г. Владивосток |
|
01 июня 2023 г. |
Дело N А24-5438/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 мая 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 01 июня 2023 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего О.Ю. Еремеевой,
судей А.В. Гончаровой, С.В. Понуровской,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.Д. Спинка,
рассмотрев открытом в судебном заседании апелляционную жалобу Управления архитектуры, градостроительства и земельных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа - муниципальное учреждение,
апелляционное производство N 05АП-986/2023
на решение от 11.01.2023
по делу N А24-5438/2022 Арбитражного суда Камчатского края
по заявлению заместителя прокурора Камчатского края
к Управлению архитектуры и градостроительства администрации Петропавловск-Камчатского городского округа - муниципальное учреждение (ИНН 4101131945, ОГРН 1094101003710)
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: общество с ограниченной ответственностью "Терра" (ИНН 4101138838, ОГРН 1104101003500), акционерное общество "Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики" (ИНН 7723356562, ОГРН 1057723007407), Управление имущественных и земельных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа - муниципальное учреждение (ИНН 4101027609, ОГРН 1024101028291), муниципальное казенное учреждение "Служба автомобильных дорог Петропавловск-Камчатского городского округа" (ИНН 4101143436, ОГРН 1114101001057),
о признании незаконным решения об отказе в выдаче разрешения на строительство от 21.07.2022 N 01-02-02-01/5359/22,
при участии:
от Управления архитектуры и градостроительства администрации Петропавловск-Камчатского городского округа - муниципальное учреждение: представитель Гудым С.С. (при участии онлайн) по доверенности от 20.12.2022, сроком действия до 31.12.2023;
от Прокуратуры Камчатского края: представитель Королева Д.Ю. (при участии онлайн) по доверенности от 08.11.2022, сроком действия до 31.12.2023;
от ООО "Терра": представитель Солянова С.С. (при участии онлайн) по доверенности от 15.11.2022, сроком действия 3 года;
от акционерного общества "Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики", Управления имущественных и земельных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа - муниципальное учреждение, муниципального казенного учреждения "Служба автомобильных дорог Петропавловск-Камчатского городского округа": не явились, извещены,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора Камчатского края (далее - заявитель, прокурор) обратился в Арбитражный суд Камчатского края с заявлением о признании недействительным решения Управления архитектуры и градостроительства администрации Петропавловск-Камчатского городского округа - муниципальное учреждение (далее - управление, Управление архитектуры и градостроительства,) об отказе в выдаче разрешения на строительство от 21.07.2022 N 01-02-02-01/5359/22; об обязании управления повторно рассмотреть заявление общества с ограниченной ответственностью "Терра" о выдаче разрешения на строительство от 14.07.2022 N 13-02- 02-00/13248/22.
Определениями суда от 24.10.2022, 16.11.2022 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Терра" (далее - общество, ООО "Терра", общество), акционерное общество "Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики" (далее - АО "КРДВ"), Управление имущественных и земельных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа - муниципальное учреждение (далее - Управление имущественных и земельных отношений) и муниципальное казенное учреждение "Служба автомобильных дорог Петропавловск-Камчатского городского округа" (далее - МКУ "Служба автомобильных дорог").
Решением Арбитражного суда Камчатского края от 11.01.2023 заявленные к управлению требования удовлетворены, признано незаконным решение Управления архитектуры и градостроительства от 21.07.2022 N 01-02-02-01/5359/22 об отказе в выдаче разрешения на строительство. В качестве способа восстановления нарушенных прав и законных интересов суд возложил на управление обязанность повторно рассмотреть заявление ООО "Терра" от 14.07.2022 N 13-02-02-00/13248/22 о выдаче разрешения на строительство в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Не согласившись с принятым судебным актом, управление обратилось в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование доводов жалобы указывает, что оспариваемый отказ принят правомерно, поскольку обществом не представлено документа, подтверждающего право на использование земель и земельных участков для организации заезда, предусмотренного схемами организации дорожного движения, входящими в состав проектной документации. Из приложенной к заявлению ООО "Терра" Схемы планировочной организации земельного участка следовало, что организация заезда к земельному участку с кадастровым номером 41:01:0010115:12567 предусмотрена через смежный земельный участок с кадастровым номером 41:01:0010115:12560. В границах земельного участка с кадастровым номером 41:01:0010115:12560 существует внутриквартальный проезд, включая заезды к контейнерным площадкам, по адресу: Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский (от светофора мимо магазина "Белочка" до жилого дома 15 по ул. В. Кручины), протяженностью 300 п.м. Следовательно, обществу необходимо предоставить соглашение об установлении сервитута, заключенное с правообладателем данного земельного участка, поскольку внутриквартальный проезд, протяженностью 300 м, закреплен на праве оперативного управления за МКУ "Служба автомобильных дорог", пождлежит обслуживанию и ремонту органами местного самоуправления. В качестве обоснования своей позиции ссылается на определение Верховного суда Российской Федерации от 05.08.2019 N 310-ЭС19-11628.
