г. Владивосток |
|
30 мая 2023 г. |
Дело N А51-9415/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 мая 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 мая 2023 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего А.В. Гончаровой,
судей Н.Н. Анисимовой, С.В. Понуровской,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.Д. Спинка,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Владивостокской таможни,
апелляционное производство N 05АП-1205/2023
на решение от 25.01.2023
судьи Н.А. Тихомировой
по делу N А51-9415/2022 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Примметаллснаб" (ИНН 2511089740, ОГРН 1142511003326)
к Владивостокской таможне (ИНН 2540015767, ОГРН 1052504398484), Уссурийской таможне (ИНН 2511008765, ОГРН 1022500869533)
о признании незаконными действий,
при участии: от Владивостокской таможни: представитель Бодрова М.А. по доверенности от 17.11.2022, сроком действия до 31.12.2023, диплом о высшем юридическом образовании (регистрационный номер 2059), служебное удостоверение;
от ООО "Примметаллснаб": представитель Видова В.В. по доверенности от 23.12.2021, сроком действия 3 года, копия диплома о высшем юридическом образовании (регистрационный номер 2758), паспорт.
От Уссурийской таможни не явились, извещена надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Примметаллснаб" (далее - заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Владивостокской таможни (далее - ответчик, таможенный орган) от 08.04.2022 о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ДТ; о признании незаконным уведомления Уссурийской таможни о неуплаченных в установленный суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней от 14.04.2022 N 10716000/У2022/0000131, N 10716000/У2022/0000132, N 10716000/У2022/0000130, N 10716000/У2022/0000133; о признании незаконным уведомления Уссурийской таможни о взыскании таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней за счет авансовых платежей от 18.05.2022 N 10716000/2022/УАИ/0000317; об обязании возвратить излишне уплаченные таможенные платежи и пени в общей сумме 13 058 376,16 руб. (с учетом уточнения требований, принятого судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ)).
Решением Арбитражного суда Приморского края от 25.01.2023 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, таможня обратилась с апелляционной жалобой в Пятый арбитражный апелляционный суд, согласно которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных требований отказать.
В обоснование своей процессуальной позиции и правомерности принятого решения о внесении изменений в сведения, заявленные в ДТ, таможня настаивает на том, что суд первой инстанции пришел к необоснованному выводу о том, что обществом на этапе таможенного декларирования по всем спорным ДТ представлены оригиналы сертификатов о происхождении товаров. Полагает, что выпуск товара в соответствии с заявленной таможенной процедурой никак не подтверждает представление таможенному органу запрошенных оригиналов сертификатов, в условиях того, что у таможенного органа имеется право на осуществление таможенного контроля в течение трех лет с момента выпуска товаров. Таможенный орган ссылается на то, что обществом не представлено доказательств, подтверждающих представление таможенному органу оригиналов сертификатов. Выбор электронного декларирования не исключает права таможенного органа запрашивать оригиналы документов и не снимает с декларанта обязанности по их представлению.
Кроме того, таможенный орган считает, что представленные сертификаты о происхождении товара формы "EAV" не могут быть использованы в качестве документа, подтверждающего заявленное происхождение товаров (Социалистическая Республика Вьетнам), поскольку они не соответствуют требованиям к сертификату о происхождении товара, установленным приложением к Непреференциальным правилам. Сертификаты в графе для служебных отметок не содержат отметку "для непреференциальных целей", "for non-preferential" или "a des fins non preferentialles".
Общество по тексту представленного письменного отзыва с доводами апелляционной жалобы не согласилось, обжалуемое решение считает законным и обоснованным, принятым при полном исследовании всех обстоятельств дела, с правильным применением норм материального и процессуального права и не подлежащим отмене.
В ходе рассмотрения апелляционной жалобы от Владивостокской таможни поступили:
- письменные дополнения к апелляционной жалобе от 06.04.2023, 06.05.2023, 13.05.2023, которые приобщены к материалам дела в порядке статьи АПК РФ. К тексту дополнений приложены документы ДТ N 0126185, N 0131858, N 0199307, N 0220642; копия письма Евразийской экономической комиссии от 22.05.2017 N МК-1156/18; копия письма ФТС России от 23.09.2022 N 06-117/54331; копия сертификата от 01.04.2020 N 2013019966с ДТ N10702070/080420/00702221.
От ООО "Примметаллснаб" поступили дополнительные пояснения по делу, которые в порядке статьи 262 АПК РФ приобщены к материалам дела.
Определением от 10.04.2023 судебное заседание откладывалось до 04.05.2023.
