г. Челябинск |
|
01 июня 2023 г. |
Дело N А47-14518/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 мая 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 июня 2023 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Камаева А.Х.,
судей Жернакова А.С., Колясниковой Ю.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шпанагель Т.О., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя - главы крестьянско-фермерского хозяйства Степаненкова Николая Алексеевича на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 03.03.2023 по делу N А47-14518/2022.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения указанной информации в сети Интернет, в судебное заседание не явились.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей.
Индивидуальный предприниматель - глава крестьянско-фермерского хозяйства Степаненков Николай Алексеевич (далее - заявитель, ИП - глава КФХ Степаненков Н.А., ОГРНИП 311565828600597) обратился в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Администрации Грачевского района Оренбургской области (далее - Администрация, ОГРН 1025602395697) о признании отказа от 24.08.2022 N 01/09-1771 о предоставлении испрашиваемого земельного участка без проведения торгов незаконным; об обязании предоставить в аренду заявителю земельный участок с кадастровым номером 56:10:0305001:247, площадью 502750 кв.м, местоположение земельного участка: Грачевский сельсовет, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования образуемого земельного участка: овощеводство, сроком на пять лет без проведения торгов (с учетом принятого судом уточнения иска в порядке статьи 49 АПК РФ, л.д. 46).
На основании статьи 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Насонов Владислав Дмитриевич, Смольянинов Сергей Владимирович (далее - третьи лица).
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 03.03.2023 (резолютивная часть от 22.02.2023) в удовлетворении заявленных требований отказано.
С вынесенным решением не согласился заявитель, обжаловав его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе ИП - глава КФХ Степаненков Н.А. (далее также - податель жалобы, апеллянт) просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
По мнению апеллянта, судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права.
Податель жалобы указывает, отказ Администрации в предоставлении земельного участка в аренду без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером 56:10:0305001:247 при поступлении заявления от ИП - глава КФХ "Степаненкова Н.А." могло иметь место в случае поступления заявлений об аренде вышеуказанного земельного участка от участников программы государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства, которыми могут являться сельскохозяйственные организации и крестьянские (фермерские) хозяйства. Лицами, заявившими о намерении приобрести испрашиваемый истцом земельный участок в аренду Смольяниновым С.В. и Носоновым В.Д. сведений о том, что они являются главой крестьянского (фермерского) хозяйства или сельхозпроизводителями, участвующими в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства, суду, не предоставлено.
Администрацией также не представлено заявлений о намерении участвовать в аукционе по продаже права на заключение договора аренды земельных участков с кадастровым номером 56:10:0305001:247 от глав крестьянского (фермерского) хозяйства, сельхозпроизводителей, участвующих в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства. Более того, администрацией письмом от 07.09.2022 N 01/09 сообщает о том, что лица, подавшие заявления о намерениях участвовать в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 56:10:0305001:247 сообщает, что указанные лица не являются участниками программы государственной поддержки в сфере сельскохозяйственного производства.
От ИП - глава КФХ Степаненкова Н.А. поступило ходатайства о рассмотрении апелляционной жалобы в его отсутствие.
Соответствующий требованиям части 2 статьи 262 АПК РФ отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 21.06.2022 постановлением администрации муниципального образования Грачевский район Оренбургской области N 881-п утверждена схема расположения земельного участка на территории муниципального образования Грачевский сельсовет из земель сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием - овощеводство, постановлением администрации муниципального образования Грачевский район Оренбургской области 14.07.2022 N 913-п внесены изменения в постановление от 21.06.2022 N 881п, которым уточнена схема расположения земельного участка.
Образованному земельному участку площадью 502750 кв.м присвоен кадастровый номер 56:10:0305001:247.
19.07.2022 года ИП - глава КФХ Степаненков Н.А. обратился с заявлением в администрацию о предоставлении в аренду без торгов земельного участка, с кадастровым номером 56:10:0305001:247, площадью 502750 кв.м из земель сельскохозяйственного назначения для овощеводства.
