город Ростов-на-Дону |
|
30 мая 2023 г. |
дело N А32-33749/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 мая 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 мая 2023 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Нарышкиной Н.В.,
судей Илюшина Р.Р., Фахретдинова Т.Р.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Матиняном С.А.
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу межрегионального территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 29.11.2022 по делу N А32-33749/2022 по иску администрации муниципального образования город Краснодар (ОГРН: 1022301606799, ИНН: 2310032246) к межрегиональному территориальному управлению федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея (ОГРН: 1102308008330, ИНН: 2308171570) о признания незаконным бездействия,
УСТАНОВИЛ:
администрация муниципального образования город Краснодар (далее -администрация) обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея (далее -управление) со следующими требованиями:
- признать незаконным бездействие межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея, выразившееся в непринятии решения по заявлениям администрации муниципального образования город Краснодар от 29.12.2021 N 3145/01, от 18.03.2022 N 486/07 о безвозмездной передаче земельного участка с кадастровым номером 23:43:0138003:8642 площадью 35 915 кв.м, расположенный по адресу: г. Краснодар, Прикубанский внутригородской округ, ул. им. Калинина, с видом разрешенного использования "Земельные участки (территории) общего пользования", из федеральной собственности в собственность муниципального образования город Краснодар как не соответствующее пункту 5 статьи 39.31 Земельного кодекса Российской Федерации;
- обязать межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея устранить нарушение законных прав и интересов муниципального образования город Краснодар: не позднее чем в течение десяти дней со дня вступления в законную силу решения суда по настоящему делу принять и направить в адрес администрации муниципального образования город Краснодар решение о безвозмездной передаче земельного участка с кадастровым номером 23:43:0138003:8642 площадью 35 915 кв.м, расположенного по адресу: г. Краснодар, Прикубанский внутригородской округ, ул. им. Калинина, с видом разрешенного использования "Земельные участки (территории) общего пользования" из федеральной собственности в муниципальную собственность муниципального образования город Краснодар.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 29.11.2022 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с указанным судебным актом, управление обжаловало его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В апелляционной жалобе управление просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт. В обоснование жалобы заявитель указывает на отсутствие у управления полномочий по передаче земельного участка из федеральной собственности в муниципальную собственность. Требования истца об установлении факта заключения договора не восстанавливает его прав.
В отзыве на апелляционную жалобу истец просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
20.05.2023 от управления поступили дополнения к апелляционной жалобе.
Стороны извещены надлежащим образом, однако явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу положений статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения апелляционной жалобы в отсутствие их представителей.
Законность и обоснованность принятого судебного акта проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы с учетом части 6 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены принятого по делу решения ввиду следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, администрацией муниципального образования город Краснодар проводится работа в целях безвозмездной передачи земельного участка с кадастровым номером 23:43:0138003:8642 из федеральной собственности в муниципальную собственность муниципального образования город Краснодар с целью реализации объекта "строительство автомобильной дороги местного значения по ул. им. Думенко от ул. им. 70-летия Октября до ул. им. Калинина в г. Краснодаре". На основании постановления администрации муниципального образования город Краснодар от 07.03.2018 N 849 администрацией выполнены кадастровые работы по разделу земельного участка с кадастровым номером 23:43:0138003:46, входящего в состав единого землепользования с кадастровым номером 23:43:0000000:144, и выделен земельный участок с кадастровым номером 23:43:0138003:8642, необходимый для автомобильной дороги. В отношении части земельного участка с кадастровым номером 23:43:0138003:46 издано постановление администрации муниципального образования город Краснодар от 07.03.2018 N 849 "Об изъятии для муниципальных нужд недвижимого имущества в Прикубанском внутригородском округе города Краснодара". На земельный участок площадью 35 915 кв.м с кадастровым номером 23:43:0138003:8642, расположенный по адресу: г. Краснодар, Прикубанский внутригородской округ, ул. им. Калинина, с видом разрешенного использования "земельные участки (территории) общего пользования", зарегистрировано право собственности Российской Федерации.
