г. Москва |
|
31 мая 2023 г. |
Дело N А41-87489/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 мая 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 мая 2023 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Диаковской Н.В.,
судей Марченковой Н.В., Панкратьевой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Божиной П.И.,
при участии в заседании:
от ООО "ПрофХолод": Хальзова Е.И. по доверенности от 30.12.2022, диплом о высшем юридическом образовании;
от ООО "Ракон": Терехов С.В. по доверенности от 09.01.2023, диплом о высшем юридическом образовании, Ишмурзин Д.Р. по доверенности от 15.11.2022, диплом о высшем юридическом образовании; Золотова З.В. по доверенности от 15.11.2022, диплом о высшем юридическом образовании,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ПрофХолод"
на решение Арбитражного суда Московской области
от 21 марта 2023 года по делу N А41-87489/22,
по иску общества с ограниченной ответственностью "ПрофХолод"
к обществу с ограниченной ответственностью "Ракон"
о взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ПрофХолод" (далее - истец, ООО "ПрофХолод") обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Ракон" (далее - ответчик, ООО "Ракон") о взыскании стоимости испорченного груза в сумме 610 049 руб. 29 коп. и убытков в сумме 340 000 руб.
Решением Арбитражного суда Московской области от 21 марта 2023 года по делу N А41-87489/22 в удовлетворении исковых требований отказано (т. 1 л. д. 108-111).
Не согласившись с данным судебным актом, ООО "ПрофХолод" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также нарушены нормы материального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель ООО "ПрофХолод" поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, исковые требования удовлетворить.
Представители ООО "Ракон" возражали против доводов, изложенных в апелляционной жалобе, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выслушав объяснения представителей сторон, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, Десятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела и установлено судом, между ООО "Ракон" (экспедитор) и ООО "ПрофХолод" (клиент) был заключен договор на оказание транспортно-экспедиционных услуг от 22.01.2021 N 97 с протоколом разногласий от 22.01.2021, по условиям которого экспедитор обязуется за вознаграждение от своего имени и за счет клиента выполнить или организовать выполнение определенных настоящим договором услуг, связанных с перевозкой грузов от грузоотправителей до грузополучателей, указанных клиентом (т. 1 л. д. 9-11).
В пункте 2.6 договора в случаях, если предусмотрено письменным поручением клиента, организовать выполнение операций, непосредственно предшествующих и завершающих перевозку (упаковка, пакетирование, маркировка, пересчет, погрузо-разгрузочные работы и другие дополнительные операции).
Согласно пункту 3.4 договора клиент обязан, своевременно предоставить экспедитору следующие документы, необходимые для организации перевозки груза клиента:
- поручение на перемещение конкретного товара, которое должно содержать сведения о грузе (наименование, количество, вес, объем), точном месте принятия груза к перевозке, грузоотправителе, месте назначения, грузополучателе, о дополнительных требованиях к перевозке, инструкции по обращению с грузами, перевозимыми в особых условиях;
- накладную на предоставляемый экспедитору к перевозке груз с указанием вида, наименования, марки, веса, объема каждой единицы места перевозимого груза, а также количества мест перевозимого груза;
- сертификаты, карантинные свидетельства и другие документы, доказывающие легализацию товара на территории РФ;
- перевозочные и пропускные документы на право проезда к месту погрузки (выгрузки) груза клиента;
- информацию в письменной форме об условиях транспортировки опасных, скоропортящихся и иных грузов, требующих специальных условий перевозки;
- надлежаще оформленную доверенность.
Согласно пункту 3.11 договора до прибытия транспортного средства под погрузку клиент обязан подготовить и упаковать груз в тару, соответствующую ТУ/ГОСТ изготовителя, исключающую причинение вреда работникам и имуществу Экспедитора, перевозчиков, иных субподрядчиков. Таким образом, Экспедитор не несет ответственности за имущественный ущерб, причинённый Клиенту в случае сдачи груза к перевозке в ненадлежащей таре и упаковке.
