г. Санкт-Петербург |
|
30 мая 2023 г. |
Дело N А21-14523/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 мая 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 мая 2023 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Пивцаева Е.И.
судей Ракчеевой М.А., Слобожаниной В.Б.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Васильевой Я.А.
при участии:
от заявителя: не явился, извещен;
от ответчика: представитель Амоян Т.М. по доверенности от 31.08.2022 с использованием системы веб-конференции (онлайн-заседание);
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-10243/2023) Управления Федеральной налоговой службы России по Калининградской области на решение Арбитражного суда Калининградской области от 15.02.2023 по делу N А21-14523/2022 (судья Генина С.В.), принятое
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ОМСК шиппинг" в лице ликвидатора Чекусова Станислава Владимировича
к Управлению Федеральной налоговой службы по Калининградской области
о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ОМСК шиппинг" в лице ликвидатора Чекусова Станислава Владимировича (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением Управлению Федеральной налоговой службы по Калининградской области (далее - Управление, налоговый орган) о признании недействительным (незаконным) решения Управления N 12360А от 22.09.2022 об отказе в государственной регистрации; об обязании Управления внести запись о ликвидации общества с ограниченной ответственностью "ОМСК шиппинг".
Решением Арбитражного суда Калининградской области от 15.02.2023:
- признано недействительным решение 12360А УФНС по Калининградской области от 22.09.2022 г. об отказе в государственной регистрации сведений о ликвидации по заявлению общества с ограниченной ответственности "ОМСК шиппинг", как несоответствующее Федеральному закону N 129-ФЗ от 08.08.2011 "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей";
- на УФНС по Калининградской области возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем внесения в Единый государственный реестр юридических лиц запись о государственной регистрации прекращения деятельности общества с ограниченной ответственностью "ОМСК шиппинг" в связи с его ликвидацией;
- взысканы с УФНС по Калининградской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "ОМСК шиппинг" судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 3000 руб.
Не согласившись с решением суда, Управление обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы ее податель указывает, что в решении судом первой инстанции необоснованно сделаны выводы о том, что истечение срока ликвидации Общества, в день принятия спорного решения, не препятствовало налоговому органу в принятии решения о ликвидации. По мнению подателя жалобы, судом первой инстанции неправильно применены нормы действующего законодательства в части наличия у юридического лица задолженности перед кредиторами, поскольку не является в силу Закона N 129-ФЗ основанием, препятствующим исключению недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ при условии соблюдения соответствующей процедуры. Управление считает, что поскольку Обществом к моменту принятия спорного решения об отказе в государственной регистрации не были устранены нарушения, допущенные при ликвидации в последний день срока ликвидации Общества, Управлением правомерно сделан вывод о том, что Обществом пропущен срок добровольной ликвидации из ЕГРЮЛ.
Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы опубликована на официальном сайте Тринадцатого арбитражного апелляционного суда.
В судебном заседании представитель Управления поддержал доводы апелляционной жалобы.
Общество, извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, своего представителя в судебное заседание не направило, представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором возражало против ее удовлетворения.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав пояснения представителя Управления, апелляционный суд установил следующее.
Согласно сведениям ЕГРЮЛ Общество зарегистрировано в качестве юридического лица 07.06.2012.
Решением единственного участника N 5 от 21.04.2022 принято решение добровольно ликвидировать Общество, ликвидатором назначен Чекусов С.В.
29.04.2022 в ЕГРЮЛ внесена запись о принятия юридическим лицом решения о ликвидации и назначении ликвидатора Общества (ГРН 2223901228923).
Сведения о начале процедуры ликвидации опубликованы в установленном порядке 22.04.2022 и 18.05.2022.
Решением единственного участника N 6 от 20.07.2022 утвержден промежуточный ликвидационный баланс, о чем также внесена запись регистрации.
Решением единственного участника N 7 от 22.08.2022 утвержден ликвидационный баланс, который в тот же день, вместе с заявлением и упрощенной формой бухгалтерского баланса представлены в регистрирующий орган.
Регистрирующим органом 24.08.2022 государственная регистрация ликвидации Общества приостановлена, на основании пункта 4.4 статьи 9 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" для проверки достоверности включаемых в ЕГРЮЛ сведений.
Как следует из решения от 24.08.2022, Обществом, по мнению налогового органа, не представлены сведения персонифицированного учета и сведения о страховых взносах на обязательное пенсионное страхование и страховом стаже в соответствии с подпунктами 1-8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
22.09.2022 решением Управления N 12360А отказано заявителю в ликвиадции в связи с тем, что:
- срок ликвидации Общества истек 22.09.2022;
- согласно сведениям, поступившим из Отдела камерального контроля НДС N 2 УФНС России Калининградской области Налогоплательщиком налоговая декларация по НДС за 3 квартал 2021 г. сдана с нарушением срока, будет составлен Акт по статье 119 НК РФ;
- от Отдела камерального контроля N 2 УФНС России по Калининградской области получена информация о том, что согласно представленным данным, за Обществом на отчетную дату отчетного периода числится кредиторская задолженность в размере 9 297 тыс. руб.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился в МИФНС по Северо-Западному Федеральному округу с жалобой.
Письмом от 19.10.2022 МИФНС по Северо-Западному Федеральному округу сообщило Обществу об оставлении жалобы без удовлетворения.
Общество, ссылаясь на то, что решение N 12360А от 22.09.2022 является незаконным, нарушает его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции пришел к выводу, что оспариваемое решение не соответствует нормам действующего законодательства о государственной регистрации и принято с нарушением Закона N 129-ФЗ.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания оспариваемого решения незаконным, заявитель должен доказать не только незаконность оспариваемого решения, но и нарушение этим решением своих прав.
Как следует из материалов дела 22.08.2022 ликвидатором Общества в Инспекцию, были представлены документы для государственной регистрации ликвидации организации, в том числе:
- заявление (уведомление) о ликвидации юридического лица по форме N 15016 (далее - Заявление по форме N Р15016);
- решение от 22.08.2022 N 7 единственного участника Общества об утверждении окончательного ликвидационного баланса;
- упрощенная форма бухгалтерского баланса (ОКУД 0710001) (далее -Ликвидационный баланс).
Представленному комплекту документов было присвоено вх. N 12360А.
Регистрирующим органом по результатам рассмотрения данных документов на основании подпунктов "а" и "х" пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) было принято решение об отказе в государственной регистрации по представленному комплекту документов за вх. N 12360А, в связи с отсутствием среди представленных для государственной регистрации документов ликвидационного баланса юридического лица, содержащего достоверные сведения о расчетах с кредиторами и истечения 22.09.2022 срока ликвидации организации.
В соответствии с пунктами 1, 4, 6 статьи 61 ГК РФ ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам; с момента принятия решения о ликвидации юридического лица срок исполнения его обязательств перед кредиторами считается наступившим; юридические лица, за исключением предусмотренных статьей 65 настоящего Кодекса юридических лиц, по решению суда могут быть признаны несостоятельными (банкротами) и ликвидированы в случаях и в порядке, которые предусмотрены законодательством о несостоятельности (банкротстве).
Согласно пункту 1 статьи 63 ГК РФ ликвидационная комиссия опубликовывает в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридического лица, сообщение о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами; этот срок не может быть менее двух месяцев с момента опубликования сообщения о ликвидации; ликвидационная комиссия принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также уведомляет в письменной форме кредиторов о ликвидации юридического лица.
В соответствии с пунктами 3-7 статьи 63 ГК РФ в случае возбуждения дела о несостоятельности (банкротстве) юридического лица его ликвидация, осуществляемая по правилам настоящего Кодекса, прекращается и ликвидационная комиссия уведомляет об этом всех известных ей кредиторов; требования кредиторов в случае прекращения ликвидации юридического лица при возбуждении дела о его несостоятельности (банкротстве) рассматриваются в порядке, установленном законодательством о несостоятельности (банкротстве); если имеющиеся у ликвидируемого юридического лица (кроме учреждений) денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица, на которое в соответствии с законом допускается обращение взыскания, с торгов, за исключением объектов стоимостью не более ста тысяч рублей (согласно утвержденному промежуточному ликвидационному балансу), для продажи которых проведение торгов не требуется; выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной статьей 64 настоящего Кодекса, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом со дня его утверждения; после завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица; в случаях, установленных законом, ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом; в случаях, если настоящим Кодексом предусмотрена субсидиарная ответственность собственника имущества учреждения или казенного предприятия по обязательствам этого учреждения или этого предприятия, при недостаточности у ликвидируемых учреждения или казенного предприятия имущества, на которое в соответствии с законом может быть обращено взыскание, кредиторы вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет собственника имущества этого учреждения или этого предприятия.
