г. Санкт-Петербург |
|
31 мая 2023 г. |
Дело N А56-80209/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 мая 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 мая 2023 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Смирновой Я.Г.
судей Богдановской Г.Н., Жуковой Т.В.
при ведении протокола судебного заседания: Шалагиновой Д.С.
при участии согласнопроткола судебного заседания от 30.05.2023
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-9207/2023) ООО "УК "Технология Комфорта" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.03.2023 по делу N А56-80209/2022, принятое
по иску акционерного общества "Управляющая компания по обращению с отходами в Ленинградской области"
к обществу с ограниченной ответственностью "УК" Технология комфорта"
о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Управляющая компания по обращению с отходами в Ленинградской области" (далее - Компания) обратилось в Арбитражный суд городам Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, к обществу с ограниченной ответственностью "УК" Технология Комфорта" (далее - Общество) о взыскании 851 549, 74 руб. долга за период с 01.02.2022 по 31.12.2022.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.03.2023 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной жалобе Общество, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального права, просит решение отменить, в иске отказать.
Ответчик, извещенный о времени и месте судебного заседания в соответствии со статьей 123, абзацем 2 части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса РФ с учетом пункта 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации", в судебное заседание не явились.
В соответствии с пунктом 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 24.04.2018 между АО "Управляющая компания по обращению с отходами в Ленинградской области" и субъектом Российской Федерации Ленинградская область, в лице Управления Ленинградской области по организации и контролю деятельности по обращению с отходами заключено соглашение об организации деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории зоны деятельности "Ленинградская область" (далее - Соглашение).
В соответствии с Соглашением (в редакции дополнительных соглашений N 1 от 20.12.2018, N 2 от 05.03.2019 и N 3 от 21.08.2019) Региональный оператор приступил к деятельности по обращению с ТКО на территории Всеволожского района Ленинградской области с 01.10.2019.
Между АО "Управляющая компания по обращению с отходами в Ленинградской области" и ООО "УК" Технология Комфорта" подписан договор 341Ж/18 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в Ленинградской области от 01.02.2021 (далее - договор), согласно которому Региональный оператор обязуется принимать ТКО в объеме и в местах, которые определены в договоре, и обеспечить их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а Потребитель обязуется оплачивать услуги Регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу Регионального оператора, в порядке и сроки, предусмотренные договором.
Разделом 3 договора установлены сроки и порядок оплаты.
В соответствии с пунктом 3.1 договора, под расчетным периодом по договору понимается 1 (один) календарный месяц. Стоимость услуг по договору рассчитывается из утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу Регионального оператора, на основании действующих правил для расчета стоимости услуги Регионального оператора, а также с учетом данных о площади жилых помещений в многоквартирных домах, находящихся в управлении Потребителя.
В соответствии с пунктом 3.6 договора, потребитель ежемесячно в полном объёме, в безналичной форме оплачивает оказанные Региональным оператором по договору услуги в срок, не позднее 20 (двадцатого) числа, следующего за отчетным.
Компанией обязательства по договору исполнены в полном объеме, что подтверждается актами оказанных услуг за период с 01.02.2022 по 30.06.2022.
Акты оказанных услуг и счета на оплату регулярно направлялись Обществу, что подтверждается трек-номерами регистрируемых почтовых отправлений: 80081070154653, 80102969613379, 80081572318676, 80101472000300, 80081274502335.
Задолженность Общества перед Компанией за период с 01.02.2022 по 31.12.2022 составила 851 549, 74 руб.
В целях досудебного урегулирования спора в адрес Общества направлена досудебная претензия N УК-13795-06/22 от 23.06.2022 с требованием о погашении задолженности, которая оставлена без удовлетворения, что и послужило поводом для обращения Компании в арбитражный суд с соответствующим иском.
Суд первой инстанции иск удовлетворил.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения по доводам ответчика.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления определены Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) и Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156).
В соответствии со статьей 24.6 Закона N 89-ФЗ сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами. Региональный оператор по обращению с ТКО (далее - региональный оператор) - оператор по обращению с ТКО - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с собственником ТКО, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора (статья 1 Закона N 89-ФЗ).
Таким образом, обращение с ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с ТКО, и территориальной схемой обращения с отходами (далее - схема обращения с отходами) на основании договоров на оказание услуг по обращению с ТКО, заключенных с потребителями.
Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО осуществляются в соответствии с правилами обращения с ТКО, утвержденными Правительством Российской Федерации (ст. 24.6 Закона N 89-ФЗ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ по договору на оказание услуг по обращению с ТКО региональный оператор обязуется принимать ТКО в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник ТКО обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Согласно пункту 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации.
Договор на оказание услуг по обращению с ТКО может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями. Форма Типового договора утверждена Правилами N 1156.