Согласно пункту 6.6. договора экспедитор не несет ответственность за понесенные клиентом недостачи и/или порчи груза вызванных действиями и/или упущениями Клиента либо уполномоченных ими лиц. В случае, если повреждение или утрата груза произошла из-за отсутствия достоверной информации от клиента о свойствах груза, условиях перевозки, предъявляемых производителем, сроке его отгрузке и т.п. Экспедитор вправе не удовлетворять имущественные претензии клиента по этому поводу.
Согласно поручению от 21.07.2022 N 11200 экспедитор принял на себя обязательства по доставке груза клиента в адрес грузополучателя - ООО "АЛЦ СТРОЙ" по адресу: Амурская область, с. Ивановка, ул. Советская в срок до 22.08.2022 (т. 1 л. д. 20).
В соответствии с вышеуказанным поручением, по товарно-транспортной накладной от 25.07.2022 N 7051 был принят к перевозке груз - сэндвич-панели без каких-либо повреждений, что подтверждается отсутствием отметок о наличии повреждений груза, а также фотографиями с места отгрузки (т. 1 л. д. 21).
В исковом заявлении истец ссылается на то, что ООО "АЛЦ СТРОЙ" получило груз с выявленными повреждениями (царапины на лицевой поверхности сэндвич-панелей, нарушение в замковых соединениях) на сэндвич-панелях кровельных PIR ПКТ 988 1000 80 RAL 3003/ RAL 9003 (Профиль: Проф/Проф, л.с.: RAL 3003) - 22 шт. Помимо этого, верхние пачки сэндвич-панелей поступили без заводской упаковки, в контейнере отсутствовали термооболочка, стяжные ремни, проложка из 2-х листов ДВП для фиксации груза.
Данное обстоятельство послужило основанием для обращения ООО "ПрофХолод" в арбитражный суд с иском по настоящему делу.
Арбитражный апелляционный суд согласен с выводом суда первой инстанции о наличии оснований для отказа в удовлетворении исковых требований в связи со следующим.
В соответствии со статьями 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом и необоснованный односторонний отказ от их исполнения не допускается.
Согласно пункту 1 статьи 801 ГК РФ по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента - грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.
Условия выполнения договора транспортной экспедиции определяются соглашением сторон, если иное не установлено законом о транспортно-экспедиционной деятельности, другими законами или иными правовыми актами (пункт 3 статьи 801 ГК РФ).
В части 2 статьи 10 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" (далее - Устав автомобильного транспорта) грузоотправитель обязан подготовить груз к перевозке таким образом, чтобы обеспечить безопасность его перевозки и сохранность груза, а также не допустить повреждение транспортного средства, контейнера.
Погрузка грузов в транспортное средство, контейнер осуществляется таким образом, чтобы обеспечить безопасность перевозок грузов и их сохранность, а также не допустить повреждение транспортного средства, контейнера (пункт 9 статьи 11 Устава автомобильного транспорта).
Перевозчик не несет ответственности за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза, произошедшие ввиду ненадлежащей упаковки груза грузоотправителем, за исключением случаев, когда перевозчик принял на себя обязанность упаковать груз (пункт 2 Обзора судебной практики по спорам, связанным с договорами перевозки груза и транспортной экспедиции, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2017).
Таким образом, по общему правилу обязанность по подготовке груза к перевозке, его размещению и укладке в кузове транспортного средства, а также креплению груза возлагается на грузоотправителя, если договором обязанность упаковать груз не возложена на перевозчика.
В силу постановления Правительства Российской Федерации от 15.04.2011 N 272 "Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом" пункты транспортной накладной относительно параметров транспортного средства, необходимых для осуществления перевозки груза, рекомендации о предельных сроках и температурном режиме перевозки, подлежат определению и внесению в накладную фрахтователем, грузоотправителем, заказчиком на основании пункта 5 настоящих Правил. Грузоотправитель вправе отказаться от исполнения договора перевозки груза в случае предоставления перевозчиком транспортного средства, не пригодного для перевозке соответствующего груза (пункт 30 Правил).
