало в 2020 году, в связи с чем, полагая, что его права нарушены, обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с данными исковыми требованиями.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу определения в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта, по следующим основаниям.
Так, отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что Пунктом 6, 7 Постановления Государственного Совета Республики Крым от 17.03.2014 года N 1745-6/14 "О независимости Крыма" предусмотрено, что государственная собственность Украины, находящаяся на день принятия указанного Постановления на территории Республики Крым, является государственной собственностью Республики Крым.
В соответствии с частью 1 статьи 23 Закона 6-ФКЗ, законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.
Из статьи 9 Закона N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" следует, что к спорным правоотношениям, возникшим до 18.03.2014 года, подлежат применению нормы материального права Украины, действующие на момент возникновения данных правоотношений, в случае отсутствия противоречий с нормами российского законодательства.
Как правильно указал суд первой инстанции, объектом, на который истец просит признать право собственности, является берегоукрепительные сооружения СТ "Меркурий", площадь застройки 2678,4 кв.м., расположенные по адресу: Республика Крым, г. Ялта, пгт. Отрадное, кадастровый номер 90:00:000000:305, в связи с чем, к спорным правоотношениям подлежат применению нормы материального права Украины, а к правоотношениям, возникшим после 18.03.2014 года, применяются нормы законодательства Российской Федерации.
Судом первой инстанции было установлено, что в соответствии с Постановлением Совета Министров Автономной Республики Крым N 68 от 11.03.1997 года "О мерах по инженерной защите берегов Черного и Азовского морей и территорий, подверженных воздействию негативных природных процессов", Крымскому республиканскому предприятию "Противооползневое управление" было поручено заключить договоры на эксплуатацию берегоукрепительных сооружений, находящихся на его балансе, и финансирование работ по капитальному ремонту и восстановлению независимо от источника финансирования их строительства (пункт 7.1 постановления).
20.03.2000 года Верховной Радой Автономной Республики Крым принято Постановление N 982-2/2000 "О составе имущества, принадлежащего Автономной Республике Крым", которым определён состав имущества, принадлежащий Автономной Республике Крым.
16.04.2008 года Верховной Радой Автономной Республики Крым принято Постановление N 851-5/08 "О вопросах управления имуществом, принадлежащим Автономной Республике Крым", в соответствии с пунктом 4 которого, внесены изменения в Постановление Верховной Рады Автономной Республики Крым от 15 марта 2000 года N 982-2/2000 "О составе имущества, принадлежащего Автономной Республике Крым", а именно Приложение 3, утверждённое данным Постановлением, дополнено строками 101-120, в том числе пунктом 118-Берегоукрепительные сооружения строительного товарищества "Меркурий" (пгт Массандра, г. Ялта).
21.04.2010 года Верховной Радой Автономной Республики Крым принято Постановление N 1710-5/10 "О внесении изменений в Постановление Верховной Рады Автономной Республики Крым от 15.03.2000 года N 982-2/2000 "О составе имущества, принадлежащего Автономной Республике Крым". Постановление Верховной Рады Автономной Республики Крым от 15.03.2000 N 982-2/2000 изложено новой редакции, согласно которой определено, что имущество, принадлежащее Автономной Республике Крым, составляют, в том числе берегоукрепительные и противооползневые сооружения, принадлежащие Автономной Республике Крым и находящиеся на балансе Крымского республиканского предприятия "Противооползневое управление".
В Приложении N 3 к Постановлению Верховной Рады Автономной Республики Крым от 21 апреля 2010 года N 1710-5/10 утверждён Перечень берегоукрепительных и противооползневых сооружений, принадлежащих Автономной Республике Крым и находящихся на балансе Крымского республиканского предприятия "Противооползневое управление", в том числе Берегоукрепительные сооружения Строительного товарищества "Меркурий" (пгт Массандра, г. Ялта), протяженностью 0,271 км (пункт 122 Перечня).
Как правильно указал суд первой инстанции, до вступления Республики Крым в состав Российской Федерации, положения ст. 5 Закона Украины "О приватизации государственного имущества" и ст. 4 Закона Украины "Об аренде государственного и коммунального имущества" не допускали приватизацию и аренду берегоукрепительных сооружений, собственником которых являлась Автономная Республика Крым, следовательно, указанные акты, принятые на территории Республики Крым до принятия республики в состав Российской Федерации, свидетельствуют о том, что спорное имущество находилось в собственности Автономной Республики Крым, из владения которой данное имущество не выбывало, и в настоящее время является собственностью Республики Крым.
