г. Киров |
|
31 мая 2023 г. |
Дело N А28-11323/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 мая 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 мая 2023 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Барьяхтар И.Ю.,
судей Бармина Д.Ю., Чернигиной Т.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Вахрушевой Р.В.,
при участии в судебном заседании представителя истца Назимовой Е.А., действующей на основании доверенности от 01.01.2023,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства лесного хозяйства Кировской области
на решение Арбитражного суда Кировской области от 16.03.2023 по делу N А28-11323/2022
по исковому заявлению Министерства лесного хозяйства Кировской области (ИНН: 4345164254, ОГРН: 1074345003963)
к обществу с ограниченной ответственностью "Ютекс" (ИНН 4339005993, ОГРН 1044304501230)
о расторжении договора аренды лесного участка от 28.01.2015 N 36-63, обязании передать по акту приема-передачи лесной участок и произвести снос объекта охотничьей инфраструктуры,
УСТАНОВИЛ:
министерство лесного хозяйства Кировской области (далее по тексту - истец, Министерство, заявитель) обратилось в суд с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Ютекс" (далее по тексту - ответчик, Общество) о расторжении договора аренды лесного участка от 28.01.2015 N 36-63, обязании передать по акту приема-передачи лесной участок и произвести снос объекта охотничьей инфраструктуры.
Решением Арбитражного суда Кировской области от 16.03.2023 в удовлетворении требований отказано.
Министерство с принятым решением суда не согласно, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Кировской области от 16.03.2023 по делу N А28-11323/2022 и принять по делу новый судебный акт о расторжении договора аренды с обществом с ограниченной ответственностью "Ютекс", обязании передать по акту приема-передачи лесной участок, понуждении произвести снос объекта охотничьей инфраструктуры по договору аренды лесных участков, находящихся в федеральной собственности, от 28.01.2015 N 36-63.
Заявитель, ссылаясь на выданные ему предписания от 06.09.2016 N 14/2016, от 29.07.2021 N 195-вдп, от 15.03.2022 N 219-вдп, указывает, что в нарушение требований части 2 статьи 72, статьи 92 Лесного кодекса Российской Федерации ответчик не произвел постановку лесных участков (частей лесных участков) на государственный кадастровый учет, не определил координаты характерных точек границ ранее учтенных лесных участков. Истец полагает, что невыполнение арендатором требований Министерства в части постановки на государственный кадастровый учет лесных участков в предоставленных границах является существенным нарушением условий договора аренды, действующего законодательства Российской Федерации и является основанием для досрочного расторжения договора. По мнению Министерства, Общество добровольно приняло на себя обязательства по договору аренды и, обладая всей необходимой информацией о конкретных лесных участках, в том числе об отсутствии их кадастрового учета на момент заключения договора, могло и должно было предвидеть последствия совершаемых действий, имело возможность принять необходимые меры по постановке лесных участков на кадастровый учет. Заявитель отмечает, что ответчик не оспаривает свою обязанность постановки лесных участков (частей лесных участков) на кадастровый учет, говорит об исполнении требований Министерства с нарушением установленных сроков, в очередной раз подтверждая свое намерение исполнить требования министерства, и просит отказать (или приостановить) судебный процесс на период согласования проектных документаций лесных участков расположенных на землях лесного фонда и последующего осуществления кадастрового учета недвижимого имущества в отношении лесных участков из состава земель.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 21.04.2023 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 22.04.2023 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. На основании указанной нормы стороны надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
В судебном заседании представитель истца поддержал заявленные в апелляционной жалобе доводы.
Ответчик отзыв на апелляционную жалобу не представил, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечил, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителя ответчика.
