г.Москва |
|
29 мая 2023 г. |
Дело N А40-201686/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 мая 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 мая 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Веклича Б.С.,
судей: Мартыновой Е.Е., Сергеевой А.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Соколовой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Домодедовской таможни
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 15.03.2023 по делу N А40-201686/22
по иску Домодедовской таможни
к ООО "Хайлендер"
третьи лица: Управление Федеральной налоговой службы по г.Москве, ИФНС России N 1 по г.Москве, ИФНС России N 34 по г.Москве, Центральное таможенное управление
о ликвидации юридического лица,
при участии в судебном заседании:
от истца: Таналина Я.К. по доверенности от 05.03.2023;
от ответчика: не явился, извещен;
от третьих лиц: от Управления Федеральной налоговой службы по г.Москве - Гущина А.Ю. по доверенности от 09.01.2023, от ИФНС России N 34 по г.Москве - Емельянова А.Е. по доверенности от 09.01.2023, от ИФНС России N 1 по г.Москве - Головешкин В.М. по доверенности от 01.12.2022, от Центрального таможенного управления - не явился, извещен,
УСТАНОВИЛ:
Домодедовская таможня обратилась в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением о ликвидации ООО "Хайлендер".
Решением суда от 15.03.2023 в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с принятым по делу решением, истец обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильное применение судом норм материального права.
Третьи лица возражают против доводов жалобы, просят отказать в ее удовлетворении. Представили письменные отзывы на жалобу и письменные пояснения.
Дело рассмотрено судом в порядке ст.ст.123, 156 АПК РФ в отсутствие представителя ответчика, извещенного надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства.
Законность и обоснованность судебного решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке ст.ст.266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, иск заявлен на основании п.п. "г" п.10 ч.1 ст.259 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" и п.п.3 п.3 ст.61 Гражданского кодекса РФ и мотивирован наличием неоднократных фактах нарушения закона (пункта 10 статьи 38 ТК ЕАЭС), которые в совокупности являются существенными. По состоянию на 07.09.2022 общая сумма задолженности ООО "Хайлендер" по уплате таможенных платежей и пеней составляет 278 701 022,48 руб.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции указал, что такая мера воздействия, как ликвидация общества, не отвечает необходимой мерой для защиты экономических интересов Российской Федерации. Более того, утрата правоспособности Общества влечет риски невозможности взыскания как предполагаемой к доначислению суммы налоговой задолженности по результатам проведения выездной налоговой проверки, так и невзысканных таможенных платежей, что нарушает интересы бюджета Российской Федерации. При этом возможность обращения в арбитражный суд с заявлением о признании ответчика банкротом в соответствии с главой 28 АПК РФ и Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" от 26.10.2002 N 127-ФЗ не утрачена.
Судом первой инстанции правильно определен характер спорных взаимоотношений и дана полная оценка обстоятельствам дела.
Порядок ликвидации юридического лица регламентируется статьями 61-65 Гражданского кодекса РФ, главой VII Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
В силу положений п.2 ст.61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда.
В соответствии с п.3 ст.62 ГК РФ установлена обязанность органа, принявшего решение о ликвидации юридического лица, по назначению ликвидационной комиссии (ликвидатора) и установлении порядка и сроков ликвидации.
Порядок ликвидации юридического лица установлен ст.63 ГК РФ.
Так, в соответствии с положениями ст.63 ГК РФ ликвидационная комиссия размещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации.
После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.
Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.
После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.
Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица передается его учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество или обязательственные права в отношении этого юридического лица, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или учредительными документами юридического лица.
Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо -прекратившим существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.
При этом ст.9 Федерального закон N 129-ФЗ определен общий порядок представления документов в регистрирующий орган, установлены требования к представляемым документам и указаны лица, которые могут выступать заявителями.