В судебном заседании 04.05.2023 объявлялись перерывы до 11.05.2023, 18.05.2023 и 23.05.2023 в порядке статьи 163 АПК РФ.
В судебном составе, рассматривающем настоящее дело, в связи с нахождением судьи О.Ю. Еремеевой в отпуске на основании определения суда от 10.05.2023 произведена её замена на судью Н.Н. Анисимову, и рассмотрение апелляционной жалобы в порядке части 5 статьи 18 АПК РФ начиналось сначала.
Уссурийская таможня до и после объявленных перерывов, извещенная надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечила, о причине неявки не сообщила. Суд, руководствуясь статьями 156, 266 АПК РФ, провел судебные заседания в отсутствие Уссурийской таможни.
Представитель Владивостокской таможни поддержал доводы апелляционной жалобы: решение суда первой инстанции просил отменить.
Представитель ООО "Примметаллснаб" на доводы апелляционной жалобы возражал по доводам, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу.
Коллегией из материалов дела установлено следующее.
Обществом в счёт исполнения внешнеторгового контракта N PMS-NKS- 2016 от 25.07.2016 на территорию Российской Федерации:
- по ДТ N 10702070/050719/0126185 задекларирован и ввезен товар N 2 "прокат плоский листовой из нелегированной стали шириной 1250 мм, окрашенный, с алюмоцинковым покрытием. Холоднокатаный. Марка стали: DX51D, предназначен для изготовления профнастила, металлочерепицы, рулоны стянуты снаружи металлическими лентами и размещены на поддонах. Всего: 28 рулонов (115.62 мт). 1.производитель: NAM KIM STEEL, товарный знак: НЕ ОБОЗНАЧЕН";
- по ДТ N 10702070/120719/0131858 ввезен и задекларирован товар N 1 "прокат плоский листовой из нелегированной стали шириной 1250 мм, окрашенный. С алюмоцинковым покрытием. Холоднокатаный. Марка стали: DX51D, предназначен для изготовления профнастила, металлочерепицы. Рулоны стянуты снаружи металлическими лентами и размещены на поддонах. Всего: 64 рулона (260.42 мт). 2.производитель: NAM KIM STEEL, товарный знак: НЕ ОБОЗНАЧЕН";
- по ДТ N 10702070/241019/0220642 ввезен и задекларирован товар N 1 "прокат плоский листовой из нелегированной стали шириной 1250 мм, окрашенный. С алюмоцинковым покрытием. Холоднокатаный. Марка стали: DX51D, предназначен для изготовления профнастила, металлочерепицы. Рулоны стянуты снаружи металлическими лентами и размещены на поддонах. Всего: 26 рулонов (101.030 мт). 1.производитель: NAM КЕМ STEEL - VIETNAM, товарный знак: НЕ ОБОЗНАЧЕН";
- по ДТ N 10702070/270919/0199307 ввезен и задекларирован товар N 1 "прокат плоский листовой из нелегированной стали шириной 1250 мм, окрашенный. С алюмоцинковым покрытием. Холоднокатаный. Марка стали: DX51D, предназначен для изготовления профнастила, металлочерепицы. Рулоны стянуты снаружи металлическими лентами и размещены на поддонах. Всего: 86 рулонов (340.870 мт). 2.производитель: NAM KIM STEEL - VIETNAM, товарный знак: НЕ ОБОЗНАЧЕН".
Классификационный код ТН ВЭД ЕАЭС во вех вышеуказанных декларациях заявлен 7210 70 800 0 ("Черные металлы: железо и нелегированная сталь: прокат плоский из железа или нелегированной стали шириной 600 мм или более, плакированный, с гальваническим или другим покрытием: с гальваническим или другим покрытием алюминием: окрашенный, лакированный или покрытый пластмассой: прочий").
Заявленная страна происхождения - Социалистическая Республика Вьетнам. В отношении данных товаров в соответствии с соглашением о свободной торговле между ЕАЭС и его государствами - членами, с одной стороны, и Социалистической Республикой Вьетнам, с другой стороны от 29.05.2015 заявлены тарифные преференции.
Согласно отметкам в декларациях на товары товар выпущен в свободное обращение:
- по ДТ N 10702070/050719/0126185 - 06.07.2019;
- по ДТ N 10702070/120719/0131858 - 13.07.2019;
- по ДТ N 10702070/270919/0199307 - 28.09.2019;
- по ДТ N 10702070/241019/0220642 - 14.11.2019.
