г. Самара |
|
30 мая 2023 г. |
Дело N А72-11231/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 мая 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 мая 2023 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Копункина В.А., судей Митиной Е.А., Романенко С.Ш.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем с/з Николаевой А.Ю.,
без участия представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства,
рассмотрев в открытом судебном заседании, в помещении суда, в зале N 7, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Мираж" на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 13 марта 2023 года по делу N А72-11231/2022 по иску общества с ограниченной ответственностью "Мираж"
к Министерству природных ресурсов и экологии Ульяновской области
об обязании заключить дополнительное соглашение
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора:
- Федеральное агентство лесного хозяйства,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Мираж" обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с исковым заявлением к Министерству природы и цикличной экономики Ульяновской области, в котором просит обязать Министерство природы и цикличной экономики Ульяновской области внести изменения в договор аренды лесного участка для осуществления рекреационной деятельности N 1098 от 16.05.2022, заключенный между Министерством природы и цикличной экономики Ульяновской области и Обществом с ограниченной ответственностью "Мираж" (ИНН 7325103668) в условие об арендной плате, снизив ее размер до 91 656 руб. 20 коп. в год, в соответствии с приложением 5 к настоящему иску.
Определением Арбитражного суда Ульяновской области от 09.08.2022 исковое заявление принято к производству, назначено предварительное судебное заседание.
Указанным определением суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Федеральное агентство лесного хозяйства (ОГРН 1047796366298, ИНН 7705598840), г. Москва.
Определением Арбитражного суда Ульяновской области от 26.09.2022 суд удовлетворил ходатайство ответчика об изменении наименования, определил ответчиком по делу считать - Министерство природных ресурсов и экологии Ульяновской области (ОГРН 1187325014326, ИНН 7325161645).
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 13 марта 2023 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Общество с ограниченной ответственностью "Мираж" обратилось в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 13 марта 2023 года
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19 апреля 2023 года апелляционная жалоба принята к производству, судебное заседание назначено на 23 мая 2023 года.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
От ответчика поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы без участия представителя.
Суд, на основании ст.159 АПК удовлетворил поступившее от ответчика ходатайство.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе публично путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на официальных сайтах Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда и Верховного Суда Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, в связи с чем жалоба рассматривается в их отсутствие, в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов содержащихся в судебном акте, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 15.04.2016 Территориальным управлением Федерального агентств по управлению государственным имуществом в Ульяновской области (Арендодатель) и Обществом с ограниченной ответственностью "Мираж" (Арендатор) заключен договор N 206-2 на аренду недвижимого имущества, согласно которому Арендодатель передает по акту приема-передачи, а Арендатор принимает в аренду недвижимое имущество федеральной собственности, находящееся в собственности Российской Федерации, а именно: детский оздоровительный лагерь "Артек", площадью 2030, 9 кв.м., расположенный по адресу: Ульяновская область. Чердаклинский район, Ульяновский мехлесхоз, Чердаклинское лесничество, 9 квартал (РНФИ П12730000238, кадастровый N 73:21:020101:18:73:256:002:001727680), (далее - "Объект").
Площадь Объекта с учетом отсутствия спального корпуса 40 (лит. Е, е) составляет -1875,3 кв.м. Целевое назначение - спортивно - оздоровительный лагерь или туристическая база отдыха.
В соответствии с п. 1.2 договора срок аренды устанавливается на 120 месяцев.
ООО "Мираж" имеет лицензию на осуществление-образовательной деятельности N 3498 от 18.10.2021 и включено в Реестр организаций, отдыха детей и их оздоровления Ульяновской области (N 1 в реестре).
Истец 27.01.2022 обратился к ответчику с письмом о предоставлении в аренду лесного участка, примыкающего к территории ДОЛ "Артеково" и имеющего следующие основные характеристики: лесной участок площадью 6,3540 га, находится в собственности Российской Федерации, кадастровый номер 73:21:020101:662, категория земель - земли лесного фонда, местоположение: Ульяновская область, Ульяновское лесничество, Чердаклинское участковое лесничество, квартал 9, части выделов 3-9, Чердаклинское участковое лесничество, квартал -9, части выделов 3-9.