Пункт 3 ст.20 Федерального закона N 129-ФЗ, регулирующего отношения, возникающие, в том числе, в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, содержит требование к учредителям (участникам) юридического лица или органу, принявшему решение о ликвидации юридического лица, уведомлять регистрирующий орган о формировании ликвидационной комиссии или о назначении ликвидатора, а также о составлении промежуточного ликвидационного баланса.
При этом п.4 ст.20 Федерального закона N 129-ФЗ предусмотрено, что уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса не может быть представлено в регистрирующий орган ранее срока окончания выездной налоговой проверки, оформления ее результатов (в том числе рассмотрения ее материалов) и вступления в силу итогового документа по результатам этой проверки в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах в случае проведения в отношении юридического лица, находящегося в процессе ликвидации, выездной налоговой проверки.
Пунктом 5 ст.20 Федерального закона N 129-ФЗ предусмотрено, что в случае принятия решения о проведении выездной налоговой проверки в отношении юридического лица, находящегося в процессе ликвидации, а также в случае вступления в силу итогового документа по результатам данной выездной налоговой проверки в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах налоговый орган сообщает об этом в регистрирующий орган по месту нахождения юридического лица, находящегося в процессе ликвидации, в течение пяти рабочих дней.
В соответствии с п.п."х" п.1 ст.23 Федерального закона N 129-ФЗ отказ в государственной регистрации допускается в случае несоблюдения установленного законодательством Российской Федерации порядка проведения процедуры ликвидации или реорганизации юридического лица, а также иных требований, установленных данным Федеральным законом в качестве обязательных для осуществления государственной регистрации.
В п.п.2 п.1 ст.31 Налогового кодекса РФ закреплено, что налоговые органы вправе проводить налоговые проверки в порядке, установленном Кодексом.
В силу п.п.2 п.1 ст.32 НК РФ налоговые органы обязаны осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов.
Согласно ст.82 НК РФ налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, плательщиков страховых взносов, проверки данных учета и
отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных НК РФ.
Выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа (ст.89 НК РФ). Предметом выездной налоговой проверки является правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.
В отношении ООО "Хайлендер" на основании решения от 01.04.2021 N 24/4 проводится комплексная выездная налоговая проверка за период 2018-2020 года по всем налогам и сборам, страховым взносам, в том числе с использованием материалов ОРД, направленных таможенными органами.
По состоянию на текущую дату выездная налоговая проверка ООО "Хайлендер" не завершена, предполагаемая сумма доначислений составляет более 500 млн. руб.
Кроме того, ИФНС России N 34 по г. Москве от 01.04.2021 вынесено Решение N 8 о внесении сведений об ограничении на осуществление регистрационных действий в отношении ООО "Хайлендер".
Таким образом, учитывая вышеуказанные положения Федерального закона N 129-ФЗ, до вступления в силу итогового документа по результатам выездной налоговой проверки закон запрещает представление сведений о составлении промежуточного ликвидационного баланса, которое является обязательным промежуточным этапом процедуры ликвидации, следовательно, представляется невозможным в данном случае внесение в ЕГРЮЛ сведений о ликвидации юридического лица.
Довод апелляционной жалобы об отсутствии у заявителя правовых оснований для принятия мер по взысканию задолженности по уплате таможенных платежей, поскольку данное полномочие предоставлено Центральному таможенному управлению, не опровергает выводы суда первой инстанции о наличии возможности для применения положений Закона N 127-ФЗ.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных ст.270 АПК РФ, для изменения или отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь ст.ст.176, 266, 268, 269, 271 АПК РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 15.03.2023 по делу N А40-201686/22 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Б.С. Веклич |
Судьи |
Е.Е. Мартынова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-201686/2022
Истец: ДОМОДЕДОВСКАЯ ТАМОЖНЯ
Ответчик: ООО "ХАЙЛЕНДЕР"
Третье лицо: ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 34 ПО Г. МОСКВЕ, ИФНС N1, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО Г. МОСКВЕ, Центральное таможенное управление