В 2022 году на основании заявления общества о восстановлении тарифных преференций Владивостокской таможней проведена проверка таможенных, иных документов и (или) сведений после выпуска товаров по результатам которой оставлен акт проверки от 29.03.2022 N 10702000/213/290322/А0164.
В ходе проверки таможенным органом установлено, что на этапе декларирования в отношении товаров, задекларированных по ДТ N N 10702070/050719/0126185 (товар N 2), 10702070/120719/0131858 (товар N 1), 10702070/270919/0199307 (товар N 1), в ходе таможенного оформления не предоставлен оригинал непреференциального сертификата, а в графе для служебных отметок сертификата о происхождении товара формы "ЕАУ" N VN-RU 19/06/02759 от 08.10.2019 (ДТ N 10702070/241019/0220642) отсутствует отметка "для непреференциальных целей", "for non- preferential purposes" или "a des fins non preferentielles", что не соответствует пункту 8 Требований и пункт 21 Непреференциальных правил.
Данные обстоятельства послужили основанием для вывода таможенного органа о неподтверждении страны происхождения товара по указанным ДТ и принятия 08.04.2022 решения о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в вышеперечисленных декларациях на товары.
Согласно КДТ к декларациям общая сумма подлежащих взысканию таможенных платежей составила 13 058 376, 16 руб.
14.04.2022 Уссурийской таможней в адрес декларанта направлены уведомления о неуплаченных в установленный суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней N 10716000/У2022/0000131, N 10716000/У2022/0000132, N 10716000/У2022/0000130, N 10716000/У2022/0000133, а также уведомление о взыскании таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней за счет авансовых платежей от 18.05.2022 N 10716000/2022/УАИ/0000317.
Не согласившись с решением таможенного органа и последующим выставлением уведомлений, посчитав, что они не соответствуют закону и нарушают его права и законные интересы в сфере экономической деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что материалами дела подтверждается, что представленные обществом сертификаты содержат все обязательные реквизиты, перечисленные в пункте 5 Требований.
Исследовав материалы дела, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, проверив в порядке статей 268, 270 АПК РФ правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия считает, что обжалуемое решение подлежит отмене, исходя из следующего.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
По правилам статьи 9 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС, Кодекс) все лица на равных основаниях имеют право на перемещение товаров через таможенную границу Союза в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом или в соответствии с настоящим Кодексом. Товары, перемещаемые через таможенную границу Союза, подлежат таможенному контролю в соответствии с настоящим Кодексом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 80 ТК ЕАЭС лица, определенные настоящим Кодексом, обязаны представлять таможенным органам документы и (или) сведения, необходимые в соответствии с настоящим Кодексом для совершения таможенных операций.
Как установлено пунктом 1 статьи 104 Кодекса, товары подлежат таможенному декларированию при их помещении под таможенную процедуру.
Согласно пункту 1 статьи 28 ТК ЕАЭС определение происхождения товаров, ввозимых на таможенную территорию Союза, осуществляется в целях и по правилам определения происхождения товаров, которые предусмотрены в соответствии с Договором о Союзе.
В соответствии с пунктом 1 статьи 29 ТК ЕАЭС происхождение товаров подтверждается во всех случаях, когда применение мер таможенно-тарифного регулирования, запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка зависит от происхождения товаров.
Российская Федерация является участницей Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 (далее - Договор о Союзе), обеспечивающим свободу движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики, определенных настоящим Договором и международными договорами в рамках Союза.
Статьей 37 Договора о Союзе установлено, что для определения происхождения товаров, ввозимых на таможенную территорию Союза, применяются различные правила определения происхождения товаров в зависимости от целей, для которых осуществляется такое определение.
Пунктом 2 указанной статьи Договора о Союзе предусмотрено установление Комиссией правил определения происхождения товаров, ввозимых на таможенную территорию Союза (непреференциальные правила определения происхождения товаров), в том числе для целей применения мер нетарифного регулирования и защиты внутреннего рынка.
Пунктом 3 статьи 37 Договора о Союзе предусмотрено предоставления тарифных преференций в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию Союза из развивающихся или из наименее развитых стран - пользователей единой системы тарифных преференций Союза, применение правил определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран.
Пунктом 4 статьи 37 Договора установлено, что для целей предоставления тарифных преференций в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию Союза из государств, в торгово-экономических отношениях с которыми Союзом применяется режим свободной торговли, применяются правила определения происхождения товаров, установленные соответствующим международным договором Союза с третьей стороной, предусматривающим применение режима свободной торговли.