Законность решения Арбитражного суда Кировской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 28.01.2015 между истцом (арендодатель) и ответчиком (арендатор) на основании распоряжения от 29.12.2014 N 663 "О предоставлении лесных участков в аренду" заключен договор аренды лесных участков, находящихся в федеральной собственности, N 36-63 (далее по тексту - договор аренды), общей площадью 5392 га, в том числе:
лесной участок N 1, местоположение: Кировская область, Яранский район, Яранское лесничество, Яранское участковое лесничество, кварталы N 48-50, 54, 55, Яранское сельское участковое лесничество, квартал N 88, является частью лесного участка с условным номером 43-43-01/591/2011-098;
лесной участок N 2, местоположение: Кировская область, Яранский район, Яранское лесничество, Яранское участковое лесничество, кварталы N 52, 53, 64, 69, является частью лесного участка с условным номером 43-43-01/429/2014-029;
лесной участок N 3, местоположение: Кировская область, Яранский район, Яранское лесничество, Яранское участковое лесничество, кварталы N 51, 56, 57, 59-63, 65-68, 70, условный номер 43-43-01/429/2014-028;
лесной участок N 4, местоположение: Кировская область, Яранский район, Яранское лесничество, Яранское сельское участковое лесничество, кварталы N 67, 68, является частью лесного участка с условным номером 43-43-01/477/2014-085;
лесной участок N 5, местоположение: Кировская область, Яранский район, Яранское лесничество, Яранское сельское участковое лесничество, кварталы N 78-80, условный номер 43-43-01/275/2008-132;
лесной участок N 6, местоположение: Кировская область, Яранский район, Яранское лесничество, Яранское сельское участковое лесничество, квартал N 87, является частью лесного участка с условным номером 43-43-01/275/2008-135;
лесной участок N 7, местоположение: Кировская область, Яранский район, Яранское лесничество, Яранское сельское участковое лесничество, квартал N 26, является частью лесного участка с условным номером 43-43-01/275/2008-138.
В соответствии с пунктом 4 договора аренды арендатору передаются лесные участки для видов использования и в объемах согласно приложению N 3 к договору аренды. Согласно приложению N 3 к договору аренды лесные участки предоставлены в целях осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства.
Договор аренды зарегистрирован в установленном законом порядке.
Срок действия договора устанавливается до 03.06.2062 с даты его государственной регистрации (пункт 25 договора аренды).
Лесные участки переданы арендатору по акту приема-передачи, подписанному представителями сторон договора (приложение N 5 к договору аренды).
Согласно проекту освоения лесов, получившему положительное заключение государственной экспертизы (распоряжение министерства от 24.08.2020 N 403), по договору аренды в лесотаксационных выделах N 50, 62 лесного квартала N 67 Яранского участкового лесничества и в лесотаксационном выделе N 9 лесного квартала N 78 Яранского сельского участкового лесничества расположен объект охотничьей инфраструктуры - охотничья база Общества.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 23 договора аренды по требованию арендодателя договор может быть расторгнут по решению суда в случае нарушения арендатором требований законодательства и условий настоящего договора, в том числе систематического (более двух раз) нарушения арендатором лесного законодательства Российской Федерации и (или) нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих лесные отношения.
По результатам проведенных Федеральным агентством лесного хозяйства проверок истцу выданы предписания от 06.09.2016 N 14/2016, от 29.07.2021 N 195-вдп, от 15.03.2022 N 219-вдп, согласно которым истцу необходимо обеспечить устранение нарушений, допущенных при предоставлении лесных участков в аренду: по договору от 28.01.2015 N 36-63 в аренду предоставлен лесной участок без проведения государственного кадастрового учета.
Истцом в адрес ответчика была направлена претензия от 28.01.2022 N 440-58-04-13 с требованием поставить на государственный кадастровый учет лесные участки в предоставленных границах в срок до 25.07.2022, также в претензии указано, что в случае неисполнения указанного требования в установленный срок истцом будет направлено в суд заявление о расторжении договора аренды. Ответ на претензию в адрес истца не поступил, требования истца ответчиком не исполнены.
Неисполнение претензии послужило основанием для обращения истца в Арбитражный суд Кировской области с иском по настоящему делу.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя истца, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда, исходя из нижеследующего.
В силу положений статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают, в том числе из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
В соответствии со статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
Согласно части 4 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации (здесь и далее - в редакции, действовавшей в спорный период) к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 2 статьи 72 Лесного кодекса Российской Федерации объектом аренды могут быть только лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и прошедшие государственный кадастровый учет.
В рамках настоящего дела истцом заявлены требования о расторжении договора аренды лесного участка, об обязании передать по акту приема-передачи лесной участок и произвести снос объекта охотничьей инфраструктуры. В обосновании заявленных требований Министерство указывает, что ответчик не произвел постановку лесных участков (частей лесных участков) на государственный кадастровый учет, не определил координаты характерных точек границ ранее учтенных лесных участков.
