30 мая 2023 г. |
Дело N А83-8077/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 мая 2023 года.
В полном объёме постановление изготовлено 30 мая 2023 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Горбуновой Н.Ю., судей Зарубина А.В. и Рыбиной С.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Логуновым К.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Общества с ограниченной ответственностью "Р-15" и Муниципального казенного учреждения "Управление капитального строительства Администрации города Евпатории Республики Крым" на решение Арбитражного суда Республики Крым от 18 октября 2022 года по делу N А83-8077/2022,
по иску Муниципального казенного учреждения "Управление капитального строительства Администрации города Евпатории Республики Крым"
к Обществу с ограниченной ответственностью "Р-15"
о взыскании денежных средств,
при участии в судебном заседании:
- от Муниципального казенного учреждения "Управление капитального строительства Администрации города Евпатории Республики Крым" - Михайличенко Ольга Вячеславовна, представитель по доверенности от 01.12.2022 N 21/2022, представлен диплом о высшем юридическом образовании, личность установлена по паспорту гражданина Российской Федерации.
- от общества с ограниченной ответственностью "Р-15" - Маковеев Андрей Анатолиевич, директор, полномочия подтверждаются выпиской из ЕГРЮЛ, личность установлена по паспорту гражданина Российской Федерации.
УСТАНОВИЛ:
МКУ "Управление капитального строительства Администрации города Евпатории Республики Крым" обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с исковым заявлением к ООО "Р-15" о взыскании пени за период с 16.12.2020 г. по 24.12.2020 г. в сумме 180 135.18 руб., штрафа в сумме 333 358.73 руб., почтовых расходов в сумме 472.88 руб..
Определением АС РК от 11.10.2022 г. суд в порядке положений статьи 49 АПК РФ суд принял к рассмотрению заявление МКУ "Управление капитального строительства Администрации города Евпатории Республики Крым" об уточнении исковых требований N 01-16/б/н от 07.10.2022 г., согласно которого истец просил суд взыскать с ответчика пени за период с 16.12.2020 г. по 24.12.2020 г. в сумме 180 135.18 руб., штрафа в сумме 333 358.73 руб., почтовых расходов в сумме 1 006.88 руб.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 18.10.2022 исковые требования удовлетворены частично.
Взысканы с Общества с ограниченной ответственностью "Р-15" (ОГРН 1075074013112, ИНН 5036085053) в пользу Муниципального казённого учреждения "Управление капитального строительства Администрации города Евпатории Республики Крым" (ОГРН 1149102182635, ИНН 9110087900) пени за период с 16.12.2020 г. по 24.12.2020 г. в сумме 180 135.18 руб., почтовые расходы в сумме 1 006.88 руб.
Взыскана с Общества с ограниченной ответственностью "Р-15" (ОГРН 1075074013112, ИНН 5036085053) в доход федерального бюджета государственная пошлина в сумме 4 655.00 руб.
В удовлетворении оставшейся части требований отказано.
Не согласившись с указанным решением суда, истец и ответчик обратились в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, в которых просят решение суда первой инстанции отменить в обжалуемой части, принять по делу новый судебный акт.
Апеллянт - истец указывает, что суд первой инстанции ошибочно пришел к выводу, что условиями контракта прямо не предусмотрена обязанность подрядчика по внесению обеспечения выполнения гарантийных обязательств, в связи с чем, просит решение суда первой инстанции в этой части отменить.
Апеллянт - ответчик указывает на ошибочность вывода суда в определении размера взысканной суммы пени за просрочку исполнения подрядчиком своих обязательств, с учетом положения п. 11.13 произвел контррасчет, согласно которому сумма пени составляет 5 233,17 руб. Кроме того, апеллянт полагает, что суд первой инстанции необоснованно не применил ст. 333 ГК РФ, полагает, что решение суда подлежит в обжалуемой части отмене, с принятием нового акта об отказе в иске в полном объеме.
Более подробно доводы изложены в апелляционных жалобах.
Определением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 23.11.2022 года и 12.01.2023 года апелляционные жалобы на решение Арбитражного суда Республики Крым от 18.10.2022 года по делу N А83-8077/2022 приняты к производству и назначены к совместному рассмотрению в судебное заседание.
Судебные заседания неоднократно откладывались с целью установления всех фактических обстоятельств по делу.
В судебном заседании 23.05.2023 года апеллянты поддержали доводы, изложенные в апелляционных жалобах, просили решение суда первой инстанции отменить в обжалуемой части, апелляционные жалобы удовлетворить.
Апелляционным судом приобщены к материалам дела дополнительные доказательства в порядке ч. 2 ст. 268 АПК РФ, о чем вынесено протокольное определение.