АО "КРДВ", Управление имущественных и земельных отношений, МКУ "Служба автомобильных дорог", надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, в связи с чем судебная коллегия на основании статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) провела судебное заседание в их отсутствие.
Через канцелярию суда от ООО "Терра" поступили дополнения к отзыву на апелляционную жалобу, а от АО "КРДВ", Прокуратуры Камчатского края - письменные отзывы на апелляционную жалобу, которые в порядке статьи 262 АПК РФ приобщены к материалам дела.
К тексту отзыва Прокуратуры Камчатского края приложены дополнительные документы: акт обследования территории от 02.05.2023; фототаблица от 02.05.2023; муниципальный контракт от 22.11.2021 N 0138300000421000768; технические условия от 25.04.2023 N 1803/23.
В канцелярию суда от управления поступили письменные дополнения к апелляционной жалобе, которые приобщены к материалам дела в порядке статьи 81 АПК РФ. К тексту дополнительных пояснений приложены документы: фототаблица осмотра территории от 10.05.2022; письмо МКУ "Служба автомобильных дорог" от 11.05.2023 N 2056/2023; муниципальный контракт от 30.06.2015; акт приемки выполненных работ по форме КС-2 от 30.10.2015; ответ заместителя председателя Госдумы РФ И.А. Яровой о рассмотрении обращения жителей подписанной 97 жильцами многоквартирных домов N 15,17 по ул. В. Кручины.
Также от Прокуратуры Камчатского края поступило ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных доказательств согласно перечню приложений, а именно: копия акта обследования территории от 17.05.2023; копия фототаблицы от 17.05.2023; копия свидетельства о проверке средства измерений; эскиз инвестиционного проекта; скриншот с ИС "ГИС".
В судебном заседании представитель управления доводы апелляционной жалобы с учетом представленных дополнений поддержал в полном объёме.
Представители Прокуратуры Камчатского края и ООО "Терра" против доводов апелляционной жалобы возражали.
18.05.2023 апелляционной коллегией на основании статьи 163 АПК РФ был объявлен перерыв до 25.05.2023, о чём лица, участвующие в деле, были уведомлены путем размещения информации о месте и времени продолжения судебного заседания на сайте суда.
АО "КРДВ", Управление имущественных и земельных отношений, МКУ "Служба автомобильных дорог", после перерыва не явились, что в силу части 5 статьи 163 АПК РФ не препятствовало продолжению судебного заседания.
За время перерыва от управления поступили дополнения к апелляционной жалобе, которые приобщены к материалам дела в порядке статьи 81 АПК РФ. К тексту письменных дополнений приложены дополнительные доказательства, согласно перечню приложений.
Помимо этого от Прокуратуры Камчатского края поступило ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных доказательств согласно перечню приложений, а именно: копия акта осмотра территории от 20.05.2023; схема внутриквартального проезда; копия сертификата о проверке средства измерений; копии фотографий от 20.05.2023.
Через канцелярию суда от ООО "Терра" поступили дополнения к отзыву на апелляционную жалобу, которые в порядке статьи 262 АПК РФ приобщены к материалам дела. К тексту отзыва приложены дополнительные доказательства: копия заявления ООО "Терра" от 04.12.2019 о выдаче технических условий; копия заявления ООО "Терра" от 09.09.2021 о согласовании схем; копия расписки МФЦ от 13.07.2022 о получении документов; том 2 18-05-20-ПЗУ "Схема планировочной организации земельного участка"; копия схемы планировочной организации земельного участка с согласованием комплексной комиссией.
