г. Тула |
|
30 мая 2023 г. |
Дело N А68-8346/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25.05.2023.
Постановление изготовлено в полном объеме 30.05.2023.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Тучковой О.Г., судей Афанасьевой Е.И., Волошиной Н.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Шамыриной Е.И., при участии от Управления Федеральной налоговой службы по Тульской области - представителя Урмановой А.С. (доверенность от 02.12.2022), в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной налоговой службы России по Тульской области на определение Арбитражного суда Тульской области от 07.03.2023 по делу N А68-8346/2021 (судья Лукинова Д.М.),
УСТАНОВИЛ:
Федеральная налоговая служба России обратилась в суд с заявлением о признании несостоятельным (банкротом) общества с ограниченной ответственностью "Торгсервис" (ИНН 7122500282, ОГРН 1097154021469) путем подачи документов с использованием сервиса "Мой арбитр" (согласно штампу 10.08.2021).
Определением Арбитражного суда Тульской области от 23.08.2021 заявление ФНС России о признании ООО "Торгсервис" банкротом принято к производству.
Определением суда от 07.03.2023 во введении наблюдения в отношении ООО "Торгсервис" отказано; производство по делу по заявлению ФНС России в лице УФНС по Тульской области о признании несостоятельным (банкротом) ООО "Торгсервис" прекращено.
Не согласившись с принятым судебным актом, уполномоченный орган обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит определение суда в части признания требований УФНС России по Тульской области необоснованными отменить.
Согласно части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Поскольку апеллянт обжалует определение в части, а другие лица, участвующие в деле, возражений не заявили, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность определения только в обжалуемой части.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителя уполномоченного органа, Двадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
ФНС России ООО "Торгсервис" выставлены требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для организаций, индивидуальных предпринимателей) по состоянию на 01.08.2016 N 245488, на 12.02.2016 N 2834, на 12.05.2016 N 243587, на 05.09.2016 N 3274, на 06.09.2016 N 3523, на 08.11.2016 N 5044, на 09.12.2016 N 5655, на 09.01.2017 N 5885, на 06.02.2017 N 6801, на 21.02.2017 N 262493, на 23.03.2017 N 8052, на 02.05.2017 N 276457, на 10.05.2017 N 277094, на 07.08.2017 N 286558, на 23.08.2017 N 13704, на 22.09.2017 N 15693, на 30.10.2017 N 291499, на 15.11.2017 N 17867, на 16.01.2018 N 19044, на 16.01.2018 N 19045, на 08.02.2018 N 295203, на 13.02.2018 N 20584, на 20.02.2018 N 295539, на 17.04.2018 N 20937, на 07.05.2018 N 299420, на 20.06.2018 N 21075, на 27.07.2018 N 302866, на 08.08.2018 N 21838, на 02.10.2018 N 23474, на 19.10.2018 N 305909, на 28.11.2018 N 24834, на 31.01.2019 N 310334, на 04.02.2019 N 310451, на 14.02.2019 N 310867, на 19.02.2019 N 25525, на 01.11.2019 N 47902, на 30.01.2020 N 19465, на 10.02.2020 N 24878, на 20.02.2020 N 29300, на 21.08.2020 N 52098, на 21.08.2020 N 52252, на 28.08.2020 N 52446, на 16.10.2020 N 63019, на 27.11.2020 N 64280.
Документы, подтверждающие направление вышеуказанных требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для организаций, индивидуальных предпринимателей) в адрес должника не представлены.