В силу статьи 268 (частей 1 и 2) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело. Дополнительные доказательства принимаются арбитражным судом апелляционной инстанции, если лицо, участвующее в деле, обосновало невозможность их представления в суд первой инстанции по причинам, не зависящим от него, в том числе в случае, если судом первой инстанции было отклонено ходатайство об истребовании доказательств, и суд признает эти причины уважительными.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" разъяснил, что при решении вопроса о возможности принятия новых доказательств, в том числе приложенных к апелляционной жалобе, он определяет, была ли у лица, представившего доказательства, возможность их представления в суд первой инстанции или заявитель не представил их по независящим от него уважительным причинам. К числу уважительных причин, в частности, относятся: необоснованное отклонение судом первой инстанции ходатайств лиц, участвующих в деле, об истребовании дополнительных доказательств, о назначении экспертизы; наличие в материалах дела протокола, аудиозаписи судебного заседания, оспариваемых лицом, участвующим в деле, в части отсутствия в них сведений о ходатайствах или об иных заявлениях, касающихся оценки доказательств.
В настоящем деле дополнительные доказательства приобщаются с целью установления фактических обстоятельств по делу, учитывая спор между сторонами о датах подписания спорных актов по форме КС-2 и комплектности представленной подрядчиком документации при сдачи работ заказчику.
Законность решения суда первой инстанции проверена в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
При повторном рассмотрении дела апелляционным судом установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения дела, обстоятельства.
09.10.2020 г. между МКУ "Управление капитального строительства Администрации города Евпатории Республики Крым" и ООО "Р-15" был заключен контракт N 04-ЕП/2020.
Согласно пункту 1.1 контракта заказчик поручает, а подрядчик принимает на себя обязательства по выполнению строительно-монтажных работ по объекту: "Капитальный ремонт библиотеки МБУК "ЕЦБС", расположенной по адресу: 297408 РФ Республика Крым, г. Евпатория, пос. Мирный, ул. Сырникова, 22" в соответствии с проектно-сметной документацией, переданной заказчиком подрядчику в порядке, установленном пунктом 5.2.1 контракта, в срок, установленный пунктом 4.1. контракта и Графиком выполнения работ, утвержденным в порядке, установленном пунктом 5.4.4. контракта, по цене, указанной в пункте 2.1 контракта.
В соответствии с пунктом 2.1 контракта (в редакции дополнительного соглашения N 2 от 11.12.2020 г.) его цена составляет 6 671 674.56 руб. НДС не облагается. В случае если в ходе исполнения контракта уполномоченным государственным органом установлены обстоятельства, которые являются основанием для уплаты подрядчиком НДС, последний не вправе требовать от заказчика увеличения цены контракта на сумму НДС.
Расчет цены контракта приведен в сводной смете (Приложение N 1 к контракту) (пункт 2.1.1 контракта).
В цену контракта включены причитающееся подрядчику вознаграждение и стоимость всех затрат подрядчика, необходимых для выполнения работ, указанных в пункте 1.1 контракта, в том числе: стоимость всех работ согласно проектно-сметной документации; стоимость приобретения, поставки и монтажа необходимого для строительства и эксплуатации объекта оборудования, конструкций и материалов, поставляемых подрядчиком с выполнением погрузочно-разгрузочных работ; затраты на охрану объекта; транспортные расходы и получение разрешений на транспортировку грузов, доставляемых подрядчиком и привлекаемыми им субподрядчиками; накладные расходы, сметная прибыль, а также все налоги, действующие на момент заключения настоящего контракта; стоимость понесенных подрядчиком затрат при выполнении работ (в том числе коммунальные платежи, обслуживание, пожарная безопасность и др.); расходы на непредвиденные работы и затраты; затраты, связанные с действием других факторов, влияющих на выполнение сроков работ; инфляцию, расходы на непредвиденные работы и затраты; корректировку проектно-сметной документации и прохождение повторной государственной экспертизы проверки достоверности определения сметной стоимости строительства (при необходимости); расходы на подготовительные работы, проведение компенсационных мероприятий; затраты на утилизацию строительных отходов и возмещение за негативное воздействие на окружающую среду; другие затраты, прямо не поименованные в настоящем контракте, но необходимость которых вызвана выполнением обязательств подрядчиком в соответствии с пунктом 1.1 настоящего контракта по согласованию с заказчиком (пункт 2.1.2 контракта).
Авансирование выполнения работ не предусмотрено (пункт 3.1 контракта).
Оплата промежуточных платежей за принятые в соответствии с пунктами 7.1 и 7.2 контракта выполненные работы в размере 100 % от их стоимости осуществляется заказчиком в течение 30 календарных дней с даты подписания сторонами Акта о приемке выполненных работ по форме N КС-2 и Справки о стоимости выполненных работ и затрат N КС-3 на основании выставленного подрядчиком счёта на оплату работ, счета-фактуры (при необходимости) (пункт 3.2 контракта).