Судом апелляционной инстанции установлено, что 12.05.2016 года в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним зарегистрировано право собственности Республики Крым на морские берегоукрепительные сооружения СТ "Меркурий" площадью застройки 2678,4 кв.м., расположенные по адресу: Республика Крым, г. Ялта, пгт Отрадное, кадастровый номер 90:00:000000:305.
По мнению апеллянта, право собственности на спорное имущество возникло у общества в силу статьи 218 ГК РФ, как на вновь созданный (построенный) объект недвижимого имущества на основании на основании Договора от 17.01.2006 года, заключенного между объединением совладельцев эллинг-боксов для хранения маломерных плавсредств "Меркурий" и ЧП Погребной, а также Акта выполненных работ от 21.04.2009 года.
Вместе с тем, как правильно указал суд первой инстанции, в Акте выполненных работ от 21.04.2009 года указанно, что ЧП Погребным выполнены работы по восстановлению берегоукрепительных сооружений, а не строительству нового объекта.
При этом, ни суду первой, ни апелляционной инстанции не представлено документов, свидетельствующих о вводе объекта в эксплуатацию по окончании строительства в установленном законном порядке, как не представлена проектно-сметная документация и соответствующие согласования с государственными органами.
Кроме того, в случаях, когда из условий договора усматривается, что каждая из сторон вносит вклады (передает земельный участок, вносит денежные средства, выполняет работы, поставляет строительные материалы и т.д.) с целью достижения общей цели, а именно, создания объекта недвижимости, соответствующий договор должен быть квалифицирован как договор простого товарищества (п. 7 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 54 от 11.07.2001 года "О некоторых вопросах разрешения споров, возникающих из договоров по поводу недвижимости, которая будет создана или приобретена в будущем").
Имущество, внесённое товарищами в качестве вклада, а также произведенное в результате совместной деятельности, признается их общей долевой собственностью, если иное не предусмотрено законом, договором, либо не вытекает из существа обязательства (п.1 ст. 1043 ГК РФ).
Право общей долевой собственности товарищей на недвижимое имущество, внесенное ими в качестве вклада, возникает с момента его государственной регистрации. Возникновение права собственности на недвижимое имущество, в том числе созданное в результате инвестиционной деятельности, определяется моментом осуществления его государственной регистрации (п. 2 ст. 8, ст. 131 ГК РФ, ст. 24 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним").
В соответствии с п. 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2011 года N 54 "О некоторых вопросах разрешения споров, возникающих из договоров по поводу недвижимости, которая будет создана или приобретена в будущем", положения законодательства об инвестициях (ст. 6 Федерального закона "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений") не могут быть истолкованы в смысле наделения лиц, финансирующих строительство недвижимости, правом собственности (в том числе долевой собственности) на возводимое за их счет недвижимое имущество.
Поскольку в 2010 году, Постановлением Верховной Рады АР Крым от 21.04.2010 года N 1710-5/10 Берегоукрепительные сооружения строительного товарищества "Меркурий" (пгт Массандра, г. Ялта) признаны имуществом, принадлежащим Автономной Республике Крым (п. 118 перечня), суд первой инстанции пришёл к правильному выводу об отсутствии права собственности ТСН "Меркурий" на спорный объект недвижимости.
Также, постановлением Севастопольского апелляционного хозяйственного суда по делу N А83-907/2011 (5002-30/907-2011) было установлено, что приложением N 3 к постановлению Верховной рады Автономной Республики Крым N 1710-5/10 установлено, что берегоукрепительные сооружения строительного товарищества "Меркурий" протяженностью 0,271 км, расположенные по адресу: г. Ялта, пгт. Массандра, переданы на баланс Крымского республиканского предприятия (Противооползневое управление" (пункт 122 Приложения).
23.12.2014 года Советом министров Республики Крым было принято распоряжение N 1503-р "О ликвидации Крымского республиканского предприятия "Противооползневое управление" и создании Государственного казенного учреждения Республики Крым "Противооползневое управление", которым ликвидировано Крымское республиканское предприятие "Противооползневое управление" и предписано Министерству имущественных и земельных отношений Республики Крым обеспечить закрепление берегоукрепительных и противооползневых сооружений за Государственным бюджетным учреждением Республики Крым "Распорядительная дирекция имущества республики Крым" на праве оперативного управления имущества, находящегося на балансе Предприятия согласно приложению к распоряжению, в том числе Берегоукрепительные сооружения Строительного товарищества "Меркурий" (пгт Массандра, г. Ялта), протяженностью 0,271 км (пункт 118 Приложения).