В связи с неисполнением ООО "Торгсервис" обязанности по уплате обязательных платежей на основании требований отраженных выше, уполномоченным органом в порядке статьи 46 Налогового кодекса приняты решения о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств (драгоценных металлов) на счетах налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента, банка, иного лица) в банках, а также электронных денежных средств от 07.09.2016 N 52885, от 08.07.2016 N 51713, от 20.06.2016 N 51281, от 12.10.2016 N 53561, от 24.10.2016 N 53829, от 26.10.2016 N 53966, от 09.01.2017 N 55510, от 27.01.217 N 56432, от 10.03.2017 N 58996, от10.04.2017 N 59907, от 18.04.2017 N 60254, от 05.06.2017 N 64266, от 03.07.2017 N 65792, от 04.09.2017 N 68719, от 25.10.2017 N 71329, от 17.11.2017 N 72430, от 28.11.2017 N 73091, от 18.01.2018 N 76549, от 18.01.2018 N 76548, от 28.02.2018 N 78471, от 28.02.2018 N 78472, от 21.03.2018 N 79775, от 09.04.2018 N 80791, от 24.04.2018 N 81943, от 23.05.2018 N 83219, от 20.06.2018 N 84554, от 11.07.2018 N 86222, от27.08.2018 N 88129, от 03.09.2018 N 89266, от 27.10.2018 N 91182, от 20.11.2018 N 92555, от 13.02.2019 N 94563, от 11.03.2019 N 3101, от 11.03.2019
N 3355, от 21.03.2019 N 3459, от 24.03.2019 N 3407, от 24.03.2019 N 3450, от 04.12.2019 N 9043, от 04.03.2020 N 1162, от 20.03.2020 N 3293, от 04.09.2020 N 3925, от 28.09.2020 N 4238, от 27.11.2020 N 4915, от 09.01.2021 N 9.
Документы, подтверждающие направление вышеуказанных решений о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств (драгоценных металлов) на счетах налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента, банка, иного лица) в банках, а также электронных денежных средств в адрес должника не представлены.
Впоследствии уполномоченным органом приняты постановления о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента, банка) от 12.09.2016 N 71510000675, от 24.07.2017 N 71510003146, от 06.09.2017 N 71510003854, от 21.02.2018 N 71510005061, от 11.07.2018 N 71510006182, от 26.07.2018 N 71510006554, от 31.08.2018 N 71510008634, от 11.09.2018 N 71510009090, от 29.10.2018 N 71510009905, от 05.02.2019 N 71510000204, от 21.02.2019 N 71510000400, от 26.03.2019 N 1158, от 26.03.2019 N 1267, от 26.03.2019 N 1069, от 26.03.2019 N 1899, от 12.12.2019 N 8874, от 18.03.2020 N 731, от 15.09.2020 N 2291, от 06.10.2020 N 2566, от 21.12.2020 N 3036, от 21.01.2021 N 312 (далее - постановления).
На основании постановлений о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента, банка) возбуждены исполнительные производства.
Исполнительное производство N 53570921/7119, возбужденное на основании постановления ФНС от 12.09.2016 N 71510000675 окончено 01.04.2019. Постановление от 12.09.2016 N 71510000675 повторно не направлялось в ФССП для исполнения.
Исполнительное производство N 53468259/7119, возбужденное на основании постановления ФНС от 24.07.2017 N 71510003146 окончено 20.03.2019. Постановление от 24.07.2017 N 71510003146 повторно не направлялось в ФССП для исполнения.
Исполнительное производство N 53571063/7119, возбужденное на основании постановления ФНС от 06.09.2017 N 71510003854 окончено 01.04.2019. Постановление от 06.09.2017 N 71510003854 повторно не направлялось в ФССП для исполнения.
Исполнительное производство N 53570921/7119, возбужденное на основании постановления ФНС от 12.09.2016 N 71510000675 окончено 01.04.2019. Постановление от 12.09.2016 N 71510000675 повторно не направлялось в ФССП для исполнения.
Исполнительное производство N 53571090/7119, возбужденное на основании постановления ФНС от 21.02.2018 N 71510005061 окончено 01.04.2019. Постановление от 21.02.2018 N 71510005061 повторно не направлялось в ФССП для исполнения.
Исполнительное производство N 53469595/7119, возбужденное на основании постановления ФНС от 11.07.2018 N 715100006182 окончено 20.03.2019. Постановление от 11.07.2018 N 715100006182 повторно не направлялось в ФССП для исполнения.
Исполнительное производство N 53571121/7119, возбужденное на основании постановления ФНС от 26.07.2018 N 71510006554 окончено 01.04.2019. Постановление от 26.07.2018 N 71510006554 повторно не направлялось в ФССП для исполнения.
Исполнительное производство N 53571163/7119, возбужденное на основании постановления ФНС от 31.08.2018 N 71510008634 окончено 01.04.2019. Постановление от 31.08.2018 N 71510008634 повторно не направлялось в ФССП для исполнения.