Пунктом 4.1 контракта предусмотрено, что работы, предусмотренные контрактом, выполняются в соответствии с Графиком выполнения работ (по форме согласно Приложению N 2 к контракту), согласованным сторонами в порядке, предусмотренном контрактом. При этом, началом выполнения работ является момент заключения контракта, а окончание выполнения работ должно произойти в срок до 15.12.2020 г.
В соответствии с пунктом 7.1 договора для учета выполненных работ и целей осуществления текущей оплаты работ в порядке, предусмотренном контрактом, подрядчик не позднее 25-го числа соответствующего календарного месяца направляет заказчику следующие отчетные документы, необходимые для сдачи-приемки выполненных работ, в том числе: Акты о приемке выполненной Работы по унифицированной форме N КС-2, оформленные согласно постановлению Госкомстата России от 11.11.1999 г. N 100 в 4 (четырех) экземплярах; Справку о стоимости выполненной работы по унифицированной форме NКС-3, оформленные согласно постановлению Госкомстата России от 11.11.1999 г. N100 в 3 (трех) экземплярах; комплект исполнительной документации на выполненные работы в составе и объеме, предусмотренном законодательством Российской Федерации и контрактом, в том числе на электронном носителе, с приложением перечня входящих в ее состав документов; общий журнал работ по унифицированной форме N КС-6, журнал учета выполненных работ по унифицированной форме N КС-ба; акты освидетельствования и испытания сетей инженерно-технического обеспечения - в 3 (трех) экземплярах; акты освидетельствования и результата скрытых работ в 3 (трех) экземплярах; сертификаты, технические паспорта, подтверждающие качество примененных материалов, изделий, конструкций, документы на материалы, указанные в КС-2 (счет-фактура при необходимости) - в 3 (трех) экземплярах; другие документы согласно приложений к настоящему контракту; счета на оплату работ и счета-фактуры (при необходимости).
Согласно пункту 7.2 контракта заказчик в срок не позднее 10 рабочих дней со дня получения от подрядчика уведомления о завершении работ и прилагаемых документов, указанных в пункте 7.1 контракта: осуществляет осмотр выполненных работ с участием подрядчика; осуществляет проверку сведений о видах и объемах фактически выполненных работ, содержащихся в представленных документах, па соответствие проектно-сметной документации; подписывает представленные акты о приемке выполненной Работы по унифицированной форме N КС-2, либо направляет подрядчику почтовым отправлением (либо с использованием иных средств связи и доставки корреспонденции) письменные возражения и (или) замечания с требованием об устранении выявленных недостатков (дефектов) работ и (или) документации.
Приемка результата работ осуществляется по Акту приемки законченного строительством объекта (унифицированная форма N КС-11), подписанному обеими сторонами, после предоставления подрядчиком обеспечения гарантийных обязательств в соответствии с разделом 14 контракта (пункт 7.13 контракта).
Пунктом 11.1 контракта предусмотрено, что за невыполнение или ненадлежащее выполнение обязательств по настоящему контракту стороны несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 11.3 контракта за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в следующем порядке (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 11.5 - 11. 6 контракта) 5 процентов цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно).
В соответствии с пунктом 11.26 контракта за нарушение сроков строительства объекта (реализации мероприятия) - в размере от 0,1 процента до 0,3 процента стоимости контракта, но не более 300 тыс. рублей за каждый день просрочки в соответствии с постановлением Правительства РФ от 11.08.2014 г. N 790 "Об утверждении федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2022 года".
Контракт вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения (пункт 18.1 контракта).
Настоящий контракт действует с момента подписания и до 31.12.2020 г. или до полного исполнения сторонами принятых на себя обязательств. Отношения по настоящему контракту прекращаются по завершении гарантийного срока с учетом его продления (пункт 18.2 контракта).
Срок действия настоящего контракта продлевается на период существования обстоятельств непреодолимой силы и устранения их последствий, а также в случае, оговоренном в пункте 9.1. настоящего контракта. Окончание срока действия контракта не освобождает стороны от исполнения принятых на себя обязательств. Окончание срока действия контракта не освобождает сторон от ответственности за его нарушение (пункт 18.3 контракта).
