г. Самара |
|
01 июня 2023 г. |
Дело N А65-28431/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 мая 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 01 июня 2023 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сорокиной О.П., судей Некрасовой Е.Н., Николаева С.Ю., при ведении протокола секретарем судебного заседания Пушкиной А.С.,
при участии:
от ответчиков - Круглякова А.А., доверенности от 29.12.20, 22.12.21, 07.04.23,
иные лица не явились, извещены,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Татарстанской таможни на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 26 января 2023 года по делу N А65-28431/2022 (судья Хасаншин И.А.),
по заявлению акционерного общества "Альфа-Медика" к Татарстанской таможне, Приволжскому таможенному управлению, при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Московской областной таможни, Владивостокской таможни о признании недействительными решений,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Альфа-Медика" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Татарстанской таможне (далее -ответчик, таможня) о признании недействительными решений от 12.04.2022 N N РКТ-10404000-22/000013, РКТ- 10404000-22/000011Д, РКТ- 10404000-22/000014Д, РКТ-10404000-22/000012, РКТ-10404000-22/000015Д о классификации товара в соответствии с ЕТН ВЭД ЕАЭС, к Приволжскому таможенному управлению (далее - Управление) о признании недействительными решений от 22.07.2022 NN 06-03-13/76, 06-03-13/77 по жалобе на решение, действие (бездействие) таможенного органа.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 26 января 2023 года заявление в отношении Татарстанской таможни удовлетворено. Суд признал недействительными решения Татарстанской таможни, г.Казань (ОГРН 1021603150150, ИНН 1653021311) от 12.04.2022 N N РКТ-10404000-22/000013, РКТ-10404000-22/000011Д, РКТ-10404000-22/000014Д, РКТ-10404000-22/000012, РКТ-10404000-22/000015Д о классификации товара в соответствии с ЕТН ВЭД ЕАЭС; обязал Татарстанскую таможню, г.Казань устранить допущенные нарушения прав и законных интересов акционерного общества "Альфа-Медика", г. Москва.
В удовлетворении заявления к Приволжскому таможенному управлению, г. Нижний Новгород о признании недействительными решений от 22.07.2022 N N 06-03-13/76, 06-03-13/77 по жалобе на решение, действие (бездействие) таможенного органа - отказано.
Татарстанская таможня, не согласившись с решением суда, обратилась в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии со статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Общество апелляционную жалобу отклонило по основаниям, изложенным в отзыве, приобщенном к материалам дела, и просило решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представитель Татарстанской таможни, Приволжского таможенного управления в судебном заседании доводы, изложенные в апелляционной жалобе поддержала, просила решение суда отменить, принять новый судебный акт, которым в удовлетворении требований общества отказать.
Представитель Общества и иных третьих лиц, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом в соответствии с частью 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьями 123 и 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверяется в соответствии со статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва, выслушав позицию участвующего лица, арбитражный апелляционный суд установил.
Из материалов дела следует, что во исполнение внешнеторгового контракта от 25.06.2012 N 012.06-BWS АО "Альфа-Медика" на Московский областной таможенный пост (Центр электронного декларирования) Московской областной таможни, Владивостокский таможенный пост (Центр электронного декларирования) Владивостокской таможни поданы декларации на товары в целях помещения под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления поименованные в них товары - ирригатор для полости рта с принадлежностями, запасные части для ирригаторов и для ингаляторов, включая стандартные насадки, емкости для воды 150 мл, насадки пародонтологические, насадки для имплантов, мостов, коронок, виниров, насадки для чистки языка и прочие запасные части для ирригаторов.
В графе 33 спорных деклараций на товары обществом для ирригаторов указан классификационный код 9019 10 900 9 ТН ВЭД ЕАЭС "Устройства для механотерапии; аппараты массажные; аппаратура для психологических тестов для определения способностей; аппаратура для озоновой, кислородной и аэрозольной терапии, искусственного дыхания или прочая терапевтическая дыхательная аппаратура: устройства для механотерапии; аппараты массажные; аппаратура для психологических тестов для определения способностей: прочие: прочие", ставка ввозной таможенной пошлины по которому составляла 0%, для насадок для портативных ирригаторов - 9033 00 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС "Части и принадлежности (в другом месте данной группы не поименованные или не включенные) к машинам, приборам, инструментам или аппаратуре группы 90" со ставкой ввозной таможенной пошлины 0%.
В отношении товаров "Насадки для портативного ирригатора" в графе 33 деклараций на товары указан код в подсубпозиции 9033 00 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС как "Части и принадлежности (в другом месте данной группы не поименованные или не включенные) к машинам, приборам, инструментам или аппаратуре группы 90", ставка ввозной пошлины 0 %.