Согласно пп.2 п.5.1 ст.64 ГК РФ считаются погашенными при ликвидации юридического лица требования, не признанные ликвидационной комиссией, если кредиторы по таким требованиям не обращались с исками в суд.
Таким образом, из приведенных норм действующего законодательства следует недопустимость ликвидации юридического лица ликвидационной комиссией до окончательного расчета по долгам с кредиторами.
При таких обстоятельствах, является ошибочным вывод суда первой инстанции о том, что наличие у юридического лица задолженности перед кредиторами не является основанием, препятствующим исключению недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ при условии соблюдения соответствующей процедуры.
Представленная Обществом 07.09.2022 (per. N 1560993338) в Межрайонную ИФНС России N 9 по Калининградской области по телекоммуникационным каналам связи с электронной подписью Упрощенная бухгалтерская отчетность при реорганизации (ликвидации) (КПД 0710094) и представленный Обществом в регистрирующий орган 22.08.2022 (вх N 12360А) Ликвидационный баланс содержали информацию о наличии кредиторской задолженности у Общества в сумме 9 297 000 рублей.
Следовательно, Обществом не завершены расчеты с кредиторами.
Согласно пункту 6 статьи 63 ГК РФ ликвидационный баланс составляется ликвидационной комиссией и утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица, лишь после завершения расчетов с кредиторами.
Наличие в ликвидационном балансе ликвидируемого юридического лица сведений о неисполненных им обязательствах является основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации данного юридического лица, так как представление документов, содержащих недостоверные сведения, приравнивается к их непредставлению.
В соответствии с пунктом 1 статьи 63 ГК РФ ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке, и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации. Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.
При этом, ликвидационная комиссия (ликвидатор) обязана действовать добросовестно и разумно в интересах, как ликвидируемого юридического лица, так и его кредиторов.
Одной из основных целей процедуры ликвидации является возможность добровольного завершения расчетов со всеми кредиторами, а также необходимость инициирования процесса несостоятельности (банкротства) в случае отсутствия такой возможности.
Сведения о ликвидации заявителя, о порядке и сроке представления требований его кредиторами в силу статьи 63 ГК РФ опубликованы.
Учитывая изложенное, соблюдение процедуры ликвидации и обеспечение прав кредиторов является обязательным условием, без соблюдения которого, осуществление государственной регистрации ликвидации невозможно.
Исключение заявителя из ЕГРЮЛ при наличии нарушений порядка ликвидации не соответствует вышеприведенным нормам ГК РФ.
Представление ликвидационного баланса, не отражающего действительного имущественного положения ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами, следует рассматривать как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения, что в соответствии с подпунктом "а" пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ, является основанием для отказа в государственной регистрации.
Названная правовая позиция, изложена в постановлении Президиума ВАС Российской Федерации от 13.10.2011 N 7075/11.
На основании изложенного, Управлением правомерно сделан вывод о том, что Обществом не соблюден установленный законодательством РФ порядок проведения процедуры ликвидации Общества, а именно положений статей 63, 64 ГК РФ, статьи 21 Закона N 129-ФЗ, что является основанием для отказа в государственной регистрации на основании подпункта "х" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ.
Согласно ч.3 ст.201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При таких обстоятельствах, обжалуемое решение подлежит отмене с принятием судом апелляционной инстанции нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных требований.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 15.02.2023 по делу N А21-14523/2022 отменить.
В удовлетворении заявления отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.И. Пивцаев |
Судьи |
М.А. Ракчеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-14523/2022
Истец: ООО Ликвидатор "ОМСК шиппинг" Чекусов С.В.
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