В соответствии с п.8 ст.10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", пунктами 1, 2 ст. 39.18 ЗК РФ на официальном информационном сайте в сети Интернет torgi.gov.ru размещалось извещение о приеме заявлений граждан и КФХ о намерении участвовать в аукционе, информация о возможном предоставлении в аренду земельного участка на 5 лет размещалась на официальном информационном сайте администрации муниципального образования Грачевский район Оренбургской области.
Заявки принимались в период с 22.07.2022 года по 22.08.2022 года.
В указанный период поступили 2 заявки о намерениях приобрести земельный участок в аренду с кадастровым номером 56:10:0305001:247, площадью 502750 кв.м: 26.07.2022 - от Насонова В.Д.; 02.08.2022 - от Смольянинова С.В.
Рассмотрев заявление ИП - глава КФХ Степаненкова Н.А. административный орган вынес решение об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении земельного участка, и о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предоставлении земельного участка на основании подпункта 2 пункта 7 статьи 39.18 ЗК РФ.
Полагая отказ Администрации в предоставлении земельного участка без проведения аукциона незаконным, ИП - глава КФХ Степаненкова Н.А. обратился в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что на основании подпункта 2 пункта 7 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), возможность предоставления земельного участка по указанному основанию (как участнику программы государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства) без проведения торгов связана с отсутствием заявлений от иных заинтересованных лиц о предоставлении данного земельного участка. Однако заявки о намерениях приобрести земельный участок в аренду с кадастровым номером 56:10:0305001:247, поступили только от двух участников аукциона, 26.07.2022 - от Насонова В.Д., 02.08.2022 - от Смольянинова С.В.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда первой инстанции, оценив доводы апелляционной жалобы заинтересованного лица, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены судебного акта.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (статья 65, часть 5 статья 200 АПК РФ).
Из буквального толкования положений части 4 статьи 200, статьи 201 АПК РФ следует, что основанием для признания недействительным ненормативного правового акта, незаконными действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, должностного лица является совокупность двух необходимых условий: несоответствие данного ненормативного правового акта закону и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Отсутствие хотя бы одного из указанных признаков является основанием для отказа в удовлетворении заявленного требования.
Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, регулируется положениями главы V.1 ЗК РФ.
Основания предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, указаны в пункте 1 статьи 39.1 ЗК РФ.
Оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Согласно подпункту 12 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка крестьянскому (фермерскому) хозяйству или сельскохозяйственной организации в случаях, установленных Закон N 101-ФЗ.
Пунктом 8 статьи 10 Закон N 101-ФЗ предусмотрено, что земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду на срок до пяти лет крестьянским (фермерским) хозяйствам, сельскохозяйственным организациям, участвующим в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства, для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности, без проведения торгов.
В случае, если в орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, поступило несколько заявлений о предоставлении такого земельного участка в аренду, то соответствующий земельный участок предоставляется в порядке, установленном статьей 39.18 ЗК РФ.
Исходя из приведенных положений, предоставление земельного участка без проведения торгов допускается только в отсутствие заявлений от других заинтересованных лиц. В целях выявления таких лиц статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено опубликование извещения о предоставлении земельного участка для соответствующих целей. Если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных лиц о намерении участвовать в аукционе не поступили, уполномоченный орган вправе предоставить земельный участок в аренду без торгов.
Данная правовая позиция отражена в пункте 1 Обзора судебной практики по делам, связанным с предоставлением земельных участков сельскохозяйственным организациям и крестьянским (фермерским) хозяйствам для ведения сельскохозяйственного производства, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23.12.2020.
Таким образом, возможность предоставления земельного участка по указанному основанию без проведения торгов связана с отсутствием заявлений от иных заинтересованных лиц о предоставлении данного земельного участка.
Вопреки доводам заявителя апелляционной жалобы судом первой инстанции правомерно учтено, что то обстоятельство, что не все заявившие о предоставлении такого земельного участка лица участвуют в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства, не имеет правового значения, поскольку наличие у одного из претендентов документов об участии в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства не влияет на общий порядок предоставления земельных участков, установленный статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации, при наличии заявлений иных заинтересованных лиц, также желающих приобрести право аренды в отношении такого земельного участка.
При этом ни Земельный кодекс Российской Федерации, ни Закон N 101-ФЗ не содержат иного порядка выявления лиц, заинтересованных в получении земельного участка по указанным основаниям, кроме порядка, указанного в статье 39.18 ЗК РФ.