Как следует из Письма ФТС России от 23.09.2022 N 06-117/54331, статьей 37 Договора разграничено применение различных правил определения происхождения товаров в соответствии целями на которые такие правила определения происхождения товаров направлены, так подтверждение происхождения товаров для целей применения мер защиты внутреннего рынка и подтверждение происхождения товаров для целей предоставления тарифных преференций регулируется различными правилами происхождения товаров.
Каждые правила определения происхождения товаров содержат различные критерии, в соответствии с которыми товар признается происходящим из той или иной страны. Так, на один и тот же товар в одних правилах может быть установлен один критерий определения происхождения товаров, а в других правилах - другой критерий.
Такие отличия обусловлены различными целями, преследуемыми при установлении тех или иных правил определения происхождения товаров.
В ДТ N N 10702070/050719/0126185, 10702070/120719/0131858, 10702070/241019/0220642, 10702070/270919/0199307 обществом задекларирован "прокат плоский листовой из нелегированной стали". В графе 34 заявлена страна происхождения - Вьетнам.
В отношении данных товаров в соответствии с соглашением о свободной торговле между ЕАЭС и его государствами - членами, с одной стороны, и Социалистической Республикой Вьетнам, с другой стороны от 29.05.2015 заявлены тарифные преференции.
Соглашением от 29 мая 2015 года "О свободной торговле", заключенного между Евразийским экономическим союзом и его государствами-членами с одной стороны и Социалистической Республикой Вьетнам с другой стороны, Евразийский экономический союз применяет режим свободной торговли в отношении товаров, ввозимых из Социалистической Республики Вьетнам.
Кроме того, Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 24.05.2012 N 49 "О мерах по защите экономических интересов производителей металлопроката с полимерным покрытием в Таможенном союзе" (далее - Решение N 49) установлена антидемпинговая пошлина в отношении ввозимого на единую таможенную территорию Таможенного союза плоского холоднокатаного проката толщиной более 0,2 мм, но не более 2 мм, шириной более 50 мм, с полимерным покрытием и плоского холоднокатаного оцинкованного проката толщиной более 0,2 мм, но не более 2 мм, шириной более 50 мм, с полимерным покрытием, происходящего из Китайской Народной Республики и классифицируемого кодами 7210, 7212, 7225 ТН ВЭД ТС.
При этом, из Письма Евразийской экономической комиссии N МК-1156/18 от 22 мая 2017 года "О вопросах происхождения товаров" следует, что товар, ввозимый на таможенную территорию Союза из Вьетнама и претендующий на получение тарифной преференции в соответствии с соглашением о свободной торговле, может иметь китайские "корни". При этом ввиду различия критериев определения происхождения, установленных на такой товар в преференциальных и непреференциальных правилах определения происхождения товаров, товар может оставаться китайским в соответствии с нормами непреференциальных правил и вместе с тем быть признан вьетнамским в связи с тем, что в правилах определения происхождения товаров, предусмотренных соглашением Союза с Вьетнамом, установлены иные критерии определения происхождения товаров. Таким образом, один и тот же товар может иметь китайское непреференциальное происхождение и быть объектом применения соответствующих мер защиты внутреннего рынка, а также одновременно иметь вьетнамское преференциальное происхождение и претендовать на получение тарифной преференции.
Как следует из материалов дела, в отношении товара, задекларированного обществом, одновременно предоставляются тарифные преференции, поскольку товар поставляется на таможенную территорию Евразийского экономического союза в рамках Соглашения о свободной торговле с Вьетнамом, а также применяются меры защиты внутреннего рынка в виде антидемпинговой пошлины в соответствии с Решением N 49.
Согласно Письму ФТС России от 23.09.2022 N 06-117/54331 возможны случаи, когда в отношении одного и того же товара могут предоставляться тарифные преференции и применяться меры защиты внутреннего рынка. В таком случае товар будет иметь "двойное" происхождении, так как в отношении него будут применяться и преференциальные правила, и непреференциальные правила.
Таким образом, коллегия соглашается с доводом таможни, выраженном в дополнениях к апелляционной жалобе, согласно которого в связи с возникновением вероятности наличия двойного происхождения (вследствие различных критериев определения происхождения товаров, установленных в рамках преференциальных и непреференциальных правил определения происхождения товаров) при осуществлении таможенного контроля товар - "прокат плоский листовой из нелегированной стали" должен быть рассмотрен как в рамках преференциальных, так и непреференциальных правил происхождения товаров.
Данная позиция воспроизведена в письме Евразийской экономической комиссией от 22.05.2017 N МК-1156/18.