15.03.2022 на официальном сайте РФ https://torgi.gov.ru/ опубликовано Извещение о проведении аукциона в электронной форме с открытой формой подачи предложений о цене на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности N 150322/30285546/01), организатор аукциона и арендодатель -Министерство природы и цикличной экономики Ульяновской области. Электронная торговая площадка - http://www.sberbank-ast.ru.
Предмет аукциона: Право на заключение договора аренды лесного участка для осуществления рекреационной деятельности, имеющего следующие основные характеристики: лесной участок площадью 6,3540 га, находится в собственности Российской Федерации, кадастровый номер 73:21:020101:662, категория земель - земли лесного фонда, местоположение: Ульяновская область, Ульяновское лесничество, Чердаклинское участковое лесничество, квартал 9, части выделов 3-9, Чердаклинское участковое лесничество, квартал 9, части выделов 3-9. Срок действия договора - 48 лет 11 месяцев 30 дней с видом разрешенного использования - осуществление рекреационной деятельности.
Начальная цена предмета аукциона - 916561 (девятьсот шестнадцать тысяч пятьсот шестьдесят один) рубль 99 копеек.
Согласно протоколу от 30.05.2022 аукцион признан несостоявшимся. Ответчиком принято решение о заключении договора с единственным участником, принявшим участие в аукционе - ООО "Мираж".
Министерством природы и цикличной экономики Ульяновской области (в настоящем - Министерство природных ресурсов и экологии Ульяновской области, Арендодатель) и Обществом с ограниченной ответственностью "Мираж" (Арендатор) 16.06.2022 заключен договор аренды лесного участка для осуществления рекреационной деятельности N 1098, согласно п.1.1 которого Арендодатель на основании протокола о результатах аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, от 30.05.2022 N 1 обязуется предоставить, а Арендатор обязуется принять во временное пользование лесной участок, находящийся в федеральной собственности, определенный в пункте 1.2 настоящего договора (далее - лесной участок).
В соответствии с п.1.2 договора, лесной участок, предоставляемый по настоящему договору, имеет следующие характеристики: площадь: 6,3540 га; местоположение: Ульяновская область, Ульяновское лесничество, Чердаклинское участковое лесничество, квартал 9,части выделов 3-9, кадастровый номер лесного участка - 73:21:020101:662, категория защитности: леса, расположенные в лесопарковых зонах: квартал 9 части выделов 4,7,9, леса, расположенные в зеленых зонах: квартал 9 части выделов 3,5,6,8; вид разрешенного использования: осуществление рекреационной деятельности.
В соответствии с п.1.3 договора Арендатору передается лесной участок в целях использования лесов для осуществления рекреационной деятельности.
Согласно п. 1.4 договора, границы лесного участка указаны в схеме расположения лесного участка, предусмотренной приложением N 1 к настоящему договору.
Характеристики лесного участка на день заключения настоящего договора в соответствии с данными государственного лесного реестра приводятся в Приложении N 2 к настоящему договору.
В соответствии с п.2.1 договора арендная плата по договору составляет:
- 916 561 руб. 99 коп. в 2022 году, в том числе вносимая в федеральный бюджет - 916 561 руб. 99 коп. в год. С учетом количества календарных дней аренды лесного участка в 2022 году арендная плата составит: 916 561,99/365*205=514 781,39 руб.
- 954 126 руб. 01 коп. в 2023 году, и последующие года, в том числе вносимая в федеральный бюджет - 954 126 руб. 01 коп. в год.
Арендная плата определяется в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N50, ст. 5278; 2020, N 17, ст. 2725) на основе минимального размера арендной платы.
Расчет арендной платы приводится в Приложении N 3 к настоящему договору.
Согласно п.2.2 договора, размер арендной платы подлежит изменению в соответствии с коэффициентами к ставкам платы, установленным Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема, лесных- ресурсов и. ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 23, ст. 2787; 2020, N 2, ст. 205) для соответствующего года.