Заявитель ссылается на выданные ему по результатам проведенных Федеральным агентством лесного хозяйства проверок предписания от 06.09.2016 N 14/2016, от 29.07.2021 N 195-вдп, от 15.03.2022 N 219-вдп, согласно которым Министерству необходимо обеспечить устранение нарушений, допущенных при предоставлении лесных участков в аренду (по договору от 28.01.2015 N 36-63 в аренду предоставлен лесной участок без проведения государственного кадастрового учета).
В соответствии с подпунктом "в" пункта 23 заключенного сторонами договора аренды по требованию арендодателя договор может быть расторгнут по решению суда в случае нарушения арендатором требований законодательства и условий настоящего договора, в том числе систематического (более двух раз) нарушения арендатором лесного законодательства Российской Федерации и (или) нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих лесные отношения.
Пунктом 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только при существенном нарушении договора другой стороной, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором. Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что могла рассчитывать при заключении договора.
Статьей 619 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по требованию арендодателя договор аренды может быть досрочно расторгнут судом в случаях, когда арендатор пользуется имуществом (лесным участком) с существенным нарушением условий договора или назначения имущества либо с неоднократными нарушениями; существенно ухудшает имущество (лесной участок); более двух раз подряд по истечении установленного договором срока платежа не вносит арендную плату.
Исходя из системного толкования приведенных норм расторжение договора, влекущее такие серьезные последствия для сторон, как прекращение правоотношений, является крайней мерой, применяемой к недобросовестному контрагенту в случае, когда все другие средства воздействия исчерпаны и сохранение договорных отношений становится нецелесообразным и невыгодным для другой стороны.
Как указывалось выше, обосновывая заявленные требования, истец ссылается на предписания, адресованные непосредственно Министерству; какого-либо нормативного обоснования, подтверждающего его позицию о том, что соответствующие действия по постановке на государственный кадастровый учет лесных участков должны предприниматься именно арендатором, не приведено.
Статья 92 Лесного кодекса Российской Федерации предусматривает, что государственный кадастровый учет лесных участков и государственная регистрация прав на лесные участки, ограничений прав на лесные участки, обременении лесных участков осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее также - Закон N 218-ФЗ) участниками отношений, возникающих при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, являются собственники недвижимого имущества и обладатели иных подлежащих государственной регистрации прав на него, другие лица в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях, в том числе граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, российские и иностранные юридические лица, международные организации, Союзное государство, иностранные государства, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, кадастровые инженеры, нотариусы, судебные приставы-исполнители, с одной стороны, и орган регистрации прав - с другой.
Нормы статьи 15 Закона N 218-ФЗ также не содержат указаний на то, что кадастровый учет может осуществляться исключительно арендатором земельного (лесного) участка.
Таким образом, из приведенных норм права напрямую не следует, что кадастровый учет лесных участков должен осуществляться арендаторами лесных участков; в рассматриваемом договоре аренды соответствующая обязанность на какую-либо из сторон прямо не возложена.
При таких обстоятельствах осуществление соответствующих действий по кадастровому учету может производиться любой из сторон договора; каких-либо определенных соглашений по спорному вопросу сторонами достигнуто не было.
Исходя из этого, верными являются выводы суда первой инстанции о том, что истцом не доказано, что ответчик, не исполнив требование арендодателя о постановке на кадастровый учет арендуемых лесных участком (частей лесных участков), нарушает условия договора аренды или нормы действующего законодательства.
Само по себе согласие Общества осуществить действия по постановке на кадастровый учет лесных участков, на которых расположены объекты охотничьей инфраструктуры, не свидетельствует о том, что ответчик признал за собой обязанность по осуществлению кадастрового учета всех лесных участков, которыми он владеет на основании спорного договора аренды; соответствующие ссылки истца не могут быть приняты во внимание в подтверждение его доводов о согласии ответчика с предъявленными требованиями.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции, не установив нарушения арендатором условий договора, обоснованно отказал в удовлетворении требований истца.
Таким образом, судом первой инстанции вынесено законное и обоснованное решение, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы по приведенным в ней доводам не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кировской области от 16.03.2023 по делу N А28-11323/2022 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства лесного хозяйства Кировской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Кировской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
И.Ю. Барьяхтар |
Судьи |
Д.Ю. Бармин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А28-11323/2022
Истец: Министерство лесного хозяйства Кировской области
Ответчик: ООО "Ютекс"