г. Москва |
|
01 июня 2023 г. |
Дело N А41-19380/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 мая 2023 года.
В полном объёме постановление изготовлено 01 июня 2023 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Стрелковой Е.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Юлгушевым Р.Р.,
при участии в судебном заседании:
от АО "Мособлгаз" - Краснощекая З.Б. представитель по доверенности от 21.06.2022 года, диплом о высшем юридическом образовании,
от Администрации сельского поселения Пешковское - представитель не явился, извещен надлежащим образом.
от Администрации городского округа Солнечногорск Московской области - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации городского округа Солнечногорск Московской области на определение Арбитражного суда Московской области от 25 апреля 2023 года о процессуальном правопреемстве по делу N А41-19380/21 по иску
акционерного общества "Мособлгаз" (ОГРН 1175024034734, ИНН 5032292612)
к администрации сельского поселения Пешковское (ОГРН 1055008731194, ИНН 5044051330)
о взыскании задолженности по Договору о подключении N 00/881-4350-16 от 01.12.2016 г. в размере 627 328 руб. и госпошлину в размере 15 547 руб.,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Мособлгаз" обратилось с исковым заявлением к администрации сельского поселения Пешковское о взыскании задолженности по Договору о подключении N 00/881-4350-16 от 01.12.2016 г. в размере 627 328 руб. и госпошлины в размере 15 547 руб.
Решением Арбитражного суда Московской области от 24 мая 2021 года исковые требования удовлетворены.
21 марта 2023 года от АО "Мособлгаз" в Арбитражный суд Московской области поступило заявление о процессуальном правопреемстве.
Определением Арбитражного суда Московской области от 25 апреля 2023 года по делу N А41-19380/21 удовлетворено заявление АО "Мособлгаз" о процессуальном правопреемстве, в результате которого произведена замена ответчика - администрации сельского поселения Пешковское на его правопреемника администрацию городского округа Солнечногорск Московская область (ОГРН 1035008863746, ИНН 5044013302).
Не согласившись с данным судебным актом, администрация городского округа Солнечногорск Московской области обратилась в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит определение суда первой инстанции отменить полностью и разрешить вопрос по существу.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя администрации городского округа Солнечногорск Московская область, извещенного надлежащим образом о дате и времени судебного заседания.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Десятого арбитражного апелляционного суда (www.10aas.arbitr.ru) и на сайте (www.arbitr.ru) в соответствии положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 27 июля 2010 года N 228-ФЗ, вступившего в силу 01 ноября 2010 года).
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции определения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Присутствующий в заседании суда апелляционной инстанции представитель истца возражал против апелляционной жалобы, полагая обжалуемое определение законным и обоснованным.
Исследовав и оценив в совокупности имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, изучив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя истца, арбитражный апелляционный суд не нашел оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемого судебного акта исходя из следующего.
24 мая 2021 года Арбитражным судом Московской области вынесено решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме. Данное решение вступило в законную силу, на его основании был выдан исполнительный лист.
Решением Совета депутатов городского округа Солнечногорск Московской области от 13.05.2019 N 59/3 принято решение о ликвидации Администрации муниципального образования сельского поселения Пешковское Солнечногорского муниципального района Московской области.
01.08.2022 Администрация муниципального образования сельского поселения Пешковского Солнечногорского муниципального района Московской области ликвидировано, о чем внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц N 2225001768990 от 01.08.2022.
Как установлено в п. 1 решения Совета депутатов городского округа Солнечногорск Московской области от 17.04.2019 N 10/1 "О правопреемстве органов местного самоуправления городского округа Солнечногорск" органы местного самоуправления городского округа Солнечногорск в соответствии со своей компетенцией являются правопреемниками органов местного самоуправления Солнечногорского муниципального района, городских поселений Солнечногорск, Поварово, Менделеево, Ржавки, Андреевка, сельских поселений Кривцовское, Кутузовское, Луневское, Пешковское, Смирновское, Соколовсккое, входивших в его состав, в отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами с даты формирования соответствующих органов местного самоуправления городского округа Солнечногорск.