Учитывая изложенное, для того, чтобы в отношении такого товара не применялись меры защитного внутреннего рынка и при этом предоставлялись тарифные преференции должно быть представлено два сертификата о происхождении, каждый из которых выдан на основании критериев, предусмотренных соответствующими правилами определения происхождения товаров.
То есть происхождение указанных выше товаров для преференциальных целей должно быть подтверждено сертификатами происхождения товаров, оформленных в соответствии с правилами определения происхождения товаров установленными соглашением о свободной торговле между ЕАЭС и его государствами-членами, с одной стороны, и Социалистической Республикой Вьетнам, с другой стороны от 29.05.2015, для непреференциальных целей - сертификатами происхождения товаров, оформленными в соответствии с Непреференциальными правилами определения происхождения товаров.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Закона Российской Федерации от 21.05.1993 N 5003-1 "О таможенном тарифе" (далее - Закон N 5003-1) Российская Федерация предоставляет тарифные преференции в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, международными договорами Российской Федерации.
Под тарифной преференцией понимается освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из стран, образующих вместе с Российской Федерацией зону свободной торговли либо подписавших соглашения, имеющие целью создание такой зоны, или снижение ставок ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из развивающихся или наименее развитых стран, пользующихся единой системой тарифных преференций Таможенного союза.
В пункте 4 статьи 37 Договора о союзе, указано, что для целей предоставления тарифных преференций в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию Союза из государств, в торгово-экономических отношениях с которыми Союзом применяется режим свободной торговли, применяются правила определения происхождения товаров, установленные соответствующим международным договором Союза с третьей стороной, предусматривающим применение режима свободной торговли.
Пунктом 1 статьи 4.16 раздела II Соглашения от 29 мая 2015 года "О свободной торговле", заключенного между Евразийским экономическим союзом и его государствами-членами с одной стороны и Социалистической Республикой Вьетнам с другой стороны для целей получения тарифных преференций декларант обязан представить таможенному органу импортирующей Стороны сертификат о происхождении товара в соответствии с требованиями настоящего Раздела. Сертификат о происхождении товара, представляемый таможенным органам импортирующей Стороны, должен быть оригинальным, действительным, а также соответствовать формату, установленному приложением 5 Соглашения, и должен быть заполнен соответствующим образом согласно требованиям, установленным приложением 5 Соглашения.
Согласно пункту 1 статьи 28 ТК ЕАЭС определение происхождения товаров, ввозимых на таможенную территорию Союза, осуществляется в целях и по правилам определения происхождения товаров, которые предусмотрены в соответствии с Договором о Союзе.
На основании пункта 2 статьи 37 Договора о Союзе решением Совета Евразийской экономической комиссии от 13.07.2018 N 49 утверждены Правила определения происхождения товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза (непреференциальных правил определения происхождения товаров) (далее - Непреференциальные правила).
В соответствии с пунктом 20 Непреференциальных правил происхождение товара подтверждается одним из следующих документов: 1) декларация о происхождении товара; 2) сертификат о происхождении товара.
Под происхождением товаров понимается принадлежность товара к стране, в которой товар был полностью получен, или произведен, или подвергнут достаточной переработке в соответствии с критериями определения происхождения товаров, установленными настоящими Правилами. Для целей названных Правил под страной может пониматься группа стран, либо таможенный союз стран, либо регион или часть страны, если имеется необходимость их выделения для целей определения происхождения товаров.
Согласно пункту 1 статьи 29 ТК ЕАЭС происхождение товаров подтверждается во всех случаях, когда применение мер таможенно-тарифного регулирования, запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка зависит от происхождения товаров, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 29 ТК ЕАЭС.
Документом о происхождении товара является декларация о происхождении товара или сертификат о происхождении товара. Происхождение товара подтверждается декларацией о происхождении товара или сертификатом о происхождении товара в соответствии с правилами определения происхождения ввозимых товаров или правилами определения происхождения вывозимых товаров (пункт 6 статьи 29 ТК ЕАЭС).
Аналогичные нормы установлены пунктом 23 Непреференциальных правил, в соответствии с которым определено, что происхождение ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза товаров подтверждается декларацией о происхождении товара или по желанию декларанта сертификатом о происхождении товара, за исключением случаев, установленных пунктом 24 и 25 Непреференциальных правил.