Представители сторон поддержали озвученные до объявления перерыва в судебном заседании правовые позиции по настоящему спору.
Данные ходатайства были судом апелляционной инстанции на основании статей 159, 268 АПК РФ рассмотрены и удовлетворены, в результате чего в материалы дела были приобщены указанные дополнительные документы, как связанные с обстоятельствами настоящего спора и представленные в обоснование доводов жалобы и возражений.
Из материалов дела судом апелляционной инстанции установлено следующее.
18.09.2019 между АО "КРДВ" и ООО "Терра" заключено соглашение N СПВ-1529/19 об осуществлении деятельности на территории свободного порта Владивосток, согласно которому резидент принял на себя обязательства по реализации в период с 2019 по 2023 год инвестиционного проекта по строительству административно-торгового центра.
В заявке от 01.08.2019 N СПВ/1070 резидент указал местом осуществления деятельности по реализации инвестиционного проекта земельный участок площадью 8 148 кв.м, расположенный в кадастровом квартале 41:01:0010115; адрес местоположения: г. Петропавловск-Камчатский, рядом с ул. Виталия Кручина, д. 17.
10.10.2019 между администрацией Петропавловск-Камчатского городского округа в лице управления (арендодатель) и ООО "Терра" (арендатор) заключен договор аренды земельного участка N 151/19, по условиям которого арендодатель сдал, а арендатор принял в пользование на условиях аренды земельный участок, имеющий кадастровый номер 41:01:0010115:12567, площадью 0,8148 га (восемь тысяч сто сорок восемь кв.м), категория земель - земли населенных пунктов, расположенный по адресу (местоположение): Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, вид разрешенного использования: земельные участки административных объектов, фактическое (целевое) использование: для строительства административного центра в рамках реализации инвестиционного проекта "Строительство административно-торгового центра".
Срок договора начинает исчисляться с даты подписания и установлен до 18.12.2050 (пункт 2.2 договора).
13.07.2022 общество обратилось в управление (через краевое государственное казенное учреждение "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Камчатском крае") с заявлением N 04 (вх. N 13-02-02-00/13248/22 от 14.07.2022) о выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства "Здание административного центра", 1 очередь строительства, расположенного по адресу: Камчатский край, Петропавловск-Камчатский городской округ, кадастровый номер земельного участка 41:01:0010115:12567.
К заявлению о выдаче разрешения на строительство приложен пакет документов:
- документ, удостоверяющий личность заявителя (представителя заявителя) - копия паспорта;
- документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя в соответствии с законодательством Российской Федерации: копии решения учредителя от 16.07.2020, приказа от 16.07.2020 N 4;
- правоустанавливающий документ на земельный участок: копия договора аренды от 10.10.2019 N 151/19;
- заключение ООО "Камчатстройизыскания" по инженерным изысканиям 2020 года в электронном виде на CD диске;
- пояснительная записка - раздел 1 "Пояснительная записка" N 18-05/20-ПЗ 2020 года;
- схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с информацией, указанной в градостроительном плане земельного участка: Раздел 2 "Схема планировочной организации земельного участка" Том 2 N 18- 05/20-ПЗУ, 2020 года, в том числе схема организации дорожного движения при эксплуатации объекта и схема организации дорожного движения при производстве строительных работ, согласованные с МКУ "Служба автомобильных дорог Петропавловск-Камчатского городского округа"; Схема планировочной организации земельного участка с согласованиями;
- разделы, содержащие архитектурные и конструктивные решения, а также решения и мероприятия, направленные на обеспечение доступа инвалидов к объекту капитального строительства: Раздел 3 Том 3 "Архитектурные решения" N 18-05/20-АР 2020 года; Раздел 4 Том 4 "Конструктивные и объемно планировочные решения" N 18-05/20- КР 2020 года"; Раздел 10 Том 10 "Мероприятия по обеспечению доступа инвалидов";
- проект организации строительства объекта капитального строительства (включая проект организации работ по сносу объектов капитального строительства, их частей в случае необходимости сноса объектов капитального строительства, их частей для строительства, реконструкции других объектов капитального строительства): Раздел 6 "Проект организации строительства" N 18-05/20-ПОС Том 6;
- копия градостроительного плана земельного участка от 22.10.2019 N 41-301-000- 179, выданного Управлением архитектуры, градостроительства и земельных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа (приказ от 26.10.2019 N 1912/19);
- материалы, содержащиеся в проектной документации в электронной форме на CD диске.