Пунктом 4 распоряжения Совета министров Республики Крым от 06.04.2015 года N 299-р "О вопросах организации эксплуатации берегоукрепительных и противооползневых сооружений, расположенных на территории Республики Крым", Государственному автономному учреждению "Распорядительная дирекция имущества Республики Крым" поручено осуществить мероприятия по государственному кадастровому учету, регистрации права собственности за Республикой Крым и права оперативного управления на сооружения, провести оценку рыночной стоимости величины арендной платы для целей определения начальной цены торгов.
Во исполнение и на основании вышеуказанного распоряжения ГАУ "Распорядительная дирекция имущества Республики Крым" были выполнены мероприятия по государственному кадастровому учету, регистрации права собственности за Республикой Крым и права оперативного управления спорного имущества.
В соответствии с Техническим планом сооружения, правоустанавливающих документов, приобщенным к материалам дела, Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым установлено, что технический план сооружения подготовлен в результате выполнения кадастровых работ в связи с созданием сооружения, местоположение которого: Республика Крым, г. Ялта, пгт. Отрадное, площадь застройки составляет - 2678,4 кв.м.
Технический план сформирован на основании кадастрового плана территории от 10.12.2015 года N 90-02/2015-441020; кадастрового плана территории от 16.04.2015 года N 90-02/2015-99815; кадастрового плана территории от 16.11.2015 года N 90-02/2015-401496; декларации об объекте недвижимого имущества от 11.12.2015 года N б/н. В результате осуществления кадастровых работ было выявлено, что сооружение расположено в кадастровых кварталах 90:25:060201, 90:27:000000 и проходит по земельным участкам с кадастровым номером 90:25:060201:561.
Судом первой инстанции установлено, что в указанном Техническом плане имеется Схема расположения сооружения на земельном участке, согласно которой визуально просматривается идентичность расположения берегоукрепительных сооружений по адресу: пгт Отрадное, г, Ялта и берегоукрепительных сооружений СТ "Меркурий" по адресу: пгт Массандра, г. Ялта, отраженных в схеме расположения берегоукрепительных сооружений СТ "Меркурий" по адресу: пгт Массандра, г. Ялта, переданной ГАУ "Распорядительная дирекция имущества Республики Крым" от КРП "Противооползневое управление" (копия схемы прилагается). Следовательно, по результатам выполнения кадастровых работ в связи с созданием сооружения, согласно Техническому плану спорного объекта, адрес объекта был уточнён и указан, как Республика Крым, г. Ялта, пгт Отрадное.
12.05.2016 года в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесены сведения о праве собственности Республики Крым на морские берегоукрепительные сооружения СТ "Меркурий" площадью застройки 2678,4 кв.м., расположенные по адресу: Республика Крым, г. Ялта, пгт Отрадное, кадастровый номер 90:00:000000:305.
В дальнейшем, Советом министров Республики Крым принято распоряжение от 26.09.2016 года N 1105-р "О внесении изменений в распоряжение Совета министров Республики Крым от 23 декабря 2014 года N 1503-р", которым внесены изменения в Распоряжение N 1503-р, Перечень берегоукрепительных и противооползневых сооружений, закрепляемых за ГАУ "Распорядительная дирекция имущества Республики Крым", являющийся приложением к данному распоряжению, изложен в новой редакции, в том числе внесены уточняющие сведения относительно объекта имущества - Берегоукрепительные сооружения Строительного товарищества "Меркурий" (пгт Массандра, г. Ялта), а именно в пункте 112 Перечня указано имущества.
При таких обстоятельствах, берегоукрепительные сооружения СТ "Меркурий, расположенные по адресу: г. Ялта, пгт. Массандра, находившиеся до принятия Республики Крым в состав Российской Федерации в собственности АРК и на балансе Крымского республиканского предприятия "Противооползневое управление", в 2014 году были переданы ГАУ "Распорядительная дирекция имущества Республики Крым" и по результатам выполнения кадастровых работ в ЕГРН внесены сведения о данном имуществе, а именно: морские берегоукрепительные сооружения СТ "Меркурий", расположенные по адресу: Республика Крым, г. Ялта, пгт Отрадное.