В рамках исполнения муниципального контракта в период с 09.10.2020 г. по 15.12.2020 г. между МКУ "Управление капитального строительства Администрации города Евпатории Республики Крым" и ООО "Р-15" подписаны следующие Акты о приемке выполненных работ: за октябрь 2020 г. от 15.10.2020 г. N 1 на сумму 1 940 346.00 руб.; за октябрь 2020 г. от 15.10.2020 г. N на сумму 143 406.00 руб.; за октябрь 2020 г. от 15.10.2020 г. N 3 на сумму 33 053.00 руб.; за ноябрь 2020 г. от 18.11.2020 г. N 4 на сумму 212 849.82 руб.; за ноябрь 2020 г. от 18.11.2020 г. N 5 на сумму 261 470.97 руб.; за ноябрь 2020 г. от 23.11.2020 г. N 6 на сумму 471 648.27 руб.; за ноябрь 2020 г. от 23.11.2020 г. N 7 на сумму 22 629.63 руб.; за ноябрь 2020 г от 23.11.2020 г. N 8 на сумму 37 826,72 руб.; за ноябрь 2020 г. от 30.11.2020 г. N 9 на сумму 347 394.62 руб.; за ноябрь 2020 г. от 30.11.2020 г. N 10 на сумму 47 707.04 руб.; за декабрь 2020 г. от 03.12.2020 г. N11 на сумму 90 865.71 руб.; за декабрь 2020 г. от 03.12.2020 г. N 12 на сумму 214 569.19 руб.; за декабрь 2020 г. от 07.12.2020 г. N 13 на сумму 251 156.27 руб.; за декабрь 2020 г. от 14.12.2020 г. N 18 на сумму 96 889.00 руб.; за декабрь 2020 г. от 15.12.2020 г. N 21 на сумму 174 009.90 руб.
С просрочкой исполнения обязательств по выполнению подрядчиком работ (после истечения установленного контрактом срока выполнения работ - 15.12.2020 г.) между заказчиком и подрядчиком в рамках муниципального контракта подписаны Акты о приемки выполненных работ за декабрь 2020 г. от 24.12.2020 г. N 14 на сумму 407 366.70 руб.; за декабрь 2020 г. от 24.12.2020 г. N 15 на сумму 849 521.11 руб.; за декабрь 2020 г. от 24.12.2020 г. N 16 на сумму 126 339.75 руб.; за декабрь 2020 г. от 24.12.2020 г. N 17 на сумму 14 273.39 руб.; за декабрь 2020 г. от 24.12.2020 г. N 19 на сумму 406 362.00 руб.; за декабрь 2020 г. от 24.12.2020 г. N 20 на сумму 332 770.00 руб.; за декабрь 2020 г. от 21.12.2020 г. N 22 на сумму 61 575.95 руб.; за декабрь 2020 г. от 21.12.2020 г. N 23 на сумму 127 641.52 руб.
Акт приемки капитального ремонта N 1 по объекту подписан между МКУ "Управление капитального строительства Администрации города Евпатории Республики Крым" и ООО "Р-15" 26.12.2020 г. на сумму 6 671 674.56 руб.
В срок до 15.12.2020 г. года ООО "Р-15" выполнены, а МКУ "Управление капитального строительства Администрации города Евпатории Республики Крым" приняты работы на сумму 4 345 822.14 руб., принятых по Актам N 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 18, 21.
Ссылаясь на то, что с просрочкой исполнения обязательств за период с 16.12.2020 г. по 24.12.2020 г. ООО "Р-15" работы выполнены на сумму 2 325 850.42 руб. (принятых по Актам N 14, 15, 16, 17, 19, 20, 22, 23) МКУ "Управление капитального строительства Администрации города Евпатории Республики Крым" направило в адрес ООО "Р-15" претензию N 01-16/540 от 03.06.2021 г. с требованием об оплате штрафа за необеспечение гарантийных обязательств и пени за просрочку исполнения обязательств.
Требования заказчика остались без удовлетворения, в связи с чем, истец обратился в суд с настоящим исковым заявлением о взыскании неустойки за нарушение сроков выполнения работ, штрафа за ненадлежащее исполнение обязательств по контракту.
Обсудив доводы апелляционных жалоб, исследовав в совокупности материалы дела, суд апелляционной инстанции, пришел к выводу, что обжалуемое решение суда первой инстанции подлежит отмене по следующим основаниям.
Квалифицируя спорные правоотношения сторон, суд первой инстанции верно признал их сложившимися в рамках исполнения контракта от 09.10.2020 г. N 04-ЕП/2020, соответствующего признакам договора подряда, правовое регулирование которого предусмотрено главой 37 ГК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 702 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
В силу пункта 2 статьи 702 ГК РФ к отдельным видам договора подряда (бытовой подряд, строительный подряд, подряд на выполнение проектных и изыскательских работ, подрядные работы для государственных нужд) положения, предусмотренные настоящим параграфом, применяются, если иное не установлено правилами настоящего Кодекса об этих видах договоров.
По договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену (пункт 1 статьи 740 ГК РФ).
Согласно ст. 743 ГК РФ подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие, предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ. Договором строительного подряда должны быть определены состав и содержание технической документации, а также должно быть предусмотрено, какая из сторон, и в какой срок должна предоставить соответствующую документацию.