В соответствии с п.5.1 договора все изменения к настоящему договору оформляются в письменной форме и подписываются сторонами.
Согласно п.5.2 договора, внесение изменений в договор, заключенный по результатам аукциона, на основании соглашения сторон такого договора или по требованию одной из его сторон не допускается, за исключением случаев изменения целевого назначения или разрешенного использования лесов, существенного изменения параметров использования лесов (возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов) или существенного изменения обстоятельств, из которых стороны договора аренды лесного участка исходили при его заключении, если такое изменение обстоятельств возникло вследствие природных явлений (лесных пожаров, ветровалов, наводнений и других стихийных бедствий) и стало основанием для внесения изменений в государственный лесной реестр.
Срок действия настоящего договора устанавливается с даты государственной регистрации права аренды лесного участка и составляет 48 лет 11 месяцев 30 дней. (п.6.1 договора).
В Приложении N 3 к договору аренды лесного участка N 1098 от 16.06.2022 приведен расчет арендной платы по договору аренды лесного участка, заключенного в целях использования лесов для осуществления рекреационной деятельности:
"За 2022 год: 5,9540 га (площадь арендованного участка/* 8720,0 руб. (ставка платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, при осуществлении рекреационной деятельности для Ульяновской области) *2,0 (коэффициент, учитывающий категории защитных лесов и целевое назначение лесов - ОЗУ в защитных лесах) * 3,5 (коэффициент, учитывающий приближенность лесного участка к автомобильным дорогам общего пользования на расстояние: от 0 до 1 км включительно) * 1 (коэффициент, учитывающий площадь лесного участка: свыше 0,3 гектара) * 2,44 (коэффициент индексации к ставкам платы ж единицу площади лесного участка, установленный Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2019 N 1318) = 886774,47 руб.
0,4 га (площадь арендованного участка) * 8720,0 руб. (ставка платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, при осуществлении рекреационной деятельности для Ульяновской области) * 1,0 (коэффициент, учитывающий категории защитных лесов и целевое назначение лесов - леса расположенные в лесопарковых зонах) * 3,5 (коэффициент, учитывающий приближенность лесного участка к автомобильным дорогам общего пользования на расстояние: от 0 до 1 км включительно) * 1 (коэффициент, учитывающий площадь лесного участка: свыше 0,3 гектара)* 2,44 (коэффициент индексации к ставкам жаты за единицу площади лесного участка, установленный Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2019 N 1318) = 29787,52 руб.
Итого арендная плата; 886774,47 руб.+ 29787,52 руб. = 916561,99 руб.
С учетом количества календарных дней аренды лесного участка в 2022 году арендная плата составит: 916561,99/365*205=514781,39 руб.
За 2023 год: 5,95401 Га (площадь арендованного участка) * 8720,0 руб. (ставка платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральном собственности, при осуществлении рекреационной деятельности для Ульяновской области)* 2,0 (коэффициент, учитывающий категории защитных лесов и целевое назначение лесов - ОЗУ в защитных лесах) * 3,5 (коэффициент, учитывающий приближенность лесного участка к автомобильным дорогам общего пользования на расстояние: от 0 до 1 км включительно) * 1 (коэффициент, учитывающий площадь лесного участка: свыше 0,3 гектара)* 2,54 (коэффициент индексации к ставкам платы за единицу площади лесного участка, установленный Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2019 N 131) = 923117,69 руб.
0,4 га (площади арендованного участка) * 8720,0 руб. (ставка платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, при осуществлении рекреационной деятельности для Ульяновской области) * 1,0 (коэффициент, учитывающий категории защитных лесов и целевое назначение лесов - леса расположенные в лесопарковых зонах) * 3,5 (коэффициент, учитывающий приближенность лесного участка к автомобильным дорогам общего пользования на расстояние: от 0 да 1 км включительно) * 1 (коэффициент, учитывающий площадь лесного участка: свыше 0,3 гектара) * 2,54 (коэффициент индексации к ставкам платы за единицу площади лесного участка, установленный Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2019 N 1318) = 31008,32 руб.