Письмом от 21.07.2022 N 01-02-02-01/5359/22 Управление архитектуры и градостроительства указало, что основания для выдачи разрешения на строительство объекта капитального строительства "Здания административного центра" отсутствуют, поскольку отсутствует правоустанавливающий документ, предусмотренный подпунктом 2.6.3 пункта 2.6 Административного регламента, утвержденного Постановлением Администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 31.05.2012 N 1520 (далее - Административный регламент), подтверждающего право на использование земель и земельных участков для организации заезда, предусмотренного схемами организации дорожного движения, входящими в состав проектной документации. Представленный с заявлением пакет документов возвращен заявителю.
Полагая, что отказ управления в выдаче ООО "Терра" разрешения на строительство объекта капитального строительства - административно-торгового центра в районе ул. Виталия Кручины в г. Петропавловске-Камчатском нарушает закон и затрагивает интересы неопределенного круга лиц, прокурор обратился с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из отсутствия оснований, указанных в оспариваемом отказе в выдаче разрешения на строительство, поскольку земельный участок с кадастровым номером 41:01:0010115:12560 относится к территории общего пользования.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе и отзывах на нее, суд апелляционной инстанции усматривает основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции в связи со следующим.
По правилам части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 52 АПК РФ прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением об оспаривании нормативных правовых актов, ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, затрагивающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В пункте 3 Постановления Пленума ВАС РФ от 23.03.2012 N 15 "О некоторых вопросах участия прокурора в арбитражном процессе" разъяснено, что прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта, если полагает, что оспариваемый акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц или иные публичные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (абзац первый части 1 статьи 52, часть 2 статьи 198 АПК РФ). Приведенные разъяснения применяются и при оспаривании решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 1 Федеральный закон от 13.07.2015 N 212-ФЗ "О свободном порте Владивосток" целями настоящего Федерального закона являются обеспечение взаимодействия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, органов местного самоуправления, общественности, предпринимателей и инвесторов в целях развития свободного порта Владивосток.
Поскольку отказ в выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства препятствует реализации инвестиционного проекта, разработанного в целях развития свободного порта Владивосток, суд первой инстанции обоснованно признал за прокурором право на иск в связи с тем, что оспариваемый отказ затрагивает интересы неопределённого круга лиц.
В соответствии с пунктом 5 части 3 статьи 8 ГрК РФ, пунктом 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" N 131-ФЗ к вопросам местного значения относится выдача разрешений на строительство, реконструкцию и ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства.
В силу части 2 статьи 51 ГрК РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей.
Разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом, проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом (часть 1 статьи 51 Градостроительного кодекса).
В целях строительства объекта капитального строительства застройщик направляет в орган местного самоуправления заявление о выдаче разрешения на строительство с приложением необходимых документов, перечень которых исчерпывающим образом определен в части 7 статьи 51 ГрК РФ.
К указанному заявлению в частности прилагаются:
1) правоустанавливающие документы на земельный участок, в том числе соглашение об установлении сервитута, решение об установлении публичного сервитута, а также схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, на основании которой был образован указанный земельный участок и выдан градостроительный план земельного участка в случае, предусмотренном частью 1.1 статьи 57.3 ГрК РФ, если иное не установлено частью 7.3 данной статьи;
2) градостроительный план земельного участка, выданный не ранее чем за три года до дня представления заявления на получение разрешения на строительство;
3) результаты инженерных изысканий и следующие материалы, содержащиеся в утвержденной в соответствии с частью 15 статьи 48 ГрК РФ проектной документации:
а) пояснительная записка;
б) схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с информацией, указанной в градостроительном плане земельного участка;
в) разделы, содержащие архитектурные и конструктивные решения, а также решения и мероприятия, направленные на обеспечение доступа инвалидов к объекту капитального строительства (в случае подготовки проектной документации применительно к объектам здравоохранения, образования, культуры, отдыха, спорта и иным объектам социально-культурного и коммунально-бытового назначения, объектам транспорта, торговли, общественного питания, объектам делового, административного, финансового, религиозного назначения, объектам жилищного фонда);
г) проект организации строительства объекта капитального строительства (включая проект организации работ по сносу объектов капитального строительства, их частей в случае необходимости сноса объектов капитального строительства, их частей для строительства, реконструкции других объектов капитального строительства).