Ответчиком была проведена проверка сведений, заявленных с вышеуказанных декларациях на товары, по результатам которой на основании акта проверки таможенных, иных документов и (или) сведений от 11.04.2022 N 10404000/224/110422/А000057/000 были приняты оспариваемые решения от 12.04.2022 NN РКТ-10404000-22/000013, РКТ-10404000-22/000011Д, РКТ-10404000-22/000014Д, РКТ-10404000-22/000012, РКТ-10404000-22/000015Д, в соответствии с которыми ирригатор, задекларированный по декларации на товары отнесен к классификационному коду - 8509 80 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС "Прочие машины электромеханические бытовые со встроенным электродвигателями"; запасные части/принадлежности для ирригаторов отнесены к классифицированному коду - 8509 90 000 0 "Части".
В связи с принятием вышеуказанных решений таможенным органом в декларации на товары внесены соответствующие изменения (дополнения), доначислены таможенные платежи.
Вышеуказанные решения Татарстанской таможни о классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС были обжалованы в Приволжское таможенное управление. Решениями Приволжского таможенного управления от 22 июля 2022 г. N N 06-03-13/76, 0603-13/77 оспариваемые решения Татарстанской таможни признаны правомерными.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в Арбитражный суд Республики Татарстан с требованием о признании решений Татарстанской таможни от 12.04.2022 N N РКТ-10404000-22/000013, РКТ-10404000-22/000011Д, РКТ-10404000-22/000014Д, РКТ-10404000-22/000012, РКТ-10404000-22/000015Д о классификации товара в соответствии с ЕТН ВЭД ЕАЭС и решений Приволжского таможенного управления от 22.07.2022 NN 06-03-13/76, 06-03-13/77 недействительными.
Устанавливая фактические обстоятельства дела на основании полного и всестороннего исследования представленных доказательств, суд первой инстанции обосновано удовлетворил заявленные требования по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из положений статей 198, 201 АПК РФ, пункта 6 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 01.07.1996 N 6/8, оспариваемое решение органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, может быть признано судом незаконным, при наличии одновременно двух условий: оно не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно положениям части 1 статьи 65, части 3 статьи 189 и части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие); обязанность по доказыванию наличия нарушенного права вследствие принятия оспариваемых решений, совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на заявителя.
В соответствии со статьей 104 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) декларант обязан произвести таможенное декларирование товаров.
При этом в декларации на товары указываются основные сведения, определенные пунктом 1 статьи 106 ТК ЕАЭС, в том числе сведения о таможенной стоимости товаров.
Согласно п. 1 ст. 20 ТК ЕАЭС декларант и иные лица осуществляют классификацию товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности при таможенном декларировании; проверка правильности классификации товаров осуществляется таможенными органами.
В соответствии с п. п. 1 п. 2 ст. 20 ТК ЕАЭС таможенный орган осуществляет классификацию товаров, в том числе в случае выявления таможенным органом как до, так и после выпуска товаров их неверной классификации при таможенном декларировании. В этом случае таможенный орган принимает решение о классификации товаров.
Также необходимо отметить, что согласно п. 4 ст. 20 ТК ЕАЭС, коды товаров, указанные в коммерческих, транспортных (перевозочных) и (или) иных документах, а также в заключениях, справках, не являются обязательными для классификации товаров.
Выбор конкретного кода ТН ВЭД всегда основан на оценке признаков декларируемого товара, подлежащих описанию, а процесс описания связан с полнотой и достоверностью сведений о товаре (определенного набора сведений, соответствующих либо не соответствующих действительности).
Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54 утверждена Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза (далее - ТН ВЭД ЕАЭС).
В силу п. 1 ст. 19 ТК ЕАЭС единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза является системой описания и кодирования товаров, которая используется для классификации товаров в целях применения мер таможенно-тарифного регулирования, вывозных таможенных пошлин, запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка, ведения таможенной статистики.
Правовое значение при классификации товаров имеет их разграничение по товарным позициям ТН ВЭД в соответствии с Основными правилами интерпретации ТН ВЭД (далее - ОПИ ТН ВЭД ЕАЭС).
В силу правила 1 ОПИ ТН ВЭД ЕАЭС, для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам и, если такими текстами не предусмотрено иное, в соответствии с правилами 2 (а), 2 (б), 3 (а), 3 (б), 3 (в), 4, 5 и 6 ОПИ ТН ВЭД.
Классификация на уровне субпозиции осуществляется в соответствии с ОПИ 6 ТН ВЭД, согласно которому "для юридических целей классификация товаров в субпозициях товарной позиции должна осуществляться в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям, а также, mutatis mutandis, положениями ОПИ 1-5 ТН ВЭД при условии, что лишь субпозиции на одном уровне являются сравнимыми. Для целей настоящего Правила также могут применяться соответствующие примечания к разделам и группам, если в контексте не оговорено иное".
Учитывая изложенное, классификация должна осуществляться в первую очередь в соответствии с текстами товарных позиций или примечаний к разделам и группам, причем наименование товарных позиций и примечания имеют одинаковый статус. Дальнейшую классификацию после того, как определена соответствующая товарная позиция, устанавливает правило ОПИ 6, согласно которому классификация осуществляется в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям.
Разделом III Положения о порядке применения ЕТН ВЭД Таможенного союза при классификации товаров, утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 28.01.2011 N 522 (далее - Положение), определен порядок применения ОПИ.
Согласно п. 6 Положения ОПИ применяются единообразно при классификации любых товаров и последовательно. ОПИ 1 применяется в первую очередь. ОПИ 2 применяется в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 1. ОПИ 3 применяется в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 1 или ОПИ 2. ОПИ 4 применяется в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 1, ОПИ 2 или ОПИ 3. ОПИ 5 применяется при необходимости после применения иного ОПИ. ОПИ 6 применяется при необходимости определения кода субпозиции (подсубпозиции).
Согласно пункту 7.2. названного Решения Комиссии Таможенного союза определение субпозиции (подсубпозиции) на основании ОПИ 6 и с помощью ОПИ 1 - ОПИ 5, применяемых в порядке, установленном пунктом 6 настоящего Положения, путем замены в текстах ОПИ 1 - ОПИ 4 термина "товарная позиция" термином "субпозиция" ("подсубпозиция") в соответствующем числе и падеже, если товарная позиция, определенная в соответствии с подпунктом 7.1 настоящего Положения, имеет подчиненные субпозиции (подсубпозиции):
определение однодефисной субпозиции (подсубпозиции) в рамках данной товарной позиции;
определение двухдефисной субпозиции (подсубпозиции) в рамках данной однодефисной субпозиции (подсубпозиции);
определение трехдефисной подсубпозиции в рамках данной двухдефисной субпозиции (подсубпозиции);
и так далее до достижения необходимого уровня классификации.
В целях обеспечения единообразия интерпретации и применения ТН ВЭД подготовлены Пояснения, которые содержат толкования позиций номенклатуры, термины, краткие описания товаров и областей их возможного применения, классификационные признаки и конкретные перечни товаров, включаемых или исключаемых из тех или иных позиций, методы определения различных параметров товаров и другую информацию, необходимую для однозначного отнесения конкретного товара к определенной позиции ТН ВЭД.
В силу части 4 статьи 19 ТК ЕАЭС Пояснения к Товарной номенклатуре принимаются Комиссией (Евразийская экономическая комиссия) и применяются в целях обеспечения единообразной интерпретации Гармонизированной системы описания и кодирования товаров.
В связи с этим в пункте 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.11.2019 N 49 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза" разъяснено, что суд проверяет обоснованность классификационного решения, вынесенного таможенным органом, исходя из оценки представленных таможенным органом и декларантом доказательств, подтверждающих сведения о признаках (свойствах, характеристиках) декларируемого товара, имеющих значение для его правильной классификации согласно ТН ВЭД, руководствуясь Основными правилами интерпретации ТН ВЭД, а также принятыми в соответствии с ними на основании пункта 6 статьи 21, пунктов 1 и 2 статьи 22 ТК ЕАЭС решениями Федеральной таможенной службы и Комиссии по классификации отдельных видов товаров, если такие решения относятся к спорному товару. Для целей интерпретации положений ТН ВЭД судами также учитываются Пояснения к ТН ВЭД, рекомендованные Комиссией в качестве вспомогательных рабочих материалов.
Для правильности классификации товаров по ТН ВЭД ЕАЭС необходимо установить характеристики товара как с точки зрения его состава и функциональных особенностей, так и назначения, а затем соотнести их с текстом соответствующей товарной позиции с учетом Примечаний и Пояснений к ТН ВЭД ЕАЭС.
Изучив представленные материалы дела, судом первой инстанции установлено, что обществом для ирригаторов указан классификационный код 9019 10 900 9 ТН ВЭД ЕАЭС "Устройства для механотерапии; аппараты массажные; аппаратура для психологических тестов для определения способностей; аппаратура для озоновой, кислородной и аэрозольной терапии, искусственного дыхания или прочая терапевтическая дыхательная аппаратура: устройства для механотерапии; аппараты массажные; аппаратура для психологических тестов для определения способностей: прочие: прочие", ставка ввозной таможенной пошлины по которому составляла 0%; запасные части/принадлежности для ирригаторов были классифицированы Заявителем - 9019 20 000 0 "Аппаратура для озоновой, кислородной и аэрозольной терапии, искусственного дыхания или прочая терапевтическая дыхательная аппаратура" и 9033 00 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС "Части и принадлежности (в другом месте данной группы не поименованные или не включенные) к машинам, приборам, инструментам или аппаратуре группы 90" со ставкой ввозной таможенной пошлины 0%.
Согласно Пояснениям к группе 90 ТН ВЭД ТС относятся "инструменты и аппараты оптические, фотографические, кинематографические, измерительные, контрольные, прецизионные, медицинские или хирургические; их части и принадлежности", к подсубпозиции 9019 10 900 9 - "устройства для механотерапии; аппараты массажные; аппаратура для психологических тестов для определения способностей: - прочие".
Классифицирующие признаки для отнесения товара к указанной подсубпозиции приведены в Пояснениях к товарной позиции 9019 (II): аппараты для массажа частей тела (живота, ступней, ног, спины, рук от кисти до плеча, кисти, лица и т.д.; работают за счет трения, вибрации и т.д.; могут иметь ручной или силовой привод либо принадлежать электромеханическому типу с двигателем, встроенным в устройство; могут содержать сменные дополнительные приспособления, позволяющие применять разные способы воздействия; гидромассажные приспособления для общего или частичного массажа тела под действием воды или смеси воды и воздуха под давлением.
Таможенный орган утверждает, что для ирригаторов, ввезенных по спорным ДТ, верный классификационный код - 8509 80 000 0 и 8509 90 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС "Машины электромеханические бытовые со встроенным электродвигателем, кроме пылесосов товарной позиции 8508: приборы прочие", поскольку они предназначены для индивидуального использования в домашних условиях в целях проведения гигиены полости рта за счет орошения струей воды, то есть являются бытовыми электрическими приборами с основной функцией очищения.
Согласно тексту товарной позиции 8509 ТН ВЭД в ней классифицируются машины электромеханические бытовые со встроенным электродвигателем, кроме пылесосов товарной позиции 8508.
В соответствии с Примечанием 4 к группе 85 ТН ВЭД в товарную позицию 8509 включаются только следующие виды электромеханических машин, обычно используемых в домашнем обиходе:
(а) полотеры, измельчители пищевых продуктов, миксеры и соковыжималки для фруктов или овощей, имеющие любую массу;
(б) другие машины массой не более 20 кг.
Согласно Пояснениям к разделу XVI ТН ВЭД (Общие положения. Раздел I Общее содержание данного раздела. Пункт А) при условии соблюдения некоторых исключений, приведенных в примечаниях к данному разделу и группам 84 и 85, и, кроме товаров, более конкретно поименованных в других разделах, данный раздел охватывает все механическое и электротехническое оборудование, механизмы, установки, аппараты и устройства и их части, а также определенные аппараты и установки, не являющиеся ни механическими, ни электрическими (такие как котлы и котельные, фильтрационные установки и пр.), и части таких устройств и установок.
В данный раздел не включаются:
(а) катушки, шпули, бобины, гильзы и пр., выполненные из любого материала (классифицируемые в соответствии с материалом, из которого они изготовлены). Однако ткацкие навои не должны рассматриваться в качестве бобин, шпуль или аналогичных носителей и включаются в товарную позицию 8448;
(б) части общего назначения, описанные в примечании 2 к разделу XV, такие как проволока, цепи, болты, винты и пружины из черных металлов (товарная позиция 7312, 7315, 7318 или 7320), и аналогичные изделия из других недрагоценных металлов (группы 74 - 76 и 78 - 81), замки товарной позиции 8301, крепежная арматура и фурнитура для дверей, окон и т.п. товарной позиции 8302. Аналогичные товары из пластмасс также не включаются в данный раздел, а включаются в группу 39;
(в) сменные инструменты товарной позиции 8207; другие аналогичные сменные инструменты классифицируются в соответствии с материалом, из которого изготовлена их рабочая часть (например, в группе 40 (резина), в группе 42 (кожа), в группе 43 (мех), в группе 45 (пробка) или в группе 59 (текстильные материалы), или в товарной позиции 6804 (абразивы и пр.), или в товарной позиции 6909 (керамика) и пр.);
(г) другие изделия группы 82 (например, инструменты, наконечники инструментов, ножи, режущие лезвия, неэлектрические машинки для стрижки волос и определенные механические устройства для домашнего пользования) и изделия группы 83;
(д) изделия раздела XVII;
(е) изделия раздела XVIII;
(ж) оружие и боеприпасы (группа 93);
(з) оборудование и устройства, имеющие характер игрушек, игр или спортивного инвентаря, и их идентифицируемые части и принадлежности (включая неэлектрические двигатели, но исключая насосы жидкостные и оборудование для фильтрования или очистки жидкостей или газов, которое включается в товарную позицию 8413 или 8421, соответственно, и также исключая электродвигатели, электрические трансформаторы и устройства дистанционного радиоуправления, которые входят в товарную позицию 8501, 8504 или 8526, соответственно), которые пригодны для использования исключительно или главным образом в игрушках, играх или спортивном инвентаре (группа 95);
(и) щетки, используемые как части машин (товарная позиция 9603).
