город Омск |
|
01 июня 2023 г. |
Дело N А75-339/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 мая 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 июня 2023 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Солодкевич Ю.М., судей Рожкова Д.Г., Тетериной Н.В., при ведении протокола судебного заседания секретарём Губанищевой У.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-4919/2023) муниципального казенного учреждения Администрация городского поселения Игрим на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 27.03.2023 по делу N А75-339/2023 (судья Сердюков П.А.), принятое по иску муниципального унитарного предприятия "Теплосети Игрим" муниципального образования Березовский район (ОГРН 1188617017522, ИНН 8613007909) к муниципальному казенному учреждению Администрация городского поселения Игрим (ОГРН 1058603654889, ИНН 8613005891) о взыскании 507 192 руб. 23 коп., третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: общество с ограниченной ответственностью "Игримстрой" (ОГРН 1207200008212, ИНН 7203502930), Яппарова Миниса Абдуловна, Филипова Надежда Юрьевна, Администрация Березовского района (ОГРН 1028601579775, ИНН 8613002594),
УСТАНОВИЛ:
муниципальное унитарное предприятие "Теплосети Игрим" муниципального образования Березовский район (далее - предприятие, истец) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с иском к Администрации городского поселения Игрим (далее - администрация, ответчик), уточнённым в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о взыскании неосновательного обогащения, возникшего в результате поставки тепловой энергии в августе 2022 года в пустующие квартиры, принадлежащие муниципальному образованию, в размере 507 192 руб. 23 коп.
Определением от 13.02.2023 к участию в деле третьими лицами, не заявляющими самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Игримстрой" (далее - ООО "Игримстрой"), Яппарова Минис Абдуловна, Филипова Надежда Юрьевна, Администрация Березовского района.
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 27.03.2023 по делу N А75-339/2023 исковые требования удовлетворены, с ответчика в пользу истца взыскана задолженность в размере 503 633 руб. 76 коп., а также судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 13 073 руб. Предприятию из федерального бюджета возвращена государственная пошлина в размере 71 руб.
Не соглашаясь с принятым судебным актом, администрация (далее - заявитель) обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указал, что расчет истцом произведен в нарушение норм действующего законодательства.
Судебное заседание апелляционного суда проведено в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом уведомленных о времени и месте рассмотрения дела, в соответствии с частью 1 статьи 266 и частью 3 статьи 156 АПК РФ.
Проверив законность и обоснованность судебного акта в порядке статей 266, 270 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для изменения решения по настоящему делу.
Как следует из материалов дела, исходя из письма Администрации городского поселения Игрим от 17.04.2019 N 17/1150, истец с 01.01.2019 является единой теплоснабжающей организацией в пгт. Игрим, п. Ванзетур.
Истцом в адрес ответчика для подписания направлен проект договора об оплате услуг по теплоснабжению пустующих жилых (нежилых) помещений муниципального жилого фонда, предметом которого является оплата предприятию (исполнитель) расходов за предоставление услуги по теплоснабжению за незаселенные муниципальные жилые и пустующие муниципальные нежилые помещения многоквартирного дома (пункт 1.2 данного договора).
По условиям названного договора исполнитель принимает на себя обязательства предоставлять услуги по теплоснабжению незаселенных муниципальных жилых и пустующих муниципальных нежилых помещений в соответствии с обязательными требованиями, установленного качества и в необходимом объеме, безопасные для жизни, здоровья потребителей и не причиняющие вреда их имуществу (пункту 2.1.1 договора).
Со стороны ответчика данный договор не подписан.
Ссылаясь на осуществление в августе 2022 года теплоснабжения 156 пустующих муниципальных жилых помещений в отсутствие заключенного договора и неисполнение администрацией обязательств по оплате потребленных ресурсов, истец направил в адрес ответчика претензию от 25.11.2022 N 05/1780 с требованием об оплате задолженности за поставленную тепловую энергию.