Исполнительное производство N 53571143/7119, возбужденное на основании постановления ФНС от 11.09.2018 N 71510009090 окончено 01.04.2019. Постановление от 11.09.2018 N 715100090905 повторно не направлялось в ФССП для исполнения.
Исполнительное производство N 53571186/7119, возбужденное на основании постановления ФНС от 29.10.2018 N 71510009905 окончено 01.04.2019. Постановление от 29.10.2018 N 71510009905 повторно не направлялось в ФССП для исполнения.
Исполнительное производство N 53571203/7119, возбужденное на основании постановления ФНС от 05.02.2019 N 71510000204 окончено 01.04.2019. Постановление от 05.02.2019 N 71510000204 повторно не направлялось в ФССП для исполнения.
Исполнительное производство N 5357092153571239/7119, возбужденное на основании постановления ФНС от 21.02.2019 N 71510000400 окончено 01.04.2019. Постановление от 21.02.2019 N 7151000040075 повторно не направлялось в ФССП для исполнения.
Исполнительное производство N 53571338/7119, возбужденное на основании постановления ФНС от 26.03.2019 N 1158 окончено 01.04.2019. Постановление от 26.03.2019 N 1158 повторно не направлялось в ФССП для исполнения.
Исполнительное производство N 53571281/7119, возбужденное на основании постановления ФНС от 26.03.2019 N 1267 окончено 01.04.2019. Постановление от 26.03.2019 N 1267 повторно не направлялось в ФССП для исполнения.
Исполнительное производство N 53571256/7119, возбужденное на основании постановления ФНС от 26.03.2019 N 1069 окончено 01.04.2019. Постановление от 26.03.2019 N 1069 повторно не направлялось в ФССП для исполнения.
Исполнительное производство N 53571310/7119, возбужденное на основании постановления ФНС от 26.03.2019 N 1899 окончено 01.04.2019. Постановление от 26.03.2019 N 1899 повторно не направлялось в ФССП для исполнения.
Исполнительное производство N 57156220/7119, возбужденное на основании постановления ФНС от 12.12.2019 N 8874 находится на исполнении.
Исполнительное производство N 58326927/7119, возбужденное на основании постановления ФНС от 18.03.2020 N 731 находится на исполнении.
Исполнительное производство N 59905837/7119, возбужденное на основании постановления ФНС от 15.09.2020 N 2291 находится на исполнении.
Исполнительное производство N 60060196/7119, возбужденное на основании постановления ФНС от 06.10.2020 N 2566 находится на исполнении.
Исполнительное производство N 60895990/7119, возбужденное на основании постановления ФНС от 21.12.2020 N 3036 находится на исполнении.
Исполнительное производство N 61222838/7119, возбужденное на основании постановления ФНС от 21.01.2021 N 312 находится на исполнении.
Аналогичные сведения отражены в ответе на запрос ФНС России от ФССП от 28.03.2022.
ФНС России вынесено решение о подаче в арбитражный суд заявления уполномоченного органа о признании должника несостоятельным (банкротом) по состоянию на 10.08.2021.
В ЕГРН отсутствует информация о правах должника на имеющиеся (имевшиеся) у него объекты недвижимости, что подтверждается уведомлением об отсутствии в едином государственном реестре недвижимости запрашиваемых сведений от 26.07.2021 N КУВИ-002/2021-65797675.
Согласно данным информационной системы Госавтоинспекции МВД России по состоянию на 29.03.2021 за должником зарегистрированы транспортные средства в количестве 26 единиц.
В базе данных инспекции Тульской области по государственному надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники (Гостехнадзор) по состоянию на 01.04.2021 отсутствует информация о регистрации (снятию с учета) самоходных машин и других видов техники должником.
По информации службы судебных приставов-исполнителей, отраженной в банке данных исполнительных производств, при проведении в отношении должника мероприятий исполнительного производства обнаружено имущество. Документы, подтверждающие реализацию указанного имущества, отсутствуют.