Аналогичный перечень документов поименован в пунктах 2.6, 2.7 Административного регламента предоставления Администрацией Петропавловск-Камчатского городского округа муниципальной услуги по выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства, утвержденного постановлением Администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 31.05.2012 N 1520.
Орган местного самоуправления отказывает в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частью 7 статьи 51 ГрК РФ, или несоответствии представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка (часть 13 статьи 51 ГрК РФ).
Из материалов дела судом апелляционной инстанции установлено, что по результатам рассмотрения поданного ООО "Терра" заявления о выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства "Здания административного центра", расположенного по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, на земельном участке с кадастровым номером 41:01:0010115:12567, управлением 21.07.2022 принят оспариваемый по настоящему делу отказ, мотивированный отсутствием правоустанавливающего документа, подтверждающего право на использование земель и земельных участков для организации заезда, предусмотренного схемами организации дорожного движения, входящими в состав проектной документации.
Оценивая правомерность указанных управлением оснований для отказа, суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
Требования к составу и содержанию проектной документации на объект капитального строительства предусмотрены статьей 48 ГрК РФ и принятым в ее развитие Положением о составе разделов проектной документации и требованиях к ее содержанию, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87 (далее - постановление N 87).
Согласно пункту 12 постановление N 87 обязательной частью проектной документации является схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка, которая должна содержать в текстовой части - обоснование схем транспортных коммуникаций, обеспечивающих внешний и внутренний подъезд к объекту капитального строительства, в графической части - обозначение мест размещения существующих и проектируемых объектов капитального строительства, подъездов и проходов к ним.
Согласно правовой позиции, изложенной Судебной коллегией по административным делам Верховного Суда РФ в Решении от 18.03.2019 N АКПИ19-7, подпункт "п" пункта 12 постановления N 87, предусматривающий подготовку ситуационного плана размещения объекта капитального строительства в границах выделенного земельного участка с отображением проектируемых транспортных коммуникаций с обозначением мест их присоединения к существующим транспортным коммуникациям, соответствует вышеуказанным положениям градостроительного законодательства, направлен на обеспечение возможности осуществления строительства в рамках земельного участка.
Архитектурно-строительное проектирование объектов капитального строительства и их частей должно осуществляться в пределах принадлежащего застройщику земельного участка на основании информации, указанной в составе градостроительного плана земельного участка.
Следовательно, отображаемые в графической части схемы планировочной организации земельного участка подъезды (проходы) к объекту капитального строительства являются элементами проектирования и должны располагаться в границах отведенного под строительство участка.
Соблюдение данного требования позволяет обеспечить при проектировании и строительстве объектов капитального строительства не только интересы застройщика, но и законные интересы лиц, обладающих правами на смежные земельные участки.
Аналогичный вывод содержит Определение Верховного Суда РФ от 07.04.2017 N 304-КГ17-982 по делу N А70-14322/2015.
При несоблюдении вышеуказанного требования за счет принадлежащего застройщику земельного участка застройщик обязан обосновать право на пользование смежными земельными участками, обеспечивающими присоединение к существующим транспортным коммуникациям, и реальную фактическую возможность такого присоединения.
ООО "Терра" представлена с заявлением о выдаче разрешения на строительство схема организации дорожного движения, входящая в состав раздела "Схема планировочной организации земельного участка" проектной организации, утвержденная МКУ "Служба автомобильных дорого Петропавловск-Камчатского городского округа", согласно которой организация заезда предусмотрена через смежный земельный участок с кадастровым номером 41:01:0010115:12560, не принадлежащий обществу.