В силу пункта 25 Правил в случае применения мер защиты внутреннего рынка, предусмотренных Договором, обусловленных происхождением товара, происхождение аналогичных товаров, ввозимых на таможенную территорию Союза в адрес одного получателя от одного отправителя по одному транспортному (перевозочному) документу и общая таможенная стоимость которых превышает сумму, эквивалентную 150 долларам США, подтверждается сертификатом о происхождении товара (за исключением случая подтверждения соблюдения применяемых мер защиты внутреннего рынка).
Сертификат о происхождении товара - документ определенной формы, свидетельствующий о происхождении товара и выданный уполномоченным государственным органом или уполномоченной организацией страны происхождения товара или страны вывоза товара (пункт 1 статьи 31 ТК ЕАЭС).
Непреференциальные правила не устанавливают обязательную форму сертификата о происхождении товара для целей подтверждения происхождения товаров в рамках непреференциальной торговли, т.е. может использоваться любой сертификат о происхождении товара, который выдается в стране экспорта товара (например, сертификат о происхождении общей формы).
Однако Непреференциальные правила устанавливают минимальный набор требований к сертификатам о происхождении товара и его содержанию.
В приложении к данным Правилам содержится перечень требований к такому сертификату (пункт 21 Непреференциальных правил).
Так, сертификат должен содержать сведения о стране происхождения товаров и сведения о товаре, достаточные для его идентификации.
Кроме того, согласно пункту 8 Приложения Непреференциальных правил "Требования к сертификату о происхождении товара", декларант вправе представить сертификат по форме А, предусмотренной Преференциальными правилами, однако в этом случае графа для служебных отметок в таком сертификате должна содержать отметку "для непреференциальных целей", "fornon-preferentialpurposes" или "а desfinsnonpreferentielles".
Таким образом, при подтверждении непреференциального происхождения товара допускается применение форм сертификата о происхождении товара, используемого в преференциальной торговле (например, сертификат о происхождении товара формы "А"), однако он должен быть оформлен в соответствии с Требованиями (пункт 21 Непреференциальных правил).
Пунктом 4 статьи 31 ТК ЕАЭС установлено, что сертификат о происхождении товара не рассматривается в качестве документа о происхождении товара, если сертификат о происхождении товара оформлен с нарушениями требований к порядку его оформления и (или) заполнения, установленных правилами определения происхождения ввозимых товаров или правилами определения происхождения вывозимых товаров.
В соответствии с пунктом 34 Непреференциальных правил сертификат о происхождении товара не рассматривается в качестве документа о происхождении товара и происхождение товаров считается неподтвержденным в следующих случаях:
1) по результатам проведенного таможенного контроля происхождения товаров, в том числе с учетом ответа на запрос о верификации, если такой запрос был направлен в соответствии с пунктом 29 настоящих Правил, выявлена недостоверность сведений, содержащихся в сертификате о происхождении товара;
2) по результатам проведенного таможенного контроля происхождения товаров выявлено, что сертификат о происхождении товара не является подлинным либо такой сертификат не соответствует требованиям, предусмотренным приложением к настоящим Правилам;
3) уполномоченным органом не представлен ответ на запрос о верификации в срок, установленный пунктом 30 настоящих Правил;
4) ответ на запрос о верификации не содержит копий документов, на основании которых был выдан сертификат о происхождении товара, в случае если такие копии документов были запрошены в соответствии с пунктом 29 настоящих Правил;
5) невозможно установить подлинность сертификата о происхождении товара и (или) достоверность содержащихся в нем сведений на основании полученного ответа на запрос о верификации.
В соответствии с п. 5 ст. 314 ТК ЕАЭС происхождение товара считается неподтвержденным в следующих случаях, если:
1) не представлены, в том числе при применении формы таможенного контроля проверка таможенных, иных документов и (или) сведений, документы о происхождении товаров, если такие документы должны быть представлены в соответствии со статьей 29 ТК ЕАЭС;
2) по результатам проведенного таможенного контроля происхождения товаров выявлена недостоверность сведений, содержащихся в документах о происхождении товаров;
3) по результатам проведенного таможенного контроля происхождения товаров выявлено, что сертификат о происхождении товара не является подлинным либо такой сертификат о происхождении товара оформлен и (или) заполнен с нарушением требований к порядку его оформления и (или) заполнения;
4) государственным органом оформлен и (или) заполнен с нарушением требований к порядку его оформления и (или) заполнения или уполномоченной организацией, выдавшей и (или) уполномоченной проверять сертификат о происхождения товара, в срок, установленный правилами определения происхождения ввозимых товаров, не представлены ответ на запрос, и (или) дополнительные документы, и (или) сведения, если такой запрос был направлен в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи;
5) иные случаи, определяемые Евразийской экономической комиссией.