В соответствии с пунктом 7 статьи 39.18 ЗК РФ в случае поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе уполномоченный орган в недельный срок со дня поступления этих заявлений принимает решение:
1) об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении земельного участка, и о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предоставлении земельного участка;
2) об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка лицу, обратившемуся с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка. В этом случае уполномоченный орган обеспечивает образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ и принимает решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
При исследовании обстоятельств настоящего спора судом установлено и материалами дела подтверждено, что ИП - глава КФХ Степаненков Н.А. 19.07.2022 обратился с заявлением в администрацию о предоставлении в аренду без торгов земельного участка, с кадастровым номером 56:10:0305001:247.
В соответствии с п.8 ст.10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", пунктами 1, 2 ст. 39.18 ЗК РФ на официальном информационном сайте в сети Интернет torgi.gov.ru размещалось извещение о приеме заявлений граждан и КФХ о намерении участвовать в аукционе, информация о возможном предоставлении в аренду земельного участка на 5 лет размещалась на официальном информационном сайте администрации муниципального образования Грачевский район Оренбургской области.
Заявки принимались в период с 22.07.2022 года по 22.08.2022 года.
В указанный период поступили 2 заявки о намерениях приобрести земельный участок в аренду с кадастровым номером 56:10:0305001:247, площадью 502750 кв.м: 26.07.2022 - от Насонова В.Д.; 02.08.2022 - от Смольянинова С.В.
В связи с поступлением от иных заинтересованных лиц заявки о намерениях приобрести земельный участок, заявителю отказано в предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду без проведения торгов.
В силу статей 67, 68 и 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению и с позиций их относимости, допустимости, достоверности, достаточности и взаимной связи в их совокупности.
Исследовав и оценив все имеющиеся в деле доказательства, а также доводы и возражения лиц, участвующих в деле, установив, что действия Администрации в части проведения торгов соответствуют требованиями действующего земельного законодательства Российской Федерации, учитывая, что основанием для отказа в предоставлении земельного участка заявителю без проведения торгов явилось поступление заявки о намерениях приобрести земельный участок от Насонова В.Д. и Смольянинова С.В., суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что оспариваемое решение Администрации Грачевского района Оренбургской области соответствует положениям действующего законодательства и, как следствие, не нарушает права и законные интересы заявителя. Совокупность условий, предусмотренная статьями 198, 200, 201 АПК РФ, и необходимая для признания оспариваемого постановления незаконным, в рассматриваемом случае отсутствует.
При таких обстоятельствах в удовлетворении заявленных требований отказано правомерно.
Доводы апелляционной жалобы об обратном основаны на неверном совокупном толковании приведенных нормативных положений земельного законодательства.
При рассмотрении дела судом установлены и исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства дела, им дана надлежащая правовая оценка, выводы, изложенные в решении, основаны на имеющихся в деле доказательствах, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме и подлежат отклонению в силу их несостоятельности.
Доводы заявителя жалобы сводятся по существу к несогласию с правильной оценкой судом первой инстанции верно установленных фактических обстоятельств дела и основаны на неверном толковании норм материального права, что не является основанием для отмены либо изменения судебного акта.
Подача заявления о предоставление земельного участка изменяет процедуру предоставления земельного участка сельхозназначения в аренду, расширяет состав заинтересованных лиц и не требует специального статуса у заявителя-гражданина.
При указанных обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе подлежат распределению в соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ и в силу оставления апелляционной жалобы без удовлетворения относятся на апеллянта.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 03.03.2023 по делу N А47-14518/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя - главы крестьянско-фермерского хозяйства Степаненкова Николая Алексеевича - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.Х. Камаев |
Судьи |
А.С. Жернаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-14518/2022
Истец: Индивидуальный предприниматель глава КФХ Степаненов Николай Алексеевич
Ответчик: Администрация Грачевского района Оренбургской области
Третье лицо: НАРЫШКИНА А.П, НАСОНОВ ВЛАДИСЛАВ ДМИТРИЕВИЧ, СМОЛЬЯНИНОВ СЕРГЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ, Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд