г. Москва |
|
31 мая 2023 г. |
Дело N А40-257011/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 мая 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 мая 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лепихина Д.Е.,
судей: |
Кочешковой М.В., Суминой О.С., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Аверьяновой К.К., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Центральной акцизной таможни
на решение Арбитражного суда города Москвы от 21.02.2023 по делу N А40-257011/22,
по заявлению Центральной акцизной таможни
к АО "Бетон 740"
о взыскании задолженности
при участии:
от истца: |
не явился, извещен; |
от ответчика: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
Центральная акцизная таможня (далее также - таможня, ЦАТ) обратилась в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением к Акционерному обществу "Бетон 740" (далее также - Общество, АО "Бетон 740") о взыскании суммы неуплаченного утилизационного сбора в размере 1 518 000 руб., суммы неустойки в размере 43 656, 31 руб., а также неустойки за каждый календарный день просрочки исполнения обязательств по уплате утилизационного сбора до момента фактического исполнения денежного обязательства.
Решением суда первой инстанции от 21.02.2023 в удовлетворении требований Центральной акцизной таможни отказано в полном объеме.
Таможня с указанным решением не согласилась и обратилась в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение отменить по изложенным в жалобе основаниям и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Представители сторон, извещенных о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явились. В соответствии со ст.156 АПК РФ дело рассмотрено без их участия.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст.ст.266, 268 АПК РФ.
Апелляционный суд, изучив доводы жалобы, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, считает, что оспариваемое решение подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела, по ДТ N N 10009100/010722/3072369, 10009100/150722/3078164 Общество задекларировало и поместило под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления самоходные машины.
При этом документы для осуществления взимания утилизационного сбора, предусмотренные п.11 Правил взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора, утв. постановлением Правительства РФ от 06.02.2016 N 81 "Об утилизационном сборе в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее также - Правила), Общество на Акцизный специализированный таможенный пост (центр электронного декларирования) не представило
Руководствуясь п.17 Правил, таможня проинформировала плательщика о необходимости уплаты утилизационного сбора и его сумме с указанием оснований для доначисления утилизационного сбора письмами от 29.07.2022 N 13-12/18878, от 12.08.2022 N 13-12/20027 "О задолженности по уплате утилизационного сбора".
Согласно отчетам об отслеживании отправлений с почтовыми идентификаторами 80102374367393, 80093775914074 указанные выше письма получены адресатом 23.08.2022.
Весте с тем утилизационный сбор Обществом не уплачен, в связи с чем таможня на основании п.17 Правил обратилась с настоящим заявлением в Арбитражный суд города Москвы.
Базовая ставка для расчета утилизационного сбора составляет 172 500 руб.
В соответствии с расчетом общая сумма подлежащего уплате Обществом утилизационного сбора составляет 1 518 000 руб.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Как следует из содержания положений ст.ст.65, 67, 68 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, определяются арбитражным судом на основании требований и возражений лиц, участвующих в деле, в соответствии с подлежащими применению нормами материального права.
Согласно ст.71 АПК РФ при рассмотрении спора суд должен дать оценку доводам сторон на основе всестороннего, полного, объективного и непосредственного исследования имеющихся в деле доказательств, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Как обоснованно отметил суд в своем решении, бетонораспределительная машина модель SPEEDY 4 МЗ S/N 1530 является оборудованием, единственной функцией которой является перевозка бетонной смеси от бетоносмесительного узла в форму, где он распределяется с помощью шнека, на территории завода по производству бетонных и железобетонных изделий, обладает такими отличительными особенностями, как передний поворотный желоб, бункер 4м3 для бетонной смеси, насос для подачи бетона, шнековый конвейер для выдачи бетонной смеси.
Основным критерием при определении коэффициента расчета размера утилизационного сбора является код единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС).
При этом вид (категория) машин "X. Машины для содержания дорог, за исключением машин для содержания дорог, созданных на базе шасси колесных транспортных средств" остался без изменений, код ТН ВЭД ЕАЭС 8479 10 000 0 ассоциирован только с данным видом машин.
Бетонораспределительные машины, классифицируемые по указанному коду ТН ВЭД ЕАС, в Перечень видов и категорий самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора, утв. постановлением Правительства РФ от 06.02.2016 N 81 "Об утилизационном сборе в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее также - Перечень), не включены.
При этом необходимо отметить, что назначение Перечня и ТН ВЭД ЕАЭС принципиально разное и отличается как по смыслу, так и по содержанию.
Структурно Перечень видов и категорий состоит из трех основных разделов: "Идентификационный код", "Виды и категории самоходных машин и прицепов к ним" и "Коэффициент расчета размера утилизационного сбора".
Примечание (сноска) 4 к Перечню относится к разделу "коэффициент расчета размера утилизационного сбора" и не определяет "виды и категории самоходных машин и прицепов к ним", а лишь уточняет.
В Примечании (сноска) 4 к Перечню указано, что размер утилизационного сбора на категорию (вид) самоходной машины и прицепа к ней равен произведению базовой ставки и коэффициента, предусмотренного для конкретной позиции.
Как было указано выше, основным критерием при определении коэффициента расчета размера утилизационного сбора является код ТН ВЭД ЕАЭС.
При этом некоторые коды ТН ВЭД ЕАЭС, приведенные в Перечне, относятся к различным видам и категориям самоходных машин.
Под кодами ТН ВЭД ЕАЭС 8705 и 8479 10 000 0 классифицируются широкие группы видов и категорий самоходных машин и оборудования: "моторные транспортные средства специального назначения (например, автомобили грузовые аварийные, автокраны, пожарные транспортные средства, автобетономешалки, автомобили для уборки дорог, поливомоечные автомобили, автомастерские, автомобили с рентгеновскими установками), кроме используемых для перевозки пассажиров или грузов" и "оборудование для общественных работ, строительства или других аналогичных работ".