Неисполнение ответчиком требований истца в добровольном порядке послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь статьями 210, 424, 539, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьёй 153 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), правовой позицией, изложенной в пункте 2 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.05.1997 N 14 "Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров", исходил из договорного характера отношений, возникших между сторонами в связи с фактическим потреблением ресурса, доказанности возникновения на стороне ответчика обязательств по оплате поставленной в указанные истцом пустующие муниципальные помещения тепловой энергии и отсутствия доказательств их исполнения.
Повторно исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Специфика отношений по поставке ресурсов через присоединенную сеть обусловлена тем, что при наличии надлежащего технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителя к сетям ресурсоснабжающей организации подача/потребление/отведение ресурса осуществляются непрерывно.
С учетом пункта 3 статьи 438 ГК РФ и правовых позиций, изложенных в пункте 2 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.05.1997 N 14 "Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров", пункте 3 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 17.02.1998 N 30 "Обзор практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения", фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны следует считать акцептом абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги (выполняющей работы), поэтому данные отношения должны рассматриваться как договорные, влекущие возникновение у потребителя обязанности возместить стоимость отпущенной ему тепловой энергии.
В соответствии со статьей 210 ГК РФ, частью 3 статьи 153, частью 1 статьи 154, частью 7.5 статьи 155, статьей 157.2 ЖК РФ, Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), у собственника жилых помещений имеется обязанность по оплате коммунальных услуг, если данная обязанность не возложена законом или договором на иное лицо.
Положения статьи 125 ГК РФ регламентируют участие публично-правового образования в гражданских правоотношениях через соответствующие органы государственной власти и местного самоуправления, действующие в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Действующее законодательство допускает участие публично-правовых образований в гражданском обороте в качестве потребителя энергетических ресурсов посредством задействования в энергетических правоотношениях имущества, принадлежащего на праве собственности публично-правовому образованию, в том числе в случае отсутствия договора энергоснабжения.
Из буквального толкования статей 214, 215 ГК РФ следует, что права публично-правового образования как собственника имущества, осуществляются органами, определяемыми согласно статье 125 ГК РФ, а состав имущества, находящегося в собственности публично-правового образования, включает в себя имущество, закрепленное за отдельными видами юридических лиц на основании ограниченных вещных прав (статьи 294, 296 ГК РФ), и казну публично-правового образования, состоящую из средств бюджета и иного имущества, не закрепленного за государственными (муниципальными) предприятиями и учреждениями.
До заселения жилых помещений муниципального жилищного фонда в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут органы местного самоуправления или управомоченные ими лица (часть 3 статьи 153 ЖК РФ).
В рассматриваемом случае администрацией не оспаривается факт нахождения в муниципальной собственности указанных истцом с учетом уточнения жилых помещений, а также факт поставки предприятием тепловой энергии в указанные жилые помещения и их потребления в заявленном размере.
Совокупность изложенного в отсутствие доказательств иного свидетельствует о возникновении на стороне муниципального образования городское поселение Игрим обязательств по оплате потребленной тепловой энергии.
Из совокупного толкования абзаца седьмого пункта 2, пункта 8, подпункта "а" пункта 32 Правил N 354 следует, что исполнителем является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги и имеющие право требовать внесения платы за потребленные коммунальные услуги, а также в случаях, установленных федеральными законами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, - уплаты неустоек (штрафов, пеней).
По общему правилу, закрепленному в пункте 13 Правил N 354, предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте "б" пункта 10 настоящих Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.
Вместе с тем, случаи, когда ресурсоснабжающая организация является исполнителем коммунальных услуг, в том числе, и при наличии принятого собственниками посещений в МКД решения о выборе способа управления МКД управляющей организацией, а также заключенного с такой управляющей организацией договора, предусмотрены пунктом 17 Правил N 354 (в частности, подпункты "г", "д", "е", "ж").
