г. Ессентуки |
|
31 мая 2023 г. |
Дело N А63-10828/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 мая 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 мая 2023 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Сулейманова З.М., судей: Марченко О.В., Луговая Ю.Б., при ведении протокола судебного заседания Наниковым Д.А., при участии в судебном заседании представителя прокуратуры Ставропольского края в интересах Ставропольского края в лице министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края - Гомедова М.М. (удостоверение), представителя некоммерческой организации Ставропольского края "Фонд капитального ремонта имущества многоквартирных домов" - Подколзиной И.С. (доверенность N 20590 от 30.12.2022), рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Прокуратуры Ставропольского края в интересах Ставропольского края в лице министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 24.01.2023 по делу N А63-10828/2022, принятое по иску прокуратуры Ставропольского края в интересах Ставропольского края в лице министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края, г. Ставрополь, к некоммерческой организации Ставропольского края "Фонд капитального ремонта имущества многоквартирных домов", г. Ставрополь, ОГРН 1132651033140, обществу с ограниченной ответственностью "Амальгама СК", г. Ставрополь, ОГРН 1072635020028, третьи лица: товарищество собственников жилья "Карс", г. Ставрополь, комитет городского хозяйства администрации города Ставрополя, г. Ставрополь, о признании дополнительных соглашений к договору на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов недействительной сделкой,
УСТАНОВИЛ:
прокуратура Ставропольского края (далее - прокуратура) обратилась в Арбитражный суд Ставропольского края в интересах Ставропольского края в лице министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края с исковым заявлением к НО СК "Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов" и обществу с ограниченной ответственности "Амальгама СК" (далее - общество, ответчик) о признании дополнительных соглашений от 10.02.2021 N 2, от 13.07.2021 N 3 и от 22.10.2021 N 4 к договору на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных 2 домов от 27.10.2020 N 408/20 недействительными сделками.
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 24.01.2023 в удовлетворении исковых требований отказано. Решение мотивировано тем, что указанные в дополнительных соглашениях основания для продления срока выполнения работ (изменение объема оказываемых услуг и (или) выполняемых работ по договору о проведении капитального ремонта и недопуск собственниками помещений в многоквартирном доме подрядной организации к оказанию услуг и (или) выполнению работ по капитальному ремонту по причинам, не связанным с неисполнением или ненадлежащим исполнением такой организацией договора о проведении капитального ремонта) прямо закреплены в подпунктах "а" и "б" пункта 223 Положения N 615.
Не согласившись с решением суда, прокуратура подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции от 24.01.2023 отменить, принять по делу новый судебный акт, которым исковые требования удовлетворить. Прокуратура указывает, что по рассматриваемому делу, исходя из предмета и оснований заявленных требований, суд первой инстанции не установил обстоятельства, имеющие значение для дела и входящие в предмет доказывания по данному спору. Продление дополнительными соглашениями срока выполнения работ на 124 дня фактически превышает срок выполнения работ по договору от 27.10.2020 N 408/20. Судом не принято во внимание, что ООО "Амальгама СК", как профессиональный субъект предпринимательской деятельности, должен был учесть специфику исполнения договора по капитальному ремонту крыши в климатических условиях региона, в связи с возможностью пролонгации сроков на период фактически неблагоприятных погодных условий, закрепленных Положением.
В отзыве на апелляционную жалобу общество просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Информация о времени и месте судебного разбирательства с соответствующим файлом размещена на сайте http://arbitr.ru/ в соответствии с положениями статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании, представитель прокуратуры поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Представитель общества возражал против доводов, изложенных в апелляционной жалобе, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Правильность решения проверяется в апелляционном порядке в соответствии с главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, между НО СК "Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов" (далее - заказчик) и ООО "Амальгама СК" (далее - подрядчик) заключен договор на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов от 27.10.2020 N 408/20.
В соответствии с договором подрядчик обязался выполнить работы по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов (далее - МКД), виды, объем, требования к работам по капитальному ремонту, а также адресный перечень МКД указаны в техническом задании, а заказчик - принять и оплатить результат выполненных работ в соответствии с условиями договора.
Цена договора составила 21 976 145 руб.
Согласно графику оказания услуг срок выполнения работ по МКД, расположенным по адресам: г. Ставрополь, ул. Ленина, 375, г. Ставрополь, ул. Ленина, 380, г. Ставрополь, пр. Чукотский, 12а, г. Ставрополь, ул. Чехова, 39 с 01.11.2020 по 31.03.2021.