Согласно выписке из ЕГРН от 06.12.2022 в отношении земельного участка с кадастровым номером 41:01:0010115:12560, земельный участок имеет вид разрешенного использования: земельные участки объектов автомобильной инфраструктуры (дороги, улицы, проспекты, шоссе, проезды, переулки, мосты, остановки).
Анализ представленных в материалы дела доказательств показывает, что земельный участок с кадастровым номером 41:01:0010115:12560 представляет собой внутриквартальный проезд, начинающийся от светофора магистральной улицы районного значения проспекта Таранца и обозначенный дорожным знаком "Жилая зона" и шириной от 8,36-м до 4,15-м.
Проезд начинается от светофора магистральной улицы районного значения проспекта Таранца, проходит мимо магазина "Белочка", мимо жилых домов по улице Фролова, мимо поликлиники, вдоль земельного участка с кадастровым номером 41:01:0010115:130, на котором размещено муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребёнка - детский сад N 2, и далее вдоль земельного участка с кадастровым номером 41:01:0010115:12567, предоставленного в аренду ООО "Терра", до территории детской спортивной школы и придомовой территории многоквартирных жилых домов N 15 и 17 по ул. В. Кручины.
На территории земельного участка с кадастровым номером 41:01:0010115:12560 в районе детского сада N 2 расположена калитка входа в детский сад и компенсатор тепловых сетей, ширина покрытия на указанном участке не превышает 4,15 метров и не имеет тротуарной части со стороны детского сада, что подтверждается представленной выкопировкой из ГИСОГД с отображением зауженной территории проезда в районе расположения трансформатора тепловых сетей, фототаблицей осмотра территории земельного участка от 17.05.2023. Данный факт также подтверждается представленной прокурором Схемой внутриквартального проезда к участку 41:01:0010115:12567 с указанием ширины проезжей части.
Утверждение заявителя о том, что внутриквартальный проезд протяженностью 300 м является автомобильной дорогой общего пользования, в связи с чем общество имеет право им пользоваться для целей осуществления строительства без ограничений и без соглашения об установлении сервитута, судебной коллегией признается несостоятельным в силу следующего.
В силу статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" автомобильная дорога представляет собой объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации" единый государственный реестр автомобильных дорог (далее также - реестр) представляет собой федеральный информационный ресурс и содержит сведения об автомобильных дорогах независимо от их форм собственности и значения.
Постановлением Правительства РФ от 28.09.2009 N 767 "О классификации автомобильных дорог в Российской Федерации" утвержден исчерпывающий перечень классов автомобильных дорог: а) автомагистраль; б) скоростная автомобильная дорога; в) обычная автомобильная дорога (нескоростная автомобильная дорога) и Правила классификации автомобильных дорог в Российской Федерации, которыми определены основные показатели транспортно-эксплуатационных характеристик и потребительских свойств автомобильных дорог.
Территория земельного участка с кадастровым номером 41:01:0010115:12560 не состоит в реестре автомобильных дорог.
Из имеющейся в материалах дела выписки из Реестра муниципального имущества Петропавловск-Камчатского городского округа N б/н от 01.11.2021 следует, что в Реестре муниципального имущества числится объект "Внутриквартальный проезд, включая заезды к контейнерным площадкам", адрес объекта: г. Петропавловск-Камчатский (от светофора мимо магазина "Белочка" до ж.д. В. Кручины, 15), протяженность объекта 300 метров.
Проездом является подъезд транспортных средств к жилыи и общественным зданиям, учреждениям, предприятиям и другим объектам городской застройкивнутри районов, микрорайонов, кварталов (таблица 11.3 свода правил СП 4213330.2016 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений").
Таблицей 11.4 СП 42.13330.2016. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*, утв. Приказом Минстроя России от 30.12.2016 N 1034/пр предусмотрены нормативы к проезду: ширина полосы движения -4,5 м; число полос движения (суммарно в двух направлениях) - 1, т.е. по одной в одну и другую сторону; ширина пешеходной части тротуара -не установлена.