По правилу, установленному пунктом 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской федерации неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
Юридически значимыми обстоятельствами делу о взыскании неустойки ввиду просрочки подрядчиком (поставщиком) сроков выполнения работ (поставки) являются: факт наличия договорных обязательств, а также их квалификация, как поставки и (или) подряда; согласование срока выполнения работ (поставки); нарушение сроков начала и (или) окончания работ (поставки).
Из положений пункта 1.1 контракта усматривается, что заказчик поручает, а подрядчик принимает на себя обязательства по выполнению строительно-монтажных работ по объекту: "Капитальный ремонт библиотеки МБУК "ЕЦБС", расположенной по адресу: 297408 РФ Республика Крым, г. Евпатория, пос. Мирный, ул. Сырникова, 22" в соответствии с проектно-сметной документацией, переданной заказчиком подрядчику в порядке, установленном пунктом 5.2.1 контракта, в срок, установленный пунктом 4.1. контракта и Графиком выполнения работ, утвержденным в порядке, установленным пунктом 5.4.4. контракта, по цене, указанной в пункте 2.1 контракта.
В соответствии с пунктом 2.1 контракта (в редакции Дополнительного соглашения N 2 от 11.12.2020 г.) его цена составляет 6 671 674.56 руб., НДС не облагается. В случае, если в ходе исполнения контракта уполномоченным государственным органом установлены обстоятельства, которые являются основанием для уплаты подрядчиком НДС, последний не вправе требовать от заказчика увеличения цены контракта на сумму НДС.
Пунктом 4.1 контракта предусмотрено, что работы, предусмотренные контрактом, выполняются в соответствии с Графиком выполнения работ (по форме согласно Приложению N 2 к контракту), согласованным сторонами в порядке, предусмотренном контрактом. При этом, началом выполнения работ является момент заключения контракта, а окончание выполнения работ должно произойти в срок до 15.12.2020 г..
В обоснование факта просрочки исполнения обязательств по контракту истец ссылается на Акты о приемке выполненных работ за декабрь 2020 г. от 24.12.2020 г. N 14 на сумму 407 366.70 руб.; за декабрь 2020 г. от 24.12.2020 г. N 15 на сумму 849 521.11 руб.; за декабрь 2020 г. от 24.12.2020 г. N 16 на сумму 126 339.75 руб.; за декабрь 2020 г. от
24.12.2020 г. N 17 на сумму 14 273.39 руб.; за декабрь 2020 г. от 24.12.2020 г. N 19 на сумму 406 362.00 руб.; за декабрь 2020 г. от 24.12.2020 г. N 20 на сумму 332 770.00 руб.; за декабрь 2020 г. от 21.12.2020 г. N 22 на сумму 61 575.95 руб.; за декабрь 2020 г. от 21.12.2020 г. N 23 на сумму 127 641.52 руб..
Истец просил суд взыскать с ответчика пеню за период с 16.12.2020 г. по 24.12.2020 г. в сумме 180 135.18 руб.
В суде первой инстанции ответчик факт просрочки не оспаривал, однако, не соглашался с применением в расчете суммы пени п. 11.26 контракта, полагая, что подлежит применению п. 11.13 контракта.
В апелляционной инстанции ответчик оспаривал и факт просрочки исполнения обязательства и расчет суммы пени, в том числе по ст. 333 ГК РФ.
Коллегия судей, оценивая данный довод апеллянта, пришла к следующему выводу.
Согласно части 7 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" установлено: "Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены контракта (отдельного этапа исполнения контракта), уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом (соответствующим отдельным этапом исполнения контракта) и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления пени.
В соответствии с пунктом 11.13 контракта установлено следующее: "11.13. Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления пени".
В Разделе V. Механизм реализации Программы федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2025 года", утвержденной Постановлением Правительства РФ от 11.08.2014 N 790 установлено, что Государственные контракты, заключаемые в установленном порядке с исполнителями мероприятий Программы, должны содержать условия об ответственности исполнителя мероприятий Программы за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств, в том числе право требования от исполнителя мероприятий Программы уплаты неустойки (пеней) в случае: нарушения срока получения положительного заключения государственной экспертизы на проектную документацию и результаты инженерных изысканий по объекту - в размере 0,5 процента стоимости контракта, но не более 500 тыс. рублей за каждый день просрочки; нарушения срока ввода объекта в эксплуатацию - в размере 0,5 процента стоимости контракта, но не более 2 000 тыс. рублей за каждый день просрочки; нарушения иных сроков строительства объекта (реализации мероприятия) - в размере от 0,1 до 0,3 процента стоимости контракта, но не более 300 тыс. рублей за каждый день просрочки.