Следовательно, в целях однозначного подтверждения происхождения рассматриваемой категории товаров, перевозчиком, декларантом либо иным лицом, обладающим правами в отношении декларируемых товаров, в таможенный орган должен быть представлен оригинал непреференциального сертификата о происхождении товара, заполненного в соответствии с Требованиями.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 6 статьи 314 ТК ЕАЭС если происхождение товаров считается неподтвержденным специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины исчисляются исходя из наибольших ставок специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, установленных в отношении товара того же кода в соответствии с ТН ВЭД и (или) наименования.
Согласно пункту 7 статьи 314 ТК ЕАЭС при подтверждении впоследствии происхождения товаров меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения, меры защиты внутреннего рынка в случаях, когда применение таких мер зависело от происхождения товаров, применяются исходя из подтвержденного происхождения товаров.
Согласно части 2 статьи 21 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации", при не подтверждении происхождения товаров, заявленного декларантом таможенному органу при таможенном декларировании товаров, таможенный орган направляет (вручает) декларанту требование о внесении изменений в сведения, заявленные в таможенной декларации до выпуска товаров, или решение таможенного органа о внесении изменений в сведения, заявленные в таможенной декларации после выпуска товаров.
Учитывая вышеизложенное, представление сертификата происхождения товаров, заполненного (оформленного) в соответствии с требованиями к его заполнению (оформлению), является обязательным требованием для подтверждения заявленной страны происхождения на этапе декларирования товаров, иначе происхождение товаров считается неподтвержденным. Нарушение требований к оформлению сертификата является самостоятельным основанием для непринятия его в качестве документа, подтверждающего происхождение товара и начисления антидемпинговой пошлины.
Как установлено судом первой инстанции, в 2022 году на основании заявления общества о восстановлении тарифных преференций Владивостокской таможней проведена проверка таможенных, иных документов и (или) сведений после выпуска товаров по результатам которой оставлен акт проверки от 29.03.2022 N 10702000/213/290322/А0164.
В соответствии с пунктом 1 статьи 325 ТК ЕАЭС, если подача таможенной декларации не сопровождалась представлением документов, подтверждающих сведения, заявленные в декларации, таможенный орган вправе в отношении проверяемых сведений запросить у декларанта документы, сведения о которых указаны в таможенной декларации.
Согласно пункту 1 статьи 340 ТК ЕАЭС при проведении таможенного контроля таможенные органы вправе запрашивать, а в случаях, установленных настоящим Кодексом, - требовать от декларанта, перевозчика, лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, и иных лиц представления документов и (или) сведений, необходимых для проведения таможенного контроля, а также устанавливать срок их представления, который должен быть достаточным для представления запрашиваемых (истребованных) документов и (или) сведений.
В соответствии с пунктом 5 статьи 340 ТК ЕАЭС запрошенные таможенными органами документы представляются в виде оригиналов или их копий, в том числе бумажных копий электронных документов, если международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования не установлено обязательное представление оригиналов документов.
Представленные копии документов должны быть заверены лицом, их представившим.
Таможенные органы вправе проверять соответствие представленных копий документов их оригиналам.
Так, на этапе до выпуска товаров, задекларированных в ДТ N N 10702070/050719/0126185, 10702070/120719/0131858, 10702070/241019/0220642, 10702070/270919/0199307 в соответствии с пунктом 1 статьи 325 ТК ЕАЭС у декларанта по каждой из ДТ запрошен оригинал сертификата о происхождении товара, сведения о котором заявлены в 44 графе ДТ.
Вместе с тем, обществом был представлен оригинал сертификата N VN-RU 19/06/02759 только по ДТ N 10702070/241019/0220642.
По другим ДТ в электронную систему таможенных органов декларантом направлена сканированная копия сертификата, при условии, что таможенный орган запрашивал оригиналы сертификата на бумажном носителе.
На запрос документов и сведений после выпуска товаров от 08.10.2019 N 27-28/41336 по ДТ NN 10702070/050719/0126185, 10702070/120719/0131858 обществом были представлены сертификаты от 11.11.2019 N 1913075305 и N 1913075303.
Однако, указанные сертификаты не содержали сведений о наименовании страны происхождения товара. Указанные сертификаты содержат информацию о том, что они выданы во Вьетнаме. Более того, в самих сертификатах указано, что сертификат не является сертификатом происхождения.
Помимо вышеизложенного, в графе 9 "Декларация экспортера" содержится заявление экспортера о том, что товары указанные в сертификате, экспортируемые в Россию, не удовлетворяют требованиям непреференциальных правил определения старны происхождения для Вьетнама.