Итого арендная плата: 923117,69 руб. + 31008,32 руб. = 954126,01 руб.
Примечание: При расчете минимальной арендной платы применялись ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310, а также коэффициенты индексации к ставкам платы установленные Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2019 N 1318.
Обосновывая заявленные требования, истец указал, что 01.06.2022, 16.06.2022 обращался к Ответчику с заявлениями об изменении цены договора, указывая на необходимость приведения ее в соответствие с Постановлением Правительства РФ от 22.05.2007 N 310 в связи с осуществлением ООО "Мираж" рекреационной деятельности, связанной с функционированием детских оздоровительных лагерей.
Кроме того, в адрес Ответчика направлено дополнительное соглашение к договору (с расчетами арендной платы).
В обоснование заявленных требований истец также указал, что на основании ст.ст. 73,94 Лесного кодекса РФ, Постановления Правительства РФ от 22.05.2007 N 310 при осуществлении рекреационной деятельности, связанной с функционированием детских оздоровительных лагерей, при определении арендной платы за аренду лесного участка устанавливается льготный коэффициент 0,1.
В связи с чем, истец просил обязать ответчика внести изменения в договор аренды лесного участка для осуществления рекреационной деятельности N 1098 от 16.05.2022, заключенный между Министерством природы и цикличной экономики Ульяновской области и Обществом с ограниченной ответственностью "Мираж" в условие об арендной плате, снизив ее размер до 91 656 руб. 20 коп. в год.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из следующего.
Согласно положениям статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (пункт 4 статьи 421 ГК РФ).
В соответствии с частью 2 статьи 3 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом, если иное не установлено данным Кодексом, другими федеральными законами.
К договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные ГК РФ, если иное не установлено настоящим Кодексом (часть 3 статьи 71 ЛК РФ).
Согласно пунктам 1 и 4 статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации, договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов в форме конкурса или аукциона. Договор заключается с лицом, выигравшим торги.
В силу пункта 1 статьи 78 Лесного кодекса Российской Федерации договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, договоры купли-продажи лесных насаждений заключаются по результатам аукционов, проводимых путем повышения начальной цены предмета аукциона.
Согласно пункту 1 статьи 424 Гражданского кодекса РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
Ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности".
Из приведенных нормативных положений следует, что минимальный размер арендной платы по договорам аренды лесных участков, определяемый в соответствии с правилами, предусмотренными в статье 73 ЛК РФ, относится к категории регулируемых цен, а потому арендная плата за пользование таким объектом должна устанавливаться с учетом применимой в соответствии с законодательством Российской Федерации ставки арендной платы, указанной в Постановлении N 310.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды", по смыслу пункта 4 статьи 447 ГК РФ по договору аренды государственного или муниципального имущества размер арендной платы, определяемый по результатам проведения торгов, не является регулируемым.
Исходя из этого, в тех случаях, когда по результатам торгов определяется ставка арендных платежей, уплачиваемых периодически (торги на повышение ставки арендной платы), регулируемая арендная плата не применяется.
Согласно пункту 1 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.
В соответствии с пунктом 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации изменение или расторжение договора по решению суда по требованию одной из сторон возможно только при существенном нарушении договора другой стороной или в иных случаях, предусмотренных Кодексом, другими законами или договором.
Согласно п. 1 ст. 451 Гражданского кодекса Российской Федерации существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа.
Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.
Пунктом 2 статьи 451 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что если стороны не достигли соглашения о приведении договора в соответствие с существенно изменившимися обстоятельствами, договор может быть изменен судом по требованию заинтересованной стороны по основаниям, предусмотренным пунктом 4 данной статьи, при одновременном наличии следующих условий:
1) в момент заключения договора стороны исходили из того, что такого изменения обстоятельств не произойдет;
2) изменение обстоятельств вызвано причинами, которые заинтересованная сторона не могла преодолеть после их возникновения при той степени заботливости и осмотрительности, какая от нее требовалась по характеру договора и условиям оборота;
3) исполнение договора без изменения его условий настолько нарушило бы соответствующее договору соотношение имущественных интересов сторон и повлекло бы для заинтересованной стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишилась бы того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора;
4) из обычаев делового оборота или существа договора не вытекает, что риск изменения обстоятельств несет заинтересованная сторона.