Указанное обстоятельство послужило основанием для обращения истца с заявлением о процессуальном правопреемстве.
Возражения и доводы правопреемника, изложенные в отзыве и озвученные в судебном заседании, сводились к тому, что ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам. Аналогичные доводы изложены в апелляционной жалобе.
Также Администрация городского округа Солнечногорск Московской области указала, что срок для предъявления требований к ответчику истек 05.08.2019, что лишает права истца на предъявление требований.
Отклоняя данные доводы, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии со ст. 48 АПК РФ, в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования и пр.) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.
В части 10 статьи 85 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) закреплено, что органы местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований являются правопреемниками органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, осуществлявших на территориях указанных муниципальных образований полномочия по решению вопросов местного значения на основании законодательных актов Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона N 131-ФЗ преобразованием муниципальных образований, в том числе, являются объединение, разделение муниципальных образований, изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа либо лишением его статуса городского округа.
Преобразование муниципальных образований осуществляется законами субъектов Российской Федерации по инициативе населения, органов местного самоуправления, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, федеральных органов государственной власти в соответствии с настоящим Федеральным законом (часть 2 статьи 13 Федерального закона N 131-ФЗ).
На основании статьи 1 Закона Московской области от 24.05.2017 N 82/2017-ОЗ "Об организации местного самоуправления на территории Ступинского муниципального района" объединены территории городского поселения Жилево, городского поселения Малино, городского поселения Михнево, городского поселения Ступино, сельского поселения Аксиньинское, сельского поселения Леонтьевское, сельского поселения Семеновское без изменения границ Ступинского муниципального района. Городское поселение, образованное путем вышеуказанного состава территории Ступинского муниципального района, наделено статусом городского округа.
13.05.2019 принято Решение Совета депутатов о ликвидации Администрации муниципального образования сельского поселения Пешковское Солнечногорского муниципального района Московской области.
01.08.2022 Администрация муниципального образования сельского поселения Пешковского Солнечногорского муниципального района Московской области ликвидировано, о чем внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц N 2225001768990 от 01.08.2022.
Задолженность в размере 627 328 руб. была взыскана решением суда от 25.06.2021 года, и в августе 2019 года у истца не было права на предъявление указанной задолженности, в связи с чем, сроки им не пропущены. Истец также сослался на ст. 63 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой ликвидационная комиссия принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также уведомляет в письменной форме кредиторов о ликвидации юридического лица.
Судом первой инстанции установлено, что исполнительный лист от 01.09.2021 истцом предъявлялся на исполнение в службу судебных приставов, и был возвращен по причине того, что ответчик находится в ликвидации.
В силу статей 124 и 125 Гражданского кодекса РФ орган местного самоуправления выступает в правоотношениях как публично-правовое образование, осуществляющее публично-правовые функции, предусмотренные Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В этой связи имущественные обязательства при правопреемстве, в том числе по оплате муниципальных контрактов, возникают у вновь образованного городского округа как публично-правового образования в лице администрации городского округа как органа местного самоуправления, а не у администрации городского округа как учреждения.
Таким образом, при преобразовании муниципального образования в порядке ст. 13 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" положения ст. 61 Гражданского кодекса РФ, определяющей последствия ликвидации юридических лиц, не подлежат применению, поскольку существует специальная норма - п. 10 ст. 85 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Исходя из положений п. 10 ст. 85 и ст. 13.1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" сам по себе факт ликвидации (упразднения) администрации не свидетельствует о прекращении ее обязательств.
Согласно п. 10 ст. 85 названного Закона органы местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований являются правопреемниками органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, осуществлявших на территориях указанных муниципальных образований полномочия по решению вопросов местного значения на основании законодательных актов Российской Федерации. Имущественные обязательства органов местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований, возникающие в силу правопреемства, определяются передаточным (разделительным) актом. Порядок и сроки составления передаточного (разделительного) акта устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 N 903 утверждены Правила составления передаточного (разделительного) акта по имущественным обязательствам органов местного самоуправления (далее - Правила).
