г. Москва |
|
31 мая 2023 г. |
Дело N А40-191091/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 мая 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 мая 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Головкиной О.Г.,
судей Алексеевой Е.Б., Левченко Н.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Сологуб А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ОАО "РЖД" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 03.03.2023 г. по делу N А40-191091/22 по иску Администрации Краснодарского края в лице Управления государственной охраны объектов культурного наследия к ОАО "РЖД" об обязании принять меры по устранению нарушения обязательных требований в области сохранения и государственной охраны культурного наследия, выразившегося в невыполнении работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения "Ансамбль вокзалов "Станция Краснодар1"
при участии в судебном заседании: от истца - не явился, извещен; от ответчика Дмитриенко Н.А. (по доверенности от 13.10.2022 г.)
УСТАНОВИЛ:
Администрация Краснодарского края в лице управления государственной охраны объектов культурного наследия обратилась в Арбитражный суд г. Москвы с иском о понуждении открытого акционерного общества "Российские железные дороги", принять меры по устранению нарушения обязательных требований в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, выразившегося в невыполнении работ по сохранению принадлежащих ОАО "РЖД" объектов культурного наследия регионального значения: "Ансамбль вокзалов "Станция Краснодар-1", 1950-е годы (Краснодарский край, г. Краснодар, пл. Привокзальная)", кадастровый номер 23:43:0305026:574 и "Здание вокзала железнодорожной станции Кавказская, построенное одним из первых на Кубани", 1870-е годы, (Краснодарский край, Кавказский район, г. Кропоткин, площадь Привокзальная, 1)", кадастровый номер 23:44:0503001:3071.
Исковые требования мотивированны тем, что ответчик является собственником указанных объектов культурного наследия; приказами Администрации Краснодарского края от 05.03.2020 г. N 59-кн и от 13.04.2021 г. N 167-кн утверждены охранные обязательства собственника, которые ответчиком не выполнены.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 03.03.2023 г. исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым судом первой инстанции решением, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просил решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе истцу в иске, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дел.
Истец, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в судебное заседание не явился, отзыв не представил, в связи с чем, жалоба рассмотрена без его участия по представленным в материалы дела документам.
Заслушав объяснения представителя ответчика, исследовав представленные в материалы дела документы в их совокупности, с учетом положений ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив выводы суда первой инстанции, апелляционным судом не усматривается правовых оснований для отмены решения суда первой инстанции.
При этом апелляционный суд исходит из следующего.
Как усматривается из материалов дела, в собственности ОАО "РЖД" находится объект культурного наследия регионального значения "Ансамбль вокзалов "Станция Краснодар-1", 1950-е годы (Краснодарский край, г. Краснодар, пл. Привокзальная)" (далее - объект культурного наследия.
Администрацией Краснодарского края издан приказ от 05.03.2020 г. N 59-кн "Об утверждении охранного обязательства собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации "Ансамбль вокзалов "Станция Краснодар-1", 1950-е годы (Краснодарский край, г. Краснодар, пл. Привокзальная)" (далее - Приказ N 59-кн).
Указанный приказ направлен в адрес ОАО "РЖД" с сопроводительным письмом управления государственной охраны объектов культурного наследия администрации Краснодарского края (далее - управление) от 10.03.2020 N 78-08-2535/20.
В состав указанного приказа входит акт от 13.02.2020 г. N 8 технического состояния объекта культурного наследия (памятника истории и культуры), являющегося зданием, сооружением, строением.
Согласно разделу II указанного акта технического состояния в целях сохранения объекта культурного наследия установлены следующие работы и сроки их выполнения:
1. установить информационную надпись об объекте культурного наследия - до июля 2022 г. - текст информационной надписи и место установки таблички согласовать с управлением государственной охраны объектов культурного наследия Краснодарского края;
2. разработать и согласовать проект реставрации фасадов объекта культурного наследия (научно исследовательские, проектные и производственные работы) - до марта 2021 г. - в соответствии с действующим законодательством РФ, ГОСТ, техническими регламентами, методическими требованиями;
3. выполнить полный комплекс работ, предусмотренный проектной документацией по реставрации фасадов объекта культурного наследия - до июля 2022 г. - в соответствии с действующим законодательством РФ, ГОСТ, техническими регламентами, методическими требованиями.