Для решения вопросов местного значения на основании положений статей 39.30 и 39.31 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), администрацией в адрес межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея (далее - МТУ Росимущества) направлено ходатайство от 29.12.2021 N 3145/01 о передаче земельного участка с кадастровым номером 23:43:0138003:8642 из федеральной собственности в муниципальную собственность муниципального образования город Краснодар.
В связи с отсутствием ответа на ранее направленное обращение от 29.12.2021 N 3145/01 о передаче данного земельного участка администрацией в адрес МТУ Росимущества направлено обращение от 18.03.2022 N 486/07 с просьбой сообщить о ходе рассмотрения вопроса о передаче земельного участка с кадастровым номером 23:43:0138003:8642 в муниципальную собственность.
Также администрацией в адрес руководителя Федерального агентства по управлению государственным имуществом В.В. Яковенко направлено обращение от 28.03.2022 N 655/01 об оказании содействия в передаче земельного участка с кадастровым номером 23:43:0138003:8642 в муниципальную собственность муниципального образования город Краснодар.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания недействительным (незаконным) ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий (бездействия) закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
Положениями Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) в действующей с 01.03.2015 редакции предусмотрена безвозмездная передача находящихся в федеральной собственности земельных участков, расположенных на территориях поселений, городских округов, в собственность этих муниципальных образований при условии наличия их утвержденных генеральных планов, правил землепользования и застройки (подпункт 1 пункта 1 статьи 39.30). Такая передача осуществляется по соответствующему заявлению главы муниципального образования, поданному в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия собственника имущества (пункт 1 статьи 39.31). Этот орган не позднее чем в течение одного месяца со дня поступления заявления главы муниципального образования обязан принять и направить заявителю решение о безвозмездной передаче земельного участка из федеральной собственности в муниципальную собственность или решение об отказе в такой передаче, в котором должны быть указаны все основания для отказа в передаче и к которому должны быть приложены копии документов, подтверждающих наличие названных оснований (пункт 5 статьи 39.31).
Случаи, при которых земельные участки не подлежат передаче в муниципальную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации, определены в подпунктах 1 - 14 пункта 2 статьи 39.30 ЗК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 39.31 ЗК РФ передача находящегося в федеральной собственности земельного участка в соответствии с настоящей статьей осуществляется по заявлению о передаче земельного участка, направляемому главой муниципального образования, высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). Заявление о передаче земельного участка подается в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия собственника имущества.
Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия собственника имущества, не позднее чем в течение одного месяца со дня поступления заявления о передаче земельного участка обязан принять и направить заявителю решение о безвозмездной передаче земельного участка из федеральной собственности в муниципальную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации (далее в настоящей главе - решение о передаче земельного участка) или решение об отказе в безвозмездной передаче земельного участка из федеральной собственности в муниципальную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации (далее в настоящей главе - решение об отказе в передаче земельного участка). В решении об отказе в передаче земельного участка должны быть указаны все основания для отказа в передаче земельного участка, и к нему должны быть приложены копии документов, подтверждающих наличие оснований для такого отказа (пункт 5 статьи 39.31 ЗК РФ).
В силу пункта 7 статьи 39.31 ЗК РФ решение об отказе в передаче земельного участка принимается при наличии следующих оснований:
1) земельный участок, предусмотренный заявлением о передаче земельного участка, не подлежит передаче в соответствии с пунктом 2 статьи 39.30 настоящего Кодекса;
2) в заявлении о передаче земельного участка не указан кадастровый номер земельного участка либо к этому заявлению не приложены утвержденный проект межевания территории, в границах которой расположен такой земельный участок, или схема расположения земельного участка в случае, если такой земельный участок предстоит образовать;
3) имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;
4) земельный участок, предусмотренный заявлением о передаче земельного участка, предоставлен федеральному органу государственной власти, его территориальному органу, федеральному казенному предприятию, федеральному государственному предприятию, федеральному государственному учреждению, созданной Российской Федерацией некоммерческой организации и отсутствуют предусмотренные статьями 45 - 47 настоящего Кодекса основания для прекращения права постоянного (бессрочного) пользования, права безвозмездного пользования таким земельным участком, расторжения договора аренды такого земельного участка или договора безвозмездного пользования таким земельным участком.