В силу пункта 4 статьи 451 Гражданского кодекса Российской Федерации, изменение договора в связи с существенным изменением обстоятельств допускается по решению суда в исключительных случаях, когда расторжение договора противоречит общественным интересам либо повлечет для сторон ущерб, значительно превышающий затраты, необходимые для исполнения договора на измененных судом условиях.
В соответствии с частью 2 статьи 74.1 ЛК РФ изменение условий договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенного по результатам торгов, не допускается, за исключением случаев изменения целевого назначения или разрешенного использования лесов, существенного изменения параметров использования лесов (возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов) или существенного изменения обстоятельств, из которых стороны договора аренды лесного участка исходили при его заключении, если такое изменение обстоятельств возникло вследствие природных явлений (лесных пожаров, ветровалов, наводнений и других стихийных бедствий) и стало основанием для внесения изменений в государственный лесной реестр.
Согласно части 3 статьи 74.1 ЛК РФ договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенный по результатам торгов, может быть изменен по решению суда в случае существенного изменения количественных и качественных характеристик такого лесного участка.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N310 при осуществлении рекреационной деятельности на лесном участке, находящемся в федеральной собственности, к ставкам применяется ряд поправочных коэффициентов, в том числе коэффициент, учитывающий предоставление лесного участка для детских оздоровительных лагерей, равный 0,1.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" под организацией отдыха детей и их оздоровления понимается организация сезонного действия или круглогодичного действия независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, основная деятельность которых направлена на реализацию услуг по обеспечению отдыха детей и их оздоровления (загородные лагеря отдыха и оздоровления детей, детские оздоровительные центры, базы и комплексы, детские оздоровительно-образовательные центры, специализированные (профильные) лагеря (спортивно-оздоровительные и другие лагеря), санаторно-оздоровительные детские лагеря и иные организации), и лагеря, организованные образовательными организациями, осуществляющими организацию отдыха и оздоровления обучающихся в каникулярное время (с круглосуточным или дневным пребыванием), а также детские лагеря труда и отдыха, детские лагеря палаточного типа, детские специализированные (профильные) лагеря, детские лагеря различной тематической направленности (оборонно-спортивные лагеря, туристические лагеря, эколого-биологические лагеря, творческие лагеря, историко-патриотические лагеря, технические лагеря, краеведческие и другие лагеря), созданные при организациях социального обслуживания, санаторно-курортных организациях, общественных организациях (объединениях) и иных организациях.
Исходя из буквального содержания подпункта "г" Примечания к Ставкам арендной платы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310, следует, что основанием для применения поправочных коэффициентов к размеру арендной платы является цель предоставления земельного участка: во-первых, участок должен быть предназначен для рекреационной деятельности, и во-вторых, для функционирования детских оздоровительных лагерей.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 29.05.2014 N 1021-О отметил, что часть 2 статьи 74 Лесного кодекса о недопустимости - при заключении договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по результатам аукциона - изменения условий аукциона на основании соглашения сторон такого договора или по требованию одной из его сторон, за исключением случая, предусмотренного частью 7 статьи 53.7 данного Кодекса, создает -наряду с другими законоположениями - необходимую правовую основу порядка предоставления в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и направлена на обеспечение баланса интересов и равноправия участников аукциона, защиту публичных интересов, а также на предотвращение злоупотреблений при предоставлении в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В постановлении от 17.12.2013 N 12157/13 Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации сформулировал правовой подход, согласно которому, исходя из целей проведения аукциона и положений части 2 статьи 74 Лесного кодекса недопустимо дальнейшее изменение арендной платы в сторону уменьшения, так как обратное приведет к нарушению прав иных участников аукциона, предлагавших меньшую сумму, чем победитель.