Дополнительным соглашением от 27.11.2020 N 1 стороны изменили сроки выполнения работ, указав, что работы должны быть начаты с момента передачи домов в работу, на основании актов готовности МКД к производству работ, разрешения на строительство или письма органа местного самоуправления об отсутствии необходимости выдачи такого разрешения. Общий срок выполнения работ (включая получение разрешения на строительство/письма об отсутствии необходимости получения разрешения на строительство) составляет 150 календарных дней. В подпунктах "а" и "б" пункта 3.5 договора стороны указали, что при наличии соответствующих документов сроки выполнения работ по договору могут быть продлены по соглашению сторон при изменении объема оказываемых услуг и (или) выполняемых работ по договору о проведении капитального ремонта, а также на период не допуска собственниками помещений в МКД подрядчика к выполнению работ по капитальному ремонту по причинам, не связанным с неисполнением или ненадлежащим исполнением подрядчиком своих обязательств по договору.
Из пункта 9.1 договора следует, что в случае воспрепятствования проведению работ по капитальному ремонту собственниками помещений в МКД, лицом, осуществляющим управление МКД, либо лицом, выполняющим работы по содержанию и ремонту общего имущества в МКД, делающих невозможным выполнение работ по капитальному ремонту, подрядчик в течение одного дня с момента выявления соответствующих обстоятельств направляет в адрес заказчика уведомление о необходимости установления факта такого воспрепятствования. Заказчик в течение 10 рабочих дней со дня получения уведомления от подрядчика устанавливает с выездом на место факт воспрепятствования посредством составления акта воспрепятствования выполнению работ по капитальному ремонту, который является основанием для приостановления работ. В случае устранения фактов воспрепятствования работы подлежат возобновлению. В случае установления невозможности устранения фактов воспрепятствования, сроки выполнения работ подлежат переносу, в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами.
На основании актов готовности объектов к производству работ сроком начала работ по договору определена дата 19.01.2021.
С учетом дополнительного соглашения от 27.11.2020 N 1 работы должны быть завершены 19.06.2021.
В ходе выполнения работ собственники помещений многоквартирных домов отказались предоставить подрядчику допуск к общему имуществу многоквартирных домов для проведения работ по капитальному ремонту.
Руководствуясь пунктом 9.1 договора, заказчик, путем выезда на место, установил факт воспрепятствования выполнению работ по капитальному ремонту, составив акты от 20.01.2021. Указанные акты подписаны представителем заказчика, представителем подрядчика, представителем организации, осуществляющей строительный контроль, представителем собственников помещений, представителями организации, осуществляющей управление многоквартирным домом, а также представителем органа местного самоуправления.
В связи с воспрепятствованием собственниками помещений в многоквартирных домах проведению работ по капитальному ремонту, между заказчиком и подрядчиком заключено дополнительное соглашение от 10.02.2021 N 2 о приостановлении срока выполнения работ с 20.01.2021 до устранения обстоятельств, препятствующих их выполнению.
Во исполнение пунктов 5 и 6 приказа Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края от 02.03.2018 N 56 "Об утверждении порядка установления фактов воспрепятствования проведению работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и определения невозможности оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме" комитетом городского хозяйства администрации города Ставрополя по результатам проведенной работы с собственниками помещений факты воспрепятствования выполнению работ по капитальному ремонту были устранены 24.05.2021, о чем комитет сообщил заказчику в письме от 31.05.2021 N 05/1-12/05-7011.
В связи с воспрепятствованием собственниками помещений в многоквартирных домах проведению работ по капитальному ремонту, согласно актам от 20.01.2021, а также на основании письма комитета городского хозяйства администрации города Ставрополя от 31.05.2021 N 05/1-12/05-7011, заказчик и подрядчик заключили дополнительное соглашение от 13.07.2021 N 3 о пролонгации срока выполнения работ по капитальному ремонту в период с 20.01.2021 по 24.05.2021 на 124 календарных дня.
Кроме этого, в ходе выполнения работ по капитальному ремонту крыши в МКД, расположенном по адресу: г. Ставрополь, ул. Чехова, 39, возникла необходимость выполнения дополнительных работ, отсутствующих в переданной подрядчику проектной документации.
Дополнительным соглашением от 22.10.2021 N 4 стороны приостановили течение срока выполнения работ в указанном доме с 09.09.2021 до устранения обстоятельств, препятствующих их выполнению.
Посчитав, что дополнительные соглашения от 10.02.2021 N 2, от 13.07.2021 N 3 и от 22.10.2021 N 4, предусматривающее приостановление выполнения работ и продление сроков выполнения работ по договору, являются недействительными (ничтожными) сделками, прокуратура Ставропольского края обратилась в арбитражный суд с иском.
Заключенный между ответчиками договор по своей правовой природе является договором строительного подряда, который регулируется главой 37 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 702 Гражданского кодекса Российской Федерации, по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
По государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату (пункт 2 статьи 763 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно частям 1, 2 статьи 740 Гражданского кодекса Российской Федерации, по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену. Договор строительного подряда заключается на строительство или реконструкцию предприятия, здания (в том числе жилого дома), сооружения или иного объекта, а также на выполнение монтажных, пусконаладочных и иных неразрывно связанных со строящимся объектом работ. Правила о договоре строительного подряда применяются также к работам по капитальному ремонту зданий и сооружений, если иное не предусмотрено договором.
К спорному дополнительному соглашению подлежит применению Постановление Правительства РФ от 01.07.2016 N 615 "О порядке привлечения подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядке осуществления закупок товаров, работ, услуг в целях выполнения функций специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах" (Постановление Правительства РФ от 01.07.2016 N 615).
В силу пункта 223 Постановление Правительства РФ от 01.07.2016 N 615, предмет договора о проведении капитального ремонта, место оказания услуг и (или) проведения работ, виды услуг и (или) работ не могут изменяться в ходе его исполнения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Положением.
Сроки оказания услуг и (или) выполнения работ по договору о проведении капитального ремонта по соглашению сторон могут быть продлены на период действия одного из следующих обстоятельств при наличии документов, подтверждающих такие обстоятельства:
а) изменение объема оказываемых услуг и (или) выполняемых работ по договору о проведении капитального ремонта по соглашению сторон при согласовании таких изменений собственниками помещений в многоквартирном доме, уполномоченным представителем собственников таких помещений или органами местного самоуправления в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
б) недопуск собственниками помещений в многоквартирном доме подрядной организации к оказанию услуг и (или) выполнению работ по капитальному ремонту по причинам, не связанным с неисполнением или ненадлежащим исполнением такой организацией договора о проведении капитального ремонта;
в) приостановка оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту в связи с наступлением отопительного сезона и (или) неблагоприятных погодных условий.
В соответствии с пунктом 1 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Следовательно, если дополнительное соглашение продлевает сроки выполнения работ по договору о проведении капитального ремонта общего имущества МКД и для продления срока отсутствуют основания, предусмотренные пунктом 223 Постановления Правительства Российской Федерации от 01.07.2016 N 615, то дополнительное соглашение является недействительным по основанию, предусмотренному пунктом 1 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Из дополнительного соглашения от 10.02.2021 N 2 следует, что в связи с воспрепятствованием собственниками помещений в многоквартирных домах проведению работ по капитальному ремонту стороны пришли к соглашению о приостановлении срока выполнения работ с 20.01.2021 до устранения обстоятельств, препятствующих их выполнению.
После устранения факта воспрепятствования выполнению работ по капитальному ремонту, на основании письма комитета городского хозяйства администрации города Ставрополя от 31.05.2021 N 05/1-12/05-7011, заказчик и подрядчик заключили дополнительное соглашение от 13.07.2021 N 3 о пролонгации срока выполнения работ по капитальному ремонту в период с 20.01.2021 по 24.05.2021 на 124 календарных дня.
Судом установлено, что дополнительное соглашение от 13.07.2021 N 3 не вносит изменений в пункт 3.1 договора в части увеличения сроков выполнения ремонтных работ. Срок непосредственного выполнения работ подрядной организацией не изменился и составляет 150 календарных дней. Срок приостановления работ с 20.01.2021 (день составления актов установления факта воспрепятствования) по 24.05.2021 (день устранения факта воспрепятствования) составляет 124 дня, на которые пролонгирован договор. После подписания дополнительного соглашения от 13.07.2021 N 3 подрядчик продолжил выполнение работ в оставшейся части срока.
Дополнительное соглашение от 22.10.2021 N 4 заключено при наличии оснований, предусмотренных законом, и не нарушает законодательно установленный запрет.
С учетом установленных обстоятельств, суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции всесторонне и полно исследованы представленные суду доказательства и установленные обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, доводы истца, изложенные в апелляционной жалобе, были предметом рассмотрения суда первой инстанции, им дана надлежащая оценка, с которой суд апелляционной инстанции полностью согласен.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении исковых требований.
Доводы апелляционной жалобы о том, что продление дополнительными соглашениями срока выполнения работ на 124 дня фактически превышает срок выполнения работ по договору от 27.10.2020 N 408/20, подлежит отклонению, поскольку дополнительные соглашения не вносят изменений в пункт 3.1 договора в части увеличения сроков выполнения ремонтных работ, то есть срок выполнения работ подрядная организация не изменила.
Других доказательств в обоснование своих доводов, истцом суду апелляционной инстанции не представлено.
Учитывая установленные обстоятельства, суд апелляционной инстанции считает, что оснований для отмены обжалуемого судебного акта применительно к доводам, приведенным в апелляционной жалобе, не имеется.
Основания для переоценки обстоятельств, правильно установленных судом первой инстанции, у апелляционного суда отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 24.01.2023 по делу N А63-10828/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
З.М. Сулейманов |
Судьи |
Ю.Б. Луговая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-10828/2022
Истец: МИНИСТЕРСТВО ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ, Прокуратура Ставропольского края
Ответчик: НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ "ФОНД КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА ОБЩЕГО ИМУЩЕСТВА МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМОВ", ООО "АМАЛЬГАМА СК"
Третье лицо: КОМИТЕТ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА СТАВРОПОЛЯ, ТСЖ " КАРС"