В соответствии с Пояснениями к товарной позиции 8509 ТН ВЭД в данную товарную позицию включаются те виды бытовых машин, в которые встроен электродвигатель. Термин "бытовые машины" в данной товарной позиции означает устройства, обычно применяемые в быту. Эти машины идентифицируются в соответствии с типом по одному или нескольким параметрам, таким как габариты, тип конструкции, производительность, рабочий объем. Критерием для этих параметров служит то, что устройства, указанные в данной товарной позиции, не должны эксплуатироваться на уровне, превышающем чисто бытовые потребности.
При условии соблюдения исключений и в соответствующих случаях ограничений по массе, приведенных в примечании 4 к данной группе, в данную товарную позицию включаются устройства, которые отвечают вышеуказанным критериям. В данную товарную позицию не включаются машины с приводом от автономного электродвигателя (независимо от того, осуществляется он через гибкий вал, ремни передачи или другие средства передачи или нет) и устройства, которые, хотя они схожи по конструкции и применению, явно предназначены исключительно для промышленных целей (например, в пищевой промышленности, при очистке труб, очистке машин и очистке дорог); такие машины, как правило, включаются в товарную позицию 8210 или в группу 84.
Машины данной товарной позиции бывают двух видов (см. примечание 4 к данной группе):
(А) Ограниченная категория изделий рассматривается в данной товарной позиции независимо от их массы.
К этой категории относятся только:
(1) Полотеры (независимо от того, имеют они приспособление для натирания полов воском или нет, и независимо от того, имеют ли они нагревательный элемент для растапливания воска или нет).
(2) Измельчители пищевых продуктов и миксеры, например: измельчители мяса, рыбы, овощей или фруктов; многоцелевые измельчители (для кофе, риса, ячменя, дробленого гороха и т.д.); молочные шейкеры; миксеры для мороженого; миксеры для шербета; приспособления для замеса теста; взбиватели для майонеза; другие аналогичные измельчители и миксеры (включая такие, которые при смене деталей могут также применяться для резки или других манипуляций).
(3) Соковыжималки для фруктов или овощей.
(Б) Неограниченная категория изделий рассматривается в данной товарной позиции при условии, что их масса 20 кг или менее.
К этой категории относятся, inter alia:
(1) Устройства для мытья, циклевания или снятия нанесенных слоев с полов, а также устройства для вакуумного удаления грязной воды или мыльной пены после мытья полов.
(2) Устройства для разбрызгивания полировочного материала на полы перед полировкой. Как правило, в них имеются нагревательные элементы для расплавления воска.
(3) Утилизаторы кухонных отходов. Эти устройства предназначены для закрепления на кухонной раковине и применяются для перемалывания кухонных отходов.
(4) Устройства для очистки, измельчения, резки и т.д. картофеля или других овощей.
(5) Ломтерезки всех видов (например, для мяса, колбас, бекона, сыра, хлеба, фруктов или овощей).
(6) Точильные и чистильные устройства для ножей.
(7) Электрические зубные щетки.
(8) Увлажнители и осушители воздуха.
Согласно примечанию 3 к разделу XVI ТН ВЭД комбинированные машины, состоящие из двух или более машин, соединенных вместе для образования единого целого, и другие машины, предназначенные для выполнения двух или более взаимодополняющих или не связанных между собой функций, должны классифицироваться как состоящие только из того компонента или являющиеся той машиной, которая выполняет основную функцию, если в контексте не оговорено иное.
Согласно Пояснениям к разделу XVI ТН ВЭД (Общие положения. Раздел VI Многофункциональные машины и комбинированные машины) в общем многофункциональные машины классифицируются по основной функции этой машины.
Если невозможно определить основную функцию и если, как предусмотрено в примечании 3 к данному разделу, в контексте не оговорено иное, следует применять Правило 3 (в) Основных правил интерпретации Номенклатуры (Пояснениям к разделу XVI ТН ВЭД (Общие положения. Раздел VI Многофункциональные машины и комбинированные машины).
Таким образом, для отнесения товара в товарную позицию 8509 ТН ВЭД таможенный орган должен доказать, что этот товар отвечает совокупности следующих классификационных признаков:
- не должен быть более конкретно поименован в других разделах ТН ВЭД;
- не должен эксплуатироваться на уровне, превышающем чисто бытовые потребности;
- не должен исключаться примечанием 1 к разделу XVI ТН ВЭД, примечанием 1 к группе 85 ТН ВЭД и Пояснениями к разделу XVI ТН ВЭД;
- является электромеханическим и имеет встроенный электродвигатель;
- масса должна составлять не более 20 кг;
- если товар является многофункциональным, то товарная позиция 8509 ТН ВЭД должна отражать основную функцию такого товара. Если основную функцию определить невозможно, то товарная позиция 8509 ТН ВЭД согласно Правилу 3 (в) ОПИ должна быть последней в порядке возрастания.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ввезенные обществом ирригатор представляет собой устройство, позволяющее с помощью направленной водной струи воздействовать на ротовую полость, что подтверждается руководством по эксплуатации. Руководство по эксплуатации, содержит сведения о назначении и противопоказании, комплектации, использовании прибора, правила ухода и чистки.
Как указано производителем в руководстве по эксплуатации ирригаторов для полости рта модели "WI-922" в разделе "2. Назначение и противопоказания" ирригатор для полости рта предназначен для профилактики:
- Кровоточивости десен, кариеса, пародонтальных заболеваний, гингивита, периимплантита;
- Медикаментозного орошения и массажа слизистой оболочки полости рта;
- Эффективной чистки ортодонтических систем, а также для ухода за полостью рта и межзубными промежутками.
Кроме того, в обоснование своей позиции, обществом представлено Заключение экспертов ООО "ЦЕНТР НЕЗАВИСИМОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ "АСПЕКТ" от 09.12.2021 N 1457/21-НЭ, из которого следует, что "ирригаторы "B.Well" модели "WI-922" могут применяться как в бытовых целях, так и в медицинских лечебных учреждениях. Основной функцией ирригаторов для полости рта является массаж (гидромассаж) десен под воздействием воды. По своим функциональным, техническим и потребительским свойствам, ирригаторы являются гидромассажными аппаратами специального лечебно-профилактического назначения при уходе за полостью рта. Ирригаторы предназначены для эксплуатации как в бытовых целях в рамках ухода за полостью рта и профилактики развития заболеваний десен, так и медицинскими лечебными учреждениями: использование в стоматологических клиниках при проведении лечебно-профилактических манипуляций лечащего врача в отношении полости рта пациента; применение в санаторно-лечебных центрах в рамках оздоровительных программ и пр.
Медицинское назначение и возможность использования ирригаторов в медицинских целях также подтверждается представленными документами, перечисленными в настоящем заключении на представленные товары, в связи с чем представленные образцы соответствуют медицинскому назначению применения в качестве "медицинского изделия".
Функциональные возможности ирригаторов:
гидромассаж десен с улучшением кровообращения в мягких тканях, предупреждающего гингивит и пародонтит, а также другие заболевания слизистой оболочки полости рта (стоматит, кандидоз, глоссит);
очищение зубов и десен с помощью воды или специальных лечебно-профилактических составов;
эффективная очистка языка от скопившегося налета специальной насадкой;
уход за ортодонтическими и ортопедическими конструкциями, которые нуждаются в тщательном очищении, т.к. накапливают на себе множество бактерий".
Ответ изготовителя ирригаторов для полости рта - "В.Well Swiss AG" от 06.12.2021 N 26, полностью подтверждает выводы, сделанные экспертами в заключении от 09.12.2021 N 1457/21-НЭ. При этом, судебная коллегия учитывает, что функция массажа десен не обозначена производителем как дополнительная функция, она является основной и сам процесс массажа (гидромассажа водной струей) является неотъемлемым процессом использования ирригаторов.
То обстоятельство, что функция массажа предусмотрена лишь при использовании одной насадки из пяти, и массаж осуществляется не во всех режимах ирригаторов, не свидетельствует о незаконности принятого решения, поскольку данное обстоятельство не является основанием для его отнесения к бытовому товару товарной позиции 8509 ТН ВЭД.
Иной подход приводил бы к тому, что не учитывалось бы назначение товаров и Пояснения к разделу XVI ТН ВЭД (Общие положения. Раздел I Общее содержание данного раздела. Пункт А), согласно которому товары, более конкретно поименованные в других разделах, не подлежат классификации в позиции 8509.
Согласно тексту товарной позиции 9019 ТН ВЭД, к которой заявитель отнес спорные товары, в данной позиции классифицируются "устройства для механотерапии; аппараты массажные; аппаратура для психологических тестов для определения способностей; аппаратура для озоновой, кислородной и аэрозольной терапии, искусственного дыхания или прочая терапевтическая дыхательная аппаратура: - устройства для механотерапии; аппараты массажные; аппаратура для психологических тестов для определения способностей".
В соответствии с Пояснениями к товарной позиции 9019 ТН ВЭД (раздел II "Массажные аппараты") аппараты для массажа частей тела (живота, ступней, ног, спины, рук от кисти до плеча, кисти, лица и т.д.) обычно работают за счет трения, вибрации и т.д. Они могут иметь ручной или силовой привод либо принадлежать электромеханическому типу с двигателем, встроенным в рабочее устройство (вибромассажные приспособления). Особенно последний тип может содержать сменные дополнительные приспособления (обычно из резины), позволяющие применять разные способы воздействия (щетки, губки, плоские или зубчатые диски и т.д.).
К данной категории аппаратов относятся простые резиновые валики или аналогичные массажные приспособления. В нее включаются также гидромассажные приспособления для общего или частичного массажа тела под действием воды или смеси воды и воздуха под давлением. Примерами таких устройств являются укомплектованные массажные ванны, снабженные насосами, турбинами или воздуходувками, трубопроводами, устройствами управления и всей необходимой арматурой; устройства для массажа груди под действием воды, распределяемой через ряд небольших наконечников, установленных внутри формы, расположенной над грудью и вращающейся от струи воды, вводимой через гибкую трубку.
Следующие аппараты также рассматриваются как массажные в пределах данной товарной позиции: матрацы, предназначенные для профилактики или лечения пролежней за счет постоянного изменения мест, на которые опирается тело пациента, а также за счет осуществления поверхностного массажного воздействия на ткани, подверженные омертвению.
Ирригатор, везенный обществом, согласно руководству по эксплуатации осуществляют, в том числе, массаж слизистой оболочки полости рта при помощи струи воды.
Аналогичные выводы изложены в Определении Верховного суда Российской Федерации от 14.09.2022 по делу N А56-24796/2021.
Так ирригатор для полости рта предназначен для профилактики: - Кровоточивости десен, кариеса, пародонтальных заболеваний, гингивита, периимплантита; - Медикаментозного орошения и массажа слизистой оболочки полости рта; - Эффективной чистки ортодонтических систем, а также для ухода за полостью рта и межзубными промежутками, что свидетельствует о возможности использования ирригаторов в целях, превышающих бытовые, - в лечебных целях.
Учитывая изложенное на основании правил 1 и 6 ОПИ ТН ВЭД ТС, принимая во внимание функции ирригаторов, целевое назначение товара, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что описание товара и его назначение для целей классификации соответствуют описанию товарной позиции 9019 ТН ВЭД ТС, подсубпозиции 9019 10 900 9.
При этом, довод таможенного органа о том, что товар не может быть отнесен к аппаратам массажным, признается судом не обоснованным и документально не подтвержденным.
Таким образом, учитывая классификацию ирригаторов в товарной позиции 90 группы ЕТН ВЭД ЕАЭС, то принадлежности/запасные части к ирригаторам также следует классифицировать в данной группе.
Установив фактические обстоятельства дела, оценив в порядке ст. 71 АПК РФ представленные сторонами и имеющиеся в деле доказательства, правильно применив нормы материального права, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что оспариваемые решения таможни о классификации товара в соответствии с ТН ВЭД не соответствующими требованиям таможенного законодательства, необоснованным и нарушающим права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Выводы, сделанные судом первой инстанции, согласуются с правоприменительной практикой (Определение Верховного Суда РФ от 17.01.2022 N 303-ЭС21-25692 по делу N А51-377/2021, Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 21.09.2022 N 307-ЭС22-7853 по делу N А56-24796/2021).
В качестве правовосстановительной меры, в соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 201 АПК РФ, с учетом разъяснений, изложенных в п. 33 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.11.2019 N 49 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза", суд первой инстанции правильно посчитал необходимым обязать Татарстанскую таможню устранить допущенные нарушения прав и интересов ООО "Альфа-Медика".
Повторно исследовав обстоятельства, имеющие значение для дела, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, применив нормы материального права, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что заявленные требования правомерно удовлетворены судом первой инстанции.
Доводы апелляционной жалобы Татарстанской таможни об основной функции и характеристиках спорных товаров основаны лишь на отдельных признаках товаров и сделаны по результатам выборочной оценки доказательств без учета их оценки в совокупности, что является недопустимым и не позволяет всесторонне изучить товар для определения его характеристик и назначения, и, как следствие, провести верную классификацию.