Учитывая, что работы, предусмотренные Приказом N 59-кн не проведены, имеет место нарушение требований законодательства по государственной охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ.
2. В собственности ОАО "РЖД" находится объект культурного наследия регионального значения "Здание вокзала железнодорожной станции Кавказская, построенное одним из первых на Кубани", 1870-е годы, (Краснодарский край, Кавказский район, г. Кропоткин, площадь Привокзальная, 1)" (далее - объект культурного наследия.
Администрацией Краснодарского края издан приказ от 13.04.2021 N 167-кн "Об утверждении охранного обязательства собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации "Здание вокзала железнодорожной станции Кавказская, построенное одним из первых на Кубани", 1870-е годы (Краснодарский край, Кавказский район, г. Кропоткин, площадь Привокзальная, 1)" (далее - Приказ N 167-кн).
В состав указанного приказа входит приложение N 1 определяющее состав (перечень) и сроки (периодичность) работ по сохранению объекта культурного наследия:
1. поддерживающий эксплуатационный реставрационный ремонт - систематически по мере необходимости;
2. установить информационную надпись об объекте культурного наследия - 31.03.2022 г.
Примечание: согласованны состав и сроки работ: письмо управления государственной охраны объектов культурного наследия администрации Краснодарского края (исх. от 24.03.2021 г. N 78-08-4007/21-0).
Учитывая, что работы, предусмотренные п. 2 приложения N 1 Приказа N 167-кн не проведены, имеет место нарушение требовании законодательства по государственной охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения истца с настоящим иском о понуждении к исполнению требований охранного обязательства в суд.
Судом первой инстанции, на основании оценки представленных в материалы дела доказательств, исковые требования удовлетворены.
Суд апелляционной инстанции соглашается с принятым судом первой инстанции решением, отклоняя доводы жалобы, исходя из следующего.
Согласно положениям ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, особенности владения, пользования и распоряжения объектами культурного наследия как особым видом недвижимого имущества регулируются Федеральным законом от 25.06.2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 73-ФЗ).
В соответствии с п. 1 ст. 40 Федерального закона N 73-ФЗ под сохранением объекта культурного наследия понимаются меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.
В соответствии со ст.ст. 47.2 и 47.3 Федерального закона N 73-ФЗ лица, указанные в п. 11 ст. 47.6 (физическое или юридическое лицо, которому объект культурного наследия, включенный в реестр, принадлежит на праве собственности) при содержании и использовании объекта культурного наследия обязаны осуществлять расходы на содержание такого объекта и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии, безотлагательно принимать меры по предотвращению дальнейшего разрушения объекта культурного наследия, в том числе проводить противоаварийные работы в порядке, установленном для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия, и не допускать ухудшения состояния территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, поддерживая ее в благоустроенном состоянии.
Требования к сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, должны предусматривать консервацию, ремонт, реставрацию объекта культурного наследия, приспособление объекта культурного наследия для современного использования либо сочетание указанных мер.
Порядок проведения работ по сохранению выявленного объекта культурного наследия регламентирован ст. 45 Федерального закона N 73-ФЗ, согласно которому работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением (п. 1).
Пунктом 11 ст. 47.6. Федерального закона N 73-ФЗ предусмотрено, что, если иное не установлено настоящим пунктом, охранное обязательство подлежит выполнению физическим или юридическим лицом, которому объект культурного наследия, включенный в реестр, принадлежит на праве собственности, в том числе в случае, если указанный объект находится во владении или в пользовании третьего лица (третьих лиц) на основании гражданско-правового договора.