Пунктом 8 (4) Правил N 1156 предусмотрено, что основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является заявка потребителя либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с пунктом 8 (11) Правил N 1156 потребитель в течение 15 рабочих дней со дня поступления двух экземпляров проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан их подписать и направить один экземпляр договора региональному оператору либо направить мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации.
Согласно пункту 8 (2) Правил N 1156 в случае, если по истечении 15 рабочих дней со дня поступления потребителю от регионального оператора проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами потребитель не представил подписанный экземпляр договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами либо мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8 (10) Правил N 1156.
В случае если разногласия по проекту договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами не урегулированы или региональный оператор не направит указанный проект договора с учетом урегулированных разногласий в срок, предусмотренный пунктом 8 (14) Правил N 1156, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8 (10) Правил N 1156.
Принимая во внимание приведенные нормы, договор между сторонами считается заключенным на условиях типового договора.
01.02.2021 Обществом был подписан Договор N 341Ж/18 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Согласно пункту 10.1, договор считается заключенным с даты подписания его сторонами, распространяет действие на правоотношения сторон по фактическому оказанию услуг с 01.02.2021 и заключен на период наделения АО "УК по обращению с отходами в Ленинградской области" статусом регионального оператора.
Указанный пункт договора дублирует норму Постановления Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156, согласно которой до момента подписания договора между сторонами услуга оказывается Компанией в соответствии с условиями типового договора, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами".
Так, в соответствии с п.8 (18) Постановления Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156, до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора.
Пунктом 10.1 договора стороны подтвердили, что днем фактического начала оказания услуг по обращению с ТКО Компанией является 01.02.2021.
Истец, как Региональный оператор, вывозит ТКО со всех контейнерных площадок, с 01.02.2021.
Доказательств того, что в 2022 году услуги оказаны иным лицом, Обществом не представлено.
По смыслу раздела 1(1) Правил N 1156 отсутствие доказательств фактического оказания услуг региональным оператором не является препятствием к удовлетворению иска о взыскании требуемой платы, если собственник ТКО в этот период не требовал исполнения, инициатива вступления в обязательство по обращению с ТКО, а также его исполнению должна исходить от собственника ТКО. Равным образом, именно собственник ТКО инициирует необходимость заезда машины регионального оператора на свою площадку. Если такая инициатива не проявлена, то это, во-первых, не освобождает собственника ТКО от внесения оплаты региональному оператору, во-вторых, также и не свидетельствует о неоказании услуг региональным оператором, а, напротив, может говорить о неконтролируемом вывозе собственником своих ТКО на общедоступные площадки (в контейнеры) иных лиц, откуда ТКО попадают к региональному оператору иным путем.
С учетом установленной договором и типовым договором, утвержденным Правилами N 1156, обязанности по оплате услуг регионального оператора не является основанием для освобождения собственника ТКО от этой обязанности и факт заключения им договора на обращение с ТКО (либо входящих в этот термин одного или нескольких видов деятельности) с лицом, не являющимся региональным оператором, а также факт исполнения таким лицом обязанностей по указанному договору.
Следует также отметить, что в пункте 7.1 договора определен порядок фиксации нарушений региональным оператором обязательств по договору.
Доказательств соблюдения Обществом порядка фиксации нарушения региональным оператором обязательств по договору, последнее не представило.
Согласно Правилам N 1156 потребители осуществляют складирование ТКО в местах (площадках) накопления ТКО, определенных договором на оказание услуг по обращению с ТКО, в соответствии со схемой обращения с отходами.
Из норм действующего законодательства следует обязанность потребителя, то есть фактически любого юридического лица (учитывая презумпцию осуществления деятельности, объективно приводящей к образованию ТКО), осуществлять обращение с ТКО исключительно посредством услуг регионального оператора.
Подобный подход, закрепленный законодательно, является обязательным как для потребителя (в данном случае ответчика), так и для регионального оператора.
При указанных обстоятельствах, факт надлежащего оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами подтвержден материалами дела, доказательств погашения взыскиваемой истцом задолженности ответчиком не представлено.
С учетом изложенного, доводы подателя жалобы не опровергают правомерности выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, в связи с чем не могут служить основанием для отмены состоявшегося судебного акта.
Суд первой инстанции установил все фактические обстоятельства и исследовал доказательства, представленные сторонами по делу, правильно применил нормы материального права. Обстоятельства, установленные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в качестве оснований для отмены либо изменения судебного акта, апелляционным судом не установлены.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.03.2023 по делу N А56-80209/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Я.Г. Смирнова |
Судьи |
Г.Н. Богдановская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-80209/2022
Истец: АО "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ ПО ОБРАЩЕНИЮ С ОТХОДАМИ В ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ"
Ответчик: ООО "УК" ТЕХНОЛОГИЯ КОМФОРТА"