Кроме того, судебная коллегия учитывает, что вступившими в законную силу решениями по делам N N А51-14875/2021, А40-36246/2022, А40-153032/2021, А40-32934/2022, N А40-179259/2022, позиция заявителя в части классификации ирригаторов для полости рта в товарной позиции 9019, субпозиции 9019 10, подсубпозиции 9019 10 900 0 ЕТН ВЭД ЕАЭС признана обоснованной, а решения таможенных органов признаны недействительными. Обстоятельства дела по настоящему спору и в перечисленных делах идентичны (один и тот же декларант/заявитель, один и тот же товар и модель, один и тот же производитель товара, один и тот же товарный знак размещенный на товаре, один и тот же внешнеэкономический контракт, одно и тоже регистрационное удостоверение на медицинское изделие, одна и та же категория споров).
Позицию Татарстанской таможни приведенную в суде первой инстанции и апелляционной жалобе, со ссылкой на Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 28 сентября 2022 N 131, суд первой инстанции правомерно не принял во внимание, поскольку в соответствии с п. 17 Положения о Евразийской экономической комиссии (приложение N 1 к договору о Евразийском экономическом союзе, подписанном в г. Астане 29.05.2014) решения Комиссии, ухудшающие положение физических и (или) юридических лиц, обратной силы не имеют.
В связи с этим принятие Комиссией решения о классификации ирригаторов, в силу которого их ввоз на таможенную территорию ЕАЭС, будет облагаться дополнительными таможенными платежами, не может иметь правового значения для отношений/юридически значимых действий, возникших/совершенных до даты вступления в силу такого решения.
Изложенное также подтверждается содержанием пункта 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 ноября 2019 года N 49 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза", согласно которым придание обратной силы новому таможенному урегулированию, ухудшающему положение участников внешнеэкономической деятельности, не допускается.
Довод апелляционной жалобы о том, что судом допущено неверное указание даты Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.11.2019 N 49 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза", а также о том, что таможней не заявлялся довод о возможности использования специальных лечебных растворах, не свидетельствует о формальном подходе суда первой инстанции при рассмотрении дела, или безусловном наличии оснований для отмены решения суда первой инстанции, поскольку установленная по делу совокупность обстоятельств и представленных доказательств свидетельствует о правильности принятого решения.
При этом, правовая позиция суда подтверждается Определением Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 21.09.2022 N 307-ЭС22-7853 по делу N А56-24796/2021, а также постановлениями Арбитражного суда Поволжского округа от 18.05.2023 по делу N А65-15787/2022 и от 28.04.2023 по делу N А65-14726/2022.
Согласно ч.2 ст.201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Рассматривая требования о признании недействительными решений Приволжского таможенного управления от 22.07.2022 N N 06-03-13/76, 06-03-13/77, суд правомерно их отклонил, так как самостоятельным предметом оспаривания в суде решения вышестоящего таможенного органа не являются, в силу позиции, изложенной в п. 75 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации".
Вопреки позиции подателя жалобы, всем доводам и позиции сторон судом первой инстанции дана тщательная и надлежащая оценка. При этом неотражение в судебном акте всех имеющихся в деле доказательств либо доводов стороны, не свидетельствует об отсутствии их надлежащей судебной проверки и оценки (Определения Верховного Суда Российской Федерации от 06.10.2017 N 305-КГ17-13690, от 13.01.2022 N 308-ЭС21-26247).
Анализ материалов дела свидетельствует о том, что выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильной системной оценке подлежащих применению норм материального права, отвечают правилам доказывания и оценки доказательств (часть 1 статьи 65, части 1 - 5 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Приведенные в апелляционной жалобе доводы, выводы суда не опровергают, а по существу сводятся к несогласию заявителя с оценкой судом обстоятельств дела. Между тем, иная оценка заявителем апелляционной жалобы установленных судом обстоятельств, а также иное толкование норм права не свидетельствуют о нарушении судом норм права и не может служить основанием для отмены судебного акта.
У суда апелляционной инстанции нет оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, признавшего наличие оснований для удовлетворения заявления.
Принимая во внимание изложенное, арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемое решение принято судом первой инстанции обоснованно, в связи с чем основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не доказывают нарушения судом первой инстанции норм материального или процессуального права либо несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, всем доводом в решении была дана надлежащая правовая оценка.
Иных доводов в обоснование апелляционной жалобы заявитель не представил, в связи с чем Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения Арбитражного суда Республики Татарстан от 28 февраля 2023 года по делу N А65-28431/2022, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 26 января 2023 года по делу N А65-28431/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.П. Сорокина |
Судьи |
Е.Н. Некрасова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-28431/2022
Истец: АО "Альфа-Медика", г. Москва
Ответчик: Приволжское таможенное управление, г. Нижний Новгород, Татарстанская таможня, г. Казань
Третье лицо: Владивостокская таможня, Московская областная таможня
Хронология рассмотрения дела:
20.12.2023 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-11891/2023
19.10.2023 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-14750/2023
01.06.2023 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-3933/2023
26.01.2023 Решение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-28431/2022