07 марта 2024 г. |
Дело N А84-6528/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 февраля 2024 года.
В полном объёме постановление изготовлено 07 марта 2024 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Мунтян О.И.,
судей Баукиной Е.А.,
Зарубина А.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Стефаненко В.М.,
от истца:
ООО "УК "СевРЭП" Зыкина Е.М. (дов. от 30.12.2023);
от ответчика:
НКО "ФСКР г.Севастополь" Подплёта А.А. (дов. от 21.12.2023);
Рошульская Т.П. (дов. от 09.01.2024)
от третьего лица:
Департамент городского хозяйства
города Севастополя не явились, извещены надлежаще;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу некоммерческой организации "Фонд содействия капитальному ремонту города Севастополя" на решение Арбитражного суда города Севастополя от 29 ноября 2023 года по делу N А84-6528/2023,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "СевРЭП" (далее - ООО "УК "СевРЭП") обратилось в Арбитражный суд города Севастополя с иском к некоммерческой организации "Фонд содействия капитальному ремонту города Севастополя" (далее - НКО "ФСКР г.Севастополь") о взыскании задолженности в сумме 152 100 рублей в качестве возмещения за работы по замене лифтового оборудования в многоквартирном доме, находящимся в управлении истца.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, судом привлечен Департамент городского хозяйства города Севастополя.
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 29 ноября 2023 года исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным решением суда, НКО "ФСКР г.Севастополь" обратилось в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Податель жалобы считает, что суд первой инстанции пришел к необоснованному выводу о том, что обязанность по проведению работ капитального характера возникает у ответчика именно с момента включения конкретного многоквартирного дома в Региональную программу.
Определением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 18.01.2024 апелляционная жалоба принята к производству, назначено судебное заседание.
ООО "УК "СевРЭП" в отзыве на апелляционную жалобу просит решение Арбитражного суда города Севастополя от 29 ноября 2023 года оставить без изменений, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представители ответчика поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил ее удовлетворить, обжалуемый судебный акт отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель истца в судебном заседании возражал против доводов, изложенных в апелляционной жалобе, просил отказать в ее удовлетворении обжалуемый судебный акт оставить без изменений.
Третье лицо, явку уполномоченного представителя в судебное заседание не обеспечило, о времени и месте судебного разбирательства извещено надлежащим образом.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru), что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
С учетом изложенного, суд счел возможным рассмотреть жалобу в отсутствие неявившегося представителя третьего лица по имеющимся в деле материалам.
Законность решения суда первой инстанции проверена в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
При повторном рассмотрении дела апелляционным судом установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения дела, обстоятельства.
Как следует из материалов дела, с 09 октября 2015 года ООО "УК СевРЭП" на основании протокола общего собрания собственников осуществляет управление общим имуществом собственников помещений многоквартирного жилого дома по ул. Пожарова, 20 корпус 3 в городе Севастополе (далее - МКД).
Указанный МКД является одно-подъездным десятиэтажным домом с 90 квартирами и 11 нежилыми помещениями, оборудованным грузопассажирским лифтом (заводской номер 232919/10).
Указанный дом включен в перечень многоквартирных домов, в отношении которых фонд капитального ремонта формируется на счете регионального оператора.
Согласно Региональной программе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории города федерального значения Севастополя, утвержденной постановлением Правительства Севастополя от 23 июля 2015 года N 672-ПП, плановый период капитального ремонт лифтов, лифтового оборудования установлен на 2044 -2046 г.г.
Подрядная организация, осуществляющая обслуживание лифтового оборудования многоквартирного дома, выявила его износ и письмом от 16.02.2023 сообщила управляющей компании о необходимости срочной замены детали оборудования.
Получив сообщение, управляющая компания 17 февраля 2023 направила региональному оператору требование о безотлагательном проведении работ капитального характера лифтового оборудования в многоквартирном доме N 20 по ул. Пожарова, корпус 3, г. Севастополь.
В ответ на обращение ответчик письмом от 09.03.2023 года N 544/03-03-07-03/02/23 сообщил, что работы по ремонту лифтов и лифтового оборудования включены в Региональную программу капитального ремонта общего имущества в МКД на 2044-2046 года, а также что для переноса срока капитального ремонта лифтового оборудования необходимо решение общего собрания собственников МКД (с условием одобрения 2/3 от общего числа голосов собственников жилых/нежилых помещений).