В соответствии с актом о писании групп объектов основных средств от 30.04.2015 N тс000000019, а также актам о списании автотранспортных средств от 30.04.2015 должником списаны основные средства: автомобиль ГАЗ 6611, автомобиль ЗИЛ 433362 К0520, автомобиль ГАЗ5312, КО-413 (мусоровоз), автомобиль ГАЗ 5314К0503, автомобиль УАЗ 31519, автомобиль ГАЗ 3307М39661, автомобиль ГАЗ 3307, автомобиль ГАЗ 533307, ЗИЛ ИИЗ 4502Ю автомобиль КАМАЗ 5511, автомобиль ГАЗ 3307, автомобиль УАЗ 31512-01, автомобиль ГАЗ 5204 АЦЗ3609, автомобиль ГАЗ 3503, автомобиль ПУМ 93.1, автомобиль ГАЗ 5312, автомобиль МАЗ ТЗА 755334, автомобиль ГАЗ 3307-39011, автомобиль ЗИЛ 133ГЯКО3575, автомобиль УАЗ 5551, ГАЗ 53КО503Б, автомобиль ГАЗ 31105.
Из приемо-сдаточных актов N 756 от 30.04.2015, N 757 от 30.04.2015, N 758 от 30.04.2015, N 759 от 30.04.2015, N 760 от 30.04.2015, N 761 от 30.04.2015, N 762 от 30.04.2015 N 763 от 30.04.2015, N 765 от 30.04.2015, N 766 от 30.04.2015, N 767 от 30.04.2015 N 768 от 30.04.2015, N 769 от 30.04.2015, N 770 от 30.04.2015, N 771 от 30.04.2015, N 772 от 30.04.2015, N 773 от 30.04.2015, N 764 от 30.04.2015, N 774 от N 775 от 30.04.2015, N 776 от 30.04.2015 следует, что транспортные средства, принадлежащие ООО "Торгсервис" переданы ООО "Вторресурс" в качестве лома и отходов.
Из отчета по основным средствам, представленным должником, а также письма от 22.11.2021 следует наличие у ООО "Торгсервис" транспортных средств: ГАЗ 66 1981 года выпуска, ГАЗ 3307 1992 года выпуска, ЗИЛ 130 ВС 22-М 1988 года выпуска.
Должником представлены заявления, которые направлялись в органы государственной регистрации транспортных средств, для снятия утилизированных транспортных средств с учета. Согласно пояснениям должника транспортные средства не сняты с учета по причине наложения арестов и иных ограничений.
Должником 21.01.2023 получены справки о снятии с учета транспортных средств, отраженных выше.
Из ответа Приокского управления Федеральной службы по экологическому, техническому и атомному надзору (Ростехнадзор) от 26.04.2021 следует отсутствие информации по учету технических устройств, используемых на опасных производственных объектах должником.
Согласно заявлению уполномоченного органа, финансирование процедуры банкротства из средств федерального бюджета не осуществляется, возможность покрытия судебных расходов по делу о банкротстве должника отсутствует.
ФНС России опубликовало уведомление (сообщение) N 09321420 от 13.08.2021 о намерении обратиться в суд с заявлением о признании должника ООО "Торгсервис" несостоятельным (банкротом).
Принимая обжалуемый судебный акт, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Частью 1 статьи 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) предусмотрено, что дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства).
При этом пунктом 1 статьи 32 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) установлено, что дела о банкротстве юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными Законом о банкротстве.
В соответствии со статьей 7 Закона о банкротстве правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом обладают должник, конкурсный кредитор, уполномоченные органы.
Пунктом 3 статьи 6 Закона о банкротстве предусмотрено, что производство по делу о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом при условии, что требования к должнику - юридическому лицу в совокупности составляют не менее трехсот тысяч рублей, к должнику - гражданину - не менее пятисот тысяч рублей, а также имеются признаки банкротства, установленные статьей 3 Закона о банкротстве.
Исходя из положений пункта 2 статьи 4 Закона о банкротстве для определения наличия признаков банкротства должника учитываются: размер денежных обязательств, в том числе размер задолженности за переданные товары, выполненные работы и оказанные услуги, суммы займа с учетом процентов, подлежащих уплате должником, размер задолженности, возникшей вследствие неосновательного обогащения, и размер задолженности, возникшей вследствие причинения вреда имуществу кредиторов, за исключением обязательств перед гражданами, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, обязательств по выплате компенсации сверх возмещения вреда, обязательств по выплате вознаграждения авторам результатов интеллектуальной деятельности, а также обязательств перед учредителями (участниками) должника, вытекающих из такого участия; размер обязательных платежей без учета установленных законодательством Российской Федерации штрафов (пеней) и иных финансовых санкций.