В соответствии со ст. 9.2 Федерального закона N 73-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия относится осуществление регионального государственного надзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия регионального значения, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия (далее - региональный государственный надзор в области охраны объектов культурного наследия).
Согласно п. 6 ч. 6 ст. 11 Федерального закона N 73-ФЗ должностные лица органов охраны объектов культурного наследия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право предъявлять в суд иски о понуждении исполнить обязательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в натуре.
Обстоятельство принадлежности ответчику указанных в иске объектов культурного наследия подтверждается представленными в материалы дела выписками из ЕГРН и ответчиком не оспариваются.
Согласно п. 1 ст. 45 Федерального закона от 25.06.2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в п. 2 настоящей статьи, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в п. 2 настоящей статьи, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного контроля (надзора) в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.
В силу положений ст. 47.2 названного закона требования к сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, должны предусматривать консервацию, ремонт, реставрацию объекта культурного наследия, приспособление объекта культурного наследия для современного использования либо сочетание указанных мер.
В отношении выявленного объекта культурного наследия устанавливаются требования к сохранению объекта культурного наследия, не включающие требования к реставрации объекта культурного наследия.
Состав (перечень) видов работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия, сроки (периодичность) проведения таких работ определяются соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, определенным п. 7 ст. 47.6 настоящего Федерального закона, с учетом мнения собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия на основании составленного соответствующим органом охраны объектов культурного наследия акта технического состояния объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия с учетом вида данного объекта культурного наследия, его индивидуальных особенностей, физического состояния, функционального назначения и намечаемого использования объекта культурного наследия.
Как правомерно установлено судом первой инстанции, Администрацией Краснодарского края издан приказ от 05.03.2020 г. N 59-кн "Об утверждении охранного обязательства собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации "Ансамбль вокзалов "Станция Краснодар-1", 1950-е годы (Краснодарский край, г. Краснодар, пл. Привокзальная)".
Указанный приказ направлен в адрес ОАО "РЖД" с сопроводительным письмом управления государственной охраны объектов культурного наследия администрации Краснодарского края от 10.03.2020 г. N 78-08-2535/20 в ответ на запрос от 11.02.2020 г. N 862/РДЖВ С-Кав. Из материалов дела усматривается, что приказ отправлен повторно на аналогичный запрос ответчика от 08.07.2020 г. N 4209/РДЖВ С-Кав, (исх. от 23.07.2020 г. N 78-08-7876/2020).
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что приказ N 59-кн был подготовлен в соответствии с требованиями приказа Минкультуры России от 01.07.2015 г. N 1887 "О реализации отдельных положений статьи 47.6 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ N "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры)" (начало действия документа -24.08.2015 г., окончание действия документа - 23.11.2020 г.).
При этом, приказ Минкультуры России N 1887 не содержал какого-либо порядка организации и проведения согласовательных процедур с собственником объекта культурного наследия.
В связи с принятием приказа Минкультуры России от 13.07.2020 г. N 774 "Об утверждении формы охранного обязательства собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, и порядка его подготовки и утверждения" (начало действия документа - 24.11.2020 г.), приказ Минкультуры России N 1887 признан утратившим силу.
Приказ Минкультуры России от 13.07.2020 г. N 774 устанавливает процедуру порядка согласования с собственником объекта культурного наследия состава (перечень) и сроков (периодичности) работ по сохранению объекта культурного наследия. При этом, согласно п. 3.4 действующего Порядка N 774, в случае непоступления ответа от собственника либо иного законного владельца объекта культурного наследия в установленный п. 3.3. Порядка (10 рабочих дней с даты получения письма) срок соответствующий орган охраны указывает в охранном обязательстве План работ, как принятый с учетом мнения собственника либо иного законного владельца объекта культурного наследия с указанием в графе "Примечание" реквизитов письма, указанного в п. 3.2. Порядка N 774.