В свою очередь, в сертификате соответствия VN-RU N 19/06/02759 по ДТ N 10702070/241019/0220642 отсутствуют отметки "для непреференциальных целей", "for non-preferential purposes" или "a des fins non preferentielles" в графе для служебных отметок ("for official use").
Учитывая изложенное, таможенный орган посчитал, что обществом не представлены сертификаты общей формы, подтверждающие непреференциальное происхождение товара, позволившие не применять в отношении товара меры защиты внутреннего рынка в виде антидемпинговой пошлины, а сертификаты формы EAV не соответствуют требованиям Непреференциальных правил, которые, более того, не представлены в оригинале.
Исследовав материалы дела, коллегия установила, что представленные обществом в электронном виде сертификаты действительно не могут быть рассмотрены в качестве документов о происхождении товаров.
В рассматриваемом случае сертификаты о происхождении товара оформлены с нарушением требований к порядку их оформления, что является существенным нарушением, которое не позволяет таможенному органу подлинно установить происхождение товаров.
Следовательно, в силу положений пунктов 20, 21 Правил оформленный с нарушениями Требований сертификаты о происхождении товаров не являются документами, подтверждающими происхождение товара.
При таких обстоятельствах заявленные обществом сведения о происхождении товаров не подтверждены.
Применительно к положениям ч. ч. 1, 2 ст. 71, ч. 1 ст. 268 АПК РФ апелляционный суд приходит к выводу, что указанные недостатки сертификатов не являются формальными.
Коллегия отклоняет довод общества о том, что предоставление тарифной преференции в части ввозной таможенной пошлины является обстоятельством, подтверждающим факт установления таможенным органом страны происхождения до его выпуска как для преференциальных, так и непреференциальных целей. Обществом не учтено, что в рамках преференциальных и непреференциальных правил определения происхождения товаров установлены различные критерии определения происхождения товаров.
Как было отмечено ранее, происхождение товаров для преференциальных целей должно быть подтверждено сертификатами происхождения товаров, оформленных в соответствии с правилами определения происхождения товаров установленными соглашением о свободной торговле между ЕАЭС и его государствами-членами, с одной стороны, и Социалистической Республикой Вьетнам, с другой стороны от 29.05.2015, для непреференциальных целей - сертификатами происхождения товаров, оформленными в соответствии с Непреференциальными правилами определения происхождения товаров.
Как установлено коллегией, сертификаты о происхождении товара оформлены с нарушением требований к порядку их оформления, в связи с чем таможенный орган не мог подлинно установить происхождение товаров для непреференциальных целей.
Таким образом, оспариваемые действия таможенного органа соответствуют требованиям таможенного законодательства и не нарушают права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 6 статьи 314 ТК ЕАЭС, если в таможенной декларации заявлено о том, что происхождение товаров неизвестно либо происхождение товаров считается неподтвержденным антидемпинговая пошлина исчисляется исходя из наибольших ставок антидемпинговых пошлин, установленных в отношении товара того же кода в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности и (или) наименования, если иное не установлено в соответствии с Договором о Союзе.
Учитывая установленный факт неподтверждения страны происхождения товара в установленном порядке, таможенным органом направлено требование о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ.
Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
В связи с изложенным, у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для удовлетворения требований заявителя.
В соответствии с пунктом 2 статьи 269 АПК РФ арбитражный суд апелляционной инстанции по результатам рассмотрения апелляционной жалобы вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции в части или полностью и принять по делу новый судебный акт.
Учитывая изложенное, апелляционная жалоба Владивостокской таможни подлежит удовлетворению, а решение суда подлежит отмене на основании пункта 3 части 1 статьи 270 АПК РФ.
В связи с отсутствием оснований для удовлетворения требований заявителя судебные расходы по уплате государственной пошлины, понесенные обществом при подаче заявления, на основании статьи 110 АПК РФ относятся судебной коллегией на заявителя.
При этом на основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции не распределяет судебные расходы по апелляционной жалобе таможни, поскольку указанное лицо освобождено от уплаты государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 АПК РФ, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 25.01.2023 по делу N А51-9415/2022 отменить.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
А.В. Гончарова |
Судьи |
Н.Н. Анисимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-9415/2022
Истец: ООО "ПРИММЕТАЛЛСНАБ"
Ответчик: ВЛАДИВОСТОКСКАЯ ТАМОЖНЯ
Третье лицо: Уссурийская таможня