Аналогичный правовой подход сформулирован в определении Верховного Суда Российской Федерации определение от 12.01.2015 N 301-ЭС14-448.
Доказательства предоставления спорного лесного участка (кадастровый номер лесного участка - 73:21:020101:662) для детского оздоровительного лагеря в материалах дела отсутствуют.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к выводу, что поскольку аукцион на заключение договора аренды лесного участка должен проводится и минимальный (начальный) размер арендной платы должен определяться с учетом конкретного вида использования лесов, а предшествующая заключению договоров аренды публичная процедура (организация и проведение торгов) на иных условиях (с начальным размером арендной платы, рассчитанным с применением коэффициента, учитывающего предоставление лесного участка для детских оздоровительных лагерей, равного 0,1) не проводилась, заключением дополнительного соглашения могут быть нарушены права потенциальных участников аукциона, не принявших в нем участия только ввиду установления высокой начальной цены.
Суд первой инстанции указал, что представленные суду фотоматериалы и документы не подтверждают организацию детского оздоровительного лагеря на спорном лесном участке. Организация истцом туристических троп, мест отдыха не может свидетельствовать, что спорный лесной участок (кадастровый номер лесного участка - 73:21:020101:662) используется для детского оздоровительного лагеря.
Кроме того, в материалы дела не представлены доказательства, подтверждающие, что на момент заключения соглашения на спорном лесном участке существовал детский оздоровительный лагерь.
При этом суд первой инстанции отклонил доводы истца, о том, что в период проведения аукциона 27.04.2022 истец обращался к ответчику с заявлением о разъяснении аукционной документации по вопросу снижения размера арендной платы на основе применения коэффициента 0,1 ввиду осуществления ООО "Мираж" рекреационной деятельности, связанной с функционированием детских оздоровительных лагерей (ДОЛ "Туристическая деревня "Артеково").
Договор аренды лесного участка от 16.06.2022 N 1098 заключен на условиях предусмотренных аукционной документацией, в соответствии с которой коэффициент, учитывающий предоставление лесного участка для детских оздоровительных лагерей, равный 0,1, при расчете арендной платы не учитывался.
Результаты и порядок проведения аукциона участниками спора, а также иными заинтересованными лицами не оспаривались.
В нарушение ст.65 Арбитражного процессуального кодекса РФ доказательства изменения целевого назначения или разрешенного использования лесов, существенного изменения параметров использования лесов (возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов) или существенного изменения обстоятельств, из которых стороны договора аренды лесного участка исходили при его заключении, в материалы дела не представлены.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции исковые требования общества с ограниченной ответственностью "Мираж" оставил без удовлетворения.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, аналогичны доводам приведенным в суде первой инстанции. Указанным доводам была дана надлежащая оценка судом первой инстанции. Суд апелляционной инстанции соглашается с вышеуказанными обоснованными выводами суда первой инстанции.
В силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий (часть 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Заявителем жалобы не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые были бы не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта.
Доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, поскольку, не опровергая выводов суда, они сводятся исключительно к несогласию с оценкой установленных обстоятельств по делу, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Несогласие заявителя с выводами суда, иная оценка им фактических обстоятельств дела и иное толкование положений закона, не означают допущенной судом при рассмотрении дела ошибки и не подтверждают нарушений судом норм права, в связи с чем не имеется оснований для отмены судебного акта.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции считает, что арбитражным судом первой инстанции обстоятельства спора в данном конкретном случае исследованы всесторонне и полно, нормы материального и процессуального права применены правильно, выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Основания для переоценки обстоятельств, правильно установленных судом первой инстанции, у суда апелляционной инстанции отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, арбитражным апелляционным судом не установлено.
При изложенных обстоятельствах суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что оснований для отмены судебного акта по приведенным доводам жалобы и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 13 марта 2023 года по делу N А72-11231/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.А. Копункин |
Судьи |
Е.А. Митина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-11231/2022
Истец: ООО "МИРАЖ"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА