город Томск |
|
31 мая 2023 г. |
Дело N А45-26784/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 мая 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 мая 2023 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кривошеиной С. В.
судей Зайцевой О. О., Хайкиной С. Н.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Волковой Т. А. с использованием средств аудиозаписи рассмотрел апелляционную жалобу акционерного общества "КУДРЯШОВСКОЕ" (N 07АП-3563/2023) на решение от 16.03.2023 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-26784/2022 (судья Полякова В.А.) по заявлению акционерного общества "КУДРЯШОВСКОЕ" ИНН 5433142195 к Сибирскому межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования о признании незаконным предписания от 27.06.2022 N 3-512-в,
В судебном заседании принимают участие:
От заявителя: Лебедь А. В. по дов. от 01.01.2023, диплом; Филатова Ю. В. по дов. от 24.05.2023, диплом,
От заинтересованного лица: Черенев А. В. по дов. от 09.01.2023, диплом,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Кудряшовское" (далее - заявитель, АО "Кудряшовское", общество) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, о признании незаконным предписания Сибирского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 27.06.2022 N 3-512-в (с учётом акта проверки от 26.06.2022 N 3-512-в, разъяснений предписания, отзыва по настоящему делу) в части следующих выводов:
площади земель, подлежащих рекультивации (исключить земли лесного фонда из площади земель неразграниченной государственной собственности, подлежащих рекультивации в рамках предписания от 27.06.2022 N 3-512-в),
необходимости государственной экологической экспертизы проекта рекультивации земель в рамках исполнения предписания,
загрязнения земельных участков отходами производства (исключить вывод об отнесении вещества к отходам).
Решением от 16.03.2023 Арбитражного суда Новосибирской области в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось в апелляционный суд с жалобой, в которой просит обжалуемое решение отменить, принять по делу новый судебный акт.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что оспариваемое предписание в части оспариваемых выводов является необоснованным; органом, уполномоченным на осуществление федерального государственного земельного контроля (надзора) на землях сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", в силу п.8 Положения о федеральном государственном земельном контроле (надзоре), утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1081 "О федеральном государственном земельном контроле (надзоре)", является Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (ее территориальные органы); факт привлечения общества к ответственности за совершение административного правонарушения прямо не указывает на то, что нарушение почв произошло именно в результате нарушения требований законодательства об обращении с отходами производства и потребления; деятельность но обращению с отходами "навоз свиной" обществом не осуществляется; поскольку в деятельности общества отсутствуют признаки деятельности по обращению с отходами, в том числе размещению отходов (в понимании Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления"), соответственно отсутствуют основания для проведения экологической экспертизы; судом первой инстанции необоснованно сделан вывод о том, что для исполнения предписания достаточно разработать проект рекультивации земель и приступить к выполнению его технической части; проекты рекультивации земель из состава земель лесного фонда и проект рекультивации земель неразграниченной государственной собственности требуют различных путей их согласования, с учетом изложенного, предписание Управления и предписание Минприроды НСО N 1-ГЛКН от 05.12.2022 возлагают на общество двойную ответственность за причинение ущерба одним и тем же землям.
Управление в отзыве на жалобу не соглашается с ее доводами.
В судебном заседании представители сторон свои доводы поддержали.
Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва, проверив в соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) законность и обоснованность решения суда, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, Управлением Росприроднадзора в отношении общества проведена выездная внеплановая проверка земельных участков общества, расположенных в Колыванском районе Новосибирской области, в рамках федерального государственного земельного контроля (надзора), учётный номер контрольного (надзорного) мероприятия 54220861000102083822.
По результатам проверки составлен акт внеплановой выездной проверки от 27.06.2022 N 3-512-в, обществу выдано предписание об устранении выявленных нарушений от 27.06.2022 N 3-512-в.
Обществу предписано устранить следующие нарушения:
1) факт негативного воздействия на почвы на земельных участках с кадастровыми номерами 54:10:028210:5116, 54:10:028210:59 (в том числе территории водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы реки Амба), выразившийся в порче почв в результате загрязнения, возникшего при несоблюдении нормативов качества окружающей среды для почв (превышение содержания загрязняющих веществ в почве), срок устранения - 27.09.2022;
2) факт негативного воздействия на почвы, выразившийся в порче почв в результате уничтожения плодородного слоя почвы на части земельного участка с кадастровым номером 54:10:028210:59 и части земель неразграниченной государственной собственности вследствие перемешивания с грунтом, пропитанным отходами IV и V классов опасности, срок устранения - 27.09.2022;
3) факт негативного воздействия на почвы, выразившийся в порче почв при снятии и перемещении плодородного слоя почвы на земельном участке с кадастровым номером 54:10:028210:59, срок устранения - 27.09.2022.
Не согласившись с указанным предписанием, общество обратилось с настоящими требованиями в арбитражный суд.
Принимая решение, суд первой инстанции не нашел оснований для удовлетворения требований.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах) отходами производства и потребления (далее - отходы) являются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом. К отходам не относится донный грунт, используемый в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 4.1 Закона об отходах отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды на пять классов опасности: I класс -чрезвычайно опасные отходы; II класс - высокоопасные отходы; III класс -умеренно опасные отходы; IV класс - малоопасные отходы; V класс - практически неопасные отходы.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона об отходах индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I-V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I-V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
На основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I-IV классов опасности. Порядок паспортизации отходов и типовые формы паспортов отходов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществлять с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений (часть 3 статьи 14 Закона об отходах).
Отходы, образующиеся в производственной деятельности общества (навоз свиней свежий), относятся к отходам III класса опасности, согласно Каталогу отходов, утвержденным приказом Росприроднадзора от 27.05.2017 N 242 "Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов" (далее - ФККО).
Следовательно, навоз свиной свежий, являясь, в том числе, сырьем для органического удобрения, является также отходом согласно ФККО.
Кроме того, в соответствии с пунктом 1 Перечня нарушения требований к обращению побочных продуктов животноводства, в результате которых побочные продукты животноводства признаются отходами, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.10.2022 N 3256-р, хранение необработанных, непереработанных побочных продуктов животноводства вне специально оборудованных сооружений и (или) мест, предназначенных для хранения и (или) обработки, переработки побочных продуктов животноводства, в том числе навозохранилищ, пометохранилищ, признаются отходами.
Следовательно, Управление правильно указывает, что наличие (обнаружение) побочных продуктов животноводства вне специально оборудованных сооружениях и (или) мест, предназначенных для хранения и (или) обработки, является достаточным основанием для отнесения таких побочных продуктов к отходам.
При этом класс опасности отхода определяется не на основании федерального классификационного каталога отходов, а отходы исследуются в соответствии с Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 04.12.2014 N 536 "Об утверждении Критериев отнесения отходов к I-V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду".
Довод заявителя об отсутствии загрязнений отходами IV и V класса правомерно отклонен судом, поскольку в акте проверки, основанном на результатах экспертных исследований подробно указано количество нарушений, свидетельствующих о загрязнении почв именно отходами соответствующих классов опасности с превышением концентрации загрязняющих веществ.
В экспертном заключении по результатам экспертного сопровождения в рамках обеспечения государственного контроля (надзора) в сфере природопользования и охраны окружающей среды от 22.06.2022 N 8 (далее -экспертное заключение N 8) указаны площади загрязненных участков местности земельных участков с кадастровыми номерами 54:10:028210:5116 и 54:10:028210:59, кроме того, приложение N 3 к экспертному заключению N 8 содержит каталог координат загрязненных участков местности, а в приложении N 4 к экспертному заключению N 8 содержится схема расположения загрязненных участков. К экспертным заключениям прилагаются акты отбора проб, протоколы испытаний, протоколы биотестирования, на основании которых сделаны выводы в экспертных заключениях.
Следовательно, необоснованным является довод общества о том, что отсутствует конкретное указание на конкретные площадь и местоположение загрязненных или нарушенных участков почвы на указанных земельных участках, подлежащих рекультивации.
Общество ссылается также на то, что уполномоченным на осуществление федерального государственного земельного контроля (надзора) на землях сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", в силу п.8 Положения о федеральном государственном земельном контроле (надзоре), утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1081 "О федеральном государственном земельном контроле (надзоре)", является Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (ее территориальные органы), решение об отнесении побочных продуктов животноводства к отходам относится к ее ведению.
В соответствии с пунктами 9, 10 Положения о Федеральном государственном земельном контроле (надзоре), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1081, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (ее территориальные органы) осуществляет государственный земельный надзор за соблюдением:
а) обязательных требований по рекультивации земель при разработке месторождений полезных ископаемых, включая общераспространенные полезные ископаемые, осуществлении строительных, мелиоративных, изыскательских и иных работ, в том числе работ, осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей, а также после завершения строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, сноса объектов лесной инфраструктуры;
б) обязательных требований и обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состояние земель;
в) обязательных требований по использованию земельных участков и лесов в водоохранных зонах и прибрежных полосах водных объектов;
г) обязательных требований о запрете самовольного снятия, перемещения и уничтожения плодородного слоя почвы, а также порчи земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для окружающей. среды веществами и отходами производства и потребления;
д) исполнения предписаний об устранении нарушений обязательных требований, выданных должностными лицами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ее территориальных органов) в пределах их компетенции.
Полномочия, указанные в пункте 9 настоящего Положения, осуществляются в отношении земель всех категорий, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", виноградопригодных земель и земельных участков, предоставленных подведомственным Федеральной службе безопасности Российской Федерации организациям, на которых расположены объекты, используемые такими организациями.
Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2022 N 101- ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ) действие данного Федерального закона не распространяется на относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения садовые, огородные земельные участки, земельные участки, предназначенные для ведения личного подсобного хозяйства, гаражного строительства (в том числе строительства гаражей для собственных нужд), а также на земельные участки, на которых расположены объекты недвижимого имущества (за исключением жилых домов, строительство, реконструкция и эксплуатация которых допускается на земельных участках, используемых крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления своей деятельности.
На земельных участках с кадастровыми номерами 54:10:028210:5116, 54:10:028210:59 согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) от 12.05.2022 N КУВИ-001/2022-71043358 и N КУВИ-001/2022-70769314 об основных характеристиках и зарегистрированных правах, зарегистрированы объекты недвижимости.
В соответствии с выпиской из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 04.05.2022 N КУВИ-001/2022-66862113 земельный участок имеет категорию земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства, площадь участка 4077491 кв. м. Собственником земельного участка с кадастровым номером 54:10:028210:5116 с 11.07.2018 является АО "Кудряшовское".
В границах земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 54:10:028210:5116 расположены объекты недвижимости: КН 54:10:028210:4705, 54:10:028210:6378, 54:10:028210:6379, 54:10:028210:6380, 54:10:028210:6381, 54:10:028210:6382, 54:10:028210:6383, 54:10:028210:6384, 54:10:028210:6385, 54:10:028210:6386, 54:10:028210:6387, 54:10:028210:6388, 54:10:028210:6389, 54:10:028210:6390, 54:10:028210:6391, 54:10:028210:6392, 54:10:028210:6393, 54:10:028210:6394, 54:10:028210:6395, 54:10:028210:6396, 54:10:028210:6397.
Согласно выписке из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 05.05.2022 N КУВИ-001/2022-67953145 земельный участок имеет категорию земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства, площадь участка 3270659 кв. м. Собственником земельного участка с кадастровым номером 54:10:028210:59 является АО "Кудряшовское", собственность зарегистрирована с 15.06.2018.
В границах земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 54:10:028210:59 расположены объекты недвижимости:
54:10:028210:4596, 54:10:028210:4705, 54:10:028210:6359, 54:10:028210:6360, 54:10:028210:6363, 54:10:028210:6364, 54:10:028210:6367, 54:10:028210:6368, 54:10:028210:6371, 54:10:028210:6372, 54:10:028210:6375, 54:10:028210:6376 и др.
В связи с тем, что на земельных участках с кадастровыми номерами 54:10:028210:5116 и 54:10:028210:59 находятся объекты недвижимости, то участки не подлежат регулированию Законом N 101-ФЗ, следовательно, государственный земельный надзор на таких земельных участках уполномочено осуществлять Управление.
Учитывая, что в результате деятельности общества образуются отходы, в силу пункта 7.2 статьи 11 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" проекты рекультивации земель, которые использовались для размещения отходов производства и потребления, в том числе которые не предназначались для размещения отходов производства и потребления являются объектами государственной экологической экспертизы федерального уровня, в связи с чем проект рекультивации нарушенных земель, разработанный обществом, подлежит государственной экологической экспертизе в установленном порядке; доводы общества об обратном подлежат отклонению.
Общество также указывает на то, что в соответствии с требованиями Правил проведения рекультивации и консервации земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2018 N 800 "О проведении рекультивации и консервации земель", проекты рекультивации земель из состава земель лесного фонда и проект рекультивации земель не разграниченной государственной собственности требуют различных путей их согласования, с учетом целей осуществления рекультивации нарушенных земель, полагает, что оспариваемое предписание и предписание Минприроды НСО N 1-ГКЛН от 05.12.2022 возлагают на общество двойную ответственность за причинение ущерба одним и тем же землям, площади и координаты границ которых указаны в представленных в материалы дела схемах, составленных по результатам геодезических работ.
Между тем, обязанность согласования проекта рекультивации нарушенных земель предусмотрена в пункте 15 Правил проведения рекультивации и консервации земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2018 N 800, согласно которой проект рекультивации земель, за исключением случаев подготовки проекта рекультивации в составе проектной документации на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства и случаев, предусмотренных пунктом 23 настоящих Правил, проект консервации земель до их утверждения подлежат согласованию с:
а) собственником земельного участка, находящегося в частной собственности, в случае, если лицо, обязанное обеспечить рекультивацию земель, консервацию земель в соответствии с пунктом 3 настоящих Правил, не является собственником земельного участка;
б) арендатором земельного участка, землевладельцем, землепользователем в случае, если лицо, обязанное обеспечить рекультивацию земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, консервацию такого земельного участка в соответствии с пунктом 3 настоящих Правил, не является таким арендатором, землепользователем, землевладельцем;
в) исполнительным органом государственной власти и органом местного самоуправления, уполномоченным на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, в случае проведения рекультивации, консервации в отношении земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, лицами, указанными в пункте 3 или подпункте "б" пункта 4 настоящих Правил.