Из этой группы самоходных машин в Перечень включены только "машины для содержания дорог, за исключением машин для содержания дорог, созданных на базе шасси колесных транспортных средств (классифицируемые по кодам 8705, 8479 10 000 0)".
Обобщенный вид (категория) "самоходные машины", как указано в письме ФТС России N 05-13/76959 от 10.12.2018, либо "оборудование для общественных работ, строительства или других аналогичных работ" в Перечне отсутствуют.
Все позиции Перечня (виды и категории) конкретизированы и имеют такие определения, которые исключают какие-либо абстрактные формулировки.
При решении вопроса об отнесении товара к Перечню помимо кода ТН ВЭД ЕАЭС необходимо учитывать реальные физические характеристики товара, в том числе вид и категорию транспортного средства, самоходной машины или прицепа.
Таким образом, как обоснованно отметил суд в своем решении, код ТН ВЭД ЕАЭС в Перечне является критерием для расчета суммы утилизационного сбора только в отношении тех видов и категорий самоходных машин, которые включены в Перечень и имеют одновременно следующие характеристики: (1) Машины предназначены для содержания дорог; (2) Машины не созданы на базе шасси колесных транспортных средств; (3) Машины классифицированы по кодам ТН ВЭД ЕАЭС 8705, 8479 10 000 0.
В соответствии с п.5 ст.24.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" при установлении размера утилизационного сбора учитываются год выпуска транспортного средства, его масса и другие физические характеристики, оказывающие влияние на затраты в связи с осуществлением деятельности по обращению с отходами, образовавшимися в результате утраты таким транспортным средством своих потребительских свойств.
Следовательно, товар является объектом обложения утилизационным сбором в том случае, если в отношении ввозимого товара выполняется совокупность условий, предусмотренных как п.1, так и п.5 ст.24.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ.
Таким образом, при определении того, подлежит ли в отношении ввезенного товара уплате утилизационный сбор, отсутствуют основания не учитывать установленные в Перечне физические характеристики товара, в том числе вид и категорию самоходной машины, а также ее назначение.
Товар, ввезенный Обществом, под указанную категорию не подпадает, поскольку код ТН ВЭД ЕАЭС не является единственным критерием, который определяет отнесение товара к Перечню, но влияет на определение конкретной ставки утилизационного сбора в отношении товаров, включенных в Перечень, особенно в случае отнесения товара к нескольким позициям.
В том случае, если самоходная машина и классифицирована по коду ТН ВЭД ЕАЭС 8479 10 000 0, указанному в Перечне, но по своим характеристикам и назначению не относится к машинам для содержания дорог, то ее нельзя считать включенной в Перечень и облагать утилизационным сбором.
Включение в раздел X Перечня машин для содержания дорог, классифицируемых по коду ТН ВЭД ЕАЭС 8479 10 000 0, не является основанием для уплаты утилизационного сбора "по аналогии" в отношении других самоходных машин, которые также классифицированы по коду данному ТН ВЭД ЕАЭС, но не предназначены для содержания дорог.
На основании постановления Правительства РФ от 15.05.1995 N 460 "О введении паспортов на самоходные машины и другие виды техники в Российской Федерации" наличие паспортов самоходных машин является обязательным условием для регистрации этих машин и допуска их к эксплуатации (п.1). Указанные паспорта выдаются, в том числе таможенными органами Российской Федерации при ввозе техники на территорию Российской Федерации (п.2).
В настоящем случае паспорт самоходной машины на ввезенную Обществом технику не выдавался.
Следовательно, ввезенная Обществом машина представляет собой бетонораспределительную машину, используемую исключительно на территории заводов по производстве бетонных и железобетонных конструкций.
При решении вопроса об отнесении товара к Перечню, помимо кода ТН ВЭД, необходимо учитывать реальные физические характеристики товара, в том числе вид и категорию транспортного средства, самоходной машины или прицепа.
Таким образом, если оборудование и классифицировано по коду ТН ВЭД ЕАЭС 8479 10 000 0, указанному в Перечне, но по своим характеристикам и назначению не относится к машинам для содержания дорог, а также не относится к иным видам самоходных машин, указанным в Перечне, то есть не соответствует иным, помимо кода ТН ВЭД ЕАЭС, характеристикам, установленным в названном Перечне, то ее нельзя считать включенной в Перечень и облагать утилизационным сбором.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о неправомерности возложения обязанности по уплате утилизационного сбора в отношении колесного транспортного средства, самоходной машины, прицепа, которые по своим физическим характеристикам не относятся ни к одному из видов и категорий, поименованных в Перечне.
При таких обстоятельствах представляется законным и обоснованным вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных истцом требований в полном объеме.
Доводы, изложенные в обоснование позиции сторон, исследованы судом и им дана правильная оценка.
Правовых оснований для переоценки выводов суда первой инстанции апелляционный суд в порядке ч.1 ст.268 АПК РФ не усматривает.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе и аналогичные доводам заявления, сводятся к несогласию с изложенными в решении выводами суда первой инстанции. При этом данные доводы не влияют на законность и обоснованность правильного по существу решения суда, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Таким образом, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятого по делу решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 21.02.2023 по делу N А40-257011/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Д.Е. Лепихин |
Судьи |
М.В. Кочешкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-257011/2022
Истец: ЦЕНТРАЛЬНАЯ АКЦИЗНАЯ ТАМОЖНЯ
Ответчик: АО "БЕТОН 740"