г. Владимир |
|
29 мая 2023 г. |
Дело N А43-39675/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 мая 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 мая 2023 года.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Кастальской М.Н.,
судей Гущиной А.М., Москвичевой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лазаревой Э.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Бубнова Александра Владимировича (ОГРНИП 322527500127604, ИНН 526100235268) на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 27.03.2023 по делу N А43-39675/2022, принятое по заявлению индивидуального предпринимателя Бубнова Александра Владимировича о признании недействительным отказа Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области
при участии:
от заявителя - не явился, извещен
от ответчика - не явился, извещен
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Нижегородской области обратился индивидуальный предприниматель Бубнов Александр Владимирович (далее по тексту - заявитель, ИП Бубнов А.В.) с заявлением о признании незаконным отказа Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области (далее - ответчик, Минимущество Нижегородской области) в предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка площадью 75 кв.м, расположенного по адресу: г. Нижний Новгород, Приокский р-н, пр. Гагарина, д. 121 Б, с видом разрешенного использования "для коммунального обслуживания", формализованный в письме от 26.09.2022 N Исх-326- 452171/22, обязании Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области в течение одного месяца по вступлению решения в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов индивидуального предпринимателя Бубнова А.В., приняв решение о предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка площадью 75 кв.м, расположенного по адресу: г. Нижний Новгород, Приокский р-н, пр. Гагарина, д. 121 Б, с видом разрешенного использования "для коммунального обслуживания".
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 27.03.2023 года в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Нижегородской области от 27 марта 2023 года по делу N А43-39675/2022 и принять по делу новый судебный акт.
С вынесенным решением ИП Бубнов А.В. не согласен, по причине того, что выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела, и в связи с недоказанностью имеющих значение для дела обстоятельствами, которые суд посчитал установленными.
В судебное заседание представители заявителя и ответчика не явились, о дате, времени и месте судебного заседания, извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения информации на сайте Первого арбитражного апелляционного суда.
В соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся представителей.
Законность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257 - 262, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Оценивая законность решения суда, апелляционная коллегия исходит из следующего.
Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном этим Кодексом.
Как следует из материалов дела, ИП Бубнову А.В. на праве собственности принадлежит теплотрасса с кадастровым номером 52:18:0080254:101, протяженностью 17-м (запись о государственной регистрации права от 11.09.2014 N 52-52-01/366/2014-674, проект теплотрассы).
20 сентября 2022 года ИП Бубнов А.В. обратился в Минимущество Нижегородской области с заявлением о предварительном согласовании предоставления на праве собственности земельного участка площадью 75 кв.м., по адресу: Нижегородская область, г.Нижний Новгород, Приокский район, пр.Гагарина, дом N 121Б, на котором расположена вышеуказанная теплотрасса.
Письмом N Исх-326-452171/22 от 26.09.2022 Минимущество Нижегородской области, сославшись на пункт 1.1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, отказало ИП Бубнову А.В. в предварительном согласовании предоставления на праве собственности испрашиваемого земельного участка, указав в качестве оснований возможность размещения теплотрассы на испрашиваемом земельном участке на основании сервитута.
Не согласившись с отказом Минимущества Нижегородской области, ИП Бубнов А.В. обратился в Арбитражный суд Нижегородской области с рассматриваемым заявлением.
В обоснование заявленного требования ИП Бубнов А.В. указывает на отсутствие у Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области правовых оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления в собственность спорного земельного участка, расположенного под принадлежащим заявителю на праве собственности объектом недвижимости - теплотрассой. Кроме того, заявитель отмечает на отсутствие указания в отказе Минимущества Нижегородской области на конкретный пункт статьи 39.16 Земельного кодекса РФ.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что теплотрасса является линейным объектом, следовательно, в рассматриваемом случае не подлежат применению нормы Земельного кодекса Российской Федерации, регулирующие порядок предоставления земельных участков в собственность, в связи с чем, оспариваемое решение Минимущества Нижегородской области соответствует требованиям пункта 1.1. статьи 39.20, пункта 1 статьи 39.23, пункта 19 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, а также не нарушает прав и законных интересов заявителя, не препятствует заявителю использовать принадлежащий ему объект (теплотрассу) в соответствии с допустимым правовым режимом использования земельного участка.
Апелляционная коллегия соглашается с выводами суда и не усматривает оснований для их переоценки.