Суд первой инстанции верно указал, что частичное совпадение земельных участков, в отношении которых АО "Кудряшовское" выданы два предписания разными органами (Сибирским межрегиональным управлением Росприроднадзора и Минприроды Новосибирской области) не является препятствием для устранения выявленных нарушений, поскольку нарушения, указанные в предписаниях, не противоречат друг другу и должны быть устранены виновным лицом.
Различные пути согласования (на что ссылается апеллянт) не влияют на законность и исполнимость оспариваемого предписания.
Относительно довода общества о недостаточности срока для проведения рекультивации.
Согласно пункту 26 Правил рекультивации и консервации земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2018 N 800 (далее -Правила), лица, исполнительные органы государственной власти, органы местного самоуправления, указанные в пунктах 3 и 4 настоящих Правил, обязаны обеспечить разработку проекта рекультивации земель (за исключением случаев разработки такого проекта в составе проектной документации на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства) и приступить к рекультивации земель в срок, установленный решением или договором, на основании которых используются земли или земельный участок, проектной документацией на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, а в случаях, если указанными документами этот срок или проведение рекультивации земель не предусмотрены, или произошло нарушение земель лицами, не использующими земли или земельные участки на законном основании, или нарушение земель в результате природных явлений, в срок не позднее чем 7 месяцев со дня получения предписания, выданного Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору, Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии, о необходимости проведения рекультивации земель.
В соответствии с пунктом 7.2 статьи 11 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" объектом государственной экологической экспертизы федерального уровня является в том числе: проекты рекультивации земель, которые использовались для размещения отходов производства и потребления, в том числе, которые не предназначались для размещения отходов производства и потребления.
Следовательно, общество обязано в течение предоставленных 10 месяцев разработать проект рекультивации земель, провести государственную экологическую экспертизу федерального уровня и приступить к рекультивации нарушенных земель.
При этом понятие "приступить к рекультивации" не означает завершение работ по рекультивации в течение указанного срока, поскольку согласно пункту 8 указанных Правил, рекультивация земель, консервация земель осуществляются в соответствии с утвержденными проектом рекультивации земель, проектом консервации земель путем проведения технических и (или) биологических мероприятий.
Следовательно, чтобы приступить к рекультивации нарушенных земель в течение указанного в пункте 26 Правил срока, достаточно разработать проект рекультивации, провести его экологическую экспертизу и приступить к реализации технического этапа рекультивации.
При этом проект рекультивации земель должен включать в себя сроки проведения работ по рекультивации земель (пункт 14 Правил).
Как поясняет Управление, исполнение предписания будет установлено по результатам проверки, в ходе которой будет оцениваться принятие мер по устранению нарушений; при разработке проектной документации и прохождении ее экологической экспертизы в дальнейшем будут учтены новые сроки согласно проекту рекультивации.
Кроме того, ссылка общества на недостаточный срок для исполнения предписания подлежит отклонению в связи с тем, что в части 1 статьи 93 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" предусмотрено предоставление отсрочки исполнения предписания уполномоченным органом в силу объективных причин. При этом, как пояснили представители общества в судебном заседании, такие ходатайства общества были удовлетворены Управлением, срок исполнения предписания продлялся.
То, что общество по каким-либо причинам не успевает устранить выявленные нарушения в сроки, установленные в предписании, как правильно указало Управление, не свидетельствует о недействительности предписания.
Кроме того, судом первой инстанции обоснованно учтено, что вступившими в законную силу постановлениями от 07.09.2022 N З-512-в/1,3, от 09.09.2022 N З-512-в/2,4 установлена вина общества в совершении административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена статьями 8.6, 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Учитывая изложенное, оснований для удовлетворения доводов апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции не усматривает. Решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 16.03.2023 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-26784/2022 оставить без изменения, а апелляционную жалобу акционерного общества "КУДРЯШОВСКОЕ" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Новосибирской области.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
Председательствующий |
С. В. Кривошеина |
Судьи |
О. О. Зайцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-26784/2022
Истец: АО "КУДРЯШОВСКОЕ"
Ответчик: СИБИРСКОЕ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
Третье лицо: Седьмой арбитражный апелляционный суд