Вопреки доводам жалобы, ответчиком не представлено доказательств, что после получения приказа N 59-кн он выразил свое несогласие с видами и сроками работ по сохранению объекта культурного наследия "Ансамбль вокзалов "Станция Краснодар-1". С учетом того, что приказ был издан в соответствии с порядком, действовавшим в период его издания, ответчиком не был оспорен в установленные законом сроки, виды работ, утвержденные данным приказом, считаются согласованными собственником.
Доказательств выполнения работ ответчиком также в материалы дела не представлено.
При этом судом первой инстанции обоснованно отклонены доводы ответчика о сложной процедуре закупок как не имеющие правового значения.
В отношении объекта культурного наследия "Здание вокзала железнодорожной станции Кавказская, построенное одним из первых на Кубани", 1870-е годы, (Краснодарский край, Кавказский район, г. Кропоткин, площадь Привокзальная, 1)" Администрацией Краснодарского края издан приказ от 13.04.2021 г. N 167-кн "Об утверждении охранного обязательства собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации "Здание вокзала железнодорожной станции Кавказская, построенное одним из первых на Кубани", 1870-е годы, (Краснодарский край, Кавказский район, г. Кропоткин, площадь Привокзальная, 1)".
В целях соблюдения процедуры согласования с ответчиком состава и видов работ по сохранению объекта культурного наследия в его адрес управлением было направлено письмо от 24.03.2021 г. N 78-08-4007/21-0. Как указывает истец, в установленный п. 3.3. Порядка N 774 (10 рабочих дней с даты получения письма) срок, замечаний предложений в адрес управления не поступило. Ответчиком доказательств обратного не представлено.
Согласно п 3.4. Порядка N 774 в случае не поступления ответа от собственника либо иного законного владельца объекта культурного наследия в установленный п. 3.3. Порядка N 774 срок соответствующий орган охраны указывает в охранном обязательстве План работ, как принятый с учетом мнения собственника либо иного законного владельца объекта культурного наследия с указанием в графе "Примечание" реквизитов письма, указанного в п. 3.2. Порядка.
На основании изложенного, вопреки доводам жалобы, суд первой инстанции обоснованно посчитал, что состав и виды работ по сохранению объекта культурного наследия "Здание вокзала железнодорожной станции Кавказская, построенное одним из первых на Кубани", 1870-е годы, (Краснодарский край, Кавказский район, г. Кропоткин, площадь Привокзальная, 1)" являются согласованными в установленном порядке.
Пунктом 3.6. Порядка N 774 в План работ включаются научно-исследовательские и изыскательские работы, консервация и противоаварийные работы, реставрация, приспособление для современного использования и ремонт исходя из актуального технического состояния объекта культурного наследия, указанного в соответствующем акте технического состояния объекта культурного наследия.
Таким образом, законодатель непосредственно связывает актуальное техническое состояние объекта культурного наследия с необходимостью проведения конкретных видов работ по сохранению объекта культурного наследия и сроков их выполнения. При этом определение видов работ и сроков их выполнения отнесено на государственный орган.
Из чего суд первой инстанции правомерно заключил, что необходимость проведения конкретных видов работ по сохранению объекта культурного наследия и сроков их выполнения обуславливается актуальным техническим состоянием объекта культурного наследия, а не организационной структурой собственника-юридического лица.
Ответчиком доказательств невозможности проведения работ в установленные сроки не представлено.
Таким образом, апелляционный суд полагает, что разрешая спор, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал правовую оценку установленным обстоятельствам и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Учитывая изложенное, у суда апелляционной инстанции отсутствуют правовые основания, предусмотренные ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены решения суда первой инстанции с отнесением на ответчика расходов по госпошлине в соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 266 - 268, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 03.03.2023 г. по делу N А40-191091/22 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
О.Г. Головкина |
Судьи |
Е.Б. Алексеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-191091/2022
Истец: АДМИНИСТРАЦИЯ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
Ответчик: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"