Ссылка апеллянта на не правомерность Распоряжения Совета министров Республики Крым "О вопросах управления имуществом и внесении изменений в некоторые распоряжения Совета министров Республики Крым" от 27.11.2017 года N 1350 - в части изъятия из оперативного управления государственного автономного учреждения "Распорядительная дирекция имущества Республики Крым" и закрепления за Государственным унитарным предприятием Республики Крым "Крымские морские порты" на праве хозяйственного ведения морских берегоукрепительных сооружений СТ "Меркурий", площадью застройки 2678,4 кв.м., расположенные по адресу: Республика Крым, г. Ялта, пгт. Отрадное, кадастровый номер 90:00:000000:305, не может быть признана обоснованной, с учётом выводов, изложенных в решении Арбитражного суда Республики Крым от 03.02.2020 года по делу N А83-9302/2019, вступившим в законную силу, имеющих преюдициальное значение для настоящего спора.
Так, предметом рассмотрения дела N А83-9302/2019 являлось требование ТСН "Меркурий" к Совету министров Республики Крым признать Распоряжение Совета министров Республики Крым "О вопросах управления имуществом и внесении изменений в некоторые распоряжения Совета министров Республики Крым" от 27.11.2017 N1350 - р в части изъятия из оперативного управления государственного автономного учреждения "Распорядительная дирекция имущества Республики Крым" и закрепления за Государственным унитарным предприятием Республики Крым "Крымские морские порты" на праве хозяйственного ведения морские берегоукрепительные сооружения СТ "Меркурий" площадью застройки 2678, 4 кв.м., расположенные по адресу: Республика Крым, г. Ялта, пгт. Отрадное, кадастровый номер 90:00:000000:305 незаконным и отменить его в части.
Вместе с тем решением Арбитражного суда Республики Крым от 03.02.2020, оставленным без изменения Постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 04.09.2020 по указанному делу в удовлетворении требований ТСН "Меркурий" было отказано.
Обстоятельства, установленные судами при рассмотрении дела N А83-9302/2019, в соответствии с положениями статьи 69 АПК РФ имеют преюдициальное значение для настоящего спора.
С учётом изложенного, доводы апеллянта о необоснованности закрепления спорного объекта за Государственным унитарным предприятием Республики Крым "Крымские морские порты" на праве хозяйственного ведения отклоняются судом апелляционной инстанции.
Судом правильно установлено и то обстоятельство, что с учетом регистрации в ЕГРН прав Республики Крым на спорный объект, истцом избран ненадлежащий способ защиты нарушенного права, исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Поскольку при таком оспаривании суд разрешает спор о гражданских правах на недвижимое имущество, соответствующие требования рассматриваются в порядке искового производства.
Суд первой инстанции правильно указал, что в пункте 53 постановления Пленума от 29.04.2010 года N 10/22 разъяснено, что ответчиком по иску, направленному на оспаривание зарегистрированного права или обременения, является лицо, за которым зарегистрировано спорное право или обременение. Ответчиками по иску, направленному на оспаривание прав или обременений, вытекающих из зарегистрированной сделки, являются её стороны. Оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество, осуществляется путём предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРП.
В случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путём признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
Противоречия между правами на недвижимость и содержащимися в Реестре сведениями о них могут быть устранены как самим правообладателем, так и судом по иску лица, чьи права и законные интересы нарушаются сохранением записи о праве собственности на это недвижимое имущество при условии отсутствия у последнего иных законных способов защиты своих прав.
Таким образом, принимая во внимание указанные выше положения законодательства, а также фактические обстоятельства данного дела, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требования о признании права собственности на самовольную постройку истца.
Учитывая всё выше изложенное, коллегия судей полагает, что доводы подателя апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку не опровергают выводов суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены судебного акта.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, сделанных при рассмотрении настоящего спора по существу, апелляционным судом не установлено, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно, судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем оснований для отмены или изменения решения не имеется.
Согласно статьям 110 и 112 АПК РФ судебные расходы в виде уплаты государственной пошлины относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 части 1 статьи 269, статьёй 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 23 ноября 2022 года по делу N А83-12685/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Товарищества собственников недвижимости "Меркурий" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.В. Евдокимов |
Судьи |
Ю.В. Колупаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-12685/2020
Истец: ТОВАРИЩЕСТВО СОБСТВЕННИКОВ НЕДВИЖИМОСТИ "МЕРКУРИЙ"
Ответчик: СОВЕТ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Третье лицо: Администрация г. Ялта Республики Крым, ГАУ "Распорядительная дирекция имущества Республики Крым ", ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ ПО ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ И КАДАСТРУ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ, ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ, ГУП Республики Крым "Крымские морские порты" в лице Филиала Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Крымские морские порты" "Керченский торговый порт", КРП " Противооползневое управление", Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым, Министерство транспорта Республики Крым, Министерство экономического развития Республики Крым, ООО "СКМ"