В силу пункта 1.3. контракта установлено, что источник финансирования: бюджет муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым (субсидия из федерального бюджета бюджету муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым на со финансирование расходных обязательств по реализации перечня мероприятий (объектов) федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2022 года").
Постановлением Совета министров Республики Крым от 20.09.2018 N 461 "О внесении изменений в постановление Совета министров Республики Крым от 31 января 2017 года N 28" (вместе с "Перечнем объектов в соответствии с Планом капитального ремонта Республики Крым в рамках подпрограммы 1 "Развитие культуры Республики Крым" по источникам финансирования", "Перечнем объектов, подлежащих капитальному ремонту в рамках федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2022 года") установлен Перечень объектов, подлежащих ремонту в рамках ФЦП, а именно: "Капитальный ремонт библиотеки МБУК "ЕЦБС", расположенной по адресу: 297408 РФ Республика Крым, г. Евпатория, пос. Мирный, ул. Сырникова, 22".
В соответствии с пунктом 11.26 контракта установлен размер процента ответственности за просрочку исполнения обязательств в соответствии с частью 7 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ и Постановлением Правительства РФ от 11.08.2014 N 790, а именно: "11.26. За нарушение сроков строительства объекта (реализации мероприятия) - в размере от 0,1 процента до 0,3 процента стоимости Контракта, но не более 300 тыс. рублей за каждый день просрочки в соответствии с Постановление Правительства РФ от 11 августа 2014 г. N790 "Об утверждении федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2022 года"".
Таким образом, поскольку объект "Выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Капитальный ремонт библиотеки МБУК "ЕЦБС", расположенный по адресу: 297408 РФ Республики Крым, г. Евпатория, пос. Мирный, ул. Сырникова, 22", относится к перечню объектов в рамках ФЦП, ч. 7 ст. 34 Закона 44-ФЗ, Постановлением Правительства РФ от 11.08.2014 N 790, п. п. 11.13, 11.26 контракта - установлен иной порядок начисления пени, а именно: в размере от 0,1 до 0,3 процента стоимости контракта, но не более 300 тыс. рублей за каждый день просрочки.
Срок окончания выполнения работ по контракту установлен - 15 декабря 2020 года. Акт приемки капитального ремонта N 1 по объекту подписан Сторонами 26 декабря 2020 года на сумму 6 671 674, 56 руб.
Довод ответчика о своевременной сдаче выполненных работ заказчику не нашел своего подтверждения.
Порядок приемки установлен разделом 7 контракта.
Представленные ответчиком в суде апелляционной инстанции дополнительные доказательства не подтверждают исполнение с его стороны п. п. 7.1, 7.9., 7.10., 7.13. контракта и не свидетельствуют о сдаче работ ранее, чем указано в актах о приемке работ.
При указанных обстоятельствах, коллегия судей полагает верным расчет суммы пени в размере 180 135,18 руб., правовых оснований для удовлетворения ходатайства об уменьшении суммы пени в порядке ст. 333 ГК РФ не усматривается.
Утверждая о наличии оснований для снижения неустойки, ответчик соответствующих доказательств, подтверждающих явную несоразмерность неустойки последствиям нарушенного обязательства, не представил.
Неустойка истцом определена в соответствии с условиями договора и суд первой инстанции верно отметил, что ответчик не доказал ее не соразмерность, а также исключительность случая.
Оценив конкретные обстоятельства настоящего дела, а также отсутствие доказательств явной несоразмерности неустойки последствиям нарушения обязательств, принимая во внимание наличие существенных негативных последствий для истца в связи с несвоевременным исполнением ответчиком своих обязательств, коллегия судей соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии достаточных правовых оснований для снижения размера взыскиваемой неустойки в порядке статьи 333 ГК РФ по ходатайству ответчика.
Относительно довод истца в апелляционной жалобе о не верном выводе суда первой инстанции об отсутствии оснований для взыскания штрафа коллегия пришла к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 17 ч, 1 ст. 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной систем з в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" установлено - "1. При осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию:17) размер обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств, порядок предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению (если требование обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств установлено в соответствии со статьей 96 настоящего Федерального закона)".
В силу ч. 2.2. ст. 96 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" установлено - "Заказчик вправе установить в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении требование обеспечения гарантийных обязательств в случае установления требований к таким обязательствам в соответствии с частью 4 статьи 33 настоящего Федерального закона. Размер обеспечения гарантийных обязательств не может превышать десять процентов от начальной (максимальной) цены контракта, от цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Согласно части 1 ст. 45 Федерального закона от 05.Q4.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд": "1. Заказчики в качестве обеспечения заявок, исполнения контрактов, гарантийных обязательств принимают независимые гарантии, выданные:
1) банками, соответствующими требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и включенными в перечень, предусмотренный Частью 1.2 настоящей статьи".