Акт обследования внутриквартального проезда от 02.05.2023 подтверждает соответствие проезда названным нормативным требованиям только в части, расположенной от проспекта Таранца до компенсатора тепловых сетей в районе детского сада N 2.
Далее вдоль забора детского сада спорный проезд на территории земельного участка с кадастровым номером 41:01:0010115:12560 не обладает признаками проезда, обеспечивающего беспрепятственный внешний доступ к проектируемому объекту капитального строительства, поскольку фактическая ширина полосы движения в жилой зоне составляет менее 4,5 м и не имеет тротуарной части со стороны детского сада, в ограждении которого обустроена калитка запасного выхода.
Весь проезд на всем его протяжении находится в жилой зоне, в связи с чем на него распространяются ограничения по условиям доступа транспортных средств (таблица 5.1 СП 396.1325800.2018. Свод правил. Улицы и дороги населенных пунктов. Правила градостроительного проектирования, утв. Приказом Минстроя России от 01.08.2018 N 474/пр) на улицах и дорогах местного значения (улицы в жилой застройке*) не допускается движение грузового транспорта.
Кроме этого препятствием прохождению большегрузной строительной техники к земельного участку 41:01:0010115:12567 является расположение компенсатора тепловых сетей на территории земельного участка с кадастровым номером 41:01:0010115:12560 в районе детского сада N 2, (Фототаблица от 10.05.2023, фото NN 1, 3, 4).
Согласно Типовым правилам охраны коммунальных сетей, утвержденным приказом Минстроя России от 17.08.1992 N 197 (далее - Правила N 197) охрана тепловых сетей осуществляется для обеспечения сохранности их элементов и бесперебойного теплоснабжения потребителей путем проведения комплекса мер организационного и запретительного характера. На основании пункта 5 Правил в пределах охранных зон тепловых сетей не допускается производить действия, которые могут повлечь нарушения в нормальной работе тепловых сетей, их повреждение, несчастные случаи или препятствующие ремонту.
Организация проезда строительной техники под компенсатором тепловых сетей может нарушить безопасную работу инженерных сетей, создать угрозу причинения вреда жизни, здоровью граждан и имуществу физических или юридических лиц.
В связи с изложенным коллегия полагает, что территория земельного участка с кадастровым номером 41:01:0010115:12560 не может обеспечить безопасное присоединение принадлежащего застройщику участка к существующим транспортным коммуникациям.
Поскольку доказательств, подтверждающих, что земельный участок с кадастровым номером 41:01:0010115:12560 и расположенный на нем внутриквартальный проезд в жилой застройке по своим характеристикам является автомобильной дорогой неограниченного общего пользования и пригоден для целей беспрепятственного присоединения земельного участка, в отношении которого испрашивается разрешение на строительство, к существующим транспортным коммуникациям, заявителем не представлено (статья 65 АПК РФ), суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что отказ в выдаче разрешения на строительство был принят органом местного самоуправления при наличии к тому правовых оснований, с правильным применением действующего законодательства.
Указание заявителя на отсутствие правовой необходимости оформления сервитута на смежные земельные участки с целью обеспечения доступа к спорному земельному участку, где обществом планируется строительство объекта, в том числе для обустройства надлежащего проезда, судом апелляционной инстанции отклоняются как не основанные на нормах закона
Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
По изложенному, заявленные прокурором требования удовлетворению не подлежат.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает необходимым решение суда первой инстанции об удовлетворении заявленных требований на основании пункта 2 статьи 269 АПК РФ отменить применительно к пункту 3 части 1 статьи 270 АПК РФ, приняв по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Суд апелляционной инстанции не распределяет судебные расходы по государственной пошлине за подачу заявления и апелляционной жалобы, поскольку податели жалобы и заявления на основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождены от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Камчатского края от 11.01.2023 по делу N А24-5438/2022 отменить.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
О.Ю. Еремеева |
Судьи |
А.В. Гончарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А24-5438/2022
Истец: Заместитель прокурора Камчатского края
Ответчик: Управление архитектуры, градостроительства и земельных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа
Третье лицо: АО "КРДВ", МКУ "Служба автомобильных дорог ПКГО", ООО "КРДВ Камчатка", ООО "Терра", Управление имущественных и земельных отношений администрации ПКГО - мун. учр.