Согласно пункту 3.5 договора клиент обязан отказаться от поданных контейнеров, непригодных для перевозки грузов.
Так, согласно протоколу осмотра письменных доказательств от 18 ноября 2022 года, составленный нотариусом г. Москвы Лопатченко И.А., зарегистрированного в реестре за N 77/701-н/77-2022-1-1742, с приложением инструкции разработанной Истцом по транспортировке, погрузке и разгрузке сэндвич-панелей, в которых описано какие грузовые транспортные средства, и каким образом рекомендована транспортировка и погрузка товара, изготовителем которых является Истец, указанно следующие:
- погрузка сэндвич-панелей или холодильных дверей в автомобиль осуществляется сбоку с двух сторон. Поэтому с обеих сторон кузова фуры должны располагаться сдвижные стойки;
- у водителя должны иметься крепежные ремни: от 6 до 10 штук. "ПрофХолод" не продает и не сдает в аренду крепежные ремни;
- погрузочно-разгрузочные работы. Упаковки PIR плит необходимо поднимать только по одной. Выбор транспорта для перевозки. Для перевозки чаще всего понадобится автотранспорт: автомобили с открытой площадкой, бортовые или тентованные фуры. Не все автомобили подходят для перевозки сэндвич-панелей или холодильных дверей.
- Упаковка сэндвич-панелей PIR. Углы упаковки защищены вертикальными металлическими уголками. Для пачек с кровельными панелями на углах дополнительно установлены картонные уголки, которые защищают от трения при транспортировке. Пачку обматывают стретч-пленкой с фиксацией верхнего слоя пленки. Перехлест пленки в слое - 35 - 40%. Пачку устанавливают на полистирольные бруски из плотного пенопласта толщиной 8 см и плотностью от 35 кг/м3. Количество брусков зависит от длины панелей (т. 1 л. д. 65-68).
В данной инструкции истца указанно, что транспортное средство, в которое погрузка с боку не возможна, является неправильной для перевозки, иначе панели будут повреждены при перевозке.
Также из приложенной инструкции по погрузке, транспортировке, разгрузке и хранению в пункте погрузочно-разгрузочные работы следует, что упаковки сэндвич- панелей необходимо поднимать только по одной. Запрещается передвигать панели толканием.
При этом в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции судом первой инстанции была исследована видеозапись погрузки сэндвич-панелей, предоставленная истцом.
Из видеозаписи следует, что погрузка сэндвич-панелей осуществлялась не по инструкции указанной выше.
Так погрузка панелей осуществлялась не по одной панели и толканием панелей сзади погрузчиком, пневмооболочка была расположена в количестве одной штуки, со слов представителя истца размеры которой составляли 200 х 90 сантиметров, что также противоречит инструкции истца.
Таким образом, истец - производитель вышеуказанных сэндвич-панелей, произвел их погрузку с нарушением собственных инструкций и рекомендаций, что стало причиной повреждения данных сэндвич-панелей.
Кроме того, согласно пункту 22 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.06.2018 N 26 "О некоторых вопросах применения законодательства о договоре перевозки автомобильным транспортом грузов, пассажиров и багажа и о договоре транспортной экспедиции" в соответствии с частью 2 статьи 10 Устава грузоотправитель обязан подготовить груз к перевозке таким образом, чтобы обеспечить безопасность его перевозки и сохранность, а также не допустить повреждение транспортного средства, контейнера. По общему правилу, перевозчик не несет ответственности за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза, произошедшие ввиду ненадлежащей упаковки груза грузоотправителем.