Таким образом, главой V.5 ЗК РФ установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в безвозмездной передаче земельных участков, находящихся в федеральной собственности, в муниципальную собственность или в собственность субъектов Российской Федерации, определены виды земельных участков, передача которых не допускается, а также предусмотрен порядок передачи земельных участков.
Решением городской Думы Краснодара от 02.09.2020 г. N 100 п. 1 "Об утверждении генерального плана муниципального образования город Краснодар" утвержден генеральный план муниципального образования город Краснодар.
Земельный участок площадью 35 915 кв.м с кадастровым номером 23:43:0138003:8642, расположенный по адресу: г. Краснодар, Прикубанский внутригородской округ, ул. им. Калинина, с видом разрешенного использования "земельные участки (территории) общего пользования", расположен в границах муниципального образования город Краснодар.
В соответствии с генеральным планом муниципального образования город Краснодар, утвержденным решением городской Думы Краснодара от 02.09.2020 N 100 п. 1 "Об утверждении генерального плана муниципального образования город Краснодар", земельный участок с кадастровым номером 23:43:0138003:8642 расположен в зоне транспортной инфраструктуры, частично в зоне застройки многоэтажными домами (от 5 до 8 этажей, включая мансардный), в границах объекта местного значения - магистральной улицы районного значения, планируемой к реконструкции (ул. Генерала Шифрина).
Согласно Правилам землепользования и застройки на территории муниципального образования город Краснодар, утвержденным решением городской Думы Краснодара от 30.01.2007 N 19 п. 6, в редакции от 22.07.2021 N 17 п. 19, указанный земельный участок расположен в зоне транспортной инфраструктуры (Т-1).
В соответствии со сведениями государственной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности муниципального образования город Краснодар (далее - ГИСОГД) рассматриваемый земельный участок расположен в границах территории, на которую постановлением администрации муниципального образования город Краснодар от 18.08.2016 N 3663 утверждена документация по планировке территории (проект планировки территории и проект межевания территории) линейного объекта (автомобильной дороги) по улице им. Думенко от улицы 70-летия Октября до улицы им. Калинина в Прикубанском внутригородском округе города Краснодара. В составе данной документации установлены границы элемента планировочной структуры и утверждены красные линии, сведения о которых внесены в ГИСОГД в установленном порядке. Местоположение утвержденных красных линий установлено по границе земельного участка с кадастровым номером 23:43:0138003:8642, не пересекая его. Спорный земельный участок обладает признаками территории общего пользования.
Управлением не представлено доказательств того, что передача рассматриваемого земельного участка из федеральной собственности в собственность муниципального образования город Краснодар невозможна с учетом положений пункта 2 статьи 39.30 ЗК РФ.
Как следует из материалов дела, в ответ на обращения администрации о передаче земельного участка в муниципальную собственность в нарушение п. 5 статьи 39.31. ЗК РФ заявителю не поступило решение МТУ Росимущества о безвозмездной передаче земельного участка из федеральной собственности в муниципальную собственность, также как и решение об отказе в безвозмездной передаче земельного участка из федеральной собственности в муниципальную собственность.
Обращения администрации в управление от 29.12.2021 N 3145/01 и от 18.03.2022 N 486/07 о безвозмездной передаче в муниципальную собственность земельного участка с кадастровым номером 23:43:0138003:8642 управлением по существу рассмотрены не были, более того, управление на эти обращения администрации никак не отреагировало. В этой связи администрация направила обращение от 28.03.2022 N 655/01 в адрес Федерального агентства по управлению государственным имуществом (г. Москва) об оказании содействия в передаче земельного участка с кадастровым номером 23:43:0138003:8642, однако и этом обращение администрации не повлекло принятия управлением какого-либо решения по вопросу передачи земельного участка в муниципальную собственность.
Таким образом, управление, несмотря на неоднократные заявления администрации с просьбой передать в муниципальную собственность земельный участок для строительства автомобильной дороги местного значения в г. Краснодаре, игнорирует данные обращения муниципального образования и не принимает по ним никаких решений.
В соответствии с письмом департамента архитектуры и градостроительства администрации от 20.05.2022 N 7669/29 земельный участок с кадастровым номером 23:43:0138003:8642 расположен в соответствии с генеральным планом муниципального образования город Краснодар, утвержденным решением городской Думы Краснодара от 02.09.2020 N 100 п. 1 в зоне транспортной инфраструктуры, частично в зоне застройки многоэтажными домами, в границах объекта местного значения - магистральной улицы районного значения планируемой к реконструкции (улица Генерала Шифрина). Земельный участок по Правилам землепользования и застройки на территории муниципального образования город Краснодар, утвержденным решением городской думы Краснодара от 30.01.2007 N 19 п. 6, расположен в зоне транспортной инфраструктуры. Земельный участок расположен в границах территории, на которую постановлением администрации от 18.08.2016 N 3663 утверждена документация по планировке территории (проект планировки территории и проект межевания территории) линейного объекта (автомобильной дороги) по ул. им. Думенко, от улицы им. 70-летия Октября до улицы им. Калинина, в Прикубанском внутригородском округе города Краснодара.
В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 16.05.2022 N КУВИ-001/2022-73429303 земельный участок с кадастровым номером 23:43:0138003:8642 относится к категории земель населенных пунктов с видом разрешенного использования "земельные участки (территории) общего пользования", на земельный участок зарегистрировано 07.06.2019 право собственности Российской Федерации, в отношении земельного участка зарегистрировано ограничение прав в виде решения об изъятии земельного участка в польщу муниципального образования город Краснодар на основании постановления администрации муниципального образования город Краснодар об изъятии для муниципальных нужд недвижимого имущества в Прикубанском внутригородском округе города Краснодара от 07.03.2018 N 849, дата регистрации: 18.07.2018.
В соответствии с данной выпиской из ЕГРН в границах земельного участка расположены объекты с кадастровыми номерами 23:43:0000000:16864, 23:43:0000000:16872, 23:43:0138003:8480, 23:43:0000000:21635, 23:43:0000000:24332.
Как установлено судом первой инстанции, согласно сведениям публичной реестровой карты, размещенной на официальном сайте Росреестра, объект с кадастровым номером 23:43:0000000:16864 представляет собой сеть канализации, находящуюся в частной собственности; объект с кадастровым номером 23:43:0000000:16872 представляет собой сети водоснабжения, находящиеся в частной собственности; объект с кадастровым номером 23:43:0138003:8480 представляет собой сети водоснабжения, находящиеся в частной собственности; объект с кадастровым номером 23:43:0000000:21635 представляет собой дождевую канализацию, находящуюся в собственности публично-правового образования; объект с кадастровым номером 23:43:0000000:24332 представляет собой сеть ливневой канализации.
Таким образом, исходя из назначения данных линейных подземных объектов и информации об их принадлежности на сайте Росреестра, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что какие-либо объекты, находящиеся в федеральной собственности, на рассматриваемом земельном участке отсутствуют.
По данным публичной реестровой карты земельный участок с кадастровым номером 23:43:0138003:8642 не застроен, фактически представляет собой проезжую часть, а также идущую вдоль проезжей части грунтовую дорогу с автостоянкой и зелеными насаждениями, которые простираются вдоль комплекса многоквартирных жилых домов.
В порядке пункта 3 части 5 статьи 201 АПК РФ в целях устранения нарушений прав и законных интересов заявителя суд первой инстанции обоснованно возложил на МТУ Росимущества в Краснодарском крае и Республике Адыгея обязанность в установленном законом порядке принять решение о безвозмездной передаче в суниципальную собственность земельного участка с кадастровым номером 23:43:0138003:8642 площадью 35 915 кв. м, расположенного по адресу: г. Краснодар, Прикубанский внутригородской округ, ул. им. Калинина, с видом разрешенного использования "Земельные участки (территории) общего пользования".
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции оценке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 29.11.2022 по делу N А32-33749/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Н.В. Нарышкина |
Судьи |
Р.Р. Илюшин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-33749/2022
Истец: Администрация мо город Краснодар, Администрация муниципального образования город Краснодар
Ответчик: Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея, Мерегиональное территориальное управление Федерального агенства по управлению государственным имуществом в КК и Республике Адыгея