В силу пункта 2 статьи 10 Земельного кодекса Российской Федерации субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в том числе на основании договора аренды или договора купли-продажи.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (статья 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 4 Закона Нижегородской области от 13.12.2005 N 192-З "О регулировании земельных отношений в Нижегородской области" и пункту 2 Постановления Правительства Нижегородской области от 10.02.2006 N 31 уполномоченным органом по управлению и распоряжению земельными ресурсами на территории Нижегородской области, а также по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, является Министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области.
Согласно части 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
В силу пункта 6 части 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статье 39.20 настоящего Кодекса.
Положениями статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации определены особенности предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на котором расположены здание, сооружение, частью 1 предусмотрено, что если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен статьей 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации.
Так, пунктами 2, 3 части 1 статьи 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что одним из этапов предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов является принятие уполномоченным органом на основании заявления гражданина или юридического лица решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".
В частях 1, 2 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации перечислены сведения, подлежащие указанию в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка, а также прилагаемые к заявлению документы.
В силу части 7 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на момент обращения с заявлением) в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа.
В соответствии с частью 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований: 1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса; 2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 15 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса; 3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.
В силу пункта 19 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации одним из оснований для принятия решения об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, является то, что предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается.
Согласно пункту 1.1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, не предоставляются в собственность или в аренду собственникам и иным правообладателям сооружений, которые могут размещаться на таких земельных участках на основании сервитута, публичного сервитута или в соответствии со статьей 39.36 настоящего Кодекса.
Сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством, а в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, с учетом особенностей, предусмотренных главой V.3 настоящего Кодекса (пункт 1 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.23 Земельного кодекса Российской Федерации соглашение об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается в случаях, установленных гражданским законодательством, настоящим Кодексом, другими федеральными законами, и, в частности, в случае размещения линейных объектов, сооружений связи, специальных информационных знаков и защитных сооружений, не препятствующих разрешенному использованию земельного участка.
Согласно пункту 10.1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации линейными объектами являются линии электропередачи, линии связи (в том числе линейн-окабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Таким образом, наличие права собственности на линейное сооружение не влечет возникновения у их правообладателей права на приобретение земельных участков в собственность или в аренду.
Нахождение линейного объекта на земельном участке лишь налагает на данные участки специальный режим пользования и устанавливает возможность обременения прав собственника земельного участка установлением сервитута.
В рассматриваемом случае, на испрашиваемом земельном участке площадью 75 кв.м по адресу: Нижегородская обл., г.Нижний Новгород, Приокский район, пр.Гагарина, д.121Б, расположена теплотрасса с кадастровым номером 52:18:0080254:101, протяженностью 17-м, принадлежащая предпринимателю.
Проектом теплотрассы установлено обеспечение централизованное теплоснабжение помещения N 17 площадью 557,5 кв.м в здании по адресу: г.Нижний Новгород, пр.Гагарина, д.121Б на нужды отопления и вентиляции. Система теплоснабжения 2-х трубная, зависимая, теплоносителем для отопления является вода с параметрами 130-70С. Прокладка трубопроводов теплосети принята надземной на высоких опорах.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что рассматриваемая теплотрасса является линейным объектом, в связи с чем оспариваемое решение Министерства соответствует требованиям пункта 1.1. статьи 39.20, пункта 1 статьи 39.23, пункта 19 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.
Повторно исследовав обстоятельства, имеющие значение для дела, оценив представленные в материалы дела доказательства с позиции статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применив нормы материального права, суд апелляционной инстанции приходит к аналогичному итоговому заключению о том, что требования заявителя удовлетворению не подлежат.
Все доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, свидетельствуют о несогласии с выводами суда, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда.
Несогласие заявителя с выводами суда, основанными на оценке доказательств, равно как и иное толкование норм законодательства, не свидетельствуют о наличии в принятом судебном акте существенных нарушений норм материального права, повлиявших на исход судебного разбирательства или допущенной судебной ошибке.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что Арбитражный суд Нижегородской области принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 176, 266, 267, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 27.03.2023 по делу N А43-39675/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Бубнова Александра Владимировича - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
М.Н. Кастальская |
Судьи |
А.М. Гущина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-39675/2022
Истец: ИП Бубнов Александр Владимирович
Ответчик: Министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области