г. Санкт-Петербург |
|
30 мая 2023 г. |
Дело N А21-14080/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 мая 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 мая 2023 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Протас Н.И.
судей Зотеевой Л.В., Фуркало О.В.
при ведении протокола судебного заседания: Семакиной Т.А.
при участии:
от заявителя: не явился, извещен
от заинтересованного лица: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-11871/2023) ООО "Жилищная компания Московского района" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 16.03.2023 по делу N А21-14080/2022 (судья Кузнецова О.Д.), принятое
по заявлению ООО "Жилищная компания Московского района"
к Министерству природных ресурсов и экологии Калининградской области
о признании незаконным и отмене постановления
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Жилищная компания Московского района" (далее - Общество, заявитель, ООО "ЖКМР") обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской (далее - Министерство, административный орган) от 01.11.2022 N 675/2022 о назначении административного наказания.
Решением суда от 16.03.2023 в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с указанным решением, Общество направило апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт. Податель жалобы указывает, что в обжалуемом решении судом неправильно определены и в отсутствие достаточных доказательств установлены обстоятельства, определяющие зону ответственности Общества в части территории, прилегающей к контейнерной площадке по ул. У. Громовой, 59А, а также неправильно применены нормы материального права при установлении заявителя в качестве лица, ответственного за содержание указанной прилегающей территории. Ссылается на то, что в ходе рассмотрения дела судом первой инстанции не доказан факт необеспечения ООО "ЖКМР" ежедневного надлежащего содержания места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, однако их представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 12 сентября 2022 года в 14 час. 51 мин. в рамках рассмотрения обращения на предмет соблюдения Правил благоустройства территории городского округа "Город Калининград", утвержденных решением городского Совета депутатов городского округа "Город Калининград" N 182 от 30 июня 2021 года (далее - Правила), установлено, что прилегающая территория места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов (далее - ТКО), с адресным ориентиром -ул. У. Громовой, д. 59А в г. Калининграде, захламлена различным бытовым мусором, в том числе использованными автомобильными покрышками и порубочными остатками.
20 сентября 2022 года в 15 час. 06 мин. в рамках повторного выезда по вышеуказанному адресу установлено, что прилегающая территория места (площадки) накопления ТКО захламлена тем же мусором, мусор не убран, следовательно, работы по уборке территории места (площадки) накопления ТКО не производились продолжительное время.
По данному факту 07.10.2022 ведущим консультантом отдела административно-технического надзора департамента окружающей среды и экологического надзора Министерства составлен протокол N 675/2022 об административном правонарушении в отношении Общества.
Постановлением Министерства от 01.11.2022 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 675/2022 ООО "ЖКМР" привлечено к административной ответственности, предусмотренной абзацем 2 пункта 1 статьи 73 КоАП КО с назначением наказания в виде штрафа в размере 15 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением Министерства, Общество оспорило его в арбитражном суде.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции посчитал доказанным событие административного правонарушения и вину Общества, не усмотрел нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности.
Проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта в силу следующего.
Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 73 Кодекса Калининградской области, нарушение требований по обеспечению и повышению комфортности условий проживания граждан, поддержанию и улучшению эстетического состояния территории муниципальных образований Калининградской области, установленных нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, если ответственность за данное действие не предусмотрена федеральным законодательством, выразившееся в невыполнении работ по ежедневной уборке территорий муниципальных образований, а именно: подметание и сбор мусора, уборка и вывоз опавшей листвы, порубочных остатков деревьев и кустарников (кряжи, ветви), уборка грунтовых наносов, лицами, ответственными за проведение таких работ, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей, на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.
Решение городского Совета депутатов Калининграда от 30.06.2021 N 182 утверждены Правил благоустройства территории городского округа "Город Калининград (далее - Правила).