В п. 1 названных Правил указано, что под имущественными обязательствами органов местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований, возникающими в силу правопреемства, понимается совокупность долговых обязательств муниципальных образований, включенных в объем муниципального долга в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, и кредиторская задолженность муниципальных бюджетных учреждений.
Согласно п. 1, подпункту 5 п. 3 ст. 100 Бюджетного кодекса РФ структура муниципального долга представляет собой группировку муниципальных долговых обязательств по установленным настоящей статьей видам долговых обязательств. В объем муниципального долга включается объем иных непогашенных долговых обязательств муниципального образования. В соответствии с пунктами 3, 4, 6 Правил разграничение обязательств оформляется органами местного самоуправления, выступающими от имени муниципальных образований, путем составления передаточного акта по принимаемым (передаваемым) обязательствам, определяющего имущественные обязательства органов местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований, возникающие в силу правопреемства (далее - передаточный акт). Основанием для составления передаточного акта является вступление в силу закона субъекта Российской Федерации об определении границы вновь образуемого муниципального образования в связи с преобразованием ранее образованного на этой территории муниципального образования. Передаточный акт составляется по состоянию на дату, начиная с которой органы местного самоуправления вновь образованного муниципального образования приступают к осуществлению своих полномочий. При объединении муниципальных образований обязательства органов местного самоуправления каждого из них консолидируются. Консолидация обязательств оформляется в виде передаточного акта. Передаваемый (принимаемый) вновь образованным муниципальным образованием объем долговых обязательств не должен превышать требований бюджетного законодательства Российской Федерации в части установления предельного объема муниципального долга.
Исходя из указанных норм права, вновь образованное муниципальное образование является правопреемником органов местного самоуправления, осуществлявших на его территории полномочия по решению вопросов местного значения, в силу прямого указания закона.
При этом отсутствие передаточного акта не может служить основанием для нарушения прав кредитора. Реорганизация администраций городских и сельских поселений как юридических лиц в соответствии со статьями 57-60 Гражданского кодекса РФ не освобождает администрацию вновь образованного городского округа от исполнения имущественных обязательств, возникающих в порядке правопреемства в связи с преобразованием муниципальных образований. При ликвидации администраций городских и сельских поселений следует руководствоваться письмом Министерства финансов Российской Федерации 16.06.2003 N 03-01-01/08-176 "О порядке проведения реорганизации и ликвидации федеральных органов исполнительной власти и федеральных учреждений и отражения указанных процедур и их результатов при исполнении федерального бюджета и в бухгалтерском учете и отчетности учреждений".
Данные выводы суда первой инстанции суд апелляционной инстанции признаёт правильными, поскольку они соответствуют действующему законодательству Российской Федерации и основаны на установленных при рассмотрении вопроса о процессуальном правопреемстве обстоятельствах.
Заявителем апелляционной жалобы не приведено фактов, которые не были учтены судом первой инстанции при вынесении определения и имели бы существенное значение для вынесения судебного акта.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции у суда апелляционной инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для безусловной отмены судебного акта, при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах основания для отмены определения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 части 4 статьи 272, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Московской области от 25 апреля 2023 года по делу N А41-19380/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в кассационной порядке в течение месяца со дня его изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области.
Судья |
Е.А. Стрелкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-19380/2021
Истец: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА СОЛНЕЧНОГОРСК МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, АО "МОСОБЛГАЗ", АССОЦИАЦИЯ "МОСКОВСКАЯ САМОРЕГУЛИРУЕМАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ АРБИТРАЖНЫХ УПРАВЛЯЮЩИХ"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ ПЕШКОВСКОЕ СОЛНЕЧНОГОРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: АО "МОСОБЛГАЗ"