Согласно Извещению о проведении электронного аукциона для закупки для закупки N 0175200000420000471, размещённому в ЕИС установлен размер обеспечения исполнения контакта - 1 965 675,00 руб., а также размер обеспечения гарантийных обязательств 65 522,50 руб.
В Извещении о проведении электронного аукциона для закупки для закупки N 0175200000420000471 установлен Порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения гарантийных обязательств - Гарантийное обязательства могут обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Федерального закона с учетом требований, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 ноября 2013 г. N 1005 (с учетом изменений и дополнений), или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения гарантийных обязательств, срок действия банковской гарантии определяются в соответствии с требованиями Федерального закона участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно.
Общество обеспечило только исполнение контракта перед его заключением Банковской гарантией N 859888, выданной АКБ "Абсолют Банк" (ПАО) 09 декабря 2020 года.
Согласно части 7 ст. 94 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" установлено: "В случае установления заказчиком требования об обеспечении гарантийных обязательств оформление документа о приемке (за исключением отдельного этапа исполнения контракта) поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги осуществляется после предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) такого обеспечения в соответствии с настоящим Федеральным законом в порядке и в сроки, которые установлены контрастом.
В соответствии с п. п 7.9, 14.3.1, 14.7, 14.8, 14.8.1, 14.8.2, 14.8.3 муниципального контракта установлено следующее: "7.9. После завершения работ по капитальному ремонту Объекта Подрядчик обязан письменно уведомить Заказчика о завершении работ по капитальному ремонту Объекта и готовности передать, работы по капитальному ремонту Заказчику (далее - уведомление о завершении работ по капитальному строительству Объекта) с приложением документов, необходимых для приемки Объекта, в том числе, - обеспечение гарантийных обязательств, в порядке, предусмотренном разделом 14 Контракта.
Коллегия судей также учитывает, что согласно п. 14.3.1 Банк, выдавший банковскую гарантию в качестве обеспечения гарантийных обязательств, должен быть включен в перечень, предусмотренный частью 1.2 статьи 45 Федерального закона.
При этом, согласно п. 14.7. Подрядчик вправе изменить способ обеспечения гарантийных обязательств и (или) предоставить Заказчику взамен ранее предоставленного обеспечения гарантийных обязательств новое обеспечение гарантийных обязательств.
Как усматривается из материалов дела, при подписании Акта приемки капитального ремонта N 1 от 26 декабря 2020 года на сумму 6 671 674, 56 руб., ответчик обеспечение гарантийных обязательств не предоставил, в связи с чем, коллегия полагает обоснованным требование истца о взыскании с подрядчика суммы штрафа за не предоставление обеспечения гарантийных обязательств.
В пункте 1 статьи 329 ГК РФ предусмотрено, что исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, предусмотренной законом или договором.
Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения (пункт 1 статьи 330 ГК РФ).
На основании части 4 статьи 34 Закона N 44-ФЗ в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Согласно частям 6, 7, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В пункте 5 Правил N 1042 определено, что за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заключенным с победителем закупки (или с иным участником закупки в случаях, установленных Законом о контрактной системе), предложившим наиболее высокую цену за право заключения контракта, размер штрафа рассчитывается в порядке, установленном Правилами, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, и устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке: 10 процентов начальной (максимальной) цены контракта в случае, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает трех миллионов рублей; пять процентов начальной (максимальной) цены контракта в случае, если начальная (максимальная) цена контракта составляет от трех до 50 миллионов рублей (включительно); один процент начальной (максимальной) цены контракта в случае, если начальная (максимальная) цена контракта составляет от 50 миллионов до 100 миллионов рублей (включительно).
Вместе с тем, как указано в пункте 6 Правил, за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, которое не имеет стоимостного выражения, размер штрафа устанавливается (при наличии в контракте таких обязательств) в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке: 1000 рублей, если цена контракта не превышает 3 миллиона рублей; 5000 рублей, если цена контракта составляет от трех до 50 миллионов рублей (включительно); 10 000 рублей, если цена контракта составляет от 50 до 100 миллионов рублей (включительно); 100 000 рублей, если цена контракта превышает 100 миллионов рублей.
Коллегия судей, оценив допущенные подрядчиком нарушение договорного обязательства, полагает неверным определение заказчиком суммы подлежащего удержанию штрафа, поскольку в рассматриваемом случае допущенное подрядчиком нарушение: не предоставление заказчику обеспечения гарантийных обязательств, не имеет стоимостного выражения, с учетом положений части 3 статьи 96 Закона N 44-ФЗ, поскольку проявляется в нарушении условия контракта о представлении подрядчиком заказчику определенных контрактом документов, что само по себе не может иметь денежного (или стоимостного) выражения.