25.04.2023 ООО "УК "СевРЭП" обратилось в адрес Департамента городского хозяйства города Севастополя с заявлением о принятии решения по проведению капитального ремонта общего имущества МКД.
В своем ответе от 15.05.2023 N 655/01-03-04-03/02/23 Департамент сослался на те же основания отказа, что и ответчик.
Поскольку очередность проведения капитального ремонта для дома не была изменена, подрядной организацией по заданию и за счет истца были выполнены работы по капитальному ремонту лифтового оборудования вместо ответчика, в связи с их неотложностью и в целях безопасности жителей многоквартирного дома.
Осуществление ремонта, заключающегося в замене канатав многоквартирном доме N 20 по ул. Пожарова, корпус 3, г. Севастополь, стоимость такой замены на сумму 152 100,00 руб. подтверждаются актом N 198/2 от 10.03.2023 и счетом на оплату N 135 от 17.02.2023. Выполненные работы были оплачены истцом платежными поручениями N 66 от 17.02.2023, N 67 от 17.02.2023, N 70 от 18.02.2023.
Полагая, что расходы по ремонту лифтового оборудования подлежат возмещению за счет средств фонда, истец обратился в арбитражный суд с настоящим требованием.
Решением суда первой инстанции исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Заслушав пояснения представителей сторон, обсудив доводы апелляционной жалобы, исследовав в совокупности материалы дела, суд апелляционной инстанции, пришел к выводу, что обжалуемое решение суда первой инстанции подлежит отмене по следующим основаниям.
Принимая решение об удовлетворении иска, суд первой инстанции, исходя из того, что выполненные по заданию истца работы отнесены к работам капитального характера, посчитал, что израсходованные управляющей организацией денежные средства на выполнение капитальных работ подлежат возмещению региональным оператором за счет средств фонда капитального ремонта.
Судебная коллегия полагает ошибочным вывод суда первой инстанции о возникновении обязанности ответчика возместить расходы, понесенные истцом по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно части 2 статьи 189 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме в любое время вправе принять решение о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме по предложению лица, осуществляющего управление многоквартирным домом или оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, регионального оператора либо по собственной инициативе.
В случае принятия собственниками помещений в многоквартирном доме, которые формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, решения о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме и при этом невозможности использования средств фонда капитального ремонта на финансирование услуг и (или) работ по капитальному ремонту, предусмотренных принятым решением собственников помещений в многоквартирном доме, в определенные принятым решением сроки собственники помещений в этом доме вправе принять на общем собрании собственников помещений в этом доме решение о дополнительном взносе для оплаты указанных услуг и (или) работ и порядке его уплаты. При этом уплата таких платежей не может начинаться ранее чем за три календарных месяца до конечного срока выполнения указанных услуг и (или) работ, предусмотренных договором. Использование средств, сформированных за счет дополнительных взносов, осуществляется в порядке, установленном решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (ч. 1.1 ст. 158 ЖК РФ).
При этом, управляющие организации в любом случае отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором (п. 42 "Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491).
Таким образом, установление региональной программой капитального ремонта сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в будущие периоды времени, не исключает обязанности управляющей организации обеспечить надлежащее содержание общего имущества многоквартирных домов, в том числе путем проведения текущего и неотложного капитального ремонта.
В силу ч. 5 ст. 181 ЖК РФ в случае, если до наступления установленного региональной программой капитального ремонта срока проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме были оказаны отдельные услуги и (или) были выполнены отдельные работы по капитальному ремонту общего имущества в данном многоквартирном доме, предусмотренные региональной программой капитального ремонта, оплата этих услуг и (или) работ была осуществлена без использования бюджетных средств и средств регионального оператора и при этом в порядке установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме повторное оказание этих услуг и (или) повторное выполнение этих работ в срок, установленный региональной программой капитального ремонта, не требуются, средства в размере, равном стоимости этих услуг и (или) работ, но не свыше чем размер предельной стоимости этих услуг и (или) работ, определенный в соответствии с ч. 4 ст. 190 названного Кодекса, засчитываются в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, в счет исполнения на будущий период обязательств по уплате взносов на капитальный ремонт собственниками помещений в многоквартирных домах, формирующими фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора.