В таких случаях действующее законодательство содержит ограничение права получения ресурсоснабжающей организацией непосредственно от потребителей платы за ресурсы при управлении МКД управляющей организацией лишь в части, потребленной на содержание общего имущества в МКД.
В рассматриваемой ситуации согласно справке ООО "Игримстрой" от 07.12.2022 N 1/275, будучи управляющей организацией, осуществляющей свою деятельность на территории п. Игрим, при этом оказывает услуги по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов, исполнителем коммунальной услуги по отоплению в многоквартирных домах является МУП "Теплосети Игрим", данная организация заключает прямые договоры с жителями, осуществляет расчет, начисление и взимание платы за коммунальную услугу по отоплению напрямую.
Оснований полагать, что истцом в расчет стоимости потребленной ответчиком тепловой энергии включены объемы ресурсов, поставленных в целях содержания общего имущества многоквартирного дома, ответчиком не представлено и судом апелляционной инстанции не установлено.
Оценивая доводы сторон, суд апелляционной инстанции исходит из того, что сложившиеся между сторонами правоотношения по поставке коммунального ресурса на отопление жилых помещений в МКД, в силу положений статьи 426 ГК РФ являются публичными, в связи с чем МУП "Теплосети Игрим" как ресурсоснабжающая организация является экономически более сильной в нем стороной и профессиональным участником рынка теплоснабжения.
В связи с этим на ресурсоснабжающей организации как на лице, обратившемся в суд за взысканием долга по оплате поставленных ответчику ресурсов, лежит бремя доказывания их объема и стоимости (статьи 9, 65 АПК РФ).
В свою очередь, проверка представленного в подтверждение размера искового требования расчета как объема энергоресурса, так и его стоимости, на соответствие нормам материального права и фактическим обстоятельствам спора является обязанностью суда (статьи 168, 170 АПК РФ, пункт 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.2006 N 65 "О подготовке дела к судебному разбирательству").
Учитывая, что предметом спора является взыскание задолженности за поставленный коммунальный ресурс, следует руководствоваться общим правилом рассмотрения дел, носящих расчетный характер, согласно которым оценке подлежат все основания возникновения и уменьшения задолженности, критерии расчета. Общее правило, предусмотренное положениями части 1 статьи 65 АПК РФ, возлагает бремя доказывания обоснованности расчета заявленных исковых требований на истца.
Таким образом, само по себе непредставление ответчиком контррасчета не освобождает истца от обязанности обосновать произведенный им расчет, а суд - от проверки правильности такого расчета, в том числе на предмет подлежащих применению тарифа, норматива, коэффициентов за поставленный ресурс.
Проверив расчет предприятия (поступил по системе "Мой Арбитр" 16.03.2023), на соответствие нормам права, суд апелляционной инстанции признаёт его правильным.
В предусмотренных законом случаях исполнение договора оплачивается по ценам (тарифам, расценкам, ставкам и т.п.), устанавливаемым или регулируемым уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления (пункт 1 статьи 424 ГК РФ).
Цены на тепловую энергию являются регулируемыми (глава 3 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении").
Приказом Региональной службы по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 28 ноября 2017 года N 143-нп установлены тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям".
С 01.01.2019 МУП "Теплосети Игрим" является единой теплоснабжающей организацией в пгт. Игрим, п. Ванзетур.
Приказом Региональной службы по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 03 декабря 2019 года N 106-нп внесены изменения в приложение N 2 к приказу Региональной службы по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 28 ноября 2017 года N 143-нп, согласно которым утверждены тарифы для МУП "Теплосети Игрим".
Приказом Региональной службы по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 30 ноября 2021 года N 86-нп внесены изменения в приложение N 2 к приказу Региональной службы по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 28 ноября 2017 года N 143-нп, для населения тариф на тепловую энергию с июля по декабрь 2022 года установлен равным 2 049 руб. 77 коп./Гкал.