Обязательства поставщика (подрядчика, исполнителя), не имеющие стоимостного выражения, - это все обязательства, которые поставщик (подрядчик, исполнитель) должен исполнить на основании контракта, заключенного в соответствии со статьей 34 Закона N 44-ФЗ, за исключением обязательств по поставке товара (выполнению работ, оказанию услуг) надлежащего качества и в оговоренном контрактом количестве (объеме).
Обеспечение исполнения обязательства относится к числу обязательств, не имеющих стоимостного выражения, а является акцессорным к основному обязательству исполнителя.
Поскольку положения Закона N 44-ФЗ и Правил носят императивный характер и не могут быть изменены соглашением сторон, то при определении размера штрафа по государственному контракту следует исходить из положений Закона N 44-ФЗ и Правил.
Апелляционный суд, учитывая, что допущенное подрядчиком нарушение не имеет стоимостного выражения, размер штрафа должен рассчитываться в соответствии с пунктом 6 Правил и условиями муниципального контракта и составляет 5000 рублей.
Таким образом, общая сумма пени и штрафа составляет: пени в размере 180 135,18 руб. + 5 000 руб. штраф = 185 135,18 руб., что не превышает 5% от цены контракта.
В соответствии с ч. 42.1 ст. 112 Закона о контрактной системе, начисленные поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанные заказчиком суммы неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в 2015, 2016, 2020 и 2021 годах обязательств, предусмотренных контрактом, подлежат списанию в случаях и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
При этом, исходя из содержания Федерального закона от 01.04.2020 N N 98-ФЗ, вступившего в силу 01.04.2020, измененная редакция ч. 42.1 ст. 112 Закона о контрактной системе регламентирует правовые последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств в 2020 году (Определения Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 19.08.2022 N 305-ЭС22-4106 по делу N А40-82271/2021, от 19.04.2022 N 302-ЭС21-25561 по делу N А69-2869/2020).
В соответствии с правовой позицией, сформулированной в п. 40 Обзора применения законодательства о контрактной системе, списание или предоставление отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) является обязанностью заказчика, в связи с чем, суд обязан проверить соблюдение им требований указанной нормы.
Порядок и случаи списания сумм неустоек, начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом, урегулированы положениями Правил N 783.
Согласно пп. "а" п. 2 и пп. "а" п. 3 Правил N 783 списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) осуществляется по контрактам, обязательства по которым исполнены в полном объеме, за исключением контрактов, по которым в 2015, 2016 и 2020 годах изменены по соглашению сторон условия о сроке исполнения контракта, и (или) цене контракта, и (или) цене единицы товара, работы, услуги, и (или) количестве товаров, объеме работ, услуг, предусмотренных контрактами.
Если общая сумма начисленных и неуплаченных неустоек не превышает 5 процентов цены контракта, заказчик осуществляет списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек за исключением случаев, предусмотренных подпунктами "в" - "д" настоящего пункта.
Исключений из приведенных положений Правил N 783 для контракта, заключенного сторонами и полностью исполненного в 2020 году, в рассматриваемом случае не установлено.
Поскольку исполнение обязательств по спорному контракту состоялось в 2020 году, что подтверждается подписанным между сторонами актом приемки выполненных работ, а размер начисленной истцом неустойки составляет менее 5% от цены контракта, коллегия судей приходит к выводу о необходимости списания суммы взыскиваемой пени и штрафа в соответствии с положениями Правил N 783.
Кроме того, истцом были заявлены требования о взыскании почтовых расходов в размере 1 006,88 руб.
Поскольку апелляционная коллегия приходит к выводу об отказе в исковых требованиях в полном объеме, основания для удовлетворения требований о взыскании почтовых расходов в заявленном размере отсутствуют.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 269 АПК РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новый судебный акт.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что при вынесении обжалуемого судебного акта судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, решение подлежит отмене.
В соответствии с частью 3 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение судебных расходов, в том числе расходов, понесенных в связи с подачей апелляционной жалобы.
Согласно части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением апелляционной, кассационной жалобы, распределяются по правилам, установленным настоящей статьей.
Руководствуясь статьями 110, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 18 октября 2022 года по делу N А83-8077/2022 отменить. Принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении исковых требований Муниципального казенного учреждения "Управление капитального строительства Администрации города Евпатории Республики Крым" отказать.
Взыскать с Муниципального казенного учреждения "Управление капитального строительства Администрации города Евпатории Республики Крым" в пользу общества с ограниченной ответственностью "Р-15" расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 000,00 руб. за рассмотрение апелляционной жалобы.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Ю. Горбунова |
Судьи |
А.В. Зарубин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-8077/2022
Истец: МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "УПРАВЛЕНИЕ КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЕВПАТОРИИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ"
Ответчик: ООО "Р-15"