Перевозчик несет ответственность за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза, произошедшие ввиду ненадлежащей упаковки, если:
1) перевозчик принял на себя обязанность упаковать груз;
2) в момент принятия груза недостатки упаковки были явными либо известны перевозчику исходя из информации, предоставленной грузоотправителем, но перевозчик не сделал соответствующих оговорок в транспортной накладной (пункт 3 статьи 307 ГК РФ).
Бремя доказывания того, что груз утрачен или поврежден вследствие ненадлежащей упаковки, возложено на перевозчика (статья 796 ГК РФ, статья 56 ГПК РФ, статья 65 АПК РФ).
В силу прямого указания пункта 4 статьи 4 Федерального закона от 30.06.2003 N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности" при приеме груза экспедитор обязан проверить достоверность представленных клиентом необходимых документов, а также информации о свойствах груза, об условиях его перевозки и иной информации, необходимой для исполнения экспедитором обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции, после чего выдать клиенту экспедиторский документ и представить клиенту оригиналы договоров, заключенных экспедитором в соответствии с договором транспортной экспедиции от имени клиента на основании выданной им доверенности.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 23 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.06.2018 N 26 в силу статьи 796 ГК РФ, части 5 статьи 34 и статьи 36 Устава перевозчик несет ответственность за сохранность груза с момента принятия его для перевозки и до момента выдачи грузополучателю или управомоченному им лицу, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие вины грузоотправителя, в том числе ненадлежащей упаковки груза (статья 404 ГК РФ).
Как следует из материалов дела, на контейнере имелось неповрежденное запорно-пломбировочное устройство грузоотправителя, которое не вскрывалось, погрузка товара в контейнер производилась грузоотправителем. Номер клиентской пломбы 6824008. Во всех актах фигурирует именно данный номер пломбы. По данному факту претензия Истцом не заявлена и не оспаривалась.
В соответствии с пунктом 2.6. Главы 12 Технических условий размещения и крепления грузов в вагонах и контейнерах (утв. МПС РФ 27.05.2003 N ЦМ-943) устанавливаются правила крепления грузов, исключающее возможность его перемещений внутри контейнера, осуществляющееся путем установления заградительных щитов, которые могут выполняться в двух вариантах: с передачей продольных усилий от груза на угловые стойки дверного проема; с передачей продольных усилий на боковые стенки контейнера. В обоих вариантах основой щита служат три поперечные доски сечением 50 x 150 мм, расположенные широкой стороной в горизонтальной плоскости приблизительно на одинаковых расстояниях по высоте друг от друга. Нижняя из них укладывается на пол контейнера, вторая располагается на уровне середины высоты штабеля и третья - на уровне середины высоты верхнего яруса груза. Длина этих досок должна быть: в первом варианте исполнения щита - от 2310 до 2320 мм включительно, во втором - от 2410 до 2420 мм включительно.
Крепежный воздушный мешок (далее - пневмооболочка) применяется для раскрепления тарно-штучных, пакетированных грузов, бочек, рулонов различных габаритных размеров, в транспортных средствах морских, железнодорожных и автомобильных перевозок. Для применения пневмооболочки необходимо наличие жёсткой стенки в средстве транспортировки. Пневмооболочка заполняет пустое пространство между грузом и стеной или между упакованными грузами, надёжно фиксируя груз от смещения.
Пневмооболочка должна выдерживать без разрушения сжимающую максимальную допускаемую нагрузку.
Нагрузки, выдерживаемые пневмооболочкой при ее сжатии (несущая способность) в зависимости от ширины заполняемого зазора.
Перед использованием пневмооболочки необходимо изучить инструкцию по применению и следовать её указаниям. При размещении пневмооболочки, следует убедиться в том, что она не соприкасается с различными острыми предметами, углами паллет, поддонов и т.д. Чтобы избежать механических повреждений и проколов пневмооболочки следует защищать ее прокладочным материалом (картон, фанера, ДВП и т.п.) между ней и грузом. Нельзя превышать максимально допустимое давление, обозначенное для каждого типа пневмооболочки.