Согласно распоряжению администрации Березовского района Ханты-Мансийского автономного округа от 08.06.2022 N 384-р "Об установлении уровня при расчете платы граждан к установленным одноставочным тарифам на тепловую энергию, поставляемую муниципальным унитарным предприятием "Теплосети Игрим" на территории городского поселения Игшрим", в исковой период к действующему тарифу (2049,77 руб.) применялся уровень платы в размере 96,5%. Таким образом, тариф для жилых помещений составил: 2049,77 х 96,5% = 1978,03 руб., который и применен истцом в расчете.
В силу частей 1, 2 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.08.2012 N 857 "Об особенностях применения Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" установлено, что в целях определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению, предоставленную потребителю в не оборудованном индивидуальным прибором учета тепловой энергии жилом доме или в не оборудованном индивидуальным либо общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии жилом помещении (квартире) или нежилом помещении в многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принять решение об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно за все расчетные месяцы календарного года. В случае принятия указанного решения определение размера платы за коммунальную услугу по отоплению осуществляется в соответствии с Правилами расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению, утвержденными данным Постановлением (подпункт "а" пункта 1).
Согласно пункту 1 названных Правил в случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно за все расчетные месяцы календарного года размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется с применением коэффициента периодичности внесения потребителями платы за коммунальную услугу по отоплению, определяемого путем деления количества месяцев отопительного периода в году на количество календарных месяцев в году. В этом случае начисление платы за коммунальную услугу по отоплению осуществляется в каждом расчетном периоде календарного года.
В приказе Департамента жилищно-коммунального комплекса и энергетики Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 17.07.2019 N 10-нп "Об утверждении понижающих коэффициентов к нормативам потребления коммунальных услуг и нормативам расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды, для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению и признании утратившими силу некоторых приказов Департамента жилищно-коммунального комплекса и энергетики Ханты-Мансийского автономного округа-Югры" в приложении 15 таблице N 2 закреплен действующий норматив потребления коммунальных услуг (1-этажные многоквартирные и жилые дома со стенами из дерева, смешанных и других материалов постройки до 1999 года включительно) с 01.07.2019, Гкал на 1 м.кв, общей площади жилого помещения. Он равен 0,0430 Гкал, понижающий коэффициент составляет 0,8767. Таким образом, норматив потребления коммунальных услуг с 01.07.2019 составляет 0,377 Гкал.
Действующий норматив потребления коммунальных услуг (2-этажные многоквартирные дома со стенами из дерева, смешанных и других материалов постройки до 1999 года включительно) с 01.07.2019, Гкал на 1 м.кв общей площади жилого помещения. Он равен 0,0382 Гкал, понижающий коэффициент составляет 0,09162. Следовательно, норматив потребления коммунальных услуг с 01.07.2019 составляет 0,0350 Гкал.
Согласно приказу Департамента жилищно-коммунального хозяйств ХМАО-Югры от 17.07.2019 нормативы потребления утверждены с учетом коэффициента периодичности внесения платы (0,75).
Данные нормативы применены в расчете.
Как пояснил истец в дополнении к отзыву на жалобу, указание в расчетах коэффициента периодичности внесения платы (К) как единицу сделано для того, чтобы не "сбить" формулу exel.
При таких обстоятельствах и в отсутствие доказательств иного удовлетворение судом первой инстанции исковых требований в заявленном размере не может быть признано необоснованным.
Исходя из изложенного, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемого решения суда, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Поскольку администрация на основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождена от уплаты государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы, то государственная пошлина за подачу ею жалобы не распределяется апелляционным судом.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 270 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 27.03.2023 по делу N А75-339/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Ю.М. Солодкевич |
Судьи |
Д.Г. Рожков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-339/2023
Истец: МУП "ТЕПЛОСЕТИ ИГРИМ" МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ БЕРЕЗОВСКИЙ РАЙОН
Ответчик: МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ ИГРИМ
Третье лицо: Администрация Березовского района, ООО "Игримстрой", Филипова Надежда Юрьевна, Яппарова Минеса Абдуловна