Согласно пункту 1.3 Правил, уборка территорий - комплекс работ, связанных с регулярным сбором, вывозом в специально отведенные для этого места отходов производства и потребления, листвы, другого мусора, снега и льда с городских территорий, в том числе газонов и территорий с твердым покрытием, иные мероприятия, направленные на обеспечение экологического и санитарно-эпидемиологического благополучия населения и охраны окружающей среды.
Согласно пункту 2.1 Правил, физические и юридические лица, индивидуальные предприниматели, владеющие земельными участками, территориями, элементами благоустройства на праве собственности, ином вещном праве либо на основании соглашений с собственником или лицом, уполномоченным собственником, в том числе на основании разрешения на использование земель, обязаны, если иное не установлено законодательством или договором (контрактом), обеспечить надлежащее содержание территории, объектов и элементов благоустройства, принимать меры по приведению объектов и элементов благоустройства в соответствие требованиям Правил, предотвращению распространения сорных растений в границах земельного участка, а также на прилегающей территории, границы которой определены установленным Правилами порядком.
Согласно пунктам 2.8, 2.8.4 Правил, ответственными за содержание городских территорий и элементов благоустройства, расположенных на этих территориях, являются:
- на контейнерной (бункерной) площадке, расположенной на территории общего пользования, и прилегающей к ней территории, - лица, осуществляющие в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации управление общим имуществом и содержание общего имущества многоквартирных домов, в которых располагаются источники образования твердых коммунальных отходов, складируемых на данных площадках согласно реестру мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов городского округа "Город Калининград", на основании соглашения (договора) с уполномоченным администрацией городского округа "Город Калининград" лицом.
Согласно пунктам 11.5, 11.5.1 Правил, порядок уборки иных городских территорий. Уборка городских территорий осуществляется ежедневно. Уборка в летний период должна проводиться до 9 часов с соблюдением санитарных норм допустимого уровня шума. Кроме того, выполняется дополнительная уборка городских территорий с 13 до 15 часов в местах массового пребывания людей путем проведения работ по уборке мусора из урн и подметанию вручную 4 территории остановочных пунктов общественного пассажирского транспорта (при необходимости).
В соответствии с пунктом 11.5.2 Правил, правообладатели объектов благоустройства, земельных участков, пользователи земельных участков в соответствии с разрешением на использование земель обязаны осуществлять накопление ТКО только в местах (на площадках) накопления ТКО, включенных в реестр мест (площадок) накопления ТКО в соответствии с правилами обустройства мест (площадок) накопления ТКО и ведения их реестра, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации.
Согласно пунктам 11.6, 11.6.4 Правил, лицами, ответственными за уборку территории, являются:
- на территории контейнерной (бункерной) площадки, расположенной на территории общего пользования,
- лица, осуществляющие в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации управление общим имуществом и содержание общего имущества многоквартирных домов, в которых располагаются источники образования твердых коммунальных отходов, складируемых на данных площадках согласно реестру мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов городского округа "Город Калининград", на основании соглашения (договора) с уполномоченным администрацией городского округа "Город Калининград" лицом.
В соответствии с данными реестра мест (площадок) накопления ТКО на территории городского округа "Город Калининград", собственником данного места накопления ТКО является администрация городского округа "Город Калининград", а одним из пользователей является юридическое лицо - общество с ограниченной ответственностью "Жилищная компания Московского района" (далее - ООО "ЖКМР").
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что в соответствии с соглашением пользователей контейнерной площадки от 11.01.2019 г. N 107, расположенной по вышеуказанному адресу, лицом, ответственным за уборку территории данного места (площадки) накопления ТКО в период времени с 12 мая по 10 октября является ООО "ЖКМР".
В соответствии с пунктом 2.2 соглашения пользователей контейнерной площадки от 11.01.2019 г. N 107, расположенной по вышеуказанному адресу, ООО "ЖКМР" (Сторона-3) обязано установить в месте (площадке) накопления ТКО контейнеры и организовать в случае необходимости КГМ (КТО) - крупногабаритный мусор (отходы) в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также правилами благоустройства территории городского округа "Город Калининград".
В соответствии с пунктом 2.3 указанного соглашения, Сторона-3 принимает на себя обязанность по содержанию контейнерной площадки, согласно графику содержания контейнерной площадки, указанному в приложении N 1 к указанному соглашению.
Согласно информации, полученной на информационном портале "ГИС ЖКХ", организацией, осуществляющей управление жилыми многоквартирными домами N N 47-57, 59-65 по ул. У. Громовой в г. Калининграде, является юридическое лицо - ООО "ЖКМР".
Вышеуказанные МКД являются источниками образования отходов для места (площадки) накопления ТКО, с адресным ориентиром - ул. У. Громовой, д. 59А в г. Калининграде.
Таким образом, является правомерным вывод суда первой инстанции о том, что Общество является лицом, ответственным за уборку прилегающей территории места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов (далее - ТКО), с адресным ориентиром - ул. У. Громовой, д. 59А в г. Калининграде.
Судом первой инстанции обоснованно установлено, что в материалах дела об административном правонарушении имеются фототаблицы с указанными датами проверки, из которых усматривается, что прилегающая территория места (площадки) накопления ТКО, с адресным ориентиром - ул. У. Громовой, д. 59А в г. Калининграде, захламлена различным бытовым мусором, в том числе использованными автомобильными покрышками и порубочными остатками, работы по ежедневной уборке территории не 6 производятся, количество порубочных остатков увеличилось, а использованные автомобильные покрышки не убраны.
При таких обстоятельствах, факт нарушения Обществом пунктов 2.1, 2.8, 2.8.4, 11.5, 11.5.1, 11.5.2, 11.6, 11.6.4 Правил, установлен административным органом и судом, подтверждается материалами дела, что свидетельствует о наличии в действиях Общества события административного правонарушения, установленного абзацем 2 части 1 статьи 73 КоАП КО.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению
Доказательства невозможности соблюдения Обществом вышеуказанных требований Правил благоустройства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении обычной степени заботливости и осмотрительности, равно как и доказательства того, что Обществом приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований Правил благоустройства в материалы дела не представлены, что свидетельствует о наличии вины заявителя во вмененном правонарушении применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена абзацем 2 части 1 статьи 73 КоАП КО.
Суд также не установил нарушения процедуры привлечения Общества к административной ответственности. Оспариваемое постановление вынесено в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения административной ответственности.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для применения в рассматриваемом случае положений статьи 2.9 КоАП РФ, согласно которой при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Оценив характер и степень общественной опасности допущенного Обществом правонарушения с учетом конкретных обстоятельств дела, учитывая охраняемые общественные отношения, на которые посягает совершенное Обществом правонарушение, а также принимая во внимание отсутствие исключительных обстоятельств совершения правонарушения, апелляционный суд не усматривает оснований для применения в данном случае статьи 2.9 КоАП РФ и признания совершенного Обществом правонарушения малозначительным.
В данном случае Министерством назначило Обществу наказание в виде штрафа в размере 15 000 руб., то есть в размере ниже низшего предела санкции инкриминируемой статьи, с учетом положений части 2 статьи 4.1.2 КоАП РФ.
Исходя из обстоятельств настоящего дела, апелляционный суд приходит к выводу о том, что назначенный размер штрафа отвечает принципам разумности и справедливости, соответствует тяжести совершенного правонарушения и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции законно и обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права судом первой инстанции не допущено, в связи с чем оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы Общества не имеется.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции.
Несогласие подателя жалобы с выводами суда первой инстанции не является процессуальным основанием отмены судебного акта, принятого с соблюдением норм материального и процессуального права.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 16 марта 2023 года по делу N А21-14080/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилищная компания Московского района" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.И. Протас |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-14080/2022
Истец: ООО "ЖИЛИЩНАЯ КОМПАНИЯ МОСКОВСКОГО РАЙОНА"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