При этом в соответствии с пунктом 2 статьи 7 Закона о банкротстве право на обращение в арбитражный суд возникает у конкурсного кредитора, уполномоченного органа по денежным обязательствам с даты вступления в законную силу решения суда, арбитражного суда или судебного акта о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейского суда о взыскании с должника денежных средств.
Абзацем 3 пункта 2 статьи 7 Закона о банкротстве предусмотрено, что право на обращение в арбитражный суд возникает у уполномоченного органа по обязательным платежам по истечении тридцати дней с даты принятия решения, указанного в абзаце втором пункта 3 статьи 6 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 3 статьи 6 Закона о банкротстве требования уполномоченных органов об уплате обязательных платежей принимаются во внимание для возбуждения производства по делу о банкротстве, если такие требования подтверждены решениями налогового органа, таможенного органа о взыскании задолженности за счет денежных средств или иного имущества должника либо вступившим в законную силу решением суда или арбитражного суда.
Из пункта 7 статьи 41 Закона о банкротстве следует, что уведомление о направлении в арбитражный суд заявления уполномоченного органа о признании должника банкротом подлежит обязательному опубликованию путем включения его в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц в течение пяти рабочих дней с даты направления заявления в арбитражный суд.
Согласно пункту 2 статьи 3 Закона о банкротстве юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.
В соответствии с пунктом 2 статьи 33 Закона о банкротстве заявление о признании должника банкротом принимается арбитражным судом, если требования к должнику - юридическому лицу в совокупности составляют не менее чем триста тысяч рублей и указанные требования не исполнены в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены, если иное не предусмотрено Законом о банкротстве.
Как установлено ранее, требования заявителя к должнику подтверждены решениями налогового органа о взыскании задолженности за счет денежных средств или иного имущества должника.
При этом размер требования уполномоченного органа не соответствует условиям пункта 2 статьи 33 Закона о банкротстве, поскольку сумма долга перед ФНС России составляет менее трехсот тысяч рублей, в связи со следующим.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 10 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2016 (далее - обзор), в случае предъявления уполномоченным органом требований в отношении обязательных платежей суд проверяет, представлены ли в подтверждение этих требований достаточные доказательства наличия и размера задолженности по обязательным платежам.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в пункте 11 Обзора, требование уполномоченного органа об установлении в деле о банкротстве задолженности по обязательным платежам признается судом необоснованным, если возможность принудительного взыскания этой задолженности к моменту введения первой процедуры банкротства утрачена. Утрата возможности принудительного исполнения требований по обязательным платежам исключает возможность их удовлетворения в процедуре банкротства, что в соответствии со статьями 71, 100 Закона о банкротстве влечет признание данных требований необоснованными. Аналогичным образом возможность принудительного взыскания обязательных страховых взносов с должников - организаций и индивидуальных предпринимателей - утрачивается по истечении совокупности сроков, установленных статьями 19, 20 и 22 Закона о страховых взносах.
Пунктом 1 статьи 19 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) предусмотрено, что налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги, сборы, страховые взносы.
Согласно пункту 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Пунктом 2 статьи 45 НК РФ предусмотрено, что взыскание налога с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно абзацу 3 пункта 1 статьи 45 НК РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
При этом абзацем 2 пункта 2 статьи 52 НК РФ предусмотрено, что в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
В соответствии с пунктом 4 статьи 57 НК РФ в случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
Реализуя свои права, в отношении организаций и граждан, являющихся индивидуальными предпринимателями, налоговые органы обязаны соблюдать срок выставления требований об уплате налога (статья 70 НК РФ), срок взыскания задолженности за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банках (статья 46 НК РФ), срок для взыскания задолженности за счет иного имущества налогоплательщика только при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах в банках (статья 46, статья 47 НК РФ), срок для судебного взыскания недоимки (статья 48 НК РФ), срок для предъявления налоговым органом судебному приставу- исполнителю постановления о взыскании налогов за счет имущества должника.
При этом возможность принудительного взыскания утрачивается при истечении срока давности взыскания налогов в судебном порядке (статья 46, статья 48 Налогового кодекса Российской Федерации, пункты 55, 60 gостановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации"), взыскания налогов в административном порядке (статьи 46, 47 НК РФ), а также при пропуске налоговым органом срока предъявления судебному приставу-исполнителю для принудительного исполнения постановления о взыскании налогов за счет имущества должника.