В пункте 4.1.7 Распоряжения от 18 ноября 2019 года Москва N 2560/р "Об утверждении Технических требований к средствам крепления грузов в вагонах и контейнерах с использованием воздушных пакетов (аэрбэгов) при перевозках железнодорожным транспортом и Порядка применения воздушных пакетов (аэрбэгов) взамен деревянных распорных элементов и конструкций при размешепии и креплении грузов в универсальных крытых вагонах и в крупнотоннажных контейнерах" указано, что при применении пневмооболочки для крепления груза ее размер в рабочем состоянии не должен превышать по высоте размер груза или стенки открытого транспортного средства. Для приведения в рабочее состояние пневмооболочка должна быть накачана воздухом до рабочего давления с учетом климатических условий по пути следования груза в соответствии с рекомендациями производителя. После установки площадь контактной поверхности пневмооболочки должна перекрывать не менее половины площади поверхности груза. Для обеспечения требуемой площади контакта при заданной величине заполняемого зазора должны применяться пневмооболочки, допустимые размеры.
Таким образом, при погрузке груза в контейнер истцом нарушены требования главы 12 раздела 2.6 Технических условий размещения и крепления грузов в вагонах и контейнерах (утв. МПС РФ 27.05.2003 N ЦМ-943), повлекшие повреждение груза, а также условия применения пневмооболочек.
В соответствии со статьей 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Между тем, доказательств образования дефекта груза во время его транспортировки ответчиком, истцом представлено не было.
Согласно условиям договора истец был обязан обеспечить упаковку и крепление груза по нормам, гарантирующим сохранность груза во время транспортировки.
Доказательств наличия повреждения контейнера, в котором происходила транспортировка груза в момент его принятии грузополучателем документально не подтверждено и сторонами не оспаривается.
Кроме того, согласно пункту 2.18 договора, пункта 4 приложения N 1 к договору по приемке контейнеров на складах клиентов, если в процессе выгрузки обнаружены какие-либо несоответствия, немедленно остановить разгрузку, сообщить об этом экспедитору далее составляется акт о произошедшем, где указывается все в подробностях за подписью ответственных лиц склада и ответственного лица экспедитора. В случае если груз не был выгружен и при открытии контейнера уже видны визуальные дефекты/повреждения груза незамедлительно сообщить экспедитору, для дальнейшего вызова Сюрвейера для независимой фиксации порчи груза.
Однако акт независимой экспертизы по состоянию груза, устанавливающий факт наступления ущерба, причины его возникновения, размер причиненного ущерба, истцом при предъявлении претензии представлен не был.
Представленные истцом фотоматериалы с места получения груза с выявленными повреждениями не содержат точного описание и фактический момент фиксации указанных повреждений груза.
Кроме того, доказательств образования дефекта груза во время его транспортировки ответчиком, учитывая согласованные сторонами условия договоров в части возложении на истца обязанности по обеспечению упаковки и креплении груза по нормам, гарантирующим сохранность груза во время транспортировки, истцом также не представлено.
Доказательств наличия повреждения контейнера, в котором происходила транспортировка груза, упаковки груза в момент его принятии грузополучателем документально не подтверждено.
Таким образом, в материалах дела отсутствуют доказательства в подтверждение причинно-следственной связи между поведением ответчика и причиненным ущербом истцу.
Исходя из изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении иска.
Возражениями, изложенными в жалобе, не опровергаются выводы суда первой инстанции. Несогласие с толкованием судом первой инстанции норм права, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судом допущены нарушения, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения.
Заявителем апелляционной жалобы не приведено фактов, которые не были учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу.
Учитывая изложенное выше, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 21 марта 2023 года по делу N А41-87489/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Диаковская |
Судьи |
Н.В. Марченкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-87489/2022
Истец: ООО "ПрофХолод"
Ответчик: ООО "РАКОН"