На основании ст. 15 Закона города Севастополя от 18.02.2015 N 118-ЗС "О капитальном ремонте общего имущества в многоквартирных домах на территории города Севастополя" в случае, если до наступления установленного региональной программой капитального ремонта срока проведения капитального ремонта были выполнены отдельные работы по капитальному ремонту, предусмотренные региональной программой капитального ремонта, оплата этих работ была осуществлена без использования бюджетных средств и средств регионального оператора и при этом в порядке установления необходимости проведения капитального ремонта повторное выполнение этих работ в срок, установленный региональной программой капитального ремонта, не требуется, средства в размере, равном стоимости этих работ, но не более размера установленной предельной стоимости работ, засчитываются в счет исполнения на будущий период обязательств по уплате взносов на капитальный ремонт собственниками помещений в данном многоквартирном доме при условии формирования фонда капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора.
Для зачета средств, предусмотренного настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирном доме представляют региональному оператору следующие документы: протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, содержащий решение о выполнении работ по капитальному ремонту с указанием перечня работ, их стоимости, порядка и источников их финансирования; договор о проведении работ по капитальному ремонту; акт приемки выполненных работ по указанному договору; документы, подтверждающие оплату выполненных работ по договору. Региональный оператор в месячный срок со дня поступления вышеперечисленных документов, проверяет достоверность сведений, содержащихся в представленных документах, соблюдение требований, предусмотренных законом, и принимает решение о зачете средств, израсходованных на капитальный ремонт, в счет исполнения на будущий период обязательств по уплате взносов на капитальный ремонт собственниками помещений в данном многоквартирном доме или об отказе в таком зачете, а также направляет собственникам помещений в многоквартирном доме уведомление о принятом решении.
По смыслу анализируемых положений жилищного законодательства, направленных на защиту интересов собственников жилья без ущерба для финансовой устойчивости регионального оператора, в случае, когда ремонт проведен по решению собственников за их счет раньше установленных региональной программой сроков, возместить понесенные расходы возможно лишь посредством зачета потраченной суммы в счет будущей обязанности по уплате взносов.
Нормы Жилищного кодекса Российской Федерации и Закона города Севастополя от 18.02.2015 N 118-ЗС "О капитальном ремонте общего имущества в многоквартирных домах на территории города Севастополя" не предусматривают возможности требовать возврата перечисленных в фонд и не израсходованных на капитальный ремонт денежных средств, либо использовать иные способы возмещения понесенных затрат.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Центрального округа от 25.09.2017 по делу N А14-14886/2015 (определением Верховного Суда Российской Федерации от 27.12.2017 N 310-ЭС17-21312 в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации отказано), постановлении Арбитражного суда Центрального округа от 12.07.2022 по делу N А48-4572/2021 (определением Верховного Суда Российской Федерации от 20.10.2022 N 310-ЭС22-15316 в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации отказано).
Сведения о том, что управляющая компания ранее обращалась к Фонду с заявлением о зачете в порядке, предусмотренном жилищным законодательством, в деле отсутствуют.
При вышеизложенных обстоятельствах в удовлетворении исковых требований надлежит отказать, а принятое по делу решение - отменить, в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 270 АПК РФ, ввиду несоответствия выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
Согласно части 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
В силу части 5 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением апелляционной, кассационной жалобы, распределяются по правилам, установленным настоящей статьей.
Руководствуясь статьями 110, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд, -
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Севастополя от 29 ноября 2023 года по делу N А84-6528/2023 отменить. Принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении исковых требований отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "СевРЭП" в пользу некоммерческой организации "Фонд содействия капитальному ремонту города Севастополя" государственную пошлину в связи с рассмотрением апелляционной жалобы в размере 3000 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 АПК РФ.
Председательствующий |
О.И. Мунтян |
Судьи |
Е.А. Баукина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А84-6528/2023
Истец: ООО "Управляющая компания "СевРЭП"
Ответчик: Некоммерческая организация "Фонд содействия капитальному ремонту города Севастополя"
Третье лицо: Департамент городского хозяйства города Севастополя