Согласно пункту 6.1 статьи 21 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве) оформленные в установленном порядке акты органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств без приложения документов, указанных в части 6 настоящей статьи, могут быть предъявлены к исполнению в течение шести месяцев со дня их вынесения.
В соответствии с частью 1 статьи 46 Закон об исполнительном производстве исполнительный документ, по которому взыскание не производилось или произведено частично, возвращается взыскателю, в том числе если у должника отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание, и все принятые судебным приставом- исполнителем допустимые законом меры по отысканию его имущества оказались безрезультатными.
При этом часть 4 статьи 46 Закон об исполнительном производстве предусматривает, что извещение взыскателя о невозможности взыскания по исполнительному документу не является препятствием для повторного предъявления исполнительного документа к исполнению в пределах срока, установленного статьей 21 настоящего Федерального закона.
Согласно материалам дела, ФНС России извещена о невозможности взыскания по исполнительным документам на основании пункта 3 части 1 статьи 46 Закон об исполнительном производстве.
Согласно действующему законодательству после получения от судебного пристава-исполнителя постановления об окончании исполнительного производства ФНС России имела право повторно направить постановления на исполнение судебному приставу. Непринятие таких мер влечет утрату права на принудительное взыскание задолженности и пеней.
Из сведений о результатах исполнительного производства следует, что основанная часть исполнительных производств окончена 01.04.2019 либо 20.03.2019.
Заявителем подтверждено, что повторно в службу судебных приставов принятые налоговым органом решения (постановления) о взыскании налога, сбора, пеней, штрафа за счет денежных средств (имущества) налогоплательщика не направлялись.
Заявление о признании должника несостоятельным (банкротом) поступило в суд 10.08.2021, то есть за пределами сроков для принудительного взыскания задолженности (в отношении налоговой задолженности, по которой исполнительные производства окончены в 2019 году).
Суд области, изучив документы, представленные налоговым органом, пришел к обоснованному выводу о том, что срок для принудительного взыскания обязательных платежей (налогов, пени) в части задолженности, в отношении которой вынесены постановления от 12.09.2016 N 71510000675, от 24.07.2017 N 71510003146, от 06.09.2017 N 71510003854, от 21.02.2018 N 71510005061, от 11.07.2018 N 71510006182, от 26.07.2018 N 71510006554, от 31.08.2018 N 71510008634, от 11.09.2018 N 71510009090, от 29.10.2018 N 71510009905, от 05.02.2019 N 71510000204, от 21.02.2019 N 71510000400, от 26.03.2019 N 1158, от 26.03.2019 N 1267, от 26.03.2019 N 1069, от 26.03.2019 N 1899 истек.
При этом задолженность, в отношении которой вынесены постановления от 12.12.2019 N 8874, от 18.03.2020 N 731, от 15.09.2020 N 2291, от 06.10.2020 N 2566, от 21.12.2020 N 3036, от 21.01.2021 N 312 составляет 210 384 руб. 21 коп., в том числе пени.
В связи с изложенным, суд области пришел к выводу о несоответствии требований уполномоченного органа, условиям пункта 2 статьи 33 Закона о банкротстве.
Пунктом 3 статьи 48 Закона о банкротстве предусмотрено, что по результатам рассмотрения обоснованности заявления о признании должника банкротом арбитражный суд выносит одно из следующих определений: о признании требований заявителя обоснованными и введении наблюдения; об отказе во введении наблюдения и оставлении такого заявления без рассмотрения; об отказе во введении наблюдения и о прекращении производства по делу о банкротстве. Определение об отказе во введении наблюдения и о прекращении производства по делу о банкротстве выносится арбитражным судом при отсутствии заявлений иных кредиторов о признании должника банкротом в случае, если на дату заседания арбитражного суда по проверке обоснованности заявления о признании должника банкротом требование лица, обратившегося с этим заявлением, удовлетворено или требование кредитора признано необоснованным либо установлено отсутствие на дату подачи этого заявления хотя бы одного из условий, предусмотренных статьями 8, 9 или пунктом 2 статьи 33 настоящего Федерального закона.
Поскольку требование уполномоченного органа не соответствует пункту 2 статьи 33 Закона о банкротстве, при этом отсутствуют заявления иных кредиторов о признании должника банкротом, суд области пришел к верному выводу о необходимости отказа во введении процедуры наблюдения и прекращении производства по делу.
Абзацем 8 пункта 1 статьи 57 Закона о банкротстве предусмотрено, что арбитражный суд прекращает производство по делу о банкротстве в случае отсутствия средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве, в том числе расходов на выплату вознаграждения арбитражному управляющему.
В пункте 14 постановления Пленума ВАС РФ от 17.12.2009 N 91 "О порядке погашения расходов по делу о банкротстве" отражено, что если в ходе рассмотрения дела о банкротстве, в том числе при рассмотрении обоснованности заявления о признании должника банкротом, обнаружится, что имеющегося у должника имущества (с учетом планируемых поступлений) недостаточно для осуществления расходов по делу о банкротстве, судья по своей инициативе либо по ходатайству участвующего в деле лица назначает судебное заседание для рассмотрения вопроса о прекращении производства по делу. В определении о назначении судебного заседания участвующим в деле лицам предлагается сообщить, согласны ли они осуществлять финансирование дальнейших расходов по делу о банкротстве, и разъясняется, что если никто из них не даст согласия на такое финансирование, производство по делу о банкротстве будет прекращено на основании абзаца восьмого пункта 1 статьи 57 Закона о банкротстве. Согласие дается в письменном виде с указанием суммы финансирования. В отсутствие такого согласия либо при невнесении давшим его лицом по требованию судьи денежных средств на депозитный счет суда судья выносит определение о прекращении производства по делу на основании абзаца восьмого пункта 1 статьи 57 Закона о банкротстве.
При этом из разъяснений, отраженных в пункте 28 постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 N 60 "О некоторых вопросах, связанных с принятием Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" следует, что предусмотренное абзацем восьмым пункта 1 статьи 57 Закона основание для прекращения производства по делу о банкротстве (отсутствие средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве, в том числе расходов на выплату вознаграждения арбитражному управляющему) может быть применено судом по своей инициативе.
Судом области установлено и не опровергнуто лицами, участвующими в деле, фактическое отсутствие у должника имущества и денежных средств, необходимых для возмещения судебных расходов на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве, в том числе расходов на выплату вознаграждения арбитражному управляющему; имеющегося у должника имущество, очевидно, будет недостаточно для погашения всех необходимых расходов.
На депозит суда не внесены денежные средства для финансирования судебных расходов на проведение процедур, в деле о банкротстве, в том числе расходов на выплату вознаграждения арбитражному управляющему.
Уполномоченный орган в письменной форме и устно заявил об отсутствии возможности финансирования процедуры банкротства, а также покрытия судебных расходов в связи с делом о банкротстве.
В материалах судебного дела отсутствуют заявления (иные документы) лиц, участвующих в деле, содержащие письменное согласие осуществлять финансирование расходов по делу о банкротстве.
В апелляционной жалобе уполномоченный орган выражает несогласие с выводами суда первой инстанции, считает обжалуемый судебный акт необоснованным, вынесенным при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела. Указывает на то, что Межрайонной ИФНС России N 5 по Тульской области, а также ГУ ПФРФ в Дубенском районе Тульской области в установленный срок выставлены требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов в соответствии со ст. 69 НК РФ; Межрайонной ИФНС России N 5 по Тульской области, а также ГУ ПФРФ в Дубенском районе Тульской области в установленный срок выставлены соответствующие постановления о взыскании налога, сбора, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках, а также электронных денежных средств в соответствии со ст. 46 НК РФ; Межрайонной ИФНС России N 5 по Тульской области, а также ГУ ПФРФ в Дубенском районе Тульской области в установленный срок выставлены соответствующие постановления о взыскании налога, сбора, пени, штрафа, процентов за счет имущества налогоплательщика в соответствии со ст. 47 НК РФ. Обращает внимание на то, что срок хранения реестров почтовых отправлений в соответствии с приказом ФНС России от 02.11.2021 N ЕД-7-10/952@ составляет 4 года, в связи с этим представить реестры (доказательству направления) требований: N 245488, N 2834, N 243587, N 276457, N 277094, N 5885, N 6801, N 8052, N 5044, N 5655, N 262493, N 286558, N 35725, N 3523, N 3274, N 17867, N 17868, N 13704, N 15693, N 291499, N 19045, N 20584, N 295203, N 19044, N 295539, N 20937,: N 21075, N 299420, N 302866, N 21838, N 23474, N 305909, N 24834; а также решений: N 52885, N 51713, N 51281, N 64266, N 65792, N 58996, N 60254, N64059, N55510;N56432, N59907, N68719, N53561, N53966, N53829, N76548, N76549, N71329, N72430; N73091, N78472, N80791, N79775, N78471, N81943, N83219, N86222, N84554, N88129, N89266, N91182, N92555 с истекшим сроком давности не представляется возможным. Считает вывод суда о том, что размер требований уполномоченного органа не соответствует условиям пункта 2 статьи 33 Закона о банкротстве, поскольку сумма долга перед ФНС России составляет менее трехсот тысяч рублей, необоснованным, ввиду предоставления полного пакета документов, подтверждающего наличие задолженности в размере 689 887 руб. 85 коп., а также применения уполномоченным органом всех мер взыскания, предусмотренных законодательством о налогах и сборах. Считает вывод суда первой инстанции о необходимости в отношении задолженности ООО "Торгсервис" осуществить перерасчет безосновательным, поскольку в соответствии с ответом УГИБДД УМВД России по Тульской области от 10.02.2023 N10/1239, на основании возбужденных исполнительных производств от 16.02.2023, а также с учетом того, что транспортные средства в количестве 19 объектов сняты с учета только в 2023 году, а 9 объектов в настоящее время зарегистрированы за должником.
Доводы жалобы апелляционной коллегией рассмотрены и отклонены, поскольку они основаны на ошибочной оценке фактических обстоятельств дела и неверном толковании норм действующего законодательства, регулирующего спорные вопросы применительно к установленным судом обстоятельствам.
Определение об отказе во введении наблюдения и оставления заявления о признании несостоятельным (банкротом) выносится Арбитражным судом при отсутствии заявлений иных кредиторов о признании должника банкротом в случае, если на дату заседания арбитражного суда по проверке обоснованности заявления о признании должника банкротом требование лица, обратившегося с этим заявлением, удовлетворено или требование кредитора признано необоснованным, либо установлено отсутствие условий предусмотренных пунктом 2 статьи 33 Закона о банкротстве.
Из документов, представленных налоговым органом, следует, что срок для принудительного взыскания обязательных платежей (налогов, пени) в части задолженности, в отношении которой вынесены постановления от 12.09.2016 N 71510000675, от 24.07.2017 N 71510003146, от 06.09.2017 N 71510003854, от 21.02.2018 N 71510005061, от 11.07.2018 N 71510006182, от 26.07.2018 N 71510006554, от 31.08.2018 N 71510008634, от 11.09.2018 N 71510009090, от 29.10.2018 N 71510009905, от 05.02.2019 N 71510000204, от 21.02.2019 N 71510000400, от 26.03.2019 N 1158, от 26.03.2019 N 1267, от 26.03.2019 N 1069, от 26.03.2019 N 1899 истек, при этом задолженность, в отношении которой вынесены постановления от 12.12.2019 N 8874, от 18.03.2020 N 731, от 15.09.2020 N 2291, от 06.10.2020 N 2566, от 21.12.2020 N 3036, от 21.01.2021 N 312 составляет 210 384 руб. 21 коп., в том числе пени, что менее установленного в пункте 2 статьи 33 Закона о банкротстве размера.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что необходимые условия для введения процедуры наблюдения отсутствуют.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к иной, чем у суда, трактовке обстоятельств и норм права и не опровергают правомерности и обоснованности выводов арбитражного суда первой инстанции.
Доводы жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, не подтверждают неправильное применение судом норм материального и процессуального права, в связи с этим не могут служить основанием для отмены судебного акта.
Руководствуясь статьями 269, 271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Тульской области от 07.03.2023 по делу N А68-8346/2021 в обжалуемой части оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение одного месяца со дня изготовления постановления в полном объеме.
В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.Г. Тучкова |
Судьи |
Е.И. Афанасьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А68-8346/2021
Должник: ООО "Торгсервис"
Кредитор: Управление Федеральной налоговой службы по Тульской области